Как подготовиться к огэ по литературе в 2021: план и материалы для подготовки

Книги, которые надо прочитать для сдачи ОГЭ

Список литературы довольно обширен, с полным списком всегда можно ознакомиться на сайте ФИПИ.

Обязательно нужно знать:

  1. «Слово о полку Игореве»;
  2. Стихотворения М. В. Ломоносова;
  3. «Недоросль» Д. И. Фонвизина;
  4. Стихотворения Г. Н. Державина;
  5. Повесть «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина;
  6. Басни И. А. Крылова;
  7. Лирика В. А. Жуковского;
  8. Комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова;
  9. Произведения А. С. Пушкина;
  10.  Стихотворения и поэмы М. Ю.Лермонтова;
  11.  Произведения Н. В. Гоголя;
  12.  Пьесы А. Н. Островского;
  13.  Сборник повестей И. С. Тургенева;
  14.  Стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова;
  15.  Сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина;
  16.  Повести и рассказы Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. А. Бунина и А. П. Чехова;
  17.  Сборники произведений А. А. Блока, В. В. Маяковского, С. А. Есенина;
  18.  Проза и поэзия второй половины ХХ вв..

Это основные книги, чтобы сдать ОГЭ по литературе в 9 классе, но список не полный. Рекомендуемый и более конкретный список литературы, с отметкой об обязательных произведениях авторов меняется каждый год.

Оценивание работ

На ОГЭ по литературе в 9 классе можно набрать максимум 39 первичных баллов, которые распределяются по схеме, приведенной в таблице ниже.

Часть экзамена Число заданий Максимальный первичный балл Процент от максимально возможного первичного балла
Первая 2 12 31
1 8 21
Вторая 1 13 33
Оценка за грамотность Учитываются все задания 6 15
Всего 4 39 100

Как видим, для учеников, которые рассчитывают на высокий результат, имеют значение все заданий, поскольку их ценность сопоставима. Первые два упражнения – базового уровня сложности, третье – повышенного, а четвертое – высокого.

В отличие от экзаменов по точным наукам, оценивание ОГЭ по литературе грешит определенной субъективностью и в какой-то мере зависит от понимания критериев каждым экзаменатором.

Номер задания Перечень критериев

Важные нюансы

1,2

1. Соответствие ответа заданию.

2. Использование для аргументации текста.

3. Соблюдение норм речи и логичность изложения.

За выполнение каждого критерия можно получить по 2 балла. Если за первый критерий выставляют 0 баллов, то задание считается невыполненным, и дальше его не проверяют. Если его оценили в 1 балл, то за второй оценку выше не ставят. Если второй критерий не выполнен (0 баллов), то за первый выставляют не больше 1 балла, а третий вовсе не оценивают.
3

1. Сопоставление произведений.

2. Использование текста произведения для аргументации при сопоставлении.

3. Логичность и соблюдение речевых норм. первый выставляют не больше 1 балла, а третий вовсе не оценивают.

Ценность первого и третьего критериев – по 2 балла, второго – 4 балла. Ноль за первый критерий – и задание считается невыполненным. Ноль за второй критерий – и третий уже не проверяется.
4

1. Соответствие теме и ее раскрытие.

2. Использование текста для аргументации.

3. Применение теоретико-литературных понятий.

4. Логичность и композиционная цельность.

5. Соблюдение норм речи.

Первый, второй и четвертый критерии стоят по 3 балла, третий и пятый – по 2. Основной – первый критерий. Если за него выставляют ноль, то задание отбрасывается как невыполненное. Причиной такой оценки может быть несоответствие заданной тематике или количество слов менее 150.

Девятиклассникам также следует обратить внимание на грамотность. С 2020 года за это можно получить до 6 баллов, но только если ученик выполнил хотя бы два задания первой части и справился с сочинением

Набранные школьниками первичные баллы после проверки работ переводятся в стандартные оценки по пятибалльной шкале:

  • 0–13 баллов – двойка, экзамен не сдан;
  • 14–22 балла – тройка;
  • 23–31 балл – четверка;
  • 32–39 баллов – пятерка.

В профильный литературный класс рекомендуют зачислять учеников, набравших на ОГЭ не меньше 26 первичных баллов. Каждая школа устанавливает свои требования к таким классам, но обычно они ориентируются на рекомендации ФИПИ.

Литература – сложный выбор для сдачи на ОГЭ. От школьника требуется начитанность, эрудиция, грамотность, наличие своего мнения и способность его аргументировано излагать в письменном виде. Те, кто хочет просто сдать экзамен и забыть о нем, обычно не записываются на литературу. Этот вариант больше подходит ученикам, которые планируют поступать в гуманитарные вузы на специальности, связанные с филологией, преподаванием или журналистикой.

Стихотворения из кодификатора

Список стихотворений для ЕГЭ по литературе – вполне логичный финал для подготовки к экзамену

В последние дни нужно сконцентрировать свое внимание на стихотворных произведениях, которые легко забываются. Лучшим способом их «обработки» является усиленное изучение добротных анализов этих текстов

  1. В.А. Жуковский: «Море», Баллада «Светлана»
  2. А.С. Пушкин. Пушкинская лирика: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Поэма «Медный всадник».
  3. М.Ю. Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри».
  4. Н.А. Некрасов: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
  5. А.А. Фет: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
  6. А.А. Блок: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»
  7. В.В. Маяковский: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
  8. С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  9. М.И. Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  10. О.Э. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  11. А.А. Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».
  12. Б.Л. Пастернак: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
  13. Стихотворения не менее трех авторов по выбору: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

А вот и заключительный список книг по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению

  1. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.
  2. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).
  3. Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.
  4. Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.
  5. А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.
  6. Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.
  7. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.
  8. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.
  9. М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.
  10. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.
  11. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.
  12. И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.
  13. М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.
  14. А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.
  15. А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.
  16. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.
  17. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.
  18. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.
  19. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.
  20. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.
  21. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.
  22. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.
  23. И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.
  24. Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.
  25. И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.

Подготовка

Многомудрый Литрекон покончил с критериями оценки и приступает к главной части — подготовке к ЕГЭ по литературе. По-прежнему ничего, кроме практики, не может помочь нормально сдать экзамены. Поэтому он предлагает меры, которые облегчают и упорядочивают процесс обучения.

Пишите шпаргалки

Теория в литературе все равно пригодится (и в кратких заданиях, и в финальном сочинении). Выпишите ее всю на листочки, развесьте на видных местах и читайте каждый раз, когда попадется под руку. Наиболее эффективный способ запоминания: прочитать определение вслух, записать его ручкой на бумаге, проговаривая вслух, прочитать еще раз. Потом повторить через 15 минут, через час, через 3 часа и на следующий день.

Например, самая нужная шпаргалка на ЕГЭ по русскому языку — это таблица стихотворных размеров. А еще Многомудрый Литрекон подготовил для Вас свои фирменные шпаргалки по жанрам и направлениям:

  1. Что такое реализм?
  2. Что такое классицизм?
  3. Что такое романтизм?
  4. Что такое постмодернизм?
  5. Что такое антиутопия?
  6. Сходства и различия романтических и реалистических героев.

Также Вы можете найти через поиск на сайте качественные анализы и краткие содержания произведений. Многомудрый Литрекон специально готовит объемные пересказы и разборы, чтобы не упустить важные детали.

Читайте критику

Для полного понимания книги необходимо обратиться к литературной критике. Она представлена у Литрекона. Если Вы чего-то не нашли, не беда! После Вашего комментария эта информация появится на сайте в кратчайшие сроки.

Ведите дневники

Как бы это странно ни звучало, метод рабочий: чтобы запомнить стихи одной тематики и стилистики, нужно вести свой журнал, где будут сохраняться названия, авторы и суть прочитанных произведений. Такие материалы, написанные Вашей рукой, всплывут в памяти в решающие минуты.

В систематизации контента Вам помогут подборки от Многомудрого Литрекона. Он часто пишет аргументы из произведений по популярным темам и проблемам в ЕГЭ. Например, обязательно оцените его материал, посвященный произведениям на тему «Человек и природа».

Спокойствие и сон

Об этих факторах можно помнить всегда. Не стоит готовиться всю ночь и встать специально пораньше, чтобы дрожать в ожидании экзамена. Это не приведет ни к чему хорошему. Пейте ромашковый чай, возможно, валерьянку, спокойно, но регулярно и планомерно готовьтесь, тогда все пройдет успешно. Самые ответственные могут попробовать решать по одному КИМу в день.

Мы желаем Вам удачи, спокойствия, поступления в лучший ВУЗ и, самое главное, творческой самореализации после того, когда экзаменационная пытка останется позади.

Порядок выполнения заданий

Как бы Вы ни были уверены в том, что все успеете, выявите в процессе подготовки, сколько Вам нужно времени на каждое задание, и в соответствии с этим заполняйте КИМ. Необязательно это делать по порядку. Возможно, кому-то будет легче сначала размяться на заданиях с кратким ответом, а потом приступать к сочинению. Кто-то сначала пишет сочинения, а потом краткие задания. Кто-то сначала пишет сочинения, потом отвечает на вопросы 1-7, 10-14, а в конце редактирует и переписывает задания 8,9,15,16,17.

Помните: чтобы выработать личную стратегию, которая будет работать в вашем конкретном случае, нужно одно – постоянно решать задания. Особенно это касается сочинений, здесь количество неизбежно переходит в качество. Чем больше пишете, тем быстрее соберетесь с мыслями на экзамене.

Как писать сочинение

Вы получите за сочинение максимальное количество баллов, если:

  • оно соответствует теме;
  • авторская позиция не искажена;
  • тема раскрыта полностью;
  • в качестве аргументов приведены примеры из текста;
  • использованы теоретико-литературные понятия;
  • композиция отличается цельностью;
  • мысли изложены последовательно и логично;
  • нет речевых ошибок.

Основная часть

  • Начните работу с основной части.
  • Составьте план будущего сочинения.
  • Сформулируйте три пункта, которые раскрывают тему.

Например, тема — любовная лирика Михаила Лермонтова. Чтобы её раскрыть, выпишите названия трёх стихотворений поэта о любви и проанализируйте их. Вы получите минимум три абзаца осмысленного, содержательного текста и рассмотрите три аспекта указанной темы, что вполне достаточно для её раскрытия.

Запишите цитаты, которые иллюстрируют вашу мысль.

Их не должно быть слишком много (это перегружает текст) или слишком мало. Придерживайтесь правила: один абзац — одна мысль — одна-две цитаты. Если вы пишете о поэзии, лучше использовать прямые цитаты. С прозаическими произведениями подойдут и косвенные: «Пушкин писал, что…»

Выберите отсылки к тексту произведения.

Это могут быть фрагменты, эпизоды, образы, события, поступки героев, которые иллюстрируют вашу мысль.

Подумайте, какие теоретико-литературные термины вы можете использовать.

Они должны соответствовать теме. Если это тема любви в творчестве поэта, подойдут термины «любовная лирика», «лирический герой», «метафора», «сравнение».

Напишите основную часть по плану, используя подготовленный материал.

Избегайте простого пересказа и словоблудия — так называемой «воды». Они обеспечивают объём, но не помогают раскрыть тему, а время отнимают. Следите за тем, чтобы правильно передать позицию автора.

Вступление и заключение

Переходите к вступлению и заключению после написания основной части.

Вступление должно быть кратким — не более двух-трёх предложений. Не используйте штампы и пустые, ничего не значащие фразы: «великий русский поэт», «известное произведение», «все мы знаем» и тому подобные. Они замусоривают текст и тратят ваше время.

Во вступлении можно сказать об актуальности темы или проблемы для самого автора, для всего человечества или для вас лично, упомянуть исторические факты или факты биографии автора. Можно заходить через сюжет: «Тема семьи — одна из главных в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“».

В качестве подсказки используйте ключевые слова в формулировке темы. Возьмём тему «Над какими философскими вопросами размышляет Ф. Тютчев в своих стихотворениях?». Ключевые слова здесь — «философские вопросы». Значит, во вступлении можно говорить о том, что такое философская лирика и какое место она занимает в поэзии вообще и в творчестве Тютчева в частности.

Ещё один вариант начала — кратко перечислить мысли, которые вы раскроете в основной части. К примеру, если тема — «Семья в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“», во вступлении можно не просто указать, что она важна для писателя, но и перечислить, на примере каких семей мы видим события начала XX века..

Заключение состоит из двух-четырёх предложений, в которых необходимо подвести итог и сделать краткий вывод из всего вышесказанного. В заключении не должно быть никакой новой информации. Вернитесь к теме, перечитайте её. Теперь пишите заключение. Здесь можно ещё раз кратко повторить основные тезисы или написать о том, как повлияло на вас творчество автора.

Не забудьте несколько раз медленно прочитать черновик. Возможно, где-то прячутся речевые или даже фактические ошибки.

7 Из русской литературы ХХ в. – начала XXI в.

7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы»*, «Танька»*

7.2 А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю…»*, «О, я хочу безумно жить…»*, «О доблестях, о подвигах, о славе…»*

7.3 В.В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»*, «Хорошее отношение к лошадям»*, «Прозаседавшиеся»*

7.4 С.А. Есенин. Стихотворения: «Берёза»*, «Пороша»*, «Край любимый! Сердцу снятся…»*

7.5 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

7.6 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы: «Переправа»*, «Два солдата»*, «Поединок»*)

7.7 В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал»*, «Чудик»*

7.8 А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»

7.9 Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трёх авторов, по выбору)

7.10 Поэзия второй половины XX в. И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трёх авторов, по выбору)

Календарь ОГЭ 2022

Как известно, ОГЭ в последние годы был практически отменен. В 2020 году выпускники вообще не сдавали экзамены, а в 2021 сдавали только обязательные предметы. В 2022 году, как и было ранее, до начала пандемии, ОГЭ будет проведен в полном объеме и выпускники смогут сдать любые предметы из ранее доступных, включая и литературу.

В досрочном периоде 2022 года ОГЭ по литературе пройдет в понедельник 27 апреля 2022 года (основной день) и в среду 13 мая 2022 года (резервный день).

Даты основного периода пока не озвучены. В связи с нестабильной ситуацией на фронте борьбы с пандемией руководство предоставляет учебным заведениям возможность самостоятельно установить даты ОГЭ по литературе и другим предметам в 2022 году.

Осенние пересдачи традиционно пройдут в первой половине сентября.

Структура КИМа

Экзамен состоит из двух частей.

  • в первой части четыре небольших сочинения;
  • во второй — одно объемное.

Часть №1

Обратите внимание, что в ОГЭ по литературе 2022 год полностью отсутствуют тесты с ответами. В заданиях №1 и 2 необходимо сформулировать ответ на один из предложенных вопросов в объеме 3-5 предложений

Оба задания могут относиться к лироэпическому, эпическому или драматическому отрывку

В заданиях №1 и 2 необходимо сформулировать ответ на один из предложенных вопросов в объеме 3-5 предложений. Оба задания могут относиться к лироэпическому, эпическому или драматическому отрывку.

Задание №3 связано с лирическим произведением (стихотворением). В нем нужно проанализировать текст, но уже с учетом особенностей поэзии. Экзаменуемым также предоставляется возможность выбрать один из двух вопросов.

За каждое из первых трех заданий дают по 6 баллов.

В задании №4 только 1 вопрос. Девятиклассникам предлагают сравнить текст исходного стихотворения с другим, которое приводится ниже в этом же задании. Рекомендованный объем ответа 5-8 предложений. Это задание повышенной сложности, оно оценивается в 8 баллов.

Часть №2

Во 2-й части ОГЭ по литературе 2022 году всего одно задание — объемное сочинение (не менее 200 слов). Составители предлагают 5 тем на выбор.

Полезные материалы для подготовки

Кроме штудирования текстов произведений, при подготовке к ЕГЭ по литературе, понадобится освоить немалые объемы теории и набить руку на выполнении заданий. Справиться со всем этим помогут электронные и печатные источники.

Онлайн

В интернете имеется множество ресурсов, позволяющих подготовиться к ЕГЭ по литературе самостоятельно. Помимо прекрасного портала «Решу ЕГЭ» и видеоуроков на YouTube, стоит более внимательно рассмотреть материалы ФИПИ.

Во-первых, это видеоконсультация разработчиков КИМ, экспертов и опытных педагогов. Она находится в разделе «Выпускникам». Также не лишним будет ознакомиться с методическими материалами для учителей: в них подробно разобраны ошибки, допущенные в работах прошлого года. Ориентируясь на них, можно составить план подготовки к ЕГЭ

Наконец, много важной информации, включая примеры сочинений с их разбором, содержится в методических рекомендациях для предметных комиссий

Потренироваться в выполнении заданий ЕГЭ по литературе можно на онлайновых тренажерах «Яндекс.Репетитора». Вопросы составлены по материалам ФИПИ.

С кратким содержанием литературных текстов можно ознакомиться на ютьюб-канале онлайн-библиотеки MyBook. В коротенькие (по 9–15 минут) ролики втиснут подробный, с важными деталями синопсис произведений. Знакомство хотя бы в такой форме с обширным прозаическим и поэтическим материалом очень поможет при подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля – когда в срочном порядке надо получить представление о содержании примерно сотни книг.

Пособия и справочники

При выборе печатных материалов следует предпочесть те, которые составлены разработчиками КИМ: например, под редакцией или при участии С. А. Зинина. Такие издания снабжены грифом «ФИПИ – школе». Из других пособий очень полезна будет книга М. И. Мещеряковой «Литература в таблицах и схемах». Тем не менее экс-глава Рособрнадзора, а теперь министр просвещения С. Кравцов на ежегодной встрече с родителями школьников однозначно заявил, что продающиеся на каждом углу методички по подготовке к ЕГЭ не имеют прямого отношения к рекомендациям Рособрнадзора, у них нет статуса учебников и «все это частные инициативы». У ведомства есть открытый банк заданий, в котором содержится все, с чем на экзамене столкнутся выпускники. В копилку включены не только задания прошлого и позапрошлого года, но и, по словам министра, «даже частично текущего».

Таким образом, главное, что требуется, чтобы хорошо сдать ЕГЭ по литературе, – это анализ пробелов в своих знаниях и составленный на его основе план работы по их ликвидации. Даже если на уроках в школе целенаправленная подготовка не ведется, это не повод отказываться от экзамена: грамотно распорядившись ресурсами – временем и знаниями – подготовиться к ЕГЭ по литературе самостоятельно даже с нуля вполне реально, не зря же самое большое количество стобалльников – именно среди сдававших на первый взгляд один из самых сложных предметов итоговой аттестации.

Темы для подготовки к ОГЭ по литературе

Чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе на «отлично», нужно последовательно освоить восемь тематических блоков.

  1. Теоретико-литературные понятия — необходимо изучить основные термины, такие как жанр, род, направление, стихотворные размеры, тропы, звукопись и некоторые синтаксические средства, а также понимать разницу между ними.
  2. Фольклор — проверяется знание особенностей устного народного творчества, сюжетов нескольких сказок и былин.
  3. Древнерусская литература — требуется подробно разобрать «Слово о полку Игореве», а также три других разножанровых произведения этого периода.
  4. Литература XVIII века — это проверка знания особенностей творчества и основных произведений М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина.
  5. Литература первой половины XIX века — это «Золотой век» русской поэзии, среди представителей которых нужно изучить И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
  6. Литература второй половины XIX века — это блок, для рассмотрения тем которого нужно ознакомиться с творчеством (малыми жанровыми формами) А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
  7. Литература ХХ-ХХI века — нужно посмотреть материалы для подготовки к ОГЭ по литературе по И.А. Бунину, В.В. Маяковскому, С.А. Есенину, А.А. Блоку, М.А. Шолохову, А.Т. Твардовскому, В.М. Шукшину; также стоит ознакомиться творчеством поэтов-шестидесятников, прозой конца прошлого века и начала этого.
  8. Зарубежная литература — чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе на высокий балл, нельзя пренебрегать и зарубежными авторами (Гомер, У. Шекспир, Ж.-Б. Мольер, И.В. Гете).

Трудно ли сдать ОГЭ по литературе?

Литература считается одним из наиболее сложных для сдачи предметов. Ее выбирают около 5% учеников, для сравнения доля обществознания, например, составляет 70%. Но, если разобраться, при правильном походе к подготовке ничего трудного в нем нет.

На вопрос, сложно ли сдавать литературу в 9 классе, подавляющее большинство школьников отвечает утвердительно.

Но на уточняющий вопрос, почему, большинство отвечает, что их пугает не сам экзамен, а объем текста, который предстоит прочитать.

Если школьник умеет хорошо анализировать полученную информацию, складно и грамотно излагать свою речь на бумаге, то сложности возникнуть не должно.

Сама сложность даже не в темах, а структуре экзамена — нет тестовой части. Необходимо дать три развернутых ответа на вопросы и написать сочинение. При хорошем знании школьной программы и дополнительной подготовке к написанию сочинений — это вполне выполнимая задача.

Для положительных ответов на вопросы необходимо обязательно использовать цитаты из произведений, понимать основную мысль произведения и уметь сравнивать различные тексты между собой.

Для облегчения задачи еще на этапе подготовки к экзамену целесообразно завести словарик-цитатник, в который нужно записывать некоторые предложения из произведений и краткое их содержание. Не лишним будет туда же вносить свои мысли по поводу того или иного события, или героя.

К плюсам экзамена можно отнести то, что разрешены дополнительные вспомогательные материалы – полные тексты художественных произведений и сборников лирики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector