Советы по трудоустройству: где может работать человек с дипломом психолога?

Содержание:

Специфика и сложности работы в ДОУ

Деятельность педагога-психолога в дошкольном отделении сложна по ряду причин:

  • Дети не умеют говорить о проблемах прямо. Нужно найти к ним подход, действуя с учетом возрастных особенностей.
  • Запрос на помощь формулирует не сам ребенок, а родители и учителя. Нужно учитывать, что они могут быть склонны проецировать на ребенка свои проблемы.
  • У маленьких детей не сформирована способность к рефлексии, что осложняет проработку переживаний.
  • Не с каждым взрослым дети готовы поделиться своими переживаниями.

Дополнительное обучение на курсах повышения квалификации поможет вам понять, как преодолеть эти сложности, и выстроить для себя эффективную систему работы с дошкольниками.

Консультативная работа психолога в школе.

Консультативная
деятельность

— это оказание помощи обучающимся, их
родителям (законным представителям),
педагогическим работникам и другим
участникам образовательного процесса
в вопросах развития, воспитания и
обучения посредством психологического
консультирования.

Консультативная
работа психолога школы проводится по
следующим направлениям:

1.
Консультирование педагогов.

2.
Консультирование родителей.

3.
Консультирование школьников.

1.
Консультирование педагогов

Ворганизации психологического
консультирования педагогов можно
выделить три направления:

1.
Консультирование педагогов по вопросам
разработки и реализации психологически
адекватных программ обучения и воспитания
.
Психолог может оценить, насколько полно
учтены возрастные особенности учащихся,
насколько адекватны механические
аспекты педагогической программы
технике эффективного коммуникативного
воздействия.

2.Консультирование
педагогов по поводу проблем обучения,
поведения и межличностного взаимодействия
конкретных учащихся
.
Данная форма консультативной работы
помогает решать школьные проблемы в
тесном сотрудничестве психолога,
педагогов и администрации школы и
помогает создать наиболее благоприятные
условия для развития личности ребенка.

3.Консультирование
в ситуациях разрешения межличностных
и межгрупповых конфликтов

в различных системах отношений:
учитель-учитель, учитель-ученик, учитель
– родители и др. В рамках такой
социально-посреднической работы психолог
организует ситуацию обсуждения конфликта
сначала с каждым оппонентом отдельно,
затем — совместно. Психолог помогает
снять эмоциональное напряжение у
участников конфликта, перевести
обсуждение в конструктивное русло и
затем помогает оппонентам найти
приемлемые способы решения противоречивой
ситуации.

2.
Консультирование родителей

Психолого-педагогическое
консультирование родителей, как и в
ситуации подобной работы с педагогами,
может быть организовано, с одной стороны,
по запросу родителя в связи с оказанием
консультативно-методической помощи в
организации эффективного детско-родительского
взаимодействия; с другой — по инициативе
психолога.

Практика
работы психологов-консультантов
позволяет типизировать случаи обращения
родителей за психологической помощью.

1.Случаи,
группирующиеся вокруг проблемы плохой
успеваемости: плохая успеваемость по
всем или некоторым предметам; плохая
память; невнимательность; неорганизованность;
отсутствие желания учиться; эмоциональные
срывы по поводу учебных успехов или
неуспехов и др.

2.Случаи,
группирующиеся вокруг тревожности
родителей индивидуально-личностных
качеств ребенка: медлительный, утомляемый,
упрямый, эгоист, агрессивный, тревожный,
лживый, конфликтный и др.

3.Случаи,
группирующиеся вокруг особенностей
межличностных отношений ребенка со
сверстниками и взрослыми: необщительный,
учитель предвзято относится к ребенку,
плохие отношения между братьями и
сестрами, непонимание ребенка родителями
и др.

4.Запрос
по поводу выдающихся, с точки зрения
родителей, способностей ребенка: как
составить план индивидуальных занятий
с ребенком, рассчитать посильную для
него нагрузку.

3.
Консультирование учащихся.

К
школьному психологу обращаются учащиеся,
главным образом по таким вопросам:

  • взаимоотношения
    со взрослыми и сверстниками; самовоспитание;

  • профессиональное
    и личностное самоопределение; культура
    умственного труда и поведения и т. п.

Вот,
например, перечень проблем, с которыми
к психологу часто обращаются подростки
и старшие школьники:

1)
взаимоотношения в семье — непонимание
со стороны родителей, слежка и жесткие
запреты, борьба подростков за
самостоятельность;

2)
отношения в диаде «мальчик—девочка»
— ссора с любимым человеком, страх
потерять любовь, соперничество и
ревность, желание привлечь внимание
того, кто нравится, отсутствие взаимности
и т. д.;

3)
трудности самоопределения — жизненное
предназначение, выбор профессии,
ориентация в материально-экономических
вопросах;

3)
трудности самоопределения — жизненное
предназначение, выбор профессии,
ориентация в материально-экономических
вопросах;

4)
субъективные трудности, связанные с
личными проблемами и переживаниями —
чувство вины, тоски, пустоты и одиночества,
страдания по поводу своего физического
облика, переживание утраты смысла жизни
и т. п.

Где может работать педагог-психолог?

Классических вариантов его работы несколько:

Детский сад. Классика жанра для первого трудоустройства. Где может работать педагог-психолог как не в детском саду. На должность возьмут даже в том случае, если опыта нет совсем. Оклад невысокий, но меньше бумажной волокиты и больше реальной работы. Да и возиться с дошколятами всегда весело, хотя и не менее ответственно.
Школа. Сразу после диплома возьмут менее охотно, но шансы велики. Со школьниками работать сложнее, прежде всего, в силу разных возрастов, включая «любимый» — переходный. И количество отчетности может свести с ума: чаще всего заполнения бумаг гораздо больше непосредственной работы с детьми.
Средне-специальные учебные заведения и вузы. В отношении мест, где может работать педагог-психолог — это (за редким исключением) самая легкая «участь»: в большинстве своем в этих заведениях учатся практически сформировавшиеся личности. Если в школах необходима прямая, индивидуальная работа с большим количеством детей, то здесь  –  частные случаи. Но если таковые будут – то сложные.
Детские дома. Сложно сказать, насколько полезно именно здесь начинать работать педагогом-психологом. С одной стороны, практика, после которой не страшно уже ничего. С другой стороны, нервы должны быть как канат: каждый воспитанник – это переломанная душа
В работе с психологом он видит заботу, внимание – и привязывается. Или же – наоборот, выражает настолько ярый протест, что попросту опускаются руки
Очень сложно сохранить непредвзятость, не выбрать любимчика. Это другие дети.
Детские поликлиники. Кем может работать педагог-психолог здесь? Его ждут на должность медицинского психолога. Теоретически, требуется специальность «Клиническая психология», но во многих поликлиниках этот момент «обходят», и на вакансии может работать педагог-психолог. Не очень охотно берут вчерашних студентов, но если речь идет о провинциальных городах – шансы есть

Работа и с детьми, и с родителями, и, что немаловажно, с персоналом поликлиники.
Службы патронатного воспитания. Работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, собственно поиск (и суровый отбор) новых родителей, передача ребенка и мониторинг его жизни в новой семье

Сложная и интересная занятость, но пробиться в патронатную службу можно строго с опытом, без исключений.
Частная практика. В профессии психолога такая возможность конечно же есть. Это работа и с детьми, и с их родителями/опекунами. Но чтобы начать подобную деятельность, нужен опыт, опыт и еще раз опыт. Во-первых, непосредственно для того, чтобы быть опытным психологом. А во-вторых, если в школах выбора нет, психолог один, то частных психологов – предостаточно. Будучи молодым и неопытным специалистом, очень сложно привлечь клиентов и сформировать базу. Даже реклама здесь плохой помощник. Однако, из всех вышеперечисленных – самый финансово выгодный вариант.
Это основные направления, но существуют еще и другие места, где может работать педагог-психолог – это, например, центры детского творчества, центры помощи семьям, всевозможные психологические кружки. Можно пойти работать няней.

Кем может работать педагог-психолог?

Существует масса учреждений и организаций, не имеющих отношения к детям, но где можно работать педагогу-психологу. Вот лишь малая толика:

  • Кадровые агентства. В объявлениях обычно настаивают на опыте хотя бы от года, но в качестве компенсации опыту в данной сфере вполне подойдёт диплом психолога. В чисто профессиональном плане (что достигается не дипломом, так опытом) кадровик должен быть психологом, поэтому шансов устроиться в такое агентство немало.
  • Организациям, крупным и не очень, занимающимися услугами или производством, положено иметь в штате как минимум одного психолога. Поскольку руководство частенько относится к этой вакансии с толикой сарказма и закрывает эту вакансию, чтобы просто закрыть, шанс устроиться велик.
  • Тимбилдер, вот кем еще может работать педагог-психолог. По сути тот же детский психолог-педагог, тот же психологический кружок, но «дети» постарше и направление несколько отличается. Адаптация сотрудников в коллективе, организация совместного досуга и тренингов  и – буквально – построение команды, работающей как единый механизм. Модное веяние, уже успевшее прижиться на многих предприятиях. В какие-то из них можно просто звонить и предлагать услуги такого рода (разовые или с оформлением в штат), аргументируя тем, что сплоченная работа – всегда двойная прибыль предприятия.

И напоследок, педагог-психолог может работать в любой сфере, требующей прямого контакта с людьми. На вакансию того же менеджера дипломированного психолога оторвут с руками.

Куда и кем пойти работать организационным психологом

Наш факультет психологии создавался на базе острых потребностей рынка труда. Мы собрали сильнейшую команду педагогов, отлично владеющих предметом, способных передать знания, организовать поле их практического применения.

Потому ограничивать набором должностей перспективы выпускников факультета оргпсихологии несправедливо. Путь бизнес-психолога прокладывает он сам, мы лишь открываем для него все двери:

  • частный бизнес (московский, всероссийский, международный — недавно в компании Google объявлялась вакансия);
  • государственные инстанции (благотворительные фонды, НИИ, институты юриспруденции);
  • консалтинговые бюро;
  • образовательные заведения;
  • собственное дело (бизнес-консультации, коучинг).

Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог?

Знание психологии можно сравнить с мощным оружием, которое дает определенные преимущества человеку, владеющими ими. Но сила и умение оказывать психологическое воздействие на людей требует высокой духовной организации и чувства ответственности

Это – первое и самое важное качество, которое должно быть присуще педагогу-психологу

Основное орудие труда для каждого педагога-психолога – слово. Чтобы донести до слушателя или воспитанника нужную информацию и сделать ее личным убеждением, необходим огромный лексический запас и знания из области литературы, искусства, истории, чтобы приводить свои доводы на известных примерах, ярко и образно

Педагог-психолог – всесторонне развитая и образованная личность; это – второе важное условие для успешной работы

Специфика работы педагога-психолога заключается в том, что его услуги необходимы людям любого возраста, независимо от пола, социального статуса и т.д. В связи с этим специалист должен:

  • владеть знаниями особенностей возрастной психологии;

  • обладать соответствующим объемом знаний в области медицины, права и некоторых других профессий;
  • быть доброжелательным и терпеливым;
  • иметь гуманитарный/аналитический склад ума;
  • уметь сопереживать и вызывать доверие;
  • обладать даром убеждения.

Постоянная работа с людьми, тем более с теми, кто испытывает определенные сложности в адаптации к социуму, требует стрессоустойчивости

Но еще более важно – любить людей и свою профессию: без внутренней потребности помогать людям разумнее будет поискать другое призвание в жизни

Недостатки профессии психолога

Однако не стоит думать, что работа психолога состоит из сплошных преимуществ. Имеются у профессии психолога и недостатки. В частности, основной сложностью для специалиста является необходимость решать проблемы клиента отстраненно. То есть, психологу нельзя переходить ту черту, когда проблемы клиента превращаются в собственные проблемы специалиста. В противном случае, в самое короткое время психологу грозит душевная усталость и эмоциональное выгорание.

Недостатком данной профессии также можно считать тот факт, что начинающему психологу сначала придется набраться практического опыта на работе в бюджетных организациях, за достаточно скромную зарплату. Поэтому рассчитывать на то, что сразу же после окончания ВУЗа молодой специалист сможет добиться финансового и карьерного роста, не стоит.

Очень сложно иногда складываются у психолога взаимоотношения с близким окружением. А все потому, что профессиональная деятельность накладывает на специалистов отпечаток «всезнайки», и у них появляется желание всем и вся давать советы по поводу и без него. Естественно, не всем нравится такое активное вмешательство в их личное пространство, на фоне чего и возникают конфликтные ситуации.

Арт-терапевт

Арт-терапевт помогает разрешить свои проблемы с помощью погружения в искусство. Это может быть рисование красками, на песке, танцы, музыка и другое.

Работа арт-терапевта:

  • организация занятий, направленные на развитие моторных и познавательных навыков;
  • создание доверительных отношений, комфортных условий для максимального самовыражения, общения;
  • помощь в познании и исследовании себя, принятии себя и ощущении личной ценности;
  • предоставление возможности раскрыть творческие способности и открыть себя через них;
  • расслабление, отстранение от конфликтов с помощью терапии.

Арт-терапевт работает в подростковых и детских центрах, медицинских учреждениях, коррекционных школах и детских садах. Можно открыть свой кабинет психологии и проводить арт-терапию: индивидуально или в группах.

Работа особо интересна будет молодым специалистам. Арт-терапия — это творчество, работа с молодежью, поэтому найти себя в профессии будет просто. Арт-терапии обучают на курсах, после которых можно начать работать.

Где можно применить преимущества профессии педагог-психолог

Работа преподавателя в России не относится к высокооплачиваемым. При этом у педагога-психолога имеется ряд выигрышных моментов в профессии.

Творческая самореализация педагог-психолог часто оказывается вовлечён в творческие процессы. При подготовке внеклассных мероприятий, праздничных концертов или весёлых стартов с детьми проще наладить доверительные отношения, показать заинтересованность в коммуникации, раскрыться, как человек близкий и сопереживающий.

Социальная значимость деятельности. Этот аспект во многом определяет желание человека стать социальным педагогом. Благородная профессия даёт возможность «творить» будущее, путём формирования нового поколения.

Профессиональная мобильность. Педагог-психолог может реализовать себя не только в образовательной среде и работе с детьми, но и в коммерческих компаниях. Прогрессивные компании активно принимают в штат собственного психолога. Уровень оплаты труда здесь выше, чем в бюджетной организации.

Какие предметы нужно сдавать на психолога после 11 класса

При поступлении в вуз абитуриентов волнует вопрос, какие предметы нужно сдавать на психолога после 11 класса и куда поступать? Многие высшие учебные заведения имеют факультеты Психологии. Ведь психология охватывает очень широкий спектр проблем, и для более качественного изучения профессия делится на несколько более узких направлений.

Перечень вступительных экзаменов в большей степени зависит от выбранного учебного заведения. Профессия «Психолог» включает направления:

психологическое консультирование;

психология развития и возрастная психология;

современная социальная психология;

юридическая психология.

Какие предметы нужно сдавать, чтобы стать психологом

Для поступления в большинство вузов на факультет психологии требуется сдача ЕГЭ по базовым предметам:

биология;

русский язык;

математика.

Профессия – военный психолог: какие предметы нужно сдавать

Военный психолог – особая профессия, и обучение проходит в военных вузах на различных по специализации кафедрах. Военный психолог должен обладать навыками практически во всех сферах психологической отрасли.

Это клиническая психология, реабилитационная, социальная, конфликтная и многие другие. Чтобы поступить в военный вуз на кафедру психологии, требуются ЕГЭ по следующим предметам:

математика;

русский язык;

биология.

В связи с острой нехваткой военных психологов в некоторых гражданских вузах действуют программы переподготовки обычных психологов на военных. Специалисты этого профиля универсальны и они востребованы во многих организациях, в том числе не имеющих никакого отношения к армии.

Профессия – детский психолог: какие предметы нужно сдавать

Детский психолог – не самая популярная профессия, несмотря на её острую востребованность. В большинстве вузов кафедра дошкольной педагогики и психологии существует лишь в составе факультета психологии образования, либо как кафедра «специальной психологии».

В программу обучения включены предметы по психологии и дефектологии. Детский специальный психолог-дефектолог может работать в дошкольных учреждениях, в коррекционных школах и детских реабилитационных центрах.

Какие предметы нужно сдавать на психолога-логопеда, зависит прежде всего от самого вуза. Обычно это:

математика;

русский язык;

биология.

На некоторые факультеты, такие как специальная психология, логопедия и олигофренопедагогика, требуются ЕГЭ по следующим предметам:

обществознание;

русский язык;

биология.

Профессия – клинический психолог: какие предметы нужно сдавать

Обучение по профессии клинический психолог более ориентировано на медицинскую составляющую, однако закладываются и базовые знания по психологии. Клинический психолог занимается изучением, диагностикой психологических проблем, в том числе и пограничных состояний.

Для получения профессии клинический психолог сдают три предмета:

математика;

биология;

русский язык.

Диплом клинического (медицинского) психолога даёт некоторые преимущества перед другими, обычными психологами. Специалисты этой профессии работают в клиниках с пациентами, психологические нарушения которых вызваны, в том числе и соматическими заболеваниями, такими как черепно-мозговая травма, инсульт, последствия психологических травм вследствие катастроф, ВИЧ-инфекции и т. д. Нередко клинических психологов привлекают к судебно-медицинской экспертизе для оценки состояния подозреваемого.

В этой профессии существует возможность карьерного роста, в основном это касается научной и педагогической сферы.

Профессия «психолог» – это не просто профессия. Это образ жизни и не самый простой. Эффект эмоционального выгорания может настичь и самого психолога, что сделает дальнейшую работу в этой сфере невозможной

Важно трезво оценить свои силы и помнить, что психолог — это призвание. Только выбрав специальность себе по душе, можно стать высококлассным и востребованным специалистом

Какие предметы нужно сдавать на психолога после 11 класса

4.6 (91.71%) 41 votes

Требования к соискателям

Хотя психология относится к педагогическим, а не медицинским специальностям, без высшего образования специалист не имеет права работать с пациентами. Помимо наличия диплома, соискатель должен:

  • обладать практическими навыками проведения диагностики и тренингов;
  • уметь заполнять документацию, вести дневники наблюдений;
  • быть уверенным пользователем ПК;
  • знать и использовать в своей практике новейшие методики;
  • знать английский язык на высоком уровне.

В зависимости от места работы, психолог обязан знать специфические особенности психики клиентов: врачей, педагогов и детей школьного возраста, сотрудников спецслужб, людей с посттравматическим синдромом и многих других.

Работа в холдингах и корпорациях для организационного психолога

Для понимания полезности диплома оргпсихолога: все компании из списка топ-100 крупнейших международных организаций работают с собственным штатом бизнес-психологов. Сфера деятельности специалистов профиля очень широка:

  • отдел кадра;
  • маркетинговый отдел;
  • внутренний тренерский состав;
  • команда разработчиков бренд-бука;
  • команда привлечения новых клиентов;
  • рекламный отдел.

При должной степени вовлеченности специалист психологического профиля покажет отличный результат на любой управленческой должности.

Частное консультирование организационного психолога

Бизнес-консультирование — одно из направлений, способных заинтересовать наших студентов немалыми перспективами дохода. Практикующий психолог может не только устроиться в консалтинговое бюро, но и вести собственную практику консультаций. Реквизиты таких специалистов предприниматели обычно бережно хранят и передают только доверенным партнерам.

Организационная психология в качестве дополнительного/второго образования

Профессия консультанта, психолога, специалиста по выстраиванию коллективных отношений подходит не каждому. Но, обнаружив в себе отсутствие тяги к подобной деятельности, выпускник не окажется перед необходимостью поступать вновь.

Знания методик, приемов, сути и законов психологии коллектива/личности пригодятся ему на всех уровнях организации быта — на работе по иной профессии, дома, при трудоустройстве. Все коммуникации (с руководством, коллегами, родными) строятся на единых законах.

Проводить тренинги — нечто большее, чем консультирование

Еще одна ниша организационного психолога с блестящими перспективами в плане интересной работы, накопления полезных связей, дохода, — коучинг/тренерство. Квалификации бакалавра достаточно, чтобы вести антистресс-курсы, занимать должность внутреннего корпоративного тренера.

Магистры психологии становятся тренерами-экспертами, фасилитаторами (высший пилотаж), аналитиками, методистами. Спрос на услуги таких «эмоциональных врачей» исчисляется 10−20 гарантированными заказами ежедневно.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Работа психолога с родителями учащихся

Если в семье ребенка происходят ситуации, которые провоцируют какие-либо отклонения, тогда педагог-психолог обязан провести беседу с родителями учащегося. Без комплексного подхода исправить отклоняющееся поведение не получится

Особое внимание психолог должен уделять детям из неблагоприятных семей. Проблемные родители не всегда готовы пойти на взаимодействие, поэтому необходимо выбрать подходящую тактику общения, обозначить доводы и перспективы эффективного сотрудничества

Психолог должен активно взаимодействовать с родителями, помогать им разрешать спорные ситуации с ребенком. Консультирование по вопросам воспитания может происходить в индивидуальном порядке, если есть такая необходимость. Тактика поведения родителя не должна отличаться от схемы поведения педагогов в школе. Сам процесс сотрудничества со школьным психологом родители должны рассматривать как возможность восполнения своих знаний в области детской психологии и педагогики. Психолог не должен загружать работой родителей, это может отпугнуть их. Интерес к такому сотрудничеству быстро пропадет.

Родители

«Работа школьного педагога-психолога в идеале подразумевает тесное взаимодействие с родителями,— считает Юлия Олеговна.— Во-первых, ЛЮБОЙ родитель может сам лично обратиться за помощью, профессиональным советом к психологу. Особо скромные родители могут подойти к классному руководителю с просьбой записать их на консультацию или привести для личного знакомства с педагогом-психологом.

Во-вторых, перед проведением какого-либо тестирования или диагностики ребенка, родитель (или опекун) должен дать свое согласие на его проведение. После тестирования родители могут узнать результаты также через личное взаимодействие с психологом. Психологи участвуют в проведении общешкольных или классных родительских собраний по запросу классного руководителя или директора школы. В настоящее время многие общеобразовательные учреждения практикуют первичное собеседование с ребенком перед поступлением в школу. В этой беседе всегда принимает участие педагог-психолог, ребенок и родитель (либо его опекун)».

Источник фото

В то же время, ничтожное количество родителей приходят на консультацию к школьному психологу по собственной инициативе: и дело тут не только в том, что они с предубеждением относятся к психологическим методикам. Родители склонны идеализировать своих детей, нередко проявляя при этом бездумную жестокость и требуя полного соответствия своим представлениям о прекрасном. Им кажется, что, обращаясь к психологу, они автоматически признают, что с их ребенком что-то не так, что он – в группе риска, что он – не идеален.

«По своему опыту могу сказать, что родители обращаются к школьному психологу крайне редко, — соглашается Валерия Геннадиевна.– Как правило, они делают это только в том случае, если проблема, что называется, вопиет, и самостоятельно справиться с ней уже не получается. Тогда родители приходят ко мне и просят продиагностировать ребенка и посоветовать, как поступить. С другой стороны, я могу их понять: во-первых, культура оказания психологической помощи у нас действительно развита на недостаточном уровне, а во-вторых, выбрать психолога, который подойдет именно тебе, так же сложно, как выбрать подходящего врача».

Вместе с тем, родителям важно помнить:

  • Ребенок дома и ребенок в школе – это часто два совершенно разных человека. Психолог замечает особенности поведения детей, косвенно указывающие на нарушения психики, которые впоследствии могут привести к серьезным последствиям, включая нервные срывы, формирование зависимостей и даже суицид.
  • Психолог часто лучше знает, с кем общается тот или иной ученик и есть ли у него трудности в отношениях с одноклассниками.
  • В компетенции психолога помочь родителям найти с ребенком общий язык: конфликт отцов и детей будет актуален во все времена.

Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса

В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции — руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества. Учитель в современной школе выполняет ряд функций:

  • Учитель — организатор учебного процесса в школе. Он — источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.
  • Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса).
  • Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.
  • Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.

Плюсы и минусы

Специальность педагога-психолога очень популярна среди абитуриентов высших учебных заведений, что обусловлено рядом неоспоримых достоинств этой непростой, но интересной специальности.

  • Возможность оказывать людям практическую помощь является важным моральным аспектом и позволяет специалисту чувствовать себя полезным для общества и ощущать свою нужность.
  • Возможность работы по совместительству и проведение консультаций в частном порядке позволяют получать дополнительный доход.
  • Знание психологии человека помогает выстраивать добрые отношения в семье и по возможности избегать конфликтов.
  • Сфера деятельности педагога-психолога затрагивает много областей и предоставляет широкий выбор трудоустройства.

Наряду с очевидными плюсами, минусы у профессии всё же есть. К ним относят высокую эмоциональную нагрузку и переживания за своих воспитанников, ненормированный рабочий день в таких организациях и областях, как МЧС, медицина катастроф, детские дома и коррекционные центры, а также необходимость постоянного контакта с родителями детей, которые не всегда готовы выполнять рекомендации специалиста, а иногда и вовсе настроены довольно враждебно.

Как работать по специальности психология на фрилансе

Получение дополнительного заработка. Получив специальность педагог-психолог, можно проводить и личные консультации, тренинги и семинары. Область для деятельности необъятна. Подобные услуги пользуются бешеным спросом среди населения, готового теперь обращаться к специалистам, а не обсуждать проблему с подругой на кухне.

В соответствии с выбранной сферой деятельности (частная или бюджетная сфера), разнится и график работы. Никто не запрещает совмещение разных направлений. Допустим, утро и дневное время занимает работа в школе или детском саду, а свободные вечера можно посвящать дополнительным мероприятиям. Можно проводить тренинги и консультации по выходным. Здесь уже всё зависит от активности конкретного человека, его личных убеждений и желаний.

Обязанности

Несмотря на то что функции и профстандарт педагога-психолога зависят от сферы деятельности и специализации учреждения, в котором он работает, многие пункты должностных инструкций одинаково справедливы и для специалистов кризисных центров, и для работников учебных заведений.

Ниже представлен основной круг обязанностей штатного психолога средней общеобразовательной школы.

Педагог-психолог обязан проводить работу по сохранению психического и коммуникативного благополучия учеников и действовать согласно Конвенции по охране прав ребёнка.

Специалист должен анализировать внешние и внутренние факторы, негативно влияющие на развитие личности каждого отдельно взятого ученика, а также принимать меры по оказанию ему психологической помощи.

Педагог обязан проводить исследовательскую работу по оценке психоэмоционального состояния детей, составлять психолого-педагогические заключения и вовремя выявлять отклонения.

Школьный психолог должен оказывать психологическую поддержку творчески одарённым ученикам и способствовать раскрытию творческого потенциала у других детей.

Специалист обязан вести документацию согласно установленным формам и по первому требованию предъявлять её контролирующим органам.

Педагог должен помогать ученикам находить выход из любых конфликтных ситуаций и учить разбираться со своими внутренними проблемами.

Помимо помощи детям, психолог обязан давать профессиональные консультации другим педагогам школы, а также родителям учеников.

Психолог должен организовывать и проводить различные социально-психологические тренинги, опросы и тестирования, а также проводить занятия по профилактике социальной дезадаптации.

При необходимости специалист должен разрабатывать и адаптировать под каждого конкретного ученика развивающие и коррекционные программы, направленные на работу с детьми с задержкой психического развития.

Обязанностью педагога-психолога является выявление детей, относящихся к группе риска, в которую входят ученики, не имеющие друзей, школьники со слабой эмоциональной устойчивостью, любители конфликтов и игроманы

Даже незначительное отклонение в поведении ученика служит сигналом к началу разъяснительной, профилактической и коррекционной работы с самим ребёнком и его родителями.

Важной функцией школьного психолога является выявление и наблюдение за детьми с отклонениями поведения, которые проявляются в гиперактивности, чрезмерной тревожности, излишней стеснительности, агрессии, наличии постоянных страхов и дефиците внимания. В более серьёзных случаях, таких как отставание в развитии, трудности в усвоении программы и затруднённое мышление, психолог обязан поставить родителей и администрацию школы в известность и совместно с другими педагогами начать работу с учеником по индивидуальной программе. Если попытки педагогического коллектива к успеху не привели, и ученик продолжает не усваивать школьную программу, психолог должен поднять вопрос о созыве комиссии и переводе ребёнка в специальное образовательное учреждение

Если попытки педагогического коллектива к успеху не привели, и ученик продолжает не усваивать школьную программу, психолог должен поднять вопрос о созыве комиссии и переводе ребёнка в специальное образовательное учреждение.

Педагог-психолог обязан отслеживать успеваемость каждого ученика и при её резком снижении пригласить на беседу преподавателя и ребёнка. При обнаружении конфликта между учителем и учеником, психолог должен оперативно отреагировать и предпринять все меры к выравниванию ситуации.

В круг обязанностей школьного психолога входит проведение внеклассных мероприятий с целью выявления явных лидеров и скрытых конфликтов между детьми. Для диагностики отношений в коллективе специалист придумывает командные игры и внимательно наблюдает за поведением детей. При выявлении враждующих сторон психолог создаёт такую ситуацию, при которой оба участника конфликта оказываются в одной команде и вынуждены сотрудничать.

Таким образом, круг обязанностей педагога-психолога не ограничивается работой с трудными детьми, а включает в себя коррекционно-развивающую, аналитическую, консультационную, просветительскую деятельность, а также диагностику и психологическую профилактику. Педагог обязан составлять ежегодные планы по каждому виду деятельности и включать их в рабочую программу согласно требованиям закона «Об образовании». В программу должны входить меры по выявлению неблагополучных семей, находящихся в зоне социального риска, а также планирование работы с родителями учеников с целью наблюдения за воспитанием детей в семьях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector