Что такое методы исследования в дипломной работе

Клиническая лабораторная диагностика

Особый пласт диагностики в медицине – это исследование жидкостей и выделений организма (спинномозговой жидкости, крови, мочи, кала) с помощью химических и физических методов.

Эта специальность складывалась веками. Химики и физики изучали кровь и другие жидкости человеческого тела, а микроскоп стал окном в мир клеток. В 1842 году при больнице города Вюрцбурга И. Шерер открыл «клиническую химическую лабораторию», в 1843 году была опубликована его книга «Химические и микроскопические исследования при патологии».

Врач клинической лабораторной диагностики работает на уровне клеток и молекул. Опираясь на методы цитологии, биохимии, молекулярной биологии, он как бы видит тончайшие процессы жизни организма.

В современной лаборатории автоматические анализаторы гораздо точнее человека выполняют механическую работу, например, подсчитывают количество клеток крови. Врач контролирует работу анализаторов, выполняет сложные исследования, например, смотрит под микроскопом мазки крови с подозрением на опухоль костного мозга – лейкоз, исследует спинномозговую жидкость. Зная тонкости биохимии здорового и больного организма и работы лаборатории, врач клинической лабораторной диагностики консультирует лечащего врача (терапевта, хирурга) в ситуациях, когда сложно поставить диагноз.

Современная клинико-диагностическая лаборатория

В современной клинической лаборатории существуют более узкие направления – микробиология и лабораторная генетика.

Микробиологи определяют, какие вирусы или бактерии вызвали заболевание, например, кишечную инфекцию. В лаборатории подбирают антибиотик, к которому чувствительны бактерии именно у этого человека.

Чашка Петри с культурами бактерий

Лабораторная генетика помогает разобраться с причинами заболеваний костного мозга, например, лейкозов. Существует множество хромосомных аномалий и генетических мутаций, а значит, много болезней системы кроветворения. Методы лабораторной генетики обнаруживают поломки в хромосомах и генах. На основе этих исследований лечащий врач ставит правильный диагноз и подбирает лечение.

 Исследование хромосом

Приемы метода анализа

Подбор приемов зависит от нескольких факторов, например, от области исследования

Процесс анализа предусматривает обращение к приемам этого метода:

  • детализация – подача расширенных сведений, данных, детальный анализ наиболее примечательных (важных) аспектов проблемы исследования;
  • классифицирование (группировка) – распределение объектов на группы по конкретным признакам (критериям);
  • индексный прием – за основу анализа берется 2 фактора (показателя) один из которых количественный, а другой – качественный;
  • сравнение – выявление сходства и отличий между двумя и больше объектами;
  • графический прием, когда анализ дополняют графиками, диаграммами, схемами;
  • балансовый метод – определение влияния нескольких факторов на обобщающий показатель (сравнивают разные аспекты одного объекта).

Это универсальные приемы для всех научных направлений, но список можно продолжить, дополняя специальными приемами определенных областей.

Обратите внимание! В некоторых источниках эти приемы называют методами, которые составляют аналитическую методику. Подбор приемов зависит от нескольких факторов:

Подбор приемов зависит от нескольких факторов:

  • область исследования;
  • тема;
  • объем работы;
  • особенности взаимодействия с другими методами, используемыми в работе.

Использования двух и более приемов позволяет сделать полный, детальный разбор объекта/явления.

Для работ небольшого объема достаточно одного приема, но использовать его нужно качественно и «по полной».

Как оформить методы исследования в курсовой

Методологическая основа прописывается во введении к курсовой работе и оформляется по тем же правилам, что и весь текст. В одних случаях допустимо только перечислить способы работы с материалом, в других их придется расшифровать и обосновать. В любом случае этот смысловой блок занимает небольшой объем, 1-3 абзаца. 

Иное дело — оформление материала, полученного тем или иным методом, а также хода работы, то есть по сути всей основной части курсового проекта. Здесь нужно руководствоваться государственными стандартами, актуальными на 2021 год. Главный из них ГОСТ 7.32 — 2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

В этом документе указано, как следует делать ссылки, сноски, оформлять таблицы, графики, иллюстрации, что можно вынести в приложение (например, анкеты и таблицы измерений). 

Варианты использования методологии

При выборе приёмов исследования необходимо отталкиваться от темы научного проекта, а также его целей и задач. Теоретические и практические средства должны соответствовать содержанию исследовательской работы. Расшифровывать и прописывать классификационную принадлежность методов не требуется. Также не надо приписывать лишние приёмы, поскольку преподаватель может поинтересоваться, зачем и где они использовались.

Примеры методов исследования в курсовой работе:

  • Педагогика. В курсовом проекте был использован анализ теоретической базы, классификация, аналогия и обобщение полученных результатов. Практическая часть включала методы наблюдения, описания и опроса.
  • Психология. Главными методами этой работы были классификация и сравнительный анализ. Для практической части использовались способы наблюдения, анкетирования, опроса и анализа полученной информации.
  • Юриспруденция. Методологическая основа курсовой работы включает: анализ, аналогию, классификацию и обобщение полученных данных. Частнонаучная методология состоит из сравнительно-правового и технико-юридического метода, а также нормативно-правового анализа.
  • Лингвистика. Методологическая база включает сравнительно-языковой и сравнительный анализ, классификацию, синтез научных концепций и гипотезу.
  • История. Для раскрытия темы этой работы использовались методы сравнительно-исторического анализа, изучения архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервью ветеранов Великой Отечественной войны и обобщения.
  • Экономика и финансы. В курсовом исследовании использовались следующие методы: анализ, синтез и классификация полученной информации, библиографический анализ и экономические расчёты.
  • Математические дисциплины. Методологическая основа научного проекта включает классификацию, сравнение, синтез, обобщение, математическое моделирование, функциональный анализ и методику дифференциальных уравнений.
  • Информационные технологии. Для курсового проекта применялись научный анализ, классификация, сравнение, обобщение и дедукция. Из специальных методов использовались компьютерное моделирование, системный анализ и информационно-аналитические технологии.

Максимально точные результаты можно получить только с правильно подобранными методами. Они должны соответствовать объекту и предмету исследования, задачам и собранным данным. А также необходимо, чтобы используемые приёмы были научно обоснованными и взаимосвязанными друг с другом. Когда методы соответствуют логике рассмотрения, они дают новые и надёжные результаты для научного исследования.

Рентгенологическое исследование

8 ноября 1895 года Вильгельм Конрад Рентген открыл новое излучение – X-лучи. Позже их назвали «рентгеновские лучи». Их способность проникать через различные материалы и показывать внутреннее устройство предметов ошеломляла. 22 декабря 1895 года Рентген сделал снимок руки своей жены Берты – получилось изображение костей кисти с кольцами на пальцах.

Вильгельм Конрад Рентген и рентгеновский снимок руки его жены Берты

И уже в январе 1896 года в Москве и Петербурге были сделаны первые снимки кисти человека. Рентгеновские аппараты применялись в осаждённом Порт-Артуре во время русско-японской войны (1904 – 1905).

Рентгеновское излучение – это электромагнитное излучение или поток фотонов; оно легко проходит через мягкие ткани и засвечивает плёнку. Кости содержат атомы кальция, которые «тяжелее» атомов других тканей – водорода, углерода, кислорода, азота. Поэтому они задерживают рентгеновские лучи, а на выходе получается хорошее изображение скелета, а также лёгких.

Организм можно представить как систему трубок – сосуды, пищевод, кишечник, мочеточники. Если их наполнить веществом, которое задерживает рентгеновское излучение, то они тоже станут видны. Для исследования желудка и кишечника человеку дают проглотить сульфат бария. Чтобы увидеть сосуды и мочеточники, в вену вводят контрастное вещество, которое распространяется по сосудам и выводится через почки.

Разновидности рентгенологического исследования

  • Рентгеноскопия – исследование в реальном времени, когда изображение проецируется на экран. Сейчас она используется во время некоторых операций, чтобы врач мог видеть свои действия.
  • Рентгенография – это и есть получение рентгеновского снимка (рентгенограммы).

Рентгенограмма кистей рук 

Если сфотографировать рентгеновское изображение с флюоресцентного экрана на фотоплёнку, получится флюорограмма. Фотографирование занимает меньше времени, чем получение рентгенограммы. Чаще делают флюорографию лёгких, так как это лёгкий и быстрый способ обнаружить туберкулёз у больших групп населения. Сейчас технология фотографирования с экрана уходит в прошлое, современные флюорографы – это цифровые рентгенографические аппараты.

Компьютерная томография (КТ)

Настоящим прорывом стала компьютерная томография, благодаря которой врачи смогли подробно и чётко увидеть внутреннее строение живого организма.

Когда человек находится в томографе, вокруг него движется установка с рентгеновским излучением. Полученные снимки обрабатываются и получаются изображения тонких срезов различных областей тела.

В XIX веке основоположник военно-полевой хирургии Н.И. Пирогов разработал метод «ледяной анатомии», которая стала прообразом томографии. Он замораживал тела умерших людей, делал тонкие срезы, а нанятый им художник зарисовывал увиденное. Результатом колоссальной работы стал атлас «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, произведенных в трех измерениях через замороженное человеческое тело».

Компьютерный томограф

Усовершенствованный метод мультиспиральная компьютерная томография воссоздаёт трёхмерные изображения человеческого тела.

Мультиспиральная КТ. Трёхмерное изображение. Стрелкой показано сильное сужение сонной артерии

Важно помнить, что рентгеновское излучение – это разновидность радиоактивного излучения. И хотя в современных аппаратах доза облучения сведена к минимуму, компьютерную томографию назначают только тогда, когда в ней действительно есть необходимость

Магнитно-резонансная томография

В организме человека очень много атомов водорода, особенно в жидкостях и жировой ткани. Эту особенность использует метод магнитно-резонансной томографии (МРТ). Ядра атомов водорода в магнитном поле томографа поглощают волну в радиодиапазоне, а затем сами испускают электромагнитный сигнал. Этот сигнал улавливается и обрабатывается в изображение.

Благодаря этому МРТ имеет несколько преимуществ:

  • Нет лучевой нагрузки, так как не используются рентгеновские лучи
  • Получаются изображения разных частей тела в разных проекциях
  • Можно увидеть мягкие ткани, мозг, а также сосуды без контрастного вещества

Особая заслуга нового метода в том, что магнитно-резонансная томография подробно показывает анатомию головного мозга.

МРТ-изображение мозга человека

МРТ-изображение мозга и его сосудов

Виды методов исследования

Все методы научного исследования можно разделить на:

  • теоретические;
  • практические (эмпирические).

По степени использования в исследованиях они могут быть:

  • общие (универсальные);
  • частные.

Методы обработки данных являются отдельной группой, которая объединяет теоретические и практические способы разностороннего анализа полученных результатов.

Теоретические методы

Теоретические методы исследования в дипломной работе позволяют систематизировать информацию, раскрыть природу различных явлений и предметов, выявить взаимосвязи между процессами. Проведение исследовательской работы невозможно без использования нескольких теоретических приемов:

  • анализ – разложение исследуемого объекта на составляющие и изучение каждой из них; анализировать можно не только конкретную научную задачу, но и литературные источники, данные, нормативные документы, методики и др.;
  • синтез – самостоятельное исследование, которое объединяет характеристики объекта по различным критериям;
  • дедукция (обобщение) – позволяет делать выводы об исследуемом предмете или процессе на основании присущих ему свойств;
  • индукция – дает представление о группах объектов, опираясь на частные случаи;
  • классификация – разбивка процессов и предметов на группы по общим признакам;
  • аналогия – позволяет сравнивать объекты по наличию у них сходных свойств;
  • прогнозирование – базируясь на свойствах и характеристиках объекта, можно предсказать возможные пути его развития.

Практические методы

Данные методы исследования в дипломе играют важную роль – с их помощью получают количественные характеристики объекта исследований, переходят от абстрактного описания к конкретным фактам. К практическим методам относятся:

  • эксперимент – исследование в особых условиях, которые создаются для изучения определенных характеристик явления или предмета. Примером этих методов исследования в дипломной работе могут быть социальные и психологические эксперименты, лабораторные в точных и естественных науках и т.п.;
  • измерение – получение точной количественной информации об объекте;
  • наблюдение – получение информации об особенностях поведения объекта путем ее восприятия;
  • моделирование – явление или предмет заменяют объектом, который обладает характеристиками, схожими с оригиналом;
  • сравнение – выявление подобий и отличий между объектом изучения и уже известными системами, предметами или явлениями.

Зная, какие бывают методы исследования в дипломной работе, можно выбрать те, которые максимально соответствуют целям исследования и позволят достичь точного и объективного результата.

Общие методы исследования

К общим относятся методы, которые можно использовать независимо от области знания. Это анализ и синтез, эксперимент, моделирование, классификация и многие другие. Методы исследования при написании дипломной работы в подавляющем большинстве являются общими, поскольку все они в разной форме используются при получении и изучении информации во всех сферах науки.

Частные методы

Каждая наука модифицирует общие способы исследования, чтобы согласовать их со своими потребностями. Так образуются частные методы, адаптированные для конкретной области знания. Например, такой общий метод исследования в дипломной работе как анализ может иметь различные частные формы в разных сферах знания:

  • в филологии — композиционный, семантический, лингвистический и др.;
  • в экономике – функциональный, статистический, нормативный и др.;
  • в психологии – анализ творчества, поведения, реакций на раздражители и др.;
  • в информатике – интеллектуальный, исследовательский, прогнозный анализ данных и др.

Организация исследования в дипломной работе должна включать и частные, и общенаучные методы, которые соответствуют цели диплома и его задачам.

Что такое метод анализа

Метод анализа является основой всех научных достижений

Метод анализа – это:

  • приемы, способы и средства, которые применяются для разбора и оценки явлений, объектов;
  • разбор целостного объекта на части для детального их изучения.

В научной деятельности этот метод считается общелогическим и используется всеми направлениями.

Особенности метода анализа:

во внимание берется система или единичный критерий для дальнейшего аналитического исследования объекта;
объект (явление) детально изучается перед применением метода анализа;
изучаются и анализируются различные аспекты явления или объекта (причины возникновения или изменения, связь с другими объектами).

Метод анализа имеет прикладной характер, задействует теоретическую и практическую базы.

Использование метода, соотношение теории и практического пласта зависит от области научного исследования.

Несколько советов по использованию теоретических методов

Итак, вы уже поняли, что без названных методов научное исследование написать не получится. Для того, чтобы грамотно их использовать, вооружитесь некоторыми советами.

После проработки литературы необходимо определить приоритетные теоретические методы, прочитать об особенностях их применения.

Основа каждого научного труда – методы дедукции или индукции, ведь раскрытие проблемы нужно построить от частичного к конкретному или наоборот

Важно определиться, какой метод будет более подходящим и не применять в работе сразу оба из них

Методы синтеза, как правило, невозможен без проведения предварительного анализа. Метод аналогии требует глубокого познания в теме, тщательного изучения всех объектов сравнения, иначе есть риск сделать неправильные выводы.

Надеемся, эта информация поможет вам легко подобрать подходящие методы, которые помогут достичь желаемого результата.

В этом видео вы узнаете о системе методов научного познания:

Теоретическая стадия

В сравнении с основными (универсальными) путями проведения исследования, теоретический подход, так же как и кибернетический, является более современным. Все биологические объекты становятся частью системы со своей иерархией. С учетом того, что все конструкции многоступенчатые, каждая ее часть может рассматриваться и как система, и как элемент более высокого порядка. Такой принцип справедлив для всех уровней — от макромолекул до земной биосферы.

В противоположность эмпирической стадии теоретический уровень предполагает использование вторжение в природу объекта, раскрытия его внутренней текстуры, устройства становления, источников возникновения, описание функционирования.

Статистический путь исследования биологии

Метод основан на использовании полученного материала (моделирования, различных экспериментов, наблюдений), его обработке, всестороннем анализе, выявлении закономерности и окончательном изложении в виде статистического заключения. Это общее определение статистического пути исследования.

Необходимость в данном исследовании возникла как естественный переход от описательного метода, предоставляющего первоначальные данные наблюдений, к его окончательному анализу и выводам. Именно математическая статистика позволяет систематизировать данные и извлечь максимально возможную полезную информацию из всех остальных базовых методов. Исследование проходит в 3 этапа:

  1. Наблюдение и сбор первичных данных для составления статистики.
  2. Обработка и анализ результатов, группировка полученных результатов. Сведение данных в статистические таблицы. На данном этапе происходит переход от характеристики единичного объекта к сводным характеристикам совокупности в целом или ее группы.
  3. Анализирующая статистика. Заключительный этап, на котором методом обобщения всех показателей проводят анализ и осуществляют оценочный прогноз.

Статистический анализ — это заключительный, наиболее важный этап исследования. Он выявляет особенности и причины данного явления, сравнивает его с другими, принятыми за основу (в результате исторического метода), формулирует выводы, предположения, гипотезы и прогнозы, проводит статистическую проверку по всем указанным данным. Анализ является завершающей стадией статистического (математического) метода.

Метод моделирования

Создание моделей дает техническую возможность для изучения и измерения процессов, явлений и объектов, которые невозможно познать в естественных условиях. Моделирование частично заменяет эксперимент. Но у него есть и несколько дополнительных положительных преимуществ:

  1. Имея единичный комплекс данных, возможна разработка некоторого числа моделей, для которых будет применена различная интерпретация исследуемого процесса. В итоге выбирается наиболее перспективная и плодотворная версия для теоретических истолкований.
  2. При моделировании можно производить различные изменения, вводить дополнения, использовать упрощение.
  3. Возможно совмещение экспериментального метода и теоретического (модельные эксперименты). Пример: синтез аминокислот по Миллеру.
  4. В сложных многоструктурных моделях большинство задач выполняют с помощью компьютерных технологий, что существенно упрощает процесс исследования.

Помимо неоспоримых достоинств, у теоретических методов исследования присутствует один, но неоспоримый недостаток: они не могут оказывать воздействие на наблюдаемые процессы, объекты или явления. Они только помогают их обнаружению и выявлению скрытых закономерностей.

Для чего нужны методы исследования в курсовой

Каждый лишний элемент и неаргументированный научный объект в проекте нарушает логическую последовательность исследования. Экзаменаторы не станут искать причины разрыва выполнения смысловой цепочки. Им важен конечный общий результат курсовой с конкретными достижениями.

Применяемые методы и приемы исследования бывают разными по цели направленности и способах внедрения на практике. Они позволяют:

  • расширить научный потенциал изученной теоретической базы с помощью конкретных примеров;
  • уточнить формулировку намеченных задач и целей поисковой деятельности;
  • продемонстрировать преподавателям стремление углубленно изучить объект, тему работы.

Специалисты предостерегают будущих специалистов от распространенного и ошибочного решения. Охватить необъятное в курсовой и использовать его по полной программе — невозможно.

Приведем пример. В проекте по истории или педагогике неуместно будет выглядеть тема биоиндикации. В биологических (экологических) разработках внедрение живых организмов в изучение состояния природной среды добавит солидности курсовой работе.

Советы по выбору методологии исследования

Из всех существующих методов, вы должны выбрать несколько. Как это сделать?

  1. Выбирайте те, которые принесут максимум пользу и будут соответствовать исследуемому объекту и предмету.
  2. Убедитесь, что с их помощью вы решите поставленные задачи.
  3. Делайте акцент на актуальность и современность. Старая методика себя изживает.
  4. Методы должны быть взаимосвязаны и работать сообща на один результат.
  5. Изучите другие курсовые работы и посмотрите, какая методология используется чаще других.
  6. Посмотрите, соответствуют ли выбранные вами методы принципам научных изысканий;
  7. Проверьте наличие прогностичности и научной обоснованности.

Интерпретационные методы

После анализа данных логически следует их интерпретация, то есть, выводы. Интерпретационные методы можно назвать объяснительными, поскольку они придают смысл и объясняют весь объем полученных данных. В качестве методов интерпретации Ананьев выделяет:

  • Генетический. Представляет собой линейную интерпретацию — выделение определенных стадий развития личности, семейной системы или группы. Такая интерпретация характерна, например, для лонгитюдных исследований.
  • Структурный. Позволяет дать интерпретацию связи отдельных частей личности, принципов их взаимодействия, выявить общую систему, структуру, если говорить кратко.

Большое количество методов исследования, применяемых в психологии, обусловлено многоэтапностью психологического исследования и разноплановостью работы психолога. Часть из них применяется только в рамках научной деятельности, а часть — используется в консультировании в качестве диагностики. Множество методов исследования психология почерпнула из других дисциплин, таких как биология, физика, математика. Все шире применяется в исследованиях медицинская аппаратура. Однако приведенные выше методы остаются классикой психологического исследования.Рекомендуем вам также просмотреть интересное видео на эту тему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector