Где учатся программисты

Математические основы информатики

Идентификатор конференции: 581 195 5118

Код доступа: pE6Umj

Расписание

  • Группа 1 — 11:10 — 12:30
  • Группа 2 — 12:40 — 14:00

Занятия будут проходить следующим образом: половина занятия лекционная, т.е. введение в тему, обсуждение общих принципов и подходов решения предлагаемых задач. Вторая половина семинарская, т.е. непосредственное решение задач в рамках пройденных тем и, исходя из решения, формулирование обобщающих принципов, которые позволяют использовать полученные знания в приложениях. Домашние задания планируется давать по результатам пройденных на занятиях тем почти после каждого занятия для обеспечения текущего контроля успеваемости; периодически обучающимся будут предлагаться аудиторные контрольные работы с задачами схожими с задачами домашних заданий. Все темы и задачи будут разбираться детально, поэтому у каждого будет школьника будет возможность задать все интересующие его вопросы как преподавателю, так и ассистенту. Требования к подготовке: необходима хорошая успеваемость по алгебре и информатике, умение логически мыслить и рассуждать.

— для получения положительных оценок необходимо, во-первых, посещать занятия и проявлять на них активность; под активностью понимается вовлеченность в процесс обсуждения и решения задач, в частности постановка вопросов для группы, преподавателя и ассистента. Во-вторых, необходимо решать домашние задания и в первую очередь именно производить попытки решения. В-третьих, решать аудиторные контрольные работы. При подведении итогов будет возможно повысить свой балл посредством решения дополнительных задач.

Темы курса
Раздел №1 Комбинаторика

  1. Множества и операции с ними. Геометрия комбинаторных задач;
  2. комбинаторное правило суммы и произведения событий (дерево решений);
  3. общая схема решения комбинаторных задач, урновая схема шаров и урн (случаи различимых и неразличимых объектов);
  4. формула включений-исключений;
  5. перестановки, размещения с повторениями и без повторений;
  6. сочетания, доказательство Эйлера для формулы сочетаний без повторений;
  7. свойства биномиальных коэффициентов;
  8. бином Ньютона;
  9. разбиения на упорядоченные группы;
  10. разбиения на неупорядоченные группы, задача о разбиении натурального числа на сумму натуральных;
  11. принцип отражения и лемма о баллотировке;
  12. задача о разборчивой невесте;
  13. принцип Дирихле;
  14. инверсии, игра в 15.
  15. перечисление цветов, группы симметрии.

Раздел №2 Рекурсия и производящие функции

  1. рекуррентные отношения
  2. конечные разности;
  3. факториальные многочлены;
  4. числа Стирлинга первого рода и числа Стирлинга второго рода;
  5. суммирование разностей;
  6. производящие функции, сущность подхода;
  7. производящие функции, рекуррентные отношения и комбинаторные подсчеты.

Раздел №3 Теория графов

  1. основные определения теории графов;
  2. ориентированные графы
  3. деревья;
  4. пути и циклы Эйлера;
  5. игра “Мгновенное безумие”;
  6. алгебраические свойства графов;
  7. планарные графы;
  8. пути и циклы Гамильтона;
  9. алгоритм поиска кратчайшего пути.

Раздел №4 Логика

  1. исчисление предикатов;
  2. основные положения теории доказательств;
  3. математическая индукция;
  4. сравнения.

Другие магистерские программы

Системный анализ и математические технологии

2 года
Очная форма обучения

65/15/9
65 бюджетных мест15 платных мест9 платных мест для иностранцев

RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Науки о данных

2 года
Очная форма обучения

65/15/20
65 бюджетных мест15 платных мест20 платных мест для иностранцев

RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Анализ данных в биологии и медицине

2 года
Очная форма обучения

25/5/1
25 бюджетных мест5 платных мест1 платное место для иностранцев

RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Магистр прикладной и сетевой аналитики

2 года
Очная форма обучения

60/50
60 платных мест50 платных мест для иностранцев

ENG
Обучение ведётся на английском языке

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения

25/5
25 платных мест5 платных мест для иностранцев

ENG
Обучение ведётся на английском языке

Математика машинного обучения

2 года
Очная форма обучения

15/5/1
15 бюджетных мест5 платных мест1 платное место для иностранцев

ENG
Обучение ведётся на английском языке

Финансовые технологии и анализ данных

2 года
Очная форма обучения

50/1
50 платных мест1 платное место для иностранцев

RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Новости

Впервые на русском языке «Теория изменений за 10 шагов»

Экспертизаидеи и опытпубликацииисследования и аналитикаэкспертизарепортаж о событииобщественная деятельность

12 мая

Круглый стол по теме «Университет как think tank региона» состоялся в НИУ ВШЭ

ЭкспертизаУниверситет, открытый городуидеи и опытисследования и аналитикавзгляд ученогоэкспертизарепортаж о событииобщественная деятельность

28 апреля

Форум «Социальный бизнес: создание инноваций и равных возможностей»

Обществоидеи и опытдискуссииэкспертизарепортаж о событииобщественная деятельностьинновации

28 апреля

Встреча-дискуссия представителей ВУЗов по вопросам взаимодействия с НКО, развития добровольчества и социального предпринимательства

Университет, открытый городуидеи и опытпрофессорадискуссииисследования и аналитикаэкспертизастатистические данныерепортаж о событииобщественная деятельностьинновации

27 апреля

В Москве прошла Межрегиональная конференция инфраструктурных организаций «Ресурсные центры: энергия регионов»

ОбществоУниверситет, открытый городуэкспертизарепортаж о событииобщественная деятельность

27 апреля

Российский опыт поддержки и развития социального предпринимательства представлен на первом Форуме социальных проектов «Государство, бизнес и НКО: 30 лет единства и партнерства в интересах устойчивого развития» в городе Нур-Султан, Казахстан.

Экспертизаидеи и опытдискуссииэкспертизарепортаж о событииобщественная деятельностьмеждународное сотрудничество

23 апреля

Для СО НКО заработал онлайн-сервис самоопределения в рамках Целей устойчивого развития impact.ngo.ru/goals

Экспертизаидеи и опытисследования и аналитикаэкспертизарепортаж о событииобщественная деятельность

19 апреля

Выступления представителей ИСЭП на XIII ежегодной конференции Минэкономразвития России по межсекторному взаимодействию в социальной сфере

ЭкспертизаУниверситет, открытый городудостиженияидеи и опытновое в ВШЭэкспертизарепортаж о событии

27 марта

Презентация Акселератора цифровой трансформации DI:NGO на II Общероссийской конференции «Устойчивое развитие этнокультурного сектора»

Экспертизаидеи и опытновое в ВШЭэкспертизарепортаж о событииобщественная деятельностьинновациионлайн-образование

18 марта

«Привлечение партнеров и формирование коалиций» – тема занятия Школы социальных аниматоров

Обществоидеи и опытне учебаэкспертизарепортаж о событииобщественная деятельность

18 марта

Новости

Преподаватели ПсковГУ приняли участие в стажировке в Институте образования НИУ ВШЭ

Университетская жизнь

идеи и опыт

репортаж о событии

стажировки

Университетское партнерство

Программа стажировок работников и аспирантов российских вузов и научных организаций в НИУ ВШЭ

29 апреля

Программа российских постдоков открывает подачу заявок
Заявки подразделений Высшей школы экономики на исследовательские проекты российских постдоков принимаются до 1 марта. Прием заявок от кандидатов в проекты, отобранные конкурсной комиссией, пройдет с марта по май 2021 года.

Наука

идеи и опыт

исследования и аналитика

молодые исследователи

постдоки

20 января

Предновогодний визит в Цифровой МИЭМ
В конце 2020 года в МИЭМ состоялась стажировка «Практика и методика онлайн-обучения для инженерных специальностей», организованная для работников российских высших учебных заведений.

идеи и опыт

профессора

репортаж о событии

Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова

28 декабря, 2020 г.

Центр вычислительных наук об образовании провёл цифровую стажировку для преподавателей-стипендиатов фонда Владимира Потанина
30 ноября Центр вычислительных наук об образовании завершил двухнедельную цифровую стажировку для девяти преподавателей-стипендиатов фонда Владимира Потанина.

Университетская жизнь

идеи и опыт

репортаж о событии

цифровые стажировки

Программа стажировок работников и аспирантов российских вузов и научных организаций в НИУ ВШЭ

15 декабря, 2020 г.

Севастопольский государственный университет стал участником программы «Университетское партнерство»
20 сотрудников Севастопольского государственного университета приступили к стажировке в НИУ ВШЭ в рамках программы «Университетское партнерство».

Университетская жизнь

идеи и опыт

цифровые стажировки

Программа стажировок работников и аспирантов российских вузов и научных организаций в НИУ ВШЭ

4 декабря, 2020 г.

«Коммуникации в современном университете» — новый трек цифровых стажировок НИУ ВШЭ
Высшая школа экономики в рамках проекта «Университетское партнерство» запускает программу стажировок для сотрудников коммуникационных подразделений вузов. Программа предполагает знакомство с подходами и принципами организации коммуникационной работы в НИУ ВШЭ, а также обзор различных инструментов коммуникаций, позволяющих выстроить актуальную информационную работу вуза.

Образование

идеи и опыт

новое в ВШЭ

онлайн-образование

дополнительное образование

Университетское партнерство

26 ноября, 2020 г.

Ежегодная встреча участников Программы российских постдоков прошла в онлайн-формате
В конце октября в дистанционном режиме состоялась Ежегодная встреча участников Программы привлечения российских постдоков в НИУ ВШЭ. На нее собрались постдоки, а также руководители, идеологи и координаторы проекта – проректор Мария Юдкевич, первый проректор Вадим Радаев, директор по интернационализации Юлия Гринкевич и директор Центра научной интеграции Юлия Фалькович.

Наука

идеи и опыт

репортаж о событии

молодые исследователи

постдоки

30 октября, 2020 г.

НИУ ВШЭ поделился с региональными партнерами опытом перехода на дистант
8 октября завершился онлайн-интенсив для региональных вузов-партнеров U4U. В этом году он впервые прошел онлайн. К проекту присоединились 377 участников из 32 регионов России, а также коллеги из Казахстана, Кыргызстана и Армении. Всего U4U 2020 собрал 50 университетов.

Образование

достижения

идеи и опыт

новое в ВШЭ

репортаж о событии

онлайн-образование

8 октября, 2020 г.

За три месяца в Вышке прошли цифровую стажировку 259 специалистов
Программа цифровых стажировок, организованная в рамках проекта «Университетское партнерство», стартовала в середине мая. Еще 100 человек будут дистанционно стажироваться в Вышке осенью.

Университетская жизнь

достижения

идеи и опыт

новое в ВШЭ

репортаж о событии

онлайн-образование

13 августа, 2020 г.

Благотворительный фонд Владимира Потанина и НИУ ВШЭ заключили договор о цифровых стажировках

Университетская жизнь

идеи и опыт

новое в ВШЭ

цифровые стажировки

Программа стажировок работников и аспирантов российских вузов и научных организаций в НИУ ВШЭ

5 июня, 2020 г.

Университет, открытый городу

Университет — это не просто образовательный и научный кампус, это источник новых, ярких идей и проектов, формирующих социальное и культурное пространство города. Вышка в стенах университета проводит множество интересных мероприятий, открытых для всех желающих, и создает в городе новые площадки для общения, дискуссий и просто веселых праздников.

В 2020 году пандемия внесла коррективы в привычный уклад жизни, поэтому и многие наши проекты перешли в онлайн-формат. Но мы надеемся, что позже сможем пригласить всех желающих на наши мероприятия в офлайн-формате.

Вышка приглашает к себе

  • «Профессорские среды» — каждую неделю в Профессорском клубе ВШЭ на Мясницкой проходят концерты классической, джазовой, фольклорной музыки. «Профессорские среды» могут наступить в любой день недели, в зависимости от гастрольного графика артистов.
  • Общеуниверситетские факультативы  — давняя традиция Высшей школы экономики, и этой хорошей традиции уже более 10 лет. Каждый учебный год Университет организует учебные курсы различной тематики и продолжительности: от сугубо теоретических до мастер-классов ведущих практиков. Задача общеуниверситетского факультатива — не столько передача знания, сколько формирование особого мировоззрения и получение дополнительных компетенций, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности. Факультативы открыты как для студентов, так и для всех внешних заинтересованных слушателей независимо от возраста и уровня обучения.

Новости

Установлен критерий для заключения договоров для поступающих на онлайн-программу «Машинное обучение и вы­со­ко­на­гру­жен­ные системы» на весенний набор 2021 года

Поступающимстатистические данныемагистратура

Разработчиков машинного обучения будут готовить в магистратуре ВШЭ онлайн
До 12 января продолжается набор на новую магистерскую программу факультета компьютерных наук ВШЭ «Машинное обучение и высоконагруженные системы». Программа реализуется полностью онлайн на русском языке, вступительный экзамен и собеседование пройдут во второй половине января, занятия начнутся 1 марта.

Поступающимприглашение к участиюонлайн-образованиемагистратура

24 декабря, 2020 г.

На ФКН прошел онлайн-день открытых дверей магистратуры
21 ноября 2020 г. на факультете компьютерных наук состоялся очередной день открытых дверей в онлайн-формате. Академические руководители, преподаватели и представители магистерских программ ФКН провели дистанционные презентации. Если у вас не было возможности присутствовать на мероприятии, мы сохранили для вас все видео выступлений.

ПоступающимФакультет компьютерных наук

27 ноября, 2020 г.

Учеба

На факультете три бакалаврские программы — «Прикладная математика и информатика» и «Программная инженерия», а также англоязычная программа двух дипломов ВШЭ и Лондонского университета «Прикладной анализ данных». Хотя факультет в апреле отметил свой второй день рождения, но здесь есть и 3-й, и 4-й курс, и выпускники — они учились на отделениях, которые раньше входили в состав факультет бизнес-информатики (сейчас — факультет бизнеса и менеджмента).

В 2014 году на программе «Прикладная математика и информатика» была открыта «пилотная группа» для студентов, показавших большие успехи по результатам вводного тестирования по математике и программированию. В 2015 она превратилась в «пилотный поток» для 1 — 2 курсов, где студенты по результатам тестирования делятся на три группы: углублённой подготовки по базовым математическим дисциплинам («М+»), углублённого изучения программирования («П+») или по обоим направлениям одновременно («М+П+»).

«Я сейчас учусь в группе „М+П+“, — рассказывает Валентин Бирюков. — Пилотный поток формируется на конкурсной основе, но принять участие в конкурсе по собственному желанию могут абсолютно все студенты „Прикладной математики и информатики“. Те, кто не попал в пилотный поток, учатся в обычных группах, где знания дают ничуть не хуже, зачастую они потом переводятся в пилотные группы — сделать это можно и в течение года, и после сессии. Некоторые же, наоборот, решают со временем, что пилотный поток не для них, и переходят в обычный».

На «Прикладной математике и информатике» студенты в обязательной программе изучают языки программирования Python и С++, на «Программной инженерии» — Java и С#. Акцент делается на изучении алгоритмов и их математической основы. «Подразумевается, что потом студент с легкостью реализует все знания на любом языке программирования, — так оно и есть», — говорит Валентин.

Занятия по программированию и другим предметам часто ведут сотрудники Яндекса и других IT-компаний, которые активно участвуют в жизни факультета. После первого года обучения в бакалавриате у студентов начинается двухнедельная практика, которую можно пройти либо на факультете (учебная практика), либо в какой-нибудь компании. Часто студенты засчитывают себе в качестве практики стажировку. Стажировки длятся дольше — от 2 до 9 месяцев.

Среди моих одногруппников есть и парень, который на лето улетел поработать в Google над совершенствованием субтитров у YouTube

Компанию можно выбрать самостоятельно, также есть большой список из нескольких десятков организаций, с которыми Вышка активно сотрудничает. «Например, я сейчас прохожу практику в компании S7 Engineering, которая выполняет техническое обслуживание и ремонт авиационной техники ведущих мировых производителей Airbus и Boeing, — рассказывает Мария Горденко. — Наиболее успешные студенты устраиваются на работу сразу после прохождения практики».

«После первого курса у нас были весьма увлекательные проекты — некоторая творческая работа под руководством опытного человека из индустрии, — говорит Валентин. — В своем проекте мы разрабатывали нечто похожее на Prisma или Ostagram (приложение, рисующее изображение пользователя „в стиле“ Ван Гога, Мунка или кого-то еще). Как результат — меня позвали на хорошую летнюю практику в диджитал компанию, поработать и написать пару решений для них. А мой товарищ-одногруппник занимался сжатием данных, и его результат был поразителен — он написал алгоритм, который сжимал данные быстрее и лучше многих существующих аналогов (страшно представить, но он обошел даже .zip), его заметили — и через пару недель его уже позвали поработать летом в Яндексе. И это не единичный случай: среди моих одногруппников есть и парень, который на лето улетел поработать в Google над совершенствованием субтитров у YouTube».

В этом году студенты программы «Прикладная математика и информатика» подготовили для абитуриентов цикл рассказов #ПмиОбъединяет. Они поделились своими воспоминаниями о поступлении и рассказали об успехах, в частности стипендиях, стажировках, и новых увлечениях. Найти их все рассказы можно по ссылке

Как растет факультет, видно по магистерским программам: в 2014 было две образовательных программы — «Науки о данных» и «Системная и программная инженерия», в 2015 добавились «Математические методы оптимизации и стохастики», а сейчас помимо этих трех программ идет набор на новую программу «Анализ данных в биологии и медицине».

Наука

На факультете каждый год растет количество лабораторий, сейчас их уже 8. В  2018 году на ФКН появились совместная лаборатория с компанией Самсунг, Международная лаборатория стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных, а также научно-учебная лаборатория по биоинформатике и научно-учебная лаборатория по моделированию и управлению сложными системами. Кроме того на факультете есть научно-учебная лаборатория анализа больших данных (ассоциированный член коллаборации CERN), Международная лаборатория по теоретической информатике, научно-учебная лаборатория процессно-ориентированных информационных систем, Международная научно-учебная лаборатория интеллектуальных систем и структурного анализа.

Сотрудники лабораторий привлекают к исследованиям студентов с первого курса, как на летнюю практику, так и к работе во время всего учебного года в качестве стажеров-исследователей. Для студентов, которые хотят в будущем построить академическую карьеру, это отличная возможность для старта. По мнению научного сотрудника лаборатории процессно-ориентированных информационных систем Сергея Шершакова, работа исследователя — это особый вид деятельности, требующий развития как методических, так и творческих навыков: «Можно, например, научиться худо-бедно самостоятельно писать программы, но проводить исследования — для этого нужна „школа“, и чем раньше будущий исследователь поступит в такую „школу“ в роли стажера-исследователя, тем больше у него или нее шансов в будущем показать хорошие академические результаты».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector