Этнограф кто это такой, особенности профессии, чем занимается, требования к специалисту

Юлия Гендуне: археология и мистика


Юлия Гендуне. Изображение: konakovsky-uezd.org

О жизни первой российской женщины-археолога известно мало. Она родилась в 1869 году, фамилия Гендуне досталась ей от мужа, обрусевшего финна. Через несколько лет после свадьбы выпускница Императорского археологического института в Петербурге (она была первой принятой туда девушкой) стала проводить все свое время на раскопках. В 1896–1902 годах Юлия Гендуне раскапывала могильники XII–XIV веков на Клязьме, известные как Болшевская и Городищенская курганные группы. Она также вела раскопки древнего Радонежа, пережившего свой расцвет в XIV веке. В 1903 году Гендуне обнаружила следы поселения раннего железного века между Тулой и Калугой и предположила, что оно было разрушено в V веке гуннами. В верховье Волги Гендуне раскопала древнефинское городище Топорок. Среди уникальных находок были предметы, принадлежавшие шаману, жертвенник и непонятные объекты, которые посчитали детскими игрушками.

В 1909 году, заканчивая раскопки Топорка, Гендуне выбрала место на кладбище в близлежащем селе Никольское-Сучки и распорядилась построить там склеп в виде пирамиды. Вскоре она застрелилась, оставив записку: «Любопытство — один из смертных пороков». Логического объяснения поступку Гендуне так и не нашли, но местные жители были уверены: во время раскопок она потревожила дух древнего шамана, за что и была наказана.

↑щРМНКНЦХЪ Б ЯНБПЕЛЕММНЛ НАЫЕЯРБЕ

б ПЮГМШУ ЯРПЮМЮУ ЛХПЮ, ЦДЕ ОНКСВХКЮ ПЮГБХРХЕ ЩРМНКНЦХЪ (ЯНЖХЮКЭМЮЪ ХКХ ЙСКЭРСПМЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ), МЮСВМШЕ ЯННАЫЕЯРБЮ ЩРМНКНЦНБ Х ЯННРБЕРЯРБСЧЫХЕ ЯНЖХЮКЭМШЕ ХМЯРХРСРШ ЯЙКЮДШБЮКХЯЭ ОН-ПЮГМНЛС. б МЮЬЕИ ЯРПЮМЕ, ЦДЕ ХГДЮБМЮ АШКХ ЯХКЭМШ РПЮДХЖХХ ЮЙЮДЕЛХВЕЯЙНИ МЮСЙХ, ЦКЮБМШЕ МЮСВМШЕ ЯХКШ ЯНЯПЕДНРНВЕМШ Б ЯХЯРЕЛЕ пНЯЯХИЯЙНИ юЙЮДЕЛХХ МЮСЙ. б ЕЕ ЯНЯРЮБЕ ХЛЕЧРЯЪ: хМЯРХРСР ЩРМНКНЦХХ Х ЮМРПНОНКНЦХХ ХЛ. м.м. лХЙКСУН-лЮЙКЮЪ — Б лНЯЙБЕ, лСГЕИ ЮМРПНОНКНЦХХ Х ЩРМНЦПЮТХХ (йСМЯРЙЮЛЕПЮ) ХЛ. оЕРПЮ бЕКХЙНЦН (ЪБКЪЧЫХИЯЪ РЮЙФЕ МЮСВМН-ХЯЯКЕДНБЮРЕКЭЯЙХЛ ХМЯРХРСРНЛ пюм) — Б яЮМЙР-оЕРЕПАСПЦЕ; ЙПНЛЕ РНЦН, Б ЯНЯРЮБЕ юЙЮДЕЛХХ МЮСЙ, Б ЕЕ ПЕЦХНМЮКЭМШУ НРДЕКЕМХЪУ Х ЖЕМРПЮУ, ЯНГДЮМШ ЛЕЯРМШЕ ЩРМНКНЦХВЕЯЙХЕ ХЯЯКЕДНБЮРЕКЭЯЙХЕ ЙНККЕЙРХБШ. еЫЕ Я ЯЕПЕДХМШ уIу Б. Б ХЯЯКЕДНБЮРЕКЭЯЙСЧ ЩРМНКНЦХВЕЯЙСЧ ПЮАНРС БЙКЧВХКНЯЭ пСЯЯЙНЕ цЕНЦПЮТХВЕЯЙНЕ НАЫЕЯРБН; НРДЕКЕМХЪ ЩРНЦН НАЫЕЯРБЮ ПЮАНРЮЧР Б ПЪДЕ ЦНПНДНБ пНЯЯХХ Х Б МЮЬЕ БПЕЛЪ.

тХМЮМЯХПНБЮМХЕ ЩРМНКНЦХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ Б пНЯЯХХ Б ЙНМЖЕ уу Б. ПЕГЙН ЯНЙПЮРХКНЯЭ. бЯЧ БНГЛНФМСЧ ОНЛНЫЭ ЩРМНКНЦЮЛ НЙЮГШБЮЕР пНЯЯХИЯЙХИ ЦСЛЮМХРЮПМШИ МЮСВМШИ ТНМД.

с ЯНБПЕЛЕММНИ ЛХПНБНИ ОПНЦПЕЯЯХБМНИ ЩРМНКНЦХХ ЕЯРЭ МЕЯЙНКЭЙН НЯМНБМШУ ТСМЙЖХИ.

оЕПБЮЪ — МЮСВМН-ОНГМЮБЮРЕКЭМЮЪ. щРМНКНЦХЪ НЯСЫЕЯРБКЪЕР ОНГМЮМХЕ ЩРМХВЕЯЙХУ ПЕЮКЭМНЯРЕИ, ТНПЛХПСЕР ЙНМЙПЕРМНЕ ГМЮМХЕ ЩРМХВЕЯЙНИ ЙЮПРХМШ ЛХПЮ Б ПЮГКХВМШЕ ХЯРНПХВЕЯЙХЕ ЩОНУХ Х Б МЮЬЕ БПЕЛЪ, ХЯЯКЕДСЕР УЮПЮЙРЕП Х НЯНАЕММНЯРХ ЩРМХВЕЯЙХУ ОПНЖЕЯЯНБ БН БЯЕУ ПЕЦХНМЮУ МЮЬЕИ ОКЮМЕРШ. нОХПЮЪЯЭ МЮ ЯБНЧ МЮСВМН-ОНГМЮБЮРЕКЭМСЧ ТСМЙЖХЧ, ЩРМНКНЦХЪ ЯРПЕЛХРЯЪ ОПЕНДНКЕРЭ ЩРМХВЕЯЙХЕ ОПЕДПЮЯЯСДЙХ, МЕПЕДЙН ЯБНИЯРБЕММШЕ НАШДЕММНЛС ЯНГМЮМХЧ КЧДЕИ, Х РЕЛ ЯЮЛШЛ ЯОНЯНАЯБНБЮРЭ БГЮХЛНОНМХЛЮМХЧ Х ЙНМЯРПСЙРХБМНЛС ЯНРПСДМХВЕЯРБС ЛЕФДС МЮПНДЮЛХ.

дПСЦЮЪ БЮФМЮЪ ТСМЙЖХЪ ЩРМНКНЦХХ НРБЕВЮЕР ОНРПЕАМНЯРХ ЯЮЛНОНГМЮМХЪ ЙЮФДНЦН НРДЕКЭМНЦН МЮПНДЮ-ЩРМНЯЮ. мЮСВМШЕ ГМЮМХЪ НА ЩРМНЯЮУ МЕПЕДЙН ОПНРХБНЯРНЪР НАШБЮРЕКЭЯЙХЛ ОПЕДЯРЮБКЕМХЪЛ Х МЮЖХНМЮКЭМШЛ ОПЕДПЮЯЯСДЙЮЛ. тСМЙЖХЪ ОНДКХММН МЮСВМНЦН ЯЮЛНОНГМЮМХЪ БШОНКМЪЕРЯЪ ЩРМНКНЦЮЛХ ОСРЕЛ ЯНАХПЮМХЪ, МЮЙЮОКХБЮМХЪ Х ЮМЮКХГЮ ХЯРНПХВЕЯЙНЦН НОШРЮ ФХГМХ МЮПНДНБ

яНБПЕЛЕММШЕ ЩРМНЯШ — ЩРН ФХБЮЪ ЯНЖХЮКЭМЮЪ ПЕЮКЭМНЯРЭ, НЯНАНЦН ПНДЮ ЯЮЛНБНЯОПНХГБНДЪЫХЕЯЪ Х ЯЮЛНПЕЦСКХПСЧЫХЕЯЪ ЯНЖХЮКЭМШЕ ЯХЯРЕЛШ. б ВХЯКЕ ЛЕУЮМХГЛНБ ХУ ЯЮЛНБНЯОПНХГБНДЯРБЮ ЯСЫЕЯРБЕММНЕ ГМЮВЕМХЕ ХЛЕЕР ЯНГМЮМХЕ ВКЕМЮЛХ ЩРМНЯЮ ЯБНЕЦН ЕДХМЯРБЮ, НОХПЮЧЫЕЦНЯЪ МЮ ХЯРНПХВЕЯЙСЧ РПЮДХЖХЧ. б ЩРНИ ЯБЪГХ ЩРМНКНЦХЧ ХМРЕПЕЯСЕР МЮСВМЮЪ ПЮГПЮАНРЙЮ ЩРМХВЕЯЙНЦН ЮЯОЕЙРЮ ЯНЖХЮКЭМНИ ОЮЛЪРХ, ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЯБЪГХ ОНЙНКЕМХИ, ОЕПЕДЮВХ (РПЮМЯЛХЯЯХХ) ЙСКЭРСПМНЦН МЮЯКЕДХЪ.

гМЮВХЛШИ БЙКЮД Б ПЮГБХРХЕ ЩРМНКНЦХХ БМЕЯКХ РЮЙХЕ НРЕВЕЯРБЕММШЕ Х ГЮПСАЕФМШЕ ХЯЯКЕДНБЮРЕКХ ЙЮЙ д.м. юМСВХМ, ю.м. уЮПСГХМ, аПНМХЯКЮБ лЮКХМНБЯЙХИ, м.х. мЮДЕФДХМ, м.м. лХЙКСУН-лЮЙКЮИ, пЕДЙКХТТ-аПЮСМ, дФЕИЛЯ дФНПДФ тПЩГЕП Х ДП.

Требования к кандидатам

Этнографом (этнологом) может стать лишь человек с незапятнанной биографией. Он должен быстро находить общий язык с представителями других народностей и с уважением относиться к их языку, культуре, традициям.

Среди других требований, предъявляемых к специалистам, выделяют:

Образование. В профессию берут исключительно людей, имеющих высшее образование по одной из профильных специальностей: культурология, география, история и филология. В некоторых случаях этнографами становятся люди, окончившие факультет журналистики.
Знания. Специалисту в работе понадобятся доскональные знания в области истории мировых цивилизаций. Не будет лишним кратко изучить географию, археологию, антропологию и особенности того или иного этноса. Кроме этого, этнологу нужно знать 2−3 иностранных языка.
Навыки. Хороший специалист должен обладать навыками журналиста и оратора

Помимо этого, ему понадобится опыт обработки больших объёмов данных и выделение из них наиболее важной информации.

История возникновения

Основы этнографии в России были заложены ещё во времена Петра Великого, повелением которого в Санкт-Петербурге была основана кунст-камера, в которой, среди прочих «диковинок и редкостей», коллекционировались предметы культур экзотических народов. Сейчас основанная Петром кунст-камера именуется Петербургским музеем антропологии и этнографии.

Основатель российской этнографии, Николая Харузин определил задачи новой науки следующим образом:

  1. Изучение быта и культуры исследуемого народа.
  2. Установление путей его исторического развития и формирования.
  3. Поиск общих закономерностей развития, свойственных для всех этнических групп на начальных этапах их становления.

В конце19 – начале 20 вв. за новой наукой в России закрепилось наименование «этнография», в то время как в странах Запада она чаще именовалась антропологией («знание о человеке») и этнологией («знание о народах). В российской и советской науке прочно закрепилось наименование «этнография», вплоть до 1990-х годов, когда официально, решением руководства РАН, единое научное направление было разделено на два направления – антропологию и этнологию. Данное решение вызвало множество споров и протестов среди научных сотрудников, но большинством голосов это разделение было всё же утверждено.

Предмет исследований

Этнография – это наука, изучающая всевозможные аспекты бытовой и культурной жизни разных народов. Собранные исследователями данные важны не только для пополнения коллекций этнографических музеев: они дают большой объем информации для историков, позволяя восстановить прошедшие эпохи. Многочисленные уникальные образцы сохранены не только в специализированных музеях, но и посвященных нескольким исследовательским областям одновременно.

Особенно ценны коллекции орнаментов, сохраняемые этнографами всего мира. В настоящее время такие материалы оцениваются, как незаменимая информация, позволяющая восстановить быт прошедших столетий. Орнамент – слово, пришедшее к нам из латинского языка, изначально подразумевает украшение. Сегодня под термином принято понимать сочетания теней, оттенков, линий, фигур, равномерно чередующихся и украшающих разнообразные предметы. Этнография – это наука, которая коллекционирует орнаменты всего мира, собирает данные об используемых мотивах, доминирующих, а также о правилах выбора тех или иных вариантов. Орнаментами украшают одежду, дома, изделия. Известно, что всякая народность имеет уникальный орнамент, отражающий культурные пласты. Если знать все особенности конкретного украшения, можно понять, откуда появился исследуемый предмет, кто был его автором. Это дает возможность исследования перемещения как предметов, так и людей в прошлых столетиях.

Где они живут

Вепсов делят на группы в зависимости от места проживания. Самые северные поселения находятся на окраине Прионежского района в Карелии. Их так и называют — прионежские вепсы. Оятские вепсы живут в верховьях реки Оять и в прилегающих к реке поселениях Ленинградской области. В Вологодской области — пяжозерские и куйско-пондальские вепсы. Белозерские вепсы обитают в 70 километрах от Белого озера. Южные вепсы живут в верховьях рек Лидь и Копль в Ленинградской области.

Традиционные жилища вепсов внешне похожи на северо-русские — одно- или двухэтажный сруб, крытый двускатной крышей.

Фото: Константин Горячев, @les.i.veter/instagram

Хозяйственные постройки объединяются с домами в единый комплекс, чтобы холодными зимами и в плохую погоду можно было делать все дела под крышей. Но есть и несколько отличий от традиционных северных изб. Например, количество окон в вепсском доме обязательно должно быть четным, а хозпостройки объединяют с домом под прямым углом.

Вепсская изба. Фото: Константин Горячев

Что исследуется

Объект исследования для специалиста-этнографа – это следующие жизненные явления, связанные с культурой разных народов:

  • Ведение хозяйства и обустройство существующего быта: разнообразные способы добычи еды и ее дальнейшего приготовления, специфика содержания животных, отличия одежды, разнообразные домашние предметы;
  • Социальная сторона: особенности внутреннего устоя, рождение и воспитание детей, власть, создание семьи;
  • Духовность: особенности нравственных порядков, религия, культура, ведь все эти аспекты оказывают серьезное влияние на особенности культурного и религиозного наследия народа.

Таким образом, можно понять, чем занимается этнограф.

https://youtube.com/watch?v=EescYW1ozv4

Учеба и ЕГЭ

Чтобы стать профессиональным этнографом, необходимо для начала получить высшее образование

Выбирая вуз, обратите внимание на исторический, филологический, географический и культурологический факультеты. Направление журналистики тоже подойдет

Все они представлены во многих высших учебных заведениях России. Приведем в качестве примера некоторые из них:

  1. Алтайский госуниверситет. Географический и исторический факультеты.
  2. Северо-Восточный федеральный университет им. М. Аммосова. Институт естественных наук.
  3. Российский педагогический госуниверситет им. А. Герцена. Факультет географии.
  4. Национальный исследовательский Томский госуниверситет. Факультет исторических и политических наук. Геолого-географический факультет.
  5. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону). Институт наук о земле.
  6. Санкт-Петербургский госуниверситет. Восточный факультет. Институт наук о земле.
  7. Кубанский госуниверситет. Факультет истории, социологии и международных отношений.
  8. Московский госуниверситет им. М. Ломоносова. Институт стран Азии и Африки.
  9. Государственный академический университет гуманитарных наук. Восточный факультет.
  10. Казанский федеральный университет. Институт международных отношений.
  11. Омский госуниверситет им. Ф. Достоевского. Исторический факультет.
  12. Российский гуманитарный госуниверситет. Историко-архивный институт.

↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ

юПСРЧМНБ я.ю. мЮПНДШ Х ЙСКЭРСПШ. пЮГБХРХЕ Х БГЮХЛНДЕИЯРБХЕ. л., 1989.

юПЮОНБ д.ч., кЮПХМЮ е.х. я.ц. пШАЮЙНБ Х ЕЦН «НАГНП» НПЦЮМХГЮЖХХ ДСУНБМНИ ФХГМХ ЛСЯСКЭЛЮМ пНЯЯХХ (ЮОПЕКЭ 1917)

аХАКХНЦПЮТХЪ ЯНРПСДМХЙНБ ЙЮТЕДПШ ЩРМНЦПЮТХХ/ЩРМНКНЦХХ ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ТЮЙСКЭРЕРЮ лцс

аПНЛКЕИ ч.б. щРМНЯ Х ЩРМНЦПЮТХЪ. л., 1973.

аПНЛКЕИ ч.б. нВЕПЙХ РЕНПХХ ЩРМНЯЮ. л., 1983.

бХРНБ л.б. юМРПНОНКНЦХВЕЯЙХЕ ДЮММШЕ ЙЮЙ ХЯРНВМХЙ ОН ХЯРНПХХ ЙНКНМХГЮЖХХ пСЯЯЙНЦН яЕБЕПЮ. л., 1997.

цСАНЦКН л.м. хДЕМРХТХЙЮЖХЪ ХДЕМРХВМНЯРХ. щРМНЯНЖХНКНЦХВЕЯЙХЕ НВЕПЙХ. л., 2003.

цСЛХКЕБ к.м. щРМНЦЕМЕГ Х АХНЯТЕПЮ гЕЛКХ. яоА., 2001.

йЮГЭЛХМЮ н.е., оСВЙНБ о.х. пЕКХЦХНГМШЕ НПЦЮМХГЮЖХХ ЯНБПЕЛЕММНЦН ЛХПЮ

йЮГЭЛХМЮ н.е., оСВЙНБ о.х. нЯМНБШ ЩРМНДЕЛНЦПЮТХХ.

йЮГЭЛХМЮ н.е. пСЯЯЙЮЪ ОПЮБНЯКЮБМЮЪ ЖЕПЙНБЭ Х МНБЮЪ ПЕКХЦХНГМЮЪ ЯХРСЮЖХЪ Б пНЯЯХХ. щРМНЙНМТЕЯЯХНМЮКЭМЮЪ ЯНЯРЮБКЪЧЫЮЪ ОПНАКЕЛШ.

йЮПКНБ б.б. мЮПНДШ ЯЕБЕПН-БНЯРНВМНИ еБПЮГХХ Б XIX Х уу БЕЙЮУ         

йЮТЕДПЕ ЩРМНКНЦХХ ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ТЮЙСКЭРЕРЮ ЛЦС – 70 КЕР. яАНПМХЙ МЮСВМШУ ЯРЮРЕИ.

йПЕЯРЭЪМЯЙНЕ ОПЮБНЯСДХЕ. нАШВМНЕ ОПЮБН ПНЯЯХИЯЙНЦН ЙПЕЯРЭЪМЯРБЮ / яНЯР., ЮБР. БЯРСОХР. ЯР. Х ЙНЛЛЕМРЮПХЕБ ю.ю. мХЙХЬЕМЙНБ. л., 2003.

йСААЕКЭ к.е. нВЕПЙХ ОНРЕЯРЮПМН-ОНКХРХВЕЯЙНИ ЩРМНЦПЮТХХ. л., 1988.

е.х.кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. мЮПНДМНЕ ЯЮЛНСОПЮБКЕМХЕ  ЙЮГЮУНБ нПЕМАСПЦЯЙНИ НАКЮЯРХ

е.х. кЮПХМЮ. н МНБШУ ОНМЪРХЪУ Б ПЕКХЦХНГМНИ ОПЮЙРХЙЕ ЯНБПЕЛЕММШУ ЙЮГЮУНБ: ЮЙЙСКЮП, ЯСМЙЮП, МСП-ФХЦХР

е.х. кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. оНЪБКЕМХЕ ВЮЪ Х РПЮДХЖХЪ ВЮЕОХРХЪ С ЙЮГЮУНБ

е.х. кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. «йПЮФЮ – ЩРН БЕВМШИ МЮЬ НАШВЮИ»: СЛШЙЮМХЕ МЕБЕЯРШ С ПНЯЯХИЯЙХУ ЙЮГЮУНБ.

кЮПХМЮ е.х. йЮГЮУХ пНЯЯХХ: ЯНБПЕЛЕММНЕ ЩРМНЙСКЭРСПМНЕ ПЮГБХРХЕ

е.х.кЮПХМЮ, н.а.мЮСЛНБЮ «б ДПСЦНЛ ЛЕЯРЕ ДПСЦХЕ ГЮЙНМШ Х ЯНАЮЙХ ОН-ДПСЦНЛС КЮЧР»: НОШР ОЕПЕЯЕКЕМХЪ ЙНЬ-ЮЦЮВЯЙХУ ЙЮГЮУНБ Б йЮГЮУЯРЮМ Х НАПЮРМН. 

е.х.кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. йЮГЮУЯЙЮЪ ЛХЦПЮЖХЪ Б ГЮОЮДМНИ ВЮЯРХ ПНЯЯХИЯЙН-ЙЮГЮУЯРЮМЯЙНЦН ОНЦПЮМХВЭЪ

е.х.кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. йКЮЯЯХВЕЯЙХИ ХЯКЮЛ Х РПЮДХЖХНМЮКХГЛ С ПНЯЯХИЯЙХУ ЙЮГЮУНБ

кЮПХМЮ е.х. фХГМЭ Б ОЕЯЙЮУ.

кЕБХ-яРПНЯ й. яРПСЙРСПМЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ. л., 1983.

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю. рПЮДХЖХНММШИ ЩРХЙЕР МЮПНДНБ пНЯЯХХ. л., 1997.

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю. нАШВМНЕ ОПЮБН МЮПНДНБ ПНЯЯХХ. аХАКХНЦПЮТХВЕЯЙХИ СЙЮГЮРЕКЭ1890-1998

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю. рПЮДХЖХНММШИ ЩРХЙЕР МЮПНДНБ ПНЯЯХХ XIX  —  МЮВЮКН уу ББ.

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю., рСРНПЯЙХИ ю.б., оЕПЯРМЕБЮ х.о. оПНАКЕЛШ ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙНЦН ХГСВЕМХЪ ПСЯЯЙНЦН ЙПЕЯРЭЪМЯРБЮ (ЯНЖХНМНПЛЮРХБМЮЪ ЙСКЭРСПЮ).

лЕФЩРМХВЕЯЙХЕ ЙНМТКХЙРШ Б ЯРПЮМЮУ гЮПСАЕФМНЦН бНЯРНЙЮ / нРБ. ПЕД. ю.ю. оПЮГЮСЯЙЮЯ. л., 1991.

оХЛЕМНБ б.б. сДЛСПРШ. нОШР ЙНЛОНМЕМРМНЦН ЮМЮКХГЮ ЩРМНЯЮ. к., 1977.

яБНД ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙХУ ОНМЪРХИ Х РЕПЛХМНБ / оНД НАЫ. ПЕД. ч.б. аПНЛКЕЪ Х я.х. бЮИМЬРЕИМЮ. бШО. 6. щРМХВЕЯЙХЕ Х ЩРМН-ЯНЖХЮКЭМШЕ ЙЮРЕЦНПХХ / нРБ. ПЕД. б.х. йНГКНБ. л., 1985.

яНКНБЕИ р.д., лЕУЕДНБ м.к. рПСДШ ОПЕОНДЮБЮРЕКЕИ Х ЯНРПСДМХЙНБ ЙЮТЕДПШ ЩРМНКНЦХ (1939-2009)

яНКНБЕИ р.д. хЯРНПХЪ ЩРМНКНЦХХ Б лНЯЙНБЯЙНЛ СМХБЕПЯХРЕРЕ

яНКНБЕИ р.д. бКЮЯРЭ Х МЮСЙЮ Б пНЯЯХХ. нВЕПЙХ СМХБЕПЯХРЕРЯЙНИ ЩРМНЦПЮТХХ Б ДХЯЖХОКХМЮПМНЛ ЙНМРЕЙЯРЕ (XIX — МЮВЮКН XX ББ.).

яНКНБЕИ р.д., яНКНБЕИ б.д. хЯРНПХВЕЯЙХЕ ЯЛШЯКШ ПСЯЯЙНЦН МЮЖХНМЮКХГЛЮ. в. 1,2.

яРЮРХЯРХЙЮ Б ЩРМНЦПЮТХХ / нРБ. ПЕД. б.б. оХЛЕМНБ. л., 1985.

яРЕОМНИ ГЮЙНМ. нАШВМНЕ ОПЮБН ЙЮГЮУНБ, ЙХПЦХГНБ Х РСПЙЛЕМ. / яНЯР., ЮБР. БЯРСОХР. ЯР. Х ЙНЛЛЕМРЮПХЕБ ю.ю. мХЙХЬЕМЙНБ. л., 2000.

рХЬЙНБ б.ю. щРМНКНЦХЪ Х ОНКХРХЙЮ. л., 2005.

рСРНПЯЙХИ ю.б. нАЫХМШЕ РПЮДХЖХХ Б АШРС ЙНКУНГМНИ ДЕПЕБМХ // лЕЯРМНЕ ЯЮЛНСОПЮБКЕМХЕ ЙЮЙ ЕПЯСПЯ РЕППХРНПХЮКЭМНЦН ПЮГБХРХЪ. юПУЮМЦЕКЭЯЙ, 2009.

вЕАНЙЯЮПНБ м.м., вЕАНЙЯЮПНБЮ х.ю. мЮПНДШ, ПЮЯШ, ЙСКЭРСПШ. л., 1984.

ьХПНЙНЦНПНБ я.л. щРМНЦПЮТХВЕЯЙХЕ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ: ХГАПЮММШЕ ПЮАНРШ Х ЛЮРЕПХЮКШ. бКЮДХБНЯРНЙ, 2001.

пЮАНРШ ОН ХЯРНПХХ ЩРМНКНЦХХ Х ЯНЖХНЙСКЭРСПМНИ ЮМРПНОНКНЦХХ

бШДЮЧЫХЕЯЪ НРЕВЕЯРБЕММШЕ ЩРМНКНЦХ Х ЮМРПНОНКНЦХ уу БЕЙЮ. л., 2004.

лЮПЙНБ ц.е. мЕЛЕЖЙЮЪ ЩРМНКНЦХЪ / сВ. ОНЯНАХЕ ДКЪ БСГНБ. л., 2004.

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю. хЯРНПХЪ АПХРЮМЯЙНИ ЯНЖХЮКЭМНИ ЮМРПНОНКНЦХХ. яоА., 2008.

яНКНБЕИ р.д. нР «АСПФСЮГМНИ» ЩРМНКНЦХХ Й «ЯНБЕРЯЙНИ» ЩРМНЦПЮТХХ. л., 1998.

рНЙЮПЕБ я.ю. хЯРНЙХ ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙНИ МЮСЙХ. (дН ЯЕПЕДХМШ XIX БЕЙЮ). л., 1978.

рНЙЮПЕБ я.ю. хЯРНПХЪ ПСЯЯЙНИ ЩРМНЦПЮТХХ (ДННЙРЪАПЭЯЙХИ ОЕПХНД). л., 1966.

рНЙЮПЕБ я.ю. хЯРНПХЪ ГЮПСАЕФМНИ ЩРМНЦПЮТХХ. л., 1978.

рСРНПЯЙХИ ю.б. нАЫХММШЕ РПЮДХЖХХ Б АШРС ЙНКУНГМНИ ДЕПЕБМХ МЮ ОПХЛЕПЕ юПУЮМЦЕКЭЯЙНИ Х бНКНЦНДЯЙНИ НАКЮЯРЕИ

щРМНКНЦХВЕЯЙЮЪ МЮСЙЮ ГЮ ПСАЕФНЛ: ОПНАКЕЛШ, ОНХЯЙХ, ПЕЬЕМХЪ. л., 1991.

Перспективы профессии

Культура малых народов России (вепсы, чукчи, саамы и другие) нуждается в сохранении. Сегодня этнографов активно привлекают для разработки специальных государственных программ, основная цель которых – развивать толерантность в областях с многонациональным населением. Кроме того, такие специалисты помогают социологам и историкам. Ведь этнографические исследования представляют собой неотъемлемую часть этих наук.

За границей эта профессия считается перспективной. Там этнографов нанимают в качестве консультантов на нефтяные и газовые корпорации. Их задача – провести успешные, результативные переговоры с населением, которое проживает в месте будущей добычи нефти.

Верить или нет?

Как видно из краткого определения, что такое этнография, под этой наукой принято понимать достоверную область, то есть информация, которую предоставляют историкам этнографы, должна быть четкой и проверенной. Иной может засомневаться: раз в качестве базы используются народные мифы, разве можно получить сколько-нибудь достоверные сведения?

Этнографы на это с уверенностью отвечают: можно. Несмотря на обилие выдумок, из сказаний отдельных народностей можно добыть немало полезной информации, ведь такие истории содержат упоминания об используемых орудиях труда, практикуемых ремеслах и культурах, выращиваемых крестьянами, а также прочих бытовых аспектах. Социальная этнография из мифов и сказаний получает немалый объем информации, связанной со взаимодействием социальных групп в прежние времена. Можно справедливо заключить, каковы были проблемы, какие сложности наблюдались, насколько существенным было деление на классы и по каким признакам производилось.

Карелия

Шёлтозеро (857 человек)

Шёлтозеро — старинное вепсское поселение, основанное в 1453 году, хотя первое упоминание о нем появляется значительно позже — в 1543 году. Сейчас это центр вепсской национальной области. На въезде в поселок расположено два указателя: с названием местности на русском и вепсском языках.

Вепсский этнографический музей — главная достопримечательностью поселка. В нем собрана самая большая коллекция культурных артефактов вепсов. Экспозиции находятся в двух зданиях — памятниках народного зодчества. Дом Мелькина построили в 19 веке для зажиточной крестьянской семьи. Второе здание — дом Тучина. В нем располагался подпольный райком партии в годы Второй мировой войны. Музей работает со вторника по воскресенье, с 10 до 17 утра, перерыв — с 13 до 14 часов. Билет стоит 150 рублей.

Ионо-Яшезерский мужской монастырь основал вепс по национальности во второй половине 16 века. К началу XX века в монастыре жило семь монахов. В 1918 году, с приходом большевиков, монастырь закрыли, а имущество национализировали. Монашество возобновили в 2003 году, но из-за того, что храм находится в аварийном состоянии, службы в нем не ведут.

Вепсский национальный фестиваль «Древо жизни» (вторая половина июля) проводят в Шёлтозере ежегодно с 1987 года. В программе — концерты и театрализованные представления на тему вепсской культуры, ремесленные мастер-классы и блюда национальной кухни. На фестивале можно увидеть языческие элементы вепсской культуры. На празднике вепсы поклоняются древнему космическому мировому дереву, которое символизирует у них связь между прошлым, настоящим и будущим. Похожие гуляния проводят и в селе Винницы, но только в начале июня.

Из Петрозаводска в Шёлтозеро три раза в день ходят автобусы, билет стоит около 300 рублей.

Сказания и былины

Очень тесно связаны язык и этнография, в частности, в аспекте устного народного творчества

Специалисты, занимаясь сбором информации о таких элементах культуры, особенное внимание уделяют сказаниям. В частности, в нашей стране сохранилось огромное количество былин, созданных в древние времена

Такие рассказы имеют исторический подтекст, хотя порядком «сдобренный» изобретательностью рассказчиков, из уст в уста передавших сперва просто рассказ о произошедшем, который затем обрастал новыми и новыми подробностями, превращаясь в легенду о героических поступках. Наши предки видели различные славные события, память о которых сохранилась в языке. Между прочим, это не только полноценные сказания, но и отдельные крылатые фразы, выражения и даже отдельные слова. Мы применяем их в речи, даже не задумываясь над историческим прошлым, но этнограф точно может сказать, каков подтекст у некоторого слова, словосочетания.

Особенности сказаний – передача информации в устной форме между поколениями. Это одна из проблем этнографии. Любой объект, будучи незафиксированным на бумаге, может утеряться, если скончается последний помнящий его человек, не передав никому своих знаний. Кроме того, точность из-за пересказа сильно страдает, и спустя несколько столетий главный герой истории даже и не признал бы, что речь в легенде идет о нем, столь существенны трансформации. И все же современные историки, этнографы могут, тщательно проанализировав истории, понять, где вымысел, где правда, тем самым максимально точно восстановить произошедшее многие годы, века тому назад события.

Культура и этнография

С давних пор сказания, повествовавшие о героических подвигах, были темой для рассказов. Они передавались между поколениями, были любимы народом, служили многим источниками вдохновения. Поэты и скульпторы, художники и архитекторы не раз прибегали к народным сказаниям, черпая из них мотивы для своего творчества. Этнография собирает различные произведения, созданные таким образом. Даже простейшие изготовленные ремесленниками вазы, украшенные мотивами из мифа, становятся для современного человека важным, ценным предметом, хотя для современников автор мог быть заурядным производителем.

Художники – вот та социальная группа, которая традиционно отличается интересом к мифологии. Создались и создаются многочисленные картины, посвященные мифологии. Разобраться в изображенном и в полной мере оценить авторский замысел сможет лишь знакомый с мотивами. То, что передавалось раньше из уст в уста, не уходит бесследно: наследие прошлого меняет искусство современности, вдохновляя и даруя новый опыт современникам. Мы можем видеть отражения мифов в книгах и фильмах, в живописи и музыке.

Этнография как наука

Чтобы стали более понятны направления деятельности и особенности профессии этнографа, следует подробнее разобрать, какими вопросами и проблемами занимается этнография как наука.

Слово «этнография» происходит от двух древнегреческих слов: «этнос» – народ, и «графио» – описывать. То есть, этнография, это наука, изучающая и описывающая народы, племена и прочие этнические группы. В область изучения данной науки входит широкий спектр вопросов, касающихся изучаемого народа:

  • Этногенез – происхождение этнической группы, время её образования, какие народы и племена являлись предками этого народа, отношения с соседствующими народами.
  • Состав – структурные подразделения, существующие внутри этноса (племена и роды).
  • Расселение – территория, которую занимает народность в настоящее время и какую занимала в прошедшие исторические времена.
  • Культурные и бытовые особенности этноса, позволяющие твёрдо установить его уникальность, отличие от соседних и родственных этнокультур.
  • Духовная и материальная культура, традиции, фольклор, религия и т.д.

Татары

  1. Сколько всего в мире татар?

По подсчетам в мире около 8 миллионов татар. Татары являются второй (после русских) по численности национальностью в Российской федерации.

  1. Площадь.

По площади республика Татарстан примерно равна таким странам, как Литва или Латвия.

  1. Третья столица России.

Столицей республики Татарстан является город Казань, который официально принято считать третьей столицей Российской Федерации.

  1. Самый грамотный город.

В конце 19 века было выявлено, что в Казани больше всего грамотных людей.

  1. Президент.

Единственная республика, лидера которой можно назвать президентом, — Татарстан.

  1. Метро Казани.

Метро Казани занесено в книгу рекордов Гиннесса как самое маленькое в мире метро. От первуй до последней станции можно проехать за 10 минут.

  1. Паспорта.

Татары при желании могут получить паспорта, несколько отличающиеся от привычного российского варианта. В таких паспортах некоторая информация написана на татарском языке, а также изображен герб Татарстана.

  1. «Катюша».

Во время Великой Отечественной войны здесь производили снаряды для реактивного миномета «Катюши».

Этнография и этнология

Основными науками, непосредственно объектом изучения которых являются этносы, являются этнология и этнография. Чётких общепризнанных определений данных наук нет. Каждый понимает предметы данных наук по-разному, в разных странах эти термины употребляются в разных значениях. В основном принято следующее разделение: термин «этнография» используется для обозначения описательного уровня исследований, а «этнология» рассматривается как теоретическая, обобщающая наука об этносах. В советской науке термин «этнология» не употреблялся, т. к. советская этнография включала в себя оба уровня исследований (и описательный, и теоретический)

Так же обращает на себя внимание, что довольно часто одну из этих дисциплин включают в состав другой, так, например, этнографию рассматривают как часть этнологии, описательный уровень исследования

Куда еще можно съездить

  • Никонова Гора, Вологодская область (32 человека, ⅔ из них — вепсы). Входит в Вепсское национальное сельское поселение — так называется административное образование, объединяющее вепсские деревни. Образовалось в 2009 году путем слияния Тимошинского, Куйского национального вепсского и Комоневского сельских поселений.
  • Казыченская, Ленинградская область (25 человек, все идентифицируют себя как вепсы). Сейчас это одно из самых отдаленных поселений оятских вепсов. У него есть особенность — местные называют поселок Ладвой (в переводе с вепсского — вершина, верхушка), на въезде даже есть самодельная табличка с таким названием.
  • Винницы, Ленинградская область (2200 человек, около 500 из них — вепсы). Считается центром расселения вепсов, но по факту ¾ жителей села — русские. Вепсы постепенно ассимилировались, а дети от смешанных браков чаще называют себя русскими. В Винницах есть вепсский центр фольклора, а также в начале июня здесь проводится ежегодный фестиваль вепсской культуры «Древо жизни».

Как добраться

Инфраструктура в вепсских селах практически отсутствует — все дороги исключительно грунтовые, асфальта там нет. Весной дороги размывает, а зимой они часто занесены снегом. Но даже летом лучше ехать на внедорожнике, а не легковой машине.

Путешественникам без машины будет еще сложнее — придется сначала доехать до какой-нибудь крупной станции на поезде и пересаживаться на редкие автобусы, которые идут в села. В большинство населенных пунктов из нашего списка автобусы вообще не ходят. Поэтому, скорее всего, вам придется ездить автостопом и много ходить пешком.

В Вологодской области наибольшее количество вепсов сосредоточено в Бабаевском районе. Ближайшие крупные города, до которых доедете на поезде: Вологда, Череповец и Бабаево.

В Карелии можно доехать на поезде до Петрозаводска, а оттуда отправиться в Вепсскую национальную волость (существовала с 1994 по 2004 год) с центром в поселке Шёлтозеро. Автобус до поселка ходит три раза в день, стоимость билета в среднем 300 рублей. Также ходит автобус в Щелейки.

До вепсских сел в Ленинградской области не получится доехать на электричках или автобусах. Раньше можно было добраться хотя бы до Винниц, но сейчас прямых рейсов нет. Удобнее всего ехать на машине.

Советы

  • В большинстве вепсских деревень работает мобильная связь и ловят все сотовые операторы. Но в некоторых отдаленных участках и глухих деревнях связи нет вообще, например в Курбе или Казыченской (Ладва).
  • Туристический клуб «Лес и ветер» занимается исследованием вепсских поселений и снимает про это кино. Также они организовывают туры по вепсским деревням с полным погружением. Есть два маршрута — на два и пять дней. В программе: поездки по нескольким селам, посещение древних церквей, экскурсия на заброшенный маяк, мастер-классы и проживание в вепсской избе. Гид, который водит группы, вепс по национальности, сам вырос в этих местах и много знает про культуру.

Времена суровые, туризма почти нет, доходов для таких проектов, как наш — тоже. Надеемся на поддержку читателей, чтобы писать о путешествиях и открытии границ чаще и больше. Спасибо!

Самый простой способ поддержать нас — подписаться в соцсетях: телеграм-канал, , Фейсбук, , Инстаграм.

Если же наш контент как-то помог вам (например, сэкономить деньги), то мы будем рады, если вы сможете поддержать нас рублем! Это можно сделать на «Патреоне» или единоразово через вот эту форму: 

*Apple Pay & Google Play работают.

На каком языке говорят

Язык вепсов относят к прибалтийско-финской подгруппе, которая входит в финно-угорскую языковую группу. На протяжении своей истории вепсы взаимодействовали с карелами, коми-зырянами, русскими, лопью — предками современных саамов. Это сказывалось и на формировании языка. Например, карельский язык заимствовал слова из вепсского, и так появилось несколько карельских диалектов. У вепсов выделяют три диалекта по местам проживания: северновепсский, или прионежский, средневепсский и южновепсский. 

Сейчас на вепсском говорят около половины всех вепсов — всего три тысячи человек. И язык внесен в Атлас исчезающих языков Юнеско.

Памятников письменности у вепсов нет — потому что первые попытки ее зафиксировать относят к 1930-м годам. Тогда создали учебник по вепсскому языку на основе латинского алфавита.

Учебник для изучения вепского языка 1934-го года издания. Полностью доступен на karelia.ru.

Составители книги решили, что латиница наиболее точно отражает фонетическую систему вепсского языка. На практике учебники почти не использовали. В школах вепсский преподавали только в Ленинградской области, и то недолго. В 1937 году начались масштабные репрессии, вепсских интеллигентов посадили в лагеря, учебники изъяли, уроки вепсского в школах запретили. Язык ушел в подполье — на нем говорили только дома.

Поэтому вепсских писателей и литературы практически нет. Один из самых известных — Николай Абрамов, он писал как собственные стихи, так и переводил на вепсский Пушкина, Есенина, Евтушенко, Шекспира и многих других. А Нина Зайцева перевела на вепсский карело-финский эпос «Калевала», что еще раз доказывает связь между этими народами. С 1993 года в Петрозаводске выпускают единственную газету на вепсском языке Kodima (с вепсского — «родная земля»).

Этносы России

  1. Процент русских.

На территории России 80% жителей — русские.

  1. Малые народы.

В России проживают некоторые малые народы, численность которых меньше 10 человек. Есть угроза того, что в скором времени эти народы просто исчезнут.

  1. Численность народов.

Многие народы, проживающие в России, имеют меньше одного процента от общего населения страны. Так, в России преобладают следующие этносы: русские, татары, украинцы, чуваши, башкиры. Кстати, в России проживает более 5 миллионов татар, которые делятся на 10 этнических групп.

  1. Россия не мононациональное государство.

Из-за того, что в стране преобладает русское население, Российскую Федерацию часто ошибочно называют мононациональным государством. Это не так! Наша страна является многонациональным государством, а пример мононационального государства — Япония, где 98,5% жителей- японцы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector