Преимущества академического и прикладного бакалавриата

В чем суть прикладного бакалавриата

Главным и неоспоримым преимуществом прикладного метода обучения для всех студентов является реальная возможность быть трудоустроенным после получения диплома. Большая часть студентов-бакалавров на момент выпуска из ВУЗа не имеет достаточного уровня квалификации. При обучении на прикладном бакалавриате студент успевает ознакомиться с базовой частью, которая дается и при обычном обучении, но есть углубление именно в практику и дальнейшее трудоустройство. Как результат – студент выпускается уже с четкой квалификацией.

Прикладной бакалавриат – это получение всей необходимой для работы практики, обучение работе на компьютере в направлении специализации, рассмотрение деятельности руководителя и прочее. Хорошо подготовленный студент нужен каждому руководителю.

Что такое академический бакалавриат?

Не так давно (2014 год) в России появилось разделение бакалавриата на академический и прикладной. Разделение введено намеренно, для отображения конкретной направленности программы, которую прослушал студент.

Бакалавр – это степень или присуждаемая квалификация студентам, которые освоили и получили диплом первой ступени высшего образования. Бакалавриатом, в свою очередь, называется сам процесс обучения в высшей школе, по окончании которого учащиеся получают диплом степени бакалавра и соответствующую квалификацию. В конце обучения для подтверждения успешности учебы предусмотрено написание дипломной работы и её публичная защита перед комиссией.

Главное отличие бакалавриата от обучения в магистратуре или специалитете заключается в его целях и практической ориентации. Во время бакалавриата студент усваивает все базовые знания и необходимые умения, которые пригодятся в профессиональной деятельности на работе по специальности.

Программа же магистратуры основывается на изучении более сложных моментов, связей, задач по основным профильным предметам. Такое усложнение связано с тем, что после окончания магистратуры можно продолжать обучение в аспирантуре. Потом докторантуре, то есть, продолжать научную деятельность и получать ученые степени. Таким образом, и магистратура и бакалавриат получают фундаментальную базу знаний, только в магистратуре она поддается более углубленному рассмотрению. Нельзя сказать какая из этих двух ступеней хуже или лучше. Тут выбор только за абитуриентом и зависит от его взглядов на жизнь и свое будущее. Но если вы всё же заботитесь о своем уровне грамотности и образованности, поступайте учиться в университеты.

Освоение программы обучения академического бакалавриата ориентировано на получение всей фундаментальной базы теоретических знаний в выбранной специальности. Студент после обучения больше сосредоточен на продолжении научно-исследовательской деятельности и поступлении в магистратуру. Академический бакалавриат продолжает прошлые традиции содержания высшего образования, его можно назвать классическим. Чаще всего на первых двух курсах параллельно изучают профильные предметы с общеобразовательными, только на более высоком уровне, вне школьной базы с опорой на неё.

Эта ступень образования следует после общего среднего или профессионального образования и предполагает усвоение теоретической основы выбранного направления и овладение всеми практическими умениями и навыками.

Система высшего образования имеет две ступени. Первая – это получение уровня бакалавра, и вторая – обучение в магистратуре с достижением уровня магистра. Еще в некоторых университетах можно встретить уровень специалиста. Это что-то промежуточное между бакалавром и магистром. Сейчас, согласно требованиям к участникам Болонского процесса, квалификация «специалист» приравнивается к «магистр».

В идеале эти две ступени неразрывны и следуют одна за другой. Но не всегда это происходит так. После получения бакалавра, чаще всего этот период обучения длится не менее четырех лет, можно завершить обучение в ВУЗе. Еще несколько лет назад в постсоветских странах диплом бакалавра считался неоконченным высшим образованием, но уже сегодня представляет собой полноценное оконченное высшее образование, как и во всем мире. Исходя из этого, становится совершенно логичным то, что бакалавриат должен обеспечить учащегося всеми необходимыми базовыми и специальными знаниями по профилю.

Сущность специалитета

Квалификация специалиста присваивается студенту после 5 (иногда больше) лет обучения в вузе. Диплом специалиста подтверждает получение его обладателем высшего образования, дает право работы по специальности и поступления в аспирантуру.

Иногда специалист выбирает для продолжения образования магистратуру, обычно по смежной специальности. Однако юношам следует иметь в виду, что после получения диплома специалиста (в отличие от бакалавра) они теряют право на отсрочку от армии.

Преимущества специалитета:

  • диплом более понятен работодателю;
  • можно работать в государственных органах;
  • после получения диплома можно сразу продолжить обучение в аспирантуре.

Специалитет является более предпочтительной формой обучения для классических университетов, которые стремятся сохранить преемственность образования и фундаментальный подход, характерный для советских вузов.

Высшее образование в России до сих пор балансирует между советской моделью и европейскими стандартами. Так, в медицинских вузах бакалавриат введен только для специальности «сестринское дело». А для многих профессий в области IT можно получить диплом как бакалавра, так и специалиста.

Как недостаток можно отметить, что обучение на специалитете является более длительным и продолжается не менее 5 лет.

Как он работает?

В соответствии с требованиями Министерства науки и образования, более 50% общей трудоемкости образовательной программы в данном случае составляют исключительно практические занятия, что существенно больше по сравнению с тем, как ведется программа академического бакалавриата. В связи с данным фактом определенно нельзя сказать, что лучше – прикладной или академический бакалавриат, так как у них есть свои плюсы и минусы.

Ориентированность на практику в данном случае выражается дополнительно в том, что бакалавров подготавливают для определенных предприятий тех или иных отраслей, вследствие чего в процессе составления и дальнейшей реализации образовательной программы будут учитываться также пожелания конкретных работодателей. Программа, использующаяся в бакалавриате прикладного типа, имеет нормативный срок освоения четыре года, на протяжении которых учащимся предоставляется профессиональная подготовка, ориентированная на практику и характерная для различных учебных заведений среднего специального образования. В то же время предоставляется и профессиональная теоретическая подготовка, которой и славится академический бакалавриат. Таким образом, рассматривая, что лучше – прикладной или академический бакалавриат, в первую очередь стоит отталкиваться от целей учащегося, а также интересующей его сферы деятельности.

Сходства и отличия

Общее, что связывает академический и прикладной бакалавриат, это протяженность учебного процесса. Длительность обеих форм обучения 4 года.

К сходствам относится и диплом о высшем образовании. В случае успешного окончания выпускнику выдается документ. В нем указывает вид бакалавриата, в рамках которого было пройдено обучение.

Отмечается получение относительно одинакового уровня профильных знаний и теоретических сведений.Для оптимального выбора между прикладным и академическим бакалавриатом требуется выяснить их принципиальную разницу.

Среди существенных различий принято выделять:

  1. Новизна в появлении формы обучения. Академический вариант является традиционной формой. Прикладной вариант – относительно новый вид в российском образовании.
  2. Различие в превалировании теоретической или практической базы в учебной программе. Для академической формы актуален акцент на теорию. Для прикладного варианта важнее практические навыки.
  3. Пути в дальнейшем развитии как специалиста. По итогам академической формы допускается обучение на магистра. Практическое образование ознаменовывает окончание учебного процесса трудоустройством по специальности.
  4. Возможность поступления в магистратуру. Академическая форма позволяет сразу подавать документы для поступления в магистратуру. После практической требуется получения трудового стажа по выбранной специальности, после чего разрешается обучение в магистратуре.

Что значит «прикладной бакалавриат»

Идею учить в университетах профессионалов, без всякой дополнительной подготовки готовых сразу же после выпуска работать на производстве, в 2009 году предложило правительство. Концепцию эксперимента Кабмин представил в постановлении . Более детально она изложена в приказе Минобрнауки .

Суть эксперимента состояла в том, чтобы объединить программы СПО (среднего профобразования) и ВО (высшего образования) для того, чтобы за четыре года подготовить профессионала, хорошо подкованного теоретически и отлично обученного практически. Из уровня СПО в учебные планы включалась прикладная подготовка, от бакалавриата – академическая (то есть теория). Стажировкам и практике на производстве отводилось не меньше 50 % всего учебного времени – фактически в стенах вузов прикладные бакалавры проводили два года и столько же – на предприятиях и в организациях.

Обучение в прикладном бакалавриате строилось по ФГОС высшего образования и с учетом профстандартов специальностей и направлений СПО и ВО. При этом программы вузы формировали при обязательном участии работодателей – они решали, к каким именно видам профессиональной деятельности надо готовить будущих выпускников (проще говоря, чему конкретно учить), и предоставляли базу для производственной практики.

Что такое магистратура

Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.

Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. До того момента, пока студент не защитил диссертацию, он — магистрант. В ходе обучения он получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.

Зачем нужна

Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.

Что дает

Образование достается нелегко, но приносит множество преимуществ. Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:

  1. Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
  2. Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
  3. Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
  4. Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
  5. Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
  6. У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.

Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата

Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:

  • диплом признается на международном уровне;
  • опыт работы с иностранными преподавателями;
  • проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
  • равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.

Бакалавриат и специалитет: в чем разница?

Стоит немного коснуться истории – еще до 2003 года в России не было разделения на бакалавриат и специалитет. Точнее в этом году РФ только присоединилась к процессу, а официальный статус закон о разделении двух уровней получил в 2009 году. Но до сих пор идет некая путаница между этими двумя понятиями, считая их взаимозаменяемыми синонимами. Или же, наоборот, идет слишком весомое расхождение в роли. Поэтому начнем изучать все по порядку.


Базовые различия

Что собой представляет бакалавриат?

Бакалавр – ученая степень, которую получает учащийся по истечении четырех лет. Зря многие считают такую систему обучения незаконченной высшей формой. Это полновесное образование, что позволяет студенту в выбранной им специальности получить базовые познания и ключевой опыт.

После окончания ранга «бакалавриат» возможно на условиях конкурса продолжить учебу на магистратуре, где период еще охватывает 2 года. Или непосредственно приступить к профессиональной деятельности. Как пример, молодой дизайнер уже после третьего курса может отдаться свободному творческому полету.

Плюсы образования «бакалавриат»:

  • время остается на то, чтобы кардинально сменить профиль деятельности или перейти учиться в другой ВУЗ;
  • появляется осуществимость пройти на магистратуру любого учебного заведения Европы;
  • образец диплома выдается в соответствии с европейскими стандартами. Поэтому вы можете трудоустроиться даже за рубежом, поскольку в зарубежных странах бакалавриат считается полноценным дипломом;
  • если молодой человек обучается на очной форме, то ему полагается отсрочка от армии.

Кроме положительных сторон существуют и некоторые недостатки:

  • для продолжения учебы в аспирантуре необходимо окончить магистратуру, где количество бюджетных мест ограничено. А оплата «контрактников» — достаточно непосильная ноша для многих семей;
  • некоторые работодатели считают звание «бакалавриат» недостаточно обширным для своей профессии. Но это зависит только от путаницы в нашей стране.


Бакалавры более востребованы за границей

А что дает специалитет?

Студенты, которые получили диплом после пяти лет учебы в ВУЗе, называются специалистами. Таким учащимся открыта прямая дорога в аспирантуру. Это привычная форма обучения еще со времен СССР. То есть, 4 года специалист учится по той же схеме, программе и даже за одной партой с бакалавром! И лишь последний год уже идет по узкому профилю специальности.

Но в последнее время начинает немного «отмирать» такая отрасль, вытесняясь более современными формами обучения. Ведь зарубежные страны не слишком знакомы со специалитетом. Да и такая форма обучения, как и звания выпущенных специалистов, не настолько популярна и понятна за рубежом. Например, в США или другой западной стране нет понятия «инженер».

Первенство такой формы обучения состоит из нескольких моментов:

  • специалист обретает сразу после окончания учебы специализированное высшее образование;
  • но и магистратура также открыта – вы можете перейти на другую специальность или в другое заведение. И это уже даст вам второе высшее образование;
  • Россия так до конца и пошла за принятым законом, поэтому специалисты в нашей стране при трудоустройстве очень востребованы;
  • появляется возможность получить полноценную квалифицированную узкопрофильную подготовку или профессиональную классификацию.

Но есть и минусы у «старой» схемы:

  • студенты мужского пола — военнообязанные. Им отказано в отсрочке от служения в вооруженных силах государства;
  • также специалистам не положено бесплатное обучения на магистратуре. Ведь это же второй диплом;
  • если учащийся захочет посвятить себя учебе за границей, то могут возникнуть проблемы с признанием его диплома.


А вот нашей стране все же нужны специалисты

Кто такой бакалавр?

Бакалавр представляет собой выпускника вуза широкого профиля, то есть ему предоставляется полная база всех навыков и знаний, которые должен иметь человек с высшим образованием, включая как фундаментальную подготовку, так и различные гуманитарные дисциплины.

Однако некоторые узкоспециальные предметы, преподаваемые специалистам исключительно на пятом курсе, бакалавр и вовсе не будет изучать, потому что все эти навыки и знания он сможет уже получить непосредственно на предприятии, то есть работая на конкретной должности. Далеко не секрет, что специфическая подготовка, которая предлагается на старших курсах современных вузов, часто не соответствует тем запросам, которые выдвигаются работодателями, вследствие чего в преимущественном большинстве случаев приходится проводить повторное обучение на новом оборудовании или же технологических линиях. С этой точки зрения и появляется разница между прикладным и академическим бакалавриатом, ведь в первом случае предоставляется гораздо больше практических знаний каждому ученику.

При этом в соответствии с базовым смыслом академической формы иногда лучше получить универсальную подготовку и тщательно освоить азы перед тем как начинать работать.

Что такое прикладной бакалавриат?

Новым введение является прикладной бакалавриат. В его основе программа обучения именно практической профессиональной деятельности
. Так, происходит подготовка профессиональных рабочих и специалистов высокого уровня, которые смогут разобраться в работе со сложными машинами, электронными системами и устройствами. После учебы люди могут сразу идти работать на производство без дополнительного обучения.

Такая основа дает возможность решать задачи и теоретического и практического характера по своему профилю, что необходимо для дальнейшей работы и карьерного роста.

Во время учебы большой упор ставится на производственные практики, что делает студентов более востребованными у работодателей.

Прикладной бакалавриат пришел на помощь молодым специалистам

Термин «Прикладной бакалавриат» появился относительно недавно и многие из нас не до конца понимают в чем его суть. Какой смысл получить подобный диплом, если нам всем хорошо известна старая и привычная система образования? Все мы после окончания школы размышляем над тем, что дальше делать. Какой ВУЗ выбрать? Какую специальность? Где работать после вуза? Это три основных вопроса каждого абитуриента. Выбираем ВУЗ, выбираем специальность, которая по душе.

Впереди 4 года обучения и по окончанию в кармане диплом бакалавра. Что делать дальше? Интернет переполнен предложениями о поиске новых молодых сотрудников. Но по приходу на собеседование все говорят одну фразу: «У Вас нет опыта работы» или «Ваши теоретические знания нам могут пригодиться, но необходима платная (бесплатная) стажировка». И это позитивный ответ. Что делать таким выпускникам, спросите Вы? Министерство образования ответило на этот вопрос: Программа «прикладного бакалавриата».

Что это за программа и когда она появилась? Она стала активно использоваться несколько лет назад, а именно с 2009 года. Этот, так называемый, эксперимент, должен был стать новой альтернативой для студентов рабочих специальностей.

Зачем это нужно?

Мы живем в веке стремительно развивающихся технологий. Следовательно, требования работодателей к своим сотрудникам, к их знаниям и навыкам, растут с каждым днем. И сейчас многие специальности требует намного больше квалификации, чем было раньше.

К, примеру, знание работы с компьютером, с нанотехнологиями, знание иностранных языков даже для технических специальностей необходимо в наше время. Любому работодателю нужны высококвалифицированные специалисты, молодые, продвинутые, способные к обучению. По окончанию вуза у каждого выпускника на руках имеется диплом, будь то бакалавр или магистр. И, естественно, все планируют далее трудоустраиваться по своей специальности. Но каждого ли студента возьмут с набором теоретических знаний и с отсутствием малейшего представления, как их использовать на практике?

Что это всё даёт?

Диплом «прикладного бакалавра» ориентирован не только на программу высшего образования длительностью в 4 года, с целью получения теоретических знаний, но и на получения практического опыта. Это выражается в том, что студентов будут готовить, учитывая пожелание работодателей, для конкретных работ и предприятий. Выпускник, после получения такого диплома, сможет устроиться на работу без дополнительной стажировки и начать сразу работать по специальности. Это и является главной целью данной программы.

Иными словами, эта программа – нечто среднее между колледжем и университетом, после которой студент полноценно может работать, а в будущем, при желании, получить диплом магистра.

И так, в чем же сходства и различия академического диплома и прикладного бакалавриата?

1. Оба диплома можно получить через 4 года после обучения.2. Академический курс приближен к классической форме обучения с целью получения теоретических навыков, в то время как в программе прикладного бакалавра половина учебных часов отведена на практику или на стажировку.3. Академический диплом предусматривает дальнейшее обучение на магистра. Прикладной диплом дает возможность трудоустройства за специальностью.4. Оба диплома равноценны.5. Прикладные бакалавры в дополнение получают документ о СПО (среднее профессиональное образование), в том случаи, если учеба была организована на базе техника и колледжа.6. Дальнейшее обучение на магистра, академическим бакалаврам достаточно пройти экзаменационную проверку (зависит от Вуза).

Плюсы и минусы

Прикладные бакалавры, обычно начинают дальнейшее обучение только через несколько лет после работы на предприятии по специальности, так как их задача после окончания Вуза, в первую очередь практически доказать приобретенные навыки на производстве, к которым их готовили.

Прикладной бакалавриат – это возможность не только освоить общеобразовательную программу теории, но и возможность стать компетентным в решения различного рода задач социально-экономической или технологической деятельности, с целью приступить к трудовой деятельности сразу по окончанию высшего учебного заведения. Он решает одновременно две проблемы: проблема выпускника, который ищет работу после окончания Вуза и работодателя, который ищет молодого и перспективного специалиста.

Сроки обучения

Очный бакалавриат всех направлений предусматривает 4 года обучения. Исключение составляют медики. Их подготовка на стационарах занимает не менее пяти лет (в основном – 6), следовательно, формально считается соответствующей уровню специалитета.

В России 4-летний бакалавриат на медицинских специальностях в качестве эксперимента апробируется только по направлению «Сестринское дело».

На программах заочного бакалавриата сроки обучения возрастают не менее чем на один год – до 5 лет. Дольше путь к диплому и у студентов вечерних отделений: для получения степени бакалавра им следует отучиться 4,5–5 лет в зависимости от вуза и специальности.

Сроки дистанционного обучения обычно не отличаются от определенных законом для очной формы и составляют 4 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector