Гуманитарный факультет

Особенности обучения

Главная задача образовательной деятельности вузов МЧС – подготовка специалистов по пожарной и техногенной безопасности. Естественно, что учеба по этим направлениям отличается от обучения по обычным гражданским специальностям. В первую очередь – по причине необходимости в будущем часто находиться в сопряженной с различными опасностями для жизни обстановке. В связи с этим, независимо от выбранного профиля, цикл обучения обязательно будет включать в себя изучение:

  • различных средств и методов спасения человека;
  • антропогенных воздействий на окружающую среду;
  • средств и методов оценки рисков и опасностей;
  • производств и технологических процессов, обладающих повышенной степенью пожарной и/или техногенной опасности;
  • опасностей, связанных с деятельностью человека в целом;
  • опасностей, которые несет среда обитания (как в связи с человеческой деятельностью, так и с явлениями природы).

Связано это с главными целями структур МЧС – обеспечением безопасности людей в окружающем мире, минимизацией возникающих пожароопасных, техногенных и прочих видов воздействия на окружающую среду и стремление любыми путями сохранить жизнь и здоровье попавшим в беду людям, используя свои профессиональные знания, методы прогнозирования и контроля, а также современные технические средства. По этой же причине в цикл профессионального обучения (согласно ФГОС ВПО для специальностей в структуре МЧС) включено изучение таких дисциплин, как:

  • надежность технических систем;
  • управление пожарной и техносферной безопасностью;
  • стандартизация, метрология и сертификация;
  • биологические и медицинские основы безопасности;
  • электротехника;
  • гидрогазодинамика;
  • инженерная графика и другие.

Естественно-научный и математический цикл обучения также имеет свои особенности – например, изучение (помимо стандартных химии, физики и высшей математики) таких предметов, как экология, теория горения или ноксология (наука об опасностях окружающей среды). И лишь гуманитарно-социально-экономический цикл не содержит каких-то особенных дисциплин – в его базовую часть входят экономика, история, философия и иностранный язык.

Вариативная часть циклов (особенно профессиональных) – дело другое. Здесь все зависит от вуза (каждый из которых связан еще и со специально созданной в РФ сетью центров практической подготовки эмчеэсовцев) и будущей профессии выпускников. Поскольку одна часть из них поступит на государственную гражданскую службу, а вторая – в аварийно-спасательные формирования, государственную противопожарную службу либо войска Гражданской обороны (иначе говоря, военизированные структуры). В последнем случае выпускник становится кадровым офицером.

История создания

Формирование Института развития МЧС России проходило на базе факультета переподготовки и повышения квалификации руководящего состава Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и офицеров войск гражданской обороны (ГО), который был создан в 1995 году в Академии. Начальником факультета являлся полковник Шишин Н.Н.

Директивой МЧС России от 13.04.2001 года на базе факультета был создан Институт развития МЧС России, первым начальником которого был назначен заслуженный деятель науки РФ профессор Мищенко В.Ф. В структуре Института предусматривались три отдела: учебный, научно-методический и международно-аналитический, а также финансово-экономическое отделение.

В 2005 году начальником Института был назначен генерал-майор В.Н. Неклюдов. В этот период структура Института развития включала учебный и методический отделы, а также кафедру гражданской защиты Академии гражданской защиты МЧС России. Приход нового руководства в Институт развития совпал с перемещением в новый …

дальше

Формирование Института развития МЧС России проходило на базе факультета переподготовки и повышения квалификации руководящего состава Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и офицеров войск гражданской обороны (ГО), который был создан в 1995 году в Академии. Начальником факультета являлся полковник Шишин Н.Н.

Директивой МЧС России от 13.04.2001 года на базе факультета был создан Институт развития МЧС России, первым начальником которого был назначен заслуженный деятель науки РФ профессор Мищенко В.Ф. В структуре Института предусматривались три отдела: учебный, научно-методический и международно-аналитический, а также финансово-экономическое отделение.

В 2005 году начальником Института был назначен генерал-майор В.Н. Неклюдов. В этот период структура Института развития включала учебный и методический отделы, а также кафедру гражданской защиты Академии гражданской защиты МЧС России. Приход нового руководства в Институт развития совпал с перемещением в новый учебный корпус, освоением и внедрением в учебный процесс новых технических средств и оборудования, организацией специализированных классов.

С 2011 по 2013 год Институт развития МЧС России возглавлял кандидат педагогических наук Середохов В.И.

Новые направления деятельности МЧС России в области обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, обеспечения безопасности людей на объектах ведения горных работ, а также работ в подземных условиях, потребовали разработки и апробации новых программ и соответственно новых учебно-методических документов. Так, из категории пилотных проектов, после этапа внедрения, статус полноправных учебных программ получили программы повышения квалификации: «Начальников гарнизонов пожарной охраны», «Начальников отделов ГИМС главных управлений МЧС России по субъектам РФ», «Руководящего состава подразделений военизированных горноспасательных частей МЧС России» и другие.

С 1 сентября 2013 года по май 2016 года директором Института развития являлся кандидат военных наук Чириков А.Г, который ранее заведовал ведущей кафедрой Академии гражданской защиты МЧС России — кафедрой оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО.

С мая 2016 года по настоящее время Институт развития возглавляет кандидат военных наук, доцент, полковник Симонов В.В, ранее стоявший во главе факультета (руководящего состава) Академии гражданской защиты МЧС России.

Академия ГПС МЧС России (г.Москва)

Требования: наличие среднего общего или среднего профессионального образования

Правовой статус: Курсант

Специальное звание по окончании университета: лейтенант внутренней службы

Проведение вступительных испытаний: июль

Направления подготовки: Пожарная безопасность (5 лет, специалист, юноши):

Испытания в форме ЕГЭ Дополнительные испытания в ВУЗе
— математика проф.— физика— русский язык -математика— физическая подготовка

Техносферная безопасность, профиль пожарная безопасность (4 года, бакалавр, юноши/девушки):

Испытания в форме ЕГЭ Дополнительные испытания в ВУЗе
— математика проф.)— физика— русский язык математика физическая подготовка

Как стать спасателем | Про профессии.ру

Спасатель — это сотрудник Министерства чрезвычайных ситуаций, который предоставляет экстренную помощь людям при природных катаклизмах, пожарах, автокатастрофах и т. д. Профессия «спасатель» — незаменима, особенно в условиях современного мира, более того, она являет собой синтез многих других профессий, таких как водитель, врач, пловец, верхолаз и др.

Очевидно, что стать спасателем совсем не просто, ведь для этого необходимо в совершенстве владеть не только телом, но и разумом, быть собранным, ответственным и решительным. В то же время «не просто» не означает «нереально», поэтому о том, как этого достичь мы и поговорим в статье.

Для того, чтобы стать спасателем в МЧС России в первую очередь, необходимо получить полное среднее образование, а затем пройти курс подготовки в оперативно-спасательном отделении (таком как Северо-Западный региональный центр МЧС России или учебный центр в г. Ногинск).

В таких учреждениях молодые люди получают базовые первоначальные навыки будущего спасателя и обретают понимание того, что такое противопожарная, или, например, химическая безопасность.

К слову, в специализированных академиях и вузах спасателей не готовят, но обучение в одном из таких заведений, безусловно, не помешает (так же, как и наличие автомобильных прав, спортивных достижений и разрядов, или дополнительного медицинского образования). Более того, многие спасатели имеют опыт службы в армии.

Что нужно знать, чтобы стать спасателем

Будущим спасателям необходимо помнить, что все полученные знания рано или поздно нужно будет использовать на практике, соответственно, чем больше знаешь, тем больше жизней сможешь спасти, тем качественнее выполнишь работу.

• Во-первых, спасатель должен иметь достаточный уровень физической подготовки, и постоянно его совершенствовать. Кроме того, необходимо умение действовать в экстренных ситуациях и при этом рассчитывать силу.

• Во-вторых, спасатель должен обладать не только стандартными физическими навыками, базовым образованием и соответственными чертами характера, но и общими, дополнительными знаниями.

Приветствуется знание международных языков, дополнительное медицинское образование, наличие водительских прав, опыт волонтерства, или работы с пострадавшими, навыки обращения с оружием.• Ну и в-третьих, для того, чтобы стать спасателем необходимо обладать особыми качествами.

Например, быть морально выносливым, собранным, ловким, внимательным, решительным командным «игроком», способным принять самостоятельное решение и понести за него ответственность. Кроме того, спасатель должен искренне любить свою работу, ведь основа карьерного успеха в этой сфере – это любовь к профессии.

Как стать спасателем МЧС в России

После выполнения всех вышеописанных требований остается только устроиться в Министерство чрезвычайных ситуаций.

Для этого нужно собрать следующие документы: паспорт, военный билет, трудовую книжку, аттестат и характеристику с последнего места работы (учебы), а затем отправиться в местное отделение по чрезвычайным ситуациям.

Экспертная комиссия оценивает кандидатуру и принимает решение исходя из уровня физической подготовки и личностных характеристик.

Вот несколько дополнительных фактов, которые могут сориентировать будущего спасателя:

Закон России не ограничивает женщин в желании служить в Министерстве чрезвычайных ситуаций, но в то же время, участвовать в горноспасательных операциях или работах с газом женщинам строго запрещено.

Для того, чтобы помогать людям необязательно становиться спасателем. В некоторых экстренных ситуациях МЧС России принимает помощь волонтеров, иначе говоря — добровольцев. Особенно часто это случается при пожарах в лесах или поиске людей.

Еще одним подводным камнем работы в МЧС России является запрет перевода служащего из одного государства в другое. То есть при такой необходимости нужно будет увольняться и восстанавливаться на новом месте работы.

Как стать спасателем в горах

Для того, чтобы стать спасателем в горах, помимо всех вышеупомянутых требований, нужно получить разряд по альпинизму. Сделать это можно или в альплагере с помощью инструктора, или на сборах альпинистов.

После получения первого разряда спасателю выдают жетон и он может приступать к работе.

Кроме того, обязательным является умение передвигаться на лыжах, ориентироваться по местности и использовать специальное альпинистское снаряжение.

Возможно Вас заинтересуют:

Топ-10 профессий в МЧС для девушек

На первый взгляд, может показаться, что вакансий для женщин в этой сфере, крайне мало. Добавляет убедительности тот факт, что подавляющее количество сотрудников в подразделениях МЧС — мужчины.

Это ошибочное представление. На любой должности в структурах МЧС, женский вклад не менее значим чем мужской. С каждым годом увеличивается число женщин-спасателей и представительниц других профессий.

Наиболее частый выбор женских профессий:

  1. Диспетчер. Распространенная специальность в МЧС для девушек. На должность диспетчера может претендовать выпускница педагогического или психологического вуза после дополнительного профильного обучения. От умений правильно и оперативно обработать, и передать полученную информацию зависят жизни не только пострадавших людей, но и сотрудников.
  2. Дознаватель. Специалист, занимающийся расследованием ЧС и происшествий.
  3. Психолог. В обязанности штатного психолога входит выезд на место происшествий для оказания психологической помощи пострадавшим и их родственникам.
  4. Оператор телефонной связи. На эту вакансию могут претендовать выпускницы профильных колледжей, куда можно поступить после 9 класса.
  5. Сотрудник материально-технического обеспечения. Охотно принимают женщин в сферу обеспечения. Персонал должен своевременно получать обмундирование, экипировку, а технику необходимо обеспечивать необходимыми комплектующими. Именно женщина со свойственной ей хозяйственностью и аккуратностью наилучшим образом справляется с этими задачами.
  6. Сотрудник кадрового, финансового и юридического отделов.
  7. Спасатель. Женщина может принимать непосредственное участие в поисково-спасательных операциях. Но, необходимо знать, что по закону РФ запрещен женский труд на горнодобывающих предприятиях, поэтому девушку не возьмут в спасательную бригаду для ликвидации ЧС под землей.
  8. Специалист по пожарному надзору. Осуществляет контроль за соблюдением требований пожарной техники безопасности на гражданских объектах и иных предприятиях.
  9. Специалист по проведению экспертиз. В каждом подразделении обязательно наличие лаборатории для экспертиз разного рода. Женщина прекрасно справляется с обязанностями лаборанта по осуществлению научно-технической деятельности.
  10. Штатный фотограф. После происшествий часто возникает необходимость в расследовании. Фото и видеоматериал в этом случае необходим.

Это неполный перечень профессиональных возможностей для женщин. В интернете много историй о сотрудницах служащих наравне с коллегами-мужчинами. Девушки успешно осваивают профессии: кинолога, врача, пилота, инспектора, и др.

Академия Государственной противопожарной службы

Академия Государственной противопожарной службы МЧС России

АГПС МЧС России с самого начала своего существования (с 1933 года) позиционируется как высшее учебное заведение и является ведущим по подготовке специалистов высшего звена в столь специфической отрасли, как обеспечение пожарной безопасности. В составе заведения действуют институт развития, готовящий руководящие кадры в составе МЧС России, а в Институте заочного и дистанционного обучения, получают высшее образование для работы по обеспечению защиты от пожаров, в сфере управления государством и муниципальными образованиями, информационных систем и технологии, а также специалистов по судебной экспертизе пожаров.

Отличная учебно-лабораторная база позволила сформировать 10 научных школ. Об уровне подготовки специалистов говорит тот факт, что свыше 1600 выпускников ВУЗа за весь период существования были удостоены правительственных наград в советский период и в РФ. Кроме Московского учебно-методического центра, организацией образовательного процесса занимаются официальные представительства в Казани в Ставрополе.

Научная и инновационная деятельность

В проведении активных научных исследований задействованы научные работники и преподаватели в комплексе решающие организационно-управленческие проблемы, и семь учебно-научных комплексов по отдельным направлениям. Силами научных кадров проводится:

  1. Определение целей по совершенствованию нормативной базы МЧС.
  2. Разработка современной техники по проведению аварийно-спасательной работы и пожарной защиты, приемов и средств, обеспечивающих разным объектам защиту от пожаров.
  3. Изучение организационно-управленческих задач противопожарной службы на государственном уровне.

В двух Диссертационных советах проводится защита диссертаций. В сфере интересов Академии находится лицензионная деятельность, сертификация продукции. Кроме того, выполняются работы и оказываются услуги физическим и юридическим лицам России и зарубежья. Сотрудниками Академии постоянно издается справочная, научная и учебно-методическая литература, участвуют в международных научно-практических конференциях и семинарах.

Общее количество студентов превышает три тысячи, на факультете по работе с иностранными гражданами обучается 43 студента. Постоянно действующий Совет молодых ученых и специалистов Академии привлекает к научной деятельности студентов, создавая условия для творческой самореализации.

Экзамены и нормативы для поступающих в вузы

Для поступления в вузы МЧС после 11 класса понадобятся результаты ЕГЭ по трем – шести предметам:

  • профильной математике;
  • физике;
  • русскому языку;
  • обществознанию – для абитуриентов профиля «тыловое обеспечение» направления «менеджмент» 38.03.02; на «экономику» 38.03.01, «рекламу и связи с общественностью» 42.03.01;
  • информатике и ИКТ – на направления «информатика и ВТ» 09.03.01; «инфосистемы и технологии» 09.03.02;
  • истории – для поступления на «рекламу и связи с общественностью» 42.03.01, «юриспруденцию» 40.03.01.

Поступающие по результатам внутренних экзаменов вуза (после колледжей, например) проходят испытания по предметам в письменной или устной форме. Кроме того, для поступления на командно-инженерный факультет АГЗ и на все направления бакалавриата в Санкт-Петербургском университете МЧС надо сдать дополнительный к ЕГЭ письменный экзамен по математике. Перечень ДВИ может меняться, его необходимо уточнять в самом учебном заведении.

Проходные баллы в вузы МЧС России, достаточные, чтобы подать заявление на участие в конкурсе, одинаковы во всех учебных заведениях:

  • профильная математика – 27;
  • русский язык – 36;
  • физика – 36;
  • обществознание – 42;
  • информатика – 40;
  • история – 32.

В Академии гражданской защиты требования к будущим курсантам жестче, чем к абитуриентам, поступающим на гражданские специальности: минимальные баллы для потенциальных офицеров на некоторых (но не на всех) направлениях выше:

  • профильная математика – 32;
  • русский язык – 40.

На поступление можно рассчитывать с баллами на уровне от 50.

Обычно сдают три норматива:

  • бег на 1 или 3 км;
  • бег на 100 м;
  • силовой комплекс – подтягивания для юношей, пресс или/и отжимания для девушек.

Нормативы физподготовки для юношей, поступающих в вузы МЧС

Каждое упражнение надо выполнить не меньше чем на 10 баллов, иначе оно не будет засчитано и, соответственно, весь экзамен по физподготовке тоже пойдет в незачет, и абитуриента не допустят к дальнейшему участию в конкурсном отборе. Минимум за весь комплекс – 30 баллов.

Нормативы физподготовки для девушек, поступающих в вузы МЧС

Комплексное силовое упражнение для девушек – это пресс + отжимания из упора лежа. Выполняя его, надо уложиться в одну минуту: сначала за 30 секунд надо сделать максимальное количество наклонов вперед (для зачета достаточно 24) из положения лежа на спине, касаясь руками носков ног и возвращаясь на лопатки; затем без перерыва перевернуться лицом вниз и выполнить как можно больше отжиманий. Минимум за каждое упражнение экзамена, как и у юношей, 10 баллов.

Дальневосточная пожарно-спасательная академия — филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (г.Владивосток)

Требования: наличие среднего общего или среднего профессионального образования

Правовой статус: Курсант

Специальное звание по окончании университета: лейтенант внутренней службы

Проведение вступительных испытаний: июль

Направления подготовки:

Пожарная безопасность (5 лет, специалист, юноши):

Испытания в форме ЕГЭ Дополнительные испытания в ВУЗе
— математика проф.)— физика-русский язык -математика-физическая подготовка

Техносферная безопасность, профиль пожарная безопасность (4 года, бакалавр, юноши/девушки):

Испытания в форме ЕГЭ Дополнительные испытания в ВУЗе
— математика проф.— физика-русский язык математика физическая подготовка

Нежинская Нина Юрьевна

Тел.: 8 924-211-99-88

Уральский институт Государственной противопожарной службы

Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России

С 1928 года, когда Свердловским облисполкомом было принято решение о создании Уральских региональных пожарно-технических занятий и до настоящего времени, учебное заведение Екатеринбурга (Свердловск) проводит работу по обучению руководящего кадрового состава в сфере противопожарной комиссии. В 1999 году пожарно-технический колледж МВД России преобразован в филиал Санкт-Петербургской Академии, а в 2008 году был проведен курсантов по программе высшего профессионального образования.

Обучение в заведении ведется по курсу высшего и среднего профобразования для исполнения обязанностей начальников высшего и среднего уровня. На факультетах пожарной и техносферной безопасности подготавливают бакалавров и специалистов с присвоением выпускникам звания «Лейтенант». На заочное обучение принимают рядовой и начальствующий кадровый состав МЧС, и период учебы составляет 12 семестров, или 6 лет.

Есть еще один факультет образовательных услуг на платной основе по следующим профилям работы:

  • Пожаробезопасность.
  • Защита в чрезвычайных ситуациях.

На базе полного среднего образования после пяти лет обучения, по очной форме, присваивается квалификация «специалист» или «инженер». На базе 9-ти классов присваивается квалификация «техник». На факультете по 12 программам переподготовки и повышения квалификации, руководящие кадры, сотрудники и специалисты, должностные лица Министерства чрезвычайных ситуаций, получают дополнительное профессиональное образование.

Оказание услуг УрИ ГПС МЧС России

За весь период существования учебного заведения выпускники и сотрудники неоднократно отличались на тушении самых сложных пожаров. Высокий уровень преподавательского состава, большой научный потенциал позволяет оказать широкий комплекс услуг по следующим направлениям:

  1. Экспертная оценка решений, обеспечивающих пожарную защиту.
  2. Научно-техническое обоснование норм и правил и практическое применение в области защиты от пожаров.
  3. Проверка соответствия проектов сооружения разных объектов требованиям противодействия возможности пожаров.
  4. Проверка правильного расчета рисков пожара, как по обеспечению пожарной безопасности людей, так и функциональных зданий.
  5. Системное обеспечение защиты от пожаров.

Созданная в 2011 году на базе института организация, имеющая статус общественной, содействует развитию пожарной охраны на добровольных началах, на территории города, проведения профилактических мероприятий по укреплению пожарной безопасности в Екатеринбурге.

Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

История Ивановского института началась в середине 60-х, когда в городе было основано пожарно-техническое училище с числом переменного состава 500 единиц и постоянного состава – 170 единиц. Достойные результаты обучения, благодаря квалификации научно-преподавательского состава, были отмечены путем переименования академии в полноценное высшее учебное заведение – институт. Знаменательное события произошло в конце января 2015. С этого времени кардинально возросло количество абитуриентов и студентов, преподавательский состав потерпел весомые изменения.

На сегодняшний день современный учебно-научный комплекс обучает около полутора тысячи простых работников органов МЧС и спасателей, общее количество учащихся больше двух с половиной тысяч. Прием заявлений от поступающих проводится на обучение за счет средств бюджета и на коммерческой основе.

Расположенная на территории свыше 20 тысяч квадратных метров, учебно-материальная база состоит из лекционных залов, учебных лабораторий многофункционального учебно-тренажерного комплекса, лабораторий, и специализированных классов.

На специально оснащенном поле учебного заведения проводятся практические занятия по важным для будущих спасателей дисциплинам:

  1. Проведение эвакуационных работ в случае чрезвычайных ситуаций на оползнях, завалах, прочее.
  2. Тушение огня и устранение аварийных ситуаций в авиации и на железных дорогах.
  3. Занятия в резервуарных парках.
  4. Психологической подготовки на полосах огневой подготовке.
  5. Отработка поведения при дорожных происшествиях разной степени тяжести.

Большое внимание уделяется физическому развитию. Подготовка учащихся академии одна из лучших в стране, которая проводится в специализированном учебном корпусе с применением спортивных манежей

Курсанты могут усовершенствовать навыки в спортивном и борцовском зале. Регулярно проводятся соревнования на поле собственного стадиона с беговыми дорожкам. Стадион оснащен трибунами для групп поддержки, рассчитанными на 350 человек. Спортивный городок, современная библиотека с выходом в Интернет, 550-местный клуб позволяют удовлетворить разнообразные интересы.

Практика — главный фактор успешного обучения!

Особенностью учебного процесса в ИПСА ГПС МЧС России является то, что слушатели и курсанты принимают активное участие в ликвидации ЧП разного характера, тушения пожара. Лесные торфяные пожары на центральных территориях, начиная с 1972 года, тушили сводные отряды учебного заведения. За профессиональные и решительные действия сводного отряда института при тушении лесоторфяных пожаров (2010 г.) в Ивановской и Владимирской областях 150 сотрудников и курсантов отмечены правительственными наградами и благодарностями губернаторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector