Гид по формам обучения в россии: что подойдёт вашему ребёнку

Дополнительные рекомендации

для карьерного роста

Если вы сомневаетесь в выборе, то посоветуйтесь с людьми, которые учились на разных формах обучениях. Главное, узнайте, помогло ли им в жизни это образование.

По большому счету, диплом очника или заочника ничем не отличается, и при трудоустройстве редко смотрят, по какой форме учился человек

Если вам это неважно, то выберите вариант учёбы наименее затратный по времени

В случае если вам нужен только диплом, то поступайте заочно. Ведь, как известно, преподаватели более лояльны к заочникам, и не так много требуют с них, как с тех, кто обучается очно.

Если вы хотите построить карьеру учёного, то лучше начать обучаться очно. В дальнейшем у вас не будет проблем с поступлением в магистратуру или аспирантуру. Конечно, можно обучаться там заочно, но качество такого образования будет гораздо ниже. А это вам не нужно, если вы решили стать учёным.

Теперь вы знаете в чём состоят особенности различных форм, и что вам предстоит пройти, обучаясь в университете. Но подумайте хорошенько, а нужно ли вам высшее образование, чтобы зарабатывать деньги?

Формы школьного образования

Очная

К тому, что такое очное обучение в школе, все мы привыкли — это традиционная классно-урочная система, с пяти- или шестидневным расписанием, переменами, каникулами, ежедневным объяснением нового материала учителем, с домашним заданием, проверочными и контрольными работами, оценками и т. д.

При очном обучении ребенок максимально включен в школьную жизнь во всем ее многообразии, в этом есть и плюсы, и минусы:

  1. В школе детей учат, им объясняют новый материал, регулярно отслеживают его усвоение.
  2. Школа — привычная, отработанная десятилетиями система, у которой много опыта, но мало гибкости — все дети учатся по одинаковым программам, у одних учителей.
  3. Общение с ровесниками — незаменимый социальный опыт, но он возможен как положительный, так и негативный. С одной стороны, дети учатся существовать в коллективе, дружить, соизмерять собственные желания, потребности, успехи и неудачи с одноклассниками. С другой — коллектив способен как «подгонять» вперед, так и тянуть назад; в современных школах нередки проявления травли, агрессии и жестокости со стороны сверстников.

ВАЖНО!
Необходимо различать, что такое форма обучения в школе и способ организации учебного процесса. Например, для детей-инвалидов, тяжелобольных школьников на очном обучении уроки проводятся учителями на дому или в медицинском стационаре.

Заочная

Заочное обучение — выход для детей, которые занимаются спортом и много времени проводят на сборах, и тех, чьи семьи часто и надолго уезжают с основного места жительства. Ученик осваивает школьную программу самостоятельно или с помощью репетиторов. Его учеба идет в «фарватере» класса и по тем же программам, он числится учеником данной школы, проходит все положенные его классу аттестации.

Плюсом последних лет является то, что у заочников есть возможность электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий, то есть контрольные сдаются через сайт школы или другие электронные ресурсы.

Главный минус заочного обучения — необходимость самостоятельно придерживаться графика занятий, к положенному времени осваивать программный материал. Это требует от ребенка и его родителей большой самодисциплины.

Очно-заочная

Очно-заочная форма — смешанная. Ребенок не отсиживает уроки, но регулярно приходит в школу, сдает на проверку домашние задания, вместе с классом пишет проверочные и контрольные работы.

Такая форма подходит для школьников, способных освоить программу без учителя, по учебникам, тем, кто активно занимается спортом или творчеством, и это мешает обычной учебе с классом.

Плюс очно-заочного обучения в том, что при нем не теряется связь со школой, учителями, одноклассниками.

В рамках школьного образования для детей-инвалидов, детей с ослабленным здоровьем и т. д. при наличии медицинских показаний практикуется обучение по адаптированным программам с меньшими учебными нагрузками.

Виды

Современный рынок образовательных услуг насчитывает 4 основные формы:

  • классическую;
  • сокращенную;
  • дистанционную;
  • модульную (смешанную очно-заочную).

Классическое заочное отделение

Классическое обучение описано чуть выше: 2 установочные сессии в октябре и феврале, 2 экзаменационные в декабре — январе и июне — июле. В остальное время студент занимается самостоятельно, выполняет контрольные, рефераты, практикумы, согласно учебному плану, который выдается на «установках». Длительность — от 4 лет 6 месяцев на бакалавиате до 6 лет на специалитете и 2,5−3 лет в магистратуре.

Сокращенная форма обучения

Сокращенный формат доступен выпускникам колледжей, которые хотят продолжать учиться по выбранной специальности. Благодаря тому, что на первом уровне профессию они уже освоили, сроки обучения для них сокращаются. Сам формат остается классическим, только некоторые предметы зачитываются из диплома о СПО. Сроки — от 3−4 лет (бакалавриат).

Дистанционный формат

Удаленный формат или заочное образование с применением дистанционных обучающих технологий (ДОТ) — самый современный продвинутый вариант. Не всегда предполагает проведение установочных сессий в офлайн-формате. Учиться можно из любой точки мира. Связь с наставниками — постоянная, в режиме онлайн. Явиться студент должен только на экзамены и выпускную защиту дипломной работы. Сроки — по аналогии с классической заочкой.

Очно-заочная (модульная) форма обучения

Еще один продвинутый формат обучения — модульный. Может предполагать использование ДОТ. В этом случае студенты посещают очные занятия не в стандартном порядке установочной сессии, а по выходным или вечерам. Курс разделен на модули: освоив один блок, студенты переходят к следующему.

Дистанционная

Еще одно неофициальное название этой формы обучения – удаленная. Дистанционная учеба проходит через интернет, реже с использованием обычной почты.

Дистанционные занятия – это в большинстве случаев онлайновые или записанные лекции и вебинары, а задания присылаются и отправляются на проверку по электронной почте или через личный кабинет специализированной платформы. Дополнительно студентам открывают доступ к электронной библиотеке учебного заведения, чтобы они могли более углубленно изучить теорию курса.

В чистом виде дистанционная форма обучения крайне редко применяется для обучения по программам высшего и среднего профобразования. Чаще всего она только дополняет первые три основные формы обучения – очную, вечернюю и очно-заочную. Если курс смешанный, то при приеме указывается, что учеба будет проходить заочно/очно-заочно с использованием информационных/дистанционных образовательных технологий.

Для СПО есть перечень 235 специальностей и профессий, которые получить полностью дистанционно. Он утвержден приказом Минобрнауки № 22.

Для высшего образования такого перечня нет. Соответствующий приказ так и остался . Несмотря на отсутствие ограничений, вузы используют дистанционное обучение как вспомогательное только на некоторых специальностях. Но есть и исключения: например, ВШЭ открыла первую полностью дистанционную бакалаврскую программу «Компьютерные науки и анализ данных». Формой обучения считается очная, так как занятия проходят синхронно по четкому расписанию, преподаватели и студенты общаются в режиме реального времени через интернет. 

Минусы

И, конечно, как и везде, не обходится без минусов.

Очное

  • Высокая стоимость. Студенты не на бюджете тратят большие суммы денег на свое обучение, с каждым годом стоимость курса увеличивается.
  • Отсутствие свободного времени. Каждый день минимум по восемь часов пять-шесть раз в неделю нужно уделять лекциям и семинарам. А оставшееся время тратить на выполнение домашних работ и заданий.
  • Возможный переезд, если ВУЗ находится в другом городе.
  • За пропуск занятий грозит отчисление.
  • Маленькая стипендия, которая предусмотрена только для студентов на бюджетных местах.
  • Практическая невозможность получить необходимый опыт для будущего трудоустройства.
  • Большая нагрузка и требовательное отношение преподавателей.

Заочное

  • Самостоятельное обучение требует полного контроля и самодисциплины, не каждый умеет и может правильно организовывать свое время, могут возникнуть сложности при изучении и запоминания материала.
  • Более сжатая программа обучения, на предметы выделяется меньшее количество часов. Заочник получит не все знания, которые будут у очника, некоторые темы придется пропустить.
  • Многие работодатели относятся к студентам-заочникам не очень положительно, предъявляют к ним более высокие требования. Соответственно, выпустившимся заочникам нужно постоянно доказывать свои профессиональность и наличие знаний.
  • Во многих случаях обучение длится на один год дольше, чем очное.
  • Отсутствие отсрочки от армии, молодым людям придется проходить службу.
  • Некоторые факультеты в определенных ВУЗах могут отсутствовать.

Многие думают, что обучение происходит только на очной форме, когда это совсем не так. Учиться на заочном отделении так же сложно, диплом тоже нужно сначала заработать. Поэтому перед поступлением хорошо обдумайте, готовы ли вы действительно получать знания, а не просто числиться в университете, и примите правильное решение на счет формы обучения!

Преимущества очно-заочной формы обучения

Есть ещё целый ряд дополнительных плюсов данной структуры обучения, среди которых:

  • Более низкая цена обучения по сравнению с дневным отделением.
  • Облегченный вариант поступления, граница ЕГЭ на очно-заочную форму обучения заметно ниже.
  • Объем получаемых знаний практически ничем не отличается от программы дневного отделения. Количество учебных часов у студентов на данной форме обучения составляет до 70% от нагрузки на дневной форме. Для сравнения, на заочном отделении этот же процент колеблется между 10 и 12.
  • Студенты, грезящие о студенческой жизни, также не будут обижены. Они смогут посещать лекции, консультации преподавателей и общаться со своими одногруппниками. Различаться будут лишь графики обучения и количество учебных часов.

Учебные занятия распределяются в зависимости от того, как это установлено в самом учебном заведении. В среднем проводится 3-4 занятия в неделю, три из которых проходят в будние дни вечером и одно в выходной день. Существуют, так называемые, группы выходного дня, в которых обучение происходит только во время выходных дней. Экзамены у таких студентов также назначаются на не будние дни. Кому-то, возможно, покажется, что учиться таким образом очень тяжело, да и времени, что говорится, «на жизнь» не остается, однако, поверьте, вышеперечисленные преимущества очно-заочной формы обучения однозначно позволят вам принять правильный выбор.

Стоит заметить, что в тексте, написанном выше об очно-заочной форме обучения говорится, как об исключительно вечернем отделении. Это, естественно, не так. Студент может работать в ночную смену, а занятия посещать днём.

Это значит, что при получении образования абитуриент не должен бросать всё, над чем трудился месяцы, а то и годы, а сможет в удобной для себя форме совмещать приятное с полезным. К слову, именно эту систему обучения используют люди, получающие дополнительное высшее образование.

Как поступить на заочное отделение в вуз

Конечно, конкретные условия нужно узнавать в выбранном учебном заведении, но основные особенности мы расскажем.

Программы обучения

В России действует двухуровневая система образования: это бакалавриат (4 года) + магистратура (2 года) и отдельно специалитет (5–6 лет). Это виды программ обучения.

Соответственно, после них вы получите квалификацию бакалавра, специалиста или магистра. От выбора программы зависит длительность обучения и дальнейшие возможности.

Бакалавр

Человек, получивший высшее профессиональное образование. Он учился в вузе 4 года, сдал государственные экзамены и при желании может поступить в магистратуру.

Магистр

Специалист или бакалавр, окончивший магистратуру и защитивший магистерскую диссертацию. Срок обучения – 2 года. После этого может поступить в аспирантуру.

Специалист

Человек, получивший высшее профессиональное образование. Он учился в вузе не менее 5 лет, сдал государственные экзамены и защитил дипломную работу. При желании может поступить в магистратуру или аспирантуру.

Бакалавриат – общая профессиональная подготовка, с таким дипломом устроиться на работу вполне реально. Специалист уже уровнем повыше, работодатели ценят его больше. Магистр – ну тут уже все понятно, самый крутой из трех.

Российские дипломы бакалавра и магистра равнозначны европейским дипломам, так как наша страна входит в Болонскую конвенцию об образовании. Если вы не планируете работу или стажировку за границей, то вполне можете обойтись специалитетом. Бакалавры же могут поступать не только в российскую магистратуру, но и зарубежную.

Проходной балл

Это суммарный результат после сдачи экзаменов (ЕГЭ), прохождения тестирования вуза (если оно есть) и индивидуальных достижений абитуриента. На заочном отделении проходной балл часто бывает ниже, чем на очном, хоть и не всегда.

Количество заявлений

Обучение на заочной форме: как это

Если вы находитесь на стадии выбора, то необходимо объективно рассмотреть и преимущества обучения на заочке. Так, это решение может быть оптимальным для студентов, которые по семейным обстоятельствам вынуждены зарабатывать себе на жизнь или уже обладают навыками в нужной профессии, а осталось только подтвердить их официальной «корочкой».

На заочке можно по желанию ходить на лекции, однако, дважды в год необходимо отпрашиваться с работы и являться для сдачи зачетов и экзаменов. Если студент на занятия не ходит, это вовсе не означает, что не будет контрольных, рефератов, курсовых и других самостоятельных работ. Их придется выполнять в выходные от работы дни и своевременно подвозить на кафедру (или отправлять по интернету преподавателям).

Известно, что потенциальные работодатели не хотят нанимать студентов очной формы даже на половину рабочего дня. Заочников же берут вполне охотно, так как последние могут сдавать сессию в счет отпускных.

Получение опыта и ценных навыков в студенческие годы – это уникальная возможность, использовать которую целесообразно в следующих случаях:

  • это уже второе высшее образование или переподготовка во время официальной работы;
  • есть амбиции быстро двигаться по карьерной лестнице;
  • повышение квалификации требуется для развития в своей отрасли.

Отличие очной и заочной форм обучения еще и в том, что последняя с годами становится все более востребованной и популярной, так как позволяет амбициозной молодежи самостоятельно управлять своим временем.

Как организовано заочное обучение

Поговорим теперь о том, как организовано заочное обучение. Учебный семестр также завершается сессией. Между сессиями студент-заочник выполняет письменные задания и отправляет их на проверку. Это означает, что ему необходимо уметь самостоятельно организовать свои занятия. Такой распорядок бывает и преимуществом, и недостатком. В течение почти всего учебного года вы сами распоряжаетесь своим временем и можете оптимально выстроить свой график. Если вы привыкли к внешнему контролю, то нужно будет изучить основы тайм-менеджмента и понять, как мотивировать себя учиться.

Основная учебная нагрузка для заочников приходится на сессию. Вначале студенты слушают небольшие, интенсивные курсы, а затем сдают зачеты и экзамены. При добросовестном отношении это не так уж легко: занятия могут продолжаться почти целый день. Необходимо заранее договориться на работе, чтобы вам действительно предоставляли законный отпуск на время сессии.

У заочников меньше возможностей для общения с преподавателями. Фактически это реально только во время сессии. Общение с однокурсниками также занимает гораздо меньше времени, чем при очном обучении. Хорошо, если нехватку общения компенсируют более опытные коллеги, с которыми можно обсудить рабочие и учебные ситуации.

Зато на заочном отделении чаще встречаются однокурсники с опытом практической работы. Иногда (например, в бизнес-школах) обмен таким опытом становится необходимым условием успешного обучения. Учиться в подобных группах в обычных вузах тоже может быть проще: заочники, как правило, лучше понимают, что им нужно, и более склонны к добросовестной учебе, потому что знают, как использовать полученные знания.

Иногда на заочное отделение проще поступить. Конкурс может быть меньше, чем на дневное, потому что в пользу очного образования существует ряд житейских, практических доводов (отсрочка от армии, возможность поселиться в общежитии, условное право еще несколько лет не работать, а также нежелание менять стиль жизни).

Вечернее образование занимает промежуточное положение между очным и заочным. Студенты работают большую часть дня, а вечером посещают учебные занятия. Фактически это очное обучение, только более интенсивное и с другим графиком. Его преимущество по сравнению с заочным образованием состоит в том, что возможностей общаться с преподавателями и однокурсниками намного больше. Затрудняет обучение жесткий график: когда на работе и в вузе предъявляют серьезные требования, то свободного времени практически не бывает.

Прежде чем планировать поступать на заочное или вечернее отделение, стоит проверить, есть ли оно в конкретном вузе. И всё-таки, если любой вариант возможен, то что же выбрать?

Единого рецепта для всех нет — решение лучше принимать, учитывая свою уникальную ситуацию

Важно не идти на поводу у собственных предрассудков, поскольку можно стать хорошим специалистом, обучаясь по любой форме. При прочих равных, на младших курсах лучше учиться очно, а на старших — при любой форме обучения сочетать работу по будущей специальности и обучение

Это позволит легко адаптироваться к учебе, пожить студенческой жизнью, освоить фундаментальные теоретические знания и основы профессии. А затем, на старших курсах, приобретать практический опыт и строить успешную профессиональную карьеру.

Преимущества вечернего обучения в университете

Часть студентов выбирает очно-заочное образование потому, что оно оказывается доступней дневной формы:

  • проходные баллы на бюджет ниже,
  • при учебе на контрактной основе цены на вечернее обучение доступней «очки»,
  • зачисление проходит позже, поэтому подать документы на очно-заочное отделение можно в том случае, если абитуриент не прошел по конкурсу на очную форму,
  • возможность работы во время учебы позволяет оплачивать обучение «профессии мечты».

Для многих молодых людей вечернее обучение становится шагом к самостоятельности и независимости от родных. Студентов-очников обычно во время учебы содержат родители, и они продолжают считаться «детьми», в то время как совмещение работы с учебой дает возможность самому строить свою жизнь.

С точки зрения соотношения очного и заочного компонента вечернее обучение представляет собой хороший компромисс между дневной формой, когда студент проводит в университете все дни напролет и «заочкой», когда он по сути предоставлен самому себе:

  • можно самостоятельно планировать темп выполнения домашних заданий,
  • систематическое посещение занятий не дает «запустить» учебу,
  • есть возможность «вживую» консультироваться с преподавателями по сложным вопросам,
  • активная работа и хорошее посещение в течение семестра часто дает возможность получать зачеты и экзамены «автоматом», разгружая сессию;
  • отношение к «вечерникам» обычно довольно лояльное, преподаватели склонны идти навстречу.

Очевидный плюс вечернего обучения – возможность раннего старта карьеры. Даже на первых курсах студенты часто трудятся на начальных позициях в выбранном направлении, и имеют возможность расти профессионально параллельно с учебой. А, если отношения с работодателем строятся в рамках трудового законодательства, то «вечерник» может пользоваться обширным пакетом льгот:

  • оплаченные отпуска на время сессий (40 дней в год, для старшекурсников – 50),
  • четыре месяца отпуска для подготовки и защиты диплома и сдачи госэкзамена,
  • в последние 10 месяцев учебы – сокращенная на 7 часов рабочая неделя (эти часы оплачиваются на 50%).

Очно-заочная форма обучения — что это такое

Начнём с теоретической части. Другое название очно-заочной формы обучения – вечерняя. Этот вариант обучения был смоделирован специально для совмещения учебы и работы. Обучение при такой системе происходят в любое время суток – утром, днём или вечером – в зависимости от рабочего графика студента. Наиболее близка такая форма обучения к заочной, однако имеет ряд преимуществ перед своей «коллегой».

Несмотря на то, что большая часть материала отдается учащимся на самостоятельное изучение, всё же студент регулярно встречается со своими преподавателями, получает от них наставления и рекомендации. Как известно, бессистемное обучение создает своеобразный хаос в голове студента и не позволяет расположить знания в голове «по полочкам». Студенты очно-заочной формы находятся под контролем своих наставников, что положительно сказывается на усвоении знаний и приобретении рабочих навыков.

Что такое заочная форма?

Понятие «заочное» — это, по сути, антипод слова «очное». То есть студенты учатся практически самостоятельно. Им только следует приезжать на сессию 2 или 3 раза в год (в каждом учебном заведении свои правила).

Как мы говорили ранее, студенты очной формы обучения посещают занятия каждый день. А тем, кто поступил на «заочное» отделение, этого делать не нужно. Готовиться следует самостоятельно. Но как узнать, что требуется изучать? Представьте себе первый курс. В августе вы сдали вступительные экзамены, позднее на кафедре назначили собрание студентов-первокурсников. Всем объяснили, что первая сессия начнется с 17 октября, а закончится 5 ноября. Не нужно пугаться. Первая сессия по большей части ознакомительная.

Тем, кто работает, кафедра должна выдать справку-вызов для работодателя, заверенную печатью. В дни сессии работник не обязан появляться на работе.

Как проходит первая сессия? Студенты переписывают расписание занятий. В каком-то смысле все происходит, как у очников, но с той лишь разницей, что студентов-заочников знакомят с дисциплинами, объясняют азы. Когда сессия закончится, студент до следующего вызова готовится самостоятельно в любое удобное для него время.

На первой сессии в последние дни могут быть зачеты или даже экзамены, если курс лекций по какому-то предмету полностью завершен.

На второй сессии и третьей нужно будет сдавать экзамены, курсовые работы. Может быть, появятся новые предметы.

Так же как и обучающиеся по очной форме обучения, заочники могут кратко ознакомиться с дисциплиной, своей специальностью при помощи практических занятий и лабораторных работ. Все выглядит почти одинаково.

Сбор Персональных данных

При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики, кроме того они соглашаются на обработку своих Персональных данных на серверах Частного учреждения образовательной организации высшего образования Институт экономики и культуры, расположенных на территории Российской Федерации. 
Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Частное учреждение образовательная организация высшего образования Институт экономики и культуры может обрабатывать следующие Персональные данные:

  • адрес электронной почты и иную контактную информацию;
  • сообщения, направляемые с использованием Сайта, и сообщения, направляемые в Частное учреждение образовательная организация высшего образования Институт экономики и культуры;
  • иную информацию о взаимодействии Пользователя с Сайтом Частного учреждения образовательной организации высшего образования Институт экономики и культуры, результаты сбора статистики посещений Сайта Частного учреждения образовательной организации высшего образования Институт экономики и культуры и общедоступной информации о программах и устройствах, используемых для такового доступа;
  • дополнительную информацию, которую Частное учреждение образовательная организация высшего образования Институт экономики и культуры запрашивает у Пользователей для удостоверения их личности.

Очно заочное обучение в школе

Как правило, большая часть детей привыкла к очной форме обучения, поскольку данный вид является стандартным. Однако ещё существует заочный метод получения образования, а также смешанный способ (очно заочный). Многие родители ошибочно считают, что последние две категории не утверждены законодательством и являются неофициальными. Однако это не так.

В законодательном акте под номером 273, посвященном образовательной системе на территории Российской Федерации, говорится о том, что ребенок может обучаться не только очно. Для начала предлагаю поговорить о смешанном виде – очно заочной форме. Ежедневно посещать школу в данном случае не нужно. Для каждого ученика составляется персональная программа. Выбираются базовые предметы, на которые будет делаться максимальный уклон.

Далее составляется еженедельное расписание. Как правило, оно действует на протяжении одного семестра. Ученик должен посещать исключительно данные утвержденные предметы. Можно составить расписание таким образом, что ребенок будет приходить через день на два три урока. Либо же есть вариант поставить по пять уроков в день, но при этом лично посещать школу понадобиться всего лишь два дня в неделю.

Смешанный тип получения образования обычно выбирают для детей, которые имеют проблемы со здоровьем. Также очно заочную форму некоторые родители считают максимально эффективной, поскольку они сами могут выбирать предметы и соответственно дополнительно не нагружать сына/дочь ненужными уроками

Обращаю внимание на то, что в момент утверждения расписания пожелания самого ребенка также учитываются

Однако за счет того, что школу посещать практически не понадобится, ребенку будет необходимо хорошенько попыхтеть над домашними заданиями. Они будут гораздо объемнее и серьезнее, чем при выборе очной формы обучения. Большую часть образовательной программы потребуется изучать самостоятельно. Все вопросы и непонятные моменты можно будет уточнить на уроках в момент посещения школы.

В связи с этим очно заочная форма не является такой страшной и сложной, как кажется на первый взгляд. Основные преимущества – это гибкое расписание и самостоятельный выбор предметов. Данная форма является максимально удобной в старших классах. После того, как ребенок уже определился с тем, в какое высшее учебное заведение он будет поступать, в расписании можно сделать уклон либо на гуманитарные, либо же на технические предметы.

Что касается аттестации, то действует стандартная система. На протяжении четверти детям задают домашние задания, а при плановом посещении школы их проверяют и выставляют оценки. После этого отметки за две четверти суммируются, и на их основании подсчитывается средняя оценка по определенному предмету за семестр. Далее выдается табель. На протяжении следующего семестра действует та же самая система. В конце второго семестра также предоставляется табель. После этого на основании двух данных документов выставляются годовые отметки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector