Олигофренопедагог
Содержание:
- Над чем работает логопед-олигофренопедагог
- Направления коррекционной деятельности олигофренопедагога
- Специфика работы дефектолога
- Где еще можно работать
- Симптомы олигофрении
- Особенности профессии
- Особенности детского слабоумия
- Какая зарплата у олигофренопедагогов?
- Особенности
- С какими детьми работают дефектологи-олигофренопедагоги?
- Кто такой олигофренопедагог?
- Особенности профессии
- Где выучиться на олигофренопедагога?
- Куда пойти работать?
- Дефектолог – специфика профессии
- Над чем работает логопед-олигофренопедагог
Над чем работает логопед-олигофренопедагог
Основная задача — помочь детям с отставаниями в умственном развитии адаптироваться в обществе. Формирование навыков социального общения, умения правильно говорить, понимать направленную речь стоит на первом месте при работе с особыми детьми.
Коррекционная работа в каждом случае планируется индивидуально, однако всегда преследует основные цели:
- Работа по формированию полноценной коммуникативной речи у ребенка.
- Стимулирование высших функций психики — мышления, памяти, произвольного внимания.
- Развитие у ребенка навыков и умений, характерных для данного возраста.
- Максимально возможная коррекция отставаний в развитии.
Особенностью работы олигофренопедагога становится необходимость регулярно отслеживать и контролировать темп и структуру занятия, опираясь на возможности ребенка. Таким образом, в основе эффективной работы лежит глубокое знание медицинских и психологических особенностей каждого состояния и доброжелательный индивидуальный подход.
Направления коррекционной деятельности олигофренопедагога
Занятия по коррекции развития речи с детьми, имеющими интеллектуальные или психические отставания, включают:
- Работу по развитию произвольного внимания.
- Артикуляционные упражнения.
- Стимулирование фонематического слуха.
- Формирование правильного грамматического построения высказываний.
- Развитие высших психологических функций (внимания, памяти и мышления).
- Упражнения для мелкой моторики.
- Применение мозжечковой стимуляции.
- Стимулирование восприятия (зрительного и слухового) и памяти.
- Упражнения для улучшения координации движений и пространственной ориентации.
- Коррекция психических и эмоциональных нарушений.
- Обучение анализу и синтезу, умению формировать логические связи.
- Повышение уровня познавательной активности.
- Обучение коммуникативной речи и деятельности.
Особые дети нуждаются и в особом подходе. Специалист преподносит обучающий материал в той форме, которая доступна на данный момент ребенку. В работе используются игровые методы, дидактические занятия, частая смена типов занятий для поддержания внимания.
Специфика работы дефектолога
Педагог-дефектолог – это специалист, который работает с детьми, имеющими незначительные или тяжелые патологии, вызывающие нарушения речи. Он проводит занятия для больных аутизмом, детским церебральным параличом, глухотой, слепотой, тяжелым синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, даунизмом и другими патологиями. Педагог-дефектолог работает в школах коррекции, логопедических учебных, дошкольных заведениях, центрах помощи для детей с ограниченными возможностями. Он берет на занятия пациентов от 1-1,5-летнего возраста.
При наличии у пациента нарушения слуха педагог-дефектолог обучает языку жестов, чтению речи по губам. Больной учится произносить слова правильно, чтобы другие люди могли понимать ребенка, не используя языка жестов. При наличии у ребенка слепоты педагог-дефектолог помогает ему хорошо ориентироваться в пространстве (дома, на улице), правильно читать по книгам для слепых, обучаться четкому произношению.
Дефектолог занимается с дошкольниками и школьниками, имеющими ограниченные возможности, в специализированных центрах. Сюда ходят больные, страдающие детским церебральным параличом, болезнью Дауна, аутизмом и другими патологиями. Их учат речевым навыкам, исправляют имеющиеся нарушения произношения, повышают интеллектуальный уровень и умение адаптироваться в социуме, несмотря на наличие серьезного заболевания. Педагог-дефектолог помогает пациентам с психическими недостатками справиться с отклонениями, исправляет речевые дефекты, учит общению с окружающими.
Где еще можно работать
Несмотря на все минусы, в педагогических вузах данная специальность пользуется популярностью, что всё же говорит о ее востребованности. Работу в детском саду или коррекционной школе молодой специалист найдет в любом случае, но вот еще несколько вариантов трудоустройства:
- Проблемы с речью есть не только у детей. К логопеду-дефектологу могут обратиться люди с нарушениями дикции, пережившие инсульт и другие повреждения.
- С образованием дефектолога также можно работать сиделкой, няней для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Многие педагоги на лето устраиваются вожатыми в детские лагеря. Это отличная возможность заработать, при этом не увольняясь со своей основной работы.
Дефектолог – не самая легкая и беспроблемная профессия, однако она может стать истинным призванием для тех, кто любит детей, хочет сделать мир немного лучше и не боится трудностей. На данный момент все больше молодых людей выбирают именно эту специальность для изучения в университете, что не может не радовать, ведь детей с нарушениями развития все еще много, и только дефектологи могут действительно им помочь.
Симптомы олигофрении
Нарушение абстрактного мышления.
Задержка психического развития всесторонняя.
Речь бледная, запас слов скудный, фразы короткие и простые, часто безграмотные.
Внимание рассеянное. Память ослаблена.
Память ослаблена.
Задержка личного развития.
Задержка физического развития
В большинстве случаев яркая, развёрнутая симптоматика заболевания появляется только в школьном возрасте. Олигофрения у детей младшего возраста выражается в отставании психического и речевого развития, слабости эмоциональных реакций, низком или отсутствующем интересе к окружающему миру, отсутствием желания и способностей для общения со сверстниками, затруднениями при необходимости оперирования абстрактными понятиями. В возрасте до года можно выявить только олигофрению тяжелой степени, остальные начинают проявляться позже.
Особенности профессии
Олигофренопедагог не только занимается интеллектуальным развитием своих учеников и даёт некоторый багаж школьных знаний. Он готовит детей к самостоятельной жизни, прививая необходимые для этого навыки.Олигофренопедагогика – это отрасль специальной педагогики (ранее называемой дефектологией и коррекционной педагогикой). Как и вся специальная педагогика, олигофренопедагогика существует на стыке педагогики, медицины (физиологии, неврологии) и психологии.Олигофренопедагогика возникла в XIX в, когда общество стало понимать, что дети с отклонениями в развитии нуждаются не только в милосердии, но и в обучении и социализации.
Задача олигофренопедагога – дать ребёнку-инвалиду возможность жить полноценной жизнью, приобщиться к окружающему миру, его достижениям и ценностям.Он работает не только с детьми, но и с их родителями, которые нуждаются в рекомендациях квалифицированного специалиста.Зарплата олигофренопедагога выше, чем у обычного учителя, а рабочий день – короче. Кроме того, он работает с группами до 8-12 детей, которые, как правило, любят своего педагога и ценят его доброту. Однако работать в этой сфере может не каждый.Первый принцип работы олигофренопедагога – педагогический оптимизм, без которого нет смысла заниматься с детьми, которые нуждаются в особой помощи. Человеческая доброта и вера в каждого ребенка – это то, без чего педагогические методики просто не работают.Настоящий педагог в ребёнке-инвалиде видит уникальную личность, и работает ради неё. Такая работа связана с большими эмоциональными, а иногда и с физическими нагрузками. Но видеть, как ребёнок делает шаг за шагом, делая всё новые и новые успехи – это главная радость в работе с такими детьми.
Особенности детского слабоумия
Дошкольный возраст только формирует личность, которую характеризуют много факторов: особенности развития, темперамент, индивидуальность личности.
Только после того, как ребенок идет в школу, родители могут определить нарушение развития. Такие детки практически не усваивают программу
Привлечь внимание олигофренов и зафиксировать его на чем то, не представляется возможным. Возникают трудности с запоминанием, пересказом –страдающие УО дети неспособны продолжительное время удерживать в памяти полученную информацию
«Особый» ученик обычно не понимает сути задания, не улавливает связей вещей и явлений. Запугать его в такой ситуации очень легко: стоит лишь крикнуть, и последующая за стрессом психологическая травма неминуема.
В зависимости от окружения из такого чада может вырастить два совершенно разных типа личности:
- добрые и отзывчивые, готовы прийти на помощь в любую минуту, ранимые и сердечные;
- озлобленные и агрессивные, которые, не имея собственных желаний и чувств, подвергаются чужому негативному влиянию.
Практикующий врач-психотерапевт поделился историей мальчика, который был обречен на умственное заболевание, находясь еще во внутриутробном развитии. Неблагополучная мать вынашивала ребенка с нарушениями всех допустимых правил: курила, употребляла алкогольные напитки, принимала психотропные средства. После рождения ребенка он был лишен должного внимания.
Через некоторое время патронажная медсестра заметила некоторую психическую недоразвитость малыша: он не мог самостоятельно держать головку, не произносил никаких звуков. Благодаря оперативной и слаженной работе медицинских работников мальчика удалось спасти. И на данный момент он практически адаптировался к современным условиям жизни.
Предрасположенность к психическим заболеваниям, недопустимое поведение беременной женщины – повод предупредить ее о возможном слабоумии будущего ребенка.
Однако и любящая и заботливая мама, которая ведет здоровый образ жизни, и не имела абсолютно никаких предпосылок для возникновения психических патологий, также может столкнуться с проблемой слабоумия у своего чада.
Заметив первые тревожные звоночки, являющиеся несомненным поводом для проведения консультации, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту. Это даст возможность успеть глубоко адаптировать своего малыша в обществе до момента его социализации.
Какая зарплата у олигофренопедагогов?
Также можно устроиться в частные центры детского развития, образовательные учреждения, где уровень зарплаты всегда выше. Но для этого обычно нужны стаж, рекомендации, сертификаты о прохождении курсов по разным методикам работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, документы об участии в профессиональных мероприятиях. Родители должны понимать, за что они платят деньги. Стоимость частных консультаций и занятий с олигофренопедагогом зависит от наличия у специалиста отзывов и начинается с отметки от 400-500 рублей в час.
Современное общество стремится не оградить от себя детей с интеллектуальными нарушениями, а интегрировать их в социум. И олигофренопедагоги вместе с родителями могут добиться для них самостоятельной, полноценной и комфортной жизни.
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Спасибо! Ваша заявка отправлена
Наш специалист свяжется с Вами
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Особенности
Востребованные дефектологи ежедневно контактируют с детьми и их родителями, посещают конференции, занимаются научной работой, консультируется со своими коллегами, работающими в сфере медицины, педагогики, социологии. Они ведут своих маленьких и взрослых воспитанников, помогая им найти свое место в мире.
Основные обязанности:
- осмотр пациентов, оценка их состояния и уровня развития;
- работа с медкартами пациентов;
- выбор методических материалов, составление индивидуальных программ с учетом особенностей пациентов;
- проведение работы, направленной на коррекцию недостатков в развитии и поведении воспитанников;
- проведение регулярных обследований, корректировка индивидуальной программы по результатам обследования;
- работа с педагогами, родителями детей;
- изучение увлечений, особенностей и склонностей воспитанников;
- помощь в выборе профессии, социальной адаптации;
- научная работа, ведение документации.
Опытные дефектологи постоянно используют в работе современные методики, являясь очень активными и увлеченными людьми. Работа дефектолога очень важна, ведь он помогает детям адаптироваться, выбрать профессию, общаться с людьми, получить все необходимые знания.
Плюсы
- Оказание помощи детям и подросткам.
- Профессия важная и нужная.
- Перспективы карьерного роста.
- Возможность совмещать практику с научной деятельностью.
- Многогранность дефектологии.
- Дефектологи — специалисты, востребованные на рынке труда.
- Социальный пакет, работа с приятными коллегами.
Минусы
- Необходимость ежедневно общаться с разными людьми, которые не всегда довольны методами дефектолога.
- Сложности, возникающие во время общения с детьми.
- Психоэмоциональные нагрузки.
- Успешность проводимой работы зависит не только от дефектолога, но и от родителей, учителей, врачей, которые занимаются лечением ребенка.
- Маленькая заработная плата.
- Огромное количество должностных обязанностей.
С какими детьми работают дефектологи-олигофренопедагоги?
Специалисты работают с детьми с интеллектуальными нарушениями разной степени тяжести, у которых наблюдаются:
сложности с концентрацией (невозможно долго удерживать внимание на одном предмете, задаче);
слабая память (трудно выучить стихотворение, пересказать сказку);
проблемы с мелкой моторикой (тяжело рисовать, писать, лепить, работать с мелкими предметами);
ограниченный словарный запас, в который входят в основном те слова, которые ребенок слышит каждый день: «стул», «ложка», «есть», «спать» и т. д.;
трудности с пониманием смысла слов и фраз;
проблемы с произношением звуков, нарушения фонематического слуха и, следовательно, сложности в общении с людьми;
расстройства в эмоциональной и психической сферах (отсутствие эмпатии, резкие перепады настроения, повышенный уровень агрессии т
д.).
Деятельность олигофренопедагога нацелена на коррекцию вышеперечисленных особенностей. Для того с детьми проводятся занятия, направленные на:
- развитие произвольного внимания, мышления, памяти;
- улучшение мелкой моторики;
- обучение ребенка правильному установлению причинно-следственных связей;
- улучшение координации движений и ориентации в пространстве;
- развитие артикуляции и фонематического слуха;
- коррекцию эмоциональных и психических нарушений;
- социализацию, объяснение ребенку принятых в обществе правил поведения.
План занятий составляется для каждого ребенка индивидуально с учетом его интеллектуальных нарушений и особенностей личности.
Кто такой олигофренопедагог?
Олигофренопедагог – педагог-дефектолог, который работает с детьми с нарушениями интеллекта. Это дети с задержкой психического развития, умственной отсталостью, деменцией, возникшими в силу:
- заболеваний, обусловленных генетическими изменениями (аутизма, синдрома Дауна, синдрома Реттаи т. д.);
- повреждений центральной нервной системы;
- неврологических и с психологических расстройств.
Также к олигофренопедагогам попадают социально запущенные дети. Интеллектуальные нарушения у них связаны не с психическими или физическими дефектами, а со средой, в которой они росли.
Часто специалистам приходится работать с детьми, у которых отмечаются комплексные нарушения, например, проблемы в интеллектуальной сфере сочетаются со слабым зрением или слухом, отсутствием речи и т. д.
Учитель-олигофренопедагог решает комплекс задач, в который входят:
- психолого-педагогическое обследование для определения уровня психического развития ребенка, его соответствия возрасту;
- дифференциальная диагностика для выявления типа интеллектуальных нарушений;
- консультирование лиц с отклонениями в развитии, их родителей и опекунов, педагогов;
- развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания), коммуникационных навыков ребенка;
- воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта по программам общеобразовательных и специальных коррекционных учреждений;
- профилактическая работа по созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в семьях детей, образовательном учреждении;
- выявление, коррекция и профилактика привычек, которые могут наносить ущерб здоровью воспитанников;
- психологическая помощь детям с нарушениями интеллектуального развития в стрессовых ситуациях;
- научно-исследовательская работа в сфере олигофренопедагогики.
Особенности профессии
В отличие от обычного учителя, олигофренопедагог активно участвует в социализации детей, учит их общаться друг с другом и объясняет многие бытовые вещи: как правильно мыть руки, завязывать шнурки, застегивать молнию, протирать мебель, убираться в комнате. Он же работает над формированием навыка самообслуживания, приучает к гигиене.
Особенность также в том, что дети с нарушениями интеллекта нуждаются в наглядных примерах, повторениях, простых объяснениях. Это нужно учитывать всегда, при планировании каждого занятия. В классе, где учатся такие ребята, нельзя просто сказать: «А сейчас встаньте в круг и возьмитесь за руки». Нужно показать, объяснить.
Олигофренопедагог должен быть терпеливым, гибким, сдержанным и тактичным, внимательным, готовым к огромным эмоциональным нагрузкам и к ситуациям, когда даже несколько месяцев работы не приносят ожидаемого результата. Еще одна важная черта — настойчивость, готовность пробовать снова и снова, добиваться прогресса разными способами.
Где выучиться на олигофренопедагога?
Можно потратить несколько лет на классическое обучение в вузе или колледже. Но если у вас уже есть психологическое или педагогическое образование, более удачным решением будут курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки по специальности «олигофренопедагогика». В программы включены только профильные дисциплины — благодаря этому даже освоение новой профессии занимает всего 3 месяца.
В списке есть не только общие, но и узкоспециализированные программы. В частности, в АНО «НИИДПО» можно пройти курсы повышения квалификации, чтобы преподавать детям с нарушениями интеллекта отдельные дисциплины: родной язык и речевую практику, математику, естествознание и окружающий мир, человек и общество. Обучение особых детей по этим дисциплинам серьезно отличается от образования по классической школьной программе. Например, ребенку с замедленным умственным развитием не нужно глубоко знать математику — но он должен уметь считать предметы и деньги, чтобы правильно действовать в реальных бытовых ситуациях.
Если у вас возникнут сложности с выбором программы, напишите нам или оставьте заявку на сайте — специалист приемной комиссии позвонит вам, уточнит все детали и поможет подобрать курс.
Олигофренопедагогика. Методика преподавания предметной области «Язык и речевая практика» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС
144 часа (1 мес.)
3200 руб. 2215 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Олигофренопедагогика. Методика преподавания предметной области «Математика» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС
144 часа (1 мес.)
3200 руб. 2215 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Олигофренопедагогика. Методика преподавания предметных областей «Естествознание» и «Окружающий мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС
144 часа (1 мес.)
3200 руб. 2215 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Олигофренопедагогика. Методика преподавания предметной области «Человек и общество» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС
144 часа (1 мес.)
3200 руб. 2215 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Куда пойти работать?
Олигофренопедагоги работают в спецшколах, коррекционных и инклюзивных классах, частных и государственных детских садах, интернатах, детдомах, медицинских, реабилитационных и социальных центрах. Они активно сотрудничают с другими специалистами: в частности, с психоневрологами, психологами и учителями, могут вести кружки, секции, заниматься с детьми в творческих студиях.
<< Выбрать другое направление
Дефектолог – специфика профессии
Особенно актуальной профессия дефектолога является для родителей, которые воспитывают маленького ребенка. Ведь проблемы, с которыми помогает бороться дефектолог, связанны именно со здоровьем детского возраста.
Поэтому к данной профессии следует отнестись со всей серьезностью, как самим ее представителям, так и молодым родителям. Но, чтобы разобраться в том, кто же такой дефектолог и для чего он предназначен, следует узнать о науке, согласно которой разворачивается суть его деятельности.
Дефектология – это наука, которая изучает психические и физиологические особенности в развитии детей, методы детского воспитания и техники обучения ребенка
При этом берутся во внимание те недостатки, которые появляются в детском возрасте при психофизиологическом развитии малыша
Если вы не слышали термина дефектология, то, наверняка, хоть отдаленно знаете о коррекционной или же специальной педагогике. Дефектолог довольно обширное понятие, которое включает в себя множество функций и обязанностей, которыми располагает специалист в сфере дефектологии.
Дети с такими особенностями занимаются с подобными педагогами, которые корректируют их поведение, обучают и воспитывают с учетом их особенностей, то есть разрабатывают к каждому индивидуальный подход.
Часто в работе дефектолога можно услышать такие понятия, как коррекция и компенсация. В первом случае это объясняется тем, что дефектологи нацелены на исправления различных недостатков, влияющих на развитие, но при этом данные недостатки не подразумевают под собой коренные изменения.
То есть специальные педагоги лишь вносят некую коррекцию, не меняя всё в целом. А во втором случае, когда речь идеи о компенсации, дефектологи возмещают недостатки, которые мешают правильному и необходимому развитию ребенка.
Для работы дефектологом специалист должен получить высшее педагогическое образование, но занимаясь на дефектологическом отделении в своем учебном заведении.
Наряду с педагогикой ценные профессионалы изучают также различные дисциплины, касающиеся медицины, ее отраслей, а также изучают психологию и специальную педагогику. Специалистов-дефектологов нельзя причислить к ряду врачей, но, несмотря на это, они находятся, словно на промежутке между педагогикой и медициной.
Места работы, на которых дефектологи являются довольно востребованными кадрами, представляют собой достаточно обширное разнообразие, поэтому хороший специалист всегда может рассчитывать на тот выбор и ту сферу работы, которая для него наиболее выгодна и желательна.
Например, представителей профессии дефектолог можно с легкостью встретить, прежде всего, там, где находится большое количество детей. Это детские сады и школы. Вдобавок к этому дефектологи реализовывают себя еще и в таких медицинских учреждениях, как больницы, реабилитационные центры, поликлиники и прочие.
Прежде, чем начать свою работу, дефектолог тщательно изучает сам дефект или же недостаток, проводя его анализы и суммируя ту степень, в которой он выражен.
Далее работа дефектолога заключается в том, что он обязан исследовать психические функции ребенка (например, внимание, мышления, память и так далее) и диагностировать те особенности, которые касаются его эмоциональной области. После полного осмотра ребенка, дефектолог берется за составление методов и технологий в своей работе, которая сможет помочь в коррекции имеющихся недостатков
После полного осмотра ребенка, дефектолог берется за составление методов и технологий в своей работе, которая сможет помочь в коррекции имеющихся недостатков.
Но при этом дефектолог должен учитывать особенности и индивидуальность каждого пациента, подбирая под каждого свое направление работы.
На начальных этапах, когда дефектолог только начинает искать пути, благодаря которым можно устранить недостатки, сложно сказать, сколько именно ребенку потребуется занятий с педагогом, чтобы полностью привести его в норму.
Всё происходит индивидуально у каждого ребенка. Поэтому то, насколько долгой будет работа специального педагога со своим подопечным, определяется, как правило, тем уровнем, которым выражен тот или иной дефект.
Над чем работает логопед-олигофренопедагог
Основная задача — помочь детям с отставаниями в умственном развитии адаптироваться в обществе. Формирование навыков социального общения, умения правильно говорить, понимать направленную речь стоит на первом месте при работе с особыми детьми.
Коррекционная работа в каждом случае планируется индивидуально, однако всегда преследует основные цели:
- Работа по формированию полноценной коммуникативной речи у ребенка.
- Стимулирование высших функций психики — мышления, памяти, произвольного внимания.
- Развитие у ребенка навыков и умений, характерных для данного возраста.
- Максимально возможная коррекция отставаний в развитии.
Особенностью работы олигофренопедагога становится необходимость регулярно отслеживать и контролировать темп и структуру занятия, опираясь на возможности ребенка. Таким образом, в основе эффективной работы лежит глубокое знание медицинских и психологических особенностей каждого состояния и доброжелательный индивидуальный подход.