Конспект — виды, как его писать и правила оформления
Содержание:
- Пример конспекта
- Задачи лекции
- Начальный этап
- Структура практического занятия в вузе
- Елена Головкова, организатор лекций по ландшафтному дизайну, ландшафный архитектор
- Как писать конспект лекций
- Как писать конспект лекций
- Как грамотно конспектировать лекции
- ТЕКСТА КУРСА (КОНСПЕКТА) ЛЕКЦИЙ
- Способы оформления
- Оформление конспекта
- Пример конспекта
- Метод предложений
- Виды практических занятий в вузе
- Базовые правила конспектирования
- С чего начать и как сделать правильный план текста?
- Необычные виды конспектирования
Пример конспекта
Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:
ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:
Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект. !Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода. Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу. Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла. |
В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.
Задачи лекции
увлечь, заинтриговать студентов и вызвать у них интерес к предмету;
пробудить в них стремление к получению новых знаний;
наладить эмоциональную связь между студентами и преподавателем;
активизировать мыслительный процесс слушателей;
акцентировать внимание студентов на главных составляющих определенной темы, а также раскрыть основные понятия и проблемы обсуждаемого вопроса.
Прослушивание проговариваемого текста через магнитофон, компьютер, телевизор даже рядом не сравнится с живым общением педагога и студентов. Лекция, в которой информация передается в концентрированном, логически выдержанном стиле, представляет собой наиболее экономичный метод передачи учебного материала. Грамотно составленный преподавательский доклад обеспечивает лучшее восприятие информационного материала.
Подобный способ обучения очень эффективен для преподавания следующих дисциплин:
- гуманитарных;
- естественных;
- точных.
Начальный этап
От выбора ручки и тетрадки зависит почерк
К лекциям надо предварительно подготовиться и хоршие канцтовары играют здесь важную роль. Нужно подобрать удобные и практичные тетради, блокноты, ручки, текстовыделители. Здесь всё индивидуально. Помните: выбирая канцтовары, отдавайте предпочтение тем, которые вам нравятся, ведь работать с ними намного приятнее. Прикупив новые удобные ручки, сразу хочется испробовать их и сделать несколько записей.
Выбираем тетрадь
Самый лучший вариант – это тетради со сменным блоком. В них удобнее структурировать информацию, можно бесконечно менять листы и легко убирать ненужное. А ещё – необязательно носить стопку тяжёлых тетрадей. Достаточно взять листы и, придя домой, разложить их. Когда мы используем обычные тетради, половина листов часто остаётся неиспользованной. В итоге и тетрадь жалко выкидывать, и для нового предмета её уже не возьмёшь. Тетрадь со сменным блоком решает и эту проблему.
Как вести записи
Применяйте предложенные ниже советы:
- Используется разноцветные ручки и текстовыделители, чтобы быстро ориентироваться в записях. Например, выделяйте заголовки одним цветом, а основное содержание – другим. Можно разработать собственную систему цветов. К примеру, зелёным выделяйте определения, жёлтым – даты, синим – примеры, розовым – выводы.
- Если это возможно, старайтесь конспектировать от руки. Согласно результатам исследования, это помогает лучше запоминать материал, ведь вы не просто печатаете всё, что слышите или читаете, а формулируете информацию своими словами.
- Учитесь сокращать. Например, можно пропускать гласные буквы или использовать значки вместо часто используемых, но не несущих информацию слов, как «который», «если», «потому что».
Важные нюансы
Ведение конспекта
Главное в каждом конспекте – он должен быть удобным и понятным, в первую очередь, вам. Чтобы передать информацию, вы можете использовать самые разные способы или подстраивать уже существующие, под свои потребности. Пробуйте разные методики конспектирования и отмечайте, с какими вам проще и интереснее работать, в дальнейшем используйте именно их. Таким образом, ведение конспекта, из скучного процесса превратится в увлекательное и одновременно полезное занятие.
Сразу после лекции…
Вспомните план лекции или быстро набросайте его в уме, если он не был дан. Мысленно «пробегитесь» по ключевым моментам, которые были озвучены, вспомните интересные примеры и факты. А затем проверьте, всё ли вам удалось вспомнить. Всего 5 минут, но они помогут легко запомнить материал.
Спустя время…
Перечитайте конспект, исправьте все неточности и выделите важные моменты, например, цветными ручками. Затем дополните информацию. Если не хватает места, используйте стикеры. Затем остаётся только повторить лекцию по памяти целиком.
Структура практического занятия в вузе
Каждое практическое задание имеет свою структуру. Как правило, процесс строится по следующей схеме:
- Краткое напоминание предыдущего материала учебного курса.
- Заявление темы, целей и задач практического задания.
- Подробное объяснение практического задания.
- Методические указания по его выполнению.
- Ответы на дополнительные вопросы.
- Постановка контрольных вопросов на практическое занятие.
- Формирование команд, если это групповая форма работы.
- Непосредственное выполнение задания.
- Сдача готовых работ или презентация результатов.
- Подведение финальных итогов.
- Рекомендации преподавателя и дополнительные задания по теме, если это необходимо.
Главная задача преподавателя во время практического задания — это не контролировать и усложнять жизнь учащимся, как считают некоторые студенты, а научить их думать самостоятельно.Во время группового мозгового штурма рождаются нестандартные идеи
Елена Головкова, организатор лекций по ландшафтному дизайну, ландшафный архитектор
«Идея возникла после того, как я, поездив по Европе, задалась вопросом: почему европейцы стараются вокруг себя создать красивое, зеленое пространство, украсить его не только вещами интерьера, но и растительными компонентами, а у нас практически никто этим не занимается?
В России, по большому счету, отсутствует культура сада, культура озеленения, потому как люди еще не осознают, что для этого нужно делать, не понимают, что это важная деталь гармонии их повседневной жизни. Сначала к осознанию этого пришла я, потом моя коллега-единомышленница Анна Жидкова. Вместе мы решили поделиться своими навыками с другими — как собственным опытом, так и академическими знаниями. Я до сих пор дружу со своим научным руководителем, получаю от него много полезных советов. Именно поэтому считаю, что институт — важная ступень в развитии. Некоторые знания с опытом не приобретаются, какая-то база все же должна быть.
При привлечении аудитории сработало «сарафанное радио». Потому как рекламой мы практически не занимались, использовали только социальные сети. Между тем бывает, что к нам приходят 40 человек, и мы начинаем задумываться, где их всех размещать. Площадку тоже нашли случайно. Выбор пал на библиотеки, потому что там работают люди, знающие цену знаний. Они готовы идти навстречу тем, кто хочет их распространять.
Сейчас у нас есть возможность привлечь больше специалистов: фитодизайнеров, экспертов по комнатным растениям, по органомике, но многие из них не понимают, зачем что-то делать бесплатно. На добровольных инициативах редко кто готов работать и тратить свое личное время.
Как писать конспект лекций
Просто что-то писать – это бездарно тратить время. Если уж сидеть в библиотеке или регулярно посещать лекции, то нужно извлечь из этого максимальную пользу – сделать хороший конспект, который пригодится перед экзаменом.
Что поможет:
Цветные маркеры для обозначения важных пунктов, дат, событий.
Структурирование информации – абзацы, выделенные пункты плана или подзаголовки.
Стандарты сокращений, чтобы потом не мучиться расшифровкой.
Хорошо помогают списки – они переключают внимание с полотна текста на другую часть материала.
Переписывать чужой конспект – толку мало. Понять, что думал или какие выводы сделал другой человек, часто бывает невозможно, но такое встречается в высших учебных заведениях. Кто-то просиживает на лекциях, слушает, записывает, а кто-то предпочитает попросить тетрадь и переписать. Эффект будет виден на экзамене.
Оформление
Рекомендуется оформлять конспект так, как требует преподаватель. Если его не интересует внешний вид тетради, можно делать все что угодно.
Есть несколько пожеланий, чтобы легче было читать. Например, не делать длинных предложений. Или стараться меньше писать, заменяя некоторые слова на значки: => этим можно заменить слово «следовательно»
Некоторые слова не несут смысла, поэтому тратить на них силы и внимание не обязательно – чем короче, тем понятнее
Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения
Как писать конспект лекций
Залог успешного конспектирования лекции преподавателя – умение студента концентрироваться и внимательно слушать. Вести записи «на автомате», не вникая – крайне неэффективно, потом надо будет самостоятельно разбираться в теме.
Правильно написать конспект лекции не составит труда, если она изначально рассчитана на конспектирование. Трудности могут возникнуть, когда преподаватель читает лекцию по учебнику или в виде собственного сплошного текста. В таких случаях помните, что главное – уловить и сохранить суть предмета, о котором идет речь.
Не пренебрегайте планом лекции, попросите преподавателя вам его продиктовать и в дальнейшем заполняйте обозначенные смысловые блоки.
Как грамотно конспектировать лекции
Навык быстрого конспектирования важен для школьников и студентов, а также для людей самых разных профессий: от секретарей и менеджеров до журналистов и стенографистов, в общем, для всех тех, кому приходится фиксировать большие объемы информации.
Одним из важнейших условий успешного конспектирования всегда было и остается устойчивое внимание, поэтому вам обязательно нужно развивать умение концентрироваться, сосредотачиваться и не отвлекаться
Также важно отметить, что запись лекции никогда не должна происходить «на автомате». Отключение внимания и простая запись под диктовку, во-первых, бессмысленны, а во-вторых, могут привести к деградации мыслительного процесса
Составляя конспект, вы должны осмысливать информацию, чтобы точно отражать в своих записях суть
Отключение внимания и простая запись под диктовку, во-первых, бессмысленны, а во-вторых, могут привести к деградации мыслительного процесса. Составляя конспект, вы должны осмысливать информацию, чтобы точно отражать в своих записях суть
Также важно отметить, что запись лекции никогда не должна происходить «на автомате». Отключение внимания и простая запись под диктовку, во-первых, бессмысленны, а во-вторых, могут привести к деградации мыслительного процесса
Составляя конспект, вы должны осмысливать информацию, чтобы точно отражать в своих записях суть.
Как мы и сказали, конспектирование предполагает отбрасывание всего ненужного и второстепенного
Важно не сохранить целостность, а уловить смысл и записать то, что его несет. Поэтому любые связующие текст слова и фразы нужно опускать, ведь при необходимости вы всегда сможете организовать данные самостоятельно
Что же касается самих лекций, то нужно понимать, что не все они будут конспектироваться одинаково, потому как:
Исходя из этого, сначала вы должны понять, в какой форме будет проводиться лекция (можно даже поинтересоваться у лектора), и определить, по какой схеме работать. Лучше всего, когда преподаватель сам указывает на то, что нужно записывать. Но чаще всего приходится осмысливать и перерабатывать поступающий материал
И именно в этом случае ваше внимание должно быть сосредоточено на информации максимально
Составить хороший конспект вам помогут следующие советы (не забывайте учитывать то, о чем мы говорили выше):
Вы можете придумать и свою систему обозначений. Здесь нет никаких рамок или условий, все зависит от вашей фантазии.
означает «-ание» или «-ение» (повед
А вот пример удачной:
В принципе, этих советов уже достаточно, чтобы делать свои конспекты максимально компактными, но в то же время информативными. И, как мы и сказали, применять их можно для конспектирования не только лекций, но и любой другой информации. Однако мы все же хотим дать несколько дополнительных рекомендаций на тему того, как конспектировать статью или художественное произведение:
Мы вовсе не просто так заговорили о ментальных картах, т.к. в последнем блоке статьи хотим рассказать вам о нескольких необычных методах конспектирования, которыми сегодня пользуется огромное количество людей по всему миру. Причем среди них можно встретить не только школьников и студентов, но и уже состоявшихся и очень успешных людей. А сами методы конспектирования помогают им в работе и способствуют достижению больших успехов в любой области жизнедеятельности.
ТЕКСТА КУРСА (КОНСПЕКТА) ЛЕКЦИЙ
Допускается использование 12 кегля шрифта Times New Roman и одинарного межстрочного интервала для таблиц и в рисунках (графиках, схемах).
В основном тексте обязательно выделение красной строки (абзацный отступ – 1 см), выравнивание основного текста происходит по ширине. Текст набирается на компьютере в формате А 5.
Поля: левое – 1,5 см; нижнее – 1,5 см; правое – 1,5 см, верхнее – 1,5 см. Каждая лекция начинается с новой страницы.
Тема лекции в тексте выравниваются по центру и выделяются жирным шрифтом.
Сокращение слов без пояснений и списка сокращений в конспекте лекций не допускается.
Способы оформления
Хороший конспект должен быть тезисным и содержательным. В нем нужно выделять важную информацию, которая имеет особое значение — формулы, даты, определения, известных личностей и тому подобное. Для облегчения восприятия используют разные виды оформления текста. Это делают с помощью:
- текстовыделителей;
- цветных ручек;
- стикеров.
Важно не использовать чрезмерное выделение, иначе это превратит записи в раскраску. Ключевые моменты конспекта можно обозначать не только с помощью цветов
Разные шрифты, римские цифры и латинские буквы тоже подойдут для оформления смысловых блоков.
Оформление конспекта
Поскольку конспектирование в большинстве случаев дело добровольное и преподавателями не контролируемое, претензий к внешнему виду записей никто предъявлять не будет. Но, чтобы успевать за ходом мысли (и скоростью речи) лектора или не убивать кучу времени на составление заметок о прочитанном и при этом в результате получить максимально информативный и полезный конспект, надо придерживаться простых правил:
Всегда выделять заголовки, важные понятия, формулы и выводы подчеркиванием, пастой другого цвета, пропуском строки
Чтобы не тратить драгоценные секунды на смену ручек во время лекции, проще после ее окончания перечитать запись и отметить маркерами нужные места – так даже эффективнее, поскольку уже сложится общее впечатление о прослушанном, и будет несложно расставить приоритеты.
Использовать «сигнальные» символы: указатели, восклицательные и вопросительные знаки, пометки вроде NB! (обратить внимание) и т. д.
Применять аббревиатуры и сокращения, но предпочтение отдавать общепринятым вариантам, например:
гос-во (государство);
кол-во (количество);
ин-т (институт);
стрелка => вместо длинного слова «следовательно» и т
д.
Так проблем с расшифровкой конспекта не возникнет даже спустя некоторое время.
Избегать длинных и сложных предложений, отбрасывать второстепенные слова, не несущие смысловой нагрузки.
Следование этим простым правилам оформления конспектов по не только существенно упростит работу на лекциях, но и подготовку к зачетам и экзаменам.
Пример конспекта
Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:
ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ
Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:
- структурных перестроек макромолекул и белок-липидных комплексов;
- фазовых превращений в биомембранах и водных растворах;
- термомеханических напряжений и действия других факторов.
Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект.
!Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода.
Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу.
Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла.
В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.
Источник статьи: http://edunews.ru/school/info/kak-pisat-konspekt.html
Метод предложений
Лучше всего данный метод подходит для максимально подробных и быстрых записей.
Как делать записи?
Начало каждой новой темы необходимо вынести на отдельную строку и выделить другим цветом или более жирным шрифтом.
Выберите главные мысли из лекции или книги и запишите каждую с новой строки. Предложения можно пронумеровать для простого поиска по тексту.
Нумерация нужна для того, чтобы быстро сослаться на часть конспекта без переписывания, просто указав номер предложения.
Пример использования метода предложений
Преимущества метода:
Подходит для конспектирования лекций и учебников
Способствует активному слушанию, так как записывать необходимо только самое важное.. Недостатки метода:
Недостатки метода:
Легко может превратиться в переписывание слово в слово.
Виды практических занятий в вузе
Существует множество видов практических занятий. Особенно это касается университетов, которые применяют современные образовательные модели, такие как Liberal Arts, Agile и Scrum, адаптивное обучение и другие подходы.
Итак, какие виды практических занятий чаще всего встречаются в вузах:
- индивидуальная самостоятельная работа;
- решение контрольных робот и проверочных упражнений;
- лабораторные работы;
- практические исследования и эксперименты;
- учебные дискуссии;
- круглые столы;
- групповые семинарские занятия;
- исследовательские практикумы;
- решение проблемных кейсов;
- деловые игры;
- обучающий тренинг.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Решение кейсов предполагает групповую работу
Базовые правила конспектирования
Для начала скажем о самом простом. Во-первых, любой конспект должен быть ориентирован только на главные мысли, отражая при этом суть темы. Во-вторых, если вы решили писать конспект от руки, то у вас обязательно должны быть при себе тетрадь и комплект разноцветных ручек (не будет лишним запастись и разноцветными маркерами).
В-третьих, конспектирование всегда начинается с даты и названия (если в тетради присутствует какой-то более ранний материал, от него необходимо отступать несколько строк, чтобы массивы данных не сливались)
В-четвертых, самое важное и существенное желательно выделять цветом (к примеру, писать ручкой другого цвета или выделять маркером)
Теперь укажем на несколько других правил конспектирования:
Если же вы понимаете, что информация преподносится намного быстрее, чем вам удается записывать, можете использовать несколько хитростей, чтобы ускорить составление конспекта:
Со временем вы выработаете свою собственную уникальную манеру конспектирования, с помощью которой записывать самое важное будет легко и просто. Но помните, что главное в этом деле – следовать базовым правилам конспектирования и стремиться к простоте
Теперь же, учитывая то, что конспектирование по большей части все-таки связано именно с записью лекций, мы хотим отдельно поговорить на эту тему. Но, по большому счету, использовать представленную ниже информацию можно для конспектирования чего угодно вообще.
С чего начать и как сделать правильный план текста?
По своему предназначению и задачам, которые должен решать текст, их можно разделить на определенные типы. Каждый из них структурирован по схеме, которая может сильно отличаться друг от друга. Например, научные доклады и новостные статьи имеет неодинаковую структуру, так как предназначены для решения совершенно разных задач.
Прежде, чем приступать к написанию какого-то текста, важно осознавать, каким его ожидают видеть читатели. Если его структура отличается от текстов той же стилистики и жанра, он не будет восприниматься так, как этого ожидает автор
Чтобы такого эффекта не возникало, нужно всегда придерживаться принятой структуры для выбранного жанра и стиля.
Алгоритм составления тезисного плана
Составление ведется по одному алгоритму:
- прочитать;
- разделить на части по смыслу;
- озаглавить каждую часть.
Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:
- Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
- Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
- Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
- Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
- Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.
Шаг №1: заголовок
Если не получается подобрать заголовок сразу же — не переживайте, это нормально.
Достаточно иметь представление о том, каким он будет. При составлении плана нужно задуматься о проблеме, которую решает текст, а также определиться с форматом заголовка исходя из целевой аудитории.
Будет ли он провокационным, кликбейтным? А может, вы зададите вопрос, на который ответите в тексте? Приведем несколько эффективных рецептов:
- пообещайте читателю, что он получит выгоду;
- подчеркните детали, указывающие на ценность и актуальность текста;
- поймите, к кому вы обращаетесь;
- вызывайте любопытство при помощи метафор, аллитераций, противоречий и неожиданных выражений;
- сокращайте: заголовок из 2-4 слов привлекает больше внимания.
Комбинированный подход наиболее эффективен. Это значит, что при использовании сразу нескольких советов вы сможете создать действительно «огненный» заголовок, по которому пользователь кликнет.
Дальше дело за вступлением.
Шаг №2: лид-абзац
Задача копирайтера при написании вступления — озвучить проблему, которую читатель сможет решить, если прочитает текст. Следуя простой формуле, вы напишите цепляющее введение.
Первые три пункта — основные, а четвертый вводится по желанию:
Захватить внимание. Начните с чего-то неожиданного
Можно поднять проблему или конфликт, который задевает читателя.
Прочитайте полученное предложение и задайте себе вопрос: почему это интересно?
Завоевать доверие. Если вы взялись решать проблему, то читатель должен вам доверять. Почему он это делает?
Обозначение пользы. Что текст даст читателю? Он решит проблему, которую вы подняли?
Обозначение структуры. Читатель не должен удивляться тому, что всплывают какие-то новые темы.
Шаг №3: подзаголовки и ключевые мысли
Весь текст должен быть разделен на подзаголовки, которые отражают какую-то ключевую мысль. Пример:
- Вступление.
- Зачем составлять план статьи.
- Каким может быть план.
- Как составить план текста: пошаговая инструкция.
- Чек-лист для проверки плана статьи.
- Заключение.
Шаг №4: подпункты
Если подзаголовок получается слишком большим или включает в себя много подтем, то нужно выделить каждую из них.
Пример:
Выделите подпункты везде, где текст позволяет это сделать. Тяжело в планировании, легко в написании. Уже на этом этапе пора задуматься о выводах, которые вы сделаете.
Для этого нужно понимать, какие варианты решения проблемы получит читатель, как будет выглядеть структура и оформление мыслей, будете ли вы использовать таблицы и диаграммы.
Шаг №5: заключение
Заключение получится хорошим, если вы:
- сделаете выводы из всех основных разделов;
- коротко «пробежитесь» по всем этапам решения проблемы;
- обозначите пользу, которую получит читатель.
Как составить развернутый план
Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить
В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:
- разделить текст на основные части, озаглавить их;
- пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
- проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.
Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки
Необычные виды конспектирования
Если стандартные способы ведения записей не позволяют получить информативные и полезные конспекты, можно прибегнуть к необычным техникам.
Майнд-карты
Mind-mapping – популярная техника конспектирования, которая придется по вкусу любителям мозговых штурмов. В кружочке или рамке в центре страницы указывается тема лекции. В течение занятия к этой отправной точке присоединяются дополнительные блоки, которые отводятся под логически связанные с основным понятием ключевые слова и идеи. Для большей информативности текст можно дополнять рисунками и значками.
Для создания ментальных карт лучше использовать листы большого формата (не менее А4). Записи располагаются от центра к периферии.
Метод Корнелла
Этот метод пользуется большой популярностью у американских преподавателей и студентов. Конспект, составленный в такой технике, стимулирует к перечитке записей, их дополнению и переработке. Перед тем как начинать делать заметки, надо разделить страницу на две неравные колонки (левая меньше, правая больше) и оставить немного места вверху и внизу листа для заголовка, даты и подведения итогов.
Во время лекции записи делаются привычным образом, основная информация располагается в правой колонке. В левой уже после занятия помещаются наиболее значимые идеи, даты и понятия. В 24 часов необходимо окончательно оформить конспект, заполнив нижнее поле. Для этого надо несколькими предложениями сформулировать основную идею записей.
Если в течение суток не подвести итоги записанного, техника Корнелла лишена смысла и не принесет дополнительной пользы в сравнении с обычным конспектом.