За что отвечает педагог дополнительного образования в школе? должностная инструкция работника

Основное содержание (направления) работы педагога дополнительного образования.

2.1. Осуществляет разнообразную развивающую деятельность обучающихся (воспитанников) в области дополнительного образования. 2.2. Комплектует состав кружка, секции, студии, клубного объединения и других форм внеурочной работы с обучающимися и принимает меры по его сохранению в течение срока их работы. 2.3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств, методов работы (обучения) исходя из психофизической, социально-экономической целесообразности и материальной базы объединения. 2.4. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников). 2.5. Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обучающихся. 2.6. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. 2.7. Выявляет творческие способности обучающихся, способствует развитию их интересов и склонностей. 2.8. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников). 2.9. Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях. 2.10. Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. 2.11. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и санитарно-гигиенических норм. 2.12. Участвует в деятельности методического объединения, самоуправлении учреждения. 2.13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

Ответственность педагога

Педагог — этот человек, который работает с детьми, поэтому к его моральным и этическим качествам выставляются высокие требования. Ведь даже небольшие его проступки, которые во взрослом коллективе были бы простительными, могут пагубно сказаться на детской психике. Именно поэтому в данном разделе должностной инструкции имеет смысл указать, за что конкретно отвечает педагог.

Например:

  • за неполную реализацию образовательной программы;
  • жизнь и здоровье учеников во время пребывания их в школе;
  • нарушение прав учеников;
  • невыполнение приказов, связанных с охраной труда и обеспечением безопасности во время учебного процесса;
  • совершение во время учебного процесса действий, несущих угрозу ученикам;
  • неоказание доврачебной помощи нуждающимся в ней ученикам;
  • непроведение инструктажа с учащимися по теме безопасности труда в случаях, когда он необходим.

Здесь же педагог предупреждается, что может быть привлечен к таким видам ответственности, как дисциплинарная, уголовная или административная (например, за физическое или психическое насилие над учащимся).

При этом порядок привлечения к ответственности в должностной инструкции обычно не прописывается, т. к. этот вопрос регламентируется законодательством. Решение о привлечении к дисциплинарной ответственности принимает руководитель учреждения образования, а вот дела об административных проступках и преступлениях рассматривают компетентные органы.

Хотя тезисы, которые отражены в должностной инструкциипедагога дополнительного образования, на практике применяются с учетом ряда условий и дополнений, именно этот документ служит основным ориентиром в определении его прав и обязанностей. Подпись педагога в конце документа подтверждает не только факт прочтения инструкции, но и согласие выполнять закрепленные в ней обязанности и использовать предоставленные ему права.

Что содержится в профессиональном стандарте Специалист в области воспитания

Профстандарт 01.005 содержит общие сведения, трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и умений, требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе педагогов.

Профстандарт уточняет основную цель профессиональной деятельности — организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации учащихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей.

Вид экономической деятельности – образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, профессиональное среднее, высшее, дополнительное для детей и взрослых).

Какие профессии регулирует

Согласно профессиональному стандарту 01.005, к специалистам в области воспитания относится ряд профессий:

  • социальный педагог;
  • старший вожатый;
  • педагог-организатор;
  • воспитатель и старший воспитатель;
  • педагог-библиотекарь;
  • тьютор.

III. Права

Преподаватель имеет право:

1. Запрашивать и получать
необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам
своей деятельности.

2. Повышать квалификацию,
проходить переподготовку (переквалификацию)

3. Принимать участие в
обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и
замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

5. Требовать от руководства
организации оказания содействия, в том числе обеспечения
организационно-технических условий и оформления установленных документов,
необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Принимать самостоятельные
решения, руководствуясь квалификационными требованиями и должностными
обязанностями

7.___________________________________________________________

Составление должностной инструкции

Каждому сотруднику предоставляется один экземпляр инструкции под подпись. В верхнем правом углу документа подпись ставит непосредственный руководитель педагога, который обязан следит за соблюдением прописанных на бумаге требований. Он ее утверждает.

Первый раздел

В раздел «Общие положения» вносится информация о том, в какой сфере работает преподаватель, кто его начальник, кто может его уволить с рабочего места. Далее идет пункт об образовании, которым должен обладать преподаватель, его опыт и стаж. Также перечислены условия, при которых лицо, выполняющее педагогическую деятельность не может быть допущено к выполнению обязанностей. И действия, которые недопустимы на рабочем месте.

Следующем шагом перечислены все документы, законы, программы, акты, с которыми работник обязан быть ознакомлен.

Второй раздел

В разделе «Должностные обязанности» четко и подробно описаны функции и требования, возлагаемые на преподавателя. В одном месте может быть несколько разных учителей, у которых разные рабочие функции. Значит инструкций будет несколько. Обычно это самый объемный раздел документа.

Третий раздел

Раздел «Права» включает в себя все полномочия и привилегии, которыми наделяется сотрудник с целью повышения эффективности труда. Здесь отдельно можно указать ситуации, в которых педагог может рассчитывать на помощь сотрудников других отделов. Права прописывают также подробно, как и остальные разделы.

Четвертый раздел

В разделе «Ответственность» четко определяются все нарушения, за которые преподаватель будет подвержен санкциям и штрафам внутри организации, либо, согласно законам РФ, понесет более суровое наказание вне компании.

После составления должностную инструкцию отдают на согласование сотруднику, который непосредственно координирует работу педагога. Это может быть заместитель директора или руководитель. Он ставит свою подпись с расшифровкой.

После от сотрудника требуется заполнить:

  • ФИО полностью;
  • название организации, свою должность;
  • паспортные данные;
  • подпись;
  • дату ознакомления с инструкцией.

Один подписанный экземпляр документа обязательно должен быть на руках у работника.

Правила оформления

Составление должностной инструкции считается важным вопросом, поэтому основной упор делается на приложение 2 к Постановлению Минтруда России от 11 ноября 1992 г. № 33, в котором описываются основные требования к педагогическому составу, учитывается ФГОС, положения и устав, на основании которых осуществляет свою деятельность образовательное учреждение. В расчет обязательно берутся законодательные акты, которые относятся к личности педагога.

Существует единый образец составления должностной инструкции для всех сотрудников учреждения.

Любая должностная инструкция должна включать в себя, такие моменты:

  • общие положения;
  • обязанности;
  • права;
  • ответственность.

Общие положения

Общие положения считаются первым этапом инструкции. В этой части описываются все организационные моменты в работе педагога-организатора. Указывают кто имеет право назначить человека на эту должность и снимать.

Важно. В общих положениях описывается, кому именно должен подчиняться сотрудник, подробно описывается уровень образования и знания для кандидата.. Для педагога-организатора важно знать:

Для педагога-организатора важно знать:

  1. Законы и нормативные акты, которые регламентируют его педагогическую деятельность.
  2. Специфику педагогики и психологии.
  3. Порядок разработки программ для кружков, секций, детских ассоциаций.
  4. Правила внутреннего распорядка учебного заведения.
  5. Требования ФГОС.

Обязанности

После общих положений подробно описываются обязанности педагога-организатора. К ним можно отнести такие разделы:

Осуществление не только обучения, но и воспитания учащихся.
Учитель на этой должности должен способствовать формированию личности ребенка, его культуры.
Особое внимание преподаватель должен уделить уровню подготовки школьника, который соответствует всем выдвинутым требованиям стандарта.
Развивать всесторонне таланты своих подопечных.
Постоянно повышать свою квалификацию.

Права работника

Кроме своих обязанностей у педагога-организатора имеются свои права. Они заключаются в следующем:

  1. Принимать участие в управлении, это право определяется уставом заведения.
  2. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
  3. Знакомиться с результатами своей деятельности и получать содержательную оценку.
  4. Защищать свои права с привлечением адвоката, если требуется дисциплинарное расследование.
  5. Выбирать удобные для себя методы обучения и воспитания.
  6. Периодически повышать свой уровень квалификации.
  7. Проходить добровольно аттестацию.
  8. Использовать все права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», положениями, уставом и коллективным договором.

Ознакомьтесь с другими материалами наших экспертов об обязанностях работников сферы образования. Узнайте об особенностях ДИ у воспитателя детского сада, педагога-психолога, дополнительного образования, методиста, социального педагога, а также классного руководителя и учителя начальных классов.

Ответственность

Педагог-организатор, как и любой сотрудник должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей:

  1. За эффективность реализации программ, согласно с требованиями ФГОС, за жизнь и здоровье подопечных.
  2. За неисполнение Устава заведения и нарушение его внутреннего распорядка.
  3. За применение недопустимых методов воспитания, которые имеют связь с физическим или психическим насилием.
  4. За совершение аморального поступка.

Скачать бланк должностной инструкции педагога организатора в школеСкачать образец должностной инструкции педагога организатора в школеМы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:
8 (800) 350-14-90

Должностная инструкция должна охватывать все ключевые моменты, подробно описывать обязанности, права, ответственность, опираясь на законы и образовательные стандарты. Текст тщательно прорабатывается администрацией заведения или сотрудниками отдела образования на местном уровне, а потом адаптироваться под конкретное учебное заведение.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 8 (800) 350-14-90

Плохо

Полезно!

IV. Ответственность

Преподаватель несет
ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение
или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей
должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым
законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения,
совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах,
определенных действующим административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального
ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским
законодательством Российской Федерации.

4.
____________________________________________________________________

Настоящая
должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями)
Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с
изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Педагог профессионального
обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального
образования» утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015г. №608н и иных
нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

План работы

Справляться со всеми обязанностями педагогу-организатору помогает детальный план работы. В нем должны быть обозначены основные направления культурно-досуговой деятельности, ее цель, задачи. Помимо списка массовых мероприятий года, в документ входят разделы, посвященные организационной работе, в том числе и с родителями, контролю и руководству (участию в совещаниях и педсоветах).

Обязательный пункт плана – анализ итогов работы за прошлый период

Важно, чтобы разбор проделанного за предыдущий период получился не описательным, а содержательным. Для этого нужно сверять результаты с целями, которые ставили в прошлом году, сопоставлять, что достигнуто и что нет, и с чем это связано

Отдельное внимание обращается на сделанный за год набор методических разработок – рекомендаций, пособий, программ

II. Должностные обязанности

В обязанности преподавателя входит:

1. Организация учебной
деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП:

— Проведение
учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
образовательной программы

— Организация
самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям) образовательной программы

— Руководство
учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью
обучающихся по программам СПО и (или) ДПП, в том числе подготовкой выпускной
квалификационной работы (если она предусмотрена)

— Консультирование
обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам
профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной
адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции (для
преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на
освоение квалификации (профессиональной компетенции))

— Текущий
контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе
изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

— Разработка
мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета,
лаборатории, спортивного зала, иного места занятий), формирование его
предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение учебного предмета,
курса, дисциплины (модуля) образовательной программы

2. Педагогический
контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального
обучения, СПО и (или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации:

— Контроль
и оценка результатов освоения учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в
процессе промежуточной аттестации (самостоятельно и (или) в составе комиссии)

— Оценка
освоения образовательной программы при проведении итоговой (государственной
итоговой) аттестации в составе экзаменационной комиссии

3. Разработка
программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП:

— Разработка
и обновление рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
СПО, профессионального обучения и (или) ДПП

— Разработка
и обновление учебно-методического обеспечения учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей) программ СПО, профессионального обучения и (или) ДПП, в том
числе оценочных средств для проверки результатов их освоения

— Планирование
занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО,
профессионального обучения и (или) ДПП

— Ведение
документации, обеспечивающей реализацию программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) СПО, профессионального обучения и (или) ДПП

Общие положения

1.1. Старший педагог дополнительного образования является педагогическим работником и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность старшего педагога дополнительного образования принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

1.3. На должность старшего педагога дополнительного образования в соответствии с требованиям ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Старший педагог дополнительного образования должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

— Конвенцию о правах ребенка;

— возрастную и специальную педагогику и психологию;

— физиологию, гигиену;

— специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности;

— методику поиска и поддержки молодых талантов;

— содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности;

— программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений;

— деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций;

— методы развития мастерства;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики;

— основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности

1.5. Старшему педагогу дополнительного образования запрещается:

— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов старшего педагога дополнительного образования;

— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Старший педагог дополнительного образования принимается и увольняется с работы приказом .

Ответственность

Согласно положениям Трудового кодекса Российской Федерации преподаватель несет ответственность за невыполнение или нарушение должностных обязанностей.

Если правонарушение совершено специалистом дополнительного образования в ходе профессиональной деятельности, он может понести как административную, так и уголовную ответственность. Размер и тяжесть наказания будут зависеть от последствий недобросовестного выполнения работы и вынесенного обвинения по Гражданскому кодексу России.

В случае причинения материального ущерба учреждению образования работник должен компенсировать непредвиденные затраты, например, посредством вычета из заработной платы. Иначе создаются условия для применения наказаний, предусмотренных не только Трудовым и Гражданским кодексами РФ, но и Уголовным.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Программы

Педагог-организатор работает сразу в нескольких направлениях дополнительного образования и для каждого из мероприятий он готовит программы разных типов.

Длительная досуговая

В нее включаются все мероприятия, которые входят в систему воспитательной работы на год или даже на несколько лет. Содержательно она делится на этапы, на каждом из которых будут решаться определенные педагогические задачи. Классический пример – программа летнего или зимнего лагеря. В нее включают:

  • пояснительную записку с целями, формами и методами работы, ожидаемыми результатами;
  • характеристику содержания;
  • описание ресурсного обеспечения;
  • литературу и источники.

Разовая игровая

Это программа какого-либо развлекательного (или одновременно и познавательного) мероприятия длительностью от получаса. Она предполагает, что в игру дети и взрослые включаются без «домашней подготовки», по приглашению ведущего. Форма «активности» может быть самой разной – массовый танец, пение, «интеллектуальная эстафета» (с переходом ответа). Обычно такую игру делают частью более крупной праздничной программы.

Конкурсы

Более простая по механике программа, подготовить ее могут даже подростки под управлением педагога. Форматы: КВН, брейн-ринг, лотерея и так далее. В отличие от разовых игровых программ, к конкурсам участники готовятся заранее.

Праздники

Самый масштабный и, вероятно, самый трудоемкий вид мероприятий. В праздничные программы входит сразу много развлечений, выступлений и выставок. Предстоящему событию предшествует долгая подготовка, которая сама по себе создает особую атмосферу. В учреждениях допобразования проводят как «внутренние» праздники, например, день рождения организации или памятные даты, так и общероссийские – Новый год, 8 Марта и т. д.

Сценарии обычно сводятся к нескольким формам:

  • творческие фестивали, конкурсы, отчеты, слеты, смотры;
  • спортивные мероприятия;
  • презентации и приветствия, церемонии награждения;
  • карнавалы, театрализованные представления, гулянья;
  • тематические недели или дни.

Зрелища

Главный признак зрелища – наличие исполнителей и зрителей. Концерт, эстафета, литературно-музыкальная композиция – все они волнительны для юных певцов, танцоров, гимнастов, и вызывают эмоциональную реакцию у публики.

Продумывая педагогические задачи зрелища, педагог-организатор не должен забывать о воспитании зрительской культуры: детям надо учиться доброжелательно воспринимать выступления сверстников. Оптимальный способ решения этой задачи — чередовать роли зрителей и артистов.

Чтобы успешно справляться со своими обязанностями, педагог-организатор дополнительного образования должен не только уметь планировать и проводить досуговые мероприятия с учетом возрастных и физических особенностей детей, но и привлекать учителей, учащихся и их родителей к планированию и разработке содержания мероприятий.

Структура должностной инструкции педагога по ФГОС

Должностная инструкция педагога — это официальный документ, который используется в кадровом делопроизводстве. Законодательно утвержденных требований к ее структуре и содержанию нет, но обычно документ такого типа содержит следующую информацию:

  • реквизиты документа;
  • общие положения;
  • перечень должностных обязанностей;
  • перечень прав;
  • описание мер ответственности, применимой к сотруднику;
  • сведения о том, кем и когда инструкция утверждена (как правило, это директор школы);
  • ФИО и подпись сотрудника, ознакомленного с инструкцией.

Также хотелось бы уточнить, что при составлении инструкции любого педагога необходимо учитывать требования ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта). К примеру, ранее действующие образовательные стандарты не затрагивали внеурочную деятельность ребенка, новый же ФГОС определяет, что на посещение ребенком разнообразных кружков и секций должно быть выделено 10 часов в неделю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector