Как сдать егэ по обществознанию: план подготовки к экзамену

Подготовка к заданиям разных видов

18 заданий первой части экзаменационного теста требуют краткого ответа в виде последовательности цифр, отвечая еще на два (1-й и 2-й вопросы) надо вписать в поле бланка слово или словосочетание. Все задания направлены на проверку знания теории по обществознанию.

Подготовиться к ним довольно просто даже с нуля: для начала надо скопировать из кодификатора таблицу с перечнем тем, по методическим рекомендациям для учителей с сайта ФИПИ отметить в ней самые трудные (то есть те, в которых выпускники допускают больше всего ошибок) – и регулярно и последовательно штудировать теорию.

Быстро набить руку на выполнении стандартных заданий помогут онлайновые тренажеры, например, «Яндекс.Репетитор». В сервисе вопросы распределены по разделам и сформулированы так же, как на настоящем экзамене по обществознанию, составляют их эксперты ЕГЭ, в том числе авторы закрытой базы «СтатГрада».

Вторая часть

Намного сложнее подготовка ко второй части, куда входят 8 заданий с развернутым ответом и мини-сочинение. Четыре из них – с 21 по 24 – построены на анализе предложенного текста.

  • 21: нужно просто извлечь информацию;
  • 22: надо дополнить ответ собственными пояснениями;
  • 23: необходимо привести свои примеры, подтверждающие мнение автора;
  • 24: требуется написать связное высказывание, аргументировав личное мнение.

Для выполнения этих заданий понадобится одно из так называемых метапредметных умений – функциональное чтение. Поэтому, готовясь к ЕГЭ по обществознанию, следует приучиться читать тексты общественно-политической и экономической тематики в СМИ, желательно в печатном виде и с карандашом.

Задания с 25 по 28 предполагают, что у выпускника есть не только глубокие знания теории, но и достаточный социальный опыт, чтобы:

  • в задании 25 в трех предложениях объяснить указанное обществоведческое понятие (например, «юридическая ответственность») и составить два предложения, которые раскроют разные аспекты этого понятия;
  • в задании 26 показать понимание сути и функций различных общественных институтов;
  • в 27 решить предложенную задачу, установив связи социальных процессов и показав их на примерах.

Выполнить на отлично эти задания можно лишь в том случае, если знания выходят за рамки школьных учебников: нужно следить за дискуссиями в обществе на актуальные темы. Тут не надо изобретать велосипед – достаточно грамотно использовать соцсети, подписавшись на несколько тематических групп. Этим, кстати, можно убить двух зайцев сразу, ведь формат комментария позволяет отточить умение кратко формулировать свое мнение и доказывать его.

Задание 28 на первый взгляд кажется очень легким: вызубри готовые планы – и всё. На самом деле сложный план удастся только при отличном владении темой. Поэтому стоит подготовку к первой части КИМ ЕГЭ проводить, составляя планы по каждому пункту из таблицы кодификатора.

Мини-сочинение (задание 29)

Эссе по обществознанию пишется на основе одной из четырех цитат. Ее надо понять в соответствии с позицией автора, проанализировать проблему и убедительно объяснить собственную точку зрения. Требования к аргументам приведены в инструкции к заданию 29.

Очевидно: чтобы запастись аргументам для сочинения ЕГЭ, надо читать книжки, смотреть фильмы, не прогуливать уроки истории и литературы, интересоваться жизнью общества и тем, что пишут и говорят в СМИ. Высказывая свое мнение, надо придерживаться композиции сочинения-рассуждения: тезис и вывод должны быть сформулированы четко. Сделано только одно послабление: не учитываются ошибки по русскому языку.

Законы

Особое внимание надо уделить изучению нормативно-правовых актов. Их список содержится в приложении № 2 спецификации КИМов ЕГЭ по обществознанию

Чтобы правильно ответить на вопросы из всех пяти разделов, от выпускника требуется знать:

  1. Конституцию РФ.
  2. Гражданский, трудовой, уголовный, налоговый, семейный кодексы.
  3. Кодекс об административных правонарушениях.
  4. Кодекс административного судопроизводства.
  5. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  6. Уголовно-процессуальный кодекс.
  7. Гражданский процессуальный кодекс.
  8. ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Конечно, все эти законы не надо выучить не от корки до корки: в спецификации указано, с какими именно статьями, главами и параграфами надо ознакомиться особенно внимательно – остальное можно почитать для общего развития.

Что такое общество?

Общество (в узком смысле) можно рассматривать в нескольких проявлениях:

  • государственной или географической принадлежности определенной группы людей (пример – российское общество);
  • объединения людей по интересам, профессиональным признакам (пример – общество медицинских работников);
  • определенного этапа развития цивилизации (пример – постиндустриальное общество);
  • социального окружения (пример – дурное общество);
  • человечества в целом (общество людей).

Стоит отметить и тот факт, что общество – продукт деятельности людей. Деятельность эта сводится к реализации мер, необходимых для существования и функционирования общества. Последнее буквально произрастает из повседневной деятельности каждого из людей; без взаимодействия отдельных участников оно просто не существовало бы.

Общество стоит рассматривать в первую очередь в качестве сложной с организационной точки зрения, а также динамично развивающейся системы. Система же, что не стоит привязывать к контексту – это множество взаимосвязанных элементов, представляющих целое. Всякая система включает в структуру подсистемы; подсистемы же включают отдельные, формирующие их составляющие.

Типы заданий

Первая часть, задания 1–20

В первой части работы предлагаются задания с кратким ответом. Например, нужно вставить пропущенное слово в схему или таблицу.

В заданиях второго типа требуется выбрать обобщающее слово и записать его. К третьему типу можно отнести задания, где нужно выбрать несколько верных вариантов из списка, например, терминов или суждений.

В традиционном задании четвёртого типа ученикам предстоит установить соответствие между перечнями признаков, характеристик или терминов. Нужно найти, что к чему относится.

Пример задания на установление соответствия из демоварианта 2020 года

Экзамен включает задание по экономике, в котором нужно проанализировать график и, отвечая на вопрос, выбрать верные ответы из списка. Задание может быть на одну из трёх тем: закон спроса и предложения, издержки производства или экономические циклы.

Другое графическое задание строится на основе таблицы со статистическими данными или, например, столбчатой диаграммы. Школьникам нужно изучить информацию и выбрать верные ответы.

Тема заданий № 14 и 16 известна заранее. В № 14 проверяют знание органов государственной власти или федеративного устройства РФ, вопрос № 16 посвящён Конституции РФ и правам человека.

В последнем задании первой части необходимо вставить в текст пропущенные термины из предложенного списка.

Вторая часть, задания 21–29

Блок заданий с № 21 по 24 — это текст, посвящённый одному из пяти разделов обществознания, и четыре вопроса к нему. Чтобы ответить на часть из них, достаточно внимательно прочитать текст. В ответах на другие нужно продемонстрировать знания по курсу обществознания.

В задании № 25 требуется дать определение предложенному термину и составить с ним два предложения. В этом году требования к ответу повысили: предложения должны раскрывать указанные в задании аспекты, быть распространёнными (со второстепенными членами) и содержать достоверную информацию. Раньше за это задание давали максимум три балла, а теперь за верный ответ присуждают четыре.

В задании № 26 нужно назвать три функции, вида, классификации или критерия чего-либо (это будет указано в варианте задания) и привести примеры. Задание № 27 похоже: даётся теория и вопрос, ответ на который нужно сформулировать самостоятельно.

В задании № 28 ученикам предстоит составить сложный по структуре план из трёх и более пунктов по заданной теме, например, «Политические партии» или «Налоги и их воздействие на экономику страны». Тезисы плана должны раскрывать тему и не должны содержать фактических ошибок. В 2020 году формулировку расширили: теперь требуют, чтобы количество подпунктов каждого пункта было не менее трёх. Исключение составляют только те случаи, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.

Пример ответа на задание № 28 — сложный план темы «Политические партии»

Последнее задание № 29 — эссе по одному из пяти разделов курса на выбор школьника.

↑ Понятие «общество». Общество как система

Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщённостью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.

В широком понимании общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает все способы взаимодействия и все возможные формы объединения людей.

В более узком понимании общество можно определить как:

  • географическую или государственную принадлежность (французское общество, российское общество);
  • объединение людей по интересам, целям или профессиональным признакам (общество шахматистов, общество юристов, общество инвалидов);
  • исторический этап в развитии человечества (феодальное общество, индустриальное общество, капиталистическое общество);
  • социальное окружение (светское общество, высшее общество, дурное общество);
  • человечество (общество людей или «человеческое общество»).

Общество

Глубоко научным является представление об обществе как о сложноорганизованной динамичной саморазвивающейся открытой системе. Следует помнить, что система — это множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой что-либо целое, система состоит из подсистем, которые включают в себя отдельные элементы.

Элементы общества
Общности — большие группы людей, образованные по социально значимому признаку, возникающие естественно:

  • классы
  • этносы
  • демографические общности (по полу, возрасту)
  • территориальные общности
  • конфессиональные общности
Социальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей:

  • Семья и брак
  • Государство
  • Производство и распределение
  • Религия
  • Образование
  • Бизнес

Функции общества:

  • Экономическая (производство распределение продуктов труда/деятельности)
  • Социальная (Воспроизводство и социализация человека)
  • Политическая (создание общих правил поведения и управление деятельностью)
  • Духовная (создание культуры, удовлетворение духовных потребностей)

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО:

Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, самореализации личности.

Принципы социального государства:

  • гражданский мир
  • социальное согласие
  • социальная справедливость

Основы социального государства:

  • достаточно высокий уровень экономического развития;
  • демократизм политической системы;
  • компромисс основных политических сил относительно целей и путей развития общества;
  • развитие системы социального партнерства;
  • повышение роли государства в системе планирования и регулирования социально- экономических процессов.

Социальное государство обеспечивает:

  • движение к утверждению в обществе социальной справедливости;
  • ослабление социального неравенства;
  • предоставление каждому человеку работы или иного источника существования;
  • сохранение мира и согласия в обществе;
  • формирование благоприятной для человека жизненной среды.

Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене.

Суверенность государства выражается в том, что ему принад­лежит право официально представлять все общество в це­лом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обя­зательные для выполнения всеми членами общества, осуществлять правосудие.

Теократия – форма правления, при которой политическая власть принадлежит главе церкви.

Федеральное Собрание (парламент) — высший орган законо­дательной власти в России по Конституции, принятой в декабре 1993 г.

Федерация – устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределённых между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а иногда и право на двойное гражданство

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Что запомнить

1. Чтобы получать актуальную информацию, следует выбирать последние издания учебников Л. Н. Боголюбова и «Фоксфорда», а также следить за новостями политики и экономики.

2. Полезно читать материалы самостоятельно, записывать свои вопросы, чтобы затем задать их учителю. Значение незнакомых терминов следует уточнять в справочниках и словарях.

3. Письменные ответы лучше оформлять чётко и писать развёрнутыми, но не заумными фразами.

4. Даже если вопрос на экзамене кажется знакомым, следует вдумчиво его прочесть, чтобы избежать ошибок по невнимательности.

5. Сложные темы легко усвоить, если использовать мнемотехнические приёмы.

6. Учить готовые клише и примеры для развёрнутых комментариев бесполезно. На экзамене проверяют умение понять мысль и аргументировать свою позицию.

7. Чтобы научиться писать эссе, нужно написать тренировочные варианты не менее десяти раз.

Науки, изучающие общество

Практически любая из наук прямо или косвенно касается какой-либо сферы жизни общества. Приведем конкретные примеры наук, которые наиболее тесно связаны с обществом:

  • Социология. Изучает общество, его характеристики, связи, возникающие в нем и прочие области. Социологи заняты исследованиями всей совокупности общественных процессов, а также групп людей, наций, народностей и т. д.
  • История. Наука изучает периоды становления общества, его развития. История – одна из древнейших общественных наук.
  • Культурология. Изучает, что понятно, культуру, многообразие форм ее проявления. Задача – создание культурной картины мира.
  • Антропология. Изучает происхождение и развитие людей.
  • Археология. Наука изучает историю общества, руководствуясь находками (остатками), полученными в процессе раскопок на местах древних поселений, могильников и т. п. Результатом деятельности археологов становится воссоздание картины миры в разрезе различных исторических эпох.
  • Этнография. Исследует особенности расселения, быта, нравов различных народов мира.
  • Демография. Изучает численность, состав населения и различные показатели социологического характера.
  • Экономика. Касается хозяйства, общественных отношений в условной сфере «производство-распределение-потребление».
  • Политология. Область знаний о политике, о закономерностях развития политической жизни общества.
  • Правоведение. Посвящено изучению правовой системы общества; объект исследований – право с точки зрения регулирующего общественных отношений инструмента.
  • Психология. Исследует внутренние духовные процессы людей, мотивы поведения, межличностные отношения и т. п.
  • Философия. Исследует бытие и смысл жизни людей, создает картину мира, формирует мировоззрение.
  • Педагогика. Касается принципов, методов воспитания и обучения, передачи опыта от поколения к поколению.
  • Теология. Объединяет совокупность дисциплин, исследующих и объясняющих основы учений о религиях, догмах.
  • Обществознание. Совокупность дисциплин, исследующих различные аспекты жизни общества, процессы, протекающие в нем. Обществознание частично объединяет отдельные области знаний философии, социологии, политологии и т. д.

Структура общества

  • институты;
  • слои;
  • общности;
  • группы.

Каждая из категорий подвергается внешним воздействиям. В отдельных социумах закономерным и даже неизбежным является появление личности, индивида, который принимает роль «реформатора» взглядов конкретных групп людей. Следствием может стать отклонение от устоев, традиций, а иногда и изменение истории народностей.

Между приведенными ранее категориями складываются социальные отношения, которые могут быть реализованы посредством:

  • прямого общения членов общества, какой-либо группы для решения общих задач (характерно при условии проживания различных групп людей бок о бок);
  • социального взаимодействия, приводящего к изменению какого-либо члена под влиянием другого (в процессе формируются новые типы отношений; пример – создание новой семьи, в процессе существования которой муж перенимает привычки жены).

Учебники, справочная литература

Основой подготовки к ЕГЭ служат, конечно, школьные учебники. Кроме них, учителя рекомендуют следующие пособия:

А. В. Клименко, В. В. Румынина. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы.

  • П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко. ЕГЭ. Обществознание. Полный экспресс-репетитор для подготовки к единому государственному экзамену.
  • Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под ред. Баранова П. А.
  • Л. Н. Боголюбов и др. Обществознание. 11 класс. Учебник для профильного и базового уровней. Он хорош тем, что в конце каждого параграфа есть тексты для анализа. Выполнение заданий по ним поможет натренировать навык обществоведческого разбора отрывка, предложенного в 21-м задании. Плюс к этому каждую главу завершают упражнения в формате ЕГЭ по темам раздела.

Выбирая сборник тестов для тренировки, лучше предпочесть такой, где имеется гриф «ФИПИ – школе». Это признак того, что его составители – разработчики КИМ.

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

1. Человек и общество

  1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
  2. Мировоззрение, его виды и формы
  3. Виды знаний
  4. Понятие истины, её критерии
  5. Мышление и деятельность
  6. Потребности и интересы
  7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
  8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
  9. Основные институты общества
  10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
  11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
  12. Образование, его значение для личности и общества
  13. Религия
  14. Искусство
  15. Мораль
  16. Понятие общественного прогресса
  17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)
  18. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

2. Экономика

  1. Экономика и экономическая наука
  2. Факторы производства и факторные доходы
  3. Экономические системы
  4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
  5. Постоянные и переменные затраты
  6. Финансовые институты. Банковская система
  7. Основные источники финансирования бизнеса
  8. Ценные бумаги
  9. Рынок труда. Безработица
  10. Виды, причины и последствия инфляции
  11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
  12. Роль государства в экономике
  13. Налоги
  14. Государственный бюджет
  15. Мировая экономика
  16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

3. Социальные отношения

  1. Социальная стратификация и мобильность
  2. Социальные группы
  3. Молодёжь как социальная группа
  4. Этнические общности
  5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
  6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации
  7. Социальный конфликт
  8. Виды социальных норм
  9. Социальный контроль
  10. Семья и брак
  11. Отклоняющееся поведение и его типы
  12. Социальная роль
  13. Социализация индивида

4. Политика

  1. Понятие власти
  2. Государство, его функции
  3. Политическая система
  4. Типология политических режимов
  5. Демократия, её основные ценности и признаки
  6. Гражданское общество и государство
  7. Политическая элита
  8. Политические партии и движения
  9. Средства массовой информации в политической системе
  10. Избирательная кампания в Российской Федерации
  11. Политический процесс
  12. Политическое участие
  13. Политическое лидерство
  14. Органы государственной власти Российской Федерации
  15. Федеративное устройство Российской Федерации

5. Право

  1. Право в системе социальных норм
  2. Система российского права. Законотворческий процесс
  3. Понятие и виды юридической ответственности
  4. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
  5. Законодательство Российской Федерации о выборах
  6. Субъекты гражданского права
  7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
  8. Имущественные и неимущественные права
  9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
  10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
  11. Особенности административной юрисдикции
  12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
  13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
  14. Споры, порядок их рассмотрения
  15. Основные правила и принципы гражданского процесса
  16. Особенности уголовного процесса
  17. Гражданство Российской Федерации
  18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
  19. Права и обязанности налогоплательщика
  20. Правоохранительные органы. Судебная система

Задания с развернутым ответом

Перейдём к самому объемному разделу экзамена — части 2, она включает в себя 9 заданий с развёрнутым ответом. Всего за вторую часть можно набрать 30 первичных баллов

Самое важное, что нужно запомнить — эти задания проверяют эксперты, а они опираются на чётко заданные критерии. Каждое задание во второй части — это коробка с подарком, которую нужно правильно оформить и украсить

Если вы не помните критерии, можно потерять много баллов, несмотря на хорошие знания.

  • 21. Задание к тексту. Нужно привести прямых цитат из текста при ответе на вопрос (максимум 2 балла)
  • 22. Задание к тексту. Необходимо ответить на вопрос по тексту + самостоятельно написать определение (2 балла)
  • 23. Задание к тексту: написать примеры (3 балла)
  • 24. Задание к тексту: написать аргументы (3 балла)
  • 25. Составить определение и два предложения к нему (4 балла)
  • 26. Составить максимально корректные примеры по условию задания (3 балла)
  • 27. Решить задачу (3 балла)
  • 28. Составить сложный план по заданной теме (4 балла)
  • 29. Написать мини-сочинение по предложенной цитате (6 баллов)

Для каждого задания второй части нужен свой подход, чтобы получить максимальные баллы. Но есть принципы, которые пригодятся для любого из этих заданий! Вот 5 правил, как записывать развернутые ответы в ЕГЭ по обществознанию 2021.

  1. Излагайте мысли структурированно, используйте нумерацию и проблемы между смысловыми частями.
  2. Не зачеркивайте, так как это «загрязняет» работу. Лучше набросать ответ на черновике, а потом перенести его в чистовик.
  3. Используте вводные предложения перед ответом, чтобы «ввести» эксперта в курс дела.
  4. Делайте предложения лаконичными, следите, чтобы они относились к сути вопроса. Если рассуждения будут непонятными, эксперт может не разобраться в них и поставить низкий балл.
  5. Не забывайте о том, что работу проверяют люди. Постарайтесь создать благоприятное впечатление — чем приятнее будет читать вашу работу, тем больше шансов, что эксперты найдут всю информацию и высоко оценят ответ.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector