Откуда берутся учёные

Ученые степени

Какова же целесообразность получения ученой степени кандидата и доктора наук? По большему счету они абсолютно ничего не меняют, за исключением вашего авторитета и политического веса в рамках науки и образования. 

Кандидат наук

Прежде чем решиться на защиту кандидатской диссертации, у вас на руках должна быть готовая работа, в обязательном порядке имеющая научную новизну. Иными словами, попытайтесь изобрести то, что еще не реализовал Google, Amazon, Samsung или Apple. Работа должна быть научно-квалификационной, логически законченной с точки зрения науки и практики.

Помимо хорошей, качественно написанной диссертации, которая соответствует паспорту специальности, вы должны иметь:

  • ряд публикаций в научных изданиях;
  • несколько выступлений на международных, всероссийских, научных, научно-практических конференциях; 
  • две публикации (как минимум) из перечня изданий, рекомендуемых ВАК при Министерстве науки и высшего образования. 

Защита проходит в диссертационных советах. В настоящее время Министерство науки и высшего образования предлагает два пути развития событий для защиты кандидатской диссертации:

  • Выбрать диссертационный совет при ВАКе (высшей аттестационной комиссии).
  • Воспользоваться услугами диссертационных советов на базе университетов, которые имеют право самостоятельно присуждать ученые степени и звания.

Следует отметить некоторые нюансы, которые свойственны сегодняшним реалиям. С момента поступления в аспирантуру до вашей защиты может пройти 15 и более лет, так что не стоит ориентироваться на 4 года

Второе, на что следует обратить внимание – кандидатскую защищать гораздо проще, чем докторскую. Это связано с тем, что с ученой степенью доктора наук вы можете претендовать на ректорат, должность ректора и в определенных ВУЗах это вызывает некоторую озабоченность. 

Доктор наук

После получения кандидата наук вам предоставляется возможность подняться по иерархической лестнице и получить ученую степень доктора. Следует отметить, что в большинстве европейских стран кандидат наук признается как PhD, то есть доктором и профессором. Однако на территории РФ, если у вас есть потребность в продолжении роста по карьерной лестнице, вы можете защитить докторскую диссертацию двумя способами:

  • Поступить непосредственно в докторантуру и отучиться некоторое количество лет. При этом следует отметить, что в отличие от аспирантуры, ее можно закончить раньше. 
  • Получить разрешение от кафедры и ВУЗа защищаться самостоятельно, взять выписку и заключение по вашей работе.

Процедура защиты докторской диссертации аналогична той, которая проходит при защите кандидатской. Изначально нужно выбрать диссертационный совет. Следует также отметить, что количество требований формально выше. Например, кандидатам технических специальностей требуется от 10 ваковских публикаций, ряд объектов интеллектуальной собственности и так далее.

Кроме того, диссертационные советы, имеющие право самостоятельно присуждать ученые степени и звания, вправе отклоняться от требований ВАК. Также Министерство образования и науки дополнительно не рецензирует любые диссертации, которые защищаются в данных советах. Соответственно, формально они выставляют более высокие требования и ориентируются не на статьи Высшей аттестационной комиссии, а непосредственно на Scopus и Web of science первых, вторых квартилей. 

Сам процесс защиты в диссертационных советах при ВАКе обычно состоит из нескольких этапов. На завершающей стадии вы выступаете перед членами диссертационного совета в составе 20-22 человек. Если речь идет о диссертационных советах с самостоятельным правом присуждения степени, то комиссия может состоять буквально из 5 членов. 

Рекомбинантная меметика

Эта область науки только зарождается, однако уже сейчас ясно, что это только вопрос времени — рано или поздно учёные получат лучшее понимание всей человеческой ноосферы (совокупности всей известной людям информации) и того, как распространение информации влияет на практически все аспекты человеческой жизни.

Подобно рекомбинантной ДНК, где различные генетические последовательности собираются вместе, чтобы создать нечто новое, рекомбинантная меметика изучает, каким образом мемы — идеи, передающиеся от человека к человеку — могут быть скорректированы и объединены с другими мемами и мемеплексами — устоявшимися комплексами взаимосвязанных мемов. Это может оказаться полезным в «социально-терапевтических» целях, например, борьбы с распространением радикальных и экстремистских идеологий.

Стивен Хокинг

Стивен Хокинг был британским ученым-космологом, физиком-теоретиком, автором научных работ, а также директором Центра теоретической космологии в университете Кембриджа. Он по праву считается вторым по величине учёным XX века после Альберта Эйнштейна. За свою жизнь Хокинг опубликовал немало научных работ, самой известной является «Краткая история времени». И также учёный известен теорией большого взрыва и теорией чёрных дыр. Бо́льшую часть жизни Стивен провёл в инвалидной коляске, страдая от болезни Лу Герига, постепенно парализующей всё тело. Даже потеря дара речи не заставила учёного прекратить научную практику. Он был удостоен множества званий и наград, среди которых Медаль Копли, Премия Эйнштейна и Премия Вольфа. Являлся Командором Ордена Британской империи.

8

Стивен Хокинг

Стивен Хокинг был британским ученым-космологом, физиком-теоретиком, автором научных работ, а также директором Центра теоретической космологии в университете Кембриджа. Он по праву считается вторым по величине учёным XX века после Альберта Эйнштейна. За свою жизнь Хокинг опубликовал немало научных работ, самой известной является «Краткая история времени». И также учёный известен теорией большого взрыва и теорией чёрных дыр. Бо́льшую часть жизни Стивен провёл в инвалидной коляске, страдая от болезни Лу Герига, постепенно парализующей всё тело. Даже потеря дара речи не заставила учёного прекратить научную практику. Он был удостоен множества званий и наград, среди которых Медаль Копли, Премия Эйнштейна и Премия Вольфа. Являлся Командором Ордена Британской империи.

8

О карьере учёного

Чтобы правильно построить карьеру, нужно грамотно планировать своё будущее. Профессиональный вес учёного определяется несколькими факторами.

Во-первых, это научные статьи и сообщения. Их желательно публиковать в англоязычных журналах — сейчас они котируются намного выше, чем российские. У каждого учёного есть индекс его популярности и активности — индекс Хирша. Его величина зависит, в том числе и от цитируемости статей, соавтором которых он является.

Во-вторых, это участие в научных конференциях, проектах и исследованиях, полученные гранты и патенты на изобретения

Чем более перспективным и актуальным направлением вы занимаетесь, тем больше шансов обратить на себя внимание научного сообщества, получить государственное финансирование и значительно продвинуться в своих исследованиях

В-третьих, это учёная степень. Работать в лаборатории можно и без неё, но чтобы получить хорошую работу в институте, выступать на значимых международных конференциях или регулярно получать государственные гранты, требуются регалии и научная степень в первую очередь.

Сейчас я учусь в аспирантуре, готовлюсь защитить диссертацию и стать кандидатом биологических наук. Это ступень, которую я пропустила после окончания вуза. Лучше сразу поступать в аспирантуру — учиться после большого перерыва труднее

Это важно ещё и потому, что сейчас в нашей стране есть программы поддержки молодых учёных. Чем раньше вы защититесь, тем больше возможностей для участия в грантах и проектах у вас будет

Ступени карьерной лестницы учёного в научно-исследовательском институте:

Позиция Как достичь
студент / лаборант обучение в вузе
аспирант / специалист обучение в магистратуре
младший научный сотрудник (м.н.с.) кандидат наук либо 3 года стажа
научный сотрудник (н.с.) кандидат наук либо 5 лет стажа
старший научный сотрудник (с.н.с.) кандидат наук либо 10 лет стажа
ведущий научный сотрудник (в.н.с.) доктор либо кандидат наук
главный научный сотрудник (г.н.с.) доктор наук

Где учиться


Естественно, любой ученый – специалист с высшим образованием. На пути в науку можно окончить любое учебное заведение, в том числе колледж, училище или техникум, но первая важная ступень в карьере ученого – именно вуз. Причем бакалавриата будет недостаточно, поступать нужно либо сразу на специалитет, либо, получив диплом бакалавра, – в магистратуру. Второй вариант предпочтителен: магистерская программа рассчитана на 2 года, и студенты получают за это время более глубокие знания, чем те, кто учится на специалитете.

Следующая ступень в образовании будущего ученого – аспирантура, где слушатели изучают исключительно узкоспециальные темы и на протяжении всего курса, который рассчитан, как правило, на 3 года, пишут научно-исследовательскую работу (диссертацию) и защищают ее на соответствующей кафедре вуза. Если защита проходит успешно, выпускник аспирантуры получает звание кандидата наук и с этих пор «официально» становится ученым. Далее он при желании может поступить в докторантуру и начать работать уже над докторской диссертацией, чтобы получить степень доктора наук – высшее ученое звание согласно российской классификации.

Поскольку «ученый» не специальность, говорить о том, куда поступать, чтобы стать им, не совсем корректно. Тем не менее перечислим несколько российских вузов с серьезной научной базой:

  • Московский государственный университет;
  • Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
  • Дальневосточный государственный университет;
  • Уральский государственный университет;
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Формально, чтобы поступить в аспирантуру и начать карьеру ученого, достаточно окончить любой вуз, в том числе негосударственный. Поэтому выбирать учебное заведение стоит, исходя из его престижа и собственных возможностей. Если вам не удалось поступить именно туда, куда вы изначально рассчитывали, не отчаивайтесь: путь в науку открыт для студента любого вуза, независимо от величины последнего.

Признаки высокой квалификации

Таковыми являются публикации статей в научных журналах, издательство своих трудов в виде книг, справочников, методических разработок, постоянное участие в научных конференциях. Также немаловажным является педагогическая деятельность, передача своих знаний и опыта будущему поколению. Что как не приглашение читать лекции в престижном вузе подчеркнёт статус и заслуги учёного? Разве что создание своей собственной лаборатории, исследовательского центра или научной школы может быть престижней.

Итак, благодаря людям, который избрали для себя научную тропу, мы живём в таком развитом и высокотехнологическом мире. Поэтому быть учёным это не только профессия, это истинное призвание!

Профессиональные перспективы

Возможности для карьерного роста у ученого есть. Начав работать в качестве ассистента на кафедре или младшего научного сотрудника НИИ, исследователь со временем может стать доцентом, профессором, заведующим лабораторией. Наиболее авторитетные деятели работают в академиях наук, получают звание члена-корреспондента или академика. Выше подниматься некуда, но есть возможность перейти на административную работу: возглавить учреждение или целый департамент. Стоит, однако, понимать, что наука в России – область не для карьеристов, а для романтиков, в лучшем смысле этого слова. Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия ученый подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Описание профессии

Если рассуждать логически, то профессия ученый — это скорее общее понятие.

На самом деле таких специалистов можно разделить на множество групп в соответствии с направлением их деятельности.

  • Сфера изобретений — именно специалисты в этой сфере подарили миру автомобили, самолеты, корабли и другую технику
  • Сфера естественных наук — все что касается биологии и других естественных процессов;
  • История – такие ученые помогают нам восстановить события давних лет, раскрыть жизнь наших предков.
  • Информационные технологии – это родители телевидения, интернета и радио.

Это лишь самый малый перечень сфер, где трудятся умы самых лучших ученых.

Омолодёжи внауке

Сейчас наука набирает популярность, иэто хорошо. СМИ рассказывают онаучных событиях, достижениях, открываются лектории, снимаются документальные фильмы, издаётся научно-популярная литература. Однако нельзя сказать, что молодёжь стремится внауку из-за моды

Чаще всего учёными становятсяте, кому это действительно интересно иважно, позову сердца или под влиянием родителей-учёных

Идти учиться ввуз, где готовят учёных незначит обязательно стать учёным. Высшее образование даёт картину мира, понимание базовых процессов, учит думать. Схорошим фундаментальным образованием можно работать ивприкладных областях технологии, аналитике, экологии, впродажах сырья, реактивов или специального оборудования. Можно стать учителем или преподавателем вуза. Человек схорошим образованием иголовой наплечах неостанется без работы.

Если есть интерес кнауке обязательно нужно поступать, учиться, ивпроцессе станет ясно, хочется вам идти внауку или нет

Хорошее образование влюбом случае пригодится, неважно, займётесь вынаукой, прикладными вопросами или уйдёте всмежную сферу

Трудоустройство

 Маркетинговый анализ показывает высокую востребованность магистров по данному направлению на международном рынке образовательных услуг. Магистры подготовлены к активной профессиональной деятельности в качестве:

  • исследователя в сфере разработки новых материалов различного назначения;
  • технолога по получению изделий из материалов с заданными свойствами;
  • специалиста по разработке software в области новых материалов и технологий их получения.

Выпускники трудоустраиваются:

  • на предприятия Минатома; Минавиапрома; предприятия и организации Национальной нанотехнологической сети; инновационные предприятия, создаваемые при поддержке Госкорпорации «Роснанотех»; предприятия-резиденты четырех особых экономических зон технико-внедренческого типа; предприятия авиакосмического комплекса; машиностроительные компании;
  • в нанотехнологических центрах; научно-исследовательских организациях и вузах; институтах РАН.

Примеры трудоустройства

Научные, проектные и производственные организации и предприятия

  • ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова»;
  • Федеральное государственное унитарное предприятие «Исследовательский центр им. М. В. Келдыша»;
  • ООО «Научно-производственное предприятие «Нанокомпакт», г. Томск;
  • ОАО «Российская самолётостроительная корпорация «МиГ»;
  • MERZ Freedom Technologies, Germany; 
  • Université de Lorraine, France
  • Казахский национальный университет, Казахстан; 
  • Карагандинский государственный университет, Казахстан;
  • Гжельский завод «Электроизолятор», Москва; 
  • ООО «Уралспецтранс», Екатеринбург; 
  • ЗАО «НЭВЗ-КЕРАМИКС», Новосибирск; 
  • ОАО «ТомскНИПИнефть», Томск; 
  • НПФ «МИКРАН», Томск; 
  • ООО «Томскнефтехим», Томск; 
  • НПЦ ОАО «Полюс», Томск; 
  • ОАО «Манотомь», Томск; 
  • АО «Сибхимкомбинат», Северск

Компании топливно-энегетического комплекса

Компания «Шлюмберже» «Schlumberger Information Solutions» (SIS).

Предприятия государственной корпорации «Росатом»

  • «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики», г. Саров;
  • «Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики», г. Снежинск.

Кто такой ученый?

Ученый – собирательное название специалистов из разных областей знаний, применяющих в своей работе научный метод исследований. Только те, кто внес вклад в развитие науки и получил признание научного сообщества, могут считаться учеными.

Первыми носителями знаний в древности были религиозные деятели, а сама наука носила сакральный характер. Наука начала отделяться от религии в Древней Греции и Риме, когда заинтересованность в ней начали проявлять философы. Наиболее известными учеными периода античности стали Архимед, Евклид, Пифагор, Гиппократ, Геродот и другие мыслители, внесшие большой вклад в научную деятельность.

В эпоху Средневековья в Европе появились первые университеты и разделения по системе научных степеней. В университетах можно было получить не только юридическое, но и медицинское образование. Большое влияние на средневековую систему образования оказывала церковь, которая контролировала научную деятельность.

На рубеже XVIII-XIX веков произошло полное отделение науки от философии, началось создание сложной системы научных дисциплин и направлений. Известными российскими учеными этого периода являются М. Ломоносов, Д. Менделеев и др.

В это же время выделяется отдельная профессия – ученый, которого в СССР относили к социальной прослойке интеллигенции. Начиная с 19 столетия и по сегодняшний день, стремительное развитие науки не останавливается.

Сфера исследовательской деятельности определяет особенности работы ученого. Существует большое количество научных областей, в которых он может быть занят:

  • исторические науки: исследования в области значимых исторических событий, дат, людей;
  • изобретения и механические науки: различные системы, оборудования, техника, такие как канализации, автомобили и т.д.;
  • естественные науки: медицина, биология и все, что может относиться к живым организмам и жизненным циклам;
  • информационные технологии: развитие интернета и других передовых технологий.

Сфера деятельности определяет и задачи, которыми должен заниматься научный работник. Несмотря на существующие различия, деятельность ученого можно разделить на этапы:

  • Подготовительный этап предполагает планирование исследования, включающее поиск темы и продумывание способов проверки. В него также входит сбор данных, поиск оборудования и образцов.
  • Исследовательский этап – проведение самого исследования для проверки имеющихся данных и выявления полезных свойств. На этом этапе ставятся различные опыты, результаты которых фиксируются.
  • Аналитический этап подразумевает анализ полученных данных, подведение итогов и составление отчетов.

Значимой частью работы ученого является преподавательская деятельность (кстати, возможность преподавания в ВУЗе во многом означает признание работы научного сотрудника).

Где работают археологи

Не только в поле

В крупных исследовательских центрах и во многих зарубежных организациях одни археологи занимаются камеральной работой, другие ездят в поле — на раскопки. Камеральная работа — это систематизация, описание находок и составление каталогов. В российской науке археолог часто выполняет бумажную работу зимой, когда раскопки вести невозможно. Чтобы копать, не требуется особого темперамента и склада характера, а в камеральной работе нужны усидчивость и внимательность к деталям.


Экспедиция в д. Першино, Нижегородская область, 2014 год
Экспедиция в д. Першино, Нижегородская область, 2014 год

Не только в науке

Археологи нужны не только в музеях, университетах или научно-исследовательских институтах. В развивающихся городах действуют частные археологические компании. Они выполняют разведку и ведут раскопки по заказу застройщиков. Крупные нефте- и газодобывающие предприятия могут иметь археолога в своём штате.

Дело не в любви к истории, а в соблюдении федерального закона. Чтобы вести строительство на территории, которая имеет историко-культурное значение, нужно получить разрешение. Поскольку большинство городов стоит на месте древних поселений, почти на любой стройке нужна археологическая разведка. Особенно тщательно проверяют берега и поймы рек, озёр, а ещё территории будущих водохранилищ.

Режим и график

В тёплых регионах, например, в Крыму, раскопки проводят круглый год. Там, где выпадает снег, сезон начинается в апреле и заканчивается в ноябре. Бывает, что работы нужно провести срочно, допустим, в связи со строительством дороги или моста, тогда работают и зимой. В этом случае раскоп накрывают тентом, а внутри грунт отогревают с помощью тепловых пушек. Внутри крепостных башен с земляным полом или в подвалах строений археологи могут работать круглый год.

Продолжительность рабочего дня выездной экспедиции зависит от климата. В жарких регионах копают по четыре часа утром и вечером, а днём устраивают сиесту. Там, где погода позволяет, работают восемь часов с перерывом на обед.

Какие качества и навыки нужны учёному

Любопытство

Инепросто любопытство, аопределённая въедливость. Нужно стремление докопаться досути, допричин конкретного явления. Сейчас так, аесли что-то поменять, какие произойдут изменения? Где корень этих изменений, когда они начались, что изначально ихспровоцировало? Что ещё могло повлиять напроцесс? Естьли другие возможности, которые могут привести ктакомуже результату? Вот вопросы, которые двигают науку вперёд.

Активность, инициативность

Сейчас очень ценится способность исследователя ксамостоятельной работе, постоянному развитию, серьёзной работе повыбранной теме. Просто отбывать время влаборатории неполучится.

Внимание кмелочам

Внауке нет пустяков. Неправильно интерпретированный результат может завести исследователя втупик. Нельзя игнорировать исходные данные, нужно детально описывать используемые методики иреактивы, сохранять ссылки наисточники информации. Зачастую открытие можно сделать даже втой области, где, казалосьбы, всё уже исследовано.

Понимание причинно-следственных связей

Учёному важно различать, где причина, агде следствие, инепутать этих понятий. Собственно говоря, очень часто исследования проводятся как раз для того, чтобы это установить

Например, уже давно известно, что состояние микробиоты кишечника влияет начеловека, его поведение, настроение, самочувствие. Наш организм тоже влияет насостав микробиоты, стимулируя размножение определённых видов бактерий через питание, гормоны, особенности пищеварения. Однако, что первично вразвитии некоторых патологий, изменения ворганизме или изменение микробиоты, пока неясно.

Самоотверженность

Особенно это важно при работе сживыми объектами. Бактерия небудет планировать свое развитие вугоду исследователю иего удобству

Чтобы увидеть нужное явление внужный момент, учёный должен быть готов перестроить свою жизнь под потребности науки, втом числе работать вовнеурочное время.

Умение задавать вопросы иправильно интерпретировать ответы

Чтобы вчём-то разобраться, необходимо уметь правильно поставить вопрос иправильно понять ответ, без этого невозможен научный поиск.

Умение общаться иподдерживать социальные связи

Это помогает нетолько продвинуться всвоих исследованиях, ноисделать карьеру. Разговоры сколлегами, обсуждения дают новый взгляд напроблему ипорой экономят время часто оказывается, что коллега знаком свопросом иможет поделиться информацией.

Английский язык

Актуальные научные данные сейчас можно найти только взарубежных источниках. Собственные статьи тоже приходится переводить наанглийский, чтобы они котировались вмеждународном научном сообществе. Научные журналы предлагают услуги переводчиков, нознание языка всё равно необходимо, чтобы проверить ихработу. Переводчики неразбираются ввашем вопросе также хорошо, каквы, имогут неправильно понять вашу мысль или что-то напутать.

Грамотность

Написание статей, научных работ, заявок награнты требует хорошего знания русского языка. Нужно уметь точно описать, что сделано другими, что делал тыидля чего это нужно. Иначе невозможно донести открытие доколлег или получить финансирование для проекта.

Критическое мышление

Получив результат эксперимента, необходимо ещё раз проверить, всёли правильно сделано, нетли ошибок, естьли похожие результаты уколлег. Если никаких ошибок ненашлось, нужно выдохнуть ипровести эксперимент повторно. Только так можно гарантировать точный результат.

Востребованность и заработок

Рассуждать о том, что талантливые ученые всегда нужны и востребованы, нужды нет, это очевидно. Проблема в том, что в России многое противоречит здравому смыслу, поэтому хороший исследователь может запросто оказаться не у дел, а зарплаты у светил отечественной науки не идут ни в какое сравнение с оплатой труда их коллег из развитых стран. Большие деньги (опять же по нашим меркам) получают разве что те ученые, которые перешли на административную работу и возглавляют исследовательские институты, научные центры, учебные заведения. Их зарплаты могут превышать 100 тысяч рублей в месяц, а вот оклад «рядового» профессора в удаленном от центра России регионе часто не дотягивает и до 30 тысяч. Многое зависит и от области науки, в которой специалист работает. В России есть перечень приоритетных направлений, которые государство финансирует наиболее интенсивно: разработка оружия, ядерная энергетика, исследование космоса, нанотехнологии и т. д. Естественно, наличие или отсутствие государственной поддержки напрямую влияет и на зарплаты сотрудников: ученый специалист из нефтегазовой отрасли наверняка будет получать намного больше, чем его коллега, занимающийся исследованием древнерусской литературы. Так или иначе, в России наука явно не та область, куда стоит идти ради заработка.

Выводы

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что очень важно любить свою работу по-настоящему. Ведь далеко не каждый человек искренне может сказать: «Да, я люблю свою работу»

Многие люди в разных профессиях просто день за днем выполняют свои обязанности и с нетерпением ожидают выхода на пенсию. А ведь так важно, чтобы работа приносила истинное удовольствие — такое же, как и отпуск с семьей, прогулки с детьми, походы в рестораны и театр. Все это делает жизнь прекрасной и удивительной, — такой, которой хочется наслаждаться, а не ждать пенсии.

Адаптированный перевод эссе Рональда Вейла .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector