Егэ. история. кратко. образование ссср

Классификация и термины

Советская система образования состояла из трех уровней. Названия этих уровней использовались и до сих пор используются для оценки стандартов образования отдельных лиц или отдельных школ, несмотря на различия в точной терминологии, используемой в каждой профессии или школе. Военные, милицейские , КГБ и партийные школы также оценивались по этим уровням. Это отличает советскую систему от остального мира, где образовательные уровни школ могут различаться, несмотря на их схожие названия.

Начальные школы назывались «начальным» уровнем ( русское : начальное , начальное ), 4 и позже 3 классы. Средние школы были 7 и более поздних версий 8 классов (требуется полная начальная школа) и называется «неполное среднее образование» ( русский : неполное среднее образование , nepolnoye sredneye obrazavaniye ). Этот уровень был обязательным для всех детей (с 1958-1963 гг.) И факультативным для малообразованных взрослых (которые могли учиться в так называемых «вечерних школах»). С 1981 года уровень «полного среднего образования» (10 или, в некоторых республиках, 11 лет) был обязательным .

10 классов (11 классов в республиках Балтии) обычной школы назывались «средним образованием» ( русский язык : среднее образование — буквально «среднее образование»).

, а также некоторые военные объекты сформировали систему так называемого «среднего специального образования» ( русский : средний специальный , sredneye spetsialnoye ). PTU были профессионально-техническими училищами и обучали студентов широкому спектру навыков, от механика до парикмахера. Завершение PTU после начальной школы не дает ни полного среднего диплома, ни пути к такому диплому. Однако поступление в техникум или другую среднюю специальную школу можно было начать после 8 или 10 классов комбинированного обучения в начальной и средней школе. Выпуск этого уровня требовался для должностей квалифицированных рабочих, техников и чиновников низшего уровня (см. Также профессиональное образование , профессии , обучение ).

«Высший» ( русский : высший , vyssheye ) образовательные учреждения включали степень -LEVEL объектов: университеты , институты «» и военные академии. « Институт » в смысле школы относится к специализированному «микроуниверситету» (в основном техническому), обычно подчиненному министерству, связанному с их областью обучения. Самыми крупными сетевыми «институтами» были медицинские, педагогические (для подготовки учителей), строительные и различные транспортные (автомобильные и автомобильные, железнодорожные, авиационные) институты. Некоторые из этих институтов присутствовали в каждой областной столице, в то время как другие были уникальными и располагались в крупных городах (например, Литературный институт и Московский физико-технический институт). В просторечии все эти университеты и институты назывались аббревиатурой «ВУЗ» ( ВУЗ — высшее учебное заведение , «высшее учебное заведение»).

Студенты, желающие поступить в вузы, должны были окончить либо общеобразовательную школу (10 или 11 лет), либо среднюю специальную школу, либо техникум. Те, кто закончил только профессионально-техническое училище (ПТУ) или «неполную среднюю школу», не были аттестованы как имеющие законченное среднее образование (у них не было аттестат зрелости — аттестата зрелости — или эквивалентного диплома средней специальной школы) и, таким образом, они не имели права посещать аттестат зрелости. ВУЗ.

Многочисленные военные и Милиция (полиция) школы ( русский : высшее училище / школа , vyshee училище / школа ) были на том же уровне , выше

Обратите внимание, что советские военные и милицейские объекты под названием «Академия» ( русский язык : Академия , Академия ) были не школой для получения дипломов (как западные военные академии, такие как Вест-Пойнт ), а аспирантурой для опытных офицеров. Такие школы были обязательными для должностных лиц , претендующих на звание от полковника , см советского военных академий .

Высшие учебные заведения КГБ назывались либо «школами» (например, «Высшая школа КГБ»), либо «институтами» (например, « Краснознаменный институт КГБ » — подготовка специально для разведчиков ).

Высшие учебные заведения КПСС назывались «Высшие партийные школы» ( русский язык : Высшая партийная школа , высшая партийная школа ).

Дух и структура советского образования в основном унаследованы многими постсоветскими странами, несмотря на формальные изменения и социальные преобразования.

Образование СССР

Код ОГЭ по истории: 3.1.6. Новая экономическая политика. Образование СССР.

Актом учреждения СССР стал договор, заключенный между четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией (Армения, Грузия, Азербайджан). Они образовали новое государство — Союз Советских Социалистических Республик. Договор устанавливал разграничение компетенций между новыми правительственными органами Союза ССР и республиканскими органами.

30 декабря 1922 г. союзный договор был одобрен I Всесоюзным съездом Советов. Был избран новый Центральный Исполнительный Комитет СССР.

В 1922 г. были подготовлены и утверждены Уголовный и Гражданский кодексы, проведена судебная реформа, упразднены революционные трибуналы, учреждалась и регламентировалась деятельность прокуратуры и адвокатуры, конституционно закреплялась цензура. ВЧК времен Гражданской войны была преобразована в Государственное политическое управление (ГПУ), а затем — в ОГПУ при СНК СССР.

31 января 1924 г. была принята Конституция СССР, состоявшая из двух разделов:

  • Декларации об образовании СССР;
  • Договора об образовании СССР.

Согласно Конституции за каждой республикой сохранялось право свободного выхода из Союза. Территория любой республики не могла быть изменена без ее согласия. У республик имелись свои органы управления и свои конституции, но основные полномочия передавались союзным органам.

Высшим органом власти по Конституции был съезд Советов Союза. Его выборы проходили на основе избирательного права с ограничительными цензами.

Избирательного права были лишены представители бывших эксплуататорских классов, духовенство, бывшие царские офицеры. Местные Советы избирались непосредственно мужчинами и женщинами старше 18 лет.

В 1920-е гг. на территории Средней Азии возникли Туркменская и Узбекская ССР, вступившие в 1925 г. в СССР, и Киргизская АССР в составе РСФСР. В 1929 г. от Узбекистана отделился Таджикистан. В 1924 г. ряд районов с преобладанием белорусского населения перешел из РСФСР в Белорусскую ССР. В составе Украинской ССР образовалась Молдавская АССР.

С самого начала национально-государственная политика СССР отличалась противоречивостью и непоследовательностью. В 1921—1922 гг. большинство национальных коммунистических партий были очищены от «подозрительных элементов». В Туркестане местные партийные организации потеряли 75 % коммунистов, в Грузии — 38 %, в Армении — 27 %. Русские составляли 55 % членов компартии Украины.

Желая уничтожить традиции неславянского населения, центральные власти боролись с «пережитками феодального и первобытнообщинного строя». В противовес религиозным судам создавались народные. Что касается религии, то к мусульманам вначале относились с большей терпимостью, чем к православным. Им предоставлялась свобода веры и гарантировалась неприкосновенность культовых сооружений.

Во второй половине 20-х гг. XX в. власти начали наступление на религию, культурные и социальные традиции прошлого. Десятки тюркских языков перешли на латинский алфавит. Была расширена сеть школ, в которых преподавание осуществлялось на русском, а не на национальных языках.

Таким образом, уже в первое десятилетие советской власти имели место серьезные просчеты в национальной политике.

Значение образования СССР:
• Созданы условия для решения задач по построению социализма.
• Многие народы получили возможность экономического и культурного развития.
• Сформированы предпосылки для сплочения советских людей.
• Фактически возникло унитарное государство, в котором государственная власть концентрировалась в структурах коммунистической партии, жёстко управляющей из центра.

Конспект урока по Истории России «Образование СССР».

Следующая тема: «Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства».

Предпосылки и причины

Традиционно рассматривают следующие предпосылки образования единого государства на территории бывшей Российской империи. Однако вы должны представлять, что в ходе Первой Мировой и Гражданской войн обрели свою независимость Эстония, Латвия, Литва, Польша, Финляндия, Белоруссия и Украина, Тува. В Средней Азии, которая, как вы должны знать, была присоединена в XIX веке к России, тоже образовались независимые государства: Хивинская и Бухарская народные демократические республики.

Сложность также была и в том, что все народы прекрасно помнили национальную политику Российской империи, в которой были черты шовинизма и национализма в пользу предоставления русской народности больших прав, чем всем другим. Существовали черты оседлости и прочие ужасные вещи. 

Однако были и общие предпосылки: вековые межэтнические и межкультурные связи между разными народами, наличие вековых хозяйственных, экономических связей, общую историю. Кроме того, эти территории имели общую инфраструктуру: почтовую службу, например. Не будете же вы товары, произведенные в России везти в Европу, где их никто не купит, поскольку дикая конкуренция. Продукцию можно отвезти в Среднюю Азию, или еще куда. То есть по сути мы имеем дело с неисчерпаемыми рынками сбыта. Думаю, не составит труда понять, сколь выгодным была бы совместная жизнь в одном государстве.

К тому же была и более серьезная причина, повлиявшая на то, что СССР образовался в 1922 году, а не позже. Ведь на апрель этого года была запланирована Генуэзская конференция по долгам царского правительства и другим послевоенным вопросам. Российское государство должно было предстать единым как внутри, так и снаружи. А проблем внутри хватало.

Ведь в годы Гражданской войны в самой РСФСР существовали независимые республики, автономные округа и прочие образования, которые могли попросту воспротивиться быть в одном государстве. И тогда бы советские государства предстали бы разрозненными, что придало бы им в Генуе статус кво по меньшей мере навсегда.

Дата образования СССР

Советский Социалистический Союз Республик был образован 30 декабря 1922 года. В этот день состоялся первый съезд министров республик, вошедших в состав СССР: •РСФСР; •Украинская республика. •Белорусская республика; •Закавказская Федерация. Основными документами, подтверждающими процесс слияния республик в единое государство, стали Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В основе Договора лежало разграничение полномочий между государственным органом власти и представителями власти на местах. Все остальное, кроме внешней политики и торговли, путей сообщения, связи, вопросов финансов и обороны, вверено управлению республик. Высшим государственным органом СССР стал Всесоюзный съезд Советов, ведущий свою активную деятельность под руководством новоявленного лидера государства в лице В. И. Ленина.

Это интересно: 1595,Причины наступления Смутного времени — основательный взгляд на вопрос

Комментарии

Страна обломовых

Mstislav
сегодня в 20:06

Денежная радиация и Русский Дух

Иван Груздев
сегодня в 18:17

Чьё оно – Овертоново окно?

Александр Вершинин
сегодня в 08:20

COVID-19 и Вакцинация — что это?

А Сидороввалуа
вчера в 13:25

Почему столицу переносят в Сибирь?

Alexander53
14 сентября в 17:07

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39

Мода — 2021

Александр Вершинин
10 сентября в 05:13

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

vodjanitsa
4 сентября в 21:57

Имущественные права ограбляемых

А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

Валерий Вагин
2 сентября в 08:58

Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии

Александр Вершинин
2 сентября в 03:26

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

Alexander53
28 августа в 21:39

Расия, Расия, Расия …

Алексей Михайлович
25 августа в 22:28

Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон

Емеля
23 августа в 08:57

Научные зарубежные исследования о вакцинации

Александр
20 августа в 06:47

Надо ли жалеть Авериных?

Александр Ильченко
19 августа в 16:32

«Мир пошёл под нож?

Емеля
18 августа в 13:25

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

Емеля
16 августа в 19:32

О том, почему люди не могут жить по-человечески

Алексей Михайлович
9 августа в 23:43

Фальстарт капитализма и социализма

А Сидороввалуа
30 июля в 07:50

Взращивание совести по собственной воле

Mstislav
28 июля в 12:05

Соображения по вакцинации

Юрiй Финистъ
27 июля в 11:22

Марафон по 6 приоритетам

Александр Вершинин
27 июля в 09:39

Алкоголь и глобальное управление. Манёвры в глобальном историческом процессе связанные с алкоголем

Александр Вершинин
27 июля в 09:03

По обстоятельствам неумолимой силы

МФасхутдинов
24 июля в 22:38

Будущее не рифмуется с Европой…

МФасхутдинов
24 июля в 21:31

Цифровики погнали либералов, но упёрлись в нашу душу

Люкин
23 июля в 23:46

Как ковид демаскировался в моей голове

Alexander53
23 июля в 11:29

Кто нами правил под псевдонимом Романовы?

Alexander53
21 июля в 17:41

Образование СССР

Договор об образовании СССР был подписан 29 декабря 1922 г., а уже 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов одобрил его.

Первыми государствами, оказавшимися в его составе, были Украинская ССР (УССР), Белорусская ССР (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР).

Интересен факт, что формально все они считалась суверенными государствами.

Борьба за партийную власть

Вся власть СССР была сосредоточена в руках коммунистической партии, которая на протяжении истории несколько раз меняла свое название. В конечном счете, в 1952 г. она начала называться КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза).

Высшими органами власти были Центральный комитет, Оргбюро, Секретариат и Политбюро. Последний из них являлся самым главным органом власти.

Постановления Политбюро не подвергались критике и обсуждению, и должны были исполняться беспрекословно.

Де-юре все члены Политбюро были равны, однако де-факто это было не совсем так. Наиболее значимым представителем Политбюро был Владимир Ленин, из-под пера которого выходили разные законы и принимались все наиважнейшие решения.

Однако после того как Ленин начал серьезно болеть, он не смог участвовать в обсуждении тех или иных вопросов, что дало повод к борьбе за власть.

Кроме него в составе Политбюро были Сталин, Троцкий, Рыков, Томский, Зиновьев и Каменев. Именно эта шестерка в период 1922-1925 гг. участвовала в заседаниях.

Вскоре в Политбюро произошел раскол. Сталин, наряду с Зиновьевым и Каменевым, выступили против Троцкого (см. интересные факты о Троцком). Стоит заметить, что между политиками трения возникали еще во время Гражданской войны.

В конце 1923 г. Троцкий начал требовать большего равенства в партии, открыто критикуя «тройку» своих однопартийцев. Однако, как выяснится позже, он проиграет это противостояние.

В результате, как Троцкий, так и все его соратники будут объявлены врагами народа.

После смерти Ленина в 1924 г. к Иосифу Сталину, Каменеву и Зиновьеву примкнули и другие ключевые политики. В их числе были Куйбышев, Бухарин, Рыков и Томский.

При этом личный авторитет Сталина с каждым днем заметно возрастал.

Иосиф Сталин и Лев Троцкий

На 13-ом съезде РКП (б) вдова Ленина Надежда Крупская обнародовала «Письмо к съезду», написанное покойным супругом незадолго до смерти. Однако письмо не было зачитано в зале, поскольку присутствующие сочли правильным прочесть его только на закрытом заседании.

К слову сказать, в этом письме Ленин говорил о своих соратниках, давая каждому краткую, но содержательную характеристику.

В частности, Владимир Ильич обвинял Сталина в том, что он сосредоточил в своих руках слишком большую власть и вряд ли сможет разумно ее использовать.

В то же время он хвалил Троцкого и даже называл его кандидатуру наилучший для управления новообразованным государством.

Интересен факт, что на том съезде Сталин попросил об отставке, однако Каменев настоял на том, чтобы этот вопрос поставили на голосование.

Иосиф Виссарионович Сталин

По мнению ряда историков, Сталин решился на такой шаг не потому, что хотел уйти из политики, а для того, чтобы расположить к себе людей.

Таким образом, он показал, что якобы не держится за власть и тем самым завоевал симпатии участников съезда. В результате, против него проголосовали только сторонники Троцкого.

Стоит заметить, что уже через пару недель Иосиф Сталин забудет, как его поддерживали Каменев и Зиновьев.

Он обвинит их в искажении идей Ленина и будет делать все возможное, чтобы выставить их врагами народа. В результате они будут вынуждены примкнуть к Троцкому.

В это время Сталин сблизился с Бухариным. Вместе с ним он проповедовал идеи социализма и критиковал капитализм. В обществе с каждым днем становилось все больше сторонников Сталина, веривших в его программу развития СССР.

Осенью 1927 г. «Объединенная оппозиция» в лице Троцкого, Каменева и Зиновьева была окончательно уничтожена. К 1929 г. вся власть фактически оказалась в руках Иосифа Сталина.

Вскоре он начал избавляться и от своих соратников, в том числе и от Бухарина. Его целью было выбить из политической гонки всех тех, кто потенциально мог помешать ему стать главой СССР.

Этапы объединения

Основные этапы объединения в начальные годы формирования СССР представлены в таблице.

Название союза

Дата

Описание

Политический

1 июня 1919 года

Военно-политический союз между Россией, Украиной, Латвией, Литвой и Белоруссией был подписан в форме декрета. На его основании общее военное командование проводилось из Москвы. Также оттуда осуществлялось управление объединёнными финансами.

Экономический

1920-1921 годы

Между союзными республиками были заключены хозяйственные договора. Сформированный орган ВСНХ находился в Москве и руководил всей промышленностью. Для этого был разработан Госплан, который курировал Кржижановский. Одновременно произошло создание Федерального комитета по развитию сельскохозяйственного производства и землепользования.

Дипломатический

Февраль 1922

В 1922 году в Генуе состоялось международная конференция по вопросам послевоенного восстановления стран Европы. Туда была послана делегация, состоящая из представителей союзных республик.

Ликбез, или стране требуются рабочие руки

В 1920-ом году, была образована чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Советские власти очень любили использовать аббревиатуры и сокращения, отчего в народе начали использовать выражение “ликбез”, которое и поныне продолжает жить.

Занятиях по ликвидации безграмотности

Около 50-ти миллионов человек, в возрасте от 8-ми до 50-ти лет должны были обучиться грамоте, письму и чтению. Продолжилось активное реформирование школ. Чувствовалась острая нехватка помещений. Лишь в середине 20-х годов количество учащихся достигло предвоенного уровня, при том, что количество школ достигало немного больше 80-ти процентов от довоенного уровня. Основную массу учащихся составляли беспризорники, которые представляли собой массовое явление в советском обществе.

Была введена система начальной четырехлетней школы, а также основной семилетней школы. В стране происходили разнообразные социальные изменения. Это требовало повышения грамотности. Попросту говоря, стране требовались рабочие руки.

Полностью отойдя от системы разнообразия учебных заведений, советские власти ввели единую унифицированную общеобразовательную школу. Это имело свои плюсы, давая возможность большинству населения обучиться грамотности, но и имело обратную сторону. Специализация в конкретных областях знаний очень сильно упала. Чувствовались последствия войны и интеллектуальной миграции, что выливалось в отсутствии подготовленного преподавательского состава. В новой системе обучения, специалистам узкого профиля просто не было где взяться.

Выпускное фото из советской школы

В 30-х годах, с началом индустриализации это особенно чувствовалось. Практически все большие промышленные проекты того времени разрабатывались иностранными инженерами, приглашенными в СССР.

Разрушенные инженерные школы приходилось создавать с нуля. Не было и заводов по производству сельскохозяйственной техники. Все это закупалось за границей. Таким образом, в это время, из-за очень низкого уровня советской образовательной системы, приходилось тратить практически всю валютную выручку на оплату иностранных специалистов и закупку техники.

Создание СССР

Партийные лидеры искали все больше путей для сближения республик, в итоге делегатов от республик начали приглашать на Всероссийские съезды Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК). Как результат – высшим органам власти РСФСР пришлось играть сразу в двух ролях: и республиканским органом власти, и общефедеральным центром. Общие законы отсутствовали, поэтому акты, подписанные республиканскими высшими органами власти, только лишь утверждали декреты, принятые РСФСР.Со временем все республиканские государственные аппараты стали подобными принятому в РСФСР. В г. Москва появились республиканские представительства.В 1922 г. трудящиеся стали организовывать массовые выступления за провозглашение единого союзного государства. В марте провозгласили Закавказскую федерацию, которая в конце того же года стала ЗСФСР. Центральный комитет (ЦК) партии тем временем разрабатывал мероприятия, касающиеся объединения республик. Иосиф Сталин предлагал идею автономизации. Такой вариант предполагал, что в состав РСФСР войдут суверенные советские республики с правом автономии. Часть партийных работников предложение поддержали, но Владимир Ленин и Октябрьский пленум отвергли предложение Иосифа Виссарионовича.В то же время Владимиром Лениным была разработана совершенно другая форма объединения. Именно он стал автором идеи создания новейшего государственного образования – Союза Советских Социалистических Республик. При этом варианте предполагалось наличие равных прав и у РСФСР, и у остальных республик.29 декабря 1922 г. состоялась конференция, на которой присутствовали делегации от РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР. Именно там произошло подписание договора об образовании СССР. Участники провозглашали создание союза для уничтожения национального гнета и противостояния империалистам, для ликвидации Гражданской войны и начала восстановления строительства. Назывались и причины для формирования объединенного государства, в основном они касались внешней безопасности и общей нестабильности в мире.На следующий день, во время I Всесоюзного съезда Советов, произошло утверждение договора.
Рис. 2. Первая Конституция СССР

Внешнеполитические

Государства, где победила и пришла к власти коммунистическая партия, оказались перед необходимостью отстаивать свое право на независимость перед враждебно настроенными соседями, что для многих было бы не под силу в одиночку по причине незначительной территории, подорванной экономики и отсутствия сильной центральной власти. Кроме того, в сложившейся ситуации государствам был нужен авторитетный дипломатический представитель на международной арене.

Объединение государств, таким образом, позволяло им решить самые важные на тот момент задачи и не пойти по пути постоянной насильственной смены власти.

Последствия

Весь юмор заключается в том, что так и остался открытым вопрос: входят ли братские республики в состав РСФСР или они объединяются в него на равноправных началах. Дискуссия с обсуждением этого вопроса не раз поднималась в годы НЭПа. 

В результате появление на карте мира нового государства СССР, можно говорить о некой общности народов. К примеру, приезжаете вы сегодня в Киргизию. На каком общем языке может, к примеру разговаривать Украинец и Киргиз? Конечно на русском. Поэтому как ни крути, но 70 лет существование Союза не прошел бесследно для его республик.

Появление СССР также привело к появлению национальной политики, которая была направлена на уничтожение национального неравенства. Но в итоге именно она стала причиной национальных конфликтов в 90-к и 2000-е годы.

Поделиться в соц. сетях

Школа советского периода

Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:

  • В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд. 
  • В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
  • В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах. 
  • В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
  • С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей. 

Педагогика советского периода складывалась в тяжёлые времена для народа, но шла по восходящей линии. Именно в советское время сложилась система обучения, которой мы пользуемся по большей части до сих пор.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector