Основные ступени профессионального образования. типы образовательных учреждений

Структура

До 1986 года учеба в российских школах длилась 10 лет, из них 3 года – в начальной, 5 лет — в основной и 2 года — в старшей школе. В 1987 году в качестве эксперимента было введено четырехлетнее обучение в младших классах, но дети и родители имели право выбрать трехлетний курс начальной школы. С 2001 года все занимаются по одиннадцатилетней программе, а нормативы ее освоения предусматривают следующие ступени и сроки обучения:

  • первая — 4 года начального образования;
  • вторая — 5 лет основного обучения;
  • третья — 2 года среднего, или полного, образования.

В соответствии с 5-й частью 66-й статьи Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное, основное и среднее общее образование обязательны для всех граждан РФ, но третью ступень можно освоить в рамках учебных программ ссузов, принимающих на обучение после 9 классов. Тем не менее по Конституции РФ (ст. 43, п. 4) обязательным признано только основное (9 классов) среднее образование, а это значит, что учиться дальше никто не должен.

Больше того, если ученику исполнилось 15 лет, он может не продолжать учебу в школе для того, чтобы получить аттестат. Это уточнение делается в . Уйти из школы, не закончив девятый класс, ученик может, но без неприятностей не обойтись. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с органами исполнительной власти «не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству» — это цитата из 6-го пункта 66 статьи закона об образовании. 

Так же неоднозначно обстоят дела и с обязательностью общего среднего (полного) образования. Если исполнилось 18 лет, то учеба становится делом исключительно добровольным и 11 классов принудительно никто не должен заканчивать — такая поправка содержится в всё той же 66 статьи ФЗ об образовании. 

Алгоритм разработки учебных планов и программ для обучения и повышения квалификации в Томском государственном промышленно-гуманитарном колледже

------------------------¬  -------------------¬  -------------------------¬¦  Перечни профессий и  ¦  ¦Набор стандартных ¦  ¦        УММ и ТСО       ¦¦    специальностей в   ¦  ¦   форм обучения  ¦  ¦                        ¦¦   соответствии с ГОС  ¦  ¦                  ¦  ¦                        ¦L-----------T------------  L---------T---------  L-----------T-------------           ¦/                      ¦/                     ¦/------------------------¬  -------------------¬  -------------------------¬¦ Анализ степени влияния¦  ¦    Определение   ¦  ¦   Определение набора   ¦¦ конкретной профессии и¦  ¦ соотношения форм ¦  ¦   учебно-методических  ¦¦    специальности на   ¦  ¦   обучения для   ¦  ¦материалов и технических¦¦     устойчивость и    ¦  ¦      каждой      ¦  ¦    средств обучения    ¦¦      безопасность     +->¦специальности: при+->¦     (стандартных и     ¦¦    функционирования   ¦  ¦  обучении и при  ¦  ¦ специальных) для каждо馦        системы        ¦  ¦     повышении    ¦  ¦    специальности при   ¦¦                       ¦  ¦   квалификации   ¦  ¦обучении и при повышени覦                       ¦  ¦                  ¦  ¦      квалификации      ¦L----------------------T-  L---------T---------  L------------T---------------------------¬      ¦/           ¦/                      ¦/¦  Определение ¦     -----------------------------------------------------¬¦дополнительных+---->¦             Разработка учебных программ            ¦¦  требований  ¦     L-------------------------TT--------------------------L---------------                               ¦¦                     --------------------------L/----------------------¬                     ¦------------------------ / ----------------------+¬                     ¦¦--------------------------------------------------+¬                     L+¦Учебные планы и программы для обучения и повышения¦                      L+ квалификации по каждой профессии и специальности ¦                       L---------------------------------------------------

Рис. 3

Однако, разрабатывая сквозные учебные планы, можно увидеть, что при выполнении стандарта начального профессионального образования значительно видоизменяется подготовка на ступенях среднего и высшего профессионального образования. При этом подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием не следует относить к сокращенной подготовке на базе НПО и СПО, а можно рассматривать как особую образовательную технологию, имеющую направленность на практическую подготовку специалиста. И хотя основой формирования знаний и умений на этих уровнях профессионального образования являются подчас схожие по наименованию и структуре учебные предметы, их назначение в начальном, среднем и высшем профессиональном образовании различно.

Безусловно, выпускник 3-й или 4-й ступеней не может в решении стоящих перед ним задач опираться только на учебный предмет, изученный ранее. Но и изъять или даже сократить эти учебные предметы на этапе освоения начальной либо средней квалификации (с расчетом, что материал будет изучен на следующей ступени) тоже нельзя, т.к. на следующую ступень идут не все, а только часть выпускников.

При механическом переносе части программы высшего профессионального образования на ступени начального профессионального и среднего профессионального образования может произойти перегрузка и получение невостребованных знаний студентами (не весь контингент после окончания предыдущих ступеней поступает на 4-ю ступень). Поэтому, чем более скоординированы типовые учебные планы и программы начального и среднего профессионального образования, среднего и высшего профессионального образования, т.е. заданные на государственном уровне, тем логичнее и методически проще выстраивается программа сокращенной подготовки.

Финансирование обучения осуществляется в первую очередь из федерального бюджета, а также из средств предприятий и организаций. Сложившаяся в учебном заведении уникальная многоуровневая система финансирования позволила обеспечить учебный процесс современным оборудованием, значительно повысить уровень заработной платы сотрудников, а также сформировать систему непрерывного повышения квалификации инженерно-педагогического персонала.

Справка

К списку

Система постдипломного образования в России

  • Постдипломное образование в России
  • Второе высшее образование
  • Аспирантура
  • Докторантура
  • Соискательство
  • Переподготовка и профессиональная подготовка

Постдипломное образование в России

Постдипломное (послевузовское) профессиональное образование — система образовательных программ для тех, кто уже имеет высшее образование.
В основном это научно-исследовательская работа, по результатам которой присуждается ученая степень.

Развитие этой системы связано с необходимостью непрерывного послевузовского образования и постоянного повышения квалификации специалистов
в условиях современных технологий. Переход к такой модели сопровождается отказом от традиционного советского лозунга («Образование на
всю жизнь») и переходом на новый: «Образование через всю жизнь».

В связи с тем, что в России на данный момент идет переход к Болонской системе образования, наблюдается двойственное отношение к такой
ступени как магистратура. Формально это первое высшее образование, но по многим признакам: промежуточные экзамены, обязательное наличие
базового высшего образования (бакалавр или специалист), научно-исследовательская ориентация обучающих программ и возможность смены
направления и даже вуза — очень близко к постдипломному.

  • В данной справке постдипломное образование условно делится на несколько видов:
  • второе высшее,
  • аспирантура (адъюнктура),
  • докторантура,
  • повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

Выбор траектории последипломного образования зависит от целей: научная, теоретическая деятельность или практика. Ведь если для практика
оптимально повысить квалификацию или сменить профиль образования, то научная деятельность неразрывно связана с получением ученой степени
кандидата или доктора наук в аспирантуре и докторантуре соответственно.

Постдипломное образование в России регулируется ФЗ
«»
№ 125-ФЗ от 22 августа 1996 года.

Негосударственные организации

Согласно закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», религиозные организации могут присуждать степени кандидата
(доктора) богословских наук (или теологии), присваивать звания профессора и доцента и т. д.

Другие негосударственные организации также могут присваивать различные учёные степени и звания, вплоть до академика. Однако все эти
степени и звания юридически не являются таковыми в России и не дают их обладателям прав, предусмотренных законами Российской Федерации.

Зарубежные студенты

Прием иностранных граждан в аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру, интернатуру и докторантуру высших учебных заведений, образовательных
учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций осуществляется в соответствии с международными договорами
Российской Федерации и межправительственными соглашениями Российской Федерации. Порядок приема предусмотрен также п. 2 ст. 29 ФЗ
«О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Прием лиц без гражданства в аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру, интернатуру и докторантуру высших учебных заведений, образовательных
учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций, регулируется постановлением Правительства РФ № 463 от
18 июня 2008 г.

Полезная информация?

Каталог учебных заведений
Выставки и форумы
Справка
Новости
Статьи
Вопрос-ответ

ГлавСправ 2009–2021

Любое копирование и воспроизведение информации допускается только с письменного согласия редакции проекта.
Администрация ресурса не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 | 
Глоссарий
 | 
О проекте, контакты
 | 
About us

Российское школьное дополнительное образование

Система дополнительно образования в школе направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание устойчивого интереса к познавательному процессу, достижение высокого уровня саморегуляции и развитие творческих навыков. Дополнительное образование выступает как средство непрерывного познания нового и формирования цельной личности. В процессе воспитания детей мотивируют к образовательной деятельности и помогают определиться с будущей профессией.

В школе система дополнительного образования решает ряд специфических задач:

  • прививает ребенку желание целенаправленно использовать свое свободное время;
  • обогащает рутинное преподавание творческим образовательным процессом, основанным на нестандартных учебных программах;
  • дает подготовку для начала профессиональной деятельности;

служит почвой для расширения взаимодействия с педагогами.

Непрерывное профессиональное обучение

Несколько последних десятилетий Россия реформирует профессиональное обучение в соответствии с запросами экономики и промышленности.

Совершенствование профобразования сводится:

  • к преодолению отставания содержания программ от требований производств;
  • существенному изменению структуры кадровой подготовки;
  • повышению эффективности использования бюджетных средств.

Значительная роль в этом процессе отводится оптимизации образования в начальных и средних профессиональных учреждениях. Качественные сдвиги ожидаются после реструктуризации и объединения со школьным специализированным образованием.

Библиотека: Подборка материалов о частных школах

11 апреля  Трое детей на СО

Как сделать всё правильно и не сойти с ума!

Когда принимается решение о переходе на Семейное образование, важно родителям быть готовыми к некоторым моментам, требующие дополнительных ресурсов.
Одна мама поделилась своим опытом семейного обучения сразу троих детей. На мой взгляд, очень чуткие и главные пункты определены

Итак, знакомимся….

29 марта  Тормозить самых умных и способных

Сегодня у школы существует единственно возможный способ вести всех детей на примерно одинаковом уровне — тормозить самых умных и способных.
Слышали ли Вы про феномен 7 сентября.
Автор очень наглядно сравнивает обучение в школе с экспериментом, проводимых на блохах.

29 марта  Преимущества частных школ против общеобразовательных.

На сегодняшний день в частных школах созданы все условия абы не отбить у детей желание учится, реализовывая имеющийся потенциал каждого.
Преимуществ достаточно, для того, чтоб хватать ребенка и бежать прочь от общеобразовательных школ, при чем вприпрыжку, не оглядываясь.
Смотрите сами →

12 марта  Частные школы оказались более приспособлены к удаленке.

Переход на дистанционное обучение дался частным школам легче чем казалось изначально.
Закупившись ноутбуками, доступами к платным платформам, или просто взяв обычный мессенджер WhatsApp адаптировав его для онлайн-обучения. Временные трудности стали возможностью для развития.
Будущее — за гибридным форматом обучения, уверены участники рынка. При этом для частных школ по-прежнему важен персонализированный подход. «Есть дети, которые лучше всего обучаются в индивидуальном формате, в том числе онлайн. Большинство же детей приходят в школу, чтобы общаться», — говорит Дарья Бундина — основатель школы «Взлетная полоса».

Ступени высшего профессионального образования

Высшее образование предусматривает получение квалификации по выбранной специальности. В СССР высшее образование было одноступенчатым: после пяти лет обучения в вузе (шесть – для медицинских специальностей) выпускник получал диплом специалиста с высшим образованием. В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, предполагающему постепенное оформление единого европейского стандарта высшего образования. Первым из российских вузов, перешедших к двухуровневому высшему образованию (бакалавриат и магистратура) еще в 1995 году, стал РУДН. Сейчас все российские университеты придерживаются этого формата (хотя в некоторых сферах, например медицине, сохранятся специалитет).

Обучение в бакалавриате занимает четыре года. Диплом бакалавра подтверждает получение высшего образования. Выпускник может работать по специальности либо продолжить обучение в магистратуре. Однако диплом не дает права поступать в аспирантуру и заниматься научной деятельностью. То есть бакалавриат нацелен скорее на подготовку специалистов-практиков, нежели ученых.

Обучение в магистратуре рассчитано на два года. После магистратуры можно либо работать по специальности, либо поступать в аспирантуру и заниматься научной работой.

Положение аспирантуры в структуре СО

Что предшествует

: Для допуска необходимо законченное высшее образование — магистратура или
специалитет. Направление подготовки необязательно должно совпадать.

Сколько учиться

: Нормативный срок обучения — 3 или 4 года. Даже если на последнем курсе
никакие дисциплины не изучаются, а ВКР и диссертация уже готовы к защите, стать
выпускником раньше не получится.

Куда поступать

: У выбранного вуза должна быть аккредитация по программам аспирантуры. Ее
наличие не зависит от того, готовит ли учреждение магистров или нет.

Также рекомендуем:

Как поступить в аспирантуру

Куда дальше

: После получения диплома преподавателя-исследователя комплекс высшего
образования можно считать пройденным. Но если выпускник подготовил
диссертационное исследование, опубликовал не менее трех статей в журналах, рекомендованных
ВАК, следует двигаться дальше — к защите. А для этого нужно найти
диссертационный совет по своему направлению подготовки, который есть далеко не
в каждом вузе. Их число стабильно сокращается, и, возможно, придется не просто
обращаться в другое учебное заведение, но и ехать в другой город.

Последствия образования зубного налета

1) Когда в процессе первой фазы формирования зубного налета образуются такие бактерии, как стафилококки и стрептококки, они выделяют особую кислоту. Это может привести к возникновению кариеса.

2) Когда налет уже сформирован в процессе первой фазы, он постепенно начинает желтеть, а его консистенция уплотняется. Все это приводит к тому, что зуб не имеет возможности полноценного получения кислорода. В связи с этим на поверхности зубной эмали начинается процесс образования анаэробных микроорганизмов, что влечет за собой воспаление тканей десен.

3) Воспалительный процесс, развивающийся в деснах – это естественная реакция организма, который таким способом реагирует на развитие чужеродных ему бактерий. Ведь эти бактерии в процессе своей жизнедеятельности выделяют не только различные ядовитые вещества, но и специфические токсины, которые способны снизить иммунитет организма.

4) Вследствие запущенного развития зубного налета человек может страдать головными болями, у него может развиться гингивит, либо пародонтит. А уже эти воспалительные заболевания могут спровоцировать развитие пневмонии, возникновение инфекционных болезней системы органов пищеварения.

5) Особо стойкий налет образуется на зубах, которые расположены вблизи слюнных желез. Как известно, слюна содержит в своем составе множество минеральных веществ, которые оказываю благоприятное воздействие на состояние и здоровье зубов в целом.

Однако из-за образовавшегося налета слюна не имеет полного доступа к поверхности зубов и продолжает воздействовать именно на зубной налет. В результате реакции слюны и бактерий, содержащихся в составе зубного налета, начинается образование зубного камня. Другими словами, налет претерпевает значительных изменений – отвердевает. А зубной камень, в свою очередь, уже представляет большую угрозу здоровью десен и зубов.

Чтобы избежать вышеописанных последствий и предупредить причины формирования зубного налета, необходимо регулярно проводить гигиенические процедуры – чистить зубы, поверхность языка, десен, внутренней стороны щек. (Рекомендуется выбирать электрические зубные щетки — об их пользе и вреде читайте здесь). Вдобавок, стоматологи рекомендуют приобрести зубную нить (как правильно пользоваться зубной нитью — читайте здесь:https://www.zdoroviemed.ru/stati/kak-pravilno-polzovatsya-zubnoj-nityu-poshagovaya-instrukcziya/). Кроме того, рекомендуется 2 раз в год пользоваться услугами стоматолога, который проведет профессиональную чистку зубов, а также проведет отбеливание зубов. (О том, какое отбеливание зубов самое безопасное и эффективное, читайте здесь: https://www.zdoroviemed.ru/stati/samoe-bezopasnoe-i-effektivnoe-otbelivanie-zubov/). Соблюдая простые правила и следуя этим рекомендациям, сохранить красивую белоснежную улыбку на долгие годы не составит труда!

Какие есть ступени образования ?

Образовательный процесс можно представить в виде пирамиды со ступенями, которые индивид может проходить последовательно или параллельно. Весь процесс обучения разделен на следующие уровни:

  1. Дошкольное. На этой начальной ступени происходит воспитание, формирование важных навыков у малышей, уход за ними и оздоровление в детских садах, которые имеют право посещать малыши от 1,5 до 7-ми лет.
  2. Система общего образования, которое дети получают в школах. Не все понимают, сколько ступеней включает в себя общее образование. В соответствующем законе их выделяется три: начальное общее, основное общее и среднее общее.
  3. Профессиональное обучение состоит из: среднего и начального профессионального, бакалавриата, специалитета и магистратуры, подготовки кадров высшей квалификации.
  4. Дополнительное. Это еще одним важным уровнем обучения, которое могут получать как дети, так и взрослые. Его целью является реализация потребности человека в саморазвитии, раскрытии своих талантов и возможностей, получении дополнительных навыков и знаний. Сюда можно отнести музыкальные и художественные школы, курсы, кружки и секции.

Начальное общее образование

После детского сада, посещение которого не является обязательным, следует первая ступень общего образования – начальное. Сюда относятся первые три класса общеобразовательной школы, лицея и гимназии. В первый класс малыши идут в возрасте не менее 6-ти лет. На этой ступени школьного образования решаются следующие задачи:

  1. Продолжается формирование личности ребенка.
  2. Закладываются базовые знания и усваиваются такие умения, как чтение и письмо, счет и логическое мышление.
  3. Проводится адаптация ребенка к учебному процессу и его социализация в обществе сверстников и учителей.

Ступень основного общего образования

Согласно соответствующему закону, вторая обязательная ступень общего образования – это основное. К нему ученик переходит, поступая в пятый класс после окончания начальной школы. Окончанием основной ступени образования считается сдача экзаменов в 9-ом классе. На этом этапе ученик:

  1. Продолжает разносторонне развитие своих личностных качеств.
  2. Работает на раскрытие талантов и способностей.
  3. Осваивает обязательные дисциплины.
  4. Готовится к усвоению программы старших классов.
  5. Начинает работу по профориентации.
  6. Приобщается к физическому труду.

Среднее полное общее образование

В старших классах (10-11) общеобразовательных школ, лицеев и гимназий школьники осваивают среднюю общую программу. Она необходима и обязательна для дальнейшего поступления в высшие учебные заведения. На этой ступени российского образования происходит:

  1. Формирование личности как гражданина государства.
  2. Приобщение школьников к участию в социальных процессах.
  3. Усвоение более глубоких знаний и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и трудовой деятельности.,
  4. Самореализация и самоопределение школьника, в том числе и предварительное профессиональное.

Начальное профессиональное образование

Успешно усвоив программу средней школы, человек имеет право перейти на следующие ступени в образовании, которые именуются начальным профессиональным и средним профессиональным обучением. То есть это подготовка рабочих специальностей на базе девятых и одиннадцатых классов. Начальная ступень образования осваивается в так называемых ССУЗах – средне специальных учебных заведений. К ним относятся профессионально-технические училища (ПТУ) и профессионально-технические лицеи (ПТЛ), которые могут быть как государственными, так и не государственными.

На этом этапе можно получить следующие профессии:

  • бухгалтер;
  • парикмахер;
  • продавец-консультант;
  • водитель;
  • сварщик;
  • слесарь;
  • штукатурщик;
  • электрик.

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

  • образования;
  • педагогической деятельности;
  • практики;
  • научно-исследовательской работы.

При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

  • ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
  • адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
  • ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.

В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.  

Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Уровни российского вузовского образования

Образование

Уровень

Базовое образование для поступления на учебу

Срок очного обучения

Квалификация после завершения учебы

Бакалавриат

I

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

4 года

Бакалавр

Специалитет

II

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

5 лет

Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.)

Магистратура

II

Любое высшее

2 года

Магистр

Аспирантура

III

Магистратура или специалитет

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ординатура

III

Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое

2 года

Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.)

Адъюнктура

III

Специалитет или магистратура 

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ассистентура-стажировка

III

Специалитет или магистратура в области искусства и культуры

2 года

Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы

Требования стандарта

Основное общее образование — это этап, который завершается обязательной итоговой государственной аттестацией школьников. Именно поэтому были разработаны требования к навыкам, умениям выпускников основной ступени обучения, которые и стали основой для определения содержания учебного материала по каждому школьному предмету.

Необходимым условием для успешной социализации подростков является овладение общими навыками, умениями, способами деятельности.

В познавательной деятельности предполагается освоение методов изучения окружающего мира: наблюдений, опытов, экспериментов, моделирования.

Выпускники основной школы должны находить и выделять важные функциональные связи между частями и целым объектом, различать отдельные этапы одного процесса, устанавливать причинно-следственные связи.

Основное общее образование — это время, когда подростки овладевают алгоритмами решения учебных задач. Они приобретают навыки комбинирования стандартных способов с учетом предлагаемой ситуации, выбирают наиболее оптимальный способ решения проблемы. Выпускники основной школы должны выдвигать гипотезы, проверять их на практике с помощью лабораторных опытов и экспериментов.

При решении практических учебных задач подростки должны использовать творческий подход, отказываясь от шаблона, предлагать оригинальное собственное решение

Отдельное внимание ФГОС уделяет вовлечению выпускников основной школы в проектную и исследовательскую деятельность

Именно школы основного общего образования должны предлагать подросткам возможность проводить собственные исследования в разных научных областях, способствующие самосовершенствованию, саморазвитию подрастающего поколения РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector