5 типов поведения взрослых людей, вызванных травмами детства

Разберем механизм получения травмы в детстве на примере возникновения депрессии

Есть такой термин «беспричинная депрессия», который описывает крайне тяжелое состояние психики взрослого человека. В этом случае, имеется в виду, что явных причин для такого состояния нет. У человека в жизни не происходило никаких драматических событий, который могли бы объяснить сложившиеся положение.

На самом деле причины есть. Они могли возникнуть в детстве и теперь скрыты в подсознании. У ребенка нет окончательно сформированной и устойчивой психики. Если возникают травмирующие психику ситуации, то срабатывает защитный механизм в виде вытеснения или забывания.

На внешнем плане от негативного события не остается и следа, но это не значит, что эта «психологическая заноза из прошлого» не будет из подсознания влиять на человека в будущем.

Стоит отметить, что для взрослого кажется пустяком, то для ребенка совсем не пустяк, а настоящая катастрофа, поэтому оценивать степень влияния какой-либо ситуации необходимо не с точки зрения взрослого, а ребенка. Увидеть, насколько для ребенка какая-либо ситуация имеет значение несложно, ведь это сразу видно по его реакции и эмоциям.

Если травмирующая ситуация была не слишком сильна, то механизм подавления успешно вытеснит воспоминание или эмоцию в подсознание, чтобы психика осталась в устойчивом состоянии. Шлейф от события не будет сильно беспокоить человека в будущем, а остатки тревоги или напряжения будут находить безобидные выходы из подсознания, но если эмоциональный заряд слишком силен, то барьер подсознания будет давать сбои и на выходе мы получим беспричинную депрессию, тревогу и другие негативные состояния…

Я попытался максимально упростить описания механизма появления психических проблем у взрослого, причины которых идут из детства. Нам сейчас не требуется погружаться в тонкости этих процессов, не сильно важны точные значения терминов, нам важна логика процесса, которая теперь вам понятна.

Как возникает психическая травма?

Мозг человека содержит очень древние структуры, которые Питер Левин называет «мозгом рептилий» (ящериц, крокодилов и других пресмыкающихся). Это такие структуры, которые в процессе эволюции появились у всех плавающих, летающих и ползающих позвоночных тварей.

Мозг такого уровня способен выдать мгновенную реакцию, которая защищает организм от опасностей, угрожающих жизни животного. В дикой природе опасности встречаются на каждом шагу, и животные благополучно спасаются – реагируют на них бегством, для чего весь организм мобилизуется.

У людей мозг устроен гораздо сложнее, он содержит, кроме древних структур, относительно новые, благодаря которым возможны речь и решение сложных творческих задач. Однако, поразительным образом мгновенные простейшие реакции, присущие животным в угрожающей ситуации, у человека могут не сформироваться. Поэтому, если животные мгновенно реагируют на опасность, то человек – не всегда. Будет ли он травмирован при встрече с угрозой – в огромной степени зависит от индивидуальной способности человека реагировать в этих ситуациях.

Когда животное (будь то лев, собака, косуля, лошадь, птица или ящерица) сталкивается с опасностью, его мозг тут же вырабатывает необычайное количество энергии – сродни выбросу адреналина. Это, в свою очередь, вызывает быстрое сердцебиение и другие телесные изменения – чтобы организм смог защитить себя. Так он полностью мобилизуется на борьбу с угрожающими его жизни обстоятельствами.

Неизрасходованная энергия просто так, сама собой не исчезает: на ее основе формируется травматическая реакция. Таким образом, чем меньше энергетических ресурсов израсходовано в опасной ситуации, тем больше их остается и тем более вероятно, что в будущем разовьются травматические симптомы. Такова теория Питера Левина. А вот блестящая иллюстрация из нашей жизни.

Психологическая травма. Причины появления

Психологическая травма — негативные последствия от воздействия на психику человека сильного стресса. Психотравма является проявлением посттравматического стрессового расстройства. Вызывает внутренний дисбаланс и отрицательно влияет на здоровье человека. 

Выделяются несколько групп факторов, которые могут стать причиной психотравмы:


Группа факторов


Ситуации, вызывающие психотравму

Физический и моральный вред

  • физические травмы и насильственные действия, приведшие к инвалидности;  
  • катастрофы на транспорте;
  • войны и стихийные бедствия;
  • увечья, полученные на работе;
  • ухудшение здоровья и/или необходимость оперативного вмешательства и пр.

Перемены в привычном укладе и условиях жизни

  • смерть близкого человека;
  • развод;
  • потеря работы или резкая смена сферы деятельности;
  • долговые обязательства;
  • действия мошенников;
  • проблемы с законом и пр.

Длительные стрессы

  • сильные перегрузки, приводящие к хронической усталости;
  • неизлечимая болезнь;
  • пребывание в тюрьме;
  • постоянные семейные конфликты;
  • алкоголизм или наркозависимость близкого;
  • конфликтная обстановка на работе;
  • сексуальные проблемы и пр.

Психологические травмы детства

  • угнетение индивидуальности;
  • гиперопека;
  • преждевременное взросление;
  • свидетельство насилия и пр.

Заметим, что одна и та же ситуация у одного человека вызывает психологическую травму, у другого нет. Это во многом объясняется индивидуальными особенностями личности.

Психотравма влияет на поведение человека, его реакции и переживания и часто выражается в:

  • ощущении угрозы жизни;
  • постоянном тревожном состоянии, чувстве тоски и безысходности;
  • ощущении собственной беспомощности;
  • чрезмерном употребление алкоголя и мыслях о суициде;
  • попытке спрятаться от окружающего мира;
  • невнимательности, неспособности переключиться на другие события и т.д.

В физическом состоянии психотравма проявляется в:

  • частой бессоннице или ночных кошмарах;
  • изменении пищевых привычек, переедании или полном отказе от еды;
  • резких колебаниях давления, учащении пульса, повышенном потоотделении;
  • постоянной усталости;
  • бурной реакции на минимальный раздражитель;
  • потере интереса к противоположному полу и пр.

Подобные проявления могут исчезать и возникать вновь при появлении фактора, напоминающего о трагедии, приведшей к психологической травме.

Индивидуальные консультации или консилиум? Что выбрать?

Для того чтобы во всём этом разобраться, а в подростковом возрасте это особенно сложно сделать, необходимо участие различных специалистов.  Это и врачи-психиатры, невропатологи, педиатры, психологи, клинические и семейные психологи, педагоги, дефектологи и много других специалистов,  которые принимают участие в оказании помощи подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации в связи с теми или иными психическими расстройствами.

Это практически невозможно сделать, придя на индивидуальную консультацию к кому-то из этих специалистов. В большинстве случаев,  если обратиться к психиатру или просто к психологу,  ребёнок не получит достаточного количества ответов на свои вопросы, и родители тоже не получат ответов на вопрос о том, что же с ним происходит. Необходимо обследование, диагностика, необходим системный подход. И этот системный подход в идеале можно получить только в специализированном учреждении.

Например, в психиатрической больнице или в научном центре психического здоровья детей и подростков. В Москве есть такой центр имени Г. Е. Сухаревой. В этот центре совсем не обязательно госпитализироваться, существуют и нестационарные формы наблюдения и обследования, и амбулаторные, и полустационарные формы.

Если обследование прошло успешно, если на этом обследовании не обнаружилось, к счастью, никаких серьезных психических заболеваний, тогда мы можем определить дальнейший маршрут оказания помощи таким пациентам, определить алгоритм их дальнейших действий.

Если это окажется то состояние, которое может быть ликвидировано амбулаторной помощью психиатра или психолога, тогда нужно найти такого психиатра, психолога, специалиста в области подростковой психологии и психиатрии, которые смогут, работая с этим подростком индивидуально, амбулаторно решить значительную часть его проблем и проблем его семьи.  

Причины детских психотравм

Чтобы избавиться от детских психологических травм, необходимо разобраться с их причинами. Причин развития отклонений, которые мешают человеку в дальнейшем множество. К самым частым из них относятся:

  1. Серьёзное заболевание, протекающее в детском возрасте. При болезненном состоянии ребёнок ощущает себя слабым и не понимает из-за чего это происходит. По этой причине может складываться боязнь того, что подобное состояние будет преследовать его постоянно. В зрелом возрасте такой человек будет постоянно присматриваться к своему организму и искать подвох. Возникает страх появления болезней, травм и других нарушений работы организма.
  2. Насилие со стороны взрослых. Психотравмыпоявляются из-за насильственных действий со стороны родителей, учителей, воспитателей. Насилие может быть психологическим, физическим и сексуальным. Последствия от подобного отношения могут развить у ребёнка ряд комплексов, страхов. Ребёнок будет не общительным, запуганными или, наоборот, агрессивным.
  3. Предательство взрослых. Это может быть развод родителей, несправедливое отношение домочадцев. Если случился развод и кто-то из взрослых покинул семью, ребёнок будет с детства негативно относится в любым серьёзным отношениями. В дальнейшем ему будет трудно наладить отношения со сверстниками и найти любимого человека.
  4. Отсутствие должного внимания в отношении ребёнка. Когда малыш в детстве не ощущает родительской заботы, ласки, защиты и внимания, он представлен сам себе и своим переживаниям. В дальнейшем он может не проявлять этих чувств по отношению к окружающим людям.
  5. Смерть родственника. Самая величайшая катастрофа, которая может произойти в детстве ребёнка, это смерть близкого родственника. Он может замкнуться в себе, что приведёт к непоправимым последствиям в дальнейшем.

На дальнейшее развитие ребёнка может повлиять негативное отношение сверстников. Постоянные издевательства угнетают психику и общее состояние малыша. Это формирует ряд комплексов и неприязнь к себе.

Психологи выделяют определённые фразы, которые могут негативно повлиять на развитие ребёнка в дальнейшем. Их могут непреднамеренно употреблять взрослые во время разговора с малышом. Фразы:

  1. Лучше бы ты родился похожим на (имя другого знакомого ребёнка). Это прямое принижение достоинств ребёнка и выделение его недостатков. Из-за постоянных сравнений малыш будет пытаться слиться с толпой и не выделяться.
  2. Хватить поступать как маленький, ты уже взрослый. Умышленное лишение ребёнка детства. Из-за подобных фраз он будет быстрее становится самостоятельным, однако, не чувствует всей радости детства.
  3. Лучше бы ты не родился. Это серьёзнейшая фраза, которая заставляет ребёнка думать о том, что он не нужен в этом мире и ему лучше умереть. Последствия могут быть катастрофическими.
  4. Ты никогда не вырастешь. Эта фраза сковывает действия малыша и не даёт ему учиться самостоятельности. Приводит к медленному взрослению и невозможности осознать окружающий мир.
  5. Перестань мечтать и займись делами. После этих слов ребёнок будет отказываться от собственных мыслей и размышлений, потеряет интерес к логическому мышлению.
  6. Прекрати ныть. Это грубая форма насильственного отказа от чувств. Неразрешённые проблемы накапливаются в подсознании и проявляются в дальнейшем в виде серьёзных психологических проблем.

Родители могут говорить ребёнку, чтобы он никому не верил и был аккуратен. Это приводит к ухудшению общения со сверстниками, нежеланию заводить новые знакомства, плохому восприятию наставлений взрослых.

Суть гиперопёки

Хотя с внешней стороны гиперопёка кажется проявлением очень сильной любви, на редкость самоотверженной заботы, — на самом деле это не так. Гиперопёка всегда вызвана не любовью, а чрезмерным беспокойством матери, даже страхом.

Собственно, все женщины беспокоятся о своих детях. Все в какой-то мере боятся, как бы ребёнок не упал, не ушибся, не провалился в воду и пр. Это естественно. Однако у некоторых женщин – в силу каких-то особых причин – это беспокойство за своего ребёнка начинает играть решающую роль в структуре личности, становится их главным побуждением в отношениях со своим ребёнком.

Часто причина в том, что ребёнок становится для мамы сверхценностью, например, из-за того, что не сложилась личная жизнь. Подсознательно женщина хочет компенсировать недостаток любви мужа – любовью ребёнка. Но это невозможно — по объективным причинам.

Родительское стремление излишне опекать свое дитя может иметь и другие внутренние психологические причины. Это может быть просто наследуемая модель поведения. Или же – подверженность внешним установкам. «В книгах же пишут, как правильно любить ребенка, а я хочу быть правильной – поэтому буду любить до беспамятства», — внутреннее неосознаваемое послание такого родителя. Или же – комплекс вины, полученный в детстве, от которого нет спасения. Так травмированная мать будет травмировать своего ребенка, даже не понимая этого и страдая сама. Но это уже истории о родителях, а что же дети?

В случае гиперопеки ребёнок растёт беспомощным, зависимым от родителей. Он не научается строить отношения, основанные на взаимоуважении и учете интересов окружающих, испытывает значительные сложности при принятии решений и необходимости нести за них ответственность.

Причины, предпосылки и факторы риска

Принято считать, что психологическая травма всегда случается внезапно. Она возникает в момент, когда человек совсем не подготовлен к шокирующему событию. Однако это не совсем так – казалось бы, родственники пациента, страдающего онкологическим заболеванием, знали о далеко зашедшем патологическом процессе, знали о стадии заболевания и о том, что врачи сделали все, что могли. Тем не менее, после ухода их близкого из жизни, у них может развиться реакция тяжелой утраты, схожая с той, которая будет и у человека, потерявшего своих родных внезапно, например, в автокатастрофе.

Выделяют условия, которые приводят к психологической травме с большой долей вероятности:

  • Травмирующее событие случилось неожиданно, ничто не указывало на такое развитие событий.
  • Не было никакой возможности предотвратить травмирующее событие. Или такая возможность была, но пациент ей не воспользовался.
  • Событие было отмечено жестокостью или несправедливостью.
  • Есть предпосылки из детства: такое же травмирующее событие произошло много лет назад и не было проработано со специалистом.
  • У человека были неоднозначные отношения с пострадавшим (например, частые ссоры или чувство вины).

Психологической травмой может стать что угодно – утрата, эпизод насилия, несчастный случай, заболевание, сильная опасность для жизни и здоровья. Травматичный эпизод может произойти как с самим пациентом, так и с его родственниками или друзьями или на его глазах.

Вызвать психологическую травму может и длительное негативное воздействие на психику – например, жизнь в семье с частыми эпизодами насилия, соседство с преступниками или неадекватными людьми, длительная болезнь. Для «чувствительных», сенситивных людей с лабильной психикой даже, казалось бы, рядовое событие может в ряде случаев повлечь за собой травматизацию, которая в таких случаях называется «расстройством адаптации», но, тем не менее, требует помощи специалиста. Такими причинами могут стать переезд в новый город, смена работы с увеличением нагрузки и ростом требований и конкуренции, даже такое радостное событие, как появление в семье ребенка (даже любимого и долгожданного!) может послужить «пусковым механизмом» для развития расстройства адаптации.

Чаще всего к психологическим травмам приводят следующие события:

  • Бытовые травмы, спортивные травмы.
  • Перенесенные хирургические операции, особенно если вмешательство произошло в детстве.
  • Смерть близкого человека.
  • Техногенные и антропогенные катастрофы. Автоаварии, авиакатастрофы.
  • Расставание в отношениях, которые много значили.
  • Унизительный опыт, сильное разочарование в себе или окружающих.

Нужно понимать, что не у всех людей вышеперечисленные ситуации приведут к психологической травме. Есть некоторые факторы риска, которые повышают уязвимость перед эмоциональными потрясениями. У некоторых людей к травме может привести на первый взгляд малозначимое событие, а кто-то легко переносит даже длительное пребывание в травматичной обстановке.

Повышенный риск отмечают у людей, которые находятся в состоянии постоянного стресса. Также в зоне риска люди с детскими травмами, все те, кто страдал от эпизодов депрессии или тревожного расстройства. У таких людей легко спровоцировать психологическую травму и еще легче – повторную травматизацию. У части пациентов, которым ставят диагноз «психотравмы», и в прошлом отмечалась некая предрасположенность к избыточному реагированию – врожденная «уязвимость к стрессу», иначе называемая специалистами «эмоциональной лабильностью».

Причины появления психологических травм

1) Непринятие ребенка таким, какой он есть. Это основная причина формирования психологических травм. А так как большинство родителе невежественны в вопросах воспитания, практически все дети получают психологические травмы. Единственное, что у одних детей они более сильные, а у других более слабые.

Когда человек рождается, его душа хочет, чтобы он научился понимать и принимать себя полностью, свои сильные и слабые стороны, прощать себе ошибки и исполнять свои желания. Эту потребность испытывают все. Однако вскоре ребенок начинает понимать, что проявление его истинной сути не нравиться родителям и окружающим. Они вечно ему что-то запрещают, недовольны им и не позволяют реализовывать его желания во всей полноте. В итоге ребенок приходит к выводу, что быть самим собой плохо и неправильно. Это осознание ему неприятно, и сначала он пытается злиться, бунтовать и требовать выполнение своего желания, но вместо этого родители наказывают или не обращают на него внимания. Подобные действия часто приводят ребенка к истерике.

Если же ребенку позволить проявляться так, как он хочет, то его поведение будет естественным и уравновешенным. Но такое бывает редко. Поэтому на протяжении всей своей жизни ребенок создает в себе новую личность — маску. Создание масок — это следствие нашего стремления скрыть от самих себя или других наши не принятые части личности.

2) Предательство родителей. Это может быть развод или ребенок был передан бабушке на воспитание, рано отдан в детский сад. Также смерть одного из родителей для ребенка часто воспринимается как предательство.

3) Недостаток внимания. Родители не уделяют должного внимания ребенку из-за загруженности на работе или других важных дел. В результате ребенок себя чувствует ненужным, брошенным и отвергнутым.

4) Токсичные родители. Физические наказания, психологическое давление, крики, унижения. В результате чего ребенок становится неуверенным в себе, пугливым и пассивным.

5) Неблагополучная семья. Родители злоупотребляют алкоголем, не заботятся о ребенке. В итоге он предоставлен сам себе, не чувствует защищенности, у него нет доверия к людям и миру.

Чем больше негативного опыта получил ребенок, тем сильнее его психологические травмы. Первая причина встречается практически у всех. Мало какие родители принимают ребенка таким, какой он есть, позволяют ему самовыражаться так, как ему хочется. Из-за собственных страхов и незнания психологии родители и другие люди своим поведением показывают ребенку, что быть самим собой нельзя.

История детсадовского ребенка

Вспоминаю такой случай. Мама пришла за дочерью в детский сад. Девочка начала молча одеваться, вынимая одежду из шкафчика. Усталая мать не придала значения молчанию ребенка, и только на улице ей это показалось странным. «Доченька, что же ты не отвечаешь мне?» – спросила мать и, внимательно посмотрев в лицо своего ребенка, попыталась разжать ей челюсти…Челюсти были плотно сжаты: рот полон винегрета.

Источник травмы – поведение воспитателя, продиктованное его стремлением во что бы то ни стало накормить детей (хороший аппетит – главное достоинство детсадосвского ребенка).

Чтобы определить, действительно ли необычное поведение – реакция на травматическую ситуацию, постарайтесь упомянуть о пугающем эпизоде и посмотрите, как ваш ребенок отреагирует на это упоминание. Травмированный ребенок не захочет слышать про это событие или, наоборот, при придет в возбуждение и, исполненный страха, будет не переставая говорить об этом. Возможно, он замолчит, и вы ни слова от него не добьетесь. Вспоминая о травмирующем эпизоде, мы открываем в прошлом источник негативных чувств. Если эти чувства не были вовремя отреагированы, потом у ребенка не будет и потребности в таком отреагировании, в том, чтобы истратить вредный избыток энергии.

История Олега

Когда родители Олега разошлись, мальчику было всего 3 года. До того он был весёлым, счастливым, энергичным ребёнком. Но вскоре после развода, оставшись с мамой, Олег стал исключительно «трудным», как называют таких детей педагоги. В садике он постоянно дрался, не слушал воспитателей. Стал гиперактивным. Таким он остался и в школе, где плохо учился, хотя у него хорошие способности.

После окончания школы Олег долгое время не мог найти себя. Он рано женился, но супруги быстро «разбежались». С ребёнком, родившимся от этого брака, Олег почти не виделся. В 25 лет он едва не угодил в тюрьму, подравшись со своим приятелем (оба были не вполне трезвы). Олег так сильно ударил его, что сломал ему нос и скулу. Пришлось платить огромные отступные, чтобы помириться и замять уголовное дело. Он несколько раз менял род занятий.

Когда почти в 30 лет Олег, по совету своей второй жены, обратился к психологу, он рассказал, что иногда у него бывают приступы беспричинного отвращения и даже ненависти к окружающим. Ненависть вызывает любой человек, который в этот момент подвернётся ему под руку. В таких случаях он боится самого себя, боится сделать что-то страшное. Обычно он мало пьёт, но иногда его тянет «отключиться» с помощью алкоголя.

Психическая травма

В психологии различают понятия «психологическая» и «психическая» травма. Если психологическая травма дает возможность человеку справиться с ее последствиями и адаптироваться в социальной среде, то психические нарушения существенно изменяют эмоциональное состояние и поведение. Во втором случае принято говорить о нарушении психики и развитии отклонений в ее функционировании.

Степень влияния и последствия психической травмы зависят от характера, устойчивости человека к негативному опыту, индивидуальной значимости конкретного события. В отличие от психологического негативного опыта, последствия психической травмы проявляются сразу же после травмирующего события. Проявления включают такие патологические состояния:

  • смутное сознание, спутанное мышление;
  • провалы в памяти, ретроградная амнезия;
  • странное выражение своих мыслей;
  • невнимательность;
  • неадекватные реакции;
  • развитие беспочвенных страхов;
  • приступы панических атак;
  • нарушение речи.

Психическая травма приводит не только к нарушению работы психики, но и может стать причиной потери трудоспособности, физической ограниченности.

Неспособность реализовать весь свой потенциал

Исследователи из Университета Флориды и Университета Джорджа Мейсона четко связали травмы детства с качеством жизни ниже среднего.

Как пишут они сами, «Ученики, которым в детстве были нанесены психические травмы, часто показывают недостаточные успехи в учебе, что, в свою очередь, ведет к антисоциальному поведению, уменьшению количества возможностей, и даже к неспособности заработать в будущем себе на жизнь».

Также исследовательская команда нашла четкую связь между социально-экономическим статусом и травматическим стрессом. Люди, воспитывавшиеся в бедных семьях низкого социального статуса с более чем на 65% вероятностью страдают от психических травм детства, чем дети из «среднего класса».

Как со всем этим справиться

Во-первых (и, пожалуй, это важнее всего), если вы знаете о ребенке, с которым плохо обращаются, или над которым совершают насилие, свяжитесь со службой защиты детей или полицией. Если уж начинать лечить раны прошлого, то лучше это делать как можно раньше — хотя делать это никогда не поздно. И хотя активные действия в таких ситуациях не всегда возможны, если такие дети смогут хотя бы поговорить с дружественными взрослыми о том, что с ними происходит, это может оказать на них очень благотворное влияние.

Но что же делать взрослым? Как считают специалисты Helpguide.org, всемирно известной организации, занимающейся душевным здоровьем, есть целых четыре вещи, которые помогают взрослым в исцелении своего травматического прошлого.

1. Займитесь физическими упражнениями

Чтобы противостоять этому, регулярно занимайтесь какими-то физическими упражнениями — по 30 минут в день, пять дней в неделю. Если вам пока что сложно это сделать, начните с трех десятиминутных разминок в день.

2. Не изолируйте себя от общества

3. Приведите в баланс свою нервную систему

Это очень важный пункт, так что обратите на него максимальное внимание. Вы можете уменьшить уровень возбуждения вашей нервной системы с помощью дыхательных упражнения или медитации

Сделайте 60 глубоких вдохов и выходов, сосредоточив свое внимание на каждом вдохе и каждом выдохе

Вы можете уменьшить уровень возбуждения вашей нервной системы с помощью дыхательных упражнения или медитации

Сделайте 60 глубоких вдохов и выходов, сосредоточив свое внимание на каждом вдохе и каждом выдохе

4. Следите за своим здоровьем

Врачи рекомендуют выделять на сон не менее 7-9 часов, максимально избегать алкоголя и табака (или других веществ) максимально сбалансировать свою диету и регулярно отдыхать для снижения стресса.

Запрет на проявление эмоций

Если ребенок в детстве был подвержен какому-либо насилию, или его ругали, когда он плакал, сильно громко смеялся, грустил, обижался, боялся и т.д., то он начинает неумышленно контролировать и подавлять свои эмоции. В его сознании закладываются установки: «проявлять любые эмоции плохо», «жаловаться плохо», «бояться плохо», «говорить о том, что тебе больно и плохо – тоже плохо».

Вырастая, он перестает чувствовать свой внутренний мир, ему сложно кого-то полюбить, так как есть явное непонимание возникающих эмоций из-за их блокировки. Такой человек теряет радость в жизни, его мало что устраивает, он не может наслаждаться приятными моментами, не видит счастья в простых вещах.

Как результат: эмоциональный холод и отстранение, сложности в построении любых отношений, регулярное переедание и набор лишнего веса на фоне эмоционального голода и связанного с этим стресса. Такие люди пытаются похудеть с диетологом, но у них ничего не получается, так как не проработаны деструктивные установки, не откорректирована детская травма, психология мышления продолжает подчиняться заложенным некогда стереотипам.

Узнать в толпе таких людей можно по следующим признакам:

  • непринятие комплиментов со стороны;
  • умалчивание своих достижений;
  • настороженное отношение ко всем, кто проявляет к ним симпатию и интерес;
  • холодное безучастное выражение лица;
  • отказ посещать развлекательные мероприятия;
  • отсутствие поддержки и слов одобрения в адрес близких и дорогих людей;
  • надменность или странности в поведении, отпугивающие окружающих.

Таких личностей нужно заботливо отогревать, учить их чувствовать эмоции и проявлять их, постепенно насыщать их жизнь разными событиями и впечатлениями, чтобы прокачать эмоциональную сферу. Как только это получится сделать, сразу же решатся многие проблемы в построении отношений и коррекции веса.

Эпидемиология и факторы риска

Уровень распространенности посттравматического расстройства среди подростков и детей достаточно сложно. В ходе последних исследований стало известно, показатель распространенности ПТСР колеблется от 5,3% до 98%, и зависит от типа травмирующего события. Самые высокие цифры принадлежат подросткам и детям, ставшим жертвами политических преследований, пережившим войну или подвергшимся репрессиям. Более низкий — детям, перенесшим серьезные болезни или травмы.

Современное общество, к сожалению, подвергает детей риску быть психологически травмированным практически в любом месте — это может быть и школа, и общественное место, и своя собственная семья. Миллионы детей становятся жертвами насилия, жестокости, становятся свидетелями смерти, страшных трагических событий.

Посттравматическое стрессовое расстройство вследствии травматических событий развивается у детей более часто, чем у взрослых. И отсутствие данного психического расстройства в детстве еще не означает, что оно не проявится в будущем — риск возникновения психологических отклонений, а также серьезных последствий для здоровья многократно увеличивается. Между тем, замечено, что количество симптомов ПТСР напрямую зависит от того, как часто подросток подвергался травмирующим событиям. У тех детей, которые перенесли только одно событие, симптомов будет намного меньше, чем у подростков, подвергавшимся им неоднократно. Но вот у девочек ПТСР может наступить даже после одной единственной психологической травмы, и происходит это чаще, чем у парней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector