Как стать преподавателем в вузе

Заработная плата

Преподаватели в вузах получают более высокий оклад, чем, например, школьные учителя или педагоги-организаторы. На уровень оклада чаще всего оказывают влияние:

  • наличие/отсутствие подготовки в аспирантуре;
  • наличие/отсутствие ученой степени;
  • стаж, а также уровень вуза, в котором специалист работает.

Дополнительным источником дохода может стать репетиторство, ведь услуги преподавателей вузов, которые готовят ребят к вступительной кампании, очень хорошо оплачиваются.

Карьерный путь

Преподаватель может в перспективе занять более высокую должность. Например, ассистентом может стать выпускник аспирантуры или человек с опытом работы свыше одного года. Старшим преподавателем — соискатель, который является кандидатом наук или же имеет стаж работы в вузе (3 года и более). Доценты и профессора – самые престижные специалисты, для достижения этих высот необходимо окончить аспирантуру, вести исследовательскую деятельность и публиковать научные труды, а также иметь большой опыт работы.

Профессиональные знания

  1. Преподавательская деятельность.
  2. Правила разработки методических материалов.
  3. Психология деятельности студенческого коллектива.
  4. Конфликтология.
  5. Иностранный язык.

Звания и научная иерархия в России

Что касается профессионалов, занимающихся преподаванием и / или исследованиями и работающих в университетах / исследовательских институтах или в промышленности, существует три атрибута: ученое (научное) звание, ученая (научная) степень и должность.

В настоящее время присвоены ученые звания

В России с 2018 года присвоены научные звания доцента (доцента) и профессора (профессора). Подробную информацию о званиях можно получить — на русском языке — на сайте Высшей аттестационной комиссии, которая в большинстве случаев отвечает за присвоение званий .

Часто слово «ранг» в России используется слишком часто и неправильно синонимично со степенями и должностями. Однако любые термины или названия, такие как «PhD», «Доктор / Доктор / Доктор», «Академик», «Декан», «старший научный сотрудник» и т. Д., Официально не являются званиями, хотя иногда их смешение встречается даже в документах. обычно переносится. Что касается ученых степеней в России, то они бывают: первая предлагаемая степень колледжа называется Diplom Диплом (Диплом), который приблизительно соответствует степени магистра ). Российские степени — это Kandidate Nauk (буквально кандидат наук , теперь может считаться примерно эквивалентным американскому PhD; Doktor Nauk (буквально доктор наук , высшая степень сейчас может считаться примерно эквивалентной немецкому Doctor habilitatus). .

Научные должности в России

Должности преподавателей в российских университетах: профессор (профессор), обычно доктор наук ; Доцент (доцент), обычно кандидат наук ; Старший преподаватель ( русский : старший преподаватель ) — обычно опытный преподаватель (более 3 лет опыта преподавания), имеющий российский диплом; примерно эквивалентно американской степени бакалавра, но не обязательно обладателя степени кандидата наук; Ассистент (ассистент) — преподаватель начального уровня. Кроме того, есть должности технического персонала : техник-исследователь (техник), заведующий лабораторией (лаборант) и связанный с ним персонал, как правило, не рассматриваются как преподаватели, большинство из них являются студентами или аспирантами. Как можно понять, каждый из терминов «доцент» и «профессор» в России имеет двойное значение: это название звания и должности.

К административным позиции принадлежат ректору ( русский : ректор ); Провост ( русский : первый проректор ); Проректоры (по учебной, научной, финансовой, внешнеэкономической деятельности); Декан ( русский : декан ); Заместители деканов (академический, исследовательский); Председатель ( руководитель ) отдела ( русский : заведующий кафедрой ); Начальник административных отделов.

В промышленности и в научно-исследовательских институтах существует гораздо больше разнообразных должностей, включая младших, обычных, старших, ведущих, главных исследователей, заведующего лабораторией, заместителя начальника и многих других. Обычно старший научный сотрудник имеет ученую степень кандидата наук, ведущий научный сотрудник — обладатель ученой степени доктора наук; Главный научный сотрудник обычно занимает почетную должность для обладателя степени доктора наук.

Важность рейтинга

Чтобы иметь право на занятие вышеупомянутых преподавательских или исследовательских должностей, звание обычно не требуется, хотя многое зависит от местного законодательства в университете. Тем не менее, в некоторых случаях звание может помочь при выборе в конкурсной процедуре. Кроме того, обладатель звания может претендовать на более высокую заработную плату на той же должности, чем его / ее коллеги без звания.

Напротив, степень — по крайней мере, кандидат наук — обязательна для доцента и доктора наук для должности профессора, а также для всех упомянутых административных должностей. В исследовательских центрах невозможно продвижение по службе выше старшего научного сотрудника без ученой степени кандидата наук и выше ведущего научного сотрудника без ученой степени доктора наук ; Старшие исследователи без степени кандидата наук или ведущие исследователи без степени доктора наук являются исключительными случаями после более чем 10 лет исследовательской работы.

Как правило, степень подтверждает полученную квалификацию ученого, тогда как звание, как уже было сказано, просто свидетельствует о его / ее способности действовать на определенной должности. Следовательно, до присвоения звания доцента или профессора человек должен был проработать какое-то время на должности доцента или профессора (или на определенных исследовательских и административных должностях, которые считаются сопоставимыми). Ниже подробно описана наиболее типичная академическая карьера в России.

Требования к работнику высшего учебного заведения

В зависимости от специализации педагога и его должностных функций и полномочий определяются требования к кандидату на должность. Преподаватель в вузе должен иметь:

  1. высшее профессиональное образование;

  2. опыт работы в должности педагога;

  3. знание государственных образовательных стандартов;

  4. глубокие знания предмета по своей специальности, желание совершенствоваться и расти профессионально;

  5. стремление знать последние новости в сфере образования;

  6. знание основ педагогики, психологии;

  7. знание методик обучения студентов и пр.

Преподаватель в вузе должен стремиться к самообразованию, узнавать о современных методиках и исследованиях (по своей специализации), поддерживать контакт со студентами (отвечать на их вопросы, направлять, поощрять и т.д.).

Образование

Это самый первый пункт, с которым сталкиваются новички. Чтобы стать преподавателем в вузе, надо иметь диплом о высшем образовании. При этом нужно быть как минимум специалистом или магистром.

Прием на работу бакалавра станет исключением из правил. Это возможно только при наличии практического опыта работы по специальности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Наличие оконченной аспирантуры дает большие преимущества тем, кто интересуется, как стать старшим преподавателем в вузе. Такой специалист может принимать участие в различных конкурсах на замещение должностей научных сотрудников.

Если преподаватель защитил диссертацию и получил ученую степень, он может претендовать на вакансию доцента или профессора.

Как получить должность доцента и профессора

Для получения должности доцента или профессора требуется лишь высшее образование и опыт преподавания в вузе (для доцента — 3 года, для профессора — 5 лет). Следует отметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж не имеет значения.

Должность доцента или профессора присваивается преподавателям вузов, как правило, имеющим степень кандидата или доктора наук соответственно. Однако отсутствие ученой степени не может являться непреодолимым препятствием. На это прямо указывает п. 11 гл. I Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 № 1н: «На должности доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

Доцентов по должности, не имеющих ученой степени и профессоров по должности, не защитивших докторскую, называют «холодными».

Также рекомендуем:

Зачем писать докторскую диссертацию

Соискатель должности проходит конкурсный отбор либо принимается без конкурса в качестве совместителя. Такой конкурс должен проводиться не реже чем раз в пять лет.

Должностные обязанность доцента и профессора схожи. Они ведут учебную и методическую работу, читают студентам лекции, проводят научные исследования, разрабатывают учебники и учебные пособия, готовят аспирантов и соискателей на кафедре. Кроме того, профессор руководит повышением квалификации работников кафедры.

Взаимное признание ученых степеней

Российское правительство регулярно обновляет перечень иностранных образовательных и научных учреждений, чьи классификации признаются в РФ без проведения предварительной экспертизы. Аналогично в этих зарубежных университетах признаются российские варианты рангов.

Иностранные ученые степени в большинстве случаев не совпадают с принятыми в РФ, что вызывает затруднение при их идентификации и обозначении. Европейские университеты, например, присуждают категорию доктора философии (Ph.D.) людям, защитившим диссертацию в любой изыскательской области. Географ, филолог, математик и т. д. имеют одинаковую категорию – Ph.D. В России эти люди могут называться доктором географических или кандидатом филологических наук.

В любом случае наличие соответствующего обозначения говорит об определенном уровне компетентности и глубине знаний теоретика в той или иной области его деятельности.

Ответственность преподавателя

Раздел, где речь идет о видах ответственности, к которым может быть привлечен преподаватель, и основаниях для этого. Обычно здесь указывается, что преподаватель несет:

  • дисциплинарную ответственность за несоблюдение должностной инструкции, устава вуза, трудовой дисциплины;
  • уголовную и административную ответственность за действия, подпадающие под категорию административного проступка и преступления;
  • материальную ответственность за причинение ущерба имуществу вуза.

Должностная инструкция для преподавателя – всего лишь один из многих документов, регулирующих деятельность педагогического работника. Но подписание инструкции означает, что он соглашается выполнять все условия, зафиксированные в ней. Поэтому перед тем как поставить свою подпись, лучше лишний раз убедиться, что в инструкции закреплены только те права и обязанности, которые действительно есть у сотрудника. Это же правило нужно учитывать и лицу, ответственному за разработку должностной инструкции в вузе.

Общие положения

1.1. Старший педагог дополнительного образования является педагогическим работником и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность старшего педагога дополнительного образования принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

1.3. На должность старшего педагога дополнительного образования в соответствии с требованиям ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Старший педагог дополнительного образования должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

— Конвенцию о правах ребенка;

— возрастную и специальную педагогику и психологию;

— физиологию, гигиену;

— специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности;

— методику поиска и поддержки молодых талантов;

— содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности;

— программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений;

— деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций;

— методы развития мастерства;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики;

— основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности

1.5. Старшему педагогу дополнительного образования запрещается:

— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов старшего педагога дополнительного образования;

— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Старший педагог дополнительного образования принимается и увольняется с работы приказом .

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Широкий выбор направлений подготовки и сфер деятельности.
  2. Много вакансий в вузах, колледжах, техникумах.
  3. Доступно множество способов, позволяющих увеличить доход.
  4. Постоянное повышение квалификации. Стоимость курсов и других образовательных программ нередко компенсирует работодатель.
  5. Можно принимать участие в программах, направленных на международный обмен преподавателями.

Минусы

  1. Преподаватели получают невысокие заработные платы, однако этот минус нивелирует возможность заниматься репетиторством. Также можно найти подработку в коммерческом образовательном учреждении.
  2. Преподаватели постоянно контактируют с родителями студентов, которые могут высказывать недовольство или выдвигать претензии, касающиеся выбранных образовательных технологий.
  3. Длительное обучение, сложный карьерный путь.

В какое время проводится конкурс

Как правило, трудовые
договоры заключают с преподавателями с начала учебного года. Соответственно,
подходят к концу они с завершением учебного года. Оповещают об этом заранее.

Как минимум за два месяца на сайте
вуза публикуют список педагогов, чьи контракты истекают. Соответственно,
указывают и должности, которые могут освободиться. Осведомиться об этом можно и
в отделе кадров.

В течение учебного года
конкурс на замещение должностей могут объявить, если:

  • у одного (или
    нескольких) преподавателей истек срок контракта, заключенного не с начала
    учебного года;
  • сотрудник
    уволился по собственному желанию, не дожидаясь окончания срока договора;
  • педагог вышел
    на пенсию по возрасту или состоянию здоровья;
  • администрация
    решила расширить штат.

Поэтому не стоит
расстраиваться, если к первому сентября получить работу не удалось. Шанс может
выпасть в любое время — нужно лишь отслеживать объявления на официальных сайтах
интересующих вузов.

Минусы пребывания старостой

Минусы деятельности старосты очевидны:

  1. На выполнение обязанностей старосты нужно дополнительное время, которое другой студент, не обремененный этой ролью, может потратить на учебу или развлечения. 
  2. Лидеру группы часто приходится заниматься решением проблем своих однокурсников. 
  3. У него могут быть натянутые отношения с безответственными однокурсниками, которые любят прогуливать занятия. 
  4. Роль руководителя группы обязывает студента заполнять необходимые бумаги для деканата. В частности, это ведение журнала посещений на постоянной основе. Могут быть также дополнительные временные задания. 
  5. Старосте часто приходится слышать от деканата нелицеприятные вещи о дисциплине и плохой успеваемости в группе.
  6. Телефонные звонки от однокурсников могут раздаваться в любое время дня и ночи. 
  7. Человеку, согласившемуся исполнять эту роль, нужно во все время обучения оставаться образцом для подражания в коллективе: как в учебе, так и в поведении.

Как стать преподавателем вуза

Чтобы получить должность в высшем учебном заведении, необходимо как минимум обладать высшим профессиональным образованием по специальности (бакалавр и магистратура). Очень часто в преподавание на должность ассистентов кафедры приглашают бывших студентов. Однако для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице понадобится также поступление в аспирантуру и активное занятие научной деятельностью. Следующие ступени можно будет занять только при наличии кандидатской степени.

Карьера в преподавании строится по определенной схеме: сначала должность ассистента, затем преподавателя. После защиты диссертации можно получить звание доцента. Следующая ступень – лектор (или старший преподаватель). Наконец, высшей ступенью становится звание профессора.

Во всех случаях обязательными являются два фактора:

  • стаж преподавательской работы;

  • наличие ученой степени.

Так, для доцента обязательны – кандидатское звание, наличие научных публикаций, преподавательский стаж от трех лет.

Для старшего преподавателя также нужен стаж более трех лет и ученая степень.

Профессор в обязательном порядке – доктор наук с педагогическим стажем в вузе более 5 лет.

Будучи доцентом также можно претендовать на место заведующего кафедрой, профессор может стать либо деканом факультета, либо занять место ректора.

Таким образом работать преподавателем в вузе и сделать карьеру могут как мужчины, так и женщины. Важны только высшее образование, педагогический стаж работы, обладать определенными личностными качествами и т.д.

Права преподавателя

Для выполнения своих обязанностей и повышения качества учебного процесса преподаватель наделяется определенными правами, которые и отображаются в этом разделе. Преподаватель может:

  • выбирать методы и формы обучения из тех, что имеют педагогические обоснования;
  • проявлять творческую инициативу и авторский подход к преподаванию;
  • выбирать учебники и методические пособия;
  • обсуждать вопросы, касающиеся деятельности вуза во время коллективных собраний педагогических работников и администрации;
  • использовать права и гарантии, предоставленные трудовым законодательством.

При необходимости в этом разделе закрепляются и другие права.

Общие положения

1.1. Преподаватель ВУЗа относится к профессорско-преподавательскому составу и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность преподавателя ВУЗа принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательной организации не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность преподавателя ВУЗа в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Преподаватель ВУЗа должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования;

— локальные нормативные акты образовательной организации;

— образовательные стандарты по соответствующим программам высшего образования;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— порядок составления учебных планов;

— правила ведения документации по учебной работе;

— основы педагогики, физиологии, психологии;

— методику профессионального обучения;

— современные формы и методы обучения и воспитания;

— методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

— требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах;

— основы экологии, права, социологии;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Преподаватель ВУЗа назначается на должность и освобождается от нее приказом .

Как ранжируют ученые степени?

Российская система высшего образования предполагает также наличие двух званий для преподавателей вузов – доцент и профессор. Чтобы получить их, надо иметь определенный стаж преподавательской и исследовательской работы, опубликовать научные труды по своей специальности (согласно ВАК), включая монографии.

Доцент по своему статусу располагается ниже профессора, это сказывается как на престиже, так и на размерах оплаты. Достижение кандидатского уровня не делает преподавателя вуза автоматически доцентом, а получение докторского – профессором.

Чтобы получить степень, надо иметь опубликованные работы и защитить в диссертационном совете университета или научно-исследовательского института диссертацию. После успешной защиты документы направляются в ВАК, который принимает окончательное решение о присвоении ученой степени.

Ученая степень

Должность

Ученое звание

Членство в академии

лаборант

ассистент

старший преподаватель

кандидат наук

доцент

доцент

член-корреспондент

доктор наук

профессор

профессор

академик

заведующий кафедрой

Ученые степени в порядке возрастания в медицине

Не только медики-преподаватели вузов и сотрудники медицинских исследовательских центров, но и практикующие врачи ведут исследовательскую деятельность по своей специализации. Иерархия научных рангов в медицине такая же, как в других сферах теоретической деятельности. Выделяются две ступени: кандидат и доктор медицинских наук.

В России

Должность восстановлена в 1939 году. Однако до марта 1961 года согласно Типовому уставу высшего учебного заведения руководители вузов (учебных институтов), за исключением университетов, по-прежнему именовались директорами, и только с принятием «Положения о высших учебных заведениях» должность директора вуза была заменена на ректора.

Требования к квалификации ректора

В России установлены следующие квалификационные требования к ректорам: высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики; наличие учёной степени и учёного звания; стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет.

Порядок избрания ректора

Ректор в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок, не превышающий 5 лет, по результатам обсуждения программ претендентов (претендента).

Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора, сроки и процедура проведения выборов ректора определяются учёным советом высшего учебного заведения. Порядок выдвижения кандидатур должен предусматривать возможность самовыдвижения.

После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок, не превышающий 5 лет.

Ограничения по возрасту

В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должность ректора замещаются лицами, возраст которых не превышает 65 лет, независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. По представлению учёного совета учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста 70 лет.

Особенности

Преподаватель вуза – пожалуй, самая ответственная деятельность по сравнению с коллегами. Вот почему нужна соответствующая подготовка. Как минимум, нужно иметь диплом магистра или специалиста. Для бакалавров путь в систему образования будет значительно длиннее. И совсем нет шансов у тех, кто не имеет высшего образования.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Нередко преподавателями вуза становятся его бывшие выпускники, которые заслужили хорошую репутацию в период обучения. Вот почему начинать задумываться о построении будущей карьеры стоит еще с первых курсов студенческой скамьи.

Что такое ученая степень

Ученую степень соискатели получают в высших учебных заведениях и НИИ (Научно-исследовательский институт). Окончательное решение о присвоении степени или об отказе принимает диссертационный совет.

Степень является титулом, который не зависит от должности кандидата, ее целью служит определение научного ранга. Ее наличие существенно влияет на авторитет ученого и признание его заслуг в научной среде, также способствует карьерному росту.

Титулы сохраняются на всю жизнь и меняются только в случае получения более высокой степени или дисквалификации. В нашей стране утверждены степени: кандидат наук и доктор наук. Эта система была заимствована у Германии и применялась еще в дореволюционный период.

Во многих странах, которые примкнули к Болонскому процессу, сегодня применяется степень доктора философии, вручаемая после окончания вуза. Российская Федерация также подписывала Болонскую конвенцию, поэтому есть основания предполагать, что нашу систему образования ожидают серьезные изменения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector