Философский факультет мгу

Кафедры

  • Кафедра логики. Создана в 1947 году, первая кафедра логики в истории СССР. Заведующие: П. С. Попов (1947—1948), В. И. Черкесов (1948—1957), В. Ф. Асмус (1957—1958), М. Н. Алексеев (1958—1965), И. С. Нарский (1965—1966), А. А. Зиновьев (1967—1968), А. А. Старченко (1968—1982), Ю. В. Ивлев (1982—2003), В. И. Маркин (с 2003).
  • Кафедра истории и теории мировой культуры (заведующие акад. Вяч. Вс. Иванов, А. Л. Доброхотов, Т. Ю. Бородай, В. К. Шохин, А. А. Кротов)
  • Кафедра онтологии и теории познания (в 1960—1993 годах — кафедра диалектического материализма, в 1993—2000 годах — кафедра теоретической (или систематической) философии). С 1998 по 2020 год заведующим кафедрой был декан философского факультета МГУ (1998—2020), доктор философских наук, профессор, чл.-корр. РАН В. В. Миронов . С ноября 2020 года и.о. заведующего кафедрой стала доктор философских наук, профессор З.А. Сокулер.
  • Кафедра социальной философии и философии истории (зав. кафедрой К. Х. Момджян)
  • Кафедра философии и методологии науки (зав. кафедрой В. Г. Кузнецов)
  • Кафедра этики. Была учреждена в 1969 году и стала первой специализированной кафедрой этики в стране. Первый заведующий профессор С. Ф. Анисимов. Зав. кафедры — А. В. Разин.
  • Кафедра эстетики (и. о. зав. кафедрой Кондратьев Е. А.)
  • Кафедра истории русской философии (в 1955—1988 годах называлась кафедрой истории философии народов СССР, в 1988—1991 годах — кафедрой истории отечественной философии; создана в 1943 г. по инициативе М. Т. Иовчука, заведующие: 1943—1947 М. Т. Иовчук, 1947—1983 И. Я. Щипанов, 1983—1985 и. о. В. В. Богатов, 1985—1992 В. А. Кувакин, c 1992 М. А. Маслин)
  • Кафедра истории зарубежной философии (образована в 1939 г. в МИФЛИ как кафедра истории философии, с 1943(4?) кафедра истории западноевропейской философии, с 1950-х кафедра истории зарубежной философии; заведующие: 1939-40 акад. Г. Ф. Александров, 1940-44 Б. С. Чернышев, 1944-48 В. И. Светлов, 1949-68 акад. Т. И. Ойзерман, 1968-85 Ю. К. Мельвиль, 1985—2004 А. Ф. Зотов, с 2004 г. В. В. Васильев)
  • Кафедра философии религии и религиоведения (зав. кафедрой О. Ю. Бойцова)
  • Кафедра философской антропологии (зав. кафедрой Гиренок Ф. И.)
  • Кафедра философии политики и права (зав. кафедрой Е. Н. Мощелков)
  • Кафедра философии языка и коммуникации (зав. кафедрой А. А. Костикова)
  • Кафедра философии образования (зав. кафедрой Е. В. Брызгалина)
  • Кафедра философии гуманитарных факультетов (Возникла в 1953 году. Вначале именовалась кафедрой диалектического и исторического материализма, затем кафедрой марксистско-ленинской философии, пока не получила нынешнее название. Обеспечивает преподавание философии на историческом, юридическом, филологическом, экономическом, психологическом факультетах, а также на факультетах журналистики, иностранных языков и государственного управления). Первый заведующий З. Я. Белецкий: также кафедрой руководили Д. М. Угринович и др. Ныне заведующий — А. П. Алексеев.
  • Кафедра философии естественных факультетов (зав. кафедрой В. А. Шапошников)

Общее описание

Журнал «Вестник Московского университета. Серия 7. Философия» является одним из старейших российских журналов по философским наукам. Журнал выходит 6 раз в год и является рецензируемым научным изданием, в котором могут быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

Журнал публикует статьи, которые являются результатом самостоятельного научного исследования и тематически соответствуют специальностям номенклатуры ВАК: 09.00.00 — Философские науки, 23.00.00 — Политология. Плата за рецензирование и публикацию с авторов не взимается.

Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации РФ (свидетельство о регистрации №1553 от 14 февраля 1991 г.), включен в РИНЦ (один из четырнадцати журналов по философии, входящих в RSCI), а так же в Перечень ВАК.

Самые известные философы

Среди всех философов есть мыслители, чей вклад в науку был наиболее важным:

Философ
Достижения
Парменид
Он жил еще в досократовский период. Окружающие отмечали его неординарность и склонность к безумию. С момента его учений сохранилась поема: «О природе», в которой Парменид рассуждает над вопросами существования и познания. Он говорил, что бытие вечно и неизменно и отождествляет его с мышлением. Небытия не существует, потому что о нем невозможно мыслить. Зенон Эллейский –главный ученик Парменида, но его труды оказали влияние и на Платона.
Аристотель
Один из главных античных древнегреческих философов, самым прославленным учеником которого стал Александр Македонский. Аристотель вошел в историю как просветитель благодаря своей школе. Это первый ученый, создавший разностороннюю философскую систему. Аристотель – отец формальной логики. Учение о первопричинах стало центральным для философа. Ученый заложил основную концепцию пространства и времени.
Демокрит
Атомист, полагавший, что атом есть основа всего существующего.
Анаксимандр
О нем мало информации. Это ученик Фалеса Милетского ввел понятие айперона – бесконечной, беспредельной частицы
Марк-Аврелий
Римский император отчасти стоик, проповедывающий идеи гуманизма. Разделял философию стоицизма, которая показала ему путь к счастью. Написал 12 книг на греческом, которые назвал: «Рассуждения о себе». Другая его работа «Медитации» посвящается внутреннему миру философов.
Ансельм Кентерберийский
Философ, живший во времена Средневековья, внесший вклад в развитие богословия. Некоторые зовут его отцом схоластики. Использовав в своей » онтологические доказательства, привел нерушимые свидетельства существования Бога. Существование бога доказывало само его определение. Бог – нечто совершенное. Он творит вне человека и его мира. Одно из главных высказываний мыслителя «Верю, чтобы понять». Среди учеников и последователей наиболее известен – Фома Аквинский. За вклад в развитие божественного учения Ансельм был канонизирован, а его ученики продолжили развивать учение.
Спиноза
Еврейский философ. С юности увлекался лучшими еврейскими мыслителями. За ортодоксальные взгляды и сближение с сектантами был изгнан из еврейской общины. Новаторские идеи Спинозы шли в разрез с общественным консерватизмом. Рационалист бежал в Гаагу, где давал частные уроки и шлифовал линзы. В свободное время писал труды. Одна из его работ «Этика» обрела известность только после смерти Спинозы от туберкулеза. В ней он попытался собрать воедино древнегреческое, средневековое, неоплатоновское учение, схоластику и стоицизм.
Артур Шопенгауер
Стал живым доказательством того, что имея некрасивую внешность, пессимистический взгляд на мир, одинокую жизнь с матерью и котом, можно стать выдающимся мыслителем своего времени. Учение Платона и Канта сформировали его яркие иррациональные идеи. Шопенгауер одним из первых мыслителей предпринял попытку соединить западную и восточную культуры

Уделял внимание человеческой воле. Знаменитое высказывание «Воля – вещь в себе»

Воля определяет существование и оказывает на него влияние. Шопенгауер определил три способа достойной жизни: следование искусству, моральному аскетизму или философии. Утверждал, что искусство исцеляет душевные страдания.
Фридрих Ницше
Некоторые упрекают Ницше в склонности к фашизму, что неверно. Националисткой была его сестра. Сам Фридрих был скептик не заботился о том, что происходит вокруг. Он создал самобытное учение, поставив под сомнения существующие моральные принципы, вероисповедание и нормы. Первая работа «Рождение трагедии», в которой он рассуждает о вопросах морали поставила общественность в ужас. Ввел понятие сверхчеловека, стоявшего в стороне от вопросов морали и этики, добра и зла. Мировоззрение Ницше легло в основу экзистенциализма
Джон Локк
Английский философ, оставивший след в религии, теории государства и других науках. Начинал как преподаватель греческого и философии. Знакомство с Эшли Купером сыграло для него важную роль, поскольку после эмиграции в Голландию для него начался плодотворный творческий период. Основная его работа «Опыт о человеческом разумении». «Послание о веротерпимости» отражает взгляды Локка к на устройство церкви, вероисповедание и свободу совести.

Среди отечественных мыслителей можно отметить имена: Циолковского, Вернадского, писателя Льва Толстого, Николая Лосского, Владимира Ленина, Григория Зиновьева.

Философия и философы будут существовать в любой исторической эпохе, формируя новые концепции и дополняя старые. В этом есть ее глобальность и универсальность, как науки.

Курсы МГУ

Общеуниверситетские подготовительные курсы на базе МГУ проводятся для выпускников 9—11-го классов и для учеников начальной школы. Обучение платное, занятия проводятся в вечернее время.

Подготовительные курсы, проходящие на факультетах МГУ

  • Механико-математический. Подготовительные курсы проходят по следующим предметам: английский и русский языки, математика, информатика, физика. Форма обучения: очная и вечерняя.
  • Вычислительной математики и кибернетики. Форма обучения — очная. Занятия проходят по следующим предметам: русский язык и литература, математика, английский язык, информатика, физика. Недавно были открыты дистанционные курсы по предметам: английский язык, геометрия, физика, алгебра.
  • Физический. Предметы: математика и физика. Дистанционно можно пройти обучение по алгебре и тригонометрии, механике, электричеству и магнетизму, молекулярной физике и термодинамике, оптике и основам ядерной физики.
  • Химический. Форма обучения — очная и дистанционная. Предметы, по которым осуществляется подготовка: биология, химия, физика, математика.
  • Биологический. Предметы: химия, биология и математика.
  • Почвоведения. Форма обучения — очно-заочная. Подготовительные курсы проводятся по следующим предметам: русский язык, биология, химия, география и математика.
  • Геологический. Предметы: математика, русский язык, физика. Форма обучения — очная.
  • Географический. Очно-заочная форма обучения проводится по следующим предметам: география, литература, русский язык и математика. Несколько лет назад открылся дистанционный центр подготовки.
  • Исторический. Занятия проводятся по очной форме обучения. Предметы: история России, русский и английский языки, история искусства.
  • Филологический. Обучение проводится в трех формах: очная, вечерняя и дистанционная. Подготовка осуществляется по следующим предметам: иностранные языки (французский, немецкий, английский), русский язык, литература, теория литературы, история.
  • Философский. Предметы: обществознание, история России. Формы обучения — очно-заочная, дистанционная.
  • Экономический. Обучение проводится по следующим предметам: математика, русский и английский языки, экономика, литература, обществознание. Поступающие в магистратуру могут пройти подготовку дистанционно по предметам: финансы и кредит, экономика, менеджмент.
  • Юридический. Формы обучения — очно-заочная, дистанционная. Предметы: русский язык и литература, история, обществознание.
  • Журналистики. Подготовка осуществляется по следующим предметам: русский язык и литература, подготовка к ДВИ.
  • Психологии. Форма обучения — очная. Предметы: биология, математика, русский язык, обществознание.
  • ИСАА. Предметы: русский и английский языки, история.
  • Социологический. Форма обучения — очно-заочная. Предметы: обществознание.
  • Иностранных языков и религиоведения. Формы обучения — очно-заочная, дистанционная. Обучение осуществляется по следующим предметам: иностранный язык на выбор (английский, французский, немецкий, итальянский, славянские языки, испанский), русский язык и литература, обществознание, история России.
  • Государственного управления. Дисциплины: история Отечества, русский и английский языки, математика и обществознание.
  • Глобальных процессов. Форма обучения — очная. Предметы: русский и английский языки, история России.
  • Мировой политики. Дисциплины, по которым ведется подготовка: методика написания сочинения, история России и всеобщая история, иностранный язык (на выбор). Для поступающих в магистратуру ведется подготовка по предмету международные отношения.
  • Искусств. Формы обучения — очная и очно-заочная. Предметы: русский язык, история искусств, история и искусства, изящные искусства.
  • Высшая школа бизнеса. Предметы: английский язык и математика. Выпускники могут подготовиться к поступлению в магистратуру по дисциплинам: английский язык и менеджмент.
  • Высшая школа перевода. Дисциплины, по которым ведется подготовка: русский и иностранный языки, история и обществознание.
  • Высшая школа управления и инноваций. Форма обучения — очно-заочная. Подготовка ведется на базе 10—11-го класса.
  • Высшая школа телевидения. Форма обучения — очная. Подготовка к творческому конкурсу.
  • Политологии. Дисциплины: русский и английский языки, история, обществознание.
  • Высшая школа современных социальных наук. Подготовка ведется по обществознанию. Возможно выбрать форму обучения.
  • Фундаментально физико-химической инженерии. Предметы: химия, математика, физика (на базе выпускных классов).

Профессия «философ» – что это такое?

С точки зрения профессиональной деятельности философ – это специалист, деятельность которого заключается в изучении, проведении исследований и преподавании слушателям одной из древнейших наук – философии.

Человек, который получил базовое гуманитарное образование в этой области, может работать в различных профессиональных сферах. При прохождении обучения на факультетах философии студенту предоставляется возможность в конечном итоге выбрать определенную специализацию, в направлении которой он будет развиваться и углублять собственные знания. Данные специализации также называются областями философии. К примеру, такая специальность, как «социальная философия» дает возможность человеку трудиться в правовых и политических структурах, а также вести научно-исследовательскую деятельность. Но для того чтобы получить работу, вовсе не обязательно выбирать узкую специальность, так как при выборе общей специальности многие выпускники факультетов философии умеют правильно интерпретировать информацию, что очень ценится работодателями.

Если человек решил выбрать философию в качестве основного направления в своей трудовой деятельности, то лучшим вариантом для него будет такая профессия, как преподаватель философии в высшем учебном заведении.

Описание профессии

Кто такой философ и чем он занимается? Если объяснить в двух словах, это квалифицированный специалист-мыслитель. Его главная задача – изучать науку о наиболее общих законах развития природы, человеческого социума и мышления, ее объекты, методы и концепции. Философ – это, прежде всего, ученый-теоретик, который исследует мировоззренческие вопросы, принципы построения реальности, закономерности развития общества в целом, а также сложные процессы познания, восприятия и мышления.

Философом может стать не каждый. Для успешной работы по этой специальности нужны склонность к аналитике и научной деятельности, любовь к истории, социологии и психологии. Вместе с тем сегодня ученые склоняются к тому, что философ – не просто название профессии, а определение человека, который обладает особым складом ума, что позволяет ему мыслить свободно, выходя за рамки привычного и оценивая разные явления жизни комплексно.

Современные отечественные философы в своем большинстве являются философоведами. Что это значит? Они не работают над созданием собственных направлений в науке. Вместо этого они занимаются подробным изучением чужих.

Места трудоустройства и возможные должности профессиональных философов:

  • издательства (редактор, журналист, писатель, корреспондент, рецензент и т. д.);
  • радио и телевидение (ведущий, обозреватель, аналитик, сценарист, репортер плюс те же должности, что и в издательствах и т. д.);
  • агентства: коммуникационные, рекламные или PR (творческие работники разных специальностей, спичрайтер, например);
  • образовательные учреждения всех уровней (преподаватель);
  • архивы и библиотеки;
  • культурные организации;
  • исследовательские институты.

По большому счету философ – это универсальный солдат, который может работать где угодно и кем угодно, так как завидная эрудиция и аналитические способности позволяют ему найти себя в любой отрасли гуманитарной и общественно-социальной сферы.

История появления

Философия стала отдельной наукой ещё в Древней Греции. Примерно с VI века до н. э. в цивилизации наблюдался активный технологический подъём. Стремительное развитие экономики привело к возникновению нового социального класса. Люди этого слоя населения отстранились от физического труда и посвятили свою жизнь культурным и духовным ценностям.

Несмотря на бурное развитие экономических отношений с другими странами, между народами возник мировоззренческий конфликт. Из-за различных религиозных взглядов и укладов жизни люди часто вступали в противоречия не только в областях медицины и астрономии, но и в других отраслях. Именно разные мнения породили спрос на учёных, которые могли бы рационально объяснить суть бытия и иные метафизические понятия.

В течение многих лет формировались различные направления философии: идеализм, позитивизм, материализм, иррационализм и т. д. Первая школа философов появилась в Древней Греции. Благодаря ей начали зарождаться такие науки, как биология, география, физика и математика. Позже они отделились от философии и стали самостоятельными сферами познания. А сегодня с помощью философских подходов строятся принципы этики и гуманизма в разных областях, связанных с человеческой деятельностью.

Диплом философа: куда идти работать?

Любовь к мудрости называется философией.

Цицерон

Что такое философия?

Давайте заглянем в самый популярный энциклопедический источник — Википедию. Итак, филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.

Кто такой философ?

И опять давайте обратимся к Википедии: «Фило́соф (др.-греч. φιλόσοφος — любящий мудрость, любящий знания, любознательный, стремящийся к истине, искатель истины) — человек, который занимается поиском истины, изучением сущего

В связи с тем, что каждый человек на протяжении всей своей жизни занимается поиском истины (как говорили древние: каждый человек — философ), философами называют тех людей, которые этому занятию уделяют первоочередное внимание»

Получается, что каждый из нас философ. Ведь все мы время от времени, а бывает, и большую часть времени думаем над вопросами: «Кто я? В чем мое предназначение? В чем смысл жизни и есть ли он? Что выбрать и какой дорогой пойти?»

И если Вы делаете поиск ответов над вопросами делом всей жизни, вы официально называетесь философом. Если же вы иногда рассуждаете на философские темы и о своем месте в этом мире, то для окружающих, выражаясь повседневным языком, вы погрузились в хандру.

Рассмотрим первый вариант, вы – философ! Что вас ждет?

С детства вы были задумчивы, читали книжки не по годам. Или, наоборот, непоседливы, энергичны, легки… Теперь вы студент философского факультета. И это становится объектом нашего повышенного внимания. Возникает совсем не философский вопрос – а куда идти выпускнику с дипломом, в графе которого указана специальность «философ»?

Я училась на факультете социологии и политологии, где в течение 2-х лет преподавали предмет «философия». И это был один из моих любимых предметов. Судите сами, где еще все вами сказанное есть истина? Математика? Литература? Или может быть история? Нет, таких наук больше нет и в этом уникальность философии!

И все же, кем работают философы? С этим вопросом я обратилась в деканат философского факультета. Вот, что мне сказали: «Наши выпускники везде находят себя, в разных отраслях». Согласитесь, ответ вполне в духе факультета. Но ведь это действительно так. Если Вы философ, Вы можете делать научную карьеру, а можете уйти в журналистику или открыть свой бизнес.

Подтверждением этому служит и небольшое интервью с бывшим студентом философского факультета, который, спешу отметить, в настоящее время работает в одном крупном рекламном агентстве.

— Роман, кем могут работать выпускники философского факультета?

— Журналистика, реклама, в основном там и работают, но есть знакомый в турсфере.

— Какие планы на будущее у среднестатистического студента философского факультета?

— Реклама, журналистика, секретариат, в общем куда возьмут. По-моему, это сейчас касается почти всего образования. Заканчиваешь одно, а работаешь там, куда берут. Ну а особые счастливцы работают где захочется. Так что, философский факультет не исключение.

— Какие минусы и плюсы учебы на философском факультете?

Среди плюсов можно отметить хорошую атмосферу, почти все преподаватели вызывают уважение, можно высказывать свое мнение, отличное от преподавательского, ну и фундаментальное изучение философских дисциплин — это вообще добро.

Таким образом, философское образование универсально по своей сути и, прежде всего, делает Вас всесторонне развитой личностью, личностью, чьи знания становятся базой дальнейшей жизни. И, тем не менее, любая учеба – это огромный труд. А на философском факультете придется трудиться очень серьезно. И, если вам философия действительно интересна, тогда дерзайте и не бойтесь. Сартр говорил, что человек – это чистый лист бумаги, и вы сами пишете себя и свою историю!

P.S. Вот и мне пригодились 2 года философии, что еще раз подтверждает ценность, вернее бесценность, данной науки! Удачи!

Ксения Третьякова

Мне нравится

17

Как преподавать философию

Какие тут могут быть варианты? Философию нужно преподавать так, как это в принятых рамках высшего образования делает каждый конкретный преподаватель философии, желательно не навязывая жесткую логику и свои представления другим. Может быть, не всем следует читать лекции, сидя в шезлонге, но, наверное, это эксцентрично и это подкупает.

В целом, преподавать надо интересно. Правда, когда мы это говорим, на самом деле мы не говорим ровным счетом ничего. Потому что человек, который читает лекцию, скорее всего, думает, что он читает ее интересно, но это не означает, что так думают студенты. Главная задача — попытаться рефлексивно относиться к своей работе и пробовать взглянуть на себя со стороны, глазами студентов. Причем делать это каждый год.

Надо пробовать понять, что студенты хотят от тебя услышать и в какой момент устают. Когда им тяжело — нужно делать паузу. Некоторые в эти паузы любят рассказать историю из жизни. Наверно, это хорошо. Главное, чтобы эти истории не стали доминировать, а то, бывает, в некоторых университетах материал лекции строится на историях из жизни преподавателя и разговоров о росте тарифов ЖКХ. Так, конечно, не нужно преподавать вообще ничего. В целом же интерес должен исходить со стороны аудитории, а не со стороны преподавателя.

General description

The journal “Moscow University Bulletin. Series 7. Philosophy” is one of the oldest Russian journals in the field of philosophical sciences. The journal is published 6 times a year. It is a peer-reviewed journal where the main scientific results of the Ph.D.  and Doctoral theses can be published.

The journal publishes the articles being the result of individual scientific research and corresponding to the Nomenclature of Specialties of the High Attestation Commission: 09.00.00 – Philosophical Sciences, 23.00.00 – Political Science. Reviewing and publishing are free of charge for the authors.

The journal is registered in the Ministry of the Press and Information of the Russian Federation (accreditation certificate №1553 from February 14, 1991). It is included into the Russian Science Citation Index and the list of the High Attestation Commission.

Факультет в настоящее время

Первый гуманитарный корпус МГУ, в котором располагался факультет с 1969 по 2007 годы

В последние десятилетия факультет динамично развивается. В 1996 году на базе кафедры философии религии и религиоведения на факультете было создано отделение религиоведения. В 2000 году на факультете была открыта образовательная программа «Связи с общественностью», в 2003 году — образовательная программа «Экономическая политика», в 2005 году был открыт набор на отделение культурологии. В 2009 году в структуре факультета созданы новые кафедры: философии образования, философии языка и коммуникаций, философии политики и права. В настоящее время в состав факультета входят 17 кафедр, учебная лаборатория информационных систем в гуманитарном образовании, лаборатория современных религиозных процессов, Центр исследования сознания, а также Центр современной философии и социальных наук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector