Как составить цель и задачи исследования в научной статье

Проблема

Цель исследования, объект исследования связаны с конкретным вопросом, который должен быть решен. Проблема считается узкой сферой изучения. Выбор конкретной темы исследования для многих — достаточно сложный этап. Зачастую выбор падает на трудные или масштабные проблемы. В рамках учебного изучения они могут стать непосильными для полного раскрытия. В таких случаях есть вероятность, что цель и задачи исследования не будут реализованы до конца. Может сложиться и иная ситуация. К примеру, учащийся по тем либо иным причинам выбирает проблему давно всем известную и являющуюся непонятной только для узкого круга начинающих исследователей.

Что такое цели исследования?

У научного исследования может быть только одна цель. Иногда допускается ее разделение на две части, однако они должны иметь логическую связь между собой. Минимальное количество задач в то же время – две, однако оптимальным считается три или четыре.

Цель научного исследования подразумевает под собой ответ на вопрос, зачем проводится данное исследование. В ней должна быть показана значимость результата, которого планируется достичь по окончании работы.

Цель исследования является следствием рассматриваемой в научной работе проблемы, которая, в свою очередь, определяется тематикой. Сформулировать цель научной статьи можно одним из предложенных ниже способов на примере работы на тему «Влияние глобального потепления на поведение птиц»:

  1. Изучить влияние потепления на поведенческие признаки птиц;
  2. Выявить определенные изменения в поведении птиц, причиной которых стало потепление;
  3. Показать связь между глобальным потеплением и изменением в поведении птиц.

Обязательные критерии любой цели – ясность и понятность. Общие фразы и абстрактные утверждения в таком случае не используются: автор должен прекрасно понимать, могут ли в дальнейшем применяться решения и если да, то как это сделать.

Графики

Представляю­т функциональную зависимость признаков.

Типы графиков:

1) отображающие зависимость изменения параметров во времени;

2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных).

Классическим вариантом изображения пер­вой зависимости является обнаруженная Г. Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания.

Аналогичны «кри­вые утомления», показывающие изменения эффективности деятельности во времени.

Графики функциональной зависимости двух переменных:

Закон Йеркса-Додсона (в психологии мотивации),

закономерность, описыва­ющая зависимость вероятности воспроизведения элемента от его мес­та в ряду (в когнетивной психологии), и т.д.

Рекомендации по построению графиков. (Л.В. Куликов):

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.

3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.

5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.

6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квад­ратами и треугольниками.

Если есть необходимость на том же графике представить вели­чину разброса данных, то их следует изображать в виде вертикаль­ных отрезков, чтобы точка, обозначающая среднее, находилась на отрезке (в соответствии с показателем асимметрии).

Куликов В.Н. Введение в социальную психологию. 1990, с.131.

Мазилов В.А. вслед за Роговиным М.С. и Залевским Г.В.

Куликов В.Н. с. 132

Психологический практикум. Общая характеристика психологического исследования. Москва. Юнита 1. 2002.

Психологический практикум. Общая характеристика психологического исследования. Москва. Юнита 1. 2002.

Формулировка цели

Правильная постановка методологических характеристик определяет ход всей научной работы

Поэтому недаром авторы уделяют столь пристальное внимание грамотной формулировке проблемы и научного аппарата вообще. Цель, задачи, методы исследования определяют содержание и заголовки глав, параграфов, разделов и подразделов

Формулировка целей работы, как правило, традиционна: ее обозначают такими словами, как «выявить», «установить», «определить» и другими. С помощью этих слов ученый показывает, чего именно он добивается своим трудом. Как правило, он стремится обнаружить и охарактеризовать какие-либо новые стороны предмета, описать его ранее неизвестные свойства, вскрыть связь явлений, их отношения между собой

Это тем более важно, что от этого зависит определение новизны и актуальности работы, что особенно ценится в научных кругах. Формулируя цель, ученый обозначает для себя и для читателей и те закономерности, которые он намеревается обозначить, или классификацию явлений и признаков

Предложения должны быть обозначены в виде глаголов в инфинитивной форме и несовершенного вида.

Место в научной работе

Цели и задачи формулируются в начале курсовых, дипломных, диссертационных исследований. Единого критерия по их формулировке не существует; в распоряжении авторов и ученых имеются лишь некоторые общие правила, которые являются общепризнанными и которые используются наиболее часто в трудах. Так, при выборе задачи, например, исследовали ориентируются на то, какие методы они будут использовать, как теоретически будут обосновывать то или иное заключение. Рассматриваемые в данной статье методологические характеристики служат ступенями к решению поставленной проблемы

Поэтому особенно важно, чтобы главы и параграфы в точности следовали формулировкам целей и задач, а выводы в заключении предельно кратко, ясно, точно и грамотно излагались именно на основании конкретно поставленных целей и задач. Они тесно связаны с гипотезой, которая является предположением и догадкой, которая нуждается в доказательстве

В этом смысле цель похожа на гипотезу, так как тоже представляет из себя мысленный результат научной работы. При выборе рассмотренных методологических характеристик необходимо ориентироваться также на проблему, методы и приемы исследования.

Что такое задачи исследования

Определение 2

Постановка задач представляет собой некий отбор путей и методов с целью достижения результата исследования, а сами задачи исследования — это как раз те самые методы по достижению конечной цели.

Их можно обозначить в качестве проблемы, решение которой дает возможность добраться до цели исследования. Выбор задач в любом случае обуславливают разделением цели исследования на цели второго порядка. В поставленных задачах исследования необходимо присутствие как тех, которые предоставляют приобретение новейших сведений, так и тех, с помощью чьих трудов можно добавить и в систему существующих психологических познаний.

Исследовательская работа будет приниматься в качестве цельного и завершенного, исключительно в о случае, когда исследуемое явление не будет просматриваться в описании как отделенное от иных психических явлений или как не обладающее структурой. Поэтому, в состав задач исследования нужно включать такие, с помощью которых можно определить место исследуемого явления в психике его взаимозависимости с другими явлениями. В любом исследовании обязательным пунктом является оценка уровня психики, к которому относится подверженный анализу факт, отделить очередные ступени психики и факты изучаемого явления, находящиеся на этих ступенях, разобрать скрытую структуру явления.

В психологии существует множество свойств и процессов, которые представляют собой базу в смысле их отношения ко многим ступеням психики. В качестве примера, активность, беспокойство, сосредоточенность, память и тому подобное.

Выделение линии ключевого качества и отдельных точек на такой линии помогают точному определению предмета исследования и пониманию общего спектра задач исследования. Любое психическое явление относится к одной или даже нескольким областям психики, взаимосвязано с теми или другими базовыми качествами. По этой причине все психические феномены можно изучать не исключительно в координатах, границах одной из главных областей психики (эмоциональной, познавательный, поведенческой, контактной), а также и в рамках иных разделов психики. Обладающих определенной структурной утвержденностью. К примеру, в личности таких можно взять: побуждающая сфера, сфера единства ориентации, картина мира, опытность, дарования и так далее. В таком случае, представляется невозможным найти общие и универсальные указания по той причине, что само разделение психики способно являться независимой задачей. Ее результат определяется теоретическими принципами, методологическими аспектами, обобщающей установкой исследования. Достаточно часто встречающееся заблуждение в постановке задач исследования заключается в том, что автор заменяет описание исследовательских задач описанием плана его будущих действий. В этом случае задачи формируются примерно следующим образом:

  • разобрать литературу по теме;
  • провести проверку (обследование);
  • подвергнуть обработке основанные на опыте данные;
  • разобрать полученные ответы на вопросы и сделать выводы.

Это является записью простых последовательных действий научного исследования. В данном описании нет абсолютно ничего нового, однако такую последовательность необходимо соблюдать.

Таким образом выходит, что найденные сведения нужно обработать, после чего разъяснить и только потом формулировать заключение.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Виды научно-исследовательских работ

Студенты вовлечены в исследовательскую работу с начала учебы. Уровень сложности НИР растет вместе со студентами. Назовем виды НИР.

Реферат

Письменный доклад или аналитический обзор, для подготовки которого автор изучает литературу на заданную тему. Студент осмысляет информацию, высказывает свою позицию, делает выводы. 

Реферат представляет собой чисто теоретическую работу. При этом студенты учатся не только поиску и анализу источников, но и аккуратности в плане оформления — реферат, как и любую НИР, оформляют и защищают по правилам. На этот счет даются методические указания.

Эссе

Рассуждение студента по определенному вопросу. Тоже предполагает изучение литературы по теме, но здесь уже центр тяжести не чужое мнение, а соображения автора, собственные впечатления и мысли. 

В эссе автор самовыражается, но при этом показывает, что разобрался в теме: четко изложил проблему, ориентируется в профессиональных понятиях и терминах, выдает факты и цифры, предоставляет аргументы, умеет ответить на вопросы. 

Проект

Научные разработки студента во время самостоятельных занятий вне аудитории. Учащийся задействован в прикладном или исследовательском проекте.  

Цель прикладного проекта — создание продукта, который решает проблему в профессиональной области. Например, приложение, сервис или  аппарат. Разработку можно внедрить во «взрослой» компании.

Цель исследовательского проекта — подробный анализ проблемной или неизученной темы. Например, для подготовки научных выступлений на конференциях или прикладного проекта.

Курсовая

Итог работы студента за время курса. Предполагается, что он сумел погрузиться в интересующую тему. 

В зависимости от года учебы, курсовые усложняются. Первокурсники занимаются теоретическими исследованиями. Студенты постарше, кроме анализа литературы, добавляют в НИР методы научных изысканий, практические наработки, объяснение научных данных. 

В идеале студент несколько лет корпит над одной темой. Курсовые по этой теме объединяются в выпускную квалификационную работу.

Диплом

Заключительная работа студента-выпускника за время учебы в вузе, результат всего научно-исследовательского труда. Показатель готовности нового специалиста, демонстрация полученных навыков и знаний по выбранной профессии. 

В дипломной НИР автор рассказывает, как всесторонне изучал интересующую проблему и какое решение предлагает.

НИР в аспирантуре

Некоторые выпускники идут в аспирантуру, где продолжают заниматься наукой. Следующая НИР в этом случае — кандидатская диссертация. Это труд, по итогам которого автор получает ученую степень кандидата или доктора наук. 

За время учебы вузе студент сосредоточен на познании профессии. В  аспирантуре исследователи углубляются в научную работу, стараясь решить современные проблемы своей области. Результаты изысканий аспиранты регулярно показывают научному сообществу — пишут статьи, выступают с докладами и презентациями.

Формулировка задачи

На втором подготовительном этапе ученый определяется с подробностями и деталями, с которыми ему предстоит работать, для чего прописывает задачи исследования. Цель исследования является общей идеальной умозрительной моделью окончательного результата, но автор анализирует конкретные факты, для рассмотрения которых ему нужно несколько сузить поле.

Поэтому он разбивает цель на несколько подцелей в зависимости от уровня сложности и трудности поставленной проблемы. Лучше всего двигаться от простой задачи к более сложной – это позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся в распоряжении автора возможности. Обычно данную методологическую характеристику обозначают утвердительным предложением, что позволяет лучше разобраться в большом объеме материала. Выделяют несколько видов задач; условно их принято выделять в три группы:

1. Те, которые направлены на выявление наиболее важных, сущностных признаков, критериев, характеристик изучаемого предмета.

2. Те, которые обосновывают наиболее эффективные способы решения проблемного вопроса.

3. Те, которые объясняют выбранные методы для анализа проблемы.

Проведение изучения

Научное исследование в целом включает в себя две стадии. На первой проводится собственно изучение. Она именуется «технологическим этапом». Вторая стадия считается аналитической, рефлективной. Перед началом работы необходимо составить план. В нем выделяется три части. В первой:

  1. Указывается цель исследования (запланированных экспериментов).
  2. Приводится перечисление необходимого для выполнения работы инвентаря.
  3. Описываются формы записей в черновой тетради.

В первой части также должна содержаться первичная обработка полученных в ходе практических действий результатов и их анализ, стадия их проверки. В плане необходимо предусматривать все, что исследователь может предвидеть на самом первом этапе. Здесь же формулируются ключевые элементы деятельности. Во второй части приводится описание экспериментальной стадии работы. Ее содержание будет зависеть от выбранной темы, сферы научного познания. Они характеризуют специфику изучения. Исследователю нужно проанализировать, насколько подобранные им методы смогут подтвердить выдвинутую гипотезу. При необходимости следует уточнить приемы в соответствии с запланированными результатами.

Примеры записи методов исследования

Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.

Методы исследования:
— изучение и анализ литературы;
— опрос школьников;
— проведение замеров массы рюкзака;
— анализ полученных данных.

Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.

Методы исследования:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.
3. Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу «Методы исследовательской работы»:<a href=»http://obuchonok.ru/metody» target=»_blank»>Методы исследования в исследовательской работе</a>

Код ссылки на форум:[URL=http://obuchonok.ru/metody]Методы исследования

Виды гипотез

По задачам исследования:

1. Описательная гипотеза характеризует изучаемое явление с разных позиций. В результате образуется понятийный аппарат и исходные данные для эксперимента. Описательная гипотеза строится на предположении: если ________, то _________.

2. Прогностическая гипотеза – предположение о возможном развитии процесса или явления, о факторах, которые могут влиять на исследуемое явление.

По уровню исследования:

  1. гипотезы о существовании явления;
  2. гипотезы о существовании связи явлений;
  3. гипотезы о причинной зависимости явлений А от яв­ления В.

Этапы формулирования гипотез:

8 стр., 3713 слов

Исследование социальных проблем молодой семьи в Тульской области

… Черняк, З.А. Янкова и др. Объект исследования — молодые семьи. Предметом — социальные проблемы молодой семьи. Цель работы: выявить социальные проблемы молодой семьи Задачи: 1. Рассмотреть понятие … анонимное анкетирование среди молодых семей 6. Выявить возможные пути решения проблем молодой семьи Гипотеза: необходимо осуществление мер социальной, экономической и правовой защиты молодых семей, …

  1. первичная формулировка гипотезы, вытекающая из поставленной проблемы (теоретическая гипотеза)
  2. этап теоретического исследования
  3. уточнение формулировки гипотезы или отказ от нее ( и исследования в целом)
  4. конкретизация и операционализация гипотезы (эмпирическая гипотеза), т.е. такая формулировка, из которой вытекают исследуемые переменные.

Другой подход:

1. Сбор информации по проблеме

2. Собственно формулирование гипотезы

3. Выработка рабочих гипотез и их группировка

Основные требования к формулированию гипотез:

  1. соответствие исходным методологическим принципам
  2. возможность операционализации (т.е. вычленения параметров исследуемого явления, доступных регистрации, измерению и анализу, т.е. эмпирических индикаторов);
  3. учет фактора времени, отведенного для проверки гипотезы;
  4. наличие методических процедур для проверки гипотезы (методического инструментария).

Как писать задачи?

Можно выделить четыре типа, в зависимости от действий, которые собирается выполнить студент:

№1

Первый тип, вне зависимости от особенностей курсовой исследования, формулируется всегда одинаково. «Рассмотреть понятие, сущность и виды…», «Изучить академическую литературу…».

№2

Вторая дает разъяснения сущности понятий, для них используются слова «Раскрыть», «Исследовать» и т. д.

№3

Далее следует поиск взаимосвязи теоретических данных с практическим применением.

№ 4

Рекомендации автора по исследуемой теме, какой вклад внес автор в изучение проблемы и какие нашел решения.

От постановки задач зависит не только результат, но и дальнейшая структура работы: название глав, параграфов и их содержание.

Многие российские высшие учебные заведения придерживаются общепринятому правилу: «Задачи формируются по наименованию глав и их количеству». В примеру, если первая глава называется: «Понятие незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», то и один из этапов должна звучать примерно так:

«Рассмотреть правовые нормы, противодействующие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ».

Также разделы курсовой работы и задачи должны быть соотнесены по количеству. Какое их количество прописано во введении, столько их и должно быть раскрыто в ходе написания и подведения итогов. Поэтому их не должно быть слишком много, так как есть риск не раскрыть некоторые, или раскрыть в недостаточной степени. Поэтому от трех до пяти вполне достаточно.

Глаголы, наиболее часто используемые при формулировании задач:

  • Выявить;
  • Рассмотреть;
  • Определить;
  • Систематизировать;
  • Сравнить;
  • Составить;
  • Сформулировать;
  • Проследить;
  • Проверить;
  • Рассмотреть;
  • Раскрыть;
  • Описать;

Примеры задач с использованием слов — клише

«Изучить феномен бессознательного в учении Зигмунда Фрейда».

«Раскрыть сущность понятия «кризис банковской системы».

«Проанализировать эндогенные и экзогенные факторы заболеваний».

«Оценить методы профилактики сосудистых заболеваний».

«Выявить проблемы разграничения полномочий между арбитражными судами и судами общей юрисдикции».

«Определить особенности коммерческой деятельности в розничной торговле».

Типичные ошибки, с которыми сталкиваются студенты при написании курсовой работы:

  1. Поставленные задачи не ведут к реализации заданной цели курсового проекта;
  2. Их ошибочная подмена на методы исследования, например: «Провести эксперимент»
  3. Они повторяют цель исследования.
  4. Они не соответствуют структуре и содержанию.

Гистограмма

Это «столбчатая» диаграмма частотного распре­деления признака на выборке. Используется декартова система коор­динат. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают зна­чения измеряемой переменной величины, а на оси ординат — частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величи­ны на выборке.

7 стр., 3437 слов

Исследования города. Когнитивная карта городской среды

Метод исследования заключался в следующем : испытуемый рисовал когнитивную карту города, в инструкции предлагалось нарисовать эскизный план города таким … многое упускает и искажает и именно поэтому изображает лучшим образом». ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Исследование образа Петроградского района было проведено в рамках научно-исследовательской темы «Концепция …

Рекомендуют использовать не менее 5, но не более 10 градаций. В случае ис­пользования номинальной или порядковой шкалы такой проблемы не возникает.

АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Наверное самое сложное в психологическом исследовании – это планирование исследования, а также анализ и интерпретация результатов.

Ну, установили положительную корреляцию двух переменных. А дальше что?

А дальше – анализ, интерпретация и промежуточные выводы. О чем выводы?

Прежде всего выводы должны касаться подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы. Но не только.

Содержание выводов:

· о цели (достигнута или нет) или гипотезе (подтверждение или опровержение);

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

… научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения. Эмпирический (практический) уровень исследования – исследование, в котором устанавливаются новые научные факты и выводятся эмпирические закономерности; … развивающемся понятии, подразумевая, что содержание понятия по мере накопления научных данных и развития научных теорий обрастает все новыми и новыми признаками …

· о соответствии данным, полученным другими исследователями (предшественниками, другими школами);

· о теории (соответствии теории, лежащей в основе исследования);

· о согласованности с другими теоретическими представлениями.

· о возможности обобщения (генерализации) и переносе данных на другие ситуации, популяции и др.

Основное требование к результату психологического исследования:

В отличие от классического естествознания, результат в психологии должен быть инвариантен:

1. инвариантен (не изменен) по отношению ко всем объектам данного типа, Ограничителями генерализации выступают внепсихологические характеристики популяции: 1) биологические; 2) социокультурные.

К основным биологическим характеристикам относятся пол, воз­раст, раса, конституциональные особенности, физическое здоровье.

Социокультурные ограничители:

· этнические (можно ли перенести на представителей других народов?)

· культурные

· уровень образования

· уровень доходов испытуемых,

· классовая принадлежность и т.д.

Можно ли данные, полученные на экспериментальной выборке, распространить на всю популяцию? Решение этой проблемы зависит от того, насколь­ко в ходе планирования исследования и формирования эксперимен­тальной выборки соблюдалось требование репрезентативности.

Для проверки выводов, во-первых, проводят дополнительные эксперименты на группах представителей той же популяции, не во­шедших в первоначальную выборку. Во-вторых, стремятся максимально увеличить в уточняющих экспериментах численность эксперименталь­ной и контрольных групп.

2. инвариантен (не изменен) к пространс­твенно-временным (и некоторым другим) условиям проведения исследования, Условия исследования:

· пространственно-временные факторы

· условия деятельности испытуемого,

· особенности заданий.

· вариации инструкции,

· материала заданий, действий испытуемого, предусмот­ренных в ней,

· вид мотивации,

· присутствие или отсутствие «обратной связи»?

Исследователь должен варьировать в последующих сериях дополнительные переменные, относящиеся к характеристикам задания, чтобы установить, являются ли результаты инвариантными по отношению к задаче испытуемого

3. инвариантен (не изменен) к особенностям взаимодействия исследователя и испытуемого,

4 инвариантен (не изменен) к содержанию деятельности испытуемого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector