Виды обучающих мероприятий

Содержание:

Составление плана проведения тренинга или семинара, распечатка брошюр

План сравним с расписанием занятий. Например, школьник точно знает время начала и окончания уроков, какие именно предметы будут изучаться в конкретный день. Точно также и человек, заинтересовавшийся тренингом либо семинаров, должен знать о всех нюансах обучения.

В программе указывается:

  • Общая длительность (день или несколько дней, количество часов каждый день).
  • Где проводится обучение, кто автор и ведущий.
  • Из каких блоков состоит мероприятие, их продолжительность и тематическая направленность каждого.
  • Когда начинается регистрации участников.
  • Время перерывов и другие нюансы.

Составленная программа печатается в виде яркой брошюры и предоставляется участникам.
Как видим, реализацией данного пункта не следует пренебрегать и оставлять на последний день. Помимо самого плана, нужно продумать дизайн брошюры, найти типографию для ее изготовления, договориться о печати, подождать несколько дней или более выполнения заказа.


Пример программы тренинга Евгения Галая: «Менеджер: искусство управления людьми»

Семинар практикум как сделать?

Помните, что если вид вашего семинара-практикум, то ваше мероприятие должно быть направлено на юниоров. Вы можете предположить, что ваша аудитория будет иметь базовый опыт работы в области, про которую вы хотите рассказать, например биология (если, все прошли курс), но вы не можете предположить, что все знают что-то о биохимии, биологии развития, иммунологии или экологии планктона. Поэтому введение вашего семинара должно включать раздел, в котором вы представляете справочный материал, необходимый для понимания ваших разговоров. Эта информация обычно встречается во вторичных источниках, таких как учебники, обзорные статьи и общие периодические издания. Большая часть оставшейся части вашего семинара должна быть сосредоточена на Первичной литературе, такой как статьи в журналах, материалы конференций и т. д. Ваша информация должна быть как можно более актуальной, предпочтительно в течение последних 5 лет.

Сколько ссылок нужно? Это будет варьироваться от темы к теме, но вы должны выбрать тему, в которой вы можете найти не менее 10 статей в основной литературе.

Виды семинаров

Итак, мы уже поняли, что семинар — это общение с аудиторией. Какие же бывают виды семинаров в наше время?

  • Бизнес-семинар проводится в компании, и его целью ставится повышение профессионального уровня служащих.
  • Научный семинар проводится для обмена опытом и общения людей, работающих в одном исследовательском направлении.
  • Учебный семинар проводится для подробного изучения какой-либо темы.
  • Вебинар, или онлайн семинар, проводится дистанционно, может иметь разную направленность, как консультативную, так и обучающую. Особенностью является то, что проводится не лично, а с помощью таких программ, как Skype, ooVoo, TrueConf и других.

Учебные семинары и их проведение

На семинарах студенты учатся высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую

В каждом ВУЗе есть такая форма работы, как семинар. Она способствует лучшему усвоению материала, более глубокому изучению темы. Предполагает тщательную подготовку к дискуссии, анализ различных источников, обобщение полученного материала. Учит выступать перед аудиторией, делать короткие доклады, выделять проблемы, находить пути их решения и быстро анализировать полученную информацию.

Есть несколько схем проведения семинаров, но все можно свести к одной структуре:

Вступительное слово. Преподаватель ещё раз говорит о теме, даёт немного информации по ней и приглашает к обсуждению студентов.
Доклады студентов. Учащиеся выступают с короткими сообщениями по вопросам, которые были поставлены заранее.
Обсуждение и дополнения выступлений. Слушатели высказывают мнение относительно темы каждого из докладов, дают недостающую информацию.
Выявление и решение проблем, определение ценности информации. Преподаватель делает замечания к докладам, предлагает способы исправления погрешностей.
Подведение итогов, заключительное слово

Вся собранная информация обобщается, выделяется самое важное.

Вопросы к семинару раздаются за несколько дней, чтобы каждый успел подготовить доклады. Преподаватели рекомендуют составлять учащимся план занятия, чтобы проводить обсуждение по очереди и не теряться. Студенты должны уметь выражать свои мысли, доказывать их и делать короткие, не занимающие много времени сообщения.

Как готовиться к семинару 📒

Ведя подготовку к встрече постарайтесь сделать следующее:

  1. Найти людей, которые хорошо разбираются в теме и могут донести необходимую информацию до слушателя.
  2. Найти место с определенной технической инфраструктурой. Вы должны предусмотреть наличие оборудования, удобства для посетителей, например, парковки.
  3. Используйте различные возможности для отправки приглашений на мероприятие. Здесь помогут социальные сети, сайты Lanyrd, Eventbrite. Подобные ресурсы помогут собрать аудиторию, рекламировать предстоящую встречу.
  4. Определитесь с количеством участников. Лучше знать заранее, сколько человек посетит мероприятие, чтобы рассчитать посадочные места, договориться о горячих обедах, а также подготовить бейджи и рекламные материалы.
  5. Найдите несколько человек, которые согласны помогать вам, при необходимости проведите их обучение.

Где лучше проводить тренинги или семинары?

Краткосрочность тренингов и семинарских занятий (обычно они длятся 1-2 дня) обеспечивает их мобильность – организацию в разных городах

В этом случае важно выбрать помещение в центральной части города с удобной транспортной развязкой, комфортных подходом и подъездом. Тогда все участники прекрасно доберутся к назначенному часу

Широко практикуется вариант обучения на природе – в санаториях и прочих загородных учреждениях, расположенных недалеко от городской черты. При организации выездного обучения, необходимо позаботиться о доставке слушателей к месту его проведения на автобусе (иным способом), заблаговременно забронировать комнаты для проживания и подумать о питании.

Оценки

Анализируя проделанную студентом работу по подготовке к семинару, преподаватель оценивает не только прозвучавший доклад, но и активность учащегося. В целом, итоговая оценка за семинар зависит от четырех составляющих:

  • Доклад студента. Выступление учащегося должно полностью раскрывать тему, демонстрировать должную аргументацию и примеры. От качества доклада зависит примерно половина оценки за семинар.
  • Дополнение к докладам аудитории. Учащийся, который уместно и правильно дополнил новой информацией выступления других студентов более чем два раза, получит дополнительные баллы к оценке.
  • Уровень подготовки. Преподаватель оценивает логику доводов студента, глубину его знаний по теме и готовность к обсуждению научных вопросов.
  • Активность. Не стоит молча сидеть на месте после окончания собственного выступления. Помимо возможного дополнения докладов коллег, нужно задавать вопросы преподавателю и аудитории, озвучивать иные относящиеся к теме мысли. Часто проявленная студентом активность склоняет чашу весов в сторону более высокого балла при подведении итогов и выставлении оценок за семинар.

С какой целью проводят семинары

Цели могут быть разными:

  • Обсуждение в учебных заведениях преподаватели проводят для лучшего понимания студентами пройденной темы.
  • Бизнес-семинары нужны для грамотного использованию бизнес – инструментов на практике. Цели некоторых сводятся к обучению определенным навыкам, например, освоению инструментов маркетинга, инвестирования.
  • Бывают также мотивирующие занятия, на которых участников стараются мотивировать, например, для увеличения продаж.
  • Когда нужно установить контакт с поставщиками, привлечь новых партнеров предприятия и организации проводят торговые семинары. Их участниками становятся представители государственных органов, бизнеса, широкая общественность. Цель – презентация товара или услуги.

Но иногда люди приходят просто чтобы найти единомышленников. Независимо от того, онлайн или оффлайн проводится мероприятие, здесь всегда можно отыскать людей со сходными интересами. Они получают возможность строить нетворкинг, карьеру, искать возможности для дальнейшего развития бизнеса.

Какие бывают семинары?

Мы уже определились, что современные семинары стремительно прогрессировали сквозь века и на сегодняшний день несколько отличаются от древних дискуссий.

Чтобы утвердиться в этом мнении, остается только добавить, что данный вид обучения имеет свою условную классификацию, которая принята, как в научном, так и в деловом мире.

1. Бизнес-семинары. Одно уже название говорит само за себя. Это доклады, тема которых затрагивает финансовые, аналитические, технические и организационные аспекты успешного ведения бизнеса, предпринимательства.

2. Научные семинары хорошо известны в научных коллективах, а их основная задача – повышение образованности и квалификации. Ученые встречаются, делятся своими достижениями и впечатлениями, опять-таки спорят на тему, приводя свои веские аргументы, и приходят к общей истине.

3. Вебинары. Это относительно молодое понятие, которое получило свое распространение исключительно благодаря вездесущей силе всемирной паутины.

Онлайн-конференции позволяют проводить тематические беседы, пребывая на разных континентах.

Кстати, стоит отметить известную международную компанию Microsoft NetMeeting, которая одна из первых продемонстрировала культурному миру такие неограниченные возможности. Думаю, о пользе «виртуальных собраний» говорить не приходится – все очевидно.

Вывод: На этом тему семинаров, пожалуй, можно закачивать, однако все-таки хочется добавить следующее: не стоит в университете пропускать семинары и, тем более, отказываться от участия в подобных дискуссиях.

Это очень полезное и нужное мероприятие на любом курсе, ведь оно обязательно отложит в голове массу полезной информации, которая еще не раз пригодится в будущей специальности и карьере.

Может, когда-то придется блеснуть интеллектом!

Теперь ты знаешь о том, что такое семинар.

Учебные семинары

Учебный семинар означает углубленное изучение учащимися какой-то определенной темы. Для начала проводится подготовка к семинару. Студентам сообщается тема заранее, чтобы они могли найти как можно больше информации по ней в разных источниках. Преподаватель также проводит подготовку, он составляет план семинара, делит тему на подтемы, продумывает методы и формы общения с аудиторией. Цель этого лежит в том, чтобы после проведения занятия студенты узнали о предмете обсуждения намного больше, чем знали до этого.

Большим плюсом такой формы обучения является то, что на семинаре люди учатся толерантности, способности принимать мнения других людей, а не навязывать только свое видение проблемы. Также семинары прекрасно развивают культуру правильного общения и поисковую способность человека.

Выбор помещения для тренингов или семинаров

Выбор помещения – не самая простая задача. Идеальное решение – аренда зала (класса) в современном бизнес-центре, где интересы клиентов учтены на сто процентов. Однако и его арендная стоимость соответствующая, а значит повышается цена занятий.

Основные требования к залам для проведения тренингов:

Комфортность – поддержание оптимального микроклимата в любой сезон. Наличие комнаты для курения и прочих удобств.

Немаловажный аспект – удобство кресел

Трудно усидеть на жестком стуле продолжительное время.

Просторность, то есть помещение, рассчитанное на 30 человек нельзя арендовать для 40 слушателей.

Отсутствие лишних предметов, отвлекающих внимание от занятий.

Внимание. Зачастую заказчиком тренинга (семинара) является какая-либо компания

В этом случае тренеру ставится конкретная задача, а обучение происходит на территории клиента, который и предоставляет помещение.

Учебные семинары

Способы проведения семинаров отличаются в зависимости от учебного заведения и преподавателя, однако подавляющее их большинство проходит по единой схеме:

  • Вначале преподаватель произносит вступительное слово, в котором кратко говорит о выбранной для дискуссии теме и приглашает участников мероприятия высказаться.
  • Следом начинаются доклады учащихся, касающиеся животрепещущих вопросов по теме. Доклады должны быть не слишком обширными и перегруженными ненужной информацией.
  • Затем аудитория начинает активное обсуждение, критикуя и дополняя только что прозвучавшие выступления.
  • После наступает очередь преподавателя, который дает собственную оценку докладам и предлагает свои методы исправления недостатков в них.
  • Заключительное слово может произнести как преподаватель, так и студент. Подводя итоги дискуссии, выступающий обобщает только что собранную информацию, а также выделяет в ней самые важные позиции.

История появления тренингов в мире

История появления тренинга, как культурного явления уходит корнями к любому процессу обучения и передачи информации. В древние времена процесс тренинга выглядел, когда один человек обучал другого на собственном опыте. Оформилось и закрепилось понятие «тренинг» относительно недавно в рамках течения времени, а именно более 100 лет назад.

Одним из первых и самых значимых личностей, кто стал использовать тренинги, как метод обучения, стал Дейл Бре́кенридж Карнéги (1888 — 1955).  Это американский педагог и лектор. В 1912 году он основал компанию «Dale Carnegie Training». В этой компании можно было получить новые знания и навыки пройдя тренинги по развитию уверенности в себе, по навыкам публичных выступлений, навыкам коммуникации. Он основал «Институт эффективного ораторского искусства и человеческих отношений», который по настоящее время действующий в Сент-луисе (США).  


Тренинг: что это и откуда появился 3

Значительный вклад в историю развития тренингов внёс Курт Ца́дек Леви́н (1890 -1947).  Это немецко-американский психолог, который в 1946 году основал тренинговые группы (Т-группы). Тренинговые группы были направлены на повышение компетентности в общении и коммуникации. Многие вопросы и теории, которыми он занимался, применяются в трудах известных психологов и ученых.

Как провести вебинар

Итак, с тем, что такое вебинары и как в них участвовать, мы разобрались. Осталось выяснить, как организовать вебинар.

Организовать его можно с минимальными затратами времени и совершенно бесплатно, если знать основные моменты.

Проведение вебинаров включает в себя этапы:

  • выбор цели;
  • организация площадки для проведения вебинаров;
  • приглашение участников;
  • реклама;
  • программа работы.

Рассмотрим детально каждый из них.

Цель

Прежде чем планировать проведение онлайн-встречи, нужно понять, для чего она проводится. Возможные варианты, уже обсудили выше. Ожидания организаторов непосредственно влияют на всю работу: кого привлекать, о чём говорить

Важно, чтобы цель оправдывала затраченные средства и время

Организация площадки для проведения вебинаров

Что нужно для вебинара, чтобы он прошел успешно с организационной точки зрения? Разработаны различные сервисы и программы для их проведения. Платные и бесплатные с разным набором возможностей и предлагаемых функций. Среди платных, популярны сервисы WEBINAR.FM, Webiring, webinar.ru, WebEx, GoToMeeting, Ruweber и другие.

Их возможности велики:

  • трансляция происходящего онлайн;
  • сохранение записанной презентации в памяти компьютера;
  • поддержка файлов разных форматов;
  • чат и двустороннее голосовое общение;
  • возможность модерации;
  • сбор статистических данных;
  • простые и понятные пользовательские интерфейсы.

Это и многое другое из предлагаемых функций поможет легко провести онлайн-конференцию. Однако есть и бесплатные варианты.

Один из них сервис Hangouts, доступный любому пользователю после регистрации в Google+. Он имеет много возможностей: большое количество участников, прямая передача на YouTube, чат с сохранением истории переписки, обмен фотографиями, определение местоположения пользователей.

Технические требования, чтобы провести вебинар: браузер Chrome, операционная система Windows или Android, iOS.

Приглашение участников

Вебинар проводится для людей. Попасть на него приглашенные смогут по специальной ссылке. И просто разместить её на своём сайте с анонсом мероприятия – недостаточно. Кто-то забудет, ошибется со временем, не найдет её. Чтобы виртуальная аудитория была полна, нужно иметь возможность напомнить о встрече. Для этого проводится регистрация.

В специальной форме, содержание и оформление которой можно настроить индивидуально, все желающие оставляют свои контакты (имя, еmail адрес, номер телефона), по которым и проводится рассылка напоминаний и ссылки для доступа.

Организовать сбор данных поможет сервис Justclick либо другие аналогичные программы (например, Google формы). Сохраненные при помощи любого из сервисов адреса можно использовать позже для напоминания о вебинаре и других рассылок.

Чем больше людей участвует, тем лучше. Нужна реклама.

Основные варианты привлечения:

Эти варианты бесплатны. В отдельных случаях можно прибегать и к платной рекламной кампании. Её размер будет зависеть только от того, о чём пойдет речь.

Так, при продаже дистанционных курсов обучения у известных экспертов в своих отраслях, дорогостоящих программ, расходы на рекламу могут окупиться с лихвой от дальнейших продаж.

Как выбрать тренинг

Если вы сейчас думаете о том, на какой тренинг пойти, то вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать правильный выбор.

Определитесь с целями

Задайте себе вопрос: «Зачем мне это надо?». Зачем вам учить французский? Зачем вам знать правила оказания первой помощи?

Чем более сильная будет мотивация, тем лучше. Вокруг очень много всего интересного, но наше время в течение дня все-таки ограничено и поневоле приходится делать выбор.

Если у вас нет цели и вы идете на тренинг просто так, то когда нужно будет приложить усилия для решения какой-то задачи, вы будете «пасовать». У вас ведь нет цели, нет желания что-либо делать и «напрягаться».

В итоге тренинг вам не даст никакого результата, время будет потрачено впустую.

Узнайте, кто ведет тренинг

Часто важным бывает не столько описание тренинга, сколько описание личности преподавателя. Выясните, кто этот человек, каких успехов он достиг, стоит ли его в принципе «слушать».

Например, я бы пошел на тренинг по интервьюированию от Владимира Познера. Потому что мне нравятся его интервью, нравятся вопросы, которые он задает. На тренинг от Дудя – вряд ли. Он, может быть, тоже профессионал, но меня лично его интервью как-то не так «цепляют».

Сопоставьте цену и свои доходы

Не надо ходить на очень дорогие тренинги. Вы вряд ли сможете быстро их окупить. А если программа вас разочарует – вы будете корить себя за то, что выбросили деньги на ветер.

По поводу бесплатных тренингов мнения расходятся. Мы все знаем, что «бесплатное не ценится» и что «бесплатный сыр только в мышеловке». И еще, что «дорого да мило, дешево да гнило». Но лично я умею ценить бесплатное. И выбирать качественные бесплатные тренинги умею тоже (ну, как мне кажется).

Так что тут все субъективно.

Зачем он нужен

Почему тренинги так популярны и зачем вообще нужно на них ходить? Видов таких групповых занятий много, и чуть позже мы рассмотрим их особенности и пользу. Пока попробуем обобщить достоинства тренингов и понять, что нового вы можете на них приобрести:

  1. Знания. Как я уже отметила, до 20 % общего времени отведено на теоретическую информацию. Вы получаете выжимку из общепринятых сведений и жизненного опыта самого тренера, который чаще всего является экспертом в своей области.
  2. Навыки. В первую очередь на тренинги люди идут именно за тем, чтобы получить какие-то практические умения. В игровой форме участники примеряют на себя различные роли, прорабатывают сценарии, которые могут случиться с ними в обычной жизни, и учатся благополучно преодолевать их.
  3. Решение внутренних задач. Как правило, каждый участник приходит на занятия со своими целями, вопросами и проблемами. Грамотный тренер обучает полезным техникам, помогает взглянуть на ситуацию под другим углом и найти выход.
  4. Мотивация. В группе гораздо легче вдохновиться на активные действия и изменения в жизни. Когда человек видит перед собой единомышленников, открывается второе дыхание, появляются свежие идеи и решимость.
  5. Новые знакомства. Тренинги позволяют вырваться из привычного круга общения, состоящего из коллег, родственников и друзей. Появляется шанс увидеть много интересных, разных, непохожих людей со своим опытом, историями. Работа в группе сближает и помогает развивать навыки коммуникации.
  6. Взгляд со стороны. Тренер дает оценку действиям каждого участника, что бывает весьма полезно для определения новых зон роста и совершенствования.
  7. Расширение кругозора. Если ваша жизнь схожа со схемой “работа – диван – работа”, то тренинг будет отличным поводом вырваться из рутины серых будней и попробовать что-то новенькое.
  8. Выход из зоны комфорта. Здесь вас ставят в совершенно непривычные условия, а это способно дать мощный толчок для дальнейшего развития и роста.
  9. Подтверждение компетенции, самореализации. По завершении обучения все участники получают сертификаты. Их можно прикладывать к резюме или просто использовать как инструмент для повышения самооценки в те моменты, когда все валится из рук.

Какие есть типы тренингов

Их четыре.

Навыковый

Задача такого тренинга – сформировать у вас навык. Навык – это умение выполнять определенную работу, которое доведено до автоматизма.

Например, тренинг по плаванию – навыковый. Его цель – сформировать у вас навык «плавать». То есть обучить вас так двигать руками и ногами в воде, чтобы вы это делали автоматически, не задумываясь.

Использование формул в Excel – это навыковый тренинг. Рекрутирование дистрибьюторов на «холодном» рынке – тоже навыковый тренинг.

Психотерапевтический

Тренинги этого типа проводятся для того, чтобы что-то изменить в сознании человека. Их не стоит путать с психологическими тренингами.

Например, собирается группа людей, которые боятся пауков. И психотерапевт начинает их особым образом «тренировать», чтобы они перестали бояться пауков.

Психологический и социально-психологический

На эти тренинги записываются люди, которые хотят что-то изменить в своей психологии.

Например, люди с заниженной самооценкой, которые хотят ее повысить. Или замкнутые люди, которые хотят научиться общаться с окружающими. Или те, кто боится выступать на публике и хочет побороть свой страх.

Очень часто в психологических тренингах работа идет и над изменениями в сознании, и над формированием определенных навыков. Например, чтобы научиться общаться с окружающими и «жить» в социуме, человеку нужно будет сначала изменить свою самооценку (работа с сознанием), а потом – сформировать определенные навыки – научиться поддерживать разговор, правильно отвечать на оскорбления в свой адрес и пр.

По бизнесу

Это отдельная категория тренингов. Она может включать в себя очень много разных элементов.

Чаще всего в тренингах по бизнесу развиваются навыки двух категорий:

  1. Soft Skills – навыки типа общения с окружающими, решения конфликтных ситуаций, целеустремленности и пр.
  2. Hard Skills – профессиональные навыки. Для копирайтера это грамотность и умение «чувствовать» текст, для аналитика – навыки работы с аналитическими инструментами, обобщения результатов и пр.

Бизнес-тренинги – наверное, самые распространенные, они есть в любом бизнесе. Компании намеренно отправляют своих сотрудников на тренинги, чтобы постоянно совершенствовать персонал и добиваться конкурентных преимуществ за счет внутреннего развития.

Вот несколько подтипов бизнес-тренингов, которые вам могут встретиться. Я считаю нужным кратко прокомментировать каждый из них.

Тайм-менеджмент

Дословный перевод – «управление временем». Как максимально эффективно использовать свое рабочее время, чтобы решать много задач и постоянно продвигаться по карьерной лестнице.

Тим-лидинг

Происходит от слов «Team» (команда) и «Lead» (вести). Тим-лидинг – это умение создавать с нуля команды специалистов и эффективно управлять ими. Оно особенно нужно менеджерам и руководителям компаний.

Цель этого типа тренинга – научить каждого участника создавать «дримтим» (dream team) – команду мечты. То есть такой коллектив, в котором все будут хорошо общаться друг с другом, все будут замотивированы, заинтересованы в процветании компании.

Тренинги по корпоративной культуре

Они часто проводятся для «новичков» в компании. Эти тренинги помогают людям стать частью компании и понять, как надо себя в ней вести, как одеваться, как разговаривать с клиентами, реагировать на жалобы и пр.

Например, каждый раз, когда я прихожу в «Магнит Косметик», мне продавцы говорят: «Здравствуйте». В «Пятерочке» и в обычном «Магните» такого нет. Когда прихожу на кассу в Караване, кассир говорит: «Здравствуйте, пакет?»

Почему они так говорят? Потому что их этому научили на тренингах по корпоративной культуре, «привили» им эту культуру, эти правила общения с потребителями.

Профайлинг

Такие тренинги есть далеко не везде. Профайлинг – это умение анализировать мимику и жесты людей. В некоторых компаниях и организациях определенные специалисты обязательно проходят курсы профайлинга и занимаются только тем, что «считывают» лица и жесты клиентов.

Например, в аэропортах среди всей толпы людей есть специалисты по профайлингу. Они посматривают на толпу и пытаются заметить необычные жесты, нервозность и пр. Если специалист замечает что-то странное, он быстро сообщает об этом охране аэропорта и охрана делает проверку.

Функции семинаров

Семинар выполняет следующие функции: систематизация и обобщение знаний по изученному вопросу, теме, разделу (в том числе в нескольких учебных курсах); совершенствование умений работать с дополнительными источниками, сопоставлять изложение одних и тех же вопросов в различных источниках информации; умений высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; писать рефераты, тезисы и планы докладов и сообщений, конспектировать прочитанное.

Семинары организуют с целью повторения, систематизации и уточнения полученных знаний, развития умения применять знания при решении задач.

Руководящая роль учителя в этом случае сводится в основном к разъяснению цели, задач и плана семинара, выдаче индивидуальных заданий и проведению консультации в связи с подготовкой учащимися рефератов, сообщений; всем ученикам указывается минимум литературы и вопросы, на которые они должны ответить.

В плане семинара обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, рекомендуемую всем и отдельным докладчикам; формы работы на занятии.

При подготовке семинара первостепенное значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, а при его проведении — обеспечение активного участия всех в обсуждении вынесенных на семинар вопросов.

По способу проведения различаются следующие семинары: собеседование, обсуждение рефератов и докладов, решение задач; семинары смешанного и комплексного характера, цель последних — обобщение и систематизация знаний учащихся по смежным предметам (математика, физика).

Подготовка к семинару

Семинар требует обязательной подготовки, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов.

Подготовка преподавателя

Преподаватель не только слушает ответы студентов, но и задает направление беседы, критикует высказывания, поэтому должен быть подготовленным. В первую очередь, он составляет план занятий, систему оценок, подбирает литературу для рекомендаций студентам и готовит дополнительные вопросы. Главное, чтобы преподаватель отлично разбирался в теме.

Перед обсуждением педагог объясняет, в какой форме будет проходить занятие и какие дополнительные материалы нужно готовить.

Подготовка студентов

Успешная подготовка студентов к семинарам включает такие этапы:

  • чтение вопросов и методических рекомендаций;
  • поиск литературы по теме;
  • тезисное написание конспекта, содержащего ответы на главные вопросы;
  • написание вопросов к преподавателю, возникших в ходе работы над темой.

Для аргументации своего ответа нужно использовать научные пособия, учебники, опираться на исследования ученых. Если вы занимаетесь поиском информации в сети Интернет, то опираться нужно только на авторитетные издания или электронные версии научной литературы.

Как оценивается семинар?

За семинар студенты тоже получают оценки, правда, система оценивания несколько отличается. Ее даже можно смело назвать демократичной, поскольку учитывается сразу несколько критериев оценивания.

Это:

• качество работы и полнота раскрытия порученной темы;

• активность студента в дебатах и дискуссии;

• понимание предмета и заданной темы;

• выбранный способ подачи информации;

• креатив и нестандартное мышление только приветствуются.

Как правило, преподаватель на семинаре занимает выжидающую позицию, то есть внимательно наблюдает за своими подопечными, их ответами и поведением.

Пассивным участникам семинара будет сложно получить достойную оценку, а вот активисты, наоборот, заслуживают наивысшей похвалы за свои труды.

В этом вся прелесть выбранной методики обучения, поскольку студенты не спят на скучной лекции, а принимают непосредственное участие в поиске истин, компромиссов и умных мыслей по заданной тематике.

Такие моменты надолго откладываются в памяти, а пройденные темы запоминаются, как таблица умножения.

Как провести семинар

Такое обучение представляет собой нечто среднее между лекцией и тренингом. На лекции говорит только ведущий, преподаватель, остальные – слушатели. На тренинге сразу отрабатываются определенные навыки. На семинаре люди общаются вербально, высказывая свои мнения, суждения.

Если вы преподаватель или ведущий, то должны продумать каждый шаг заранее: составить четкий план действий, учесть время, которое будет отведено на вопросы и ответы. Очень важный момент — атмосфера. Она должна быть доброжелательной, а все, кто пришел на встречу, настроены на общение. Участники хотят, чтобы их выслушали, чтобы к их мнению прислушались.

Сейчас особую популярность приобрела такая форма, которая включает лекции и тренинги. Так встреча со знаменитостью – это скорее лекция, в заключении которой ведущий отвечает на вопросы. На-тренингах, наоборот, участники практикуют полученные знания.

После проведения встречи стоит сделать анализ мероприятия и понять достигли ли вы поставленной цели. Сделайте рассылку благодарственных писем. Таким образом вы заинтересуете и привлечете потенциальных слушателей.

Подготовка к семинару

Не стоит откладывать подготовку к встрече до последнего, так как не освежив знания по теме, вы рискуете запутаться в ней. Как итог, ваш доклад получится сбивчивым, малопонятным и малопродуктивным. Это непременно скажется на оценке.

Рекомендованный порядок подготовки к семинару таков:

  • Рассмотрение вопросов, чтение рекомендованных книг.
  • Выбор темы доклада, ее согласование с преподавателем.
  • Ознакомление со всеми существующими мнениями по выбранной вами теме и ее проблематике.
  • Написание доклада при использовании авторитетных источников и собственного мнения по теме.

Не рекомендуется вызубривать его наизусть, лучше вникнуть в суть темы и не бояться говорить. Строго критиковать вас будут не за неловкость речи, а за «плавание» в теме.

После написания доклада, обязательно просмотрите другие вопросы, которые будут обсуждаться на семинаре. Чтобы получить высший балл, вы обязательно должны быть готовы активно участвовать в дискуссии. Для этого необходимо тщательно продумать и взвесить собственное мнение по каждому из вопросов, которые будут подниматься на семинаре.

Не пренебрегайте также помощью преподавателя, особенно если испытываете какие-то трудности при подготовке. Он поможет вам глубже ознакомиться с предметом будущего обсуждения, а также проконсультирует по части любых возникших у вас вопросов.

История

Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей. С XVII века семинары проходили в университетах Западной Европы, где студенты работали над источниками (обычно, по гуманитарным наукам). С начала XIX века семинарские занятия введены на некоторых кафедрах в российских университетах. Семинары способствовали расширению общего научного кругозора студентов, ознакомлению их с проблемами и исследованиями в избранной отрасли науки.

В советской школе семинары предназначались для углубленного изучения различных дисциплин, где студенты приобретали навыки проведения научных исследований и их оформления, учились защищать развиваемые научные положения и выводы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector