Много ли учатся аспиранты?

Содержание:

Стоит ли поступать после магистратуры

Вуз предлагает обучающимся возможность получить более высокую степень квалификации, позволяющую создавать знания в выбранной профессиональной сфере. Поступление в аспирантуру после бакалавриата невозможно. В аспирантуру поступают после магистратуры или получения диплома специалиста.

Сам процесс поступления в аспирантуру после магистратуры включает подачу документов, в том числе диплом магистра, предоставление научных публикаций и исследовательских работ при их наличии и сдачу экзаменов, прохождение вступительных испытаний.

Магистр, в отличие от дипломированного специалиста, имеет опыт исследовательской деятельности, участие в научной работе и публикации. Это дает существенное преимущество при поступлении в аспирантуру магистрам.

Вне зависимости от формы обучения по окончании образовательного процесса аспирант получает диплом исследователя. Учащимся, защитившим диссертационную работу за период обучения, также присваивается звание кандидата наук.

Аспиранты очной формы и работа на полной ставке

Сама рабочая ставка в контексте третьей ступени образования значения не имеет. Полный рабочий день, свободный график, полставки — аспирант вправе работать на любом основании. Исключение — совместительство.

Согласно ТК РФ, такой формат занятости доступен на условиях наличия основного места занятости, с которой совмещается дополнительная. Аспирантура работой не является. То есть совместительства (не путать с совмещением) здесь нет.

Студент вправе устроиться на полный рабочий день при соблюдении двух условий.

  • Он везде успевает.
  • Работодатель готов/согласен/заинтересован в заключении договора с аспирантом-очником.

Требования для поступления в аспирантуру

Сегодня требования ФЗ-273 однозначны, распространяются на все вузы России, включая наш, действуют для всех абитуриентов. Первое условие поступления, согласно букве закона, — диплом специалиста/магистра. Это единственно верный ответ на вопрос, может ли бакалавр поступить в аспирантуру.

Диплом — условие ключевое, но не единственное. Статус аспиранта является серьезной претензией на кандидата наук, потому предполагает высокие требования к подготовке студента.

Чтобы стать аспирантом, надо:

  • окончить вуз (магистратуру/специалитет) с высоким баллом;
  • сдать выпускные госэкзамены;
  • иметь от 2−3 публикаций (конференции, форумы);
  • подготовить научный труд (реферат) по тематике, связанной с выбранным профилем.

В отличие от магистратов/специалистов, которые могут поступить по итогам уже полученных баллов (ЕГЭ, выпускные), будущие аспиранты обязательно проходят экзаменацию. Набор дисциплин ограничен специальным предметом, иностранным языком, философией/историей науки.

Отличия аспирантуры и ординатуры

Если остановиться более подробно на повышении квалификации медиков, то у них есть собственные возможности стать ценными специалистами. Одним из способов достичь высокого уровня является ординатура. На этот этап обучения можно поступить, имея диплом медицинского ВУЗа. После ординатуры выдается специальный документ (сертификат), который дает врачу возможность практиковать.

Аспирантура является возможностью потянуть теоретические знания. После нее медицинскому работнику присваивается ученая степень, имея которую можно трудоустроиться не только в медицинскую академию или любую больницу, но и заняться изысканиями в НИИ, посещать конференции и вести преподавательскую работу среди практикующих специалистов.

Врачей, которые прошли все возможные этапы обучения и имеют ученую степень, охотнее принимают на работу в крупнейшие больницы страны. Они могут претендовать на руководящие посты. Большинство лечебных заведений, которые готовы принять медицинских работников с научной степенью, занимаются разработкой новых методов лечения, что позволит медику продолжить изыскания в течение долгого времени.

Магистратура — вторая ступень

Решение переходить на новую ступень обучения после получения степени бакалавра принимает далеко не каждый. Но есть те, кто желает глубже погрузиться в специальность, посвятить свою жизнь науке и пр. Для достижения этих целей обучение в магистратуре является обязательным.

Кому следует стремиться к получению степени магистра?

  • Магистратура необходима тем обучающимся, которые хотят в дальнейшем получить более престижную работу, благодаря прохождению еще одной образовательной ступени. Однако в жизни такая схема работает преимущественно только в самых крупных российских городах. Чаще всего работодатель проверяет только наличие диплома, а не количество пройденных ступеней, особенно в тех направлениях, где нехватка кадров ощутима сильнее всего. Но жизнь не стоит на месте, все больше и больше становится молодых, успешных руководителей, которые требуют той же успешности, активности и глубокого знания профессии от своих работников. Поэтому магистратура приобретает все большую значимость;
  • магистратура может полностью изменить всю жизнь человека. Если студент, получил статус бакалавра по одной специальности, понял вдруг, что она ему неинтересна, он может сдать экзамены в магистратуру по совершенно другому направлению;
  • те, кто хочет связать дальнейшую жизнь с образованием и преподавательской деятельностью, обязательно должны получить диплом магистра. Только это позволит им преподавать в колледжах и техникумах.

Какова длительность и содержание магистерской программы

Обучение на магистратуре

Длительность магистерской программы составляет 2 года на очном обучении и 2,5 года на заочном. При этом плотность занятий ничуть не меньше, чем на бакалавриате, поэтому совмещать обучение в магистратуре с работой будет проблематично. На сегодняшний день в дипломе выпускника не указывается очно или заочно он обучался, однако, вполне возможно, что такая запись начнет появляться уже в ближайшее время.

Платно или бесплатно

Обучение в магистратуре может быть как платным, так и бесплатным. В последнее время наблюдается тенденция сокращения бюджетных мест в магистратуре для выпускников бакалавриата. Платное обучения стоит гораздо дороже, нежели обучение на первой ступени высшего образования. В связи с этим желающих переходить на вторую ступень не так уж и много.

Является ли магистратура вторым высшим образованием

Магистратура приобретает статус второго высшего образования только для тех, кто уже имеет статус специалиста или магистра. Если же поступление в магистратуру осуществляется после окончания бакалавриата, то она не рассматривается как второе высшее образование.

Магистратура – та форма обучения, над поступлением в которую нужно хорошо подумать и оценить свои силы. Кроме того, не стоит слишком радикально менять свою специальность, полученную ранее, поскольку обучение на этой ступени подразумевает наличие глубоких знаний по выбранной специальности.

Ознакомьтесь с подразделами…

Все о процессе поступления и будущей учебы.

Учеба в высших учебных заведениях страны.

Список всех направлений обучения.

Все про то, как успешно закончить обучение.

Кто это такой и как им стать.

То, что вам пригодится при поступлении и в ходе обучения.

… и дочитайте этот материал

Оглавление

Для того, чтобы учиться в аспирантуре, человек должен иметь способности к аналитической, творческой и исследовательской работе, а также у вас должен быть талант. Людей, обладающих такими способностями, среди выпускников вызов, очень мало. Из-за этого перед тем, как принять решение, вы должны разобрать в себе и понять, есть ли у вас способности для обучения и научной работы. Без способностей и таланта вы просто зря проведете время, и от этого не будет пользы. Лучше найти себя в чем-то другом, где вы можете принести пользу.

Что такое ученая степень?

Ученая степень — формальный способ признания и ранжирования научных кадров. Научные степени присваиваются за исследовательские заслуги. Порядок присвоения определен законодательно.

Виды

Российская наука позволяет получить степени двух уровней:

  • Кандидата наук.
  • Доктора наук.

Они отличаются сложностью присвоения, требованиями к соискателям, длительностью получения, последующим статусом обладателей.

Кандидат наук

Кандидат наук — первая ступень иерархии исследовательских кадров. Получить ее проще. Есть два варианта становления кандидатом наук:

  1. Стать аспирантом, пройти полный курс обучения. Чтобы стать аспирантом, нужно полное высшее образование (специалитет или бакалавриат плюс магистратура). 3−4 года студент под контролем опытного научного руководителя ведет исследования выбранной предметной области, пишет диссертацию. Учиться в аспирантуре можно очно или заочно. На протяжении обучения студенты помимо исследовательской деятельности, науки, занимаются преподаванием. По окончании нормативного срока аспирант представляет диссертационному совету готовую работу, которая оценивает труд. После успешной защиты исследователю присваивают степень.
  2. Стать соискателем при кафедре университета. Соискательство возможно не во всех ВУЗах. Вольные деятели науки не посещают занятия, не обязаны помогать университету, проявлять активность. За 3 года соискатели готовят диссертацию. Процесс защиты принципиально не отличается.

Как аспиранты, так и соискатели обязаны сдать кандидатский минимум. Экзамены по философии, иностранному языку, специальности. Испытания проводятся осенью и весной. Сведения о сроках публикуются на стендах института, размещаются на официальном сайте заведения.

Доктор наук

Доктор — высшая ступень иерархии. Получить его сложнее. Рассчитывать на дальнейший рост могут только кандидаты.

Необходимо поступить в докторантуру. Обучение проводится очно. Но даже успешное поступление — не гарантия результата. Не все соискатели становятся докторами. Основная причина — обилие требований к ученым высшего уровня. Необходимо опубликовать 10−15 работ в рецензируемых журналах, подготовить большое фундаментальное исследование, докторскую диссертацию, документы для защиты. И это, не считая организационных мероприятий, которыми занимается сам ученый.

Сколько лет нужно учиться в аспирантуре

Если вы получили диплом магистра или специалиста, то в аспирантуре вам придется провести 3 года. Данный срок позволяет получить научную степень при обучении на дневном отделении.

Если вы начали самостоятельно работать, то можно поступить на заочное отделение аспирантуры. В данном случае процесс обучения длится 4 года. Вы сможете совмещать исследовательскую деятельность с работой.

Следует помнить о том, что аспиранты дневного отделения получают стипендию. Размер материальной помощи значительно выше, чем стипендия простого студента ВУЗа.

При обучении на заочном отделении аспирантуры работодатель обязан предоставлять вам дополнительный отпуск. Примерно 2 месяца выделяются для проведения исследований, самостоятельной работы над диссертацией.

Ученые степени

Какова же целесообразность получения ученой степени кандидата и доктора наук? По большему счету они абсолютно ничего не меняют, за исключением вашего авторитета и политического веса в рамках науки и образования. 

Кандидат наук

Прежде чем решиться на защиту кандидатской диссертации, у вас на руках должна быть готовая работа, в обязательном порядке имеющая научную новизну. Иными словами, попытайтесь изобрести то, что еще не реализовал Google, Amazon, Samsung или Apple. Работа должна быть научно-квалификационной, логически законченной с точки зрения науки и практики.

Помимо хорошей, качественно написанной диссертации, которая соответствует паспорту специальности, вы должны иметь:

  • ряд публикаций в научных изданиях;
  • несколько выступлений на международных, всероссийских, научных, научно-практических конференциях; 
  • две публикации (как минимум) из перечня изданий, рекомендуемых ВАК при Министерстве науки и высшего образования. 

Защита проходит в диссертационных советах. В настоящее время Министерство науки и высшего образования предлагает два пути развития событий для защиты кандидатской диссертации:

  • Выбрать диссертационный совет при ВАКе (высшей аттестационной комиссии).
  • Воспользоваться услугами диссертационных советов на базе университетов, которые имеют право самостоятельно присуждать ученые степени и звания.

Следует отметить некоторые нюансы, которые свойственны сегодняшним реалиям. С момента поступления в аспирантуру до вашей защиты может пройти 15 и более лет, так что не стоит ориентироваться на 4 года

Второе, на что следует обратить внимание – кандидатскую защищать гораздо проще, чем докторскую. Это связано с тем, что с ученой степенью доктора наук вы можете претендовать на ректорат, должность ректора и в определенных ВУЗах это вызывает некоторую озабоченность. 

Доктор наук

После получения кандидата наук вам предоставляется возможность подняться по иерархической лестнице и получить ученую степень доктора. Следует отметить, что в большинстве европейских стран кандидат наук признается как PhD, то есть доктором и профессором. Однако на территории РФ, если у вас есть потребность в продолжении роста по карьерной лестнице, вы можете защитить докторскую диссертацию двумя способами:

  • Поступить непосредственно в докторантуру и отучиться некоторое количество лет. При этом следует отметить, что в отличие от аспирантуры, ее можно закончить раньше. 
  • Получить разрешение от кафедры и ВУЗа защищаться самостоятельно, взять выписку и заключение по вашей работе.

Процедура защиты докторской диссертации аналогична той, которая проходит при защите кандидатской. Изначально нужно выбрать диссертационный совет. Следует также отметить, что количество требований формально выше. Например, кандидатам технических специальностей требуется от 10 ваковских публикаций, ряд объектов интеллектуальной собственности и так далее.

Кроме того, диссертационные советы, имеющие право самостоятельно присуждать ученые степени и звания, вправе отклоняться от требований ВАК. Также Министерство образования и науки дополнительно не рецензирует любые диссертации, которые защищаются в данных советах. Соответственно, формально они выставляют более высокие требования и ориентируются не на статьи Высшей аттестационной комиссии, а непосредственно на Scopus и Web of science первых, вторых квартилей. 

Сам процесс защиты в диссертационных советах при ВАКе обычно состоит из нескольких этапов. На завершающей стадии вы выступаете перед членами диссертационного совета в составе 20-22 человек. Если речь идет о диссертационных советах с самостоятельным правом присуждения степени, то комиссия может состоять буквально из 5 членов. 

Правила поступления и обучения в аспирантуре с точки зрения закона

Правила поступления определены законодательно. Акты, которыми должен руководствоваться при организации аспирантской подготовки любой аккредитованный вуз:

  • 273-ФЗ об образовании;
  • Приказ Минобрнауки № 233 (определяет порядок приема аспирантов);
  • Федеральные госстандарты (ФГОС).

Важное уточнение: специалитет, магистратура — уровни, определяющие возможность стать аспирантом впервые. Закон не запрещает параллельное/последовательное прохождение этой ступени во второй, третий раз

Это означает, что аспирантура доступна аспирантам, выпускникам адъюнктуры, ассистентуры-стажировки, ординатуры.

Внутренняя мотивация

Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация — это интерес к самому предмету: для аспирантуры это наука, исследования и преподавание. Такая мотивация не зависит от внешних факторов, это добровольный выбор. Внутренне мотивированные студенты планируют карьеру в академии, остальные — часто вне ее. Исследователи выделяют пять причин внутренней мотивации, по которым люди идут в аспирантуру.

Образовательная программа аспирантуры НИУ ВШЭ включает учебные дисциплины, практику и научно-исследовательскую работу

(Фото: НИУ ВШЭ)

Сильные лидеры. Научный руководитель, кафедра или другое научное подразделение часто подталкивают магистров к поступлению в аспирантуру. Мотивация динамична и меняется во времени. Хороший научный руководитель может ее укрепить. Он помогает аспиранту втянуться и не бросить учебу.

Кафедральная мотивация. Значимые проекты дополнительно мотивирует учащихся. Исследовательская работа, совмещаемая с учебой, вдохновляет и помогает успешно завершить аспирантуру. Она часто связана с темой диссертации, поэтому у тех, кто работает на кафедре — наибольшее преимущество. Такие аспиранты работают в центре событий, включены в коллектив и имеют больше возможностей академического развития. Все это влияет на мотивацию к учебе, поэтому аспиранты-сотрудники кафедры больше удовлетворены учебой и чаще успешно оканчивают курс.

Интерес к науке. Аспирантские программы привлекают людей, которые интересуются наукой и преподаванием. Согласно исследованию ВШЭ 2017 года, 56% учащихся поступили в аспирантуру, потому что хотят работать исследователем в вузе или научной организации, 48% — преподавать, 25% — планируют карьеру аналитика в коммерческой организации. Нынешнее исследование дает похожую картину мотивов.

Навыки и увлечения. Чтобы развить навыки исследовательской деятельности, в аспирантуру пошли 91% опрошенных. Почти 87% аспирантов поступили из-за интереса к теме исследования. Многие учащиеся подчеркивали в интервью увлечение наукой и исследованиями. Интерес к специальности или конкретной теме — ключевой маркер внутренней мотивации.

Экономика образования

Мотивация 3.0: как полюбить учиться в условиях неопределенности

Для части опрошенных обучение в аспирантуре стало любимым делом. Аспиранты с такой мотивацией тратят личное время на исследования.

«Вы не поверите, у некоторых людей есть склонность к научному исследованию. Кто-то от этого получает кайф. Кому-то нравится такая жизнь», — рассказывает научный руководитель-химик.

Преподавание. Преподавательской работой интересуются 70% опрошенных. Развивать исследовательские и преподавательские компетенции хотят 65% студентов. Аспиранты мечтают «что-то преподавать», — отмечает научный руководитель-филолог.

Трудоустройство аспиранта-очника с точки зрения закона

Законодательных препон для совмещения очной аспирантуры и работы нет. Подтверждение — ряд актов:

  • ТК РФ. Статья 59 кодекса определяет возможность заключения срочных договоров со студентами, обучающими на очной форме. Статья 66 отменяет право кафедры удерживать трудовую книжку аспиранта. Исключение — случав, когда вуз является работодателем студента (обучение является основанием предпочтения кандидата).
  • Закон об образовании (273-ФЗ) определяет право студента (магистранта, аспиранта, будущих бакалавров, специалистов, колледжистов — всех, кому исполнилось 14 лет) совмещать учебу с трудоустройством.
  • Закон социального страхования регламентирует право воспользоваться учебным отпуском (студента очника — для поступления).

Дополнительно вопросы совмещения учебы с занятостью регламентированы подзаконными актами — Правилами, Инструкциями заполнения трудовых книжек, статьями ТК, определяющими условия заключения договоров.

Возвращаясь к вопросу о стаже, надо заметить, что аспирантура в него не входит, поскольку вузы не отчисляют за студентов взносы в страховой фонд (нет страхового стажа). Но работа параллельно с учебой отменяет пропуск страхового стажа, — взносы за студента отчисляются работодателем.

Особенности поступления

Аспирантами становятся те, кто успешно получил образовательный уровень магистра. Но иногда абитуриентов интересует, можно ли поступить в аспирантуру после бакалавриата или специалитета.

Согласно современному законодательству диплом специалиста дает право для поступления в магистратуру или аспирантуру. В то же время диплом бакалавра дает право только на магистратуру. И именно после ее успешного завершения выпускник может рассчитывать стать аспирантом.

Не менее популярен вопрос, до какого возраста можно поступить в аспирантуру? Законы никак не регламентируют возрастной максимум аспиранта. Но вузы иногда устанавливают собственный порог. Чаще всего на очную форму берут людей до 35 лет, на заочную — до 45.

Люди старше этого возраста могут стать соискателями.

Соискательство предполагает самостоятельную работу над диссертацией, без освоения программы по философии, английскому и др. Это своеобразный аналог заочной аспирантуры.

Как поступить в аспирантуру?

Теперь всем становится понятно, что уже дипломированный магистр не достиг поставленных целей, поэтому основательно готовится к высокому званию «кандидат наук». Однако добиться таких высот не так уж и просто, а поступление в аспирантуру для многих и вовсе остается несбыточной мечтой.

Например, рассчитывать на данное обучение могут исключительно выпускники с присвоенным статусом «магистр» или «специалист», блестяще сдавшие несколько вступительных кандидатских экзаменов. Для остальных категорий выпускников данная категория обучения и вовсе остается недоступной и заоблачной.

Форма обучения
в аспирантуре традиционно бюджетная и по контракту. В первом случае магистр блестяще сдал вступительные экзамены и набрал проходной балл, поэтому последующие годы нести гордое звание «аспирант» может абсолютно бесплатно. Если по каким–либо причинам поступить на бюджет так и не удалось, но перспективы у такого абитуриента самые радужные, то руководство аспирантуры предлагает ему платную фору обучения. Соглашаться на такое предложение или нет – выбор каждого выпускника.

Обязательными экзаменами при поступлении считаются иностранный язык
(привилегированно английский) и философия
, а также профилирующий по специальности предмет
и предмет по направлению вуза.

Кстати, можно изменить освоенную специальность в аспирантуре, однако такие нюансы необходимо будет оговаривать в индивидуальном порядке с руководством вуза (не все высшие учебные заведения идут выпускнику на такие уступки).

Какую работу необходимо проделать на протяжении всего обучения

Ограничений по срокам защиты диссертационного труда законами не предусмотрены. Он может стать как первой серьезной заявкой молодого ученого, так и работой всей его жизни. А вот к периоду самой учебы аспиранта предъявляются жесткие требования.

Попасть на последипломный уровень высшего образования в аспирантуру можно только при соблюдении 2 условий.

  • Прохождение первых ступеней обучения с высоким баллом (вуз определяет его самостоятельно).
  • Успешная сдача испытаний (профильный предмет, философия/история науки, иностранный язык).

Проходной балл определяет вуз. Для тех, кто не оказался среди аспирантов, открыт «обходной путь» — соискателя научной степени. Последний должен сдать кандидатские экзамены и прикрепиться на 6 месяцев максимум к учебному заведению.

Практика подготовки будущих ученых/педагогов предполагает огромный пласт самостоятельной работы. За 3−4 года обучения студент должен:

  • Заниматься созданием/продвижением авторских/соавторских научных работ. Приветствуются оформление патентов, разработка авторских проектов, формирование отчетов по исследованиям.
  • Публиковать статьи. Определен минимальный набор публикаций (от 4 из перечня ВАК, от 3 из индекса РИНЦ). Желательно расширить его статьями научных журналов, газет, каталогов, не индексируемых РИНЦ, вне перечня ВАК.
  • Выступать на конференциях с докладом о собственных исследованиях. Активность участия в подобных мероприятиях во многом определяет перспективы дальнейшей научно-исследовательской практики.
  • Проводить практические, лабораторные занятия студентам, читать лекции. Аспиранты-очники сдают экзамен по педагогике.
  • Сдавать кандидатские экзамены, проходить промежуточную аттестацию.
  • Посещать занятия (в нашем вузе они проводятся вечером для удобного совмещения работы с учебой).
  • Собирать материал (эмпирический, научный, теоретический) будущей диссертации.

Общие положения

1.1.Правила приёма в федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)» (далее – правила приёма в МФТИ) разработаны на основании:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Минобрнауки России от 12 января 2017 г. № 13 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» (далее – порядок приёма);
  • Приказа Минобрнауки России от 03 апреля 2020 г. № 547 «Об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020/21 учебный год»;
  • Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 г. № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076»;
  • Иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
  • Устава МФТИ, иных локальных нормативных актов МФТИ.

1.2.Приём проводится на первый курс на очную форму обучения по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее – программам аспирантуры). Срок обучения устанавливается следующим образом:

  • по направлению 01.06.01 Математика и механика – 4 года;
  • по направлению 02.06.01 Компьютерные и информационные науки – 3 года;
  • по направлению 03.06.01 Физика и астрономия – 4 года;
  • по направлению 04.06.01 Химические науки – 4 года;
  • по направлению 05.06.01 Науки о Земле – 3 года;
  • по направлению 06.06.01 Биологические науки – 4 года;
  • по направлению 09.06.01 Информатика и вычислительная техника – 4 года;
  • по направлению 11.06.01 Электроника, радиотехника и системы связи – 4 года;
  • по направлению 12.06.01 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии – 4 года;
  • по направлению 24.06.01 Авиационная и ракетно-космическая техника – 4 года.

1.3.Приём осуществляется на места:

  • в рамках контрольных цифр приёма за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее – контрольные цифры, бюджетные места);
  • в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранные граждане), в том числе соотечественников, проживающих за рубежом (далее – квота на образование иностранных граждан);
  • по договорам об оказании платных образовательных услуг (далее – платные места).

1.4.Приём в рамках контрольных цифр осуществляется по следующим основаниям:

  • на места в пределах квоты приёма на целевое обучение (далее – целевая квота);
  • на места в рамках контрольных цифр за вычетом целевой квоты (далее – основные места).

1.5.Правила и порядок восстановления в число обучающихся, а также перевода обучающихся из других организаций, осуществляющих образовательную деятельность, регламентируются Положением о восстановлении после отчисления и переводе обучающихся из других организаций.

1.7.Сроки окончания подачи документов в каждом из этапов, сроки зачисления, сроки представления заявления о согласии на зачисление и документа об образовании, даты вступительных испытаний устанавливаются графиком работы приёмной комиссии. График работы приёмной комиссии публикуется на официальном сайте в срок до 01 июня 2020 года.

1.8.Все вопросы, связанные с приёмом в МФТИ, не урегулированные правилами приёма в МФТИ, решаются центральной приёмной комиссией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector