Дифференциально-диагностический опросник климова

«Человек — Человек»

Работники этого типа профессии трудятся непосредственно с людьми. Основной задачей является взаимодействие с людьми или обслуживание других людей. Определенные типы профессий связаны между собой сутью работы, хотя сама трудовая деятельность абсолютно разная. Целью работы этой классификации профессий может стать лечение, обучение, управление, информирование и т. д. Профессиональные качества, которыми должен обладать работник — это коммуникабельность и культура общения, понимание настроя человека и его потребности, развитая познавательная деятельность, дружелюбие, умение слушать и стрессоустойчивость. К профессиям типа «Человек — Человек» относятся учитель, милиционер, врач, продавец, работник в сфере оказания услуг, страховой агент и многие другие.

К выбору будущей профессии следует относиться крайне серьезно. Без любви к работе пропадет любовь к жизни. При выборе типа профессии по классификации можно понять, что именно нужно вам.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым .

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

1. Человек — живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2. Человек — техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

3. Человек — человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

4. Человек — знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

5. Человек — художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» — знание)
.

Примеры:

В типе «человек — природа» — контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;

4. Конвенциальный тип
.

Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

5. Предприимчивый тип
.

Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.

6. Артистический тип
.

В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.

Профориентационная анкета – Смартия

Профориентационная анкета – это тестирование, нацеленное в первую очередь на определение командного игрока и одиночки. После прохождения 27 вопросов станет понятно, что является вашей целью:

собственный успех и самореклама;
слаженная командная работа и максимальная польза для каждого члена группы;
положительный конечный результат, достигнутый неважно какими путями.

Опросник можно использовать для подбора сотрудников в компанию, где стоит на первом месте ориентация на командную работу.

Другие тесты от Смартии:

  • Профессиональный тип личности: какие профессии вам подходят
  • Что вам подходит

Карта интересов Голомштока

Опросник интересов А. Е. Голомштока предназначен для изучения склонностей и способностей учеников старших классов в разных сферах деятельности. Автор карты выделяет 23 сферы: математика, физика, филология, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, журналистика, искусство, история, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, электротехника, техника. Полный вариант представлен в виде теста и содержит 174 вопроса. Тест позволяет выявить структуру предпочтений. Поэтому методика карты интересов Голомштока актуальна в профориентации и при приёме на работу. В последнем случае работодатель получает информацию о ведущих увлечениях потенциального работника.

Сокращенная карта интересов Голомштока выделяет 10 направлений профессиональной деятельности:

  • физика и математика;
  • химия и биология;
  • радиотехника и электроника;
  • механика и конструирование;
  • география и геология;
  • литература и искусство;
  • история и политика;
  • педагогика и медицина;
  • предпринимательство и домоводство;
  • спорт и военное дело.

При заполнении бланка карты познавательных интересов и склонностей, вы увидите 10 колонок, которые соответствуют вышеперечисленным видам деятельности. В результате обработки своих ответов, вы сможете выявить склонность и расположенность к каким-либо профессиональным сферам из этого перечня (как правило, их получается несколько).

Вопросы касаются отношения человека к различным сферам деятельности. Если вам нравится делать то, о чем говориться в опроснике, то в бланке ответов рядом с номером вопроса о, если не нравится, то «–».

Номера вопросов Сумма баллов
1 11 21 31 41
2 12 22 32 42
3 13 23 33 43
4 14 24 34 44
5 15 25 35 45
6 16 26 36 46
7 17 27 37 47
8 18 28 38 48
9 19 29 39 49
10 20 30 40 50

Нравится ли вам:

  1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
  2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
  3. Выяснять устройство электроприборов.
  4. Читать научно-популярные технические журналы.
  5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
  6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
  7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
  8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
  9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
  10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
  11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
  12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
  13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
  14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
  15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
  16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
  17. Участвовать в общественной жизни школы, города.
  18. Объяснять одноклассникам учебный материал.
  19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
  20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.
  21. Проводить опыты по физике.
  22. Ухаживать за животными растениями.
  23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.
  24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
  25. Коллекционировать камни, минералы.
  26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
  27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.
  28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.
  29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
  30. Участвовать в военных играх, походах.
  31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
  32. Замечать и объяснять природные явления.
  33. Собирать и ремонтировать компьютеры.
  34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
  35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.
  36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
  37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
  38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
  39. Искать и находить способы зарабатывания денег.
  40. Заниматься физической культурой и спортом.
  41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.
  42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
  43. Разбираться в принципах работы электроприборов.
  44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.
  45. «Читать» географические и геологические карты.
  46. Участвовать в спектаклях, концертах.
  47. Изучать политику и экономику других стран.
  48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
  49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
  50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Подсчитайте сколько плюсов получилось в каждой строчке. Чем их больше, тем выше ваш интерес к данному занятию. Даже если вы не используете бланк, вы без труда сможете определить к какой сфере тяготеете, подсчитав положительные ответы

Обратите внимание на формулировку вопроса и сопоставьте его с перечнем профессиональных сфер

Последний ярус

Четвертая ступень пирамиды Климова классифицирует профессии в соответствии с условиями труда. Понятно, что каждая профессия предполагает наличие определенных условий – будь то офис или космическое пространство.

На данном ярусе классификации профессий по методике Климова выделяют такие группы условий труда:

  • Б – условия обычные (микроклимат бытовой). В таких условиях работают лаборанты, бухгалтеры, ученые.
  • О – работа на открытом воздухе (монтажник, геолог, дорожный полицейский).
  • Н – условия труда необычные – под или над землей, при экстремальных температурах (космонавт и подводник, шахтер и пожарный).
  • М — работа с повышенной моральной ответственностью за здоровье и благополучие людей (учитель, врач, судья) и за материальные ценности (охранник, военный).

Определение профессиональных склонностей по методике Л. Йовайши – ПрофТест

Определение профессиональных склонностей – это тестирование, которое подходит как взрослым людям, так и школьникам. Онлайн-тест достаточно точен и прост, не требует особых знаний и усилий, да и пройти его можно достаточно быстро – всего за 5 минут.

В чем суть? Нужно закончить 24 фразы, выбирая из трех предложенных концовок. Например, вопрос о том, что вам больше нравится в книгах и фильмах, а варианты ответов следующие:

  1. Слежение за ходом мыслей создателя фильма или книги.
  2. Мастерство и видение автора или режиссера.
  3. Сюжет.

Отвечать нужно правдиво, не пытаясь предугадать результат.

Совокупность ответов определяет предрасположенность к 6 направлениям профессиональной деятельности: к физическому или интеллектуальному труду, финансам и расчетам, к сфере услуг, экстремальным специальностям, эстетической направленности.

Дополнительные предложения от ПрофТест:

  • Тест Холланда
  • Якоря карьеры
  • Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова
  • Готовность к выбору профессии

Психологическая карта профессий

Тип профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда
Исполнительские (А) Творческие (Б)
1. «Человек – человек» Агент МассажистМилиционерНяняОфициантПродавецСоциальный работник ВоспитательВрачМенеджерПсихологУчительТренерЮристСекретарь-референт
2. «Человек – техника» АппаратчикБетонщикВодительГальваникГазоэлектросварщикКаменщикКузнецЛитейщикМалярМашинист строительныхмашинМеханикМонтажникНаладчикПлотникСлесарьСтолярТокарьФрезеровщикШвеяШтукатурЭлектромонтер ИнженерИспытательКонструкторКонтролерТехнолог
3) «Человек – знаковая система» КассирМашинисткаНаборщикПечатникТелефонист БухгалтерГеодезистПереводчикТопографТовароведЭкономист
Типы профессий по предмету труда
Исполнительские (А) Творческие (Б)
4) «Человек – художественный образ» ЗакройщикМозаичникПарикмахерПоварПортнойФотограф АктерАрхитекторМузыкантХореографХудожник
5) «Человек – природа» ОзеленительСадовникФермер АгрономВетеринарГеологФизикХимик

Материал:Инструкция:

Какие профессии входят в перечень «человек — человек»

Анкета ДДО Климова Е. А. предполагает и систему специальностей, предметом которых является личность. Профессионалы данной области занимаются воспитанием, обучением, лечением, предоставлением сервисных услуг, информационным обслуживанием, правозащитой и т. д.

Люди, которые работают в данной сфере, должны обладать:

  • Коммуникабельностью.
  • Доброжелательностью.
  • Выдержкой.
  • Хорошим самочувствием при общении с окружающими.
  • Самоконтролем эмоциональных состояний.
  • Хорошо развитой речью.
  • Красноречием, умением убеждать.
  • Пунктуальностью и аккуратностью.
  • Знанием психологии людей.

К профессиям системы «человек — человек» относятся работники педагогической, медицинской сфер, продавцы, официанты, полицейские, юристы, экскурсоводы, парикмахеры и т. д.

Описание профессий категории «человек — природа»

Данная сфера включает людей, которые любят работать в саду и огороде, выращивать растения и животных, хорошо разбираются в биологических науках. Предмет деятельности для представителей профессий «человек — природа» — это животный и растительный мир, особенности их размножения и условия выращивания. Основные обязанности данных специалистов – изучать условия жизни животных и растений, выращивание и уход за ними, а также осуществлять профилактику заболеваний представителей животно-растительного мира.

Как определиться с выбором профессии? Подростку, результаты теста которого показали предрасположенность к сфере «человек — природа», необходимо обладать следующими психологическими особенностями:

  • Высоким уровнем воображения и наглядно-образного мышления.
  • Хорошо развитой интуицией.
  • Терпением и настойчивостью.
  • Готовностью работать в одиночестве, вне коллектива.

Самыми распространенными профессиями, входящими в данную сферу, являются животновод, ветеринар, агроном, биолог, дрессировщик, лесник и т. п.

Классификация профессий по предмету труда

В зависимости от того, что или кто выступает в роли объекта труда, выделяются следующие психологические типы профессий:

  • человек — человек;
  • человек — техника;
  • человек — природа;
  • человек — знак;
  • человек — художественный образ.

Классификация по предмету труда учитывает, к какой деятельности человек испытывает интерес, что его радует. Это важный параметр, поскольку неверно выбранная сфера приводит к затяжному стрессу, который снижает производительность труда и сводит к нулю всю радость от работы.

Человек — человек

Некоторые люди от природы склонны к общению. Им нравится взаимодействовать с другими людьми, наблюдать за ними, помогать им. Они не раздражаются и не истощаются в процессе коммуникаций, наоборот, как бы «подпитываются». Таким людям нужно выбирать гуманитарные профессии, которые связаны с непосредственным взаимодействием с другими людьми, тогда работа будет приносить им радость и удовлетворение.

Профессии этого типа имеют высокую социальную значимость

Во время развития постиндустриального общества сфера услуг приобретает все более важное значение, и эти профессии сохранят востребованность

Требования к специалисту:

  • умение взаимодействовать с людьми;
  • толерантность;
  • способность выслушать;
  • умение находить радость в общении;
  • низкий уровень агрессии.

Примеры профессий:

  • медик,
  • преподаватель,
  • психолог,
  • логопед,
  • воспитатель,
  • юрист,
  • продавец,
  • экскурсовод.

Человек — техника

Люди, которые жить не могут без механизмов и устройств и обожают их разбирать, собирать, изучать, совершенствовать — кандидаты на освоение профессий этого типа.

Особенность техники — ее точные параметры, которые поддаются измерению и расчетам, предсказуемость, которой нельзя ожидать от людей или природы. Вот почему в это направление идут люди с математическим складом ума, умением логически мыслить, ориентированные в своей деятельности на результат. В этих профессиях они могут проявить свои сильные качества:

концентрацию,
внимание к мелочам,
практичность,
продуктивность,
изобретательность.

А их слабые стороны, к примеру, слабые коммуникативные навыки, которые часто присущи людям этого склада, никак не помешают им сделать блестящую карьеру.

Примеры профессий:

  • инженер,
  • строитель,
  • механик,
  • водитель,
  • пилот.

Человек — природа

Людей, которые склонны к этому психологическому типу профессий, видно с детства. Они не пройдут мимо бездомного котенка, а дома маме на радость будут ухаживать за домашними растениями. Друзья всего живого, они будут расцветать в профессиях типа «человек — природа».

Возможные виды деятельности для них:

  • исследование живой и неживой природы;
  • использование природных ресурсов;
  • лечение животных;
  • уход за растениями и животными;
  • выведение новых сортов растений и пород животных.

Этим специалистам часто необходима выносливость и крепкое здоровье, потому что они могут работать «в поле» (иногда в прямом смысле слова).

Примеры профессий:

  • агроном,
  • зоотехник,
  • ветеринар,
  • эколог,
  • кинолог,
  • селекционер,
  • лесник.

Человек — знак

Люди, склонные к профессиям этого типа, с удовольствием взаимодействуют со знаковыми системами:

  • текстами;
  • языками (как человеческими, так и языками программирования);
  • числами;
  • графическими объектами.

Они работают с данными, которые можно представить в виде текстов, формул, кодов, чертежей, графиков, диаграмм.

Для них свойственно структурное мышление, умение абстрагироваться и в то же время понимать, какие предметы и явления обозначаются знаками.

Этим специалистам необходимы:

  • хорошая память;
  • высокая способность к концентрации;
  • обширные знания.

Примеры профессий:

  • бухгалтер,
  • нотариус,
  • программист,
  • экономист,
  • лингвист,
  • математик.

Человек — художественный образ

В профессии этого типа идут люди с развитым образным мышлением и творческой жилкой.

Как правило, это люди, одаренные тем или иным талантом, имеющие призвание с юных лет. Они могут быть неорганизованными и непоследовательными, что мешает им добиться успеха. Но если они правильно выберут вид деятельности, то могут «взлететь» на чистом вдохновении.

Примеры профессий:

  • связанные с музыкой (музыкант, певец, композитор, дирижер);
  • связанные с изобразительным искусством (художник, декоратор, дизайнер, фотограф);
  • литературно-художественная деятельность (писатель, поэт, журналист);
  • сценическая деятельность (актер, режиссер).

Важно!

Часто тесты показывают смешанный результат: высокие баллы в 2–3 типах. Это помогает точнее выбрать профессию. Например, склонность к типам «человек — человек» и «человек — художественный образ» может указывать на такие профессии, как преподаватель живописи или музыки; сочетание «человек — художественный образ» и «человек — знак» — на дизайнера.

Психологическая карта профессий

Тип профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда
Исполнительские (А) Творческие (Б)
1. «Человек – человек» Агент МассажистМилиционерНяняОфициантПродавецСоциальный работник ВоспитательВрачМенеджерПсихологУчительТренерЮристСекретарь-референт
2. «Человек – техника» АппаратчикБетонщикВодительГальваникГазоэлектросварщикКаменщикКузнецЛитейщикМалярМашинист строительныхмашинМеханикМонтажникНаладчикПлотникСлесарьСтолярТокарьФрезеровщикШвеяШтукатурЭлектромонтер ИнженерИспытательКонструкторКонтролерТехнолог
3) «Человек – знаковая система» КассирМашинисткаНаборщикПечатникТелефонист БухгалтерГеодезистПереводчикТопографТовароведЭкономист
Типы профессий по предмету труда
Исполнительские (А) Творческие (Б)
4) «Человек – художественный образ» ЗакройщикМозаичникПарикмахерПоварПортнойФотограф АктерАрхитекторМузыкантХореографХудожник
5) «Человек – природа» ОзеленительСадовникФермер АгрономВетеринарГеологФизикХимик

Материал:Инструкция:

Лист ответов

П Т Ч З ХО
10а 10б
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а 16б 17а
17б 18а 18б
19а 19б
20а 20б

Примечание.Обработка данных:Если применялся первый вариантИнтерпретация результатов:Он позволяет определить только факт наличия или отсутствия (!) склонности. Психологическое заключение:Некоторые рекомендации по формулированию заключения.испытуемого привлекаетчасти заключения следует конкретно указывать(дан 1-й вариант инструкции, немного изменены формулировки 2а, 5б, перепутаны местами формулировки 15а и 15б)(немного изменена форма Листа ответов)

10а 10б
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а 16б 17а
17б 18а 18б
19а 19б
20а 20б

ИнструкцияСледить за состояниемОсуществлять монтаж или сборку машинперейти в каталог файлов

Анализ результатов

Наибольшие количества плюсов и наименьшие количества минусов — симптомы предпочтения, склонностей оптанта. Очень часто они косвенно говорят и о способностях испытуемого.

Данный опросник помогает хотя бы отчасти ограничить область выбора профессии, предпочесть те или иные зоны карты мира профессий. Не следует преувеличивать точность измеренных предпочтений. По результатам опросника можно узнать, к какой области деятельности человек более склонен, к какой — менее. Баллы указывают лишь направление, а не величину изменения оцениваемого признака. Вот почему неправомерно, строго говоря, взаимно уничтожать плюсы и минусы, полученные в обработке каждого столбца. Также нельзя придавать значения различиям в величине итоговых (по столбцам) чисел при сравнении результатов диагностики двух разных людей. Например, если у одного оптанта по какому-либо столбцу (шкале) результат 11, а у другого — 15, неправомерно делать вывод о том, что во втором случае предпочтение выражено «сильнее». Правомерно делать выводы о различиях в предпочтении профессий определенного типа. Итак, ДДО позволяет определить, какие профессии человек предпочитает (но не на сколько).

Обработка и интерпретация результатов теста

Расшифровка и интерпретация результатов содержит много подробностей. Там будут перечислены все 5 психотипов. В начале этого списка указан наименее подходящий тип. В конце перечня назван вариант, к которому человек имеет таланты и склонности.

Интерпретация включает в себя подробное описание профессий, к которым склонен отвечающий. Там можно узнать, какие специальности стоит рассмотреть, а какие лучше не выбирать.

Интерпретация результатов не дает однозначный ответ, но подсказывает

Тест Климова на профориентацию позволяет выявить склонности человека к определённой профессии. С помощью этого теста школьник может в общих чертах узнать, какая специальность ему подходит, а в будущем — найти своё призвание.

Как проходить тест на профориентацию

Отвечать на вопросы теста желательно в спокойной и приятной обстановке. Ничто не должно отвлекать и волновать отвечающего.

Над вопросами можно долго размышлять. Не стоит браться за тестирование, находясь под впечатлением от книг или фильмов о какой-либо профессии, а также после личной встречи и близкого знакомства с профессионалом. Эти впечатления могут исказить результаты теста и подтолкнуть человека к неправильному выбору.

Внимание! Известны случаи, когда под впечатлением от сериала «Доктор Хаус» многие молодые люди поступали в медицинские вузы, а потом понимали, что профессия врача им не подходит. Для получения точного результата нужно постараться заглушить свои впечатления и опираться только на способности и интересы

Для получения точного результата нужно постараться заглушить свои впечатления и опираться только на способности и интересы.

Трудности выбора

Во всем есть свои недостатки

Каждая вышеуказанная классификация профессий имеет свои недостатки.

Первый вариант неудобен тем, что сфер деятельности очень много (около семи тысяч), и каждую распределить в алфавитном порядке будет сложно, и в итоге получится неимоверно огромный список.

Недостаток второго способа заключается в том, что при перечислении автоматически стираются границы умственного и физического труда.

Третий способ имеет два недостатка:

1. Есть профессии, которые относятся к нескольким отраслям хозяйства (например, слесарь. Сфера деятельности распространена в нескольких отраслях народного хозяйства).

2. Неточность, так как некоторые виды деятельности проникают в другие сферы (например, школьная медсестра, сотрудник отрасли здравоохранения, но при этом работает в научной сфере деятельности).

С четвертым способом также можно поспорить. К производству имеет отношение каждая профессия, только в одном случае это материальные вещи (например, сфера промышленности, строительства), а в другом случае это неосязаемые ценности (например, наука, средства массовой информации). Вне зависимости от того, можно ли «пощупать» то, что производится, каждая сфера деятельности важна для человечества.

В пятом случае также есть свои нюансы. Нередко встречается такая ситуация, когда человек — на все руки мастер, и действительно качественно делает свою работу, но его не могут принять в штат, потому что нет «корочки» об образовании. В то же время приходит дипломированный специалист, который на деле ничего не умеет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector