Можно ли идти на стюардессу после 9
Содержание:
- Что нужно, чтобы стать стюардессой
- Что должна знать и уметь стюардесса?
- Требования к претенденткам
- Профессиональные обязанности
- Где учатся на стюардессу: курсы и школа для бортпроводниц
- Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
- История
- Обучение
- Что нужно, чтобы стать стюардессой
- Недостатки профессии бортпроводника
- Работа и зарплата
- Средне-специальные учебные заведения в сфере авиации
Что нужно, чтобы стать стюардессой
Первое, что необходимо сделать, это заполнить анкету на официальном сайте авиакомпании. На сайте Аэрофлота трудно найти ярлык, который привел бы вас к анкете, поэтому лучше забить в поисковике «Вакансия бортпроводника Аэрофлот». Первая ссылка содержит информацию по нужному вопросу.
После необходимо заполнить и отправить онлайн-анкету. Вопросов в анкете очень много, в основном они касаются знания иностранных языков, личных качеств кандидата и его внешних данных.
К заполнению анкеты следует отнестись очень серьезно, т. к. от нее зависит, какое первое впечатление вы произведете на работодателя и продолжится ли ваше сотрудничество. Не пытайтесь впечатлить начальника, однако и не преуменьшайте имеющего опыта и навыков. Будьте искренними и максимально профессиональными.
Если анкета сработает как надо, вас пригласят на собеседование, а это значит, что вы приблизитесь к своей мечте еще на один шаг.
Главная задача на собеседовании не растеряться и проявить смекалку
Работодателю важно узнать насколько вы стрессоустойчивы, как вы будете реагировать при разных обстоятельствах, насколько вы коммуникабельны, и на что вы готовы пойти ради работы. Не удивляйтесь, если вас попросят продать псевдо-пассажиру ручку или предположат обрезать свои волосы ради должности бортпроводника
Кроме того, приготовьтесь к каверзным и абсурдным вопросам, которые могут не касаться профессиональной деятельности.
Собеседование может проходить в форме приватной беседы с начальником или руководителем отдела или же в форме групповой беседы с другими кандидатами одновременно. Длительность собеседования может доходить до 12 часов.
Медицинское обследование
Если вы успешно прошли собеседование, руководство направит вас на медобследование или врачебно-летную экспертизу. Здесь от вас ничего не зависит. Если вы абсолютно здоровы – хорошо. Если есть хоть малейшие отклонения, вплоть до невозможности различать два цвета друг от друга (а такие примеры встречались), сотрудничество с авиакомпанией прекратиться. Нет смысла обучать сотрудника, который не подходит для работы по медицинским параметрам.
Медобследование и сотрудничество прекращается на том враче, который выявил у вас какие-либо отклонения. Далее вы не проходите.
Здесь также проверяют координацию и работу вестибулярного аппарата при помощи центрифуги. Проверяется также речь, дикция и громкость голоса путем чтения прозы или поэзии.
Обучение
После успешного прохождения медицинского обследования, на котором будут проверять абсолютно все, поскольку условия работы бортпроводников чрезвычайно сложные, сотрудника отправляют на обучение в специальную школу бортпроводников или на курсы.
Даже успешное прохождение стажировки не дает кандидату право называться бортпроводником без окончательного собеседования. Оно расценивается как экзамен.
После собеседования кандидат получает сертификат бортпроводника и приступает к трудовой деятельности в составе штата авиакомпании. С этого периода бортпроводник начинает свою профессиональную карьеру. С ним подписывают договор на определенный срок. Если за время испытательного периода или времени действия договора сотрудник не оправдывает надежды руководства: часто ошибается или же конфликтует с пассажирами, его могут уволить, а затраты на учебу могут заставить возместить.
Что должна знать и уметь стюардесса?
Обучение делится на теоретическую и практическую части. Стюардесса должна разбираться в типах самолетов (бортпроводник может летать не более чем на четырех типах самолетов) и технике безопасности полетов, оказывать первую медицинскую помощь и правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Всему этому учат на теоретических занятиях.
Практические занятия включают в себя отработку действий в чрезвычайных ситуациях (эвакуация на сушу или воду, пожар на борту). Кстати, при пожаре, к примеру, задача проводника — подавить панику и обеспечить эвакуацию пассажиров за 90 секунд. Не так уж просто, да?
Усвоение каждой учебной дисциплины проверяется экзаменом, имеющим вид теста или опроса.
Важно! Если по окончании курсов вы хотите получить свидетельство международного образца, вам придется проходить обучение на иностранных тренажерах. Если ваш учебный центр не предоставляет такую возможность, вполне вероятно, что придется ехать за границу
Поэтому вам необходим загранпаспорт.
Чтобы стать стюардессой, прохождения курсов недостаточно. Вам будет нужно сдать экзамен и отлетать вместе с инструктором тридцать учебных часов. Если все пройдет успешно, вам выдадут сертификат, удостоверяющий, что вы теперь бортпроводник третьего класса.
У бортпроводника второго класса должно быть «за плечами» 2000 часов, а у первого — 3000 часов полета.
Требования к претенденткам
Разные авиакомпании предъявляют практически одинаковые требования к претендентам на должность бортпроводника.
Отбор кандидаток проводится по следующим критериям для стюардесс:
- Рост. Он должен быть не менее 165 см, но и не слишком высоким. Требования относительно высокого роста обусловлены тем, чтобы бортпроводник мог дотянуться к багажному отсеку, размещенному над сидениями пассажиров. Но очень высокие девушки также не подходят для этой работы, потому что при перемещении по салону им придется все время наклоняться.
- Квалификация и навыки. Претендентка должна иметь высшее образование, хорошую дикцию и грамотную речь.
- Внешний вид. Во внешности не должно быть явных изъянов, таких как шрамы, пирсинг, татуировки. Вес девушки не должен превышать 64 килограммов. Считается, что избыток массы тела связан с проблемами со здоровьем. Размер одежды не должен превышать 46, потому что спецодежду для стюардов больших размеров не шьют.
- Здоровье. Девушки не должны иметь проблем с сердечно-сосудистой системой, зрением и психоэмоциональным состоянием.
- Языки. Свободное владение английским языком. Приветствуется владение немецким, французским и другими иностранными языками.
- Коммуникабельность. Бортпроводник должен уметь находить контакт с разными людьми. Независимо от личного отношения к определенному человеку ему нужно уметь поддержать разговор и предотвратить конфликт.
- Внимательность. Способность замечать и анализировать мельчайшие детали играет важную роль в профессии стюарда. Только специалист с такими качествами сможет своевременно заметить странное поведение пассажира или увидеть необычные предметы на борту самолета.
Все это общие требования, и не все авиакомпании при приеме на работу пользуются данными критериями. На многих бортах самолетов можно увидеть сотрудниц плотного телосложения и невысокого роста. Но лучше перестраховаться.
Если у девушки недостаточный уровень английского, то ей стоит его подтянуть, а при наличии лишнего веса желательно привести себя в форму. Чем больше девушка будет соответствовать требованиям работодателя, тем больше у нее шансов устроиться на работу.
Требования достаточно строги, и не каждая девушка сможет пройти их. Барышни должны реально оценивать свои данные и возможности
Работодатели особое внимание уделяют внешности кандидаток. Они должны быть миловидными, с аккуратной прической и естественным цветом волос
Среди всех претендентов потенциальный работодатель отдаст предпочтение тем, у кого вес меньше 60 килограммов. Лишний вес усложнит работу бортпроводницы, которой нужно много перемещаться между узкими проходами.
Профессиональные обязанности
Главная обязанность бортпроводников – это не обслуживание пассажиров, как мы привыкли думать, а обеспечение их безопасности. Этому подчинены все функции стюардесс:
- Встреча пассажиров, оказание им помощи в комфортном размещении на борту самолета.
- Предполетная подготовка.
- Оказание первой медицинской помощи.
- Проверка работы внутренней связи.
- Контроль поведения пассажиров, пресечение и предупреждение нарушений правопорядка и морально-этических норм.
- Осмотр салона на предмет присутствия посторонних предметов.
- Контроль салона авиатранспортного средства на предмет соответствия санитарным нормам.
- Контроль показателей температуры воздуха, атмосферного давления и влажности в салоне.
- Помощь больным пассажирам.
- Проверка комплектности спасательных средств.
- Раздача еды и напитков.
- Приемка и размещение кухонно-буфетного инвентаря.
Где учатся на стюардессу: курсы и школа для бортпроводниц
После прохождения собеседования и медкомиссии соискательницам предстоит пройти непродолжительные курсы или поступить в специализированную школу для стюардесс . Курсы предоставляет и оплачивает их будущий работодатель, а иногда еще и выплачивает дополнительную стипендию. Многих интересует вопрос: сколько длится обучение? Ответ прост: учиться нужно от 2 месяцев до полугода.
После успешного прохождения курсов и сдачи экзамена соискательница заключает с авиаперевозчиком контракт на несколько лет и уволится со службы раньше обозначенного в договоре срока не может. Разумеется при желании контракт потом можно продлить. При увольнении с работы раньше срока девушке придется оплатить штраф и курсы.
Соискательница может также поступить в специализированную школу, которые в России существуют на базе
- ТУГА (Москва),
- АТУ им. Новикова и УГА (Санкт-Петербург),
- Учебно-тренировочного центра,
- НОУ «Школа Бортпроводников»,
- Jet Service.
Чаще всего после окончания школы, девушки могут спокойно трудоустроиться в желаемую авиакомпанию. Стоимость обучения колеблется в пределах 1000 $, но потраченная сумма быстро окупится. К тому же в школе можно освоить не только стандартный курс бортпроводниц, но и обучиться дополнительным навыкам , необходимым для обслуживания пассажиров. После прохождения обучения последует 30-часовая стажировка на борту самолета.
Программа обучения
Обучение включает в себя теоретический и практический курс и большую часть в нем занимает теория. Помимо информации о видах самолетов и их основных характеристиках, использовании спасательного оборудования и оказания первой помощи, будущих бортпроводниц учат принимать у женщин роды.
Программа подготовки состоит из следующих ступеней:
аварийно-спасательный комплекс работ и водная подготовка (эвакуация), азы визажа (базовые навыки для создания привлекательного делового образа), курс английского языка, включающий около 90 часов (если имеются хорошие знания по предмету до начала обучения, то заучивают лишь определенные фразы), оказание первой медицинской помощи (занятиям уделяется особое внимание), обслуживание пассажиров (разрешение острых ситуаций, правильные ответы на различные вопросы пассажиров). По окончании курса нужно сдавать экзамен, проходить практику и можно начинать работать
По окончании курса нужно сдавать экзамен, проходить практику и можно начинать работать.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Для того чтобы работать стюардессой, совсем не обязательно получать высшее образование. Можно ограничиться двух-четырехмесячным обучением на курсах за свой счет или бесплатно при какой-нибудь авиакомпании. В этом случае обязательна отработка в течение двух лет в компании-учредителе курсов. Можно обучиться этой профессии в колледже или училище по направлению «Сервис на транспорте». Вот несколько примеров учебных заведений, в которых можно освоить профессию стюардессы:
- Авиационно-транспортный колледж Санкт-Петербургского государственного Университета гражданской авиации;
- Школа бортпроводников (Москва);
- Джет-сервис (Москва);
- Учебно-тренировочный центр № 21 (ОАО Аэропорт Внуково);
- Авиашкола Аэрофлота.
История
Когда именно появилась профессия «стюардесса», точно неизвестно: долгое время эти обязанности исполняли мужчины. Но в большинстве справочных изданий первой в мире стюардессой называют американку Элен Черч. Она обратилась к руководству Boeing Air Transport с просьбой привлечь к работе в пассажирских авиаперевозках женщин с медицинским образованием. Руководство компании одобрило эту идею. И 15.05.1930 на рейсе Сан-Франциско – Чикаго в качестве обслуживающего персонала присутствовало восемь медсестер. В то время стюардесс называли «небесные девушки» (Sky Girls). В их обязанности входило не только оказание медпомощи, но и компостирование билетов, а также уборка в туалете, салоне и кабине пилотов, приветливое обращение с пассажирами, взвешивание пассажиров и их багажа, раздача пассажирам шлепанцев, жевательной резинки, одеял, чистка их обуви. Кроме того, первые стюардессы участвовали в погрузке и выгрузке багажа, а на промежуточных посадках носили ведра с топливом для заправки самолета. По прибытию авиалайнера в точку назначения стюардессы должны были помогать закатывать его в ангар.
Первые стюардессы работали 100 часов в месяц, получая за это 125 долларов. Нововведенная профессия оказалась настолько полезной, что ее стали внедрять и другие авиакомпании. Требования к претенденткам были весьма лояльны: наличие диплома медсестры, отсутствие официального брака, рост не более 160 см, вес – 52 кг и меньше, возраст – до 25 лет.
Обучение
Как уже стало ясно, чтобы стать стюардессой или бортпроводником, нужно отвечать весьма строгим требованиям. Однако, это не значит, что занять подобную должность могут только интеллектуалы-уникумы с модельной внешностью. Немалые шансы на успех имеют и самые обычные люди, если проявят должную настойчивость. Учёба воздушного персонала — как мужчин, так и женщин — организована во многих авиакомпаниях. Таким образом они сразу готовят для себя идеально подходящий под внутренние требования персонал. Даже если обучение идёт отдельно от фирмы, нередко она оплачивает целевую подготовку.
Чтобы попасть на такую учебную программу, надо будет сразу пройти через собеседование и медицинскую комиссию (зато потом дополнительно проходить их не придётся). Курс подготовки занимает от 3 до 6 месяцев. Пока кандидатов обучают, им выплачивают корпоративную стипендию. Однако есть и минус — после окончания обучения придётся отрабатывать 2-3 года в той же авиакомпании или оплачивать полную стоимость подготовки при преждевременном увольнении. Правда, для многих людей это, скорее, не минус, а плюс: гарантированное устройство и возможность сразу продемонстрировать свои навыки. Если есть свободные личные средства, можно поступить в «Школу бортпроводников». Там учат даже тех, кто не прошёл корпоративное собеседование. Таких школ несколько, в том числе университеты гражданской авиации в Москве и Петербурге, учебный центр во Внуково. Стоимость обучения составляет 40-60 тысяч рублей.
Часто упоминают, что выпускники подобных курсов могут почти гарантированно устроиться на воздушную работу. Однако не всё так просто — кроме получения образования придётся ещё сдавать дополнительные фирменные экзамены и налетать с инструкторами 30 часов на реальных бортах. Высшее образование не обязательно для стюардов, но оно резко повышает шансы на трудоустройство.
Поступая в учебный центр «Внуково», надо будет отдать не менее 48000 рублей
Важно: для поступления туда требуется как минимум окончить школу в объёме 11 классов — при этом кандидатов как до 19, так и после 25 лет будут отсеивать. Тем, кто пройдёт «сито» отбора и медкомиссии, придётся учиться 3 месяца
Стоит учесть, что учат во Внуково только зарегистрированных в Москве и в Подмосковье лиц, и обязательно — граждан РФ. Курсанты занимаются на тренажёрах, работу ищут самостоятельно.
Учебный центр перевозчика S7 взимает плату 45000 рублей. Но тем, кто согласен будет отработать определённый срок на бортах компании, можно будет учиться бесплатно и даже получать стипендию. Кандидатам должно быть не менее 18 лет. Как и в предыдущем случае, требуется окончить школу. Условия подготовки в «Аэрофлоте» несколько отличаются:
- при трудоустройстве в саму фирму платить за обучение не нужно, но плата будет вычитаться какое-то время из оклада;
- время подготовки — 45 дней;
- предусматриваются реальные учебные вылеты;
- в качестве кандидатов могут рассматривать граждан Белоруссии;
- допускаются к курсам только имеющие как минимум среднее специальное образование.
Если выпускник после прохождения обучения в «Авиационной школе Аэрофлота» желает устроиться работать в другую авиакомпанию, то за обучение ему придётся отдать от 60 тысяч рублей. Среди средних учебных заведений есть только училище гражданской авиации в Петербурге. Обязательно требуют сертификаты ЕГЭ по русскому и литературе.
Что нужно, чтобы стать стюардессой
У каждой авиакомпании свои требования к кандидатам на должность стюардесс, но они практически одинаковые
Основная задача бортпроводниц заключается в том, чтобы обеспечивать безопасность на борту. Поэтому авиакомпании предъявляют повышенные требования к сотрудникам в плане подготовки, здоровья и личных качеств.
Образование
Стюардесса должна иметь среднее или высшее образование. Что касается специальных знаний, то их можно получить в авиакомпании или частной школе бортпроводников. Для работы на международных рейсах потребуется безупречное знание английского.
Обучение проходит в несколько этапов:
- Изучение теории.
- Отработка навыков на практике.
- Получение сертификата при успешной сдаче экзамена.
На курсах проводится аварийно-спасательная подготовка, отработка нештатных ситуаций, взлёта и посадки. Для этого используются тренажёры воздушных судов, которые в точности воспроизводят ощущения на борту. Также ученики получают знания в области медицины, психологии, истории, международного права и других дисциплин.
Личные качества и здоровье
Регулярные перелёты, частая смена часовых и климатических поясов требуют выносливости, высокой степени адаптации
Девушка, желающая стать стюардессой, не должна быть старше 30 лет (некоторое авиакомпании устанавливают верхнюю планку в 26 лет) и иметь презентабельную внешность. Предпочтение отдают соискателям среднего роста — от 160 до 175 см.
Обязательным условием является отсутствие избыточного веса (до 46–48 размера одежды), крупных родинок, пирсинга и татуировок на видных местах.
Необходимые личные качества:
- активная жизненная позиция;
- коммуникабельность, тактичность;
- доброжелательность, отзывчивость;
- стрессоустойчивость;
- организованность, ответственность;
- пунктуальность;
- работоспособность;
- аккуратность;
- грамотность;
- высокая обучаемость;
- способность работать в команде;
- умение воспринимать информацию на слух, держать несколько объектов в зоне внимания.
Требования к здоровью ещё жёстче. Чтобы стать бортпроводницей, нужно пройти ВЛЭК — лётно-экспертную комиссию. Сделать это можно при наличии отличного здоровья. К обязательным условиям относят отсутствие аэрофобии, психических и нервных болезней, внутренних заболеваний.
Недостатки профессии бортпроводника
Казалось бы, о такой профессии можно только мечтать. Но почему же тогда во всех авиакомпаниях наблюдается такая большая текучесть кадров? Все дело в недостатках и издержках профессии бортпроводника, которых, кстати, немало. В частности, среди основных недостатков этой профессии можно выделить:
- неблагоприятные для здоровья условия труда – профессиональной болезнью бортпроводников является варикозное расширение вен. Также стюарды постоянно подвергаются облучению, а у девушек повышается риск развития бесплодия;
- ненормированный график работы – это и ночные перелеты, и работа в праздничные дни, и неожиданные вызовы на работу;
- проблемы в личной жизни – специалисты подсчитали, что в среднем бортпроводник проводит дома порядка 7 дней в месяц (о какой уж тут личной жизни вообще можно говорить);
- практически никаких перспектив для карьерного роста – максимум, на что могут рассчитывать бортпроводники, это повышение квалификации с третьего до первого класса.
Работа и зарплата
Бортпроводники очень востребованы. Вакансии есть всегда, причем даже без образования или опыта работы. Жесткие критерии отбора по здоровью, внешнему виду серьезно ограничивают количество претендентов. Практически каждая авиакомпания организует собственные курсы, и, соответственно, требования выставляются с учетом предполагаемого обучения. Например, чтобы устроиться стюардессой в Аэрофлот, нужно иметь:
- полное среднее образование (11 классов);
- знание английского языка на высоком уровне;
- документ воинского учета для мужчин;
- внешность стандартных параметров;
- хорошее здоровье.
Существуют также вакансии, где требуется знание вьетнамского, корейского, других языков.
Скриншот с сайта Аэрофлота
Авиакомпания S7 (Сибирь) также постоянно проводит набор на курсы стюардесс с последующим трудоустройством, однако требует средне-специального образования, несмотря на то, что обучение в течение трех месяцев будет обязательным. Как и везде, необходимо профессиональное знание английского.
Скриншот страницы сайта S7 Airlines
Как и при устройстве на любую другую работу, необходимо отправить резюме. Сделать это можно непосредственно на сайте авиаперевозчика. О том, как проходит собеседование, смотрите в видео:
Условия труда в целом одинаковы во всех авиакомпаниях:
- заработная плата ‒ от 60 000 руб. (Аэрофлот ставит более конкретные цифры: 80 000–120 000 руб.) при налете 80 часов. Это минимум. Если отработанное время больше, то доход выше;
- гибкий график;
- отпуск ‒ 70 календарных дней;
- санаторно-курортное лечение;
- оплата детского сада, других дошкольных учреждений;
- медицинское и страховое обеспечение;
- льготные билеты на рейсы авиакомпании-работодателя как для самих стюардесс, так и для членов их семей;
- парковка в аэропорту базирования;
- корпоративная сотовая связь;
- часто на время прохождения стажировки выделяется общежитие (для иногородних).
Кроме сайтов авиакомпании, вакансии бортпроводника можно найти и на порталах по поиску работу. Так, например, на самом популярном из них, hh, не одно предложение.
Зарплата стюардесс зависит, прежде всего, от работодателя. Например, иностранные компании, такие как Emirates Airline, за тот же минимальный налет часов платят 180 000-190 000 руб. Школа «Sky-jet» предлагает обучение с трудоустройством с доходом 50 000–80 000 руб. для обычных рейсов и 120 000–150 000 руб. при обслуживании частных лайнеров.
Скриншот с портала hh
Вся жизнь стюардессы подчинена плану полетов, который может меняться по разным причинам. Поэтому четкого графика у бортпроводника нет. Работа сменная, выходные выпадают между рейсами, в любой день недели. Но широкие возможности в путешествиях, романтика привлекают в эту профессию девушек и даже юношей.
Средне-специальные учебные заведения в сфере авиации
Помимо университетов или институтов, возможность получения образования предоставляют многочисленные авиационные училища гражданской авиации в России. Они расположены в разных городах, располагают вариантами поступления на базе 9 или 11 классов и имеют различные списки специальностей обучения. Ведущие ССУЗЫ в авиационной сфере находятся в следующих городах России:
- Красный Кут;
- Омск;
- Бугуруслан;
- Сасово.
Летные училища гражданской авиации России после 9 классов обучают курсантов в течение 3 лет 10 месяцев. Такую возможность предоставляет Омский летный колледж. В нем представлено несколько специальностей: пилот самолета и вертолета (одно из немногих заведений, где имеется вертолетная подготовка), бортмеханик, авиамеханик, инженер по работе с навигационным и радиооборудованием.
В училище обучается около 1000 человек, среди них есть и очники, и заочники. Отбор в колледж весьма строгий: как правило, его успешно проходит лишь половина абитуриентов. Курсанты тренируются на самолетах, вертолете Ми-8. Для успешного освоения учебно-методической программы на территории колледжа расположен аэродром, ангары, склады, лаборатории и мастерские — все для теоретических и практических занятий.
Летные училища гражданской авиации России после 11 классов представлены в более широком спектре вариантов. Омский колледж, упомянутый выше, предоставляет возможность поступления и после 11 классов. Кроме него, в России функционирует Краснокутское училище — школа пилотов гражданской авиации. Обучение на базе 11 классов длится в течение периода 2 лет и 10 месяцев. Будущие пилоты тренируются на 5 видах самолетов и различных тренажерах. Всего в Красном Куте учится около 300 человек. Курсантам предоставляется общежитие, питание и форма. Есть возможность обучения на платной основе, стоимость которого за весь период составит более 100 000 рублей.
Омский летно-технический колледж
В Бугуруслане очно обучаются будущие коммерческие пилоты. Срок учебы стандартный для специальности. Каждый год в училище набирают около 320 человек; большая часть курсантов учится бесплатно, оставшиеся — за счет собственных средств. Колледж обладает масштабным парком самолетов, тренажерами и прочими элементами современного оснащения. Платное обучение здесь стоит немало, более 2,7 миллионов рублей за все время.
В Сасово также проводится подготовка пилотов гражданской авиации и техников информационного оборудования. Ранее это училище считалось особенно престижным из-за близости к столице. Сегодняшнее его состояние также неплохое: училище хорошо оснащено всем необходимым. Обучаться можно платно и бесплатно.
Все училища России в сфере авиации, помимо общего курса обучения курсантов, предоставляют платные услуги. Это может быть переподготовка кадров, различные курсы, включающие преподавание английского языка. Каждое из них оборудовано столовой и пищеблоком; курсанты трижды в день питаются на безвозмездной основе. Кроме того, колледжи оборудованы актовыми залами, спорткомплексами с разнообразными залами и секциями, общежитиями.
Курсанты на территории училищ обязаны соблюдать строгий распорядок дня и правила поведения, покидать территорию в установленное время на определенный период, соответствовать требованиям в учебе и быту. Сиротам и социально-незащищенным курсантам предоставляется материальная помощь, соцстипендия, пособия на покупку необходимых для учебы вещей. Учащиеся бюджетных отделений получают стипендию.
Сасовское летное училище