Авиатор кто это такой, особенности профессии, чем занимается
Содержание:
- Тяжёлый бомбардировщик
- Первый самолёт
- Функции инженера-конструктора
- Первый пассажирский
- Карьера авиационного инженера
- Четырёхмоторный гигант
- Что за профессия?
- О профессии Авиационного инженера
- О строгих инспекциях
- Где учат на авиаинженера
- Требования к квалификации авиационных инженеров
- Функциональные обязанности
- Справка
- Знания и навыки
- Важные качества
- Востребованность кадров в авиации
- Обязанности авиаинженера
- Как познакомиться с профессией ближе?
- АНТ-25
- Терминология
- Отличие авиаинженеров от механиков
- Специальность авиационный инженер — где учиться на неё
- В преддверии большой войны
Тяжёлый бомбардировщик
В ноябре 1924 года Ленинградское Остехбюро (Особое техническое бюро по военным изобретениям), занимавшееся разработкой противокорабельного оружия, выдало заказ на создание самолёта большой грузоподъёмности со сроком изготовления опытного образца в девять месяцев. Руководство ВВС, узнав об инициативе Остехбюро, дополнило их технические требования своими, что превращало проект в полноценный бомбардировщик. Туполев сразу принимает решение делать двухмоторный свободнонесущий моноплан.
АНТ-4:
Работа по проектированию и изготовлению опытного бомбардировщика, названного АНТ-4, шла ударными темпами и была выполнена в срок. 26 ноября 1925 года лётчик А.И. Томашевский выполнил первый испытательный полёт. В ходе испытаний на АНТ-4 было установлено два мировых рекорда продолжительности полёта с разными грузами, правда, не зафиксированными в ФАИ по причине того, что СССР не состоял членом этой организации.
Вскоре самолёт, получивший обозначение ТБ-1, был запущен в серию. Всего было изготовлено 216 аппаратов разных модификаций: с колёсным и лыжным шасси, на поплавках и т.д. Самолёт АНТ-4 «Страна Советов», командиром которого был лётчик С.А. Шестаков, в 1929 году выполнил сверхдальний перелёт Москва–Нью-Йорк, преодолев 21 242 км за 142 часа.
Конструкция АНТ-4 была настолько передовой во всех отношениях, что она стала базовой при создании многомоторных самолётов в конструкторских бюро ведущих авиационных держав мира. Ни одна страна в мире не обладала в то время подобными бомбардировщиками. Без всякой натяжки можно сказать, что создание Туполевым этого самолёта — ярчайшее свидетельство организаторских способностей и таланта этого конструктора.
Первый самолёт
В марте 1921 года умер Н.Е. Жуковский, место директора ЦАГИ занял известный учёный Сергей Алексеевич Чаплыгин, а его заместителем был назначен Туполев. К этому времени молодой учёный Туполев был хорошо известен в среде авиационных специалистов страны, он накопил значительный опыт в исследовании аэродинамических и конструктивных схем летательных аппаратов того времени. Одновременно Туполев тщательно изучал применяемые в конструкции летательных аппаратов материалы. В начале двадцатых на заводе Госпромцветмета в Кольчугино был получен легкий и прочный металл — кольчугалюминий. Туполев сразу оценил перспективность применения этого металла в самолётостроении. В октябре 1922 году при ЦАГИ была создана Комиссия по металлическому самолётостроению, которую возглавил Туполев. Позже по его предложению именно дата создания этой Комиссии стала датой образования ОКБ А.Н. Туполева.
Идея построить самолёт собственной конструкции давно витала в мыслях Туполева. Он много экспериментировал с выбором конструктивной схемы самолёта, и совершенно осознанно остановился на свободнонесущем моноплане.
Первый самолёт А.Н.Туполева — АНТ-1:
Проект получил обозначение АНТ-1. Самолёт представлял собой небольшой спортивный моноплан смешанной конструкции со свободнонесущим крылом с размахом 7,2 метра. В качестве двигателя, за неимением лучшего, было решено использовать старенький Анзани мощностью 35 л. с., который ещё стоял на первом самолёте типа Блерио, созданном в воздухоплавательном кружке ИМТУ в 1911 году. В октябре 1923 года самолёт был построен.
В конструкции планера самолёта по настоянию Туполева некоторые детали были изготовлены из кольчугалюминия. Испытание самолёта в полёте решили проводить на Кадетском плацу, куда 21 октября 1923 года на руках его и перенесли.
Бывший лётчик, активный участник строительства АНТ-1 Евгений Иванович Погосский был назначен пилотом-испытателем. Он сел в машину, дал газ и после непродолжительного разбега легко взмыл в воздух. Совершив несколько кругов над плацем, под ликующие вопли участников этого исторического для молодого конструктора события, Погосский точно приземлил самолёт. Это была победа! В заметке одной из московских газет говорилось, что «на аэродроме имени т. Троцкого /Ходынка/ был испытан ряд самолётов русской конструкции», среди них был упомянут и АНТ-1 А.Н. Туполева.
Функции инженера-конструктора
Обычно конструктор получает от промышленного дизайнера и маркетологов основную идею разработки, ожидания клиентов , и также запрашиваемые технические характеристики, что в совокупности, выраженное в согласованном документе, является техническим заданием на разработку. После чего начинается процесс конструирования. Часто разработки должны соответствовать возможностям производства , доступным материалам , квалификации работников , имеющейся упаковке и возможным способам доставки до потребителя .
Если разрабатываемое оборудование оказывает влияние на общественную безопасность, то для осуществления такой деятельности требуется лицензия. Например, в США может потребоваться лицензия «профессионального инженера» . В России лицензию на право осуществления соответствующей разработки должна получить организация-разработчик. Статья 4 Федерального Закона N128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» гласит:
Тем не менее это требование обычно не распространяется на разработку устройств для внутренних потребностей производства.
В практике отечественных производств еще с советских времён принято следующее разделение конструкторов на категориям:
- без категории — выполняет простейшие работы под контролем более опытных сотрудников.
- 3 категория — то же, что и без категории, кроме того выполняет чертежи простейших сборочных единиц под контролем.
- 2 категория — то же, что и 3 категория, кроме того разрабатывает отдельные сборочные единицы невысокой сложности.
- 1 категория — то же, что и 2 категория, кроме того разрабатывает узлы и агрегаты по заданию ведущего.
- ведущий — разрабатывает основы конструкции, кинематики механизма , осуществляет общую координацию разработки и т. д.
- главный (генеральный) — осуществляет общее управление конструкторскими подразделениями предприятия и координацию их действий.
Первый пассажирский
К концу двадцатых годов военная тематика стала доминирующей в проектах АГОС Туполева. И здесь совершенно неожиданно на коллегии ЦАГИ прозвучало предложение начальника ВВС РККА Я.И. Алксниса о создании пассажирской машины. Наработанный опыт и найденные в процессе разработок военных самолётов конструктивные решения, позволили коллективу Туполева в кратчайшие сроки решить эту задачу.
В конструкции пассажирского самолёта АНТ-9 были использованы технические наработки разведчика Р-6 (АНТ-7), размерность планера которого была близкой к требуемой. В мае 1929 года самолёт был впервые поднят в воздух. Испытания прошли успешно, и вскоре АНТ-9 был запущен в производство в двух вариантах — трёхмоторном, которых было выпущено 66 машин, и двухмоторном — около 60 машин. На пассажирских линиях самолёт получил обозначение ПС-9.
Карьера авиационного инженера
Начало у вас может быть либо с техника-конструктора (без вуза), либо с инженера-конструктора без категории.
Кроме того, неплохо бы узнать коллективы (зачастую у уже работающих знакомых), так как микроклимат в отделе играет огромную роль, а штат отделов может составлять от 7 до 40 человек. Дальше, конечно, все зависит от вас и везения. После получения первой категории часто люди останавливаются в карьерном росте, так как ведущий конструктор — это не столько разряд в профессии, сколько уже должность.
Таким образом, вы можете стать инженером-конструктором определенной категории, можете занять должность начальника группы, начальника отдела, ведущего конструктора, заместителя главного конструктора, главного конструктора и генерального конструктора (как правило – руководитель предприятия).
Из этого можно сделать два вывода:
- Необязательно нужно быть инженером-конструктором высокой категории, чтобы стать каким-либо начальником (хотя бы начальником группы);
- Реализовать наивысшую амбицию – стать директором – проще всего именно в этой специальности.
Карьерный путь от 2 категории
Если вы желаете сделать быструю карьеру по этой специальности, то лучше и не начинайте. Это тяжелый труд. Если у вас есть родственник в руководстве предприятия или большой начальник, то вам тут будет очень комфортно и вы 100% получите хорошую должность по блату.
Этот путь идеально подойдет для человека, который хочет полностью (и фактически навсегда) посвятить себя этому делу. Особенно если работать на предприятии, потому что через 3 года вы вряд ли уже захотите увольняться. Это реально затягивает. И запомните главное в этом случае – если начальство увидит, что вы незаменимый, то вряд ли когда захочет вас заменить, в том числе, повысить в должности (читай – вы так и останетесь на своем уровне в карьере).
Четырёхмоторный гигант
Четырёхмоторный гигант АНТ-6 потряс воображение всех авиационных специалистов в мире того времени. Работу над новой машиной Туполев начал в инициативном порядке сразу же, как только были получены результаты испытаний АНТ-4, и в частности, были подтверждены на практике идеи, заложенные при создании свободнонесущего монопланного крыла. Позже к разработке технического задания на АНТ-6 подключились представители ВВС. В 1929 году работа над проектом в КБ была развернута в полном масштабе. В ней участвовали группы конструкторов под руководством Петлякова, Архангельского, Мясищева и Беляева.
АНТ-6 / ТБ-3:
22 декабря 1930 года шеф-пилот ЦАГИ М.М. Громов поднял машину в воздух. Лётные испытания прототипа ТБ-3 были успешно завершены к концу февраля 1931 года. В итоговом протоколе по результатам испытаний было, в частности, сказано: «ТБ-3-4 Кертис-Конкверор является по своим данным современным бомбардировщиком, стоящим на уровне лучших заграничных самолётов. Считать необходимым пустить самолёт в серийную постройку с заменой моторов Кертис-Конкверор на М-17».
В 1932 году ТБ-3 был принят на вооружение ВВС. В серийном производстве самолёт многократно модернизировался — меняли двигатели, дорабатывали хвостовое оперение и шасси, устанавливали различное вооружение, пилотажные приборы и т.д. Весьма интересными и перспективными оказались опыты, начатые ещё в декабре 1931 года с участием ТБ-1, по созданию разных вариантов «Самолёта-звена» на базе ТБ-3. Один из таких вариантов, принятых на вооружение перед войной, показал высокую эффективность при уничтожении моста и нефтепровода в Румынии в начале войны. В этой операции участвовали два ТБ-3, каждый из которых нес под крылом по два И-16, вооруженных двумя 250-кг бомбами. На подходе к цели истребители отцепились от «авиаматки» и нанесли точный бомбовый удар.
Всего на заводах было выпущено 873 машины. ТБ-3 приняли участие в ряде конфликтов, развязанных на рубежах СССР, но к началу второй мировой войны они уже морально устарели и использовались, в основном, в частях второй линии. Снятые с вооружения ТБ-3 передавались в ГВФ, где получали обозначение Г-2, и ещё долгое время эксплуатировались в качестве транспортных самолётов. Очень хорошо зарекомендовали себя ТБ-3 при освоении Севера и обеспечении полярных станций.
Что за профессия?
Авиатор — это специалист, который управляет, водит и обслуживает летательные аппараты различных видов и классов. Сюда относятся пилоты, летчики, космонавты. В соответствии со сферой деятельности профессия авиатора может быть гражданской, военной или любительской.
Профессия эта считается одной из самых высокооплачиваемых. Авиатор — это всегда престижно и ответственно. Конечно, сейчас работа упростилась за счет развития прогресса, автоматизации системы. Но раньше это была работа, требующая колоссальной концентрации внимания.
Учеба занимает примерно 5 лет. Однако после необходимо практиковаться в полетах в различных авиакомпаниях.
Кстати, профессия авиатора считается мужской, поскольку женщины, как правило, менее устойчивы. К тому же управление самолетом пассажиры больше доверяют мужчине. Однако есть среди пилотов и женщины.
О профессии Авиационного инженера
Авиационный инженер занимается конструированием, производством и эксплуатацией летательных аппаратов, систем ориентирования и навигации, бортового оборудования. Авиационные инженеры работают в авиакомпаниях или на предприятиях, занимающихся созданием или обслуживанием авиационного оборудования.
Авиационный инженер занимается конструированием, производством и эксплуатацией летательных аппаратов, систем ориентирования и навигации, бортового оборудования. Авиационные инженеры работают в авиакомпаниях или на предприятиях, занимающихся созданием или обслуживанием авиационного оборудования.
О строгих инспекциях
Обслуживать и ремонтировать самолеты могут лишь компании, прошедшие сертификацию авиационных властей. Причем не только европейских и российских, но и той страны, где зарегистрировано воздушное судно. Только доказав, что организация соответствует высоким международным стандартам и требованиям, можно получить сертификат. Но, даже получив его, необходимо постоянно «доказывать» свое соответствие этому документу. Авиационные власти, проверяя нас, смотрят на все: процедуры, документы, инструмент и оборудование, склады, систему управления, а также на рабочие места. Подобная инспекция проходит несколько раз в год.
Наша компания, как и остальные предприятия холдинга «Инжиниринг», сертифицирована по всем международным стандартам и обладает на данный момент наибольшим количеством компетенций по техническому обслуживанию самолетов в России и СНГ.
Где учат на авиаинженера
Специальные знания также будут вам часто необходимы. Но здесь проще то, что, как правило, они закладываются индивидуально в вузах. Если говорить о вузах, то лучше всего поступать в учебные заведения, специализирующиеся на данной профессии. Если говорить об Украине, то в первую очередь – это ХАИ (Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского), есть также и Днепропетровский государственный университет (ДГУ) и Запорожский национальный технический университет (ЗНТУ). Эти вузы вам запросто откроют дорогу к работе по данной специальности.
Стоит отметить и Запорожский авиационный колледж им. О.Г. Ивченко (ЗАК). Однако после ЗАКа вас смогут взять на работу только рангом ниже – техником-конструктором. Лучшим решением будет после 9-го класса (желательно с физико-математическим уклоном) пойти в ЗАК, так как база при колледже (а именно: производственные мощности заводов “Мотор Сич” и “Прогресс”) даст вам представление о профессии почти с первого курса. После окончания ЗАКа можно без вступительных экзаменов поступать в любой из вышеуказанных вузов (имеется договоренность). Обучение в вузах возможно и совершенно на бесплатной основе – по контракту с предприятием (с последующей отработкой – “годы обучения = годы отработки”). Но выбирать вам. Если не хотите привязываться к какому-то предприятию, то можете поступить своими силами или на контрактной основе. В Украине имеются различные конструкторские бюро (КБ) по проектированию БПЛА.
Кем может работать инженер-конструктор после вуза?
Как известно, окончив вуз, можно рассчитывать на ряд должностей по специальности, так или иначе пересекающихся с той, на которою учили. Выпускник вуза по специальности “инженер-конструктор авиационных двигателей” может претендовать на большое разнообразие вакансий:
- Мастер (старший мастер) в цехе основного производства – это связано с высокой квалификацией выпускника, обширным багажом знаний в машиностроении и делопроизводстве;
- Техник-механик – выездной «слесарь авиадвигателей» эксплуатационно-ремонтного отдела – связано со знанием выпускником вуза не только теоретической части, но и близкого знакомства с “железом”;
- Инженер-расчетчик – работник отделов по различным расчетам авиационных двигателей (надежность, прочность, цикл работы двигателя) – выпускник имеет достаточные знания в части всесторонних расчетов авиадвигателей;
- Инженер-конструктор энергетических установок (ЭУ) и газоперекачивающих агрегатов (ГПА) – здесь дело в том, что зачастую наземные ЭУ и ГПА – это переделанные авиационные двигатели;
- Инженер-конструктор авиационных двигателей – основная специальность.
Как попасть на желаемую должность?
Как видно, вариантов места работы после вуза, даже, казалось бы, по такой узкой специальности, довольно много. Кто-то находит для себя лучший вариант из приведенных нами возможностей. Но если вы хотите работать именно инженером-конструктором авиадвигателей, тогда вам придется показать хорошие знания в вузе, отлично зарекомендовать себя на производственных практиках и самое главное – выполнять специальную часть дипломного проекта в планируемом месте работы (конструкторском отделе). Потому что есть негласное правило – если ваш руководитель специальной части вами заинтересовался, то он скорее всего порекомендует вас главному конструктору. Собственно, это ваше основное собеседование, по сути. К гарантии успеха можно добавить и обучение по контракту с предприятием.
Требования к квалификации авиационных инженеров
Инженер по эксплуатации воздушных судов должен отлично разбираться в конструкциях самолетов и вертолетов различных марок и назначения, знать тонкости и особенности их ремонта, наиболее типичные проблемы в эксплуатации.
Кроме того, это руководитель, который несет персональную ответственность за действия подчиненных, включая и уголовную. Нередки случаи, когда аварии и катастрофы самолетов случались именно из-за плохой работы технических служб, а ответственный инженер оказывался на скамье подсудимых.
Чтобы успешно справляться со своими обязанностями авиаинженер должен знать:
-
Устройство авиатехники (самолетов и вертолетов различных марок);
-
Специальные компьютерные программы и базы данных;
-
Всю техническую документацию и регламенты по ремонту (обслуживанию) техники;
-
Нормативно-правовые акты и распоряжения в области эксплуатации воздушного транспорта;
-
Технический английский язык;
-
Правила по охране труда и пожарной безопасности.
Функциональные обязанности
Функциональные обязанности авиационного инженера во многом зависят от его специализации (например, испытатели воздушных судов и специалисты по обслуживанию самолетов выполняют разные задачи). Так или иначе, но любая деятельность специалиста должна полностью соответствовать федеральным авиационным правилам инженерно-авиационного обеспечения (или ФАП ИАО).
Если попытаться обобщить, то в функциональные обязанности авиаинженера обычно входит:
- проведение полного технического обслуживания техники;
- разработка решений, касающихся усовершенствования существующих самолетов;
- разработка и проектировка новых конструкций;
- подготовка самолетов и вертолетов к вылету, проверка корректности работы всех систем;
- устранение неполадок и поломок, проведение ремонтных работ;
- ведение технической документации;
- осуществление процесса сертификации авиатехники.
При этом следует иметь в виду, что данный перечень функций может изменяться и дополняться в зависимости от пожеланий конкретного работодателя, от места работы и специализации сотрудника.
Справка
О том, чтобы человек свободно передвигался по воздуху, мечтали ещё в далёкой древности. Первые попытки предприняли китайцы в 599 году, когда запустили воздушного змея. Также мечтали о полётах в Греции и Испании, сооружая механических птиц. Отсюда и появился термин «авиация», что в переводе с латинского языка означает «птица». Авиация представляет собой теорию и практику полёта, а также все виды деятельности авиационной инфраструктуры. В России первый самолёт в натуральную величину был изобретён в 1882 году контр-адмиралом А.Ф. Можайским. Но отсутствие инженерного опыта сказалось на неудачной конструкции, и самолёт не смог подняться в воздух. Для профессионального конструирования понадобились квалифицированные кадры. Такие специалисты позднее стали именоваться авиационными инженерами.
Знания и навыки
Как было сказано выше, авиационный инженер – это важная и ответственная профессия. Соответственно, специалист, который занимает данную должность, должен обладать углубленными узкопрофильными знаниями. Требования относительно необходимых профессиональных умений и навыков работодатель обычно прописывает в вакансии, поэтому ее необходимо тщательно изучить, прежде чем отправлять свое резюме
Важно убедиться в том, что вы полностью соответствуете желаемой должности
Авиаинженер должен знать:
- один или несколько иностранных языков;
- основы делопроизводства;
- принцип работы различных механизмов и узлов самолета;
- государственные нормы и стандарты, нормативно-правовую базу;
- технические характеристики техники.
Специалист должен уметь:
- осуществлять комплексные математические вычисления;
- работать в специализированных компьютерных программах;
- применять в своей работе передовой отечественный и зарубежный опыт.
Помимо требований к профессиональным характеристикам специалиста, многие работодатели выдвигают требования и к личностным чертам сотрудника. Так, важными являются такие качества:
ответственность;
аккуратность;
умение быстро концентрировать свое внимание на задаче;
спокойный характер;
стрессоустойчивость;
умение работать под давлением;
хорошая память;
логическое мышление;
аналитический склад ума.
Важные качества
Авиамеханику необходимы хороший глазомер, хороший слух, развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, хорошая память, умение концентрировать внимание, наблюдательность, быстрая реакция. А также дисциплинированность, терпеливость, исполнительность, аккуратность, физическая выносливость
В некоторых случаях авиамеханику приходится работать с химикатами, поэтому очень важно не иметь аллергических заболеваний. Для ремонта планера требуется значительная физическая сила и выносливость, поэтому женщины на таких должностях не служат
В то же время, армейских специалистов этого профиля обучают непосредственно в части, т.к. предварительная профессиональная подготовка для этого не требуется
Для ремонта планера требуется значительная физическая сила и выносливость, поэтому женщины на таких должностях не служат. В то же время, армейских специалистов этого профиля обучают непосредственно в части, т.к. предварительная профессиональная подготовка для этого не требуется.
Для специалистов остальных групп важны не столько физические данные, сколько профессиональная подготовленность (средне профессиональное образование).
Востребованность кадров в авиации
Всё больше задач, которые раньше решал человек, сейчас выполняет автоматика. Однако это не значит, что люди становятся не нужны. Еще долго даже за самым умным роботом будет следить оператор — летчик, диспетчер аэропорта или инженер. Конечно, им постоянно придется улучшать свои знания, но в современном мире никто не сможет качественно трудиться без периодического повышения квалификации.
Работа в авиации сопряжена с огромной ответственностью, что прямо влияет на оплату труда. Зарплаты пилотов и бортпроводников занимают лидирующие позиции в рейтинге самых высокооплачиваемых специальностей. Рабочих мест в отрасли не так много, эта сфера ждет настоящих энтузиастов, готовых на всё ради неба.
Обязанности авиаинженера
Правильно данная профессия называется – «Ведущий инженер по эксплуатации воздушных судов», хотя в обыденной речи используют короткое название – авиаинженер.
К слову, из-за этого часто возникает путаница, поскольку авиаинженерами также называют конструкторов, которые участвуют в разработке новых летательных аппаратов.
Работа авиаинженера на летном поле заключается в организации работы технического персонала. Он проверяет качество ремонта и обслуживания, распределяет обязанности между техниками, отвечает за подготовку воздушного судна к вылету.
Однако при всём этом у авиаинженера много другой работы:
- Разработка мероприятий по снижению простоев техники и издержек;
- Внедрение более эффективных методов ремонта воздушных судов;
- Участие в летных испытаниях отремонтированной и новой техники;
- Контроль за дисциплиной техников;
- Участие в патентной работе, стандартизации и унификации методов технического обслуживания;
- Организация стажировок и переобучения подчиненных.
Как познакомиться с профессией ближе?
Работа в сфере авиации потребует от вас большой самоотдачи. Чтобы не испытать разочарование от обманутых ожиданий, выбирайте профессию вдумчиво. Мы собрали для вас несколько советов, которые помогут познакомиться с авиацией лучше.
1. Виртуальные симуляторы и видеоигры
Приобщиться к работе пилота можно на примере симуляторов полета. Самые популярные видеоигры — серия Microsoft Flight Simulator для будущих пилотов гражданской авиации. Военная авиация представлена в IL-2 Sturmovik и Digital Combat Simulator.
2. Фильмы
Фильмов про авиацию снято превеликое множество. Советскому кинематографу есть, что рассказать о героях Великой отечественной войны: “В бой идут одни старики”, “Ключи от неба”, “Повесть о настоящем человеке”. Современные картины о сложностях профессии пилота — “Экипаж”, “Чудо на Гудзоне”, “Призрак”.
Кадр из фильма “Чудо на Гудзоне”. В главной роли Том Хэнкс.
3. Книги
Самые достоверные книги про летчиков — это, пожалуй, их автобиографии. Например, “Воспоминания военного летчика” Степана Микояна. Художественная литература с подробным описанием жизни аэропорта и захватывающим сюжетом — романы Артура Хейли. «Аэропорт» и «Взлетно-посадочная полоса 08» не оставят равнодушными даже тех, кто не собирается связать свою жизнь с авиацией.
4. Экскурсии
Аэропорты и авиакомпании тоже заинтересованы брать на работу энтузиастов, потому проводят экскурсии, чтобы познакомить будущих сотрудников с их местом работы. Например, в учебном центре Внуково школьникам не только расскажут об истории аэровокзала, но и покажут работу персонала изнутри и дадут испытать свои навыки пилота на тренажере самолета Ту-154.
АНТ-25
В 1920–30-х годах в авиационном мире развернулась «борьба за рекорды». Не остался в стороне от этой «лихорадки» и Советский Союз. В 1931 году Туполеву было выдано задание на разработку рекордного самолёта для сверхдальнего беспосадочного полёта.
АНТ-25 в Калифорнии:
Проектом рекордного АНТ-25 занималась бригада Сухого. На самолёте стоял двигатель М-34, размах крыла достигал 34 метра. 22 июня 1933 года самолёт был поднят в воздух. Первые же испытательные полёты на дальность принесли успех: в сентябре 1934 года Громов установил рекорд дальности, пролетев 12 411 км. Было решено готовиться к полёту по маршруту Москва — Северный полюс — США, и штурм начался.
3 августа 1935 года экипаж С.А. Леваневского (Громов болел) стартовал в Америку, но над Баренцевым морем обнаружился выброс масла и Леваневский повернул назад. Для выяснения границ надежности самолёта был выбран сложный маршруту: Москва — остров Виктора (Шпицберген) — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — бухта Тикси — Петропавловск-Камчатский далее, если все будет в порядке, на Николаевск-на-Амуре. Экипаж В.П. Чкалова проходит дистанцию без замечаний, машина вела себя безукоризненно.
18 июня 1937 года экипаж Чкалова ушел в исторический полёт в Америку, и через 63 часа 25 минут, преодолев около 9 130 км, приземлился на аэродроме Ванкувера в США. Через три недели экипаж Громова на втором АНТ-25 подтвердил непревзойденные качества самолёта, пролетел 10 148 км и приземлился в Сан-Джасинто (США). Америка и весь мир пребывали в шоке.
Терминология
В русском языке в начале 90-х годов появилось слово «дизайнер », обозначающее творческую деятельность, направленную на создание эстетичных и эргономичных технических средств. При переводе иностранных публикаций и особенно теле- и радиопередач переводчики очень часто забывают, что англ. designer
имеет несколько значений, которые переводятся по-разному. Также нельзя путать конструкторов и чертёжников, которые лишь изображают чертёж в соответствии с государственным стандартом (ЕСКД) и не занимаются непосредственно разработкой. Как правило, конструктор ведёт разработку, давая задания дизайнеру/чертёжнику по надобности либо изображая чертёж самостоятельно.
Отличие авиаинженеров от механиков
Авиационный инженер (или авиаинженер) – это узкоспециализированный работник, который в ходе своей профессиональной деятельности осуществляет проектирование и конструирование авиатехники. Так, например, данный специалист может быть задействован в сфере производства малой авиации. Для того чтобы сотрудник мог полноценно выполнять свои функции, он должен обладать целым комплексом специализированных знаний, умений и навыков.
Авиатехники не являются универсальными специалистами, профессия имеет специализации: так, например, некоторые люди работают с самолетами, а другие – с вертолетами.
Часто авиационных инженеров путают с механиками и авиационными техниками. По сути это две разные профессии. Авиамеханики трудятся непосредственно над ремонтом, при этом выполняют достаточно широкий круг обязанностей.
Существует несколько категорий для авиационного персонала: A, B, C, BS1, BS2, D1. Они обозначают степень квалификации. Так вот, механики проходят, как правило, по категориям A, B и D1, то есть занимаются общим ремонтом.
У авиаинженеров на порядок более высокая квалификация, более широкий круг задач и более ответственная работа.
Специальность авиационный инженер — где учиться на неё
Получить профессию «авиационный инженер» можно как России и за границей. У нас в стране, где существует 30 ВУЗов, можно учиться по специальности. Ниже приведем самые популярные направления для обучения с количеством необходимых для поступления баллов.
- Техническая эксплуатация энергетических установок с авиационным газотурбинным приводом. Проходной балл от 66. Самарский университет им. Королева Самара.
- Технологическое проектирование высокоресурсных конструкций. Проходной балл от 70.67. МАИ Москва.
- Нормирование летной годности и сертификация авиационной техники. Проходной балл от 70,67. МАИ в Москве.
- Технологии авиастроения. Проходной балл от 70.67. МГТУ им. Н.Э. Баумана (Москва).
- Авиадвигатели и энергетические установки. Проходной балл от 72,33. СПбПУ Петра Великого.
- Приборы систем управления летательных аппаратов. Проходной балл от 73,67. ГУАП Санкт-Петербург.
- Композитные конструкции и технологии в ракетостроении, космонавтике, авиации. Проходной балл от 84,33. МГТУ им. Н.Э. Баумана в Москве.
- Физика полета и технологии. Проходной балл от 96,69. МФТИ Москва.
В преддверии большой войны
В середине тридцатых в мире запахло войной, и Туполев возвращается к созданию боевых самолётов. В январе 1934 года от военных было получено задание на разработку скоростного бомбардировщика, и Туполев поручает эту работу бригаде Архангельского, а уже 7 октября 1934 года самолёт АНТ-40(СБ) был поднят в воздух.
Новый самолёт вобрал в себя последние достижения в области аэродинамики, двигателестроения и материаловедения. В испытательных полётах СБ (скоростной бомбардировщик) продемонстрировал выдающиеся характеристики в скорости полёта. Сложилась парадоксальная ситуация — ни один истребитель в мире не мог догнать в воздухе этот самолёт. Свои боевые качества СБ подтвердил в Испании и Китае, где вылетал на боевые задания без сопровождения истребителей. Во второй половине 30-х годов и начальный период Великой Отечественной войны СБ был основным фронтовым бомбардировщиком ВВС. В серии было изготовлено 6656 машин.
АНТ-42 — ТБ-7 — Пе-8:
В 1934 года ВВС разработали технические требования на тяжёлый бомбардировщик, который должен был прийти на смену ТБ-3. Работа над проектом самолёта АНТ-42 была поручена бригаде В.М. Петлякова ОКБ Туполева. Это был очередной этапный туполевский самолёт, ставший родоначальником высотных дальних тяжёлых бомбардировщиков — «летающих крепостей».
Четыре двигателя АМ-34 с системой наддува позволяли развивать на высоте 8000 метров скорость, недоступную для истребителей того времени. Для создания этого самолёта были привлечены лучшие заводы и специалисты страны, разработавшие современное оборудование и приборы.
27 декабря 1936 года шеф-пилот ЦАГИ М.М. Громов совершил на АНТ-42 (ТБ-7) первый полёт. Характеристики бомбардировщика произвели высокое впечатление на военных — они превосходили на начальном этапе даже американский четырехмоторный Боинг Б-17, который испытывался параллельно по времени с ТБ-7. Поэтому, не дожидаясь окончания испытаний, было принято решение запускать самолёт в серию. В это время был арестован Туполев, а вслед за ним и Петляков. Внедрение в серию ТБ-7 (с 1942 года — Пе-8) резко замедлилось, неоднократно ставился вопрос о снятии его с производства. К началу войны удалось изготовить всего около 30, так нужных для страны, современных тяжёлых бомбардировщиков, а всего их было выпущено 93. Оставшиеся после войны машины были переданы в ГВФ, где они использовались для транспортных перевозок.