Описание профессии генный инженер — где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Содержание:
- Изучать генетику нелегко, так как она развивается, и многие учебники быстро устаревают
- Где учиться на биотехнолога
- Изменение ДНК человека
- Этическая сторона вопроса
- О профессии Генного инженера, которую можно получить в Ярославле
- Вопросы, задачи и методы биотехнологий
- Общие сведения
- Изучение рынка
- Перенос плазмид у бактерий
- Обучение
- Работа, зарплата и карьерный рост
- Учеба
- Рабочий день генного инженера
- Генный инженер – кто это
- Странности ученых
- Дальнейшие достижения
Изучать генетику нелегко, так как она развивается, и многие учебники быстро устаревают
Мне нравятся исследования, возможность совершения генетических прорывов каждую неделю или месяц.
После окончания университета я продолжила обучение в аспирантуре, моя основная область исследований — эпигенетическая. Это новая и неизученная ветвь генетики. Она важна для понимания того, как клетки дифференцируются в эмбрионе человека или как раковые клетки образуются в организме. В будущем это станет мощным инструментом в медицине и фармации.
Изучать генетику нелегко, так как она развивается, и многие учебники быстро устаревают.
Об изучении генетики в Великобритании и Германии
Я долгое время жила в Англии, а сейчас переехала в Германию.
Генетика в Англии наиболее развита из-за меньшего количества этических правил. В Великобритании можно работать с эмбрионами и редактировать их геномы, изучать их до 14 дней после оплодотворения.
В Германии законы о ГМО, генной инженерии более строгие, что мешает развитию науки.
Англия больше продвинута с точки зрения генетики и исследований стволовых клеток, а Германия — крупный игрок в области химии и фармации.
В генетике чем дольше учишься, тем лучше
. Если вы хотите стать ученым, нужно потратить много лет на изучение и эксперименты.
Об условиях труда
Временами я работаю по 12-14 часов в день, бывают дни, когда я работаю только пару часов.
Я провожу эксперименты, исследую клетки.
Эти знания помогут понять, как эмбрион превращается в человека, как образуются раковые клетки. Тогда мы сможем найти лучшее лечение для различных генетических заболеваний.
Я также тестирую потенциальные лекарства от рака на стволовых и раковых клетках человека, обучаю студентов.
Чем больше вы квалифицированы, тем больше зарабатываете. Можно работать в больнице или большой компании — это многообещающая профессия.
Мои советы начинающим генетикам:
найдите тему, которой вы больше всего увлечены, задавайте много вопросов, усердно трудитесь ради собственных достижений.
О планах
Развиваться как научный блогер, поработать научным сотрудником еще в какой-нибудь стране.
Хотелось бы работать над улучшением вопросов здравоохранения, найти лекарство от рака и наслаждаться своей профессией даже спустя много лет.
Где учиться на биотехнолога
Обязательно в ВУЗе и лучше всего в государственном. Авторитет учебного заведения особой роли не играет, важен уровень кафедры и возможности, которые учебное заведение предоставляет студентам в процессе обучения.
У вас должна быть возможность практиковаться, контактировать с научным сообществом, вы должны иметь необходимые ресурсы (лаборатории, места для прохождения практики и так далее).
Постарайтесь узнать о факультете выбранного университета как можно больше. Отдельно оцените уровень преподавательского состава, в частности практические достижения профессуры.
В ТОП-5 лучших университетов России, где учат биотехнологов, входят:
- МГУ им. Ломоносова.
- Исследовательский университет им. Пирогова.
- РУДН.
- СПБГУ.
- Аграрный университет им. Тимирязева.
Получить профессию можно и по ускоренной программе в рамках первого или второго высшего образования. Для этого необходимо иметь диплом выпускника среднего специального учебного заведения по профильной специальности, либо высшее образование по любой специальности. Реализуется и несколько программ дистанционного обучения, однако их эффективность вызывает обоснованные сомнения у экспертов.
Изменение ДНК человека
Первые клинические испытания методов генной терапии были предприняты 22 мая 1989 года с целью генетического маркирования опухоль-инфильтрующих лимфоцитов в случае прогрессирующей меланомы.
14 сентября 1990 года в Бетесде (США) четырехлетней девочке, страдающей наследственным иммунодефицитом, обусловленным мутацией в гене аденозиндезаминазы (АDA), были пересажены ее собственные лимфоциты.
Работающая копия гена ADA была введена в клетки крови с помощью модифицированного вируса, в результате чего клетки получили возможность самостоятельно производить необходимый белок. Через шесть месяцев количество белых клеток в организме девочки поднялось до нормального уровня.
После этого область генной терапии получила толчок к дальнейшему развитию. С 1990-х годов сотни лабораторий ведут исследования по использованию генной терапии для лечения различных заболеваний. Уже сегодня с помощью генной терапии можно лечить диабет, анемию и некоторые виды онкологии.
Генная терапия
Генная терапия — введение, удаление или изменение генетического материала, в частности ДНК или РНК, в клетке пациента для лечения определенного заболевания.
Существует три основных стратегии использования генной терапии:
- Замена мутировавшего гена, вызывающего заболевание, здоровой копией.
- Инактивация или «выбивание» мутировавших генов, которые функционируют неправильно.
- Введение нового гена в организм, помогающего бороться с болезнью.
Наиболее часто применяемый метод включает вставку «терапевтического» гена для замены «ненормального» или «вызывающего болезнь».
В 2015 году впервые была проведена процедура изменения ДНК человека с целью продления молодости клеток, когда американке Элизабет Пэрриш 44 лет ввели в организм препарат, влияющий на ДНК, а в 2018 году китайский ученый Хэ Цзянькуй заявил, что с его помощью у двух детей-близнецов якобы изменены гены для выработки у них иммунитета к вирусу ВИЧ, носителем которого являлся их отец.
Почему в Китае популярны детские ДНК-тесты для определения вундеркиндов
Все это, с одной стороны, выглядит грандиозно и обнадеживает, но с другой, — вызывает опасения, ведь генетические манипуляции, теоретически, возможно использовать не только в благих и мирных целях.
После эксперимента с ДНК близнецов в Китае, ЮНЕСКО выступила с инициативой о запрете изменения генов у новорожденных до того момента, пока достоверно не будет доказана безопасность таких манипуляций.
Этическая сторона вопроса
В 1997 году ЮНЕСКО выпустила Всеобщую декларацию о геноме человека и его правах, рекомендовав мораторий на генетическое вмешательство в зародышевую линию человека, а в декабре 2015 года на международном саммите по геномному редактированию человека изменение гаметоцитов и эмбрионов для генерации наследственных изменений у людей было объявлено безответственным.
Российское сообщество генетиков в большинстве своем считает, что такие эксперименты на данный момент преждевременны и требуют более глубокого исследования и обсуждений.
«Вопрос клонирования уже давно стоит на горизонте. Этично ли выращивать клонов, чтобы потом забирать их органы для трансплантации человеку… Большой вопрос. Само собой, это абсолютно нормально, что нет единой точки зрения, ведь смысл подобных дискуссий как раз в том, чтобы найти правильные формулировки и отрегулировать потенциально спасительное, но при этом очень опасное знание», — говорит Алевтина Федина.
Страх неизвестности
Вариантов развития событий в области генной инженерии существует множество, и далеко не все они изучены и, в принципе, известны. Поэтому они должны быть последовательно зафиксированы и регламентированы.
Естественно, больше всего опасений вызывают плохие сценарии развития событий. Как правило, все начинается с помощи людям и изобретения новых лекарств. Но потом человек может прийти к желанию сделать своего ребенка светловолосым и зеленоглазым или создать армию универсальных солдат, не боящихся боли и не ведающих страха.
Олег Долгицкий, социальный философ, отмечает, что современное общество настолько неоднородно в культурном и экономическом плане, что любые методы, способные существенно изменить геном, могут создать условия не только для классового, но и видового расслоения, где представители «первого мира» смогут существенно продлевать свою жизнь и не бояться никаких болезней, в отличие от менее богатых людей. Это является серьезнейшей почвой для конфликтов и столкновений.
Эксперты убеждены, что генная инженерия — это будущее медицины. Возможность избавить младенца от пожизненного гнета заболевания, излечить людей от рака, найти лекарство против ВИЧ — за всем этим будет стоять генная инженерия. При этом желание человека изменить, например, цвет глаз или предотвратить наследственное заболевание, несмотря на все риски, будет только расти. И похоже, что остановить этот процесс уже не представляется возможным.
О профессии Генного инженера, которую можно получить в Ярославле
Бакалавриат и специалитет2
Вузы2
Генный инженер – учёный, специализирующийся на изменении свойств живых организмов на основе манипуляций с генами. Генный инженер, используя технику молекулярного клонирования, способен непосредственно вмешиваться в генетический аппарат, имеет возможность оперировать любыми генами, синтезировать их, переносить от одного вида другому и произвольно комбинировать.
Генетическая инженерия пользуется методами таких биологических наук как: генетика, микробиология, вирусология,
Генный инженер – учёный, специализирующийся на изменении свойств живых организмов на основе манипуляций с генами. Генный инженер, используя технику молекулярного клонирования, способен непосредственно вмешиваться в генетический аппарат, имеет возможность оперировать любыми генами, синтезировать их, переносить от одного вида другому и произвольно комбинировать.
Генетическая инженерия пользуется методами таких биологических наук как: генетика, микробиология, вирусология, цитология, а также молекулярная и клеточная биология. Задачи, стоящие перед генетиками подразделяются на ряд направлений: биоиндустрия, технологии стволовых клеток, генотерапия, ГМ растений и животных и т.д.
Рабочее место генного инженера — научная лаборатория или научно-исследовательский институт.
Развернуть
Вопросы, задачи и методы биотехнологий
Биотехнологии предназначены для получения заданных свойств у генетически измененного организма. Основным инструментом биотехнологий является генная инженерия. Она позволяет, используя методы молекулярного клонирования и горизонтального переноса, вносить изменения напрямую в генный аппарат клетки.
Способы изменения генома
Для того, чтобы микроорганизм приобрел нетипичные для него свойства, необходимо изменить его геном. Для этого существуют два пути:
- мутация – воздействие на клетку мутагенов (химические яды или излучение) приводит к неконтролируемым генетическим мутациям;
- прямое введение в геном нуклеотида с необходимыми свойствами.
Для генной инженерии технологическим решением проблемы введения нужного нуклеотида в микроорганизм стала бактериальная трансформация. Происходит внедрение донорской плазмиды в бактерию-реципиент, что является типичным горизонтальным переносом наследственной информации.
Плазмидные технологии решили вопрос введения искусственных генов в клетку микроорганизма. Одним из примеров успехов генной инженерии является производство инсулина человека, при котором используются генетически модифицированные бактерии.
Для изучения бактерий, геном которых подвергся изменению методами генной инженерии, используют следующие техники горизонтального переноса генной информации:
- нокаут гена – исследуемый участок ДНК удаляют или повреждают, после чего отслеживают результаты мутации;
- искусственная экспрессия – в клетку вводят новый ген, результаты мутации отслеживаются;
Для отслеживания продукта модификации генная инженерия использует метод визуализации. Для этого применяется флуоресцентный белок, что позволяет отслеживать процесс.
Другим способом генной инженерии является добавление к гену небольших по размеру олигопептидов (репортерный элемент), которые выявляются специфическими антителами.
Генная инженерия воздействует не только на строение молекулы ДНК. Она изучает экспрессию гена, которая напрямую связана с промотором (небольшой участок ДНК перед кодирующей областью) и фактором транскрипции (перенос наследственной информации).
Техниками генной инженерии в будущем будет возможно воздействовать не только на геном прокариотов, но и на геном человека. Методы генотерапии по воздействию на геном человека еще разрабатываются и проверяются на приматах. Методы горизонтального переноса наследственной информации помогут решить вопросы с генетическими заболеваниями.
Сегодня геном бактерии является удобным объектом генетических исследований. У растений, животных и человека совокупность всех наследственных факторов организма – геном – будет определять характерные признаки (генотип) клетки, а результат взаимодействия с окружающей средой – фенотип.
Общие сведения
Биоинженер – специалист, который целенаправленно занимается изменением свойств живого организма. Профессия подходит тем людям, которые интересуются химией и биологией. Биоинженерия – одно из современных направлений современной науки. Это интегральная наука, она возникла на стыке физики, химии, биологии, генной инженерии и компьютерных технологий. Биоинженеры работают с живыми организмами и системами, применяют в своей работе передовые технологии и достижения науки для решения медицинских проблем. Специалисты участвуют в разработке и создании новых приборов и оборудования. Также они участвуют в разработке новых процедур, опираясь на междисциплинарные знания. Таким образом появляются новые технологии, способны облегчить жизнь людей.
Не путайте биоинженерию с генной инженерией. Генная инженерия занимается изменением ДНК живых организмов, и является всего лишь ответвлением биоинженерии. Дисциплина направлена на углубление уже существующих знаний в области инженерии, биологии и медицины для укрепления здоровья людей за счет научных разработок.
Важными достижениями науки является разработка искусственных суставов, современных протезов, магниторезонансной томографии, кардиостимуляторов, артроскопии, ангиопластики, биоинженерных протезов кожи, почечного диализа, аппаратов искусственного кровообращения. Все это тесно переплетается с биотехнологиями и приносит пользу человечеству.
Профессионал должен обладать такими важными качествами:
- хороший интеллект;
- аналитический пытливый ум и склонность к естественным наукам;
- уметь анализировать и находить практическое применение известным теоретическим и полученным в ходе собственных исследований данным;
- знать принципы обращения с лабораторной и исследовательской техникой, основ хранения веществ, реактивов;
- уметь составлять отчеты о проделанной исследовательской деятельности.
Положительные стороны профессиональной деятельности:
- высокая заработная плата (но учтите что сразу после ВУЗа вы не будете получать максимальный оклад);
- высокая востребованность на рынке труда квалифицированных специалистов;
- карьерный рост;
- возможность проводить на работе исследования, нужные для ваших научных интересов;
- сотрудничество с международными холдингами и проектами;
- возможность стажировки за границей.
Минусы работы:
- сложное обучение в ВУЗе;
- высокая ответственность за разработки;
- работа с опасными химикатами;
- не всегда работа происходит в чистой и уютной лаборатории;
- возможный ненормированный рабочий день;
- одна ошибка может завалить проект всей команды;
- возможные неудачи во время разработок;
- получение не таких результатов, как вы ожидали;
- моральное напряжение.
Изучение рынка
Здесь мне нужно было разобрать две вещи:
- куда можно и стоит поступать
- как потом попасть на работу в клевый стартап
Прошла мини-курс о поступлении за рубеж «Умная заграница» за 1500 рублей. Мне показалось, что основная цель курса – завлечь людей на следующую большую программу за ~20 тысяч рублей. Но зато дают много полезных ссылок и шаблон резюме, помогают подобрать для себя список грантов и бесплатных образовательных программ.
Ходила на мероприятия, посвященные биологам и научной карьере. Основной организатор таких мероприятий в России – Future Biotech.
Очень понравились выступления Виктории Коржовой о том, как строить научную карьеру за границей. У нее, кстати, есть свой паблик, где она выкладывает много полезной информации.
Я подошла к Виктории после одного из выступлений. Она посоветовала: «Попробуй несколько месяцев поработать в лаборатории, вдруг тебе НЕ понравится». Для меня это звучало как «Слетай в космос на звездолете, вдруг тебе не понравится».
Перенос плазмид у бактерий
Большая часть работ по переносу участков ДНК, или генов, проводилась до последнего времени на бактериях. У бактерий генетическая информация заключена в одной большой молекуле ДНК – хромосоме бактерии. Поскольку бактерии размножаются бесполым путем, эта генетическая информация на протяжении многих поколений остается в значительной степени неизменной. В бактериальной клетке имеются, помимо главной ее хромосомы, еще и небольшие кольцевые сегменты ДНК. Эти молекулы ДНК, т.н. плазмиды, часто несут в себе гены, ответственные за устойчивость к антибиотикам.
Также по теме:
НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ
Плазмиды можно извлечь из одной клетки и перенести в другую. Такие работы проводятся, например, на Esсherichia coli
(кишечной палочке), безвредной бактерии, обитающей в желудочно-кишечном тракте человека. Некоторые из клетокE. coli содержат плазмиду с генами устойчивости к антибиотику тетрациклину. Такие плазмиды – их называют факторами устойчивости – легко отделить от главной хромосомной ДНК. Неустойчивые к тетрациклину (разрушаемые им) бактерии можно заставить включить в себя эти плазмиды, подвергнув клетки соответствующей химической обработке, которая сделает оболочку проницаемой для чужих плазмид. Клетки, получившие таким способом фактор устойчивости, выживают на культуральной среде, содержащей тетрациклин, тогда как неустойчивые клетки погибают. Из каждой клетки – в результате многократных делений – возникает клон, т.е. собрание точных копий одной-единственной клетки, полученных путем бесполого размножения. Плазмида воспроизводится в каждой клетке клона, и ее воспроизведение называют молекулярным клонированием.
Обучение
Получить образование по специальности “Биоинженерия” можно во многих образовательных учреждениях. В общем для абитуриентов доступны 53 ВУЗа, в которых для обучения студентов используется двенадцать разных программ. Для поступления в ВУЗ абитуриент должен сдать ЕГЭ по биологии, химии, физике. Выбор программы зависит от уровня учебного заведения, профиля, материально-технической базы и будущей специальности, которую получат студенты.
- МГУ им. М.В. Ломоносова;
- МГМУ им. И.М. Сеченова;
- ИТМО;
- СПбАУ РАН;
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского Министерства обороны Российской Федерации;
- Московский педагогический государственный университет;
- Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова;
- Московский государственный областной университет.
Длительность обучения на стационаре составляет 4 – 5 лет, в зависимости от квалификации, “бакалавриат” или “специалист”. На магистратуре обучение длится два года. По завершению обучения в магистратуре вы сможете продолжить обучение в аспирантуре и после этого заниматься научно-исследовательской работой. Обучение в аспирантуре длится три года на очном отделении, и четыре года на заочном отделении. Также доступна дистанционная форма обучения, например, в университете С.Ю. Вите.
Перед поступлением обязательно ознакомьтесь с характеристикой ВУЗа, его материально-техническим обеспечением, преподавательским составом, доступными специальностями для обучения. Зная как можно больше информации вы точно сможете определиться с местом учебы. Также обязательно узнайте о том, какие предметы нужно будет сдавать и какой проходной балл необходим для поступления.
Если по окончании учебы вы защитите кандидатскую диссертацию, то это будет большим преимуществом в дальнейшей работе. Со степенью кандидата проще устроиться на работу в ВУЗ, научный центр. За научную степень вам будут доплачивать дотации к зарплате согласно тарифной сетке по специальности.
Во время обучения студенты будут осваивать много дисциплин, а именно будут учиться делать такие вещи:
- Конструировать модифицированные и новые биологические объекты;
- Проводить эксперименты с клетками и культурами клеток;
- Исследовать внутриклеточный транспорт токсичных молекул;
- Изучать структурные особенности и взаимодействие макромолекул;
- Осуществлять получение искусственных белков с заданным свойствами, синтезировать и изучать свойства таких белков;
- Проводить различные биоинженерные исследования (культивирование клеток различного происхождения, создание генно-инженерных конструкций, клонирование и т.д.);
- Изучать генетические маркеры выносливости и работоспособности человека;
- Создавать компьютерные программы, которые будут использоваться в биоинженерии и биоинформатике;
- Создавать специализированные и общедоступные биоинформационные сайты;
- Преподавать биоинженерию, биоинформатику и другие смежные дисциплины в различных образовательных учреждениях (вузах, колледжах).
Также во время учебы студенты будут проходить разные виды практики. Учебная и производственная практики могут проходить на современных фармацевтических и биофармацевтических предприятиях, в научно-исследовательских институтах медико-биологического и химического профилей, на кафедрах и в лабораториях вузов.
Обучение работника продолжается и на рабочем месте. Это происходит в виде производственной практики, посещении курсов повышения квалификации, посещении семинаров, на научно-практических конференциях и симпозиумах. Все это поможет повысить уровень квалификации, что в будущем отобразится на профессиональном росте и размере заработной платы.
Работа, зарплата и карьерный рост
Вакансий для генного инженера довольно мало. Это связано с большим количеством выпускаемых кадров и минимумом организаций, где нужен их труд. Несмотря на это, специалист может трудоустроиться в одном из следующих мест:
научно-исследовательский институт;
фармацевтическая компания;
частная или государственная клиника;
научный центр;
лаборатория.
Квалифицированный специалист имеет шанс постепенно продвигаться по карьерной лестнице. Первой её ступенью будет должность помощника лаборанта. Если он хорошо проявит себя, то сможет рассчитывать на допуск к проведению собственных исследований.
Учеба
Мои знания по биологии и химии находились где-то на уровне шестого класса. Уволившись, я засела за учебники. Друзья привезли целую полку книг.
По химии мне больше всего понравилась вот эта книга:
Джон Мур, «Химия для чайников»
А по биологии лучше всего зашли лекции на Youtube: CrashCourse (на английском) и лекции Окштейна. Заниматься по YouTube посоветовал знакомый, который учится на биолога в Голландии: «Я не понимаю, как можно читать учебники на русском – они такие занудные!»
Еще занималась в Академии Хана, прошла курс по генной инженерии на Coursera (он, кстати, русскоязычный, подготовлен сотрудниками Новосибирского государственного университета).
Так в сидячем режиме учебы прошло 2 месяца.
Рабочий день генного инженера
Генные инженеры, конечно, не называют себя генными инженерами. Они зовутся молекулярными биологами.
МФТИ находится в городе Долгопрудном под Москвой. Я приезжала туда к 11, уезжала домой обычно в 20:00.
Вид из лаборатории
Первую неделю в лабе я следила, что и как делают другие сотрудники. А потом мне назначили научного руководителя Светлану Дмитриевну Звереву, она сказала: «Вот твоя пипетка, вот твои клетки. Делай».
Лабораторная пипетка выглядит вот так. Как космический бластер
Светлана Дмитриевна разрабатывает новый метод генной инженерии растений. В основном я занималась тем, что брала на себя маленькие части ее проекта:
- подготовить плазмиды (плазмида – это кусок ДНК в кольце. Мне нужно было «разрезать и заново сшить» цепочку ДНК в нужных местах),
- подготовить клетки (изменить геном клеток с помощью плазмиды) и т. д.
Мой рабочий стол
В пробирках – мои плазмиды
Проверяю с помощью агарозного гель-электрофореза, получилась ли нужная мне цепочка ДНК
Кстати, мне разрешали работать с реактивами, пробирочка каждого из которых стоит ~20 тысяч рублей. В жизни бы не подпустила новичка к таким дорогим штукам!
Холодильник с реактивами
Через 3 месяца Светлана позволила юному падавану готовить растения для экспериментов.
В отдельной лаборатории сажаю черенки табака на гель
Посадила черенки табака, чтобы потом на нем проводить опыты
На сленге ученых то, чем я занималась, называется «капать» – потому что много времени ты проводишь с пипеткой и капаешь свои растворы из пробирки в пробирку. На некоторых вечеринках ко мне подходили молодые люди и спрашивали «О, ты капаешь?» – это звучало как «О, ты играешь в рок-группе?»
Как бы круто все это ни звучало, в США такому учат еще в школе. Опыты с геномом клеток входят в школьную программу по естествознанию.
Нужно добавить, что российские школьники все равно могут попробовать себя в молекулярной биологии: либо прийти в лабораторию геномной инженерии МФТИ, либо пройти программу в Школе молекулярной и теоретической биологии, проходящей при поддержке Zimin Foundation.
Еще я делала стандартные для ученого процедуры:
- вела лабораторный журнал (т. е. записывала все свои действия и результаты экспериментов), чтобы затем можно было убедиться, что опыт был проведен правильно,
- изучала зарубежные исследования по нужной мне теме.
В лаборатории
Многие ученые работают по выходным, потому что у клеток и растений нет выходных. Если по ходу опыта нужно прийти и проверить клетки 1 января в 6 утра – ученый придет и будет проверять клетки.
Кстати, эксперимент может не получиться 5 раз подряд – это нормально. Клетки с нужным геномом для проекта Светланы я получила с четвертого раза (правда, в моем случае всё можно списать на неопытность).
Вы спросите: «А как ты резала геном, если ничего не знаешь в биологии?» Дело в том, что в научном процессе много протоколов. Чтобы «разрезать» геном, нужно смешать вот такие растворы, подержать их на льду, потом согреть, потом снова на лед и т. д.
Мне дали стопку таких протоколов, и я просто все делала по инструкции. Для этого и учиться особо не нужно.
Пример протокола
А вот для чего нужно учиться годами и следить за миром науки: чтобы самому проектировать эксперименты. «Цель – получить особи свиней, устойчивых к африканской чуме. Я возьму эти клетки, эти плазмиды, эти рестриктазы, подготовлю такую конструкцию, потом вставлю конструкцию в геном зародышей свиней, а вот в этих зародышах менять не буду, потому что…» и т. д.
То есть, я просто делала ручную лаборантскую работу. Говоря об ученых, я не называю себя таковым и не считаю себя им. Спроектировать эксперимент я не способна.
По пятницам у нас проводились «симпозиумы»: кто-то из сотрудников готовил доклад о зарубежной научной статье, а потом мы садились с пиццей и вином и обсуждали новые открытия.
Мне тоже выпало счастье готовить доклад, и это было самым сложным испытанием. Представьте, что вам нужно за неделю выучить новый язык, а затем на этом же языке рассказать поэму, притом еще ответить на вопросы по тексту. Вот примерно так я себя чувствовала.
На пятничном симпозиуме
Генный инженер – кто это
Генный инженер – это учёный, занимающийся в сфере генной инженерии и работающий с генами живых организмов (животных, растений и прочего) на ДНК-уровне с целью изменения генного кода и получения новых либо модифицированных форм жизни.
Генная инженерия набрала популярность во второй половине 20 века, когда наука шагнула достаточно далеко, чтобы исследовать живые организмы на молекулярном уровне. Так, в 1980 году учёные Ф.Сенгер и У.Гилберт после многолетних попыток смоги прочитать информацию, записанную в генах (в последствии чего даже стали лауреатами Нобелевской премии). Это позволило более детально изучать ДНК-информацию исследуемых объектов и менять их наследственные данные.
В первую очередь, сфера генной инженерии будет интересна тем, кто ищет профессию, связанную с биологией и химией.
На сегодняшний день профессия генного инженера направлена на выполнение таких задач:
- Исследование генов организмов с целью выявления новых взаимосвязей
- Создание новых растений
- Модификация существующих растений с целью обеспечения их большей устойчивости негативным факторам (таким как вредные насекомые, вирусы, неблагоприятная экология и прочее)
- Выведение новых типов животных
- Наблюдение за процессом выведения новых видов, проведение проверок и составление отчётностей
- Научная деятельность в формате преподавания, ведения лекций, выступлений, написания научных работ.
Странности ученых
Не странности, конечно. А те специфические качества, которые я не замечала в общении с людьми других профессий.
- Ученые очень холодно относятся к научпопу. Я бы даже сказала, с неприязнью. «Зачем такие книги читать, почему вы не читаете “Биологию стволовых клеток”?» «В России нормального научпопа нет». Это самые мягкие примеры того, что я слышала о научпопе 🙂
- Ученые общаются на своем языке, полном терминов. Если есть термин, то они выберут его, потому что так корректнее. «Суспендировать», а не смешивать. «Амплифицировать», а не размножить. Белок «экспрессируется» в клетке, а не выделяется. А теперь представьте, что предложение из 10 слов наполовину состоит из таких терминов – это будет речь Павла Юрьевича 🙂 Можно послушать подкаст с Павлом здесь.
- Главная цель ученого – провести исследование и получить вывод, получить новое знание. Будет ли кто-то регистрировать патент и строить на этом знании бизнес – ему по большей степени все равно.
Дальнейшие достижения
Поскольку не все клетки растений были восприимчивы к заражению A. tumefaciens,
были разработаны другие методы, включая электропорацию , микроинъекцию и бомбардировку частицами с помощью генной пушки (изобретенной в 1987 году). В 1980-х годах были разработаны методы введения изолированных хлоропластов обратно в растительную клетку, у которой была удалена клеточная стенка. С появлением генной пушки в 1987 году стало возможным интегрировать чужеродные гены в хлоропласт .
Генетическая трансформация стала очень эффективной в некоторых модельных организмах. В 2008 году были получены генетически модифицированные семена Arabidopsis thaliana
путем простого погружения цветов в растворAgrobacterium . Диапазон растений, которые можно трансформировать, увеличился по мере разработки методов культивирования тканей для различных видов.
Первые трансгенные животные были выращены в 1985 году путем микроинъекций чужеродной ДНК в яйца кроликов, овец и свиней. Первыми животными, синтезировавшими трансгенные белки в своем молоке, были мыши, созданные для производства тканевого активатора плазминогена человека. Эта технология применялась к овцам, свиньям, коровам и другому скоту.
В 2010 году ученые Института Дж. Крейга Вентера объявили о создании первого синтетического бактериального генома . Исследователи добавили новый геном к бактериальным клеткам и выбрали клетки, содержащие новый геном. Для этого клетки проходят процесс, называемый разрешением, когда во время деления бактериальной клетки одна новая клетка получает исходный геном ДНК бактерии, а другая — новый синтетический геном. Когда эта клетка реплицируется, она использует синтетический геном в качестве матрицы. Получившаяся в результате бактерия, разработанная исследователями, названная Synthia , была первой в мире синтетической формой жизни .
В 2014 году была разработана бактерия, реплицирующая плазмиду, содержащую неестественную пару оснований . Это потребовало изменения бактерии, чтобы она могла импортировать неестественные нуклеотиды, а затем эффективно их реплицировать. Плазмида сохраняла неестественные пары оснований, когда удваивалась примерно в 99,4% случаев. Это первый организм, созданный с использованием расширенного генетического алфавита.
В 2015 году CRISPR и TALEN были использованы для модификации геномов растений. Китайские лаборатории использовали его для создания устойчивой к грибам пшеницы и повышения урожайности риса, в то время как британская группа использовала его для настройки гена ячменя, который может помочь в создании устойчивых к засухе сортов. При использовании для точного удаления материала из ДНК без добавления генов других видов, результат не подвергается длительному и дорогостоящему процессу регулирования, связанному с ГМО. Хотя CRISPR может использовать чужеродную ДНК для облегчения процесса редактирования, второе поколение отредактированных растений не содержит этой ДНК. Исследователи отметили ускорение, потому что оно может позволить им «не отставать» от быстро развивающихся патогенов. Министерство сельского хозяйства США заявило, что некоторые примеры генно-модифицированной кукурузы, картофеля и соевых бобов не подпадают под существующие правила. По состоянию на 2021 год другие контрольные органы еще не выступили с заявлениями.