«новая украинская школа» в действии: что изменилось

Квалификация высшего образования

Квалификация высшего образования сочетает в себе академическую и профессиональную квалификацию. Это очень важная особенность украинского высшего образования, унаследованная от советского прошлого. Государственный диплом является одновременно свидетельством об образовании и профессиональной лицензией. Прием на работу определяется соответствием между государственным определением знаний и навыков, необходимых для разных уровней занятости, и государственным определением уровней образовательной квалификации. Отсюда соответствие между классификацией образовательной квалификации и классификацией профессиональной структуры, что привело к введению термина «образовательный уровень».

Закон о высшем образовании (2002 г.) устанавливает трехуровневую структуру высшего образования: неполное, базовые и комплексные образовательные уровни с соответствующими уровнями учебно-уровневые младшего специалиста, бакалавра, специалиста и магистра. В 2016 году Министерство образования преобразовало эту систему в уровни младшего бакалавра, бакалавра, магистра, доктора философии и доктора наук .

Младший специалист

Младший специалист или Младший бакалавр — образовательно-квалификационная ступень высшего образования лица, получившего на базе полного среднего образования незаконченное высшее образование, специальные навыки и знания, достаточные для выполнения производственных функций на определенном уровне профессиональной деятельности, предусмотренные для исходные позиции в определенном виде экономической деятельности. Нормативный срок обучения составляет 2,5–3 года.

Лица с основным средним образованием могут обучаться по образовательным и профессиональным программам подготовки младших специалистов, получая при этом полное среднее образование.

Бакалавр

Бакалавр — образовательно-профессиональный уровень высшего образования лица, получившего на базе полного среднего образования базовое высшее образование, фундаментальные и специальные навыки и знания, достаточные для выполнения задач и обязанностей (работы) на определенном профессиональном уровне. деятельность (в экономике, науке, технике, культуре, искусстве и др.). Нормативный срок обучения составляет 4 года (240 кредитов ECTS ).

Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня бакалавриата может осуществляться по сокращенной программе обучения на базе образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста.

Владелец

Магистр — образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, имеющего полное высшее образование, специальные навыки и знания, достаточные для выполнения профессиональных задач и обязанностей (работы) инновационного характера на определенном уровне профессиональной деятельности (в инженерии, бизнес-администрирование, педагогика, искусство и др.).

Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня магистра также может осуществляться на основе образовательно-квалификационного уровня специалиста . Срок обучения обычно составляет 1–1,5 года (60–90 кредитов ECTS ).

Во время учебы на уровне магистра или специалиста студенты должны написать свою итоговую работу по выбранному предмету и сделать ее презентацию, чтобы уметь собирать, анализировать и обобщать, синтезировать и передавать учебный и практический материал; часто требуется знание иностранного языка.

Подготовка специалистов с образовательно-квалификационным уровнем специалиста или магистра по таким направлениям, как медицина , стоматология , ветеринария , обучение осуществляется на базе полного среднего образования в течение 5–6 лет (301-360 кредитов ECTS ) ( как это принято в Западной Европе для профессий, зарегистрированных государством ).

Специалист

Специалист — образовательно-квалификационный уровень высшего образования человека, который на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получил полное высшее образование, специальные навыки и знания, достаточные для выполнения задач и обязанностей (работы) на определенном уровне. профессиональной деятельности (в экономике, науке, технике, культуре, искусстве и др.). Нормативный срок обучения — 1 год (60кредитов ECTS). В 2016 году специальность была упразднена в Украине.

Без «совка» и «преступлений»

Для полноценного внедрения новой системы начальной школы Министерство образования и науки также занялось переподготовкой учителей. По данным ведомства, сейчас подготовку к новой учебной программе проходят 22 тыс. педагогов. В то же время, с 1 сентября 2017 года в 100 украинских школах запущен пилотный проект, в рамках которого первоклассники учатся по программе «Новая украинская школы». Всего в Минобразования планируют подготовить к работе с новым стандартом обучения 41 тыс. педагогов. На реализацию реформы в начальной школе в госбюджете 2018 года заложено 1,9 млрд гривен. Почти миллиард гривен из этой суммы планируется направить на закупку новой мебели и учебных средств, 386 млн гривен — на повышение квалификации учителей, 320 млн гривен — на учебники и учебно-методическую литературу.

«Хорошо было бы реформировать все звенья среднего образования одномоментно. Но это сложное, глобальное и системное задание, которое требует огромных ресурсов — времени, финансов, учителей», — считает член коллегии Минобразования и науки, директор столичной специализированной школы № 148 им. И.Багряного (с углубленным изучением украинского языка и литературы) Сергей Горбачев. По его словам, реформа среднего образования поэтому и начинается с преобразований в начальной школе. По словам Горбачева, главная проблема начальной школы заключается в том, что система обучения направлена на то, что ребенок должен «слепо» подчиняться, не задавать вопросов, четко выполнять то, что говорит учитель. Такой ребенок вырастает конформистом, неспособным иметь собственное мнение. «Дети будут расти и реформа будет «расти» вместе с ними. Большая проблема заключается в том, что советское образование остается доминирующей парадигмой в Украине. То есть, накопление знаний без их конкретного применения», — пояснил РБК-Украина педагог.

Участник экспертной группы разработчиков программы «Новая украинская школа», директор киевской общеобразовательной школы №5 Светлана Олексюк называет старую школьную программу «преступлением против любознательности ребенка». «Регламент, который заставляет ребенка посадить его на целый день за парту, я считаю преступлением. Учитывая, что это еще и цементируется дополнительными занятиями и репетиторами. В итоге, постепенно старая школа убивала интерес ученика к обучению», — говорит она. Сергей Горбачев отмечает, что с 1 февраля в Украине стартовал онлайн-курс для учителей начальных классов, которые с 1 сентября 2018 года начнут учить первоклассников по новой программе. Кроме того, все учителя, которые будут набирать в этом году первые классы, обязательно пройдут насыщенные тренинги.

«То, что можно сейчас увидеть в пилотном проекте, показывает, что программа работает на то, чтобы естественную любознательность детей поддерживать и развивать. У каждого первоклассника есть свое портфолио, куда он может складывать свои работы, показывать их родителям. И деткам интересно учиться, ведь очень много времени уделяется творчеству. Родители первоклассников-участников пилотного проекта, которые заинтересованы в развитии ребенка, также остались довольны новой системой образования. Единственное, многим родителям непривычно, что детям оценок не ставят, не всем это нравится», — рассказала изданию Светлана Олесюк.

Метки

Украина занимает четвертое место по количеству выпускников академических школ в Европе .

Уровень грамотности в Украине 99,4. Украинские университеты используют традиционную 5-балльную шкалу:

  • «5» = «отлично»
  • «4» = «хорошо»
  • «3» = «удовлетворительно»
  • «2» = «неудовлетворительно».

«5», «4», «3» можно обозначить как «Прошло», «2» — как «Не прошло». У студентов, получивших неудовлетворительную оценку «2», есть еще два шанса сдать экзамен. С 2006 года (и даже раньше в некоторых университетах) студенты университетов выставляются по шкале оценок от 0 до 100. Эти оценки можно преобразовать в пятибалльную шкалу примерно следующим образом (эта система может немного отличаться от университета к университету и время от времени может меняться):

  • от 90 до 100 означает «5» —– A
  • от 74 до 89 означает «4» —— B, C
  • от 60 до 73 означает «3» —— D, E
  • от 0 до 59 означает «2» —— F

И рейтинговая шкала, и пятибалльная шкала используются в реестрах вузов. Некоторые преподаватели предпочитают использовать шкалу AF для оценки студентов во время сдачи экзаменов.

Что касается средних школ, то они также использовали вышеупомянутую 5-балльную шкалу до 2000 года. С 2000 года в средних школах используется 12-балльная шкала, которую можно преобразовать в традиционную 5-балльную шкалу следующим образом:

  • «12» = «5+»
  • «11» = «5»
  • «10» = «5-«
  • «9» = «4+»
  • «8» = «4»
  • «7» = «4-«
  • «6» = «3+»
  • «5» = «3»
  • «4» = «3-«
  • «3» = «2+»
  • «2» = «2»
  • «1» = «2-«

Здесь знаки «+» и «-» обозначают соответственно лучшую и худшую версию оценки, например, «4-» означает «несколько хуже, чем хорошо».

Решили не печатать

Как объясняет «Вестям» экс-советница министра образования и науки, сооснователь ГО «Родительский контроль» Оксана Макаренко, проблема учебников в Украине обостряется каждый год перед 1 сентября. «Хуже всего дела обстоят с учебниками для 5–7-х классов. Когда в 2014 году закупались учебники, а они закупаются в Украине раз в пять лет, была введена новая процедура — закупка с местными властями по принципу 50/50. Причем покупался не один конкретный учебник на каждый предмет, а несколько — на выбор учителей. В итоге какие-то местные советы справились лучше, а какие-то — хуже. Получился хаос, в результате которого учебников изначально было закуплено меньше, чем нужно было. Затем, когда обсуждался вопрос печати очередной линейки учебников для 5–7-х классов, то возник вопрос: а стоит ли вообще их допечатывать или лучше дождаться обновления. Дело в том, что уже в этом году пилотные классы начнут обучение в 5-м классе по программе НУШ. А со следующего года вся младшая школа будет учиться по программе НУШ. Поэтому чиновники посчитали, что не имело смысла на пару лет печатать учебники по старой программе. Но было принято решение допечатать недостающее количество учебников и отложить вопрос новой масштабной закупки до момента обновления контента учебников. Получается, что 5–7-м классам не повезло, так как они попали на переходный период. Ну и, конечно же, имели место организационные ошибки чиновников», — рассказывает «Вестям» Макаренко.

Взамен традиционным учебникам школьникам предлагают использовать «электронные». Как говорят в МОН, в Электронной библиотеке института модернизации содержания образования (ИМСО) содержится 96% всех учебников, в том числе в переводе на языки национальных меньшинств.

Но, как показывает практика, пользоваться ими не всегда удобно. Во-первых, далеко не у всех школьников есть планшеты или электронные книжки.  Во-вторых, это вредно для зрения. Ведь, как говорит Макаренко, те учебники, которые находятся в бесплатном открытом доступе, «электронными» можно назвать разве что с натяжкой.

«На самом деле это просто скан-копия обычного учебника в формате PDF. В идеале же учебники нужно печатать каждый год. Это должен быть один глобальный учебник, дополненный тоненькой рабочей тетрадкой и действительно электронным онлайн-учебником с интерактивами. Но такой комплект учебников стоит порядка $20 на ученика. А у нас на пять лет на одного ученика выделяется от 50 до 100 грн. Без серьезной реформы изготовления учебников мы далеко не продвинемся», — отмечает Оксана Макаренко.

Лицеи с усиленной военно-физической подготовкой

Количество подобных заведений просто удивляет (около 25
действующих). В чем их плюс? В отличие от упомянутых выше, военные лицеи Украины с
усиленной военно-физической подготовкой очень сильно заморачиваются над
развитием спортивных и общих физических данных своих подопечных. Учебный план
предусматривает больше занятий по физподготовке, постоянно проводятся дни спорта
и разного рода соревнования по таким видам спорта:

  • футбол;
  • баскетбол;
  • теннис;
  • плавание;
  • рукопашный бой и т.д.

После нескольких лет в такой среде, ваш ребенок
по-настоящему полюбит спортивную жизнь, и более того, будет обладать
потрясающим физическим развитием. Как и все остальные, учреждения с УВФП
уделяют достаточно ресурсов на всестороннее развитие детей. Преподаются
предметы всех мастей (начиная от иностранных языков и заканчивая уроками по
психологии).

Военные
лицеи данного типа в
Украине находятся во многих городах, а именно:

  • Львов — лицей имени героев Крут;
  • Луцк — имени Героев Небесной Сотни;
  • Запорожье — заведение под названием «Защитник»;
  • Кривой Рог — лицей-интернат с УВФП;
  • Мукачево — Закарпатский лицей-интернат;
  • Надворная
    (Ивано-Франковская область)
    — Прикарпатский военно-спортивный лицей;
  • пгт. Эсхар (Харьковская область) — название
    «Патриот»;
  • Новоднестровск (Черновицкая область) —
    Буковинский лицей-интернат;
  • Шепетовка (Хмельницкая область) — Шепетовский корпус
    с УВФП;
  • Киев — «Кадетский корпус» № 23;
  • Измаил (Одесская область) — одноименный
    военной-морской корпус;
  • Кропивницкий — лицей с УВФП «Сокол»;
  • Сумы — Государственный лицей имени Харитоненка;
  • Харьков — «Кадетский корпус».

Последние два из списка выше являются государственными. С
чего следует вывод о значительном уровне финансирования. Ну, соответственно,
проживание и питание там лучшее из всех. Многие советуют, по возможности,
устраивать своих детей именно туда.  

Среднее образование в Украине

Как и в большинстве стран СНГ, школьное обучение в Украине имеет 3 ступени:

  • начальная школа;
  • средняя школа;
  • старшая школа.

Украинское образование на уровне школы предусматривает 12-бальную оценку знаний.

Начальное образование в Украине

В школу дети идут с 6 или 7 лет, начальное образование длится 4 года. В это время дети изучают украинский и английский языки, основы математики, а также интегрированный курс «Я познаю мир», где есть элементы природоведения, истории, литературы.

В 2017 году была внедрена реформа образования в Украине под названием «Новая украинская школа», которая должна была сделать первые годы ребёнка в школе более комфортными и интересными. Эти изменения касались как материальной базы (в каждом классе начальной школы должны быть одноместные парты, игровые уголки и пр.), так и методической (в первом классе ученикам не выставляют оценки, не задают домашнее задание и пр.).

Основная школа в Украине

Следующий этап — получение базы знаний, необходимых каждому. Набор предметов может незначительно отличаться в зависимости от учебной программы школ, но в любом случае дети изучают:

  1. Украинский язык и литературу.
  2. Иностранный язык (чаще всего английский, иногда его дополняют немецким или французским).
  3. Историю Украины и всемирную историю.
  4. Зарубежную литературу.
  5. Алгебру и геометрию.
  6. Биологию.
  7. Физику.
  8. Географию.
  9. Химию.
  10. Изобразительное искусство, музыку и технологии (труд).
  11. ОБЖД и физическую культуру.

Русский язык в Украине изучают факультативно: если большинство родителей напишут соответствующие заявления и будут оплачивать работу педагога. Чаще всего этой возможностью пользуются в школах Юго-Востока страны.

Старшая школа

Во многих учебных заведениях старшие классы являются профильными и их расписание отличается: где-то делают упор на математику и физику, где-то — на иностранные языки, где-то — на естественные науки. Это позволяет ученикам сфокусироваться на тех предметах, которые нужны им для поступления.

Инклюзивное образование в Украине

Закон Украины о среднем образовании гарантирует детям с особенностями здоровья право на инклюзивное обучение. При зачислении таких детей в класс к ним прикрепляется тьютор, который помогает школьникам получать знания в полном объёме, курирует их.

Домашнее обучение в Украине

Если родители считают, что могут обеспечить ребёнку качественное обучение в домашних условиях, они также имеют на это право. Это дистанционная форма обучения, при которой ребёнок не посещает школу, а занимается либо с родителями, либо со специально прикреплёнными педагогами.

При этом ученик ежегодно сдаёт аттестацию, по итогам которой комиссия принимает решение о его переводе в следующий класс. Члены комиссии также могут рекомендовать продолжить обучение в домашнем формате или сменить его очный.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Что такое средний класс в Украине

Представители среднего класса, кроме таких необходимых расходов как еда, аренда жилья или покупка одежды, могут себе позволить более дорогие покупки – технику, автомобиль или даже недвижимость. При этом они могут позволить себе посещать театры и концерты.

В мире около 3,7 миллиарда человек принадлежат к среднему классу, что составляет 48% населения. Еще 2,5% – богачи, а остальные – бедные или зарабатывающие достаточно, но не считающиеся средним классом.

При этом признаком экономически развитого общества является наличие 50 – 60% среднего класса.

Средний класс в Украине существует, хоть это понятие и относительное. Стоит отметить, что по данным социологических исследований,  в 2020 году 25% украинцев считали себя средним классом.  Эксперты не так позитивно настроены и говорят, что на самом деле его представителей в Украине не более 10%.

12 лет без права на досрочный аттестат

Другим радикальным изменением украинской школьной учебы является увеличение ее продолжительности. По замыслу законодателей, дети, которые пойдут в школу 1 сентября 2018 года, будут учиться не 11, как их предшественники, а 12 лет. По словам украинских чиновников, они, таким образом, пытаются уйти от советской «усредненности» и ориентируются на лучшие западные образовательные образцы.

«12 лет школьного обучения — это просто глупость, — заявил в интервью EADaily президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. — Когда украинская школа совершенно обоснованно перешла с десятилетнего на одиннадцатилетнее обучение — в связи с тем, что учебная неделя сократилась до пяти дней, — украинские националисты как раз и возмущались. Они кричали, что „подстраиваясь под Москву“ (в России уже действовала „одиннадцатилетка“) мы забираем у детей время. Теперь все строго наоборот». Никакого логичного обоснования реформы политолог не видит: «В разных странах мира школьное образование длится по-разному — от десяти до тринадцати лет. На Украине в свое время уже попытались ввести „двенадцатилетку“. Но этот эксперимент с треском провалился — он не дал никакого положительного эффекта. Его тогда тихо свернули и вернулись к старой системе. Зачем снова наступать на те же грабли — непонятно».

Более того, ряд экспертов, обращают внимание на тот факт, что украинское население сегодня стремительно стареет. Количество пенсионеров недавно превысило количество трудоспособных жителей страны

Согласно прогнозам, к середине 21 века пенсионеров в «Незалежной» будет уже в полтора раза больше, чем работающих. Зачем в этой ситуации отнимать у потенциальных работников еще год — действительно загадка. В Европе это фактически является одним из способов борьбы с безработицей. На Украине данная проблема пока так остро не стоит — люди готовы трудиться за копеечные зарплаты дома или за бесценок делать грязную работу заграницей. Судя по всему, киевские «отцы нации» подсчитали, что если организованная ими евроинтеграция затянется еще на 12 лет, то на Украине исчезнут даже низкооплачиваемые рабочие места, а рынок труда Польши, Чехии и Прибалтики и так перегружен украинцами…

В каких городах Польши есть украинские и русские школы?

Найти обучение на русском и/или украинском языках возможно. Но прежде чем перейдем непосредственно к учебным заведениям, нужно уточнить: различных курсов, лекций, отдельных программ и т.п. на данных языках очень много, однако речь пойдет о школах, которые будут признаны участниками обязательного образования.

Следующий момент. Говоря об обучении на украинском или русском, подразумевается глубокое изучение именно языковых предметов (родной язык, литература), факультативно могут быть добавлены иные, но законодательные требования к образованию все равно заставят учеников знать польский, и обучаться на нем некоторым предметам.

«Україномовні» для украинских детей

Упоминая украинский язык обучения, подразумевается официальная литературная форма. Случаи близких, но отдельных диалектов и/или языков, таких, например, как «Лемківська мова», на которой также можно встретить обучение в РП, в данном контексте не рассматривается.

Всего подобных школ не так много:

Город Название Контакты
Белый бор Им. Тараса Шевченко
  • ul. Dworcowa 25, 78-425 Biały Bór.
  • liceum-bialybor.eu
Бартощице Им. Леси Украинки (начальная)
  • ul.Leśna 1, 11-200 Bartoszyce.
  • Тел: 530 231 207.
Легница Им. Богдана – Игоря Антонича
  • ul. Tarasa Szewczenki 10 (dawna Pancerna 10), 59-220 Legnica.
  • Тел: 76 723-31-06.
  • zso4legnica.pl
Перемышль Им. Маркияна Шашкевича
  • 37-700 Przemyśl, ul.Smolki 10.
  • Тел: 16 678 53 47.
  • szaszk.edu.pl
Гурово-Илавецке Комплекс школ с украинским языком обучения
  • ul. Szkolna 6, 11-220 Górowo Iławeckie.
  • Тел: 89 761 12 43.
  • szkolazdumka.pl

Все указанные заведения называются «комплексами школ», т.к. включают в себя различные направления и уровни погружения в предметы на украинском. При этом условия в каждой могут значительно отличаться.

Русскоязычные для белорусов и россиян

Если украиномовные школы располагаются в основном в небольших населенных пунктах, где компактно проживают украинцы, то с русскоязычными школами ситуация обратная. Самая известная из них – это общеобразовательная школа при посольстве РФ в Варшаве.

Ее контакты:

  • Warszawa, ul.Kielecka 45
  • Тел: 22 849-18-75
  • school.rusemb.pl

Остальные учебные заведения на русском, которые удалось найти, либо находятся на других ступенях образования, либо являются языковыми курсами.

«Это катастрофа»

Несмотря на наличие странных вопросов, итоговый тест убедительно продемонстрировал: украинские старшеклассники порой не знают даже элементарных фактов из истории своего государства. Так, 47,5% учеников не представляют себе, как выглядит здание Верховной рады и в каком городе оно находится, 30% школьников уверены, что Украина — федеративное государство, а не унитарное, и 83,2% выпускников не знают, какие ещё религии, кроме христианства, в качестве государственных рассматривал киевский князь Владимир в 988 году.

«47% школьников, сдавших ВНО по математике в 2018 году, не смогли сократить (2a + 2) / 2. Я хотел бы подчеркнуть, что речь не идёт об элементах высшей математики или комбинаторики. Около половины сдавших ВНО по математике имеют ярко выраженные симптомы лёгкой умственной отсталости. Это уже даже не смешно», — написал в своём Facebook украинский аналитик Александр Кутовой.

  • В украинской школе
  • Reuters

Результаты тестов неприятно удивили и руководство Министерства образования, сообщил источник RT в ведомстве.

Результат внешнего независимого тестирования вполне ожидаемый, отметил в беседе с RT ведущий научный сотрудник РИСИ Олег Неменский.

«На Украине продвигается идеология формирования единой нации, но шаги, которые для этого предпринимаются, приводят только к деградации системы обучения», — сказал он.

Каждый год на Украине перепечатывают одни и те же учебники, но с незначительными правками. Например, делают героями бойцов УПА*, предлагают убрать из учебников слово «родители» и заменить его на «родные» из-за возможной дискриминации, обрисовал ситуацию эксперт.

Неменский подчеркнул, что образование часто ведётся на украинском языке и у школьников нет возможности учиться на русском, который они, как правило, знают намного лучше. По данным Украинского центра оценивания качества образования, в 2018 году ВНО по украинскому языку и литературе не сдали 14,5% выпускников, по истории страны — 14,19%. Эти цифры намного хуже результатов прошлого года. Так, минимальный проходной балл на тестировании по украинскому языку и литературе в 2017-м не набрали 7,55% учеников, по истории Украины — 13,45%.

  • Начало учебного года на Украине
  • Reuters

Эксперты также связывают неудовлетворительные результаты с дефицитом квалифицированных преподавательских кадров.

По мнению Неменского, в ближайшие годы повышения качества образования на Украине ждать не стоит, поскольку для этого необходимо кардинально менять подход к обучению.

«Результаты сегодняшнего провала системы образования будут видны через десять лет. Необразованные и неграмотные люди не смогут выбрать квалифицированное правительство, сохранить культуру и правильно воспитать следующее поколение. Речь идёт о падении уровня целой нации — и это катастрофа. Мне непонятно, как этого не видит руководство страны», — подытожил источник RT в партии «Батькивщина».  

* «Украинская повстанческая армия» (УПА) — украинская организация, признанная экстремистской и запрещённая на территории России (решение Верховного суда РФ от 17.11.2014). 

Итоги и результаты

Подводя итог 3,5 годам реформам украинского образования, мы можем отметить следующие результаты. Во-первых, реформа образования не привела к повышению качества украинского образования. Напротив, мы констатируем продолжающуюся деградацию среднего и школьного образования, что выражается как в результатах ЗНО, так и в положении украинских университетов в международных рейтингах.

Во-вторых, из Украины происходит отток социального капитала. Со времени старта новой реформы образования, количество украинцев, предпочитающих обучение в иностранных университетах, резко выросло и в данный момент почти 70 тысяч молодых украинцев (по официальным данным) обучаются за границей. Эти люди наиболее активны, многие из них талантливы, с хорошим уровнем владения иностранными языками. Скорее всего, после получения иностранного образования, они не захотят возвращаться в Украину, а значит будут потеряны для неё.

В-третьих, резко идеологический крен в украинском образовании. Это вызывает отторжение значительной части общества Украины, что по итогу служит не консолидации, а напротив, усилению общественных противоречий в Украину. Такого рода новации возможны только после всестороннего обсуждения с общественностью, представляющей интересы разных социальных и национальных групп. Попытка запретить обучение языками меньшинств или ввести идеологический контроль за учителями максимально обостряет эту тему.

В-четвёртых, социальный популизм, в частности, повышение зарплат, преобразования в организационной структуре школ и т.д., вероятнее всего не принесут желаемых результатов. Повышение зарплат учителям натолкнётся на недостаток средств на это, а также разгонит ещё больше инфляцию. Преобразования в управлении школами также, скорее всего, не привнесут реальных изменений.

В-пятых, на реализацию реформы образования стране может попросту не хватить средств. Уже сейчас премьер-министр говорит о не менее $3 млрд. Популистское повышение зарплат учителям в преддверии выборов в 2019 году ляжет тяжёлым грузом на бюджет и, вполне возможно, не позволит провести структурные изменения в системе образования Украины.

Всё вышеперечисленное свидетельствует о низкой эффективности проводимых реформ. Без существенного изменения дизайна реформ, образование в Украине продолжит деградировать, а молодые украинцы и дальше будут искать счастья за рубежом.
 

тел.: +38 093 757 75 65

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector