Как развить хорошую память

Содержание:

Факторы, влияющие на ухудшение памяти

Проблемы с памятью не всегда указывают на присутствие какого-либо расстройства памяти (о них мы поговорим ниже). Существуют определённые обстоятельства, негативно влияющие на нашу способность к запоминанию.

Недостаток сна

Дефицит сна вызывает усталость и истощение, что не способствует развитию наших когнитивных способностей. В частности, сон влияет на восстановление организма в целом и нервной системы в частности, а также на консолидацию памяти

Поэтому нехватка сна влияет не только на память, но и на другие высшие когнитивные процессы, такие как внимание и концентрация

Проблемы с вниманием

То, что мы иногда принимаем за проблемы с памятью, на самом деле является проблемой с вниманием. Если мы не сконцентрируемся на стимуле, то вряд ли сможем его запомнить

То же самое происходит, когда мы одновременно уделяем внимание сразу нескольким стимулам.

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Интерференции при запоминании

Интерференции появляются при обучении. Если мы запомнили что-то до или сразу после того, что нам нужно выучить, то скорее всего, возникнут помехи. Что имеется ввиду? Например, если вы запомнили список А с перечнем животных, а затем прочитали список Б, в котором часть животных совпадает с указанными в списке А, а часть — нет, то велика вероятность того, что когда вас попросят назвать животных из списка А, вы назовете в том числе каких-то из списка Б. Это называется интерференция. Другими словами, интерференция — это взаимодействие между новой информацией и уже имеющимися воспоминаниями, что отрицательно влияет на усвоение нового материала.

Старение

Одна из первых и неизбежных причин, которые приходят в голову, когда возникают проблемы с памятью, это старение. По мере старения организма люди осознают, что им становится труднее вспомнить определённую информацию или запомнить что-то новое. К тому же с возрастом люди чаще становятся рассеянными (“Куда я положил ключи?”). Как правило, с трудностями, связанными с памятью или обучением пожилых людей, можно справиться, предоставим им больше времени на решение той или иной задачи. Также, возможно, вам будет интересно прочитать, что такое здоровое старение.

Негативные эмоции

Депрессия, тревожность или стресс сопровождаются чувством одиночества, беспокойства, грусти и тоски

Это Это способствует развитию проблем со вниманием и ухудшению памяти. Как правило, эта забывчивость носит временный характер и исчезает вместе с отрицательными эмоциями

Кроме того, есть некая субъективность по отношению к негативным воспоминаниям, т.е. мы больше склонны помнить о плохих сторонах нашей жизни и недооценивать всё остальное.

Употребление алкоголя

Алкоголизм является причиной серьёзных проблем с долговременной памятью. В частности, он может привести к развитию синдрома Корсакова, который сопровождается как ретроградной, так и антероградной амнезией, в результате чего, можно сказать, заболевший фактически становится человеком без прошлого и будущего. Поэтому страдающий синдромом Корсакова может компенсировать эти пробелы в памяти вымышленными историями и придуманными событиями. Кроме того, возникают проблемы с координацией движений, появляется сонливость, спутанность сознания, нервозность, потеря слуха, а в некоторых случаях даже галлюцинации.

Физические и физиологические проблемы

Тромбы мозга, инфекции, опухоли, недостаток витамина B12, анемия или заболевания щитовидной железы также могут влиять на дефицит памяти. Если у вас есть подозрения либо уже диагностированы эти заболевания, необходимо обратиться к врачу.

Ещё одна причина потери памяти — удары и травмы головы, а также кровоизлияние в мозг. Они вызывают амнезию и могут привести к сосудистой деменции.

Некоторые медикаменты также могут влиять на память. В качестве примера можно привести анксиолитики, противоэпилептические средства и средства против гипертонии.

Техники для лёгкого запоминания

Существуют методики улучшения памяти и внимания – техники запоминания, которые позволяют добиваться впечатляющих результатов путём изменения подхода к обработке информации.

  1. «Акроним» и примыкающая к ней техника «Акростих».

    Упрощают запоминание сложных цепочек и рядов путём соотнесения первых букв в более простой контрольной фразе с первыми буквами элементов запоминаемой последовательности. Например, иерархическая классификация в биологии может быть представлена в виде фразы «Царский терем кто откроет, сразу рыцарем вернётся», которая используется для запоминания следующей последовательности: «Царство. Тип. Класс. Отряд. Семейство. Род. Вид».

  2. «Мнемофраза».

    Содержательная фраза, в которой собраны слова, подчинённые определённому правилу. «Уж замуж невтерпёж» объединяет в себе наречия, которые пишутся без мягкого знака.

  3. «Мнемостих».

    Техника, сходная с предыдущей, но в ней, благодаря ритмике и рифме, процесс запоминания проходит проще. Так начало числа пи (3,1415926) запоминается с помощью следующего четверостишья:

    «Нужно только постараться

    И запомнить всё, как есть:

    Три, четырнадцать, пятнадцать,

    Девяносто два и шесть».

  4. «Образ буквы».

    Техника сводится к визуализации очень яркого образа того или иного элемента (буквы, цифры). Например, в слове «ломоть» ударение приходится на последнюю «о», и чтобы это запомнить достаточно представить букву в виде горящего колеса.

  5. «История».

    Один из самых популярных методов длязапоминания большого количества несвязанных предметов, которые включаются в единую сюжетную историю с эмоциональной окраской. Особенности таковы, что благодаря эмоциональной окраске детали легче запечатлеваются в памяти. Таким же образом можно запоминать, например, несвязанные цвета, если каждый цвет ассоциативно «привязать» к персонажу истории. Например, если надо запомнить жёлтый, серый и фиолетовый цвета, то придумывается история, в которой серая мышь, спасаясь от жёлтого солнца, прячется в фиолетовом баклажане.

  6. «Цепочка».

    Техника схожа с предыдущей, однако здесь каждый новый поворот сюжета, добавляется к предыдущему: «серая мышь, держит в лапах жёлтый сыр, в котором видна фиолетовая плесень».

  7. «Локация».

    Для создания запоминаемого образа элементы представляются в помещении или на определённом маршруте. Например, чтобы запомнить список покупок можно представить их все на полках холодильника.

Существуют и другие, менее популярные техники, однако независимо от степени овладения практиками, их применение требует расширение возможностей нейронных сетей. А это напрямую зависит от состояния клеток головного мозга и их способности осуществлять химическое и электрическое взаимодействие. Для создания оптимальных условий мозговой деятельности применяют средства, стимулирующие процессы прохождения сигнала.

Факторы, влияющие на развитие памяти

На эффективность запоминания влияют возраст и состояние здоровья. Со временем память ухудшается. После 30 лет нужно прилагать больше усилий, чтобы сохранить функции запоминания и сообразительность в пожилом возрасте.

Пожилая женщина читает

Важно! Стресс, переутомление, тревожность отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии, оказывают влияние на способность быстрого запоминания информации. Ухудшают память некоторые лекарственные препараты, алкоголь, кофеин в неконтролируемых количествах

Информация лучше усваивается, если:

  • Она вызывает интерес, процесс познания идет легко, с удовольствием;
  • Связана с яркими положительными эмоциями, впечатлениями;
  • Используется на практике;
  • Понятна, подается легко доступным языком;
  • Часто встречается.

Подаваемая информация должна быть логически построена, именно это позволит ее анализировать и запечатлеть надолго. Человек может прибегать к механическому запоминанию, когда в памяти остаются данные в том виде, в котором преподносились, зазубриваются. Такая информация не останется в распоряжении человека надолго. Нужно обдумывать услышанное, уметь выделять главную мыль, прослеживать связь и логику. Тогда в памяти отложатся основные моменты, передающие суть повествования.

Самые эффективые упражнения для памяти. Упражнения для тренировки памяти

Для улучшения внимания и памяти специалисты рекомендуют перед умственной работой выполнять следующие упражнения:

•   Подготовка. Хорошенько, энергично потрите ладони друг о друга; разогрейте, разотрите кисти такими движениями, словно Вы их намыливаете и моете

Запястья также охватите вниманием. Их следует растереть, скользя вокруг запястья

Затем разомните, разотрите пальцы, от кончиков до оснований.

•   Упражнение 1. Для улучшения мозгового кровообращения, действуя одновременно обеими руками, надавливайте кончиками больших пальцев попеременно на кончики указательных; затем – на кончики средних; затем – на кончики безымянных и, наконец, на кончики мизинцев. Повторяйте надавливания по 15 раз.

•   Упражнение 2. Кончиками больших пальцев надавливайте на основание каждого пальца с тыльной стороны ладони, заставляя палец выпрямиться и наклониться к ладони под углом примерно 90 градусов. Не торопитесь. Выполняйте упражнение одновременно на обеих руках, всего 15-20 раз на каждый палец.

•   Упражнение-разминка для повышения внимания. Обе руки расположите на уровне груди. Одну из них сожмите в кулак, на второй пальцы выпрямите и подведите к кулаку, так чтобы безымянный палец и мизинец второй руки «смотрели» на боковую поверхность мизинца первой, сжатой в кулак. А теперь попеременно меняйте положение рук, то есть выпрямляйте сжатую и сжимайте выпрямленную. Такое упражнение помогает сосредоточиться, и долго его выполнять нет необходимости, достаточно 10-12 раз. Желательно каждую перемену рук сопровождать коротким резким, но тихим выдохом.

•   Как вариант такого упражнения, выполняют растирание большого пальца, сначала на одной руке, а затем на другой.

Свойство пластичности мозга, его способность создавать новые нейронные связи и восстанавливать разрушенные до глубокой старости, доказывает, что зрелый возраст – не помеха для развития.  Упражнения для развития памяти у взрослых обязательно принесут свои плоды, нужно только тренироваться и не сомневаться в успехе.

Зачем тренировать память?

Развитая память обеспечивает человеку облегчение запоминания информации, например, в школе. Память как мышца – она укрепляется в процессе тренировки.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста, упражнения для старших людей можно сравнить с занятиями в тренажерном зале. Например, человеку поставлена задача поднять на бенчпресс 100 кг. Регулярно тренирующийся поднимет вес сразу или после нескольких дней физических занятий. Людям, никогда не тренировавшимся, понадобится несколько недель или месяцев.

К счастью, есть большая разница между примером тренировок в тренажерном зале и развитием памяти. Она заключается в продолжительности занятий. Если вы хотите быть успешным культуристом, вам нужно заниматься несколько часов в день в течение пары лет. Для тренировки памяти нужно потратить 5 минут в день.

Самые распространённые расстройства памяти

Как мы уже выяснили, старость сама по себе может сопровождаться появлением проблем с памятью. Однако степень тяжести нарушений может быть выше нормы. В этом случае могут серьёзно пострадать повседневная деятельность, самостоятельность и функциональность человека, поэтому выполнение упражнений для улучшения памяти фактически становится ежедневной необходимостью. У молодёжи проблемы с памятью также могут возникать, но уже по совсем другим причинам.


Самые распространённые расстройства памяти

Как понять, чем вызвана потеря памяти? Прежде всего, необходимо пройти медицинское обследование. Для постановки правильного диагноза важны личный и семейный анамнез пациента, членов его семьи; также необходимо сдать анализы крови, мочи и пройти физическое и неврологическое обследование.

Лёгкое когнитивное расстройство

Проблем с памятью у страдающих данным расстройством больше, чем у здоровых людей того же возраста. Тем не менее они могут более менее успешно выполнять повседневные задачи. Но такие люди, как правило, забывают о встречах, часто теряют вещи, с трудом подбирают нужные слова, чтобы выразить свои мысли и т.д.

Наличие этого расстройства повышает развитие болезни Альцгеймера в дальнейшем.

Деменция

При деменции утрачивается способность корректно вспоминать, думать и рассуждать. Кроме того, она влияет на поведение. Человек не может правильно выполнять повседневные задачи. Деменция определяется совокупностью следующих симптомов:

  • неспособность помнить определённую информацию;
  • общая дезориентация (места, время, люди);
  • склонность теряться в общественных местах;
  • склонность переспрашивать одно и то же несколько раз;
  • трудности с выполнением инструкций;
  • проблемы с использованием денег;
  • повышение агрессивности и/или тревожности.

Выделяют два наиболее распространённых вида деменции:

  • Сосудистая деменция. При данном виде деменции кровеносные сосуды, снабжающие мозг, страдают от поражений, приводящих к гибели ткани мозга. Обычно это происходит в результате общего снижения кровоснабжения головного мозга или вследствие одного или нескольких кровоизлияний в мозге. Могут нарушаться память, рассуждение, координация, речь, личность и/или настроение.
  • Болезнь Альцгеймера. При этом виде деменции погибает множество клеток мозга. По мере их исчезновения симптомы ухудшаются, что приводит к неспособности распознавать близких, серьёзной потере памяти, невозможности выполнять повседневные задачи и т.д. На более поздних стадиях пациент нуждается в постоянном уходе.

Амнезия

Амнезия может носить временный или постоянный характер, большую или меньшую продолжительность. Наиболее известны два типа амнезии:

  • Ретроградная амнезия: неспособность помнить события, произошедшие до начала амнезии.
  • Антероградная амнезия: неспособность запоминать новую информацию и события, происходящие после начала заболевания; как правило, является следствием кровоизлияний в мозг либо черепно-мозговых травм.

Парамнезия: человек способен помнить, однако нарушены сами воспоминания. Такие люди путают прошлое и настоящее, реальные и вымышленные события. Т.е. для парамнезии характерны так называемые конфабуляции — ложные воспоминания, которыми разум дополняет “пробелы” в памяти.

Видом парамнезии является криптомнезия, при которой человек забывает источник информации, т.е. не может вспомнить, произошло событие на самом деле или ему это приснилось, видел ли он, например, какой-то фильм или только слышал разговоры о нём и т.д.

Зрительная память

В процессе жизнедеятельности человека, наиболее значимой является зрительная память. Именно с ее помощью фиксируется большая часть информации во время обучения, работы, поэтому неудивительно стремление и желание развить визуальное воспроизведение.

Рассмотрим несколько упражнений, которые помогут  развить память как у взрослого человека, так и у ребенка.

  1. Метод Айвазовского – посмотрите на предмет 3 секунды, постарайтесь в мельчайших деталях запомнить его. Закройте глаза, представьте данный объект с учетом всех имеющихся нюансов. Повторите упражнение несколько раз. Возможно, с первого раза вы поймете, что мелкие детали совершенно не запомнились, но с каждой последующей тренировкой результат будет лучше.
  2. Упражнение « Наблюдатель» – возьмите яркую вещь, например яблоко, посмотрите на него, запомните. Закройте глаза мысленно воспроизведите картинку.

Упражнение «Художник» – возьмите предмет из предыдущего упражнения и нарисуйте его, стараясь воспроизвести все детали.

Упражнение «Акцент на деталь» – можно потренироваться на запоминании незнакомого человека

Но следует зафиксировать не все сразу, обратите внимание на какие-то определенные детали. Например, если запоминаете лицо, то акцентируйте внимание на цвете глаз, форме носа, подбородка и др

Если в качестве объекта вы взяли здание – форма крыши, количество дверей, окон, цвета и др.

Упражнение «Загадочный зверек» – все люди чем-то похожи на зверей. Это можно использовать для запоминания. Подберите образ «птичий профиль», «кошачья походка», «лисий взгляд» и др.

«Найдите отличия» – упражнение, которое можно организовать либо с использованием картинок, либо в условиях окружающей обстановки. Запомните, как расположены предметы на столе у коллеги, попросите его внести несколько изменений, найдите, что именно расположено по-другому, может быть появились какие-то новые объекты, или наоборот, некоторые из них исчезли. То же самое можно проделать с расстановкой книг или папок на полке, внешним видом человека и т.д.

Особенность данной системы тренировки в том, что делать упражнения необходимо регулярно. Необязательно  выбирать для этого определенное время, готовиться, настраиваться, их можно выполнять в каждодневных делах. Например, вы едите на работу, встретили незнакомого человека, сделайте упражнение «Акцент на деталь» или «Загадочный зверек». А запоминание предметов – это вообще минутное занятие, пьете кофе, сделайте упражнение, ведь смена вида деятельности это тоже отдых.

Но важно знать не только о том, как развить зрительную память, другие ее виды в некоторых видах трудовой деятельности так же имеют большое значение

Важность мотивации. Плюсы хорошей памяти

Многие люди задаются вопросом о том, как тренировать память. Ведь то и дело эта функция мозга подводит, причем, как правило, не вовремя. То забывается день рождения родственника или знакомого, то в самый последний момент забывается тот факт, что нужно оплатить важный счет.

Чтобы развивать хорошие способности к запоминанию, важно регулярно мотивировать себя. Ведь нередко человек начинает выполнять какие-либо упражнения для улучшения своей памяти, но через некоторое время забрасывает этот процесс

В этом нет ничего удивительного, ведь у взрослых слишком много забот, которые перетягивают на себя фокус его внимания. Существуют люди с феноменальной памятью — и именно их пример может послужить хорошей мотивацией для регулярного выполнения упражнений.

Они могут запоминать очень много информации и воспроизводить ее с высокой скоростью. Как врожденный дар это встречается редко, гораздо чаще является результатом упорных тренировок

Тем же, кто не имеет пока таких способностей, важно не только задумываться о том, как тренировать память, но и о том, что это дает

Какие же есть преимущества у тех, кто обладает хорошими способностями к запоминанию?

  • Учатся усерднее остальных. Познавая что-либо неизведанное, увеличивают и углубляют уже приобретенные знания.
  • Трудятся эффективнее и оперируют огромными информационными объемами; генерируют свежие идеи гораздо быстрее других.
  • Усваивают полученные знания в полной форме и имеют возможность воспользоваться ими, когда это потребуется.
  • Сохраняют в своей голове информацию о встречах, событиях, важных мероприятиях и могут использовать ее когда угодно.
  • Лучше запоминают имена и лица людей, с которыми сотрудничают (а такой навык не будет лишним в любой профессии).
  • Не паникуют во время публичных выступлений.

Упражнения «Пальцовки»:

  • улучшают память,
  • развивают согласованную работу полушарий мозга,
  • повышают скорость мышления, скорость принятия решений, скорость реакции,
  • выстраивают новые нейронные связи в коре головного мозга.

С помощью этих упражнений можно значительно повысить свою эффективность ипродуктивность.

Кроме этого, упражнения дают общеоздоравливающий эффект, поскольку воздействие идет на биоактивные точки, которые находятся на кончиках пальцев. То есть, по сути, это еще один из вариантов точечного массажа (акупрессуры).

В боевых искусствах заметен еще один очень ценный эффект от этих упражнений. Выражается он в том, что при выполнении пальцовок значительно укрепляются пальцы и развиваются сухожилия.

Упражнения лучше делать утром, после утреннего комплекса или после медитации.

Эффект от пальцовок станет заметен после 3 месяцев ежедневной практики.

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать. После прохождения курса ребенок сможет:

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Записаться на курсПодробнее

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Записаться на курсПодробнее

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Записаться на курсПодробнее

Бесплатное практическое занятие от advance.

Записаться бесплатноПодробнее

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Записаться на курсПодробнее

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей

Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

Научиться очень быстро читать
Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Записаться на курсБесплатный урок

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Записаться на курсПодробнее

Тренируем память и интеллект: метод Цицерона

Данный способ был назван в честь древнеримского оратора и государственного деятеля Цицерона, однако согласно некоторым источникам, еще до него методикой с успехом пользовался древнегреческий лирик Симонид. Так или иначе, способ является одним из древнейших на сегодняшний день.

Смысл его заключается в том, что единицы информации, подлежащие запоминанию, необходимо вообразить в хорошо знакомом помещении, расставленными в определенном порядке. Перед тем, как использовать данный метод, следует определиться, какой именно последовательности визуального «обхода» комнаты будет придерживаться запоминающий. Иными словами, следует определить последовательность тех точек, на которых будет размещаться каждый блок информации или предмет.

Если вообразить это сложно, то, запоминая последовательность элементов при помощи данного способа, можно попробовать пройтись по реальной комнате, одновременно расставляя нужные предметы в воображении. Именно так поступал Цицерон. Если же помещение хорошо знакомо, то достаточно и ее визуального представления. Для запоминания предметов можно пользоваться образом всей квартиры или дома, или же давно знакомых жилищ родственников или друзей.

Связывать отдельные элементы необходимо при помощи ассоциаций. Сначала можно составить на бумаге список всех элементов комнаты – они будут играть роль «крючков», за которые будут цепляться запоминаемые элементы.

Например, необходимо запомнить ряд предметов в определенном порядке: ручка, чашка, сахарница, ложка, печенье, щенок. Размещать их следует последовательно, по той схеме жилища, согласно которой будет происходить запоминание. Примеры должны быть как можно более необычными – это улучшит процесс запоминания. Например, ручка кладется на полку для обуви, рядом ставится чашка. В шкаф помещается сахарница, на кухонный стол – ложка и печенье. Щенка можно «посадить» на стул.

Упражнения для тренировки мозга на начальных стадиях деменции

Если болезнь «поймать» на начальной стадии, то, как показывает практика, путём регулярных умственных тренировок можно значительно затормозить процесс развития слабоумия.

Невозможно переоценить эффективность поддержания умственных способностей посредством разгадывания кроссвордов, шарад, судоку, любых других головоломок. Кроме этого, психотерапевты предлагают массу упражнений, которые, на первый взгляд, подходят только детям начальной школы. Но именно такие тренировки дают самый высокий результат. Несмотря на простоту, выполнять их лучше в паре с врачом или родственником. Рассмотрим несколько рекомендуемых упражнений:

  1. Вспомните или запишите на бумаге по 10 наименований предметов, относящихся к одному типу (деревьев, цветов, марок автомобилей и т. п). По такому же принципу можно называть прилагательные, подходящие для описания одного предмета.
  2. Игра в антонимы. Её смысл заключается в том, чтобы как можно быстрее вспоминать слово, противоположное по значению названному.
  3. Игра на тему «Какая связь?». Пациенту предлагается пара слов, например, кошка-котёнок. Его задача выявить связь между понятиями и привести свой аналогичный пример.
  4. Составление связного рассказа по нескольким картинкам.
  5. Категории. В этом упражнении пациенту предлагается ряд понятий, относящихся к одной категории предметов (например, мебели) и одно-два неподходящих (например, чашка и ложка), которые и нужно определить.
  6. Упражнение «делай как я». Пациенту предлагается повторять за помощником различные мимики лица, движение руками, ногами туловищем и т. д.
  7. Крайне эффективным для развития когнитивных функций является упражнение «Узнавание на ощупь». Пациенту завязывают глаза и предлагают на ощупь определить заранее приготовленные мелкие предметы и по возможности описать их.

Подобных упражнений множество. Их можно придумывать по аналогии, усложнять или упрощать по мере того, как больной справляется. Неизменным должно оставаться лишь одно – регулярность тренировок (желательно ежедневно).

Упражнения для развития памяти у детей. Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их . Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

Упражнения, направленные на развитие правого полушария мозга

Развитие полушарий головного мозга дает человеку возможность решать сложные задачи быстрее, в 5 или даже 10 раз. Как правильно развить правое полушарие?

Мы выяснили у психологов:

  1. Первое упражнение называется «Общее здоровье». Приветствие правой рукой, как в армии. Левая рука — символ подтверждения. Большой палец вверх, держа другие пальцы в кулаке. Левая рука вытянута вперед. Теперь вам нужно быстро поменять руки, приветствовать левой рукой, вытянуть правую руку вперед, пальцем вверх. Меняйте руки несколько раз.
  2. Второе упражнение называется «Грибы и луга». Левая ладонь сжата в кулак, локоть сзади — вытянутая ладонь правой руки. Правая рука расположена горизонтально на уровне груди. Слева перпендикулярно вверх, ладонь вашей руки, сжатая в кулак, смотрит на лицо. Меняйте руки несколько раз.
  3. Последнее называют «шутка». Одна рука вызывает зрителя, другая показывает одобрение: большой палец поднят, кулак зажат. Теперь хлопните двумя руками, положите ладонь на ладонь и поменяйте местами руки. Покажите одобрение другими руками. Позже они меняются местами. Повторите несколько раз.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector