Все о профессии инженера пто
Содержание:
- Обзор популярных платформ
- Исторические данные
- Описание профессии
- Ответственность инженеров
- Инженеры 3 категории (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Характер работы
- Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
- Особенности профессии
- Где можно получить профессию конструктор
- Аттестация работников по ТК РФ обязательна
- Синонимы к слову «инженер»
- Инженеры 3 категории
Обзор популярных платформ
Если вы не делали курсы на онлайн-платформах, начните с конструкторов. Они простые и бесплатные. Мы разберем платформы Udemy, Learme и Stepik. На каждой есть мобильная версия, общий каталог курсов и возможности монетизации.
Udemy
Udemy — это международная платформа, где каждый может создать свой онлайн-курс. Аудитория Udemy — опытные взрослые, которые приходят развивать профессиональные навыки. В январе 2020 года на платформе работали более 50 млн учащихся и 57 тыс. преподавателей с 150 тыс. курсами.
Основные показатели Udemy
Учебные материалы в Udemy находятся на основной странице. Рядом расположена структура курса, в которой студенты могут отмечать пройденные занятия и выполненные задания. Это помогает учащимся видеть свой прогресс и мотивирует учиться.
Основной формат образовательного контента Udemy — видео или текст. При этом видео нужно загружать на платформу, чтобы добавить в материалы курса. Например, вы не сможете вставить ссылку на видео с YouTube или другого видеохостинга. Придется сначала его скачать, а потом загрузить в Udemy.
Личный кабинет преподавателя на Udemy
Один из главных дидактических плюсов площадки — личный кабинет преподавателя. Здесь вы видите созданные курсы и статистику, можете выгружать результаты учащихся, общаться со студентами и преподавателями — все в одном месте. Несмотря на это, преподавателю доступно только два типа домашних заданий: выбор правильного ответа или открытый ответ — загрузить файл или написать эссе. Возможностей для геймификации здесь нет, а блоков для проектирования занятий мало.
Learme
Learme — платформа для онлайн-обучения, построенная на пересечении трех концепций образования: каждый обучает каждого, микро-обучение и life long learning. На Learme можно сделать сайт или лендинг курса и подключить оплату.
Основные показатели Learme
Учебные материалы курса состоят из лонгридов с текстом, видео, иллюстрациями и виджетами. Виджеты — это небольшие приложения с отдельными функциями. С помощью виджетов вы можете расширить формат курса и сделать его интереснее. Например, добавить гугл-анкету для сбора обратной связи или ссылку на прямую трансляцию YouTube. Через виджеты можно добавлять гугл-документы, группу или пост «Вконтакте», отдельные приложения или части других сайтов.
Здесь нет личного кабинета преподавателя. Платформа выгружает статистику учащихся в эксель-файлах. Домашние задания бывают двух типов: текст или открытый ответ, но к ним тоже можно подключить виджеты. Это пространство платформы для геймификации. Например, вы можете сделать рейтинг учащихся и привязать к нему домашние задания.
Рейтинг учащихся на курсе в Learme
Для некоммерческих организаций есть специальные условия и тарифы. Чтобы их получить, нужно написать команде Learme на почту.
Stepik
Stepik — образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов, ориентированный на открытое и удобное образование. На платформе проводят олимпиады и конкурсы, программы переподготовки кадров. В Stepik доступно более 700 бесплатных онлайн-курсов.
Основные показатели Stepik
Теоретический контент Stepik тоже состоит из лонгридов с текстом и видео, но здесь намного больше типов домашних заданий. Вы сможете придумать домашку в оптимальном формате, а студенты лучше усвоят материал. Например, кроме стандартных тестов с выбором правильного ответа и открытого ответа, студенты могут проверять задания и давать друг другу обратную связь. Здесь есть есть практические и математические задачи, числовые задания с формулами.
На платформе есть возможности для геймификации — можно сделать курс интереснее и мотивировать студента закончить обучение до конца. Например, за правильно выполненные задания начислять студентам баллы и награждать лучших. Баллы можно заменить на кристаллы или другие игровые предметы.
На Stepik удобно создавать курсы: преподаватель и студент видят интерфейс образовательных блоков примерно одинаково. Вы сразу понимаете, как учащиеся будут работать с учебными материалами на платформе.
Интерфейс создания домашних заданий
К домашним заданиям и лекциям можно оставлять комментарии. Здесь нет личного кабинета преподавателя, поэтому чтобы проверить комментарии, придется заходить на страницу каждого учебного материала отдельно. При этом статистику с общими результатами обучения студентов можно выгрузить одной таблицей.
На Stepik можно делать бесплатные онлайн-курсы, но они будут открыты всем. Вы получите домашние задания от людей, которые захотят пройти ваш курс и можете потерять статистику своих студентов. Создать закрытый курс сможете за 2,9 тыс. руб. в месяц. На платном тарифе дают больше типов домашних заданий и сертификаты для участников.
Исторические данные
Инженерия существовала на всех этапах развития человечества. Разработками и проектами занимались люди, которые «способны изобретать» (так расшифровывается слово «инженер»). Помимо всего, они могли воплотить свои задумки в жизнь. В переводе с латинского конструктор обозначает «строить». Такие люди хорошо разбирались в материалах и их обработке, механике, архитектуре. Согласно Википедии, во II веке до н. э. инженерами принято было называть изобретателей и операторов военных машин.
Многочисленные войны в XIII−XV веках сопутствовали появлению большого количества оружейных мастеров. Они создавали уникальные на тот период механизмы ведения огня, а также средства для защиты. Ближе к XVI веку умы инженеров были направлены на возведение гражданских строений, мостов и переправ.
Стремительное развитие профессии в России пришлось на время правления Петра 1. Молодые люди, разбирающиеся в основах инженерии, отправлялись за получением нового опыта в страны Европы. Во времена СССР открывалось большое количество инженерных вузов, направленных на научную деятельность. Создавались сети конструкторских бюро, в которых трудились тысячи профессионалов. Множество инженеров-конструкторов трудилось на заводах. В настоящее время разработками занимаются проектно-конструкторские организации, дизайнерские ведомства, а также подразделения крупных предприятий.
Описание профессии
Итак, кто же такой конструктор и чем он занимается на своем рабочем месте? Его главное задание – проектирование какого-либо продукта в широком смысле слова, подготовка соответствующих чертежей и расчет параметров (например, нагрузок при проектировании зданий)
При этом он принимает во внимание наличие тех или иных материалов, их стоимость, затраты времени и рабочей силы, а также учитывает мнение других специалистов (дизайнеров, маркетологов). Кроме того, ему приходится принимать участие и в испытаниях продукта, чтобы оценить его пригодность и в случае необходимости внести изменения
Раньше такой сотрудник в КБ назывался чертежник-конструктор, основными инструментами его работы были кульман, рейсфедер, линейка, угольник и т. д. Сейчас все серьезные организации перешли на компьютерную графику, а инженер такого профиля называется графический конструктор.
Сферы, в которых трудится разработчик, самые разнообразные. Есть конструктор швейных изделий и космических аппаратов, стрелкового оружия и мебели, мобильных телефонов и детских игрушек. Специалист может сам подать идею и реализовать ее или же выполнить задание руководства, основывающееся на перспективных направлениях работы фирмы или пожеланиях потребителей.
Ответственность инженеров
Все категории инженеров несут определенную ответственность. Она заключается в следующем:
- Своевременное выполнение обязанностей.
- Организация личной трудовой деятельности, выполнение приказов и поручений в установленное время.
- Соблюдение правил пожарной безопасности, а также распорядка, установленного на предприятии.
- Ведение документации, где будет подробно указана деятельность инженера.
- Если в подчинении имеются работники, то за невыполнение ими обязанностей ответственность будет вести непосредственно руководитель.
- Если в процессе рабочей деятельности была нарушена техника безопасности, то инженер обязан принять меры, а также своевременно проинформировать руководство.
Если трудовая дисциплина нарушается, то инженер будет нести ответственность, установленную в законодательстве. Она будет зависеть от тяжести проступка. К примеру, работника могут принудить к выплате штрафа, трудовым работам, аресту или лишению имущества.
Инженеры 3 категории (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Инженер 3 категории представляет собой исполнителя, который выполняет приказы и поручения старшего руководства. Обычно роль последних играют более квалифицированные специалисты. Несмотря на то что основу своей работы инженер выполняет под чутким надзором, некоторые действия он может делать самостоятельно:
- Выбирать вспомогательные материалы, которые ему будет удобнее использовать.
- Самостоятельно улучшает свои навыки и изучает необходимые материалы.
- Разрабатывает документацию, подписывает ее перед передачей руководителю.
Таким образом, несмотря на ограниченные обязательства, все инженеры 3 категории представляют собой самостоятельную рабочую единицу, которой нужно согласовывать свои действия со специалистами.
Характер работы
Обязанности инженера основаны на использовании научных знаний из разных отраслей, которые помогают решить экономические и технические проблемы. Данные работники способны соединить научные открытия с разработками и ввести их в эксплуатацию. Подобное явление становится возможным за счет контроля за производствами в разных сферах. Инженеры работают в самых разных отраслях и участвуют практически в каждом этапе производства.
Характер работы будет зависеть от категорий, а также их ответвления, в котором трудится специалист. Исходя от сферы деятельности, работник будет наделен разными знаниями и навыками. Обычно в работе применяются современные компьютерные методики, которые позволяют испытывать производственные компоненты, проектировать целые системы, производить расчеты и анализировать продуктивность эффективности программ.
ЕТКС предполагает множество видов деятельности. Инженеры могут работать в промышленных организациях, в лаборатории, в строительной сфере и сельскохозяйственной, а также без них невозможно представить деятельность научно-исследовательского центра.
Работники могут проводить все свое время в офисе или же выезжать на объекты. Некоторые инженеры выезжают из офиса на далекие расстояния, чтобы провести мониторинг того или иного объекта.
Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
2.1. Осуществляет проверку проектной и разработка организационно-технологической документации.
2.2. Готовит замечания и предложения по внедрению более совершенных технологических решений, конструктивных элементов, деталей и материалов.
2.3. В случае необходимости составляет рекламации по качеству проектов.
2.4. Вместе с представителями субподрядных организаций участвует в согласовании рабочих чертежей с проектной организацией и заказчиком.
2.5. Осуществляет натурный осмотр строительных площадок и разработки проектов выполнения работ в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
2.6. Выполняет привязка технологических карт и карт трудовых процессов, проектирование временных зданий и сооружений, разработка документации на нестандартное оборудование, инвентарь, оборудование, техническое оборудование по охране труда; оказывает методическую помощь строительным участкам в ходе применения проектов выполнения работ.
2.7. Составляет сводные ведомости объемов работ, материально-технических ресурсов, сводные графики ввода объектов в эксплуатацию, работы механизмов, перемещения бригад, сетевые графики строительства.
2.8. Участвует в разработке и осуществлении организационно-технологических мероприятий по внедрению новой техники, подготовки объектов к работе в осенне-зимний период; проведении экспериментальных работ по освоению новых технологических процессов и внедрению их в производство; составлении заявок на изобретения и промышленные образцы.
2.9. Изучает передовой отечественный и зарубежный опыт в области строительного производства; разрабатывает меры для повышения эффективности строительного производства, уменьшение затрат материалов, трудоемкости работ, повышение производительности труда и участвует в их реализации.
2.10. Готовит заключения о рационализаторских предложений, направленных на совершенствование технологии строительного производства.
2.11. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.
2.12. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.
Особенности профессии
Он работает со зданиями разного назначения: гражданскими, промышленными, складскими, торговыми, их конструкции также могут быть различны: железобетонные, металлические, деревянные, каменные. Инженер-конструктор также оформляет проектную документацию и чертежи.
Инженер-конструктор работает по техническому заданию, включающему в себя технические характеристики места, где будет строиться объект и проект архитектора, дизайнера, утвержденный заказчиком. Он оценивает полноту технического задания и рассчитывает сроки его выполнения. Кроме того, он консультирует заказчика, предоставляя ему наиболее рациональные вариации проекта, логически обосновывая и приводя доказательства в пользу наиболее эффективного решения. Таким образом, инженер-конструктор часто непосредственно участвует в составлении технического задания. Учитывая бюджет, доступные материалы и поставленные сроки инженер-конструктор приступает к разработке проекта. Он создает чертеж здания и в отдельных случаях трехмерную модель. Он обязательно согласует свои разработки с государственными нормативными документами. Во время строительства он ведет авторский надзор: контролирует и оценивает работу исполнителей, а также ведет переговоры с комиссией по надзору за соблюдением всех норм, защищает проект перед органами государственной экспертизы. В своей работе он использует специальные расчетные программы, но зачастую ценится и умение делать расчеты «руками», то есть без помощи программ. Инженер-конструктор может работать в команде, и если он является главным инженером-конструктором, то в его обязанности входит также руководство работой сотрудников своего отдела.
График работы такого специалиста: полная занятость, пятидневная рабочая неделя. Зарплата – выше средней.
Где можно получить профессию конструктор
Профессия конструктора предполагает наличие высшего образования
Подготовку к поступлению следует начинать еще со школы, где особое внимание будущему специалисту необходимо уделять математике и физике
Кстати, при желании начать освоение профессии можно со среднего специального образования (по окончанию техникума присваивается квалификация «техник-конструктор»). В процессе обучения студенты изучают основные технические дисциплины и знакомятся с особенностями других смежных специальностей.
Продолжить учебу можно в одном из многих ВУЗов страны, среди которых можно выделить:
- Национальный исследовательский технологический университет;
- Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна;
- Новосибирский государственный технический университет;
- Сибирский государственный университет путей сообщения;
- Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе.
Обращаем ваше внимание, что при обучении в университетах, имеющих международные программы, перед студентами открывается возможность пройти практику за границей, что немного облегчит процесс трудоустройства
Лучшие вузы для обучения
В России с советских времен сохранилась и развивается широкая сеть технических вузов, занимающихся подготовкой специалистов для различных отраслей экономики. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, мощные образовательные кластеры, в которые входят и вузы, где может учиться инженер-конструктор, есть во всех региональных центрах страны, например:
- Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана. Это не просто образовательная структура, это крупный научный центр, готовящий высококвалифицированные кадры по множеству направлений. Пять факультетов созданы на базе действующих предприятий: приборостроительный, оптико-электронный, радиотехнический, ракетно-космический и аэрокосмический. Большую часть знаний и навыков конструкторы получают непосредственно на производстве, три четверти выпускников остаются работать в этих компаниях. У вуза три филиала: Калужский, Мытищинский и Дмитровский.
- Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина) специализируется на радиотехнике, электронике, компьютерных технологиях и автоматике. Его выпускники разрабатывают радиоэлектронную аппаратуру, корабельные системы управления, электроакустические приборы и многое другое. Большой популярностью пользуются кафедры робототехнических наук и нанотехнологий. Студенты и аспиранты стажируются в ведущих зарубежных вузах.
- Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина. Вуз готовит конструкторов-машиностроителей, разработчиков систем трубопроводного транспорта и нефтехранилищ, перерабатывающего оборудования для нефтегазовой отрасли страны.
- Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики – это научный и образовательный центр, где развиваются робототехника и мехатроника, конструирование электронных средств, приборостроение, ракетные комплексы и интеллектуальные системы. Реализуется ряд международных программ, действуют научные лаборатории.
- Институт искусств Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина предлагает получить специальность «конструктор швейных изделий», в процессе учебы студент может выбрать для себя профиль будущей работы и сконцентрироваться на разработке мужской, женской или детской одежды, а также театральных костюмов. Большое значение уделяется колористике, истории костюма, технологии и свойствам тканей, компьютерному моделированию.
Профессионалов по разработке изделий и устройств в разных сферах готовят инженерно-технические вузы и классические университеты. Большинство из них имеют прочные связи с промышленными предприятиями и научно-исследовательскими организациями, ориентируясь при подготовке кадров на запросы потенциальных работодателей.
Что нужно сдавать?
Для зачисления в высшее учебное заведение необходимо успешно сдать единый государственный экзамен. Предполагается обязательная демонстрация знаний по русскому языку и математике. В зависимости от программы ВУЗа абитуриенту также может понадобиться сертификат ЕГЭ по физике или химии.
Аттестация работников по ТК РФ обязательна
В соответствии с ТК РФ проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности обязательно для научных сотрудников (ст. 336.1 ТК РФ) и педагогов (ст. 332 ТК РФ). При этом научные сотрудники должны проходить аттестацию не реже чем раз в 5 лет и не чаще раза в 2 года. Периодичность аттестационных проверок для педагогов — раз в 5 лет.
Кроме этих случаев, прописанных в ТК РФ, аттестация предусмотрена в некоторых отраслевых нормативно-правовых актах для урегулирования порядка ведения деятельности (чаще всего небезопасной).
Так, обязаны проходить аттестацию:
- работники, призванные обеспечивать транспортную безопасность (ст. 12.1 закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ);
- государственные гражданские служащие (ст. 48 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
- работники, отвечающие за погрузку/выгрузку, размещение, крепление грузов на железнодорожном транспорте и работы, связанные с движением и маневрированием поездов (п. 4 ст. 25 закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ);
- работники, занятые в сфере промбезопасности (ч. 2 ст. 9 закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ);
- лица, возглавляющие федеральные унитарные предприятия (постановление Правительства РФ «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей…» от 16.03.2000 № 234) — раз в 3 года;
- прочие категории работников, специально указанные в законах и отраслевых нормативных актах (к примеру, пожарные, спасатели, работники прокуратуры, авиаторы и пр.).
Порядок проведения аттестации может регламентироваться актами, не носящими нормативный характер. Так, например, работники учреждений культуры и искусства проходят аттестацию в соответствии с письмом Минкультуры России от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. В п. 2.1 этого документа указывается, что периодичность проведения аттестации определяется учреждением самостоятельно (с учетом временных отрезков, за которые происходит устаревание знаний и навыков, необходимых для осуществления деятельности) и что в среднем аттестация проводится один раз в 3–5 лет.
Зачастую работодатели используют аттестацию для проверки соответствия квалификации сотрудников с целью их последующего увольнения. Так, в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ указывается на возможность увольнения сотрудников работодателем в связи с их плохими аттестационными результатами.
Больше сведений об увольнениях, инициированных работодателями, вы найдете в статье «Порядок увольнения работника по инициативе работодателя».
В то же время аттестация — это возможность премирования сотрудника за достигнутые успехи на рабочем месте либо его повышения по карьерной лестнице. Кроме того, по результатам проверки квалификации может быть принято решение о направлении сотрудника на обучение.
Медицинские работники по итогам аттестации получают квалификационные категории и дифференцированную оплату труда. Право на аттестацию для достижения этих целей установлено подп. 4 п. 1 ст. 72 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
Подробнее об аттестации медработников вы узнаете из нашей статьи.
В то же время есть категории сотрудников, уволить которых по инициативе работодателя даже при плохих результатах аттестации нельзя. Это:
- беременные;
- одинокие матери;
- матери с малолетними детьми до 3 лет и пр.
Их права защищены ст. 261 ТК РФ. Чтобы как-то урегулировать ситуацию, работодатель должен подыскать социально защищаемому сотруднику, не прошедшему аттестацию, другую работу с более низкими квалификационными требованиями.
Подробнее об увольнении работника, не прошедшего аттестацию, читайте в готовом решении «КонсультантПлюс». Еще больше полезной информации вы получите, если оформите пробный бесплатный доступ к К+.
Иногда работодатель все же бывает склонен расторгнуть трудовой договор с несоответствующим сотрудником. Но сделать это можно только по соглашению сторон или желанию самого сотрудника. Например, расторжение трудового договора возможно, если сменить вид деятельности работника по медпоказаниям нельзя из-за отсутствия у работодателя подходящей работы (о таких условиях расторжения договора упоминается в ч. 3 ст. 261 ТК РФ).
Синонимы к слову «инженер»
Если рассматривать употребление слова инженер» в историческом аспекте, можно обнаружить, что так раньше называли людей, строящих и обслуживающих военные орудия. Собственно, существовал и отдельный термин — «розмысл», который в определенном контексте можно указывать в качестве синонима к «инженеру». В этом же контексте не будет ошибкой использовать термин «фортификатор» вместо «инженера», поскольку так называли человека, занимающегося фортификацией, то есть разработчика систем укрепления крепостей и защитных сооружений.
В целом же, нужно отметить, что Словарь синонимов русского языка предлагает не так много вариантов, в точности совпадающих по значению со словом «инженер». В основном предлагаются различные гипонимы (слова с более узким значением, чем исходное), как: бортинженер, аудиоинженер, радиоинженер и подобные.
Инженеры 3 категории
Инженер 3 категории представляет собой исполнителя, который выполняет приказы и поручения старшего руководства. Обычно роль последних играют более квалифицированные специалисты. Несмотря на то что основу своей работы инженер выполняет под чутким надзором, некоторые действия он может делать самостоятельно:
- Выбирать вспомогательные материалы, которые ему будет удобнее использовать.
- Самостоятельно улучшает свои навыки и изучает необходимые материалы.
- Разрабатывает документацию, подписывает ее перед передачей руководителю.
Таким образом, несмотря на ограниченные обязательства, все инженеры 3 категории представляют собой самостоятельную рабочую единицу, которой нужно согласовывать свои действия со специалистами.