Как мотивировать ребенка к учебе. советы психолога как делать уроки, читать, заниматься музыкой, спортом, английскому языку

Если нет желания учиться

Специалисты говорят, что дети по своей природе любознательны и энергичны. Отсутствие желания учиться кроется не в лени, а в мотивации.

Внутреннее сопротивление, которое возникает у ребенка от требований и обязательств, тормозит стремление к учебе. Это не значит, что необходимо детям давать неограниченную свободу – сработает хуже запретов и наказаний.Ребенка нужно увлечь:

  • Хвалить за любые достижения, даже незначительные. Когда мама с папой говорят своему чаду, как они гордятся им – для ребенка это успех, который захочется повторить;
  • Если у ребенка есть любимый предмет или склонность к творчеству (пению, рисованию), помогите ему раскрыть себя в этом направлении, чередуя с выполнением трудных предметов;
  • Требование учиться замените объяснением, для чего знания нужны ребенку, что это даст в будущем и т. д.;
  • Не наказывайте, не ругайте маленького человечка за плохую оценку. Дети обычно расстраиваются больше, чем взрослые, даже если не показывают вида. Лучше поддержите, подбодрите и предложите свою помощь разобраться с трудной темой;
  • Изучать трудный материал можно через игру, на прогулке, в музее – проявите фантазию. Совместное общение кроме пользы принесет и много приятных минут.

К любому ребенку нужен индивидуальный подход. Педагог в силу своей загруженности не всегда может уделять достаточно внимания всем «отстающим» детям. Но совместная работа родителей, учителей и психолога – это залог успешной учебы

Важно при этом иметь терпение и не торопить ребенка с результатами

Как же это сделать? Переходим от слов к практике

Очень хорошо помогают разобраться в вопросе “как мотивировать подростка на учебу” советы психолога. Для начала, всем родителям необходимо уяснить, что принуждения и шантаж оказывают противоположный эффект. Хотя, эти инструменты воспитания используются в семье чаще всего: “закончишь четверть с тройками, не куплю телефон”. Только вот учеба «из-под палки» всегда не интересна и вызывает бурный внутренний протест. Прежде, чем приступить к мотивации, вспомните, как часто вы давили на подростка и не воспринимает ли он вас как угрозу. Если это уже произошло, в первую очередь, надо снова вернуть доверие, иначе все старания будут напрасны.

Итак, действуем по шагам:

Завоевываем доверие собственного ребенка. Добиться этого непросто, особенно, если ребенок привык к постоянным угрозам и нотациям. Попробуйте ненавязчиво побеседовать и расспросить о предметах, которые его интересуют и почему. Ни в коем случае не навязывайте свое мнение. Просто слушайте. Ребенок должен увидеть, что вы на его стороне и не станете переубеждать.
Узнаем хобби и интересы, даже если совершенно нет на это времени

Не зря обращаем ваше внимание на нехватку времени. Мы привыкли, что дети растут и учатся сами по себе

Время, когда вы с удовольствием болтали обо всем на свете со своим розовощеким малышом, прошло. Но вам придется его снова найти для своего ребенка. Увлечения подростка легко привязать к школьным предметам – информатике, английскому, литературе и т.д. Необходимо небрежно подкидывать информацию о вещах, которые его интересуют. Ребенок проводит много времени за компьютером? Так и расскажите ему, кто и как создает эти игры, сколько на этом зарабатывает и что для этого необходимо знать, если ваше чадо вдруг захочет стать великим программистом. Подобную логическую цепочку можно выстроить на основе любого хобби подростка.
Показать на собственном примере. Дети – это отражение родителей. Если мать с отцом постоянно обучаются и совершенствуются, сын или дочь подсознательно будут тянуться за ними. Ребенок полюбит сам процесс обучения, а не бессмысленную зубрежку и «потому что надо учиться». Расскажите ему, что вы видели и где были, покажите ваш восторг от познания и упомяните, благодаря чему вы этого достигли. Все это в скором времени даст свои плоды.
Знания получают не только в стенах школы. Наша образовательная система не совершенна. Учеба представляет собой постоянный контроль и нагрузку различными знаниями с бесчисленными требованиями. Невозможно знать в идеале все предметы. Ищите вместе с ребенком способы факультативного образования: без выставления оценок и домашних заданий. Запишите подростка в кружки по его интересам. К примеру, в школу робототехники и моделизма, заодно появится любовь к физике и математике.
Прививайте самостоятельность. Это способность нести ответственность за свои поступки. Донесите до ребенка, что ответственность будет нести только он, а не вы. В ситуации, когда есть прямая угроза его здоровью и жизни, то родителям необходимо вмешаться. Однако такой угрозой не являются плохие оценки в аттестате. Подросток должен осознать, что нежелание учиться может привести к тому, что он не поступит в институт, а то и вовсе останется на второй год. И в этом случае лишь он будет виноват.
Примените трудотерапию. К этому можно прибегнуть только в сложных ситуациях. Если подросток абсолютно ничем не интересуется и ленится, лишите его карманных денег и на время каникул устройте на работу с небольшой зарплатой. Например, продавцом в ларьке мороженого, курьером, расклейщиком объявлений. Пусть ощутит всю «прелесть» восьмичасового рабочего дня и маленькой зарплаты. Объясните, что из-за того, что он не хочет учиться, рискует всю жизнь заниматься низкоквалифицированным трудом и считать копейки.

Подобные советы психолога помогут вам правильно мотивировать подростка на учебу. Главное, запаситесь терпением, так как результат сразу себя не покажет. Не давите и не ругайте ребенка. А как разговаривать, если нервов не хватает?!

Оксана Селендеева, основатель CODDY

Мотивировать детей нужно своим примером. Родители — это образец для ребенка, зеркало, в которое он постоянно смотрит. Даже то, что мы называем процессом воспитания, обычно не требуется: дети просто повторяют жизненные принципы, привычки, ограничения и стремления мам и пап. 

Мотивируя мою дочь Нику учиться и не лениться, я всегда привожу в пример себя, мужа, ее дядю, которым она восхищается, а также одиннадцатилетнего двоюродного брата, отличника и олимпиадника. Я хочу, чтобы Ника уже в детстве научилась быть решительной и не бояться сложных ситуаций. Когда у нее возникают какие-то трудности, я всегда прошу ее не сдаваться, объясняю, что в жизни подобных препятствий будет много, учу принципу «дорогу осилит идущий».

Также я считаю важным поощрять ребенка, демонстрировать, что ты гордишься его достижениями. Когда моя четырехлетняя дочь показывает свои рисунки, я, естественно, понимаю, что это не Сальвадор Дали, но всегда нахожу в них интересные моменты и отмечаю их.

Кстати, если один рисунок слишком похож на другой, и я не вижу прогресса, то не стесняюсь сказать ей и об этом. Так у Ники развивается критическое мышление: она не ждет восторженной похвалы, демонстрируя мне копию рисунка, который я когда-то оценила, а находит новые способы меня заинтересовать и удивить.

К сожалению, бывают случаи, когда мой ребенок категорически отказывается что-то делать, и мне приходится идти на шантаж вроде: «Если ты устанавливаешь свои правила, то и я буду устанавливать свои — мультиков не будет». Мне неприятно это делать, но, увы, такой «кнут» иногда случается.

Что касается «пряников» и поощрений, если Ника чего-то хочет, а мы с мужем не против, то даем просто так. «Сделала что-то хорошее — на тебе конфетку» — не наша история. Мы стараемся не превращать дочь в собаку Павлова и просто ее любим.

Для дошкольника

1. В возрасте 2-3 лет, в период “я сам”, давайте ребенку по возможности больше пространства для инициативы, поощряйте его стремление осваивать новый опыт самостоятельно. Позволяйте кушать самостоятельно, рисовать, одеваться – все, что малыш стремится делать сам.

2. В возрасте 3-5 лет, в период “почемучек”, находите ресурсы отвечать на вопросы вашего ребенка. Сразу или с отсрочкой, если вы не знаете ответ, но будьте в диалоге. Помните, что в этот период времени вы – главный источник знаний для малыша. И то, насколько вы открыты к тому, чтобы делиться знаниями, формирует у ребенка мнение о том, насколько вообще для него можно, разрешено хотеть проявлять интерес к знаниям.


3. В возрасте 4-7 лет не перегружайте ребенка академическими знаниями и навыками усидчивости. Некоторые родители так беспокоятся о том, чтобы их ребенок был подготовлен к началу школьной жизни, что перегружают малыша требованиями, которые не соответствуют его возрасту и при этом угнетают естественные процессы развития. Таким образом, к началу школьной поры можно получить ребенка, который механически изучил школьную программу за первый, а иногда и за второй класс. В итоге ему будет просто скучно, а процесс обучения будет ассоциироваться с негативом.

Психотип «интеллигент»

Дети, относящиеся к этому психотипу, впечатлительные и тревожные. Очень эмоционально воспринимают все новое, поэтому могут расплакаться даже от приятных новостей. Они всего боятся, всегда перестраховываются, дистанцируются от неизвестного, долго адаптируются к переменам. У «интеллигента» в голове всегда самый плохой сценарий: «Я не запомню это стихотворение, не решу задачу! У меня ничего не получится!» Поэтому он может яростно сопротивляться переменам и перестановкам. Чтобы как-то успокоить себя, иногда грызет ногти или раскачивается на стуле. Когда у него сформируется новая привычка и он освоит незнакомую территорию, тревога отступает. «Интеллигенты» хорошо выполняют правила: всегда помоют руки перед едой и аккуратно разложат вещи в шкафу. Они застенчивы, но, несмотря на это, могут неплохо контактировать со сверстниками.

Рекомендации

Нужно потихоньку увеличивать зону безопасности для ребенка с таким типом нервной системы. Подбадривайте и хвалите за любые позитивные достижения, будь то решенная задача или поездка на велосипеде.

Нельзя часто менять деятельность или нагружать большим количеством заданий: это вызывает стресс. «Интеллигент» усваивает учебный материал долго, постепенно, маленькими шагами. Проявите терпение, когда объясняете новую тему. 

Планируйте щадящий образ жизни, избегая перегрузок. И помните, что такой ребенок никогда не привыкнет к борьбе. Поэтому не надо ставить ему в пример более успешных сверстников и принуждать к публичным выступлениям.

Как помочь ребенку захотеть учиться

• Постепенно передавайте ребенку ответственность за уроки, оценки и ориентирование в школьных делах. Если домашнее задание для первоклашки записывает мама, а уроки помогает делать вся семья, то к средней школе нужно донести до детки мысль, что учеба – это его работа. Его будут поощрять за успехи и помогут, если все плохо, но надеяться нужно на себя. И передайте эту ответственность честно: ведь порой мамы сами не замечают, как въедливо контролируют ребенка, будто его учеба – это мамино дело и мамина честь. Не впадайте в панику из-за его провалов, не кидайтесь чуть что спасать детку своими крепкими руками – тогда ребенок ощутит ответственность всерьез. И ощутит гордость и уверенность, когда научится справляться с проблемами сам.

• Не забывайте о пряниках. Часто родители размахивают кнутом и применяют карательные меры, когда ребенок приносит двойки и замечания, но слишком вяло реагируют на хорошие результаты. А хорошие результаты – это не только пятерки и победы в олимпиадах, это еще и умение собраться вовремя, помнить о секциях и факультативах, разные интересы, которые ребенок приносит из школы. Раньше дочка делала уроки до десяти вечера, а теперь все заканчивает к восьми? – несомненный успех! Хвалите ребенка, делайте для него что-то хорошее, просто чтобы отметить какое-нибудь школьное достижение

Это не подкуп – просто важно, чтобы учебные обязанности больше ассоциировались у ребенка с радостными и позитивными вещами

• Научите ребенка в разных школьных делах находить плюсы и бонусы. Нужно написать реферат по музыке? – помогите выбрать такую тему, от которой ребенок просияет. Скучно на геометрии? – зато можно вот так рисовать красивые фигуры и точки. Не запоминаются даты по истории? – зато учитель рассказывает интересно. Чем больше интересных и бодрящих нюансов найдет для себя ученик, тем легче и охотнее он будет заниматься.

• Научите ребенка вознаграждать себя за выполненные задания и любые достижения. Сделал уроки, сказал себе: «Я молодец!» — и пошел играть в Лего, Майнкрафт (или клеить танчики). Награда – это еще и признание одноклассников, уважение учителя, хорошая репутация, приятное чувство исполненного долга, — научите сына или дочь видеть бонусы во всех этих вещах. Мозг удобно устроен: если за какие-то действия человек получал награду прежде, то потом для этих действий выделяется больше энергии и гормонов удовольствия уже в самом начале работы и даже до ее начала!

• Замечательный метод справляться с монотонной работой – разбивать ее на части. Тогда при завершении каждого этапа, когда ученик «выдыхает» и внутренне гладит себя по головке, мозг получает положительную обратную связь и подкрепляет успех небольшой порцией гормонов удовольствия. От этапа к этапу удовольствие будет расти, пока ученик все не закончит.

Отличный рабочий способ усилить учебную мотивацию – это связать учебу с удовольствием, выстроить ряд ассоциаций с позитивными вещами. Дальше мозг уже сам наладит внутренний распорядок, логистику, систему поощрений и стимулов. И тогда учеба – это уже не тяжкий труд с постным лицом, а рабочее пространство возможностей и радостных находок!

Фото: globallookpress.com

Как выучить стихотворение

Для начала предлагаем вашему вниманию способы заучивания стихотворения с дошкольниками:

Способ 1. Учите с выражением, громко, эмоционально

Погрузите малыша в красоту стихотворной формы, и он вряд ли вам откажет.

Способ 2. Рисуйте стихи

Сделайте вашу личную иллюстрацию стихотворения, укажите авторов и возраст. Заведите для таких рисунков отдельную папку, подписывайте все работы. Затем, просматривая картинки, пытайтесь по памяти воспроизвести заученные ранее стишки.

Способ3. Магнитофончик

Скажите ребёнку, что книжку нужно отдать соседке Маше, а сейчас пока она у нас, мы давай-ка с тобой включим в голове наш магнитофончик и  запишем стихотворение. Прочитывайте фразы по несколько раз – записывайте на магнитофончик. И так куплет за куплетом.

Какие виды мотивации можно применять для детей?

Внутренняя мотивация

Внутренняя мотивация — основа всех видов мотивации, важно помочь ребенку найти собственную цель и стремиться к ней. Здесь все завязано на внутреннем долгосрочном ориентире ребенка, обычно это коррелирует с профессией или вузом мечты. . Вероятно, для этого вам необходимо проконсультироваться по поводу выбора будущей профессии с экспертом

С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация

Вероятно, для этого вам необходимо проконсультироваться по поводу выбора будущей профессии с экспертом. С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация.

Поощрение и похвала

Похвала — один из универсальных инструментов мотивации, который рождает хорошие взаимосвязи в голове ребенка. Причем рекомендуется хвалить не именно за оценки, а в целом, за работу в классе, старание, усидчивость и любые другие усилия, которые показывает ребенок, даже если они не приносят сразу очевидный результат. 

Будет здорово, когда вы поможете ребенку увидеть прогресс. Даже очередной пробник ЕГЭ, написанный на пару баллов больше — отличный повод отметить это и похвалить ребенка. 

Взаимосвязь уроков и реальной жизни

Здесь очень важно помочь подростку и показать, что занятия и уроки — это его инвестиция в будущего себя, развитого и классного. Самый очевидный пример: ты сейчас готовишься к ЕГЭ, чтобы поступить в вуз, освоить там профессию мечты и в будущем быть довольным своей работой и жизнью!. Или просто донесите мысль о том, что математика в обычной жизни помогает составить бюджет семейной поездки, а хоть небольшое знание иностранного языка — перевести инструкцию к новенькой посудомойке. 

Или просто донесите мысль о том, что математика в обычной жизни помогает составить бюджет семейной поездки, а хоть небольшое знание иностранного языка — перевести инструкцию к новенькой посудомойке. 

Успешные примеры

Нет ничего лучше в аспекте мотивации, чем ходячий пример рядом. Разговаривайте с ребенком, рассказывайте о себе, о родственниках и друзьях, которые приложили усилия и добились каких-то высот. Такие примеры остаются в сознании ребенка и в моменты разочарований или апатии всплывают в памяти ребенка.

Возможно, ребенок еще не определился с профессией или вузом? Тогда исходя из общения с ним вы сможете понять, между какими профессиями или вузами мечется ребенок, а далее уже подумать, есть ли в вашем окружении представители этих профессий или выпускники вузов. Ведь рассказ реального человека всегда лучше статьи в интернете.

Совместное обсуждение идей ребенка

У ребенка могут (и должны) быть свои идеи, которые важно поддерживать — это существенная часть мотивационного процесса. Поэтому важно слушать не только себя, но и другого участника процесса, то есть ребенка

Об этом и не только мы уже писали в статье:

Как помочь ребенку с выбором профессии?

12 ноя

4409

9

Читать позже

Помощь с режимом учебы и отдыха

Нередко мотивация ребенка может снижаться из-за накопленной усталости или неправильного режима дня. Здесь тоже можно прийти на помощь и выстроить более комфортный для ребенка режим

Важно, чтобы не было перегрузок чем-то одним, учебой или отдыхом, тогда можно долгосрочно поддерживать тонус

Разговаривайте с ребенком, как со взрослым

Важный элемент создания у ребенка мотивации – это разговоры тет-а-тет. Все дети любопытны, поэтому нужно просто предложить им послушать, как устроено и для чего нужно то-то и то-то – подобные разговоры разжигают интерес к разным вещам и занятиям. Еще это стимулирует интеллектуальную деятельность.

Представьте себе такую ситуацию. За уборку в комнате мама обещает сыну мороженое. Папа никак не поощряет ребенка, но его просьбу сложить игрушки малыш выполняет с большим рвением. Как это возможно? Просто отец каждый раз восхищается тем, как приятно находиться в комнате после уборки, какой умница его сын. Так ребенок почувствует себя взрослым и самостоятельным.

Если дети отказываются что-то делать, взрослым нужно поставить себя на их место, советуют специалисты

Это поможет вам найти подходящие аргументы и доказать ребенку важность той работы, которую он должен выполнить. Ваш сын не хочет убираться в комнате и говорит, что устал после тренировки? Предложите ему сперва вкусно поесть, а потом приняться за дело

Не используйте слов «обязан», «должен», «нужно». Если ребенку будет трудно без вашей помощи – предложите ее.

Когда ребенок что-либо делает, спрашивайте у него о его чувствах и ощущениях

Ему будет приятно ваше внимание, поэтому появится приятная ассоциация. Еще полезно предлагать ребенку свою помощь, выражая так свое сочувствие

Он поймет, что родители на его стороне, а воевать с ними нет смысла.

Как заинтересовать учебой младшего школьника

Стимулировать интерес к учебе у младших школьников нужно, учитывая их возрастные особенности. Очень часто родители, дети которых стали хуже обучаться, пытаются нарисовать перед ними перспективу будущей жизни: если учащийся будет получать хорошие оценки, то вырастет обеспеченным, уважаемым человеком. И наоборот – если начнет получать плохие, пойдет улицы подметать.

Стоит сразу сказать: с детьми 7–12 лет этот метод не работает. Перспектива взрослой жизни для них еще слишком отдаленная, они не могут до конца осознавать слова родителей. С детьми нужно использовать другой способ – постепенно создавать и повышать учебную мотивацию. Психологи предлагают учитывать при этом несколько правил:

  • не заставляйте. Принуждать всеми возможными способами к выполнению домашних заданий, сопровождая это маленькими скандалами – значит вызвать у учащегося младших классов устойчивое отвращение к учебе. Гораздо правильнее будет доверительно поговорить о том, что существуют школьные правила, которые не такие уж и сложные. Можно попытаться представить вместе с ним, как будет рада его учительница от того, что он сделал домашнее задание и т.п.;
  • старайтесь показать малышу, что учеба – это не скучно, а наоборот – весело и увлекательно. Не стоит просто заставлять его бездумно выучить заданный материал – задавайте ему интересные вопросы и учите искать ответы на них самостоятельно. Подскажите, как и где это лучше сделать (книги, интернет). Это будет способствовать тому, что «домашка» обретет для него определенный смысл;
  • хвалите за любые успехи. Не скупитесь на похвалу, если хотите вызвать желание учиться. В этом возрасте маленькому человечку нужно, чтобы родители, учителя, другие взрослые замечали все его успехи и радовались вместе с ним;
  • если видите, что учащийся не берется за выполнение домашнего задания потому, что боится не справиться, немного помогите ему. Вы можете слегка переформулировать задание (с сохранением смысла), или же разбить его на части. И тогда вашему малышу легче будет справляться с поставленной задачей поэтапно, он будет получать удовольствие от того, что смог это сделать. Ну а вы, конечно, не забывайте его за это похвалить;
  • воспользуйтесь «эффектом прерванного действия». Он состоит в том, что, чаще всего, незаконченное действие человека притягивает, и он стремится его завершить. Поэтому, когда видите, что сын или дочь потеряли интерес к выполнению задания, предложите прерваться и заняться чем–то более интересным. По утверждению психологов, любой человек все равно будет стремиться завершить начатое;
  • попробуйте «метод зеленой ручки», изобретенный прогрессивной мамой одной первоклассницы. Он заключен в следующем: нужно подчеркивать зеленой пастой лучшие места в работе малыша, чтобы он концентрировался на своих успехах, а не на ошибках;
  • заканчивайте выполнение заданий на приятной ноте. Старайтесь, чтобы ребенок не выдохся окончательно, делая «домашку», иначе в следующий раз он возьмется за ее выполнение с меньшим энтузиазмом. Изменить школьную программу не в ваших силах, а вот правильно организовать время ученика, которое он проводит дома – вполне возможно. Учите его отводить для выполнения задания определенный срок, и придерживаться этого срока.

Правила по общению с подростком на нелюбимую тему учебы

Пубертатный период – довольно сложное время. В этот момент ребенок переосмысливает многие ценности, начинает познавать себя, родители перестают быть идеальными, а учеба отодвигается на второй план.

Очень часто подростки начинают прогуливать уроки и не учатся назло своим родителям. Что они хотят доказать, известно только им! В таких ситуациях надо придерживаться некоторых правил:

  • уважительно относитесь к своему ребенку и разговаривайте с ним на равных;
  • договоритесь, что ему можно делать, а что категорически запрещено;
  • выслушивайте критику ребенка, попросите его аргументировать свое мнение;
  • обсудите какое значение имеет образование и школа;
  • ежедневно интересуйтесь, как у него дела в школе;
  • поговорите о прогрессе и достижениях ребенка, хвалите его за это;
  • узнайте, какое задание дали сегодня, при необходимости – помогите; не зацикливайтесь на плохих оценках;
  • поддержите подростка, если он провалил тест или экзамен;
  • при серьезных учебных проблемах наймите репетитора;
  • обозначьте четкие цели перед ним: чего он хочет добиться и какими знаниями для этого надо овладеть;
  • установите сроки для осуществления этой цели (к какой дате надо выучить, либо исправить);
  • по мере возможности расскажите про значимость обучения (для чего это нужно, как это пригодится в жизни);
  • отслеживайте результаты учебы;
  • установите приемы поощрения, хвалите только за дело, это стимулирует мотивацию;
  • не предъявляйте чрезмерных требований;
  • не сравнивайте достижения по учебе с одноклассниками подростка; просто любите своего ребенка.

Дети становятся целеустремленными и ответственными людьми, если мотивированы к постоянному развитию и обучению. Каждый добросовестный родитель, применив приведеннуювыше информацию, в силах сформировать у подростка желание учиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector