5 форматов профориентации, практикуемых во всём мире

Содержание:

Профконсультирование

Правильно проведенная профориентация увеличит шансы человека на занятие тем видом трудовой деятельности, который будет приносить не только материальные блага, но и доставлять удовольствие и радость. Чтобы этого достичь, вся работа должна вестись опытными специалистами в области психологии и педагогики, работающими в сфере социальных и образовательных структур.

При прохождении тех или иных тестов, важно не забывать, что все результаты носят чисто рекомендательный характер. Не следует пренебрегать профориентацией, так как знатоки своего дела могут помочь не только верно определиться с будущим трудоустройством, но, возможно, откроют абсолютно новые направления и горизонты профессиональной деятельности

Как узнать, какая профессия мне подходит: тесты на профориентацию

Тесты позволяют быстро выяснить некоторые психологические характеристики человека. Например, тип личности, выраженные черты характера, темперамент, коммуникативные навыки и сферы интересов

Важно повторять тестирование раз в год — в подростковом возрасте увлечения меняются, иногда даже вплоть до противоположных

Только тестирования, как правило, недостаточно для экспертной оценки. Беседа со специалистом, упражнения или ознакомительные игры помогут подростку больше узнать о профессиях и своих сферах интересов. Дальше можно выбрать индивидуальную образовательную стратегию.

Сервисы для тестирования:

  • Testometrica.com — ресурс с разнообразными психологическими тестами: профориентация по возрасту и типам; тест на склонности к деятельности у ребенка; тест на профессиональные интересы, склонности и способности; тест на таланты детей 7-13 лет.
    На сайте можно пройти платный расширенный тест на профориентацию.
  • «Профориентатор» — центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Профориентационная диагностика и карьерное консультирование для детей и взрослых: тесты по объекту труда и профессиональный тип Голланда. На сайте можно пройти один блок расширенного теста на профориентацию бесплатно.
  • «Адукар» — образовательный профориентационный и обучающий проект. Можно пройти тест по методике Климова и тест Голланда.
  • «Поступи онлайн» — образовательный сайт с информацией об учебных заведениях России, их программах и том, как выбрать профессию.
  • Тест-совмещение методик Климова и Холланда.
  • Опросник профессиональных склонностей.
  • Матрица выбора профессии.

Что такое профориентация

На определённом этапе жизни каждому человеку приходится принимать одно из наиболее важных решений в своей жизни: определиться со сферой образования и выбрать профессию. Как показывает практика, многие люди испытывают затруднения в выборе карьерного пути по самым разнообразным причинам. Эти причины заметно отличаются в зависимости от возраста и положения человека, но есть и присущие практически всем без исключения. Попробуем разобраться с профориентацией в России, начав с самых основ и постепенно двигаясь к стоящей у многих проблемы профориентации и выбора дальнейшей профессии.

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Понятие профориентации появилось в результате слияния двух слов из разных языков: латинского profession (род занятий) и французского orientation (установка).

Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.

Тест на профориентацию – Викиум

Тест на профориентацию – это список из 30 вопросов, отвечая на которые вы потратите около 15 минут. Результат поможет определиться с направлением профессиональной деятельности, найти свое призвание и устроиться на работу, подходящую лично вам.

По завершении тестирования выдается список профессий, которые больше всего подходят. Также к результатам прилагается отчет об индивидуальных качествах человека, сильных и слабых сторонах, способностях, которые нужно развивать. Кроме того, предлагаются советы, как повысить мотивацию.

Чтобы пройти опросник, надо зарегистрироваться на сайте.

Другие предложения от платформы Викиум:

  • Тест на профориентацию для школьников и подростков
  • Тест на профориентацию персонала

Функции профориентации

Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.

Диагностическая функция

  • Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности
  • Находит положительные качества личности
  • Изучает познавательные интересы детей и взрослых
  • Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии
  • Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения
  • Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности

Организационная функция

  • Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность
  • Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов
  • Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий
  • Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала
  • Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее)

Информационная функция

  • Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА.
  • Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах

Профилактическая функция

  • Уменьшает количество ошибок при выборе профессии
  • Предупреждает неправильное восприятие имеющихся на рынке труда профессий

Что такое профессиональная ориентация?

Ученики старших классов сталкиваются с необходимостью определиться со своей будущей профессиональной деятельности. Однако в этом возрасте далеко не все школьники обладают достаточно широким кругозором и устоявшимися взглядами. Поэтому педагоги помогают своим ученикам, проводя профориентационные работы.

Профориентация в школе — это система мероприятий, направленных на ознакомление учащихся с миром профессий, выявление их личностных склонностей и интересов, и помощь в выборе дальнейшего рода деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями. Эта работа является комплексной, поскольку затрагивает психологические, педагогические, медико-физиологические, социальные, экономические аспекты. Поэтому результаты работы по профессиональной ориентации зависят от слаженной работы сотрудников учебного заведения.

Заместитель директора по воспитательной работе планирует, координирует и анализирует деятельность коллектива; проводит педагогические собрания, совещания; организует участие одарённых детей в олимпиадах и конкурсах.

Классный руководитель создаёт план профориентационной работы и реализует его; анализирует психологические особенности, таланты, склонности учеников; организует встречи школьников со студентами и сотрудниками разнообразных предприятий.

Учителя-предметники формируют интерес к своей дисциплине, отслеживают склонности учащихся. Библиотекарь производит подбор литературы для педагогов и детей, на основе читательских интересов подбирает и советует книги и учебники; устраивает тематические выставки. Психолог анализирует психологические особенности учащихся, их готовность к профессиональному самоопределению; проводит консультации для педагогов, школьников и их семей.

Тест на определение профориентации – Testometrika

Завтрашним студентам предлагается пройти тест на определение профориентации, который можно найти на веб-сервисе Testometrika.

В наши дни профориентации уделяется много внимания: устраиваются мероприятия для школьников, проводятся классные часы на тему определения будущей сферы деятельности.

Тестирование является комплексной работой над определением индивидуальных особенностей и интересов подростка, а также над выявлением наиболее подходящего вида деятельности. Учитываются все факторы: социальные, психологические, физические и т. д.

По-другому опросник называют тестом Голланда. В нем специальности подразделяются по группам в соответствии с их спецификой. Группы следующие:

  1. Человек.
  2. Природа.
  3. Техника.
  4. Знаковая система.
  5. Художественные образы.

После прохождения будет понятно, к какой группе человеку лучше примкнуть и с чем именно работать.

Другие предложения от Testometrika:

  • Твоя профориентационная траектория
  • Какая работа сделает тебя счастливым
  • Какая сфера деятельности вам подходит
  • В чем твое истинное призвание

Профильные классы — успешная профессиональная подготовка учеников

Основой успешной профессиональной подготовки старшеклассников является формирование профильных классов и углубленное изучение отдельных предметов на базе общеобразовательной организации. В зависимости от потребностей регионов возможны различные направления:

  • физико-математическое;

  • физико-химическое;

  • биолого-географическое;

  • химико-биологическое;

  • филологическое;

  • социально-экономическое;

  • агротехнологическое;

  • социально-гуманитарное;

  • информационно-технологическое;

  • электротехническое;

  • оборонно-спортивное;

  • индустриально-техническое;

  • инженерно-технологическое;

  • медико-биологическое;

Современные проблемы профориентации в России

Отсутствие общепринятых, однозначных образов профессионального успеха
Неопределённые цели самоопределения в профессиональном плане
Практически отсутствующее или очень слабое взаимодействие государства, органов образования, образовательных учреждений с профориентационной наукой.
Катастрофически недостаточное количество выделенного времени в школах и детских садах на знакомство детей с миром профессий, рынком труда, приучения к труду.

Отсутствие желания родителей и других заинтересованных лиц заниматься профориентацией детей на всём протяжении обучения.
Малое внимание от различных социальных институтов к профориентации и её проблемам.
Возникшие противоречия между общегосударственной установкой технологического и научного производства недостаточные усилия системы образования на освоение соответствующих профессий в их наиболее актуальном и не устаревшем виде. В результате половина выпускников ВУЗов работают не по полученной специальности.
Требуется системная организация профориентационной работы, профессионального и психолого-педагогического сопровождения человека на пути самоопределения

На практике же всё держится на плечах отдельных заинтересованных людей, которые при всём желании не могут кардинально повлиять на ситуацию в целом.
Необходимо делать упор на лучшие международные и отечественные практики и научный подход к профессиональной ориентации с учётом местных реалий и особенностей.
Отсутствие профильного образования у людей, занимающихся профориентацией. Большое количество дилетантов, работающих для галочки.
Непонимание большого влияния и значимости профориентации для общества в целом и для конкретного человека в частности.
Актуальность профориентации серьёзно недооценена, что влияет на недостаточность выделенной на неё времени и слабую подготовку психологов-профконсультантов.
Необходимость помочь личности сделать осознанный, самостоятельный выбор будущей профессии с учётом всех индивидуальных умственных, физических, моральных возможностей с одной стороны и имеющаяся потребность в определённых профессиях с другой стороны, вызывают конфликт интересов.

Решение этих и других проблем профессионального самоопределения постепенно становится важной задачей, а актуальность профориентации становится очевидной и в России. Одним из наиболее важных условий успешного решения вышеперечисленных проблем должно стать совершенствование кадровой политики государства

Программы менторства

Никогда не рано встретиться с человеком, который уже прошёл длинный путь и может поделиться своим опытом выбора университета, построения карьеры, образа жизни.

Особенно популярны такие программы для детей и подростков из малообеспеченных семей. Например, в проект SMART можно попасть с 5-го класса. Здесь у ребёнка появляются тьютор и ментор. Фактически «тьютор» (в данном случае — просто калька с английского tutor) еженедельно помогает подопечному разобраться с домашней работой, грамотно распределить время и обсуждает приоритеты в учёбе. Менторы встречаются с подопечными реже – 1 раз в 2 месяца, обсуждая не учёбу, а, скорее, жизненные радости и сложности.

Интересно, что появляются и новые форматы менторства: онлайн, speed-менторство (когда на встречу с условным «ментором» отводится всего час с некоторой периодичностью) или, например, взаимное (peer-to-peer) менторство, когда ровесники или близкие по образованию, уровню люди помогают друг другу, как например, в проекте The Peer Project: здесь ментором можно стать с 15 лет.

Актуальность профориентации

Проблема профориентации, безусловно, является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Кроме этого одной из основных проблем профориентационной работы является преодоление или сведение к минимуму возникающих противоречий, которые существуют между объективными потребностями общества в достаточной и сбалансированной кадровой структуре и сложившимися за долгие годы субъективными профессиональными желаниями и стремлениями молодёжи, которая не может или не хочет подстраиваться по реалии текущего дня. В таких случаях неизбежно возникают перекосы в спросе и предложении профессий на рынке труда, необоснованно завышенный выпуск специалистов определённых специальностей, несостоятельные рейтинги престижности профессий и многие другие.

Таким образом, развитая и имеющая поддержку от государства системная профориентация должна решать все возникающие вопросы и существенно способствовать на распределение людских ресурсов, определение оптимальных профессий по способностям, успешно заниматься адаптацией трудовых ресурсов к полученной специальности и заниматься трудовым воспитанием подрастающего поколения.

Почему это важно?

«Жизнь дает человеку три радости. Друга, любовь и работу.» 

Братья Стругацкие.

Выбор специальности нередко влияет не только на профессиональный аспект жизни. Работа во многом определяет наш образ жизни, хобби, привычки, иногда даже круг друзей и близких строится на основе деловых взаимоотношений.

Особенно это заметно среди молодых людей, которыми движет стремление любой ценой «стать на ноги» и построить успешную карьеру в выбранной сфере.

Наиболее успешными в вопросе профессиональной самореализации являются люди, которые выполняют свои обязанности с высоким уровнем энтузиазма и мотивации, залогом которых как раз и является грамотно проделанная профориентационная работа.

О концепции «сродного труда», то есть выбора профессии в соответствии со склонностями и талантами, упоминается еще философских трактатах мыслителей-гуманистов. 

Чтобы не утратить интерес к выбранной деятельности и достичь успеха необходимо тщательно проанализировать все аспекты еще на этапе выбора направления.

Список литературы

  1. Загузина Н.Н. Довузовская подготовка как условие содействия профессиональному самоопределению старших школьников URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-dovuzovskaya-podgotovka-kak-uslovie-sodeystviya-professionalnomu-samoopredeleniyu-starshih-shkolnikov#ixzz4B65dAyP1 (дата обращения 06.06.2016)
  2. Клюсова В. В., Яркова Г. А. Возможности педагогического вуза в организации профориентации школьников // Современные про-блемы науки и образования. 2013. № 2. С. 8-12.
  3. Копасовкая Н.Г. Характеристика коммерческих бизнес-проектов и методика составления бизнес-плана // Вестник Нижегородского университета Н.И. Лобачесвкого – 2007. – №5. – С. 124-129.
  4. Молоткова Н.В., Мищенко Е.С. SWOT-анализ как основа разработки стратегии развития профориентационной работы образовательной организации в условиях конкурентной среды // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2010. № 3(65). С. 52–56.
  5. Мутырова А.Л. Педагогическая система профориентационной работы вуза в условиях непрерывного образования: Автореф. дис. …канд. пед. наук 13.00.08. – Астрахань, 2008. – 22 с.
  6. Орешкина А.К., Цибизова Т.Ю.. Развитие преемственности образовательных процессов в системе непрерывного образования. М.: МГОУ, 2010. 228 с.
  7. Титова С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза// Мир современной науки. 2011. № 6. С.3-18.
  8. Трусов С.В. Экономическая подготовка разновозрастных школьников в системе дополнительного образования: Дис. … канд. пед. наук 13.00.01. Уфа, 1999. 181 c.
  9. Цибизова Т.Ю. Дополнительное образование как форма преемственности в системе непрерывного образования // Образование и саморазвитие. 2011. № 5 (27). С. 55-60.

Профориентация в России

Увы, в большинстве российских школ нет «карьерных бюро», как в европейских странах. Наши школьники встречаются с представителями других профессий в основном только в старших классах, и вся профориентация в целом построена больше на теории, чем на пользе.

У студентов вузов возможностей больше: здесь как минимум обязательно проходить практику. Но чаще всего этого очень мало, и студентам гораздо проще совмещать полноценную работу и учебу, чем после вуза искать работу с нулевым опытом в ней. 

Для тех, кто уже закончил и школу, и колледж или университет, основу профориентации составляет все, что проводят местные центры занятости. Обычно это ярмарки вакансий, консультации психологов. Здесь о пробном периоде уже почти не приходится говорить: нужно выбирать вакансию и сразу бросаться в бой.

Остальная профориентация — это уже информация из интернета и от знакомых: отзывы о компаниях, полезные статьи о поиске работы, психологические тесты и многое другое. 

Пройдите тест и узнайте, готовы ли вы определиться с профессией

На что люди ориентируются при выборе профессии?

Если человек определяется с будущей профессией самостоятельно, обычно он учитывает несколько факторов:

Личные склонности: иногда к моменту принятия решения у человека уже есть определенные предпочтения или даже твердые убеждения. Например, нередко можно услышать высказывание «всегда мечтал стать врачом», «не видел себя никем, кроме художника». Если же таких предпочтений нет, роль играют другие факторы.

Мнение родителей, других авторитетных людей: дети обычно прислушиваются к мнению авторитетов, ими могут быть родители, тренеры, учителя. Существует риск того, что подросток выберет свой путь под давлением окружающих. Лучше, если все советы будут даваться в мягкой форме

В профессиональной деятельности важно сделать собственный выбор

Доступность образования: если получение образования требует денежных вложений, переезда или других усилий, будущий профессионал обычно оценивает свои силы и исходит из тех возможностей, которые у него есть.

Уровень заработной платы и престижность профессии: перед сложным выбором нередко оказываются представители творческих специальностей. Ведь уровень заработной платы и стабильность профессии для многих играют важную роль. У представителей творческих профессий могут возникать трудности с постоянной занятостью.

Состояние здоровья: некоторые профессии могут оказаться недоступными для человека в силу его ограничений по здоровью. Так, к профессиональным спортсменам часто предъявляются определенные требования, которым будущий профессионал должен соответствовать. В противном случае можно выбрать для себя любительский спорт.

Перед выбором профессии стоит учесть все факторы, расписав для себя плюсы и минусы выбора.

Перспективы системы профориентации

Специалисты уверены, что профориентация должна стать обязательной программой в системе школьного образования. Причем чем раньше она будет внедрена, тем лучше. Самым лучшим вариантом внедрения в школьную программу может стать либо отдельная дисциплина, связанная с учебным планом, либо проект, реализуемый на базе школы, в ходе которого школьникам будет предоставляться целостная информация, советы и рекомендации.

Образовательная организация должна поддерживать учеников самыми разными способами не только в процессе обучения, но и в выборе будущей профессии. А для этого учащимся необходимо давать практическое представление о мире труда и занятости посредством реальных встреч с людьми, занятых в той или иной профессиональной сфере.

Школы могут устраивать дни профессий, на которые можно пригласить родителей и других людей, которые хотят и могут рассказать школьникам о своей профессии и ответить на их вопросы. Нужно искать любую возможность, чтобы «окунуть» учащихся в реальную рабочую атмосферу действующего предприятия или компании. И делать это нужно не только для того, чтобы они узнали о профессиях, к которым проявляют интерес. Намного важнее, что в ходе посещений предприятий и компании школьники будут узнавать о тех специальностях, о которых они никогда не слышали или мало знают.

Самое удивительное то, что ученики школ сами заинтересованы в реально работающей системе профориентации. Если верить опросам, которые проводились среди школьников 13-18 лет, дети хотят, чтобы в школах:

  • ввели предметы, помогающие выбрать профессию,
  • сделали упор на индивидуальное обучение с преобладанием предметов, необходимых для освоения будущей профессии,
  • приглашали на уроки представителей разных профессий,
  • проводили «работающее» тестирование на определение профориентации.

Профессии будущего и тренды на рынке труда

Глобальные изменения на рынке труда приводят к тому, что многие профессии исчезают или будут не нужны в ближайшие 5–10 лет. Физическую работу вскоре будут перенимать машины. Зато глобализация, развитие компьютерных и нанотехнологий, искусственного интеллекта, робототехники будут рождать новые профессии. Автоматизация процессов позволит избавить специалистов от рутинной работы. С другой стороны, конкуренция между ними будет расти.

Конечно, использование машин будет доступно не всем странам сразу, но тренды рынка труда показывают, что будущее за специальностями, где роботы и технологии не смогут конкурировать с человеком.

Востребованными профессиями в ближайшее время все так же останутся специалисты IT-сферы (проектные менеджеры, тестировщики, разработчики), логисты, маркетологи, психологи, управленцы.

Новые профессии появятся в медицине, IT, биотехнологиях, сельском хозяйстве, энергетике, экологии, нанотехнологиях. Например, скоро станут востребованными онлайн-терапевты, сити-фермеры, проектировщики роботов, операторы дронов и разработчики интернета вещей.

О профессиях и навыках, которые будут актуальны в следующие пять лет, рассказывает Наталья Емченко, директор по коммуникациям System Capital Management. 

Профессии будущего. Рынок труда в 2025 году | Наталья Емченко

Этапы профориентационной работы в школе

Несмотря на то, что основной массив работы приходится именно на старшие классы, мероприятия по ориентации школьников на будущую трудовую деятельность должны присутствовать на протяжении всего образовательного процесса.

младшая школа. На этом этапе происходит воспитание уважения и интереса к труду, понимания его значимости в жизни общества и человека, а также формирование заинтересованности учебной деятельности.

средняя школа. В подростковом возрасте дети начинают понимать свои интересы и склонности

Поэтому в этот период важно наблюдать, анализировать и развивать их самоосознание и способности не только на урочных, но и на факультативных занятиях, кружках, тренингах. На этом же этапе происходит более близкое знакомство с существующими профессиями.

старшая школа

Здесь работа проводится наиболее интенсивно. Продолжается информирование о существующих профессиях, проводится анкетирование школьников и родителей, ознакомление с высшими учебными заведениями города и специальностями, которые там можно получить.

Определение профессиональных склонностей по методике Л. Йовайши – ПрофТест

Определение профессиональных склонностей – это тестирование, которое подходит как взрослым людям, так и школьникам. Онлайн-тест достаточно точен и прост, не требует особых знаний и усилий, да и пройти его можно достаточно быстро – всего за 5 минут.

В чем суть? Нужно закончить 24 фразы, выбирая из трех предложенных концовок. Например, вопрос о том, что вам больше нравится в книгах и фильмах, а варианты ответов следующие:

  1. Слежение за ходом мыслей создателя фильма или книги.
  2. Мастерство и видение автора или режиссера.
  3. Сюжет.

Отвечать нужно правдиво, не пытаясь предугадать результат.

Совокупность ответов определяет предрасположенность к 6 направлениям профессиональной деятельности: к физическому или интеллектуальному труду, финансам и расчетам, к сфере услуг, экстремальным специальностям, эстетической направленности.

Дополнительные предложения от ПрофТест:

  • Тест Холланда
  • Якоря карьеры
  • Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова
  • Готовность к выбору профессии

Профориентационная анкета – Смартия

Профориентационная анкета – это тестирование, нацеленное в первую очередь на определение командного игрока и одиночки. После прохождения 27 вопросов станет понятно, что является вашей целью:

собственный успех и самореклама;
слаженная командная работа и максимальная польза для каждого члена группы;
положительный конечный результат, достигнутый неважно какими путями.

Опросник можно использовать для подбора сотрудников в компанию, где стоит на первом месте ориентация на командную работу.

Другие тесты от Смартии:

  • Профессиональный тип личности: какие профессии вам подходят
  • Что вам подходит

Виды профориентации и профориентационных услуг

Профориентационные работы делятся на четыре направления:

  • Информирование. Оно состоит в ознакомлении человека с вариантами и многообразием представленных на рынке профессий.
  • Профессиональный отбор. На данной стадии происходит изучение степени соответствия человека занимаемой должности.
  • Консультирование. Этот этап заключается в оказании помощи не только в выборе специальности, а также в обучении и трудоустройстве.
  • Психологическая поддержка. Ментальное, нервное состояние в этот непростой момент жизни весьма нестабильно и поэтому человек нуждается в консультации специалиста.

Совет! Использование всего комплекса мер позволит всецело изучить возможные варианты наиболее эффективной реализации личности в профессиональной сфере.

Подведем итоги

Взрослому человеку профессиональное самоопределение необходимо для того, чтобы не просто сменить рабочее место или род деятельности, а сделать правильный выбор, о котором не придется снова жалеть впоследствии. Речь идет о поиске профессии, позволяющей самореализоваться на 100%

Это крайне важно, потому что время, проведенное на работе, занимает половину всей жизни. От того, насколько удачно подобранным будет новое занятие, зависят востребованность и успешность специалиста, а также его репутация и уровень заработной платы

Кроме того, ощущение собственной значимости, вдохновение, удовольствие от своего дела дарят жизни новые смыслы и цели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector