Science-художник

Кто может заниматься сайнс-артом?

Чтобы заниматься сайнс-артом, не нужно быть учёным, иметь специальное образование или работать в лаборатории. Часто художники экспериментируют самостоятельно, внедряя в творчество инновации. Многие обращаются за помощью к экспертам, чтобы воплотить идею в жизнь максимально профессионально. Например, известная художница Марина Абрамович, готовясь к легендарному перформансу «В присутствии художника», сотрудничала с нейробиологами, чтобы понять, как на работу мозга влияет длительный зрительный контакт. Вторая часть перформанса на грани науки и искусства прошла в 2011 году в центре Garage. Новое произведение называлось «Измеряя магию взгляда». Мозговую деятельность двух людей, смотрящих друг другу в глаза, фиксировали с помощью энцефалографов. Эксперимент натолкнул нейробиологов на дальнейшие исследования, так как обычно люди смотрят друг другу в глаза не дольше семи секунд, а деятельность мозга человека, который выдерживает длительный зрительный контакт, мало изучена.

Известные художники оп-арта

Имена самых известных художников оп-арта хорошо знакомы ценителям современного искусства. Наибольшее влияние на формирование и развитие течения оказали:

  • Виктор Вазарели. Французский художник венгерского происхождения. Долгое время экспериментировал с различными стилями: кубизмом, сюрреализмом, символизмом, футуризмом. В итоге, в конце 1940-х создал оп-арт и спустя 20 лет добился всемирной славы. Безоговорочно признается искусствоведами основоположником течения.
  • Бриджит Райли (Bridget Riley). Английская художница, дизайнер и сценограф. Во время обучения в школе искусств увлекалась пуантилизмом, затем нашла себя в оп-арте. В творчестве отдает предпочтение созданию крупноформатных работ, много экспериментирует с оттенками разных цветов.
  • Хесус Рафаэль Сото (Jesús Rafael Soto). Венесуэльский мастер живописи и скульптуры. Хорошо известен не только своими картинами, но и оригинальными трехмерными инсталляциями в стиле оп-арт. Автор большого числа оригинальных «Вибраций» — художественных композиций из качающихся прутьев.
  • Джетулио Альвиани (Getulio Alviani). Итальянский мастер оптико-кинетического искусства. Широко использовал при создании своих работ хромированные полированные поверхности. Знаменит также написанием книги о Джозефе Альберсе — выдающемся теоретике искусства и дизайнере.
  • Ричард Анушкевич (Richard Anuszkiewicz) — американский художник, сын польских эмигрантов. Помимо активной творческой деятельности многие годы преподавал теорию искусства в престижных университетах США.

«Кентавр» Марион Лаваль-Жанте

Французская группа художников Art Oriente Objet призывает к тому, чтобы более ответственно относиться к растениям и животным, которых наши технологии инструментализируют. В рамках медицинского перформанса художница Марион Лаваль-Жанте в течение нескольких месяцев вводила себе в кровь иммуноглобулины крови лошади. Подобные опыты на людях в Западной Европе не проводятся, тогда как животные постоянно становятся объектами исследований и воздействий. Иммуноглобулины лошади образовали связь с белками человеческого тела, оказав влияние на работу организма.

По субъективным ощущениям художницы, она стала более чувствительной и восприимчивой благодаря изменениям в нервной системе. Какими будут долгосрочные последствия для организма Лаваль-Жанте, точно спрогнозировать нельзя. Тем не менее, данные, полученные в ходе акции-эксперимента могут помочь в лечении аутоиммунных заболеваний с использованием инородных иммуноглобулинов.

WE=LINK: TEN EASY PIECES

Данный проект стартовал 30 марта и был организован Chronus Art Center, первой некоммерческой организацией в Китае, занимающейся исследованиями медийного искусства в целом.

Онлайн-экспозиция состоит из десяти разных произведений. Среди них можно отметить evasive.tech Рафаэля Бастида – серию работ, созданных во время изоляции дома. Посетитель оказывается в среде, созданной самим сетевым пространством, которое населяют его создания. Работа представляет собой дневник, который главный герой писал в течение 35 дней с 17 марта, где он описывает произошедшее за это время, а зритель может наблюдать и взаимодействовать с разнообразными проявлениями странного сетевого измерения.

Также в ходе выставки можно задать любой беспокоящий вопрос знающему все о пандемии Доктору Короне или стать гражданином нет-арт государства eGoverment.

evasive.tech. Рафаэль Бастид. 2020

Особенности профессии

Science-художник должен обладать глубокими знаниями о сфере, в которой он работает, а также креативным мышлением и умением фантазировать, что позволит ему создавать версии альтернативной реальности. Проекты, разработанные художниками сайнс-арт, иллюстрируют взаимодействие науки, технологий, искусства. Яркий пример – молекулярная кухня, в которой переплетаются основы физики, химии и эстетики.

Сегодня эта профессия является новинкой для российского кадрового рынка, всего через несколько лет она станет чем-то обыденным. Художники, работающие в стиле science-art, смогут получать хороший доход только в том случае, если этой областью творчества заинтересуются крупные научно-технические корпорации. Вливание спонсорских средств вдохнет в science-art жизнь, иначе получить доход от продажи арт-объектов будет непросто.

Популяризация сайнс-арт связана с тем, что в будущем рабочие процессы будут максимально автоматизированы, на смену ручному труду придут машины, поэтому все большее и большее количество людей сможет посвятить свою жизнь творчеству. Уже сегодня эта область современного искусства серьезно воспринимается мировым сообществом. В некоторых отечественных и зарубежных учебных учреждениях открыты программы подготовки и экспериментальные проекты. Например, в Массачусетском технологическом институте, Политехническом музее.

Ещё несколько арт-проектов

  • Португальский биолог и художница Марта де Менезес меняет рисунки на крыльях бабочек и создаёт скульптуры из белков.
  • Джо Дэвис получил приз фестиваля Ars Electronica за «Бактериальное радио»— радиоприемник из колонии мирооорганизмов, и, как Кац, закодировал строки текста в геном бактерий, только в его случае это была поэзия Гёте. 
  • Миколь Ассаель с помощью каскадного высоковольтного генератора, трансформатора и медные пластин создал пространство «Уроки Чижевского», в котором при любых прикосновениях возникают разряды. 
  • Дэвид Боуэн научил мух рисовать с помощью руки-манипулятора. 
  • В проекте «Мидас» Пола Томаса датчик с золотым покрытием и атомно-силовой микроскоп позволяют клеткам человеческой кожи «звучать» и генерировать образы. 

Недостатки профессии Science-художник

Художники часто вынуждены балансировать между собственным пониманием основной идеи произведения и желаниями заказчиков, имеющих кардинально противоположное суждение. Это противоречие в работе художника присутствует постоянно, нередко являясь причиной психологического дискомфорта, приводя к стрессам.

Так как профессии Science-художник как таковой еще нет, на сегодняшний день существуют определенные проблемы с получением образования. Скорее всего, получить диплом ВУЗа, в котором будет четко прописана специальность «Science-художник», невозможно будет еще не один десяток лет. А это говорит о том, что осваивать профессиональные навыки нужно самостоятельно, на что способен далеко не каждый.

Нельзя не сказать о том, что science art достаточно специфический вид искусства, не доступный для понимания большинства. Поэтому рассчитывать на всеобщее признание и появление толпы поклонников не стоит.

Биоарт и сайнс-арт – одно и то же?

Похоже на то, но не совсем. Биоарт – это более узкое направление, скорее составная часть сайнс-арта, чем отдельное течение. Это искусство, которое сосредоточено на работе именно с живыми организмами, бактериями и тканями. Порой сам художник становится объектом художественно-научного исследования. Например, киприото-австралийский художник-акционист Стеларк начал работать в направлении биоарта. В 2015 году он вживил себе в руку ухо, с помощью которого другие люди могут слышать звуки через Wi-Fi.

Биоарт и сайнс-арт вызывают интерес и у людей искусства, и у научного сообщества. Например, Принстонский университет проводит конкурс Art of Science для молодых учёных, которые создали красивую и точную визуализацию какого-то биологического процесса.

Особый мир людей с неизлечимыми болезнями

Арт-терапия в центре-студии Creativity Explored в Сан-Франциско (Калифорния, США).


Moses Brown за работой. Арт-терапия в центре-студии Creativity Explored в Сан-Франциско (Калифорния, США).


Thanh-Diep за работой. Арт-терапия в центре-студии Creativity Explored в Сан-Франциско (Калифорния, США).


Арт-терапия в центре-студии Creativity Explored в Сан-Франциско (Калифорния, США).


Vincent-Jackson. Арт-терапия в центре-студии Creativity Explored в Сан-Франциско (Калифорния, США).


Рисунок Vincent-Jacksonа.


Рисунок Vincentа Jacksonа.


Рисунок Daniel Michiels.


Рисунок Daniel Michiels.

картины в целом обладают исцеляющей биоэнергетикой

Очень краткая история биоарта

Если в 1990-е современные художники активно осваивали интернет как новое пространство для художественного высказывания — искали уязвимости глобальной сети, устраивали интервенции в коде веб-страниц и грезили о горизонтальной коммуникации, — то в нулевые хайп по «внетелесной» реальности сменил интерес к живому. Точнее, пришло понимание, что виртуальный мир не альтернатива физическому, а его дополнение. С помощью новых технологий можно переосмыслить процессы жизни, старения и умирания и даже вырастить невероятные гибриды. Художники стали выходить из студий и примерять на себя роль исследователя, собирающего образцы биоматериала в поле и экспериментирующего с ними позже в лаборатории.

Обложка книги Art as We Don’t Know it. Erich Berger, Kasperi Mäki-Reinikka, Kira O’Reilly, Helena Sederholm (eds.) Publisher: Aalto ARTS Books

Как гласит история, сам термин «биоарт» впервые ввел бразилец Эдуардо Кац (не путать с Ороном Кацем, сооснователем австралийской лаборатории SymbioticA!) в 1997 году для описания своей работы «Капсула времени», в рамках которой художник вживил себе в руку микрочип.

Художники и учёные меняются ролями?

Со временем синтез науки и искусства обретает всё более необычные формы. Художники вдохновляются технологическими новинками и научными открытиями. В то же время учёные черпают вдохновение в творчестве. Например, бактериолог и нобелевский лауреат Александр Флеминг в свободное от исследований время увлекался живописью. В 1920-х годах он рисовал эскизы, используя вместо красок разноцветные грибы и бактерии. Флеминг заметил, что грибы на бумаге создают вокруг себя безопасную область, куда не заходят бактерии. Именно эти наблюдения впоследствии помогли учёному открыть антибиотики.

Во второй половине XX века в искусстве появляются такие направления как Science art и биоарт, которые активно развиваются по сей день.

Даниэль Зеллер и спутник Сатурна

Даниэль Зеллер — иллюстратор и художник из Нью-Йорка, представитель space-art, ответвления сайнс-арт, изучающего и интерпретирующего космические снимки и объекты. В 2006 году он представил свое произведение «Титан» (бумага, тушь), в основу которого легли снимки самого крупного спутника Сатурна, Титана, с космического корабля «Кассини». «Кассини» вышел на орбиту Сатурна в июле 2004 года после семилетнего полета. Затем он начал четырехлетнюю миссию, которая включила в себя более 70 орбит вокруг окольцованной планеты и ее спутников.

Сложная природа Титана привлекла Зеллера: у него есть атмосфера, пустыни и моря. Исследовательский зонд сгенерировал так много интересного исходного материала, что художнику было трудно выбрать какую-то одну фотографию. В итоге Зеллер выбрал одну, наиболее интригующую на его взгляд. Работа «Титан» напоминает одновременно микроскопические виды сложных клеточных структур и макроскопические перспективы спутниковых панорам.

«Моя работа — скромная дань уважения нашим ближайшим соседям — когда-то таким далеким, а теперь ставшим немного ближе; и посвящение всему тому, что нам еще предстоит открыть», — говорит Зеллер.

Миссия космического корабля «Кассини» длилась в совокупности 20 лет и закончилась в сентябре 2017 года, когда он врезался в Сатурн.

А как с этим дела в Казахстане?

В Казахстане подобных успешных коллабораций пока не так много, но опыт компании SANTO в сотрудничестве с фондом Cultural Dialogue демонстрирует позитивную тенденцию. Член жюри и известный казахстанский искусствовед Ольга Батуринасчитает, что: «Искусство обладает силой воздействия, и бизнес, который это понимает, идёт правильным путём. В мире арт-рынок сегодня второй после нефтяного. Но именно скульптура как вид искусства остаётся в тени. Для её создания нужен заказчик, и когда появляется такой запрос от бизнеса, это способствует развитию обеих сторон»

Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

Конкурсные работы, представленные на выставке, выполнены в разных техниках, стилях и из разных материалов

Объединяет их одно: стремление передать исследовательский дух, обратить внимание на сложную работу учёных, продемонстрировать взаимодействие человека и Земли

Часть скульпторов использовали в работах образ полыни, ставший символическим для завода «Химфарм». Он основан в 1882 году купцами Н.И. Ивановым и М.П. Савинковым. Это одно из старейших фармацевтических предприятий в мире. Шымкентский завод обрёл мировую известность, потому что на нём выпускали вещество сантонин, которое производили как раз из полыни. Кроме того, благодаря работе купца Иванова изображение полыни даже попало на дореволюционный герб Шымкента, а компания SANTO впоследствии была названа в честь вещества сантонин.

От целебных трав до биотехнологий: Полная история казахстанской фармации

24 августа жюри оценило конкурсные работы. Окончательные итоги, определение финалистов и победителей, подведут в ноябре.

Ижи Урбанец, генеральный директор компании SANTO, отмечает, что всеобщее влияние искусства и культуры в меняющемся глобальном обществе имеет жизненно важное значение. Процесс глобализации, стимулируемый развитием информационных технологий, хотя и представляет вызов для культурного разнообразия, вместе с тем создает условия для нового диалога между культурами

Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

Жанна Мамбетова, руководитель ОФ Cultural Dialogue, подчеркивает, что искусство и культура Казахстана приобретают всё большее значение на международной арене: «Конкурс при поддержке компании SANTO продемонстрировал стремление к более широкой солидарности, основанной на признании форм культурного разнообразия, осознании единства человечества».

Члены жюри Гульмира Шалабаева и Ольга Батурина обсуждают конкурсные работы / Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

Краткое описание

Арт-объекты, выполненные в стиле сайнс-арт, позволяют взглянуть на науку по-новому. Креативная составляющая делает такие произведения более понятными и интересными как для обычного человека, так и для представителя научной среды. Эксперты рекомендуют преподавать эту область современного искусства на всех факультетах, где изучают точные науки, естественнонаучные дисциплины. В профессии успешно сочетается творческое начало и узкие знания. Например, science-художником может стать биолог, физик или нейрохирург, способный найти в своей деятельности оттенки творчества.

Где можно получить профессию Science-художник?

Для тех, кто решил попробовать свои силы, совмещая творчество с научными знаниями, полезно познакомиться, прежде всего, с программами обучения в государственных высших учебных заведениях, где гарантируется государственная поддержка.

Прежде всего, обратите внимание на программу обучения прикладной информатике в области искусств и гуманитарных наук в Санкт-Петербургском государственном университете. В этом же учебном заведении можно параллельно изучить смежные программы, имеющие отношение к профессии художника и к прикладному искусству в стиле science art

Расширить представление об избранной профессии поможет спецпроект: Polytech. Science. Art: Наука. Искусство. Технологии.

Получить высшее образование по смежным специальностям, которые можно рассматривать в качестве базовых, будущие сайнс-художники могут в таких ВУЗах России, как:

  • Московский педагогический государственный университет готовит специалистов и бакалавров по таким специальностям, как Изобразительное искусство, Дизайн, Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
  • Новосибирский государственный технический университет заинтересует абитуриентов, желающих обучаться профессии художника, программой Технология художественной обработки металлов. Кстати, конкурс в ВУЗе сибирской столицы невысок, а профессия, полученная в нем, пригодится всегда, даже в моменты творческого кризиса.
  • Тихоокеанский государственный университет готовит специалистов и бакалавров по 224 программам, среди которых многие могут представлять интерес для молодых художников, а наличие около 50% бюджетных мест и невысокая стоимость обучения на платной основе – привлекательный бонус.
  • Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина также предлагает ряд интересных программ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Источники изображений: muslimmatters.org, mkweb.bcgsc.ca, inboundmarketingagents.com, naked-science.ru

Эдуардо Кац и тайны генома

О проектах этого художника мы уже писали на Newtonew. Основной предмет интереса Каца — генетическая структура организмов и возможность переписать текст нашей ДНК. В рамках проекта Genesis он с помощью нуклеотидов записал в геноме батерии текст. Нельзя сказать, что подобная процедура по коррекции генома уникальна. Однако Кац использовал строки из Библии: «И да владычествует человек над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле», что стало не только наглядной демонстрацией того, как работает принцип, но и поводом для дискуссий.

Кроме того, Эдуардо Кац вырастил растение с генами человека (алая петуния с генетической последовательностью из иммунной системы самого Каца) и создал светящегося в ультрафиолете биолюминисцентного кролика Альбу. Подробнее узнать об этих и других работах художника можно на его сайте. 

Кто такой Science-художник?

Science-художник – как утверждают наиболее прогрессивные творцы, профессия будущего. Следуя этой логике, такой специальности пока не существует, и когда именно она появится как «официальная» профессия – неизвестно (по некоторым прогнозам в России эта профессия появится к 2020 году).

Термин science art означает «научное искусство», что прямо указывает на воплощение научных истин посредством изобразительного искусства. Профессия Science-художник появилась на Западе, где многие люди уверены, что у науки и искусства есть нечто общее, позволяющее им взаимно подпитываться идеями: оба эти направления находятся в постоянном динамическом движении, чтобы соответствовать духу времени, запросам общества и техническому прогрессу.

Примеров такого взаимодействия немало:

Жюль Верн, будучи художником слова, подробно описал в своем романе подводную лодку задолго до ее появления. Великий Леонардо да Винчи, работая над картинами, подаренными человечеству в память об эпохе Возрождения, параллельно пытался изобрести велосипед, робота, танк. Сэмюэл Морзе придумал морскую азбуку, но мало кто знает о том, что он был профессором живописи. К.Э. Циолковский – основоположник современной космонавтики, мечтая в своих научно-фантастических романах, указал миру космический путь развития.

Science-Art – своего рода авангардизм двадцать первого столетия, а Science-художник, соответственно – человек, который работает в этом направлении, и его задача состоит, прежде всего, в изображении и отражении окружающей действительности, в умении вызвать яркие эмоции, в способности заставить зрителя проявить свое отношение к происходящему и задуматься о роли науки и технологий, а также о грядущих изменениях в развитии цивилизации.

Четко определить круг обязанностей для людей творческих профессий – сложная задача, так как рабочим процессом художника руководит его талант и вдохновение. Но, все же, работая в любой отрасли прикладного искусства, художник, как все, обязан соблюдать трудовую дисциплину – такова проза жизни.

К должностным обязанностям Science-художника также можно отнести обязательное стремление к творческому и профессиональному росту, желание постоянно обучаться и добиваться всестороннего духовного и интеллектуального развития. Кроме того, художник должен обладать талантом психолога, чтобы понимать запросы общества и непосредственных заказчиков.

Сближения

Во второй части книги собраны тексты и работы, авторы которых изучают воздействие человека на окружающую среду и связи между растениями, животными, людьми и машинами. Местами сближения природного и искусственного оказываются пространства, которые мы привыкли считать естественными (например, леса, субарктический регион или даже само тело человека). Среди представленных здесь кейсов есть, например, текст о том, как робота адаптируют под суровые климатические условия субарктического региона, или проект DIY-производства гормональных средств.

Художник и исследователь Лора Белофф рассказывает об изменяющемся ландшафте финских лесов и выступает за деромантизацию природы как чего-то «дикого» и «естественного». Она отмечает, что в Финляндии лес существует в двух парадигмах: с одной стороны, это ценный экономический ресурс, судьба которого зависит от инженерных задумок человека, с другой — это определенный стиль жизни и мышления местных жителей.

Жизнь, с которой мы не знакомы

Первая секция посвящена экспериментам в области синтетической биологии, ксенобиологии, изучающей развитие принципиально новых форм жизни. Здесь также идет речь об экзобиологии, занимающейся поиском внеземных форм жизни. Художники, о чьих проектах рассказывается в этой части, разбираются с разнообразием и сложностью биологических систем разного масштаба — от микроскопических до горных ландшафтов. Исследователи рассуждают о возможности формирования новых экосистем, которых раньше не было в природе.

Deep Data Prototypes 1, 2 + 3 (2019) / Andy Gracie (UK) Credit: vog. photo

К примеру, британский автор Энди Грейси в своем проекте Deep Data Prototypes предлагает изучить, какие организмы смогли бы приспособиться к жизни в суровых неземных условиях, и представляет три прототипа девайса для космических биотехнологий. В первом случае экстремофильные тихоходки подвергаются воздействию магнитных полей Юпитера и Сатурна. Второй эксперимент нацелен на выращивание вида Arabidopsis под светом разных планет. Третий тест предполагает помещение трех разных видов круглых червей (Caenorhabditis elegans) в гравитационные колодцы планет, существующих за пределами Солнечной системы.

Может быть интересно

Адриана Кноуф, основатель tranxxeno lab — лаборатории, которая занимается вопросами трансгендерной биополитики и ксенофеминизма, в своем эссе фантазирует о гибридных существах и квантовых компьютерах.

Современные тенденции

На сегодняшний день очень чётко прослеживается тенденция к усиленному использованию арт-активизма. Такой формат завоёвывает свою популярность не только в мировом масштабе, но и в отдельных странах, и Россия не исключение. Эта популярность возрастает благодаря распространению идей открытости, доступности и понятности арт-активизма.

Также благотворной почвой является возрастающее общественно-политическое напряжение в мире, влияющее на общественное мнение и социальные движения. Гражданское общество может использовать арт-активизм как средство выражения своего недовольства, мнений или стремления изменить ситуацию в мире.

История появления

Чтобы разобраться поподробнее, нужно взглянуть на историю возникновения этого понятия. Арт-активизм очень близко связан, можно сказать, произошёл от понятия «протестная культура». Протестная культура сама по себе полностью связана с идеей критики или же отрицанием существующих в обществе норм, ценностей и установленных идеалов. Западные социологи склоняются к выводу, что протестная культура это вынужденная организованная форма в сфере публичной политики, которая осуществляется неполитическими методами.

Если рассматривать причины возникновения общественных протестов, то чаще всего они возникают из-за складывающегося у людей ощущения расхождения между существующим и ожидаемым положением дел в стране, городе или другом обособленном сообществе. Из-за возникающего острого чувства неудовлетворенности жизнью и обществом у граждан зарождается желание изменить ситуацию (и чаще всего, чем быстрее тем лучше).

Именно сильные негативные эмоции становятся импульсом и впоследствии ресурсом для появления тех или иных форм протеста, которые стремятся привлечь внимание к социальным, политическим, экономическим и другим проблемам. Так как протестное настроение не может существовать только в одной сфере жизни человека, выражаясь только через политические протесты и митинги – оно проникает во все возможные области взаимодействия индивида и общества

Искусство как один из таких видов выражения протеста достойный тому пример.

Так появляется протестное искусство, то есть творчество всех активистов и общественных движений, которое используется как средство коммуникации с гражданами, чтобы проинформировать и направить их в нужное русло для изменения существующего положения. Очень часто работы протестного искусства используются на митингах, демонстрациях и других актах гражданского неповиновения. Такое искусство создает определённую и доступную всем среду, которую можно использовать чтобы влиять на политическую и социальную повестку. Существует несколько версий, когда этот термин появился в обществе и начал использоваться, но начало XX века – самый распространенный вариант.

Ещё одно важное понятие для обсуждения данной темы, необходимое для дальнейшего понимания арт-активизм – это “паблик-арт”, то есть искусство в городской среде, появившийся в Америке в 1950-60-х годах. Паблик-арт – это форма существования современного искусства вне художественной инфраструктуры (то есть в общественном пространстве), рассчитанная на прямую коммуникацию со зрителем

Протестное искусство и паблик-арт объединяет один принцип – желание художников уйти из музеев на улицы. Они верили, что так могут появиться новые жанры, искусство перестанет быть капитализированным, а творчество сможет повлиять на существующие проблемы. Таким образом они стремились изменить устоявшуюся на тот момент систему.

Black Room

Произведение Кэсси Маккуотер представляет собой видеоигру. Протагонист пытается уснуть и предпринимает попытки сделать это с помощью медитаций. Таким образом, зритель становится гостем лабиринта сознания героини, где по мере погружения в более и более глубокий сон фантазия берет свое и влияет на архитектуру сознания. В ваших руках находится управление пространством – при расширении или сужении окна браузера появляются новые подсказки и в целом все то, что скрыто от невнимательных глаз. Эстетика пространства вдохновлена не только использованием gif-изображений и элементов HTML, но и, как говорит сама художница, ночными играми с бабушкой в The Legend of Zelda.

Black Room. Кэсси Маккуотер. 2019

NET ART ANTHOLOGY

Это проект платформы Rhizome, которая стала самым успешным объединением сетевых художников. Сама платформа появилась еще в 1996 году, на заре становления сетевого искусства. До сих пор онлайн-галерея пополняется работами и проектами. Сетевое искусство, как и полотна или скульптуры, нуждается время от времени в «реставрации», поддержании вида работы. Для этого в Rhizome разрабатываются эмуляторы и сервисы с архивами страниц в интернете.

В сотрудничестве с Новым музеем современного искусства в Нью-Йорке был создан проект по истории нет-арта, где действующие лица привычной конвенции художественного мира поделились опытом с платформой, имевшей многолетние наработки в области сохранения сетевого искусства.

My Boyfriend Came From The War. Ольга Лялина. 1996

Кстати, пионерами нет-арта были наши соотечественники – Ольга Лялина и Алексей Шульгин. Самая популярная работа Ольги как раз находится в первой части антологии (1984 – 1998 годы). Она называется My Boyfriend Came From The War (1996 год). Художница использовала основные элементы веб-дизайна и HTML, чтобы рассказать историю о женщине, которая снова встретилась с возлюбленным, вернувшимся с войны в далекой стране. Ольга Лялина хотела продемонстрировать разницу между кино и интернетом, когда они выступают в качестве медиа для сторителлинга.

Сайт NET ART ANTHOLOGY предлагает рассмотреть работы при помощи разработанного специально для проекта эмулятора. Однако для большего погружения мы предлагаем другой эмулятор, разработанный самой художницей. Произведение предлагает разные линии диалогов между героями. Интерактивность делает зрителя свидетелем разворачивающейся истории, а подрагивающие gif-изображения создают ощущение дрожания воздуха, напряжение. При этом пользователь становится единственным свидетелем истории, так как сложно представить, чтобы взаимодействие с произведением велось посреди выставочного зала. Здесь может быть только случайный свидетель и разворачивающаяся на мониторе история. Атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и сама тема возвращения с войны напоминает сюжет нуарного кино.

Также в первой части антологии представлена работа Алексея Шульгина Form Art (1997 год), которая стала классикой сетевого искусства. Кнопки и «коробки» HTML (ползунки, галочки и прочее) создают разнообразные монохромные композиции. Цель работы – показать абсурдность через использование «самых бюрократических» функциональных элементов браузера, чтобы создать их эстетическое восприятие. Само использование элементов, с которыми пользователь интернета сталкивается каждый день, несет идею интерактивности. Данное произведение также сложно представить в стенах галереи, особенно в контексте использования ползунков и кнопок, которые и были созданы для удобства отдельного пользователя интерфейса.

Form Art. Алексей Шульгин. 1997

Платформа Rhizome предлагает эмулятор на базе браузера Netscape тех лет, когда работа Алексея Шульгина и была создана. Мы также предлагаем рассмотреть данное произведение через эмулятор самого художника, где используются элементы установленного на компьютере зрителя браузера.

Также стоит отметить один из самых вызывающих проектов в данной антологии, который до сих пор показывают современным студентам факультетов дизайна. Это Mouchette – искусственно созданный персонаж, живущий на просторах сети, чье имя переводится как «мушка». Проект медиахудожницы Мартин Неддам с 1996 года и по сей день продолжает дорабатываться и пополняться новыми «локациями». Он представляет собой личный веб-сайт девочки 13 лет. Она имеет сильный интерес к разнообразным мрачным вещам, которые сбивают с толку наблюдателя, не ожидающего увидеть в личном дневнике подростка многое из представленного в нем. HTML-элементы здесь несут свою экспрессию и составляют лабиринт «турбулентного» эмоционального мира героини, где зрителю предоставляется возможность говорить на темы, о которых, как правило, принято молчать в обычной реальности, но при этом они могут обсуждаться на просторах интернета.

Mouchette. Мартин Неддам. 1996 – 2020

Мартин Неддам до сих пор тратит часы на исправление ошибок, возникающих в силу обновлений систем, поэтому работа сегодня доступна на изначальном сайте, куда предлагает перейти и Rhizome. Крайне рекомендуем отрегулировать заранее громкость перед посещением проекта – Mouchette достаточно часто в прямом смысле говорит со зрителем. Вы также имеете возможность что-то сообщить героине – время от времени она предлагает отправить ей письмо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector