Ребенок выбирает профессию. как помочь ему, а не навредить?

Содержание:

Рекомендации по выбору профессии

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

  • способности,
  • личные качества,
  • возможные перспективы.

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь мотивация способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

«У ребенка много талантов и способностей, как не ошибиться и сделать правильный выбор?»

Я вас поздравляю! Здорово, когда ребенок пробует себя в разных сферах и у него многое получается. Не нужно волноваться, если ваш ребенок не может долго заниматься чем-то одним: чем больше занятий подросток попробует в период взросления (этот период начинается в 11  и заканчивается в 18 лет), тем больше опыта он получит: что-то ему не понравится, что-то покажется скучным, а что-то наоборот зажжет его: так можно будет отсеять многие неподходящие варианты сразу.

Я бы порекомендовала для профориентации подростка познакомиться с профессиями поближе, из первых уст. Например, подросток думает про журналистику, и у него хорошо получается писать. Кроме того, ему интересен веб-дизайн, и он даже проходил курсы по программированию. Помимо этого, подросток заинтересован в психологии. В каждом из этих направлений нужны разные черты характера, способности, навыки и знание разных предметов.

Проблема выбора происходит из-за того, что ребенок имеет слабое представление о том, что на самом деле из себя представляет интересная ему профессия. Подросток думает: «В профессии журналиста главное – это русский язык и литература, а еще умение собирать информацию и оформлять ее в тексты. Это я могу! В веб-дизайне нужна информатика, образное мышление и чувство стиля – тоже присутствует. В психологии нужно знать биологию, иметь высокую эмпатию и уметь слушать и слышать – а ведь я так хорошо поддерживаю своих друзей».

Но все немного сложнее. Сопоставлять практическую профессию с школьными предметами в принципе некорректно, так как школьные учебники построены на голой теории, часто в них нет ничего общего с профессией. Даже школьные учебники истории не рассказывают о профессии историка: по сути они представляют собой рассказы о прошлом, в то время как работа историка заключается далеко не только в чтении древних манускриптов. Что уж говорить об информатике с ее элементарной «Стрелочкой» и презентациями.

Подросток должен познакомиться с выбранными профессиями как можно глубже, поговорить с людьми, которые работают в этой сфере, желательно с несколькими представителями. Так он узнает, что для журналиста мало уметь хорошо писать, нужно быть храбрым, пробивным, общительным и активным, идти на все ради правды или хорошей новости. Работа журналиста часто включает в себя множество монотонного труда, особенно на начальных этапах карьеры. Веб-дизайнеру не достаточно чувства стиля, нужны навыки работы в сложных графических программах, а хорошему веб-дизайнеру, который сможет разработать фирменный стиль компании, желательно также уметь рисовать. Жизнь новичка в веб-дизайне – это не работа на берегу моря где-нибудь на Бали, а множество часто скучных заказов от сервисов по шиномонтажу . Также не стоит забывать, что это работа с людьми – нужно уметь отстаивать свое творчество и доказывать работодателю работоспособность своих идей. Что касается психологии, слишком высокий уровень эмпатии для психолога скорее минус, чем плюс. Человек будет переживать каждую проблему в себе, подключит эмоции и не сможет помочь клиенту – а психолог должен быть объективным и непредвзятым, спокойным и рассудительным. Работа психолога – это не дружеская поддержка, это анализ жизненных ситуаций и поведения человека, помощь в нахождении решения.

В конце месяца интервью можно сверить свои представления и реальность профессионалов и понять, какая область на практике оказалась более подходящей для ребенка.

Как помочь выбрать профессию ребенку

Родители вчерашних школьников, особенно 9-классников, очень обеспокоены этим выбором и это нормально. Но! каждому родителю, стоит все же учесть, что эту профессию выбирает именно ребенок, и она должна быть близка именно ему. А потому:

  1. Направляйте ребенка, но не настаивайте. Здоровая развитая самостоятельность и осознанный выбор ребенка — откликнутся вам хорошими дивидендами. Главное правило: Ребенок выбирает профессию САМ!
  2. Вместе с сыном или дочкой изучите рынок труда. Узнайте какие профессии востребованы и сделайте выборку тех из них, которые близки ребенку.
  3. Если есть знакомые и друзья искомых профессий, попросите их рассказать о тонкостях работы. Также можно посетить «Дни открытых дверей» на разных предприятиях и взглянуть на потенциальные профессии ближе.
  4. Работа должна быть в радость и приносить удовольствие. Ориентируйтесь на пристрастия ребенка и позвольте ему прикоснуться к той или иной профессии, так сказать, предварительно. Для этого заранее позвольте ему посещать различные кружки и секции — чем больше он посетить, тем легче ему будет отсеять то, что не нравится, и присмотреться ближе к тому, что интересно.

Озадачьтесь выбором профессии как можно раньше. Ведь для маленьких детей сегодня есть масса возможностей прикоснуться к той или иной профессии. Для этого созданы особые игровые площадки — Профилэнды или города профессий. Через ролевые игры, рассказы и стихи о профессиях также можно наметить путь собственного развития.

Как правильно выбрать профессию: что еще нужно знать?

По мнению психологов лучше менять свою специальность через каждые 7 лет. Высшее образование ценится выше, перспективы после получения высшего образования лучше. При этом работать по специальности вовсе не обязательно. Найти работу после получения высшего образования не всегда просто. К тому же то, что нравится вам сейчас, может надоесть и разонравиться – это вполне нормально.  Ну и стоит хотя бы прислушаться к мнению родных и учителей – иногда они знают вас гораздо лучше.

А если совсем нет идей, то алгоритм действий следующий:

  1. Изучаем востребованные профессии.
  2. Исключаем стереотип о том, что чем сложнее профессия, тем больше денег вы получите – сейчас мастера по наращиванию получают больше врачей – уж такое время.
  3. Рассматриваем свои мечты объективно – вы же понимаете, что для того чтобы стать знаменитым актером или певцом одного таланта маловато, оценивайте перспективу реально.
  4. Думаем о том, чем вам нравится заниматься и что из этого может приносить деньги.
  5. Опрашиваем родственников и друзей.
  6. Пробуем все возможные доступные профессии на себе (официант, кассир, курьер, менеджер по продажам, администратор), так можно узнать свои сильные и слабые стороны, получить опыт и более ясно понять, кем вы хотите стать.
  7. Как вариант, можно пройти один из рекомендуемых тестов: тест по соционике, опросник Голланда, тест по методике Климова или матрицу профессий.

Тесты по выбору профессии

Чтобы определиться, как выбрать профессию тест может помочь, но все же не стоит надеятся на него, как на истину последней инстанции.

Тест по соционике

Основан на определении типа личности. В тест заложены характеристики, сочетание которых определяет один из 19 психотипов, для каждого рекомендуется целый ряд профессий, наиболее ему подходящих. Это не официальная наука, но чаще всего результаты точные и весьма интересные.

Опросник Голланда

Немного похоже на тест по соционике. Основан также на разделении на группы (реалистическая, интеллектуальная, социальная, артистическая, предприимчивая, конвенциональная).  Также можно получить рекомендации по выбору профессии.

Тест по методике Климова

Дается 20 вопросов. В результате можно получить подходящий тип профессии. Итог теста дает примерную сферу, в которой человек сможет стать наиболее успешным. Назван в честь Академика Е. А. Климова. Данный тест используется во многих центрах занятости.

Матрица профессий

Здесь наименьшее количество вопросов. Требуется выбрать всего 2 подходящих варианта и сразу получить рекомендации. Недостаток матрицы – ограниченный ряд рекомендаций.

Все эти тесты можно пройти самостоятельно, ответив на ряд вопросов. Тесты имеются в свободном доступе в сети.

Советы о том, как помочь ребенку выбрать профессию, есть в этом видео:

Нужно понимать для себя, что никаких гарантий правильного выбора нет. Но под лежачий камень вода не течет, а значит, выбрать вам все-таки надо. И ничего страшного, если придется несколько раз сменить направление, прежде чем вы найдете свой путь.

https://youtube.com/watch?v=2_nwg7EquiA

Делая важный выбор нужно уметь слышать себя. Если в голове полная «каша», то помогает справиться небольшой отдых, или яркие впечатления. Думайте и чувствуйте себя!

Смена профессии после 30 лет

Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.

Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда сменить работу действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.

Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:

  1. Мне не уже, а еще только за 30. Я молод, полон сил, и у меня все получится.
  2. Я лучше, чем в 18, знаю свои потребности и возможности.
  3. Психологи считают этот возраст подходящим для жизненных перемен, т. к. сохраняется свежесть мышления и вместе с тем имеется трезвость суждений и немалый опыт.
  4. Все мои умения остаются со мной. Будет замечательно, если они пригодятся мне на новом месте, если же нет, я еще могу все вернуть.

Перемены возможны по следующим сценариям:

  • Занять востребованную нишу – освоить новую профессию.
  • Развивать полученные навыки в новом направлении – сделать плавный переход к новой деятельности, основываясь на том, что у вас получается лучше всего.
  • Превратить увлечение в работу – внять зову души.

Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?

  1. Плюсы первого варианта очевидны: если профессия востребована, специалисты нарасхват. Особенно это касается новых отраслей. Здесь и зарплата обычно выше. Но есть риск, что освоение пойдет не так успешно, как хотелось бы. Но, пока не попробуете, вы же этого не узнаете, верно?
  2. Второй подход представляется самым разумным: вы ничего не теряете, развиваясь в смежной деятельности, а переход получается плавным и безболезненным. Если чувствуете, что резкие скачки не для вас, выбирайте этот путь.
  3. Третий сценарий подойдет увлеченным натурам, которым скучно заниматься нелюбимым делом. Положительная сторона: профессия будет нравиться. Отрицательная: не факт, что удастся извлечь из хобби доход.

Близкие не поддерживают выбор подростка

Недавно к нам на программу «Система Выбор» пришла семья с понятной целью — помочь ребенку выбрать профессию. Работа пошла хорошо, у наставника с девушкой-подростком сразу наладилось продуктивное общение. Наставник вел личные встречи с подопечной, направлял ее, оказывал поддержку на протяжении программы. На третьей неделе они остановились на профессии графического дизайнера, она хорошо подходила девочке по всем критериям. Я звоню маме, чтобы сообщить хорошие новости, но слышу неожиданную реакцию: «Графический дизайнер? Я думала, что вы предлагаете ребятам настоящие профессии, а не работы-однодневки! Мода на дизайн и IT пройдет так же быстро, как и возникла!»

Не помню, чем закончилась эта история. Но в моей голове хорошо отложилось изумление девочки

Я ее прекрасно понимаю: она была готова принять важное решение, но столкнулась с негативом со стороны близкого человека. Как можно принять трудное решение о выборе профессии, если даже мама его осуждает! Особенно девочку смутило, что мама протянула ей руку помощи, записывая на программу профориентации, и в самый ответственный момент отвернулась от нее

Какую специальность выбрать после 9 класса

Каждый человек обладает набором индивидуальных качеств, способностей, привычек. При выборе приоритетных направлений нужно учитывать личные предпочтения. Так, ребенку с гуманитарным складом ума сложно будет постигать точные науки.

Сдав ОГЭ после 9 класса, ребенок может подобрать профессию из таких групп:

  • Технические — в эту категорию входят маляр, слесарь, сварщик. Можно овладеть специальностью фрезеровщик или штукатур.
  • Экономические — к ним относятся кассир, продавец, менеджер.
  • Творческие — классикой в этой сфере считается профессия дизайнера. Причем это понятие считается достаточно объемным и включает флористику, дом, ландшафт.
  • Медицинские — к ним относятся фармацевты, фельдшеры, медсестры.
  • Аграрные — в эту группу входят кинолог, фермер, ветеринар.

Внимание! Не нужно недооценивать «старые» профессии. Например, современный сварщик работает на большом производстве, со станками ЧПУ, в стерильной одежде и помещениях

Аргоновая сварка требует не меньшей внимательности, чем программирование. И оплачивается соответственно.

Причины выбора той или иной профессии

Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:

Престиж, мода

В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.

Финансовое благополучие

К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.

Советы друзей и знакомых

Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.

Мнение родителей

Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.

Сделан с большой любовью, для каждого, кто хочет заработать первые деньги удалённо.

Подробнее

Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.

Собственное желание

Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.

Как и когда выбирать профессию ребенку

К вопросу профориентации подростка необходимо подходить комплексно и с разных сторон. Комплексная профориентация может включать:

  • профессиональные пробы;
  • профориентационное тестирование;
  • консультацию с психологом-профориентатором, консультацию с HR-специалистом.

Вопреки расхожему мнению, какую профессию выбрать, выбирается не конкретная профессия, а сфера профессиональной деятельности. К моменту окончания учебного заведения могут появиться совершенно иные профессии, которых не было на момент поступления

Кроме того, важно учитывать, что не стоит относиться к профессии, как к тому, что выбирается на всю жизнь, как это было раньше

Ошибкой является соотносить интерес и любовь к учебному предмету и профессию. Безусловно, они могут сочетаться, но не всегда. Гораздо важнее, что подростку нравится делать и что у него хорошо получается, в каких сферах и видах деятельности лежат его интересы, какие у него есть качества личности, навыки и способности. Исходя из этого можно подбирать профессиональные сферы.

Насколько родитель должен вмешиваться в процесс профориентации подростка?

Очевидно, что у взрослого человека больше опыта и понимания рынка труда. Как правильно действовать?

Выбор профессии состоит из нескольких элементов

В процессе самоопределения важно обратить внимание на несколько факторов. Первое – понимание своих ценностей и интересов. Второе – понимание своих способностей и оценка своих сильных и слабых сторон

Третье – понимание потребностей рынка и существующих профессий и направлений

Второе – понимание своих способностей и оценка своих сильных и слабых сторон. Третье – понимание потребностей рынка и существующих профессий и направлений.

Что может сделать родитель?

А) помочь ребенку с поиском своих интересов и оценкой способностей

Можно пройти профориентационный тест, поработать со специалистом в профориентации, коучем или наставником.

Б) рассказать подростку о существующих профессиях

Можно начать с себя и своих родственников, друзей и знакомых семьи. Пусть подросток возьмет у них интервью о том, чем они занимаются и что нужно, чтобы стать экспертом в их области.

Такое интервью с экспертом – часть нашей профориентационной программы, и оно качественно меняет восприятие подростками мира профессий.

Есть чудесный ресурс – «Атлас новых профессий», на котором вы вместе с подростком можете познакомиться с большим количеством новых профессий.

Роль родителя в процессе профориентации подростка – помочь получить информацию в экспертных источниках и поддержать интерес, а также поделиться своим опытом и обсудить выводы. Это лучшее, что родитель может сделать: не делать выбор «за», а сопроводить ребенка в нахождении его собственного пути.

Желаем вам удачи в этом нелегком, но важном процессе!

Если вашему ребенку тяжело выбрать профессию самостоятельно, запишитесь на онлайн-консультацию «Дни бесплатной профориентации». Эксперт поможет подростку выбрать профессию: проведет специальный профориентационный тест, проанализирует его результаты и подберет подходящий вариант в соответствии с желаниями и способностями ребенка. Индивидуально для каждого!

До 12 лет: показываем многообразие мира

Чтобы человек лучше знал себя и выбирал дело по душе, он должен пробовать разные занятия. До подросткового возраста показывайте ребенку широту мира, отдавайте в разные кружки и секции, читайте, смотрите и разговаривайте о разном.

Если в кружке ребенок начал, скажем, увлеченно рисовать, а потом заскучал и хочет бросить студию, разберитесь, в чем дело. Если он просто понял, что это «не его» — не заставляйте продолжать, но поищите новое занятие на замену. А если ребенку просто лень идти куда-то после школы — это другое дело, и лучше помочь сыну или дочке организоваться.

Есть еще навыки и привычки, которые пригодятся человеку в жизни независимо от профессии, и специалисты советуют учить этому детей. Это иностранные языки, структурное мышление (логика, Лего, программирование), вежливое общение и поведение, спорт и искусство (рисование, музыка, танцы, чтение художественной литературы, посещение музеев).

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  1. Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  2. Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  3. Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  4. Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  5. Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  6. Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  7. Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.

Как продолжить: какие критерии важны?

Чтобы определить «свою» профессию, нужно действовать последовательно и методично:

  • Ваши ожидания. Составьте список своих ожиданий от будущей профессии. У каждого критерии могут быть своими. Например: — Уровень заработной платы. — Перспективный карьерного роста. -Перспективы быстрого трудоустройства после окончания ВУЗа. — Возможности реализации личностного потенциала на данной должности. — Стабильность на рынке труда. — Бонусы (ранний выход на пенсию, дополнительные надбавки, возможность организовать свое дело и т.д.).
  • Определиться с активами. Прежде всего, подумайте — что у вас уже есть? — Может быть, вы знаете за собой четкую склонность к чему-либо? — Может быть, у вас есть диплом о дополнительном образовании, которым вы занимались для души? — Может быть, у вас есть хобби, которое вы можете превратить в дело всей жизни? Даже если активов у вас всего парочка — например, умение сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях и красивая улыбка — с них можно начинать, прикинув, что вы можете с их помощью делать. Может быть, вы хотите работать хостес, на ресепшене в отеле, где нужно быть обаятельным и вежливо решать проблемы гостей? Может быть, вам подойдет вакансия менеджера, который должен управлять работой коллектива? Может быть, со своим спокойным решением конфликтов вы пригодитесь за стойкой информации в аэропорту или даже борт проводником?

Из любых, самых незначительных, плюсов можно извлечь выгоду. Главное — не ограничиваться известными вам профессиями, а максимально расширить кругозор и не стесняться выбрать что-то экзотичное.

Определиться с мотивацией. Вы нашли свои активы, вы придумали, к каким профессиям сможете их применить. Следующий шаг — понять, какая профессия будет вам наиболее интересна. — Подумайте — хотите ли вы быть менеджером, работать в отеле, в турагентстве, в аэропорту? — Где вам будет комфортно? — Где вы будете чувствовать себя востребованным?

Та отрасль, которая вызывает наибольший энтузиазм — и есть ответ на данном этапе.

Определиться с материальным. Вы выбрали поле деятельности, для которого вы подходите и которое будет вам интересно. Осталось решить, удовлетворит ли оно ваши материалистические запросы. — Достаточна ли зарплата у специалистов этой отрасли? — Востребованы ли они на рынке труда? — Есть ли учебное заведение, в которое вы сможете поступить так, чтобы вам было удобно? На этом этапе нужно проявить гибкость и взвесить все «за» и «против». Например, работникам в турагентстве платят меньше, чем вам хотелось бы получать, но они востребованы и время от времени их посылают в командировки за границу, что вас очень привлекает. Нужно прикинуть, искупят ли командировки и удовольствие от работы некоторый недостаток средств? Если нет, нужно вернуться на шаг раньше. Если да — решение найдено.

Конечно, ответ, полученный на бумаге, не гарантирует, что вы обязательно будете счастливы. Но он дает направление движения, повод для размышлений и возможность предпринимать конкретные шаги.

Впрочем, возможен и такой вариант, при котором вы сидите над листком бумаги и с ужасом понимаете, что ваши склонности и интересы никак не помогут вам в жизни. Например, вы увлекаетесь собиранием пазлов и отличаетесь замкнутым характером. Все, что вы можете из этого извлечь — что вам не стоит работать с людьми, что, конечно, дает информацию к размышлению, но не очень помогает определить конкретную профессию.

Изучение своих интересов

К тому, как выбирать профессию, стоит подойти максимально ответственно. Можно воспользоваться изречением, которое освещает основную суть выбора. Оно гласит: «Какой род деятельности на всю жизнь выбрал бы человек, если бы за это не платили». Таким нехитрым методом можно понять, что будущему профессионалу по душе, а в чем он просто материально заинтересован. Необходимо подумать о своих мечтах и не тратить время на скучное изучение тех дисциплин, которые никак не связаны с любимым делом. В зависимости от призвания можно понять, как выбрать будущую профессию:

  • музыкальное направление – вокалист, автор, звукооператор, аранжировщик, концертный менеджер;
  • география – стюард (на круизном лайнере или самолете), туристический агент, гид, археолог, палеонтолог, работник нефтяной и газовой промышленности;
  • компьютерное направление – программист, создатель видеоигр, графический дизайнер;
  • химия – ученый, лаборант, фармацевт;
  • биология – врач, фармацевт, биолог;
  • черчение – архитектор, инженер, проектировщик;
  • точные науки – изобретатель, рационализатор, экономист, бухгалтер, банковский работник;
  • гуманитарные науки – писатель, поэт, учитель, воспитатель, автор;
  • спорт – спортсмен, военный, моряк, сотрудник правоохранительных органов, МЧС.

На вопрос, что делать, если не можешь выбрать профессию, есть один ответ: прислушаться к своему сердцу. Оно обязательно подскажет и не даст ошибиться.

Как сделать «правильный выбор» собственным выбором подростка?

Большинство подростков не имеют полного представления о мире профессий, даже о тех, с которыми предполагают связать свое будущее. Часто выбор делается в пользу модных и популярных профессий (например, девушка хочет стать моделью, а юноша – музыкантом), не смотря на то, что необходимые профессиональные данные у них отсутствуют. В такой ситуации родителям сложно не вмешаться и не решить за сына или дочь их профессиональную судьбу. Но необходимо помнить, что целиком беря на себя ответственность за профессиональное определение ребенка, родители берут на себя и ответственность за его последствия. Кто сделал выбор, тот и обязан отвечать за него.

Подросток, считающий, что выбор сделали за него, будет и учиться и работать не для себя. И обучение профессии и последующая работа будут тяготить его, восприниматься как скучная и тягостная обязанность. И, наоборот, само ощущение самостоятельного выбора будет стимулировать к продвижению по пути профессионального развития.

При этом полная самостоятельность также может затруднить профессиональное самоопределение. Часто из-за ограниченного жизненного опыта подростки имеют неполные или нереалистичные представления о профессиональной деятельности. Так, например, многие старшеклассники, желающие стать менеджерами, не могут точно ответить, в чем заключается эта работа.

Попав в ситуацию выбора, многие дети нуждаются в поддержке взрослых, испытывая растерянность

Правда, далеко не каждый подросток готов прямо признаться в том, что мнение взрослых очень важно для него в столь важном вопросе

Родитель должен играть роль советчика и выступать как эксперт, делясь информацией, которой он владеет: рассказывать о профессиях, где можно найти работу по профессии, какие она накладывает ограничения.

Представляйте информацию в нейтральной форме – пусть подросток сам делает выводы, например, можно сказать: «Знаешь, один мой одноклассник так хотел стать археологом, окончил институт, но всю жизнь работал экономистом, потому как не нашел работы по специальности».

Не ограничивайтесь рассказами и разговорами. Подростки, как известно, к мнению взрослых часто относятся скептически. Гораздо большее впечатление произведет общение со специалистом той профессии, на которой подросток остановил свой выбор. Например, если чаша весов склоняется к профессии экономиста, а у вас есть знакомый экономист, попросите его пообщаться с вашим ребенком, можно организовать экскурсию по месту работы. Подобное общение может, как уверить в правильности выбора, так и наоборот заставить задуматься, действительно ли это именно то, чему ребенок готов посвятить всю свою жизнь.

На всякий случай с самого начала лучше продумать и запасной вариант. Подростки об этом варианте, как правило, не задумываются, поэтому задача родителей – поставить перед ними и этот вопрос.

Часто старшеклассники ориентируются на профессии родственников. Существует немало трудовых династий, когда по одной специальности работают несколько поколений одной семьи. Конечно, семейная традиция способна ограничить вероятный выбор. Школьник может пойти по инерции, не задумываясь о том, действительно ли профессия родителей соответствует его собственным склонностям и интересам. С другой стороны у него отличные представления о данной профессии и о качествах, необходимых для нее. Так, детям врачей прекрасно известно, что медицинская профессия подразумевает сверхурочную работу и срочные вызовы, а также просьбы о помощи со стороны соседей и знакомых

Поэтому, если ребенок выбрал профессию родителей, важно понять, что им движет, обсудите с ним мотивы его выбора

Также необходимо помнить, что отношение к профессиональной деятельности, к работе формируется именно в семье. Каждый взрослый имеет собственное представление о работе, его-то мы, порой неосознанно, передаем своим детям. Если для родителей работа – значимая часть собственной жизни, средство самовыражения и самореализации, то и ребенок с раннего детства усваивает, что работа и удовлетворенность жизнью напрямую связаны между собой, и наоборот.

По разным причинам некоторые из нас в течение жизни меняют профессии, другие наоборот, остаются верными первоначальному выбору. Оба этих пути не являются единственно правильными, и предсказать по какому из них пойдет ребенок невозможно. Может быть, ему всегда будет интересна выбранная профессия, а возможно его предпочтения изменятся через какое-то время. В любом случае нельзя исключать возможность что-то переиграть или начать заново. И не стоит это рассматривать как неудачный выбор профессии, напротив – это стремление человека как можно полнее реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.

Практическое руководство родителям

Конечно, универсальный совет в деле выбора профессии — с раннего возраста воспитывать в ребёнке самостоятельность. Заниматься этим за пару лет до выпускного вечера, конечно же, будет поздновато. Самостоятельный подросток, который с детства привык во многом сам принимать решения, наверняка и с будущей профессией сможет определиться сам.

Если с детства ребёнок всё делает под бдительным родительским контролем, то неудивительно, что он не сможет сам определиться с будущей профессией

Следующий этап — это доверительные беседы с подростком. Проводить их нужно также задолго до выпускного класса. Нужно периодически задавать своему чаду вопросы и вместе рассуждать над ответами. Варианты могут быть примерно такие:

  1. Что ты больше всего любишь делать в свободное время?
  2. Каким ты видишь себя в будущем?
  3. Чем бы ты никогда не стал заниматься?
  4. Что ты больше всего ценишь в других людях?

Нужно чаще разговаривать с подростком о том, каким он видит себя в будущем, что ему, наоборот, не нравится делать

Кроме того, до ребёнка следует донести, что на работе человек проводит очень много времени. Доход, который она приносит, конечно, важен. Но профессия должна ещё и развивать личные качества и не доставлять человеку дискомфорта.

Ещё одна важная мысль заключается в том, что хобби и работа — разные понятия. Далеко не всегда профессия может совпадать с увлечением. Например, многие дети обожают животных, но ведь не всем же им становиться в будущем ветеринарами. Или ребёнок, который любит в свободное время рисовать, вовсе не обязательно станет известным художником или талантливым дизайнером.

Конечно, замечательно, если у человека хобби совпадает с работой, но чаще всего эти понятия в жизни разграничиваются, например, не все дети, любящие животных, становятся ветеринарами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector