Московский физико-технический институт

Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) (МФТИ)

Год основания: 1946

Всего студентов: 7 500 / Иностранных студентов: 680

Факультетов: 11 / Кафедр: 146

Преподавателей: 3 400

Ректор – Николай Николаевич Кудрявцев

Основная деятельность

Московский физико-технический институт — ведущий технический вуз страны, который входит в престижные рейтинги лучших университетов мира. Здесь обучают фундаментальной и прикладной физике, математике, информатике, химии, биологии, компьютерным технологиям и другим естественным и точным наукам. 

Основные направления

  • Прикладная математика и физика
  • Прикладная математика и информатика
  • Системный анализ и управление
  • Информатика и вычислительная техника
  • Системы управления движением и навигация
  • Аэрокосмические технологии
  • Биотехнология
  • Наукоемкие технологии и экономика инноваций
  • Компьютерная безопасность

Международное партнерство

Среди партнеров МФТИ:

  • Массачусетский технологический институт (MIT) (США)
  • Политехническая школа (Ecole Polytechnique) (Франция)
  • Федеральная политехническая школа Лозанны (EPFL) (Швейцария)
  • Калифорнийский университет (США)
  • UNIS – Университетский центр в Свалбарде (Норвегия)
  • Лондонский университетский колледж (UCL)(Великобритания)
  • Политехнический институт передовой науки (IPSA)(Франция)
  • Университет Жана Монне (Франция)
  • Пекинский университет (Китай)
  • Технический университет Ле Куи Дона (Вьетнам)
  • Манчестерский университет (Великобритания)
  • Техническая школа Чалмерса (Швеция)
  • Университет Гумбольдта (Германия)
  • Техасский университет, Школа управления Далласа (США)
  • Университет Карнеги – Меллон (США)
  • Киотский университет (Япония)
  • Университет электрокоммуникаций (Япония)
  • Индийский институт информационных технологий в Аллахабаде (Индия)

Выдающиеся выпускники

  • Андрей Гейм (ФОПФ – 1982), лауреат Нобелевской премии по физике 2010 года, профессор Манчестерского университета.
  • Константин Новоселов (ФФКЭ — 1997), лауреат Нобелевской премии по физике 2010 года, профессор Манчестерского университета.
  • Владислав Репин (ФРТК — 1958), один из основоположников системы ракетно-космической обороны в России, главный конструктор Системы предупреждения о ракетном нападении.
  • Владимир Фортов (ФАКИ — 1968), президент Российской академии наук (2013–2017).
  • Давид Ян (ФОПФ – 1992), основатель и председатель совета директоров компании ABBYY.
  • Александр Абрамов (ФМХФ — 1982), основатель и председатель совета директоров Evraz Group, член бюро и совета директоров Российского союза промышленников и предпринимателей, директор ОАО «Банк Международный Финансовый Клуб», член совета директоров Сколковского инситута науки и технологий, президент «Физтех-Союза».
  • Сергей Белоусов (ФОПФ — 1995), основатель и генеральный директор Acronis, основатель компаний Parallels, Rolsen, Acumatica, венчурного фонда Runa Capital, член правления «Физтех-Союза».
  • Александр Филиппенко (ФМХФ — 1997), артист театра и кино, народный артист России.
  • Юрий Батурин (ФАКИ – 1973), российский политик, учёный (юрист и политолог) и космонавт (382-й космонавт мира и 90-й космонавт России). Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт Российской Федерации.

Ближайшие вузы

Московский государственный институт культуры 141406, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7

4.75 км

Филиал `Ракетно-космическая техника` Московского авиационного института (национального технического университета) в г. Химки Московской области 141401, Московская область, г. Химки, ул. Чкалова, д. 5

4.94 км

Академия гражданской защиты МЧС РФ 141435, Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск

Академия гражданской защиты МЧС России является главным учебным центром в системе высшего профессионального образования МЧС России. Основным направлением ее деятельности являются подготовка специалистов в области защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций.

6.35 км

Московский государственный индустриальный университет. Региональное предствительство в г. Химки г. Химки, ул. Молодежная, д.44 (СОШ №1)

8.32 км

Академия хорового искусства имени В.С. Попова 125565, г. Москва, ул. Фестивальная, д. 2

Первое в истории высшее учебное заведение вокально-хорового искусства – Академия хорового искусства – создана в 1991 году на базе Московского хорового училища имени А.В. Свешникова. С сентября 2009 года Академии присвоено имя ее основателя – профессора Виктора Сергеевича Попова (1934-2008).
Преемственность и единство — два принципа образовательной концепции Академии.
Преемственность проявляется в объединении трех ступеней обучения: школа, училище, вуз в одном учебном заведении с общими требованиями, методологическими и художественными установками

Учебные программы, построенные по принципу преемственности, учитывают пройденное ранее, исключают неоправданные повторы материала, позволяя сконцентрировать внимание на новых образовательных задачах.

8.42 км

Больше? Ещё 20 ближайших вузов

ЧТО ВХОДИТ В СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ

ОНЛАЙН-СМЕНА

48 академических часов занятий с опытными преподавателями;

Небольшие учебные группы, чтобы уделить время каждому участнику;

Обсуждение домашних заданий и персональные консультации с ассистентами — дополнительно по 3-4 часа ежедневно;

Творческие мастер-классы, научно-популярные лекции и досуговые мероприятия

ОЧНАЯ СМЕНА

48 академических часов занятий с опытными преподавателями;

Небольшие учебные группы, чтобы уделить время каждому участнику;

Обсуждение домашних заданий и персональные консультации с ассистентами — дополнительно по 3-4 часа ежедневно;

Творческие мастер-классы, научно-популярные лекции и досуговые мероприятия;

Спортивные мероприятия;

Проживание в общежитии квартирного типа;

Пятиразовое питание

ОБУЧЕНИЕ

I смена (очно)
с 13 по 25 июня
Физика (8-10 класс); Математика (8-10 класс); Информатика (8-10 класс); Химия (9-10 класс);

II смена (очно)
с 18 по 30 июля
Физика (7-10 класс); Математика (7-10 класс);

III смена (очно)
с 1 по 13 августа
Физика (7-10 классы) Информатика (7-10 классы) Информатика «C/C++ с нуля» (7-10 классы) Химия (8-9 классы)

II смена (онлайн)
с 18 по 29 июля
Физика (7-10 класс); Информатика (6-10 класс); Информатика «C/C++ с нуля» (6-10 класс); Химия (8-10 класс);

III смена (онлайн)
с 1 по 12 августа
Физика (7-10 класс); Математика (6-10 класс);

Подробное описание направления Физика смотрите здесь

Подробное описание направления Химия смотрите здесь

Подробное описание направления Математика смотрите здесь

Подробное описание направления Информатика смотрите здесь

СТОИМОСТЬ

ОНЛАЙН-СМЕНА

Для победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской (или Республиканской/Национальной для других стран) олимпиады школьников: 9500 руб.

Для победителей и призеров регионального этапа Всероссийской (или Республиканской / Национальной для других стран) олимпиады школьников: 13500 руб.

Для всех остальных желающих: 17500 руб.

ОЧНАЯ СМЕНА

Для победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской (или Республиканской/Национальной для других стран) олимпиады школьников: 35500 руб.

Для победителей и призеров регионального этапа Всероссийской (или Республиканской/Национальной для других стран) олимпиады школьников: 42500 руб.

Для всех остальных желающих: 49500 руб.

Также существует система скидок:

Нас много! Для участников из многодетных семей или для тех, кто приезжает на смену с братом/сестрой.

За успехи! Для участников, получивших отличные отметки на предыдущих школах.

Я вернулся! Для участников, приезжающих к нам в третий и более раз, или для тех, кто приезжает на несколько смен этим летом.

История

Главный корпус МФТИ до ремонта

В конце 1945 — начале 1946 года группа видных советских ученых, включая, в частности, будущего лауреата Нобелевской премии Петра Капицы , лоббировала в правительстве создание высшего учебного заведения, радикально отличного от того типа, который был установлен в советской системе высшего образования. Кандидаты, тщательно отобранные путем сложных экзаменов и личных собеседований, будут обучаться у выдающихся ученых и работать вместе с ними. Каждый студент будет следовать индивидуальной учебной программе, созданной с учетом его или ее конкретных областей интересов и специализации. Эта система позже стала известна как Система Физтеха .

В письме к Сталину в феврале 1946 года Капица обосновал необходимость создания такой школы, которую он условно назвал Московским физико-техническим институтом , чтобы лучше поддерживать и развивать оборонный потенциал страны. Институт будет следовать изложенным выше принципам и должен управляться советом директоров ведущих научно-исследовательских институтов Академии наук СССР . 10 марта 1946 года правительство издало постановление о создании «Физико-технического колледжа» (на русском языке : Высшая физико-техническая школа ).

Кампус МФТИ до ремонта

По неизвестным причинам первоначальный план был приостановлен летом 1946 года. Точные обстоятельства не задокументированы, но общее предположение состоит в том, что отказ Капицы участвовать в проекте советской атомной бомбы и его неприязнь к правительству и коммунистической партии. последовал, бросил тень на независимую школу, основанную во многом на его идеях. Вместо этого 25 ноября 1946 года было издано новое постановление правительства об учреждении новой школы как физико-технического факультета Московского государственного университета . 25 ноября отмечается как дата основания МФТИ.

Четыре старейших общежития находятся через дорогу от учебных корпусов.

Капица предвидел, что в рамках традиционного учебного заведения новая школа столкнется с бюрократическими препятствиями, но даже несмотря на то, что первоначальный план Капицы по созданию новой школы как независимой организации не реализовался в точности так, как предполагалось, его наиболее важные принципы остались нетронутыми. Новый факультет пользовался значительной автономией в МГУ. Его объекты находились в Долгопрудном (два здания, которые он занимал, до сих пор являются частью нынешнего кампуса), вдали от кампуса МГУ. У него была своя собственная независимая система приема и обучения, отличная от той, которая предусмотрена централизованно для всех других университетов. Его возглавил «проректор МГУ по специальным вопросам» — должность, созданная специально для защиты кафедры от руководства университета.

Как и ожидал Капица, особый статус новой школы с ее иными «правилами участия» вызвал в университете большой ужас и сопротивление

Непосредственный культовый статус, который Физтех приобрел среди талантливой молодежи, привлеченной вызовом и романтизмом работы на переднем крае науки и технологий и над проектами «государственной важности», многие из которых были засекречены, сделало его неприкасаемым конкурентом любой другой школы. в стране, в том числе на физическом факультете МГУ

В то же время усиливающаяся неприязнь Капицы к правительству (в 1950 году он фактически находился под домашним арестом) и антисемитские репрессии конца 1940-х годов сделали Физтех легкой мишенью для интриг и обвинений в «элитарности» и « беспризорном космополитизме» . » Летом 1951 года физтех-факультет МГУ закрыли.

Группе академиков при поддержке генерала ВВС Ивана Федоровича Петрова, который был достаточно влиятельным сторонником Физтеха, чтобы заручиться личным одобрением Сталина в этом вопросе, удалось восстановить Физтех в качестве независимого института. 17 сентября 1951 года постановлением правительства Физтех был преобразован в Московский физико-технический институт.

Помимо Капицы, среди других выдающихся ученых, которые преподавали в МФТИ в последующие годы, были лауреаты Нобелевской премии Николай Семенов , Лев Ландау , Александр Прохоров , Виталий Гинзбург ; и члены Академии наук Сергей Христианович , Михаил Лаврентьев , Мстислав Келдыш , Сергей Королев и Борис Раушенбах . Среди выпускников МФТИ — лауреаты Нобелевской премии по физике 2010 года Андре Гейм и Константин Новоселов .

Олимпиада «Физтех» по математике

Поначалу олимпиада «Физтех» по математике была стопроцентной копией письменного экзамена по математике в МФТИ: олимпиадный вариант содержал те же шесть задач, вполне аналогичные экзаменационным. Однако в 2012 году произошли изменения — задач стало восемь. К шести традиционным «абитуриентским» задачам повышенной сложности добавились две задачи по комбинаторике и целым числам (сравните, например, вариант года с вариантами и  годов). Комбинаторные задачи обязательно присутствуют и на отборочных этапах (не только «Физтеха», кстати). Так что имейте это в виду и изучайте комбинаторику!

Впоследствии одну задачу убрали: в вариантах заключительного этапа
,
,
,
,
,
,

годов было семь задач (шесть традиционных и одна комбинаторная).

Каждая задача варианта оценивается определённым количеством баллов (скажем, 7). По критериям баллы даются за различные продвижения в решении, то есть при неполном решении можно тем не менее что-то получить за эту задачу (скажем, 2 или 4 балла). Поэтому все свои полезные соображения пишите обязательно!

В таблице представлены границы дипломов первой/второй/третьей степени за последние годы. В квадратных скобках указана максимальная сумма баллов варианта олимпиады.

Год 9 класс 10 класс 11 класс
2020 20/17/14  23/20/17  21/17/13 
2019 22/18/15  25/21/17  19/16/13 
2018 29/25/21  27/24/20  28/25/21 
2017 30/24/18  33/27/21  32/24/18 
2016 30/26/20  30/24/18  40/31/24 

Хорошо видно, что нет никакого смысла ориентироваться на баллы прошлых лет: всё зависит только от того, как наряду с вами написали остальные. Если вариант оказался лёгким, границы дипломов будут высокими; если трудным — низкими. Яркий пример — 11 класс: победитель 2019 года со  своими 19 баллами не стал бы в 2018 году даже призёром.

В Перечне РСОШ олимпиада «Физтех» по математике имеет второй уровень. Диплом победителя даёт БВИ при поступлении в МФТИ на большинство направлений.

Задачи олимпиады «Физтех» по математике последних лет

Онлайн Финал
5 класс ,
,

6 класс ,
,

7 класс ,
,
,

8 класс ,
,
,
,

9 класс ,
,
,
,
,
,

20.1,
20.219.1,
19.218.1,
18.2; 
17.1,
17.216.1,
16.2,
16.3
10 класс ,
,
,
,
,
,

20.1,
20.219.1,
19.218.1,
18.2; 
17.1,
17.216.1,
16.2,
16.315.1,
15.2,
15.3
11 класс ,
,
,
,
,
,

20.1,
20.219.1,
19.218.1,
18.2; 
17.1,
17.216.1,
16.2,
16.315.1,
15.2,
15.314.1,
14.2; 
13.1,
13.212.1,
12.2; 
11.1,
11.210.1,
10.2; 
09.1,
09.2; 
,

Экзамен1994 — 2008 08.1,
08.2,
08.3,
08.407.1,
07.2,
07.3,
07.406.1,
06.2,
06.3,
06.405.1,
05.2,
05.304.1,
04.2,
04.303.1,
03.2,
03.302.1,
02.2,
02.301.1,
01.2,
01.3
00.1,
00.299.1,
99.298.1,
98.297.1,
97.2,
97.396.1,
96.2,
96.395.1,
95.2,
95.394.1,
94.2,
94.3

Примечания.

  • В 2016/17 и 2017/18 годах на онлайн-этапе для 5 и 6 классов давалось задание 7 класса.
  • Заключительный этап для десятиклассников впервые состоялся в 2015 году, а для девятиклассников — в 2016 году.

Ученые степени и репутация

До 1998 года студенты могли получить высшее образование только после завершения полной шестилетней учебной программы и защиты диссертации. После успешного окончания им была присуждена степень специалиста по прикладной математике и физике, а с начала 1990-х годов — степень магистра физики.

С 1998 года студенты получают диплом бакалавра после четырех лет обучения и защиты «квалификационной работы» бакалавра (по сути, уменьшенная и менее сложная версия магистерской диссертации ). По оценкам, 90% студентов продолжают свое образование после получения этого диплома, чтобы завершить полную шестилетнюю учебную программу и получить степень магистра .

Полный курс обучения в МФТИ длится шесть лет, как и получение степени бакалавра в США, за которой следует степень магистра . Однако выпускники МФТИ обычно оценивают свою подготовку как более высокую, чем американский магистр физики. Учебная программа МФТИ действительно значительно шире, чем в среднем американском колледже. Кроме того, американские программы РС обычно больше ориентированы на обучение в классе, а не на исследования. Бытует мнение, что диплом специалиста / магистра МФТИ может примерно соответствовать американскому доктору философии. в физике.

Традиционные рейтинги университетов основаны на результатах исследований университетов и призах, полученных преподавателями. Напротив, многие выдающиеся профессора, преподающие в МФТИ, официально работают в базовых институтах (см. Выше), а не в самом МФТИ. Научно-исследовательская работа студентов также обычно проводится за пределами МФТИ, и в опубликованных результатах исследований МФТИ не упоминается. Фактически, многие профессора МФТИ не считаются таковыми при составлении рейтингов, а исследования студентов не приносят никаких рейтинговых баллов в МФТИ.

Прием

Большинство студентов подаются в МФТИ сразу после окончания средней школы в возрасте 18 лет. Вундеркинды иногда принимаются в более раннем возрасте после того, как прогуливают учебу в школе. Поскольку прием осуществляется на конкурсной основе, некоторые из тех, кого не приняли, повторно подают заявление в последующие годы.

Традиционно от абитуриентов требовалось сдать письменные и устные экзамены по математике и физике, написать эссе и пройти собеседование с преподавателями

Собеседование всегда было важной частью процесса отбора. Иногда кандидат с более низкими оценками на экзамене может быть принят, а кандидат с более высокими оценками может быть отклонен исключительно на основании результатов собеседования.

В последние годы устные экзамены были отменены, но собеседование остается важной частью процесса отбора.

Сильнейшие участники национальных физико-математических олимпиад и участники IMO / IPhO допускаются без экзаменов, только после собеседования.

В соответствии с традициями советской системы образования обучение в МФТИ для большинства студентов бесплатное. Кроме того, студенты получают небольшие стипендии (по состоянию на 2020 год, 70–105 долларов США для бакалавриата и 110–140 долларов США для степени магистра в месяц, в зависимости от успеваемости студента) и довольно дешевые (с 2020 года, 13–20 долларов США в месяц, в зависимости от местоположения и комфортность) проживания на территории кампуса, что позволяет учиться на дневном отделении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector