Клиническая психология: что это за профессия, где и кем можно работать

Что такое клиническая психология

Клиническая психология КП фокусируется на выявлении и лечении различных психических, эмоциональных, социальных и поведенческих проблем со здоровьем.

Где может работать такой специалист? Многие клинические психологи трудятся в частной практике, в больницах или клиниках, предоставляя прямые услуги клиентам. Другие работают в сфере высшего образования или исследований, готовят будущих специалистов в этой области или изучают причины или эффективные методы лечения проблем психического здоровья.

Клиническая это самая большая и наиболее распространенная отрасль психологии. И хотя психическое здоровье является общим ядром, в этой дисциплине есть ряд подмножеств.

Некоторые из этих подгрупп включают в себя:

· психические расстройства у детей и взрослых;

· неспособность к обучению;

· злоупотребление психоактивными веществами;

· эмоциональные расстройства;

· тяжелые психические заболевания (т.е. посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), шизофрения;

· обсессивнокомпульсивное расстройство ОКР;

· отклонения, связанные с гериатрией — психические расстройства и сексуальные извращения (т.е. растление, изнасилования, сексуальные надругательства и т. д.).

Важно помнить, что хотя таких психологов считают «врачами-исследователями», их не считают «врачами» и как таковыми медицинскими работниками. Другими словами, они не могут назначать лекарства или выполнять медицинские процедуры и операции

Они, тем не менее, способны проводить психологические оценки, диагностировать пациентов, разрабатывать планы лечения и использовать методы для терапии пациентов, как медицинские работники.

Где может работать клинический психолог?

В любом медицинском учреждении: роддоме, онкологической клинике, детской больнице, хосписе и пр.

Часто клинические психологи выбирают конкретную группу клиентов. Если вы хотите добавить новую специализацию, расширить список пациентов или устроиться на другое место работы, пройдите курсы повышения квалификации. С их помощью вы сможете:

  • устроиться на работу в педиатрию;
  • помогать людям преклонного возраста;
  • работать в онкологических отделениях и клиниках;
  • заниматься сопровождением беременности и родов.

Расширяйте свою специализацию — это откроет перед вами новые возможности.

Отрасли клинической психологии

  1. Психосоматика. Направлена на выявление соматических и психосоматических проблем пациента, их происхождение. Раздел изучает взаимосвязи таких сложных заболеваний как онкологические с психическими факторами, их провоцирующими. Психолог помогает подготовить больного к непростой информации о диагнозе, сопровождает его на протяжении болезни, настраивает на операцию, помогает при реабилитации и так далее. Кроме того, данный раздел посвящен расстройству — острой хронической психической травме, которая может привести к ишемии, язвенным заболеваниям, гипертонии, нейродермитам, псориазу, бронхиальной астме.
  2. Психотерапия – базовый метод при психокоррекции. Представляет набор методик и техник, которые используются психологом при терапии и проведении ряда изменений, касающихся психоэмоциональной сферы пациента, а также его поведения, коммуникативных навыков. Коррекционные мероприятия направлены на повышение настроения, самочувствия, адаптационных возможностей освоения в обществе. Психотерапия проходит как в группе, так и в индивидуальном порядке.
  3. Нейропсихология – большая отдельная дисциплина в науке, которая занимается исследованием головного мозга и центральной нервной системы, их роли в психических процессах человека. Включает и психиатрию, и неврологию, и философские проблемы при достижении понимания того, как функционирует человеческое сознание. Изучает искусственные нейрональные сети, когнитивную науку. В советской психологии специалисты рассматривали вопросы причинно-следственных связей поражения мозга, локализации нарушения и происходящими в это время изменениями в психике. Нейропсихологи изучали такие трансформации в функциональных особенностях психики, возникающих из-за мозговых травм, исследовали местоположение ведущего центра заболеваний и разрабатывали методы реабилитации, лечения, а также теорию и методологию основ для психологии общей и клинической.
  4.  Психокоррекция – основа для психотерапии. Она направлена на непосредственное оказание помощи больному. Формирует не только психотерапевтическую программу, но и последующую реабилитацию как системную медико-психологическую деятельность. Психокоррекция позволяет восстановить свой социальный статус, вернуться в общество полноценным его членом, благодаря сочетанию педагогических, медицинских, психологических и социальных процедур и мероприятий. Сюда относятся и психогигиена, изучающая сохранность и поддержку психического здоровья, и психологическая профилактика – совокупность мер, предупреждающих появление психического расстройства.

5. Патопсихология. Изучает вопросы психических нарушений, расстройств, нарушений объективности восприятия окружающего мира, происходящих из-за деструктивных процессов в центральной нервной системе. Данный раздел исследует закономерности дисфункций психических процессов при различных психопатологиях в связи с факторами, что способствуют их появлению, а также позволяет найти эффективные методы коррекции.

Как поступить на факультет психологии? | Проходной балл факультета психологии?

Планируя поступление на факультет психологии, что сдавать – первый вопрос, которым задаются будущие студенты. Психологическое образование в последние пару десятков лет становится особенно востребованным среди абитуриентов. Это во многом объясняется распространением в массах такой серьезной и содержательной науки, как психология: в последнее время отмечается повышенный интерес к внутриличностным психическим процессам и их влиянию на все сферы жизни и деятельности человека и общества. Еще одной причиной, по которой идут за дипломом психолога – желание научиться разбираться в себе и в окружающих, чтобы стать успешным и счастливым самому и оказывать помощь в обретении душевного благополучия другим.

Однако сегодня к специалисту с психологическим образованием обращаются не только в частном порядке: расцвет профессии связан с тем, что потребность в квалифицированных психологах стали испытывать частные и государственные организации. Сотрудник, оказывающий психологическое сопровождение персонала, отвечает не только за подбор кадров, но и за решение таких задач, как мотивация сотрудников, формирование гармоничного психологичного климата на производстве, в компании или организации, развитие и обучение персонала, разрешение конфликтных ситуаций.

Должность штатного психолога или собственная психологическая служба есть в каждой крупной компании, которая сохраняется даже в период кризиса, поскольку осознается важность работы специалиста-психолога. Вчерашние выпускники не испытывают серьезных проблем с трудоустройством: психологическое образование позволяет найти себе применение в различных областях – начиная от индивидуального консультирования и заканчивая бизнес-тренингами

Абитуриенты факультета психологии интересуются, что предстоит сдавать, ведь карьера психолога – независимо от сферы его деятельности – начинается с успешного поступления. Стандартный набор предметов, знания по которым предстоит продемонстрировать будущим психологам, – это русский язык, биология и математика. На самом деле эти предметы сдаются еще в школе – по окончании 11-го класса, в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ). И если испытания по русскому языку и математике являются обязательными для всех учеников, завершающих обучение в школе, то дополнительные предметы – а в данном случае это биология – придется сдавать на добровольной основе.

Стоит иметь в виду, что в ряде случаев высшее учебное учреждение может дополнительно назначить свой собственный внутренний экзамен по одному из этих предметов. Однако для успешного поступления сертификат о прохождении ЕГЭ все равно потребуется по каждому из предметов.

Проходной балл на факультете психологии

Для поступления на факультет психологии проходной балл не устанавливается ни Минобрнауки, ни собственно вузом в индивидуальном порядке. Этот показатель складывается по итогам общего конкурса в процессе зачисления, поэтому знать заранее, являетесь ли вы конкурентоспособным абитуриентом, вряд ли получится, если, конечно, набранное вами количество баллов на ЕГЭ по требуемым предметам не выше среднестатического. Чтобы оценить свои шансы на поступление, можно ознакомиться с проходными баллам по выбранному факультету за предыдущие годы.

Таким образом, если вы поступаете на факультет психологии, проходной балл в вашем вузе за текущий год вы узнаете только в период поступления, и даже если он ниже результата вашего личного ЕГЭ, это не может являться гарантией зачисления. Впрочем, поступающим на контрактную основу или на заочную форму обучения будет гораздо проще выдержать конкурс с другим абитуриентами: в первом случае обычно достаточно минимальных баллов по профильным предметам, а во втором – барьер по балам существенно ниже.

А если у вас есть какие-либо сомнения, знайте, что в приемной комиссии выбранного вуза вам ответят на все вопросы!

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии: Телефон

График работы приёмной комиссии: Пн – Пт: 08:30 – 22:10; Сб – Вс: 10:00 – 17:00;

synergy.ru

Пример дисциплин психологического факультета студентов МГУ

В МГУ есть 3 направления по психологии:

  1. «Клиническая психология».
  2. «Психология служебной деятельности».
  3. «Педагогика и психология девиантного поведения».

На изучение каждой специализации студентам дают 5 000 часов занятий (семинаров, лекций, практических и лабораторных работ). При этом 60% всего времени отводят под изучение базовой части (общеобразовательных дисциплин), а 40% – на изучение вариативной части (предметы по специализации).

В рамках социально-гуманитарных предметов тут преподают:

  • философию,
  • историю отечества,
  • историю зарубежной и русской философии,
  • этику и логику,
  • социологию и антропологию,
  • историю и теорию религии,
  • экономику и политологию,
  • педагогику,
  • иностранный язык,
  • основы Российского права.

В рамки естественнонаучных дисциплин входят:

  • математические – высшая математика, информатика и ЭВМ в психологии, математические методы в психологии;
  • биологические – экология, антропология, физиология ЦНС/ВНД/сенсорных систем, анатомия и морфология ЦНС.

Студенты дневного отделения будут посещать занятия по физической культуре, военному делу (на добровольной основе) и ОБЖ. Физкультуру преподают только первые 2 года учебы. А студенты могут выбрать и бесплатно посещать одну из 32-х секций МГУ.

Курс фундаментальных дисциплин здесь складывается из следующих предметов:

  • психология личности,
  • психология сознания,
  • общая психология,
  • история психологии,
  • дифференциальная психология,
  • экспериментальная психология,
  • психологический практикум,
  • основы психодиагностики,
  • методологические проблемы психологии.

В рамках этого же фундаментального курса будут проводить знакомство с разными отраслями психологической практики и науки – психогенетика и психофизиология, основы нейропсихологии, возрастная и педагогическая психология и т.д.

Теперь вы знаете примерный список предметов и сможете планировать свои силы и возможности при поступлении. Впрочем, не стоит себя недооценивать. Практика показывает, что часто из-за страхов мы упускаем лучшие варианты.

Даже если вам кажется, что некоторые предметы вы не сможете осилить, лучше рискнуть. В худшем случае вам придется уделить им чуть больше внимания и времени на изучение, в лучшем – быстро овладеете ими сами. И во всех случаях рядом всегда будет сервис студенческой помощи, который не кинет вас в трудную минуту и поддержит в любое время дня и ночи.

Проблемы, которые помогает решить клинический психолог

После основного курса лечения, каждому человеку попавшему в поле зрения психиатра или психиатра-нарколога, как правило, показан курс постлечебной реабилитации, который подразумевает обязательное посещение психотерапевта. Курс психотерапии как правило рассчитан на определённый срок, но встраивается всегда индивидуально, исходя из заболевания человека и медицинских показаний.

Основной задачей психотерапии является ресоциализация больного, возврат к обычной жизни, возврат на работу или учёбу.  То есть, помощь в восстановлении нарушенных болезнью отношений с обществом. Зачастую люди, попавшие в беду, пережившие психоз или пережившие период зависимости сталкиваются с трудностями возврата к той жизни, которая привычна обычному человеку.

Помимо проблем социального толка, таких как трудоустройство или учёба, из-за болезни возникают конфликты в семье, непонимание близких или категорическое неприятие своей болезни. Эти и многие другие проблемы и помогает решать именно клинический психолог, которому хорошо известна природа как психических расстройств так и этапы формирования зависимости.

Результаты освоения программы

Теоретические знания в областях:

  • Психологическое консультирование и психотерапия детей и взрослых
  • Психологическая диагностика и психологическое вмешательство в клинике
  • Психология кризисов и экстремальных состояний
  • Психология здоровья
  • Судебная и криминальная психология
  • Психическое здоровье и раннее сопровождение детей и родителей
  • Психология спорта и физической активности

Практические навыки:

  • психодиагностической, консультативной, психотерапевтической, социо-реабилитационной работы
  • применения специализированных методов психологической диагностики и психологической помощи
  • проведения различных видов психологической экспертизы (включая медико-педагогическую, социально-трудовую и судебную)
  • разработки и реализации превентивных программ
  • психологической подготовки и психологического сопровождения спортсменов и тренеров на всех этапах спортивной деятельности
  • оказания экстренной и долгосрочной психологической помощи при психотравмирующих ситуациях и проблемах, связанных со здоровьем
  • педагогической деятельности в области психологии

В каких случаях обращаются к психотерапевту

Психотерапевт работает с разными проблемами психического здоровья — эмоциональными перепадами, паническими атаками, фобиями, вспышками агрессии. Появившиеся у человека мании (зависимости) также лечатся врачами-психотерапевтами. Нередко терапия проходит во взаимодействии с другими клиническими специалистами — неврологами, эндокринологами, психиатрами и т.д.

Постоянная апатия

Апатия — угнетенное состояние психики, когда у человека отсутствует или резко снижается стремления и интересы. Эмоции подавлены, присутствует безразличное отношение к событиям. У такого пациента отсутствуют мотивации к каким-либо действиям. Даже выполнение повседневных обязанностей, таких как принятие душа или приём пищи, становится «делом суток» и требует усилий от пациента. Задача психотерапевта — выявить причину постоянной апатии с помощью бесед, наблюдений, психологического тестирования. По результатам анализа ситуации назначается терапевтическое лечение, включающее коррекцию режима, сеансы психотерапии, фармакологические методы.

Навязчивые мысли

Состояние, когда в сознание человека без его воли и бесконтрольно вторгаются образы или побуждения. Пытаясь самостоятельно избавиться от навязчивых мыслей, или обсессии, пациент испытывает страх и дискомфорт. Причиной такого состояния могут быть перенесенные стрессы, затянувшаяся депрессия, и даже шизофрения. Примеры навязчивых мыслей:

  • Страх заражения болезнями, потребность в стерильном окружении.
  • Патологическое желание порядка и симметрии.
  • Бесконтрольный счет.
  • Фатализм — постоянные мысли о конце света, несчастных случаях, угрозах жизни.
  • Навязчивые фантазии — мысли, чуждые привычному мышлению человека, носящие религиозный, агрессивный или сексуальный характер.

Психотерапевт проводит психокоррекцию, применяя различные методики и фармакологические препараты.

Вспышки агрессии

Деструктивное поведение человека может представлять опасность для него самого и окружающих. Внезапные гнев, злость, ярость, ненависть — всё это проявления агрессии. Такие симптомы могут сопровождать более серьёзные заболевания, чем простое нарушение психики. К таким болезням относятся:

  • Эндокринные нарушения — сахарный диабет, изменение уровня половых гормонов, нарушение функции щитовидной железы и другие.
  • Травмы головы.
  • Инсульт.
  • Астенизация нервной системы.
  • Болезнь Альцгеймера.
  • Гипертиреоз.

Причём основное заболевание может протекать бессимптомно. В отсутствии физических проблем, причинами деструктивного поведения могут стать психические расстройства, перенесенное моральное насилие, сильное потрясение и другие специфические факторы. Задача врача выявить причину вспышек агрессии, собрать анамнез, назначить лечение.

Резкие перепады эмоций

Быстрые смены настроения характерны для подвижной психики. Перепады эмоционального фона выражаются в резкой перемене реакций на внешние факторы — слезливость, апатия, тревожность, подозрительность сменяются чувством радости, эйфории, импульсивности и дурашливости. Психотерапевт ищет причины такой эмоциональной неустойчивости и назначает лечение.

Появление зависимостей

Мании человека — также компетенция врача-психотерапевта. Многие зависимые люди сами не осознаю опасность своего положения, считают, что их маниакальное увлечение ничем не угрожает. Зависимость носит хронический характер и с трудом поддаётся психокоррекции. Традиционные виды зависимостей связаны с пристрастием к алкоголю, табаку, наркотикам. Но в последнее время этот список пополняется новыми видами зависимостей:

  • Игромания — больше подвержены подростки и мужчины.
  • Шопомания — безудержное желание покупать появляется у женщин, иногда у мужчин.
  • Фудмания — пристрастие к еде в общем или определенному продукту.

Работа с нарушениями психики — всегда имеет комплексный подход, находящийся на стыке медицинских направлений. Психиатр при необходимости задействует инструментальные исследования мозга — КТ, УЗИ, а также традиционные способы диагностики.

Обязанности

В компетенции клинического психолога входит:

  1. Проведение работ, направленных на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности пациентов.
  2. Определять факторы, затрудняющие гармоничное развитие личности клиента.
  3. Проводить деятельность по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, благодаря чему оказывать помощь пациентам и их родным в решении личностных и бытовых психологических проблем.
  4. Осуществлять психодиагностические исследования и диагностические наблюдения за больными.
  5. Взаимодействовать с лечащим врачом, для составления развивающих и психокоррекционных программ с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов пациентов.
  6. Сотрудничать с медицинским персоналом, для его обучения вопросам медицинской и социальной психологии, деонтологии.
  7. Осуществлять оценивание результатов проведения психологических, лечебных и профилактических мероприятий.

Представленный выше перечень должностных обязанностей требует от специалиста определенных качеств и умений

Так, например, на данный вид профессиональной деятельности стоит обращать внимание абитуриентам, обладающим такими качествами, как:

Гуманитарный склад ума;
Аналитическое мышление;
Широкий кругозор;
Умение находить подход к человеку;
Склонность к работе с массивами информации;
Наличие лексического навыка;
Логические способности;
Умение концентрировать внимание;
Стрессоустойчивость.

Помимо личных качеств, специалист в области клинической психологии должен владеть следующими умениями и знаниями:

  • Наличие знаний в проведении психологических обследований;
  • Иметь общее представление о методах семейного, индивидуального и группового консультирования;
  • Осведомленность в экспериментально-психологических методиках;
  • Знание подходов организации психотерапевтического сообщества и психотерапевтической среды;
  • Умение применять на практике приемы нейропсихологического исследования;
  • Умение применять приемы восстановительного обучения;
  • Иметь представление о методах компьютерной диагностики;
  • Владение знаниями проведения личностно-ориентированных и профессиональных тренингов;
  • Умение использовать различные методы психологической коррекции.

Особенности обучения специалистов

Но как в педагогическом, так и в медицинском направлениях, психология является доминирующим предметом. Как правило, овладеть данной специальностью можно в любом ВУЗе, где есть такое направление (кафедра психологии).

Особый акцент для клинического направления делается на изучение следующих дисциплин:

  • нейропсихология;
  • патопсихология;
  • психосоматика.

Студенты, проходящие обучение на клинического психолога, кроме психологии, более глубоко изучают дополнительные предметы: психиатрию, наркологию, неврологию и другие.

Обучение по специализации клинический психолог не предполагает интернатуру. Повышением профессиональной квалификации такие специалисты, как правило, занимаются самостоятельно. Для этого существуют различные курсы по ведению тренингов и консультированию.

Специалисты данной области психологии могут быть как теоретиками – преподавать в учебных заведениях, составлять учебные пособия, вести различные тренинги, так и практиками, непосредственно оказывая помощь обратившимся к ним людям. В последнем случае специалист занимается психодиагностикой или психокоррекцией. Для успешной деятельности клинический психолог должен иметь практические навыки работы не только с больными людьми, но и с условно или полностью здоровыми. То есть в рамках работы клинического психолога не только люди с пограничными состояниями, такими как депрессии или всевозможные неврозы.

Работа ведется с пациентами, с выраженными нарушениями психологического характера, которые возникают вследствие соматических заболеваний (онкологические опухоли, черепно-мозговые травмы, инсульты и другие). Основная ставка делается на окружающих больного человека людей. В большинстве случаев специалист обучает членов семьи или человека, который осуществляет уход, правильному общению с пациентом.

В некоторых случаях клинический психолог проводит работу с детьми: если ребенок отличается тревожностью, его мучают страхи или у ребенка присутствуют признаки начальной стадии невротического заболевания.

Иногда специалисту приходится заниматься не с отдельным пациентом, а с целыми семьями. Это происходит в том случае, когда нарушенный внутрисемейный климат оказывает сильное негативное влияние как на психику членов семьи, так и непосредственно на их здоровье. Клинический психолог может вести обучающие занятия с работниками клиник, больниц, заниматься составлением программ по психогигиене и психопрофилактике.

Такие специалисты входят в состав комиссии, при решении вопросов, касающихся присвоения инвалидности по тем или иным основаниям, а также принимают участие в проведении медико-судебных экспертиз.

При обследовании и определении общего состояния здоровья человека работают совместно с врачами других специальностей – психиатрами, неврологами, психотерапевтами и другими специалистами. Главная особенность деятельности клинического психолога заключается в проведении диагностики и дальнейшей психокоррекции у пациентов, с измененным пищевым поведением (в том числе с ожирением или анорексией), страдающих различного рода зависимостями, а также с девиантным поведением.

В работе клинический психолог может использовать следующие методы и способы:

  • Психологические методы. Специалист проводит всестороннее наблюдение за пациентом, изучает особенности его психологии и психики, ведет беседы, опросы и тестирование.
  • Сбор анамнеза, с последующим анализом полученных данных.
  • Психотерапия. Предполагает занятие рисованием, телесной терапией, участие пациента в групповых тренингах.
  • Психофизиологический метод. Определяется общее состояние здоровья человека.
  • Проводится анализ творческой деятельности индивида.

Особенности профессии

Патопсихология — практическая отрасль клинической психологии, изучающая психические функции, а также эмоциональные и личностные особенности людей с целью помощи психиатру в постановке точного психиатрического диагноза.

С помощью этих методик патопсихолог выявляет особенности личности пациента, его мышления, памяти, интеллекта, эмоциональной сферы. Эти исследования проводятся, когда нужно уточнить диагноз, оценить эффективность лечения и т.д. Психиатр, обследуя больного, беседует с ним, наблюдает за его поведением. Но если нужно, он назначает психологическое обследование.

Сам патопсихолог врачом не является, у него психологическое образование. Поэтому самостоятельно клинической диагностикой он не занимается. Не занимается он и лечением. Но методики, которыми патопсихолог владеет, дополняют методы врача-психиатра, помогают лучше понять характер дефекта при том или ином психическом расстройстве. У психолога нет права на торопливые суждения, сделанные на основании одного теста или эксперимента. Он обязательно перепроверяет свои выводы.

С помощью психологических экспериментов, патопсихолог может разграничить схожие между собой заболевания. Скажем, болезнь Пика и болезнь Альцгеймера трудно отличить друг от друга с помощью наблюдений, но и беседу с такими пациентами иногда провести невозможно. И тогда психолог проводит специальные эксперименты, которые и указывают, какие именно нарушения происходят в мозгу у больного.

При любом лечении приходится постоянно отслеживать состояние пациента в динамике. Психолог занимается и этим тоже.

Патопсихологи участвуют в проведении различных психиатрических экспертиз и пр. Разрабатывают новые методики диагностики, исследуют психические заболевания, которые ещё недостаточно изучены — с точки зрения психололгической.

Чем отличается от психотерапевта?

Современная подготовка специалистов по психологическому профилю в системе российского высшего образования осуществляется следующим образом:

  • по медицинскому направлению – в курс обучения входит перечень обязательных предметов из области не только психологии, но и медицины, после окончания такого вуза специалиста ожидает работа клинического психолога;
  • по педагогическому направлению – обучение в этом случае не предполагает изучение медицинских предметов, напротив, сделан упор на психологию и педагогику, после прохождения учебы специалист может работать в области психологии в учреждениях педагогического профиля.

Психотерапевт – это профессионал, знания которого базируются на изучении психологии и медицины. Он оказывает помощь в лечении психических заболеваний, пограничных состояний, легких и серьезных расстройств психики.

Клинический психолог – это специалист с высшим медицинским образованием, который, не прибегая к медикаментозному лечению, работает с нарушениями не только воли и внимания, но и мышления, а также спектра эмоций. Чаще всего этот специалист имеет дело с лечением неврозов, которые присущи людям с относительно здоровой психикой.

Место работы

Психолог клинического направления, как и любого другого, может консультировать в частном порядке. Такая работа направлена на помощь в кризисных ситуациях, особенно экстренных, не требующих отлагательств и, соответственно, при недостатке времени на ожидания в поликлиниках. Человек не обязательно должен считаться больным, ведь у каждого из нас возникают такие ситуации, в которых самостоятельно разобраться сложно.

Медицинские психологи также трудятся в больницах в психоневрологических отделениях, в психиатрических клиниках, а также в специализированных учреждениях, направленных на лечение неврозов и пограничных состояний, различных психических расстройств.

Клинический психолог работает и в хосписах, диагностирует в поликлиниках и детей, и взрослых. Он поддерживает пациентов с различными заболеваниями в любом из отделений. Такой психолог отслеживает общее психологическое состояние больного, помогает справляться со сложностями адаптации, проживания, корректирует возникающие деструктивные тенденции в поведении и мыслях человека.

Помощь медицинского психолога нужна и в домах престарелых, детских домах и интернатах, в специализированных учреждениях для детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Кроме того, такой психолог трудится в санаториях и домах отдыха, работает с коррекционными классами в школах, в реабилитационных центрах различных направлений.

Клинический психолог – широкий спектр работы с самыми разными категориями людей, которые нуждаются в психологической помощи, но порой могут оказывать влияние и на самого консультанта. Потому в этой профессии высокий риск эмоционального выгорания. Специалист должен обладать определенным набором профессионально важных качеств, чтобы справляться со стрессами, быть терпеливым к человеческим проявлениям, а также иметь огромное желание помогать другим

Клинический психолог всегда готов преодолевать трудности, что подстерегают его на сложном, но таком важном профессиональном пути

Кем и как работают психологи

Направления работы

Выбор направлений в области психологии огромен: есть психологи, которые работают с персоналом, специалисты по социальной работе, по работе с детьми, родителями, взрослыми людьми, семейные психологи и психотерапевты. Отдельное направление — дефектология. Психолог-дефектолог занимается детьми с отклонениями в развитии. Есть ещё нейропсихологи, они работают с детьми, у которых сложности в поведении и обучении.

По моей специальности — детский психолог — можно работать в государственных психолого-педагогических центрах, в школах, в различных детско-родительских центрах и организациях или консультировать клиентов частным образом очно и онлайн.

Сколько зарабатывают

Заработок психолога зависит от направления, в котором он специализируется, от места, графика и опыта работы.

Педагог-психолог в Москве получает в среднем от 30 до 50 тысяч рублей. Примерно столько же зарабатывают психологи в государственных центрах психологической помощи и социального обеспечения. Зарплата клинического психолога — от 30 до 120 тысяч рублей.

Стоимость психологической консультации или часового сеанса психотерапии в Москве — от 1500 до 6000 рублей и выше. Более пяти человек в день принимать не рекомендуется. Доходы частнопрактикующего психолога целиком зависят от его востребованности и работоспособности и в теории могут достигать 500 тысяч рублей. На практике таких психологов — единицы. В среднем «частники» зарабатывают 60–100 тысяч в месяц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector