Должностные обязанности педагога-психолога в школе

Цели и задачи деятельности педагога

Основная цель деятельности педагога-психолога в рамках социально – педагогической и психологической службы (СППС) учреждения образования – повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении.

Для достижения этой цели педагогами-психологами учреждений образования решаются следующие задачи:

  • изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
  • пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, содействие в преодолении школьных факторов риска утраты здоровья;
  • реализация программ преодоления трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения;
  • своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально-опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков; предупреждение семейного неблагополучия;
  • ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних;
  • содействие в приобретении обучающимися, педагогами и родителями психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;
  • оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, создание условий для социально-психологического развития классных коллективов;
  • создание психологических условий для реализации образовательных программ (профилизация обучения, работа с одаренными детьми, идейно-нравственное воспитание учащихся и пр.).

Документация по воспитательной работе → График работы занятий по внеурочной деятельности

Начальная школа → Технологическая карта по математике 1 класс

Начальная школа → Программа ВД для первого класса «Мои первые проекты»

Положения → Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

school-one.ru

Мой ребёнок здоров, зачем нам к психологу?!

Не беря во внимание специализированные коррекционные заведения, где этот человек просто обязан быть, отметим, что штатная должность педагога психологической направленности была введена в российское школьное образование порядка десятка лет тому назад. Они появились в ряде школ, и впоследствии многие учебные заведения, то ли чтобы не отставать и быть «в тренде», то ли действительно убедившись в положительном эффекте их работы, ввели в свои штаты эту единицу

Более того, некоторые учебные заведения в этом плане двинулись заметно вперёд и обзавелись целыми психологическими службами, насчитывающими не одного специалиста

Они появились в ряде школ, и впоследствии многие учебные заведения, то ли чтобы не отставать и быть «в тренде», то ли действительно убедившись в положительном эффекте их работы, ввели в свои штаты эту единицу. Более того, некоторые учебные заведения в этом плане двинулись заметно вперёд и обзавелись целыми психологическими службами, насчитывающими не одного специалиста.

Если раньше психологами в дружном школьном коллективе работали все – директор школы, завучи, учителя, и даже школьная уборщица баба Клава пыталась принять участие в нашем социальном развитии, то сегодня это ответственное дело поручено знатокам с профессиональным образованием.

Однако, российская образовательная система всё еще в большинстве случаев рассматривает такого педагога как формальность, а школьную администрацию зачастую интересуют лишь отписки в виде документальных отчётов.

Лишь когда в стенах учебного заведения происходит громкое ЧП, все сразу вспоминают про штатного психолога и заглядывают в глаза: «А почему Вы вовремя не обратили внимание на этого проблемного ученика?!»

Школьный педагог-психолог – это не медик. В отличие от работающего в клиниках, он не ставит диагнозы и не выписывает пилюли. Вообще, основная задача психолога – уметь вовремя найти проблему в развитии абсолютно психологически здорового ребёнка и устранить её не медикаментозным, а педагогическим методом. В школе этот человек – связующее звено в цепочке триады «учитель-ученик-родитель».

Очень важно выстраивание взаимоотношений в начальной школе, когда только происходит знакомство и притирка основных участников процесса обучения, когда происходит адаптация к школе и устанавливается уровень самооценки. Но не менее важна наблюдательная роль специалиста и в старшей школе, когда наступает так называемый «переходный возраст», всем известный своими эмоциональными всплесками и трудностями в поиске «общего языка»

Трудности в учёбе, проблемы с одноклассниками, ссоры с учителями и родителями, отсутствие учебной мотивации, тревоги и страхи – вот с чем сталкивается школьный психолог.

Обязанности школьного психолога

Педагог-психолог в школе — это специалист, который проводит психологическую работу с учащимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива. Другими словами, этот педагог может выявить индивидуальные проблемы ученика и помочь преодолеть конфликт со сверстниками или преподавателями. Кроме того, педагог-психолог общается с родителями и может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Впрочем, главный фокус внимания этого специалиста всегда направлен на детей. В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика. 

Психодиагностика позволяет выявить нарушения или особенности, требующие коррекции. Проводится она планово, а также при приеме в школу новых детей. Особенно важна психодиагностика при приеме детей в первый класс: на этом этапе педагог-психолог может обнаружить не только проблемы психологического характера (агрессивность, тревожность, отсутствие мотивации), но и требующие коррекции проблемы с обучаемостью, дислексию, дисграфию, дискалькулию и пр. На специалиста возложена огромная ответственность, так как чем раньше ребенок с подобными проблемами начнет работу с дефектологом, тем более вероятно, что эти трудности удастся легко преодолеть. Психодиагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе с помощью игр, тренингов, тестирований, творческих заданий.

Психокоррекция — это последовательная деятельность, во время которой психолог помогает учащимся работать над проблемами, выявленными в процессе психодиагностики, и развивать навыки, которые нужны для успешного продолжения учебы.

Психоконсультирование — это индивидуальная или групповая работа, помогающая улучшать и стабилизировать эмоциональное состояние детей и взрослых. Его особенность в том, что оно может оказаться очень полезным для всех школьников, в том числе для тех, у кого не было выявлено каких-либо ярких психологических проблем или особенностей развития. Групповое психологическое консультирование может проходить регулярно во время классных часов и других организованных мероприятий. В частном порядке школьный психолог может консультировать всех учеников и педагогов школы. 

Психопросвещение и психопрофилактика предполагают регулярную плановую работу с детьми, направленную на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением. К примеру, педагог-психолог может проводить с детьми беседы о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Как правило, именно специалист данного профиля обладает наибольшей компетенцией, чтобы выявлять признаки суицидального поведения у подростков, разговаривать с детьми об особенностях полового взросления и зарождения сексуальности, поднимать любые острые и щепетильные темы, замалчивание которых может обходиться слишком дорого.

Кто может стать психологом

На психолога в основном поступает две категории людей: которые действительно интересуются данной наукой и те, которые хотят получить хоть какое-то образование. Первая категория наверняка станет хорошими специалистами, а вот вторых допускать до работы с детьми никак нельзя, потому что такие люди могут покалечить ребенку всю жизнь. Обучение на психолога проводится практически во всех педагогических и политехнических ВУЗах России: проблем с этим факультетом нет ни в одном регионе страны. При этом если вы хотите получить действительно хорошее образование, то следует выбирать профильные ВУЗы, а не те, в которых факультет выделен ради набора дополнительных студентов. Нередко школьные психологи получают практику и опыт в учебных заведениях, а затем переходят на более серьезную и ответственную работу, а то и создают свои центры психологической помощи.

Если говорить по оплате, то профессия школьного психолога относится к малоприбыльной. Средний размер заработной платы в ДОУ составляет 10-15 тысяч рублей, в школах от 12 до 25 тысяч рублей. В мегаполисах специалисты могут получать 30-50 тысяч рублей.

Где можно получить профессию педагог-психолог?

МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки для педагогов-психологов. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.

.

Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности Педагог-психолог, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Для осуществления профессиональной деятельности педагог-психолог должен иметь высшее психологическое образование. Можно вполне ограничиться обучением в ВУЗе и в дальнейшем прохождением курсов повышения квалификации.

Однако некоторые специалисты советуют сначала получить профильное образование в колледже/техникуме, где в учебной программе присутствует достаточный объем практических занятий. Для педагога-психолога важен опыт практической деятельности с первых шагов, так как профессия, ко всему перечисленному, обязывает к умению быстро ориентироваться в обстановке, импровизировать, даже проявлять актерские качества.

Получив профессию в среднем специальном заведении, можно продолжить обучение в ВУЗе по сокращенной программе. Лучшими ВУЗами в области педагогики и психологии на сегодняшний день являются:

  • МГУ им. М. В. Ломоносова;
  • РГГУ (Российский Государственный гуманитарный университет);
  • НИУ ВШЭ (Научно-исследовательский университет «Высшей школы экономики»);
  • Московский педагогический государственный университет (МПГУ);
  • Российский Государственный социальный университет (РГСУ).

Московский городской университет управления Правительства Москвы

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 20 500 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 20 500 000,00 ₽

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 500 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽

Национальный университет «Высшая школа экономики»

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 400 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 420 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 420 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 400 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 325 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 182 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 325 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 182 000,00 ₽

Международный еврейский институт экономики, финансов и права

Москва

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 360 000,00 ₽

Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ

Москва

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 353 000,00 ₽

Финансовый университет при Правительстве РФ

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 324 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 350 000,00 ₽

Московский гуманитарный университет

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 180 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 82 000,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 82 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 350 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 180 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 82 000,00 ₽

Всероссийская академия внешней торговли

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 105 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 115 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очно-заочная 115 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 105 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽

2.3. Проектировочная деятельность.

Выделив такой вид активности психолога в школе, как проектировочная деятельность, остановимся на ее содержании. Первый аспект этой работы представляет собой психологическое обеспечение организационных решений всей системы образования и отдельных ее элементов. Возрастные границы начала обучения в школе, проблема дифференциации обучения, влияние всеобщности и обязательности обучения на его качество, связь выбора учебного заведения и места жительства, — все эти вопросы требуют комплексного решения с учетом, в том числе и психологических аспектов. Причем привычное для психологов внутринаучное деление на «разные психологии» в практической деятельности не проходит. Так, в жизни современной школы тесно переплетены проблемы, которые мы могли бы отнести к психологии педагогической, возрастной, медицинской и, конечно, социальной. Разделить их в реальной деятельности довольно трудно и вряд ли необходимо. Однако при попытке профессиональной рефлексии, которой мы сейчас занимаемся, такое деление необходимо

Поэтому в дальнейшем мы, естественно, большее внимание будем уделять социально-психологической проблематике, которая, с одной стороны, в достаточном объеме представлена в работе школьного психолога, а с другой — является составляющей многих сложных комплексных задач

7 стр., 3046 слов

Организация работы психологической службы в школе №176

… директора по ВР, психолог, социальный педагог, медицинский работник. Руководство службой осуществляется заместителем директора по воспитательной работе. Руководитель службы подчиняется директору школы. Диагностика младших школьников. … положительное отношение к себе, Катя умеет оценивать себя и свою деятельность. Это нормальный вариант развития самооценки, что подтверждается ее объяснениями. (бланк …

Ключом к решению многих проблем этого направления деятельности психолога в системе образования выступает анализ функционирования школы как института социализации. Одним из аспектов этого анализа будет состояние нынешнего общества и такая его характеристика как нестабильность. Другим аспектом является анализ организации жизни школы.

Обязанности

Несмотря на то что функции и профстандарт педагога-психолога зависят от сферы деятельности и специализации учреждения, в котором он работает, многие пункты должностных инструкций одинаково справедливы и для специалистов кризисных центров, и для работников учебных заведений.

Ниже представлен основной круг обязанностей штатного психолога средней общеобразовательной школы.

Педагог-психолог обязан проводить работу по сохранению психического и коммуникативного благополучия учеников и действовать согласно Конвенции по охране прав ребёнка.

Специалист должен анализировать внешние и внутренние факторы, негативно влияющие на развитие личности каждого отдельно взятого ученика, а также принимать меры по оказанию ему психологической помощи.

Педагог обязан проводить исследовательскую работу по оценке психоэмоционального состояния детей, составлять психолого-педагогические заключения и вовремя выявлять отклонения.

Школьный психолог должен оказывать психологическую поддержку творчески одарённым ученикам и способствовать раскрытию творческого потенциала у других детей.

Специалист обязан вести документацию согласно установленным формам и по первому требованию предъявлять её контролирующим органам.

Педагог должен помогать ученикам находить выход из любых конфликтных ситуаций и учить разбираться со своими внутренними проблемами.

Помимо помощи детям, психолог обязан давать профессиональные консультации другим педагогам школы, а также родителям учеников.

Психолог должен организовывать и проводить различные социально-психологические тренинги, опросы и тестирования, а также проводить занятия по профилактике социальной дезадаптации.

При необходимости специалист должен разрабатывать и адаптировать под каждого конкретного ученика развивающие и коррекционные программы, направленные на работу с детьми с задержкой психического развития.

Обязанностью педагога-психолога является выявление детей, относящихся к группе риска, в которую входят ученики, не имеющие друзей, школьники со слабой эмоциональной устойчивостью, любители конфликтов и игроманы

Даже незначительное отклонение в поведении ученика служит сигналом к началу разъяснительной, профилактической и коррекционной работы с самим ребёнком и его родителями.

Важной функцией школьного психолога является выявление и наблюдение за детьми с отклонениями поведения, которые проявляются в гиперактивности, чрезмерной тревожности, излишней стеснительности, агрессии, наличии постоянных страхов и дефиците внимания. В более серьёзных случаях, таких как отставание в развитии, трудности в усвоении программы и затруднённое мышление, психолог обязан поставить родителей и администрацию школы в известность и совместно с другими педагогами начать работу с учеником по индивидуальной программе. Если попытки педагогического коллектива к успеху не привели, и ученик продолжает не усваивать школьную программу, психолог должен поднять вопрос о созыве комиссии и переводе ребёнка в специальное образовательное учреждение

Если попытки педагогического коллектива к успеху не привели, и ученик продолжает не усваивать школьную программу, психолог должен поднять вопрос о созыве комиссии и переводе ребёнка в специальное образовательное учреждение.

Педагог-психолог обязан отслеживать успеваемость каждого ученика и при её резком снижении пригласить на беседу преподавателя и ребёнка. При обнаружении конфликта между учителем и учеником, психолог должен оперативно отреагировать и предпринять все меры к выравниванию ситуации.

В круг обязанностей школьного психолога входит проведение внеклассных мероприятий с целью выявления явных лидеров и скрытых конфликтов между детьми. Для диагностики отношений в коллективе специалист придумывает командные игры и внимательно наблюдает за поведением детей. При выявлении враждующих сторон психолог создаёт такую ситуацию, при которой оба участника конфликта оказываются в одной команде и вынуждены сотрудничать.

Таким образом, круг обязанностей педагога-психолога не ограничивается работой с трудными детьми, а включает в себя коррекционно-развивающую, аналитическую, консультационную, просветительскую деятельность, а также диагностику и психологическую профилактику. Педагог обязан составлять ежегодные планы по каждому виду деятельности и включать их в рабочую программу согласно требованиям закона «Об образовании». В программу должны входить меры по выявлению неблагополучных семей, находящихся в зоне социального риска, а также планирование работы с родителями учеников с целью наблюдения за воспитанием детей в семьях.

Отличие психолога от педагога-психолога

Чем отличается психолог от педагога-психолога на самом деле? Обладатели обеих профессий призваны улучшать жизнь, помогать становиться лучше и раскрывать себя.

Но у первого специалиста акцент смещен на поиск причин внутренних и внешних конфликтов и их разрешение, а у второго на творческое и духовное развитие младшей возрастной категории.

Если выразиться еще точнее, то отличия психолога от педагога-психолога в том, что к первому специалисту чаще всего обращаются тогда, когда есть проблема.

Специалист по профессии психолог помогает детям найти общий язык с родителями, взрослым разобраться в себе, решить проблемы общения между поколениями, семейным парам восстановить прежние отношения.

Чем занимается педагог-психолог?

Специалист по профессии педагог-психолог – это сотрудник, который по умолчанию работает в детских учреждениях, школах и ведет своих подопечных по жизни, помогая им становиться личностями и выявляя не только проблемы, но и их отсутствие. Отличие педагога-психолога от психолога в данном случае очевидно.

Сегодня открыт вопрос о необходимости наличия данного специалиста не только в школах и детских садах, где он обязателен, но и колледжах, техникумах и вузах.

В вопросе, чем занимается педагог-психолог стоит выделить три основных направленности:

  • Консультация.
  • Диагностика.
  • Тренинг.

Сосредоточенность на педагогике и большой объем работы по ведению документации и отчетности по каждому подопечному – то, что отличает педагога-психолога от психолога общей категории.

В образовательных учреждениях он ведет дела и карточки на каждого ученика, учитывая множества факторов. К примеру, социальный статус, отношения в семье, темперамент, отношение со сверстниками и многое другое.

В детских садах его работа помогает выявить отклонения в развитии ребенка. Все дети разные и речь не обязательно идет о серьезных нарушениях, скорее специалист подтягивает малыша до своей возрастной категории. То есть отличие педагога-психолога от психолога в том, что помогает ребенку раскрыть свои таланты.

Если же проблемы серьезные, то именно он сможет рекомендовать родителям необходимых специалистов и разрешить все проблемы, о которых спустя годы никто и не вспомнит. Профессия в садике эта нужная и важная.

А работая в школе, он сосредоточен на разрешении проблем пубертатного периода, на адаптации первоклашек, консультации подростков в самое сложное для них время, на выявлении причин проблем обучения.

Помочь понять детям младших классов, что хоть любимый детский сад и закончился, но впереди годы интересного обучения в школе – это как раз по его части.

В средних классах школы его работа — услышать подростка, понять и скорректировать поведение. Он же должен объяснить, что тройка по русскому или химии за четверть – это повод поднажать в учебе, а не замыкаться в себе.

В старших классах задача – помочь понять себя, психологически подготовиться к выпускным экзаменам, поступлению в колледж, вуз.

Чем еще существенно отличается педагог от педагога-психолога в школе – так это в том, что он работает не только с детьми, но и с учителями, родителями. Он постоянный участник педсоветов и родительских собраний.

К сожалению, иногда ему приходится подключать к процессу социальных педагогов, органы опеки и попечительства, сотрудничать с полицией и работать вне стен учебного заведения, встречаясь с родителями и обсуждая проблемы семьи и подрастающего поколения.

Но именно благодаря тому, чем занимается педагог-психолог, для каждого индивида существует возможность почувствовать себя автором и руководителем собственной жизни, а не жертвой данной системы.

Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог?

Знание психологии можно сравнить с мощным оружием, которое дает определенные преимущества человеку, владеющими ими. Но сила и умение оказывать психологическое воздействие на людей требует высокой духовной организации и чувства ответственности

Это – первое и самое важное качество, которое должно быть присуще педагогу-психологу

Основное орудие труда для каждого педагога-психолога – слово. Чтобы донести до слушателя или воспитанника нужную информацию и сделать ее личным убеждением, необходим огромный лексический запас и знания из области литературы, искусства, истории, чтобы приводить свои доводы на известных примерах, ярко и образно

Педагог-психолог – всесторонне развитая и образованная личность; это – второе важное условие для успешной работы

Специфика работы педагога-психолога заключается в том, что его услуги необходимы людям любого возраста, независимо от пола, социального статуса и т.д. В связи с этим специалист должен:

  • владеть знаниями особенностей возрастной психологии;

  • обладать соответствующим объемом знаний в области медицины, права и некоторых других профессий;
  • быть доброжелательным и терпеливым;
  • иметь гуманитарный/аналитический склад ума;
  • уметь сопереживать и вызывать доверие;
  • обладать даром убеждения.

Постоянная работа с людьми, тем более с теми, кто испытывает определенные сложности в адаптации к социуму, требует стрессоустойчивости

Но еще более важно – любить людей и свою профессию: без внутренней потребности помогать людям разумнее будет поискать другое призвание в жизни

Консультативная работа психолога в школе.

Консультативная
деятельность

— это оказание помощи обучающимся, их
родителям (законным представителям),
педагогическим работникам и другим
участникам образовательного процесса
в вопросах развития, воспитания и
обучения посредством психологического
консультирования.

Консультативная
работа психолога школы проводится по
следующим направлениям:

1.
Консультирование педагогов.

2.
Консультирование родителей.

3.
Консультирование школьников.

1.
Консультирование педагогов

Ворганизации психологического
консультирования педагогов можно
выделить три направления:

1.
Консультирование педагогов по вопросам
разработки и реализации психологически
адекватных программ обучения и воспитания
.
Психолог может оценить, насколько полно
учтены возрастные особенности учащихся,
насколько адекватны механические
аспекты педагогической программы
технике эффективного коммуникативного
воздействия.

2.Консультирование
педагогов по поводу проблем обучения,
поведения и межличностного взаимодействия
конкретных учащихся
.
Данная форма консультативной работы
помогает решать школьные проблемы в
тесном сотрудничестве психолога,
педагогов и администрации школы и
помогает создать наиболее благоприятные
условия для развития личности ребенка.

3.Консультирование
в ситуациях разрешения межличностных
и межгрупповых конфликтов

в различных системах отношений:
учитель-учитель, учитель-ученик, учитель
– родители и др. В рамках такой
социально-посреднической работы психолог
организует ситуацию обсуждения конфликта
сначала с каждым оппонентом отдельно,
затем — совместно. Психолог помогает
снять эмоциональное напряжение у
участников конфликта, перевести
обсуждение в конструктивное русло и
затем помогает оппонентам найти
приемлемые способы решения противоречивой
ситуации.

2.
Консультирование родителей

Психолого-педагогическое
консультирование родителей, как и в
ситуации подобной работы с педагогами,
может быть организовано, с одной стороны,
по запросу родителя в связи с оказанием
консультативно-методической помощи в
организации эффективного детско-родительского
взаимодействия; с другой — по инициативе
психолога.

Практика
работы психологов-консультантов
позволяет типизировать случаи обращения
родителей за психологической помощью.

1.Случаи,
группирующиеся вокруг проблемы плохой
успеваемости: плохая успеваемость по
всем или некоторым предметам; плохая
память; невнимательность; неорганизованность;
отсутствие желания учиться; эмоциональные
срывы по поводу учебных успехов или
неуспехов и др.

2.Случаи,
группирующиеся вокруг тревожности
родителей индивидуально-личностных
качеств ребенка: медлительный, утомляемый,
упрямый, эгоист, агрессивный, тревожный,
лживый, конфликтный и др.

3.Случаи,
группирующиеся вокруг особенностей
межличностных отношений ребенка со
сверстниками и взрослыми: необщительный,
учитель предвзято относится к ребенку,
плохие отношения между братьями и
сестрами, непонимание ребенка родителями
и др.

4.Запрос
по поводу выдающихся, с точки зрения
родителей, способностей ребенка: как
составить план индивидуальных занятий
с ребенком, рассчитать посильную для
него нагрузку.

3.
Консультирование учащихся.

К
школьному психологу обращаются учащиеся,
главным образом по таким вопросам:

  • взаимоотношения
    со взрослыми и сверстниками; самовоспитание;

  • профессиональное
    и личностное самоопределение; культура
    умственного труда и поведения и т. п.

Вот,
например, перечень проблем, с которыми
к психологу часто обращаются подростки
и старшие школьники:

1)
взаимоотношения в семье — непонимание
со стороны родителей, слежка и жесткие
запреты, борьба подростков за
самостоятельность;

2)
отношения в диаде «мальчик—девочка»
— ссора с любимым человеком, страх
потерять любовь, соперничество и
ревность, желание привлечь внимание
того, кто нравится, отсутствие взаимности
и т. д.;

3)
трудности самоопределения — жизненное
предназначение, выбор профессии,
ориентация в материально-экономических
вопросах;

3)
трудности самоопределения — жизненное
предназначение, выбор профессии,
ориентация в материально-экономических
вопросах;

4)
субъективные трудности, связанные с
личными проблемами и переживаниями —
чувство вины, тоски, пустоты и одиночества,
страдания по поводу своего физического
облика, переживание утраты смысла жизни
и т. п.

Работа психолога с родителями учащихся

Если в семье ребенка происходят ситуации, которые провоцируют какие-либо отклонения, тогда педагог-психолог обязан провести беседу с родителями учащегося. Без комплексного подхода исправить отклоняющееся поведение не получится

Особое внимание психолог должен уделять детям из неблагоприятных семей. Проблемные родители не всегда готовы пойти на взаимодействие, поэтому необходимо выбрать подходящую тактику общения, обозначить доводы и перспективы эффективного сотрудничества

Психолог должен активно взаимодействовать с родителями, помогать им разрешать спорные ситуации с ребенком. Консультирование по вопросам воспитания может происходить в индивидуальном порядке, если есть такая необходимость. Тактика поведения родителя не должна отличаться от схемы поведения педагогов в школе. Сам процесс сотрудничества со школьным психологом родители должны рассматривать как возможность восполнения своих знаний в области детской психологии и педагогики. Психолог не должен загружать работой родителей, это может отпугнуть их. Интерес к такому сотрудничеству быстро пропадет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector