Проекты факультета компьютерных наук вшэ
Содержание:
- Содержание курса
- Материалы курса
- Бюджет и недвижимость
- Контрольные работы
- Последние годы
- План курса
- Рекомендуемая литература и полезные материалы
- Формула оценки
- О курсе
- Математические основы информатики
- Боевой листок
- 14 апреля | Среда
- 16:20 К.С. Яковлев: «Робототехника и искусственный интеллект — вместе или раздельно?»
- Здание
- Люди
Содержание курса
Интернет грамотность
Интернет как глобальная сеть. Интернет-адреса (IP4 и IPv6). Протокол TCP/IP. HTTP, HTML и браузеры. Web-адреса (структура URL). HTTPS, шифрование с открытым ключом, цепочки сертификатов. DNS. Интернет вещей. Будущее сети интернет.
Академическая грамотность
Научный метод познания окружающей действительности. Зачем люди занимаются наукой. Как правильно читать научные статьи и где их брать. Стандарты цитирования. Библиографические менеджеры: Zotero.
Техническая грамотность: работа с таблицами
Знакомство с интерфейсом Google speadsheets и Excel. Элементарные операции в Excel. Первичная обработка данных. Анализ табличных данных. Сводные таблицы. Визуализация данных.
Создание сайтов в конструкторе
Работа с конструктором сайтов Tilda Publishing. Создание сайта с использованием готовых блоков. Настройка внешнего вида сайта.
Цифровое сохранение культурного наследия
Europeana. Стандарты электронной публикации. Цифровые архивы. Метаданные и онтологии. Стандарт хранения данных TEI.
Материалы курса
Черновик учебника. В этой книге излагается почти всё, что будет в курсе (за исключением задач — те меняются чаще, чем пишутся книги). Как нетрудно догадаться, мы рекомендуем читать эту книгу (осенью она должна и на бумаге появиться).
Конспекты лекций основного потока. В этом файле будут собираться конспекты лекций основного потока. Эти конспекты будут, скорее всего, короче учебника. Это может кому-нибудь понравиться. При этом само качество текста будет почти заведомо хуже: М.Н.Вялый надеется успевать записывать конспекты, но не надеется успевать их вычитывать. Замеченные ошибки и неточности будут исправляться, конечно
Обратите внимание: файл будет обновляться по мере чтения лекций, ссылка останется той же самой
Задачи для разбора в классе и домашние задания. В файле «Занятие » содержатся и задачи для разбора в классе, и задачи домашнего задания. Про занятия основного потока планируется давать анонсы — что будет в следующий раз.
Для пилотного потока: доказательство теоремы Кенига можно прочитать в книге Р. Дистеля «Теория графов»
Пилотный поток: про коды можно почитать в книге А. Ромащенко, А. Румянцев, А. Шень, Заметки по теории кодирования
Листок основного потока | Листок пилотного потока |
---|---|
Варианты итоговых экзаменов прошлых лет (New!)
Варианты итогового экзамена 2019-2020: Пилотный поток.
Варианты итогового экзамена 2018-2019: Пилотный поток.
Варианты итогового экзамена 2017-2018: Пилотный поток.
Варианты итогового экзамена 2016-2017: Пилотный поток.
Варианты итогового экзамена 2015-2016: Пилотный поток.
Бюджет и недвижимость
В 2018 году доход вуза составил 17,76 млрд рублей (на январь 2020 года это примерно 259 405 579 евро). Основными источниками финансирования являются государственные средства, услуги частного образования, фундаментальные и прикладные исследования, гранты, пожертвования и другие виды поддержки.
Прикладные исследования по заказу государственных органов, частных компаний или международных организаций составляют до 40% дохода университета. Среди постоянных клиентов Минобрнауки, Департамент информационных технологий Москвы , Минэкономразвития , Роснефть , Аэрофлот , Газпром , РЖД . За один учебный год вуз выполняет в среднем около 300 проектов. Другие источники поддержки — это государственные субсидии и научные гранты, в том числе международные программы. Например, только на Российский проект академического совершенства государство выделило 950 миллионов рублей (по состоянию на январь 2020 года это составляет примерно 13 874 037 евро).
В 2007 году соучредители НИУ ВШЭ учредили финансовый эндаумент НИУ ВШЭ — некоммерческую организацию, которая принимает пожертвования от имени университета и инвестирует полученные средства. Прибыль идет на развитие университетских проектов. По состоянию на декабрь 2018 года размер эндаумент-фонда составлял 742,5 млн рублей (на январь 2020 года это примерно 10 845 942 евро).
Всего в Москве университету принадлежит более пятидесяти зданий, расположенных на Мясницкой улице, Покровском бульваре, Шаболовке, Старой Басманной улице и других местах. В Санкт-Петербурге университетские городки расположены на канале Грибоедова , на улице Союза Печатников, на улице Кантемировской. В Перми у ВШЭ шесть корпусов, а в Нижнем Новгороде всего четыре.
Контрольные работы
Контрольная работа № 1
Контрольная работа № 1 состоится 1-го декабря с 1810 до 2010 МСК. Контрольная пройдет заочно: студенты получают задания и до окончания отведенного времени загружают скан или фото своей работы по указанной ссылке (Google Forms; требуется залогиниться в Гугле!).
Контрольная состоит из 8 заданий. За каждое можно получить 0, 1/2 или 1 балл. Оценка за контрольную равна сумме баллов за решенные задачи, деленной на 8 (без округления; для ясности можно еще умножить на 10 — формально это делается лишь с итоговой оценкой за семестр).
Контрольная работа № 2
Контрольная работа № 2 состоится 19-го декабря с 1300 до 1500 МСК. Контрольная пройдет заочно: студенты получают задания и до окончания отведенного времени загружают скан или фото своей работы по указанной ссылке (Google Forms; требуется залогиниться в Гугле!).
Контрольная работа № 3
Пишущим оффлайн разрешается использовать любые бумажные материалы и запрещаются любые электронные.
Пишущие через Zoom могут пользоваться оффлайн материалами под надзором проктора. Использование интернет-ресурсов помимо Zoom и чата курса в Telegram запрещается.
Ссылки для пишущих онлайн:
Контрольная работа № 4
Контрольная работа № 4 состоится 19-го июня с 1300 до 1530 МСК (работы принимаются строго до 15:45:00 МСК). Контрольная пройдет заочно: студенты получают задания и до окончания отведенного времени загружают скан или фото своей работы по указанной ссылке (Google Forms; требуется залогиниться в Гугле!).
Экзамен
Экзамен состоится 29-го декабря с 1100 до 1300 МСК. Контрольная пройдет заочно: студенты получают задания и до окончания отведенного времени загружают скан или фото своей работы по указанной ссылке (Google Forms; требуется залогиниться в Гугле!).
Последние годы
Начиная с 2010-х годов Минобразования инициировало процесс слияния университетов. В результате Московский институт электроники и математики был включен в административную структуру Высшей школы экономики. Кроме того, в 2011 году для старшеклассников создан лицей НИУ ВШЭ. В дальнейшем в университете откроется еще несколько факультетов, в том числе: факультет коммуникации, медиа и дизайна, филологический, а в 2014 году (при поддержке группы « Яндекс ») — факультет компьютерных наук. Первый прием на физический факультет состоялся в 2017 году. В 2018 году в университете открылись факультеты химии, биологии и биотехнологии.
В последние годы (2019–2020 гг.) Руководители различных факультетов по согласованию друг с другом приняли решение начать компанию по переименованию своих факультетов. Соответствующее решение принял Ученый совет НИУ ВШЭ в рамках программы развития НИУ ВШЭ на 2030 год, направленной на дальнейшее повышение глобальной конкурентоспособности вуза.
Основная причина этого в том, что изначально Вышка была ориентирована в первую очередь на экономические исследования, но с постоянным стремительным развитием появилось много новых направлений. Таким образом, вместо факультета менеджмента Высшей школы экономики он будет называться «Высшая школа бизнеса». То же самое, вероятно, будет сделано для других узкоспециализированных факультетов, таких как юридический, химический и т. Д.
В 2010 году бронзовый бюст Егора Гайдара был установлен на частные пожертвования факультета в здании университета Дурасовский дворец .
В 2018 году ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов объявил, что все лекции будут переведены в онлайн-формат в 2020-х. Кузьминов утверждает, что традиционные занятия малоэффективны — их посещают всего 15-17% студентов. Вместо них профессора создадут собственные дистанционные курсы и будут взаимодействовать с аудиторией в дистанционном формате. В университете считают, что данная мера поможет повысить вовлеченность студентов в учебный процесс.
Резонансные события
Несмотря на активную работу на правительство над различными проектами, университет до недавнего времени позиционировал себя как политически независимый субъект. Следовательно, в истории университета были инциденты, вызвавшие общественный резонанс. Например, во время антиправительственных протестов 2009 года многие студенты и преподаватели университетов участвовали в митингах. После этого в администрацию ВШЭ поступил запрос из полиции Москвы об исключении студентов и уволенных профессоров, принимавших участие в антиправительственной деятельности. Однако университет отказался предпринять запрошенные действия, пояснив свое решение фразой: «им не запрещено участвовать в политике».
В марте 2011 года в университете прошли дебаты по Федеральному закону № 94 между российским оппозиционером Алексеем Навальным и ректором Кузьминовым. На мероприятии также присутствовали представители Минэкономразвития.
В 2018–2019 годах произошло несколько инцидентов, связанных с университетским ток-шоу «В точку». Например, после того, как пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков выступил на шоу с докладом, посвященным Навальному и некоторым аспектам современного российского государственного дискурса, запись выступления не была опубликована на сайте, как это обычно бывает с другими переговорами. Однако его полная транскрипция была опубликована на сайте BBC . Департамент СМИ и коммуникаций принес извинения студентам, которые публично протестовали против этого дела, назвав его проявлением цензуры.
В последние годы ВШЭ пыталась дистанцироваться от какой-либо политической принадлежности, что особенно ярко проявилось в резонансном деле Егора Жукова , приговоренного к трем годам условно за несанкционированные бунты против коррупции среди московских властей.
План курса
Еженедельные тесты
В начале каждого семинаре будет проходить короткий тест по теме лекции с предыдущей недели.
На первом семинаре (19.01.21) пройдет пробный тест, за который не будет выставляться баллов.
Подробнее о правилах проведения будет рассказано на первом семинаре.
Домашние задания
Выдаются каждые 2 или 3 недели.
Домашнее задание 1
Задание состоит из теоретических задач в .pdf-файле и практической задачи в Jupyter Notebook (не забудьте дополнительно скачать видеофайлы из папки).
Выдается: 18.01.21.
Дедлайн (строгий): 08.02.21 в 21:59.
Домашнее задание 2
Задание состоит из теоретических задач в .pdf-файле и практической задачи в Jupyter Notebook.
Выдается: 09.02.21.
Дедлайн (строгий): 24.02.21 в 23:59.
Домашнее задание 3
Задание состоит из теоретических задач в .pdf-файле и практической задачи в Jupyter Notebook (не забудьте дополнительно скачать папку data).
Дедлайн (строгий): 24.03.21 в 23:59.
Домашнее задание 4
Задание состоит из теоретических задач в .pdf-файле и практической задачи в Jupyter Notebook (не забудьте дополнительно скачать файл cameraman.tif).
Дедлайн (строгий): 29.04.21 в 23:59.
Домашнее задание 5
Задание состоит из теоретических задач в .pdf-файле и практической задачи в Jupyter Notebook. resistors.svg — справочный материал, скачивать не обязательно.
Дедлайн (строгий): 16 мая 2021 в 23:59.
Домашнее задание 6
Задание состоит из теоретических задач в .pdf-файле и практической задачи в Jupyter Notebook.
Дедлайн (строгий): 31 мая 2021 в 23:59.
Домашнее задание 7
Задание состоит из теоретических задач в .pdf-файле и практической задачи в Jupyter Notebook.
Дедлайн (строгий): 15 июня 2021 в 23:59.
Итоговая оценка за курс
Итог = Округление(min(10, 0.4 * ДЗ + 0.1 * Б + 0.1 * ПР + 0.2 * КР + 0.3 * Э))
ДЗ –– средняя оценка за домашние задания
Б –– средняя оценка за бонусные задачи в ДЗ,
ПР — средняя оценка за самостоятельные работы на семинарах,
КР –– оценка за контрольную работу (проводится в первой половине 4-го модуля),
Э –– письменный экзамен.
Округление арифметическое.
Автоматы не предусмотрены.
Рекомендуемая литература и полезные материалы
Архитектура компьютера
- John L. Hennessy, David A. Patterson. Computer Architecture: A Quantitative Approach. Morgan Kaufmann, 2011 (5th edition).
Многопоточное программирование и concurrency
- Anthony Williams. C++ Concurrency in Action: Practical Multithreading. Manning, 2012. (Перевод на русский: Энтони Уильямс. Параллельное программирование на C++ в действии: Практика разработки многопоточных программ. ДМК Пресс, 2012.)
- Paul Butcher. Seven Concurrency Models in Seven Weeks: When Threads Unravel. Pragmatic Bookshelf, 2014.
- Maurice Herlihy, Nir Shavit. The Art of Multiprocessor Programming. Morgan Kaufmann, 2012 (Revised Reprint).
Параллельные вычисления
- Peter Pacheco. An Introduction to Parallel Programming. Morgan Kaufmann, 2011.
- G. Barlas. Multicore and GPU Programming: An Integrated Approach. Morgan Kaufmann, 2014.
- David B. Kirk, Wen-mei W. Hwu. Programming Massively Parallel Processors: A Hands-on Approach. Morgan Kaufmann, 2016 (3rd edition).
- W. Gropp, E. Lusk, A. Skjellum. Using MPI: Portable Parallel Programming with the Message-Passing Interface. MIT Press, 2014 (3rd edition).
Распределенные системы
- Andrew S. Tanenbaum, Maarten van Steen. Distributed Systems: Principles and Paradigms. Pearson, 2007 (2nd edition). (Перевод на русский 1-го издания: Э. Таненбаум, М. ван Стеен. Распределенные системы. Принципы и парадигмы. — СПб.: Питер, 2003.)
- Martin Kleppmann. Designing Data-Intensive Applications: The Big Ideas Behind Reliable, Scalable, and Maintainable Systems. O’Reilly Media, 2017.
Формула оценки
Аттестация проводится по результатам текущего контроля, без проведения экзамена.
О_итог = О_нак = 0.2*О_онлайн + 0.2*О_тест + 0.1*О_док + 0.1*О_сбор + 0.1*О_табл + 0.1*О_сайт + 0.2*О_защ,
где О_итог — итоговая оценка, О_нак — накопленная оценка,
О_онлайн — оценка за прохождение оцениваемых заданий в курсе на онлайн-платформе,
О_тест — оценка за промежуточный тест,
О_док — оценка за задание 1 вне онлайн-платформы (оформление плана проекта в Google Docs),
О_сбор — оценка за задание 2 вне онлайн-платформы (сбор данных через Google Forms или при помощи анализа текстовых корпусов),
О_табл — оценка за задание 3 вне онлайн-платформы (анализ данных в Google Sheets),
О_док — оценка за задание 4 вне онлайн-платформы (создание сайта-визитки),
О_защ — оценка за защиту проекта.
Результирующая оценка по учебной дисциплине округляется к ближайшему целому.
О курсе
Правила выставления оценок
Текущий контроль проводится в форме практических домашних заданий. Всего будет 6 заданий. Каждое домашнее задание оценивается по 10-балльной шкале. Оценки выставляются в Anytask.
Итоговая оценка вычисляется на основе оценки за работу в семестре и оценки за экзамен:
Oитог = 0.8 * Oнакопл + 0.2 * Оэкз
Накопленная оценка вычисляется как среднее по всем практическим заданиям. Дополнительно предусмотрены бонусные баллы за работу на семинарах, которые семинарист может добавить к оценке в конце семестра.
Накопленная и итоговая оценки округляются арифметически.
Правила сдачи заданий
За каждый день просрочки после мягкого дедлайна снимается 2 балла. После жёсткого дедлайна решения не принимаются.
При обнаружении плагиата оценки за задание обнуляются всем задействованным в списывании студентам, а также подаётся докладная записка в деканат. Следует помнить, что при повторном списывании деканат имеет право отчислить студента.
При наличии уважительной причины дедлайн по домашнему заданию может быть перенесён на количество дней, равное продолжительности уважительной причины. Решение о том, является ли причина уважительной, принимает исключительно учебный офис.
Математические основы информатики
Идентификатор конференции: 581 195 5118
Код доступа: pE6Umj
Расписание
- Группа 1 — 11:10 — 12:30
- Группа 2 — 12:40 — 14:00
Занятия будут проходить следующим образом: половина занятия лекционная, т.е. введение в тему, обсуждение общих принципов и подходов решения предлагаемых задач. Вторая половина семинарская, т.е. непосредственное решение задач в рамках пройденных тем и, исходя из решения, формулирование обобщающих принципов, которые позволяют использовать полученные знания в приложениях. Домашние задания планируется давать по результатам пройденных на занятиях тем почти после каждого занятия для обеспечения текущего контроля успеваемости; периодически обучающимся будут предлагаться аудиторные контрольные работы с задачами схожими с задачами домашних заданий. Все темы и задачи будут разбираться детально, поэтому у каждого будет школьника будет возможность задать все интересующие его вопросы как преподавателю, так и ассистенту. Требования к подготовке: необходима хорошая успеваемость по алгебре и информатике, умение логически мыслить и рассуждать.
— для получения положительных оценок необходимо, во-первых, посещать занятия и проявлять на них активность; под активностью понимается вовлеченность в процесс обсуждения и решения задач, в частности постановка вопросов для группы, преподавателя и ассистента. Во-вторых, необходимо решать домашние задания и в первую очередь именно производить попытки решения. В-третьих, решать аудиторные контрольные работы. При подведении итогов будет возможно повысить свой балл посредством решения дополнительных задач.
Темы курса
Раздел №1 Комбинаторика
- Множества и операции с ними. Геометрия комбинаторных задач;
- комбинаторное правило суммы и произведения событий (дерево решений);
- общая схема решения комбинаторных задач, урновая схема шаров и урн (случаи различимых и неразличимых объектов);
- формула включений-исключений;
- перестановки, размещения с повторениями и без повторений;
- сочетания, доказательство Эйлера для формулы сочетаний без повторений;
- свойства биномиальных коэффициентов;
- бином Ньютона;
- разбиения на упорядоченные группы;
- разбиения на неупорядоченные группы, задача о разбиении натурального числа на сумму натуральных;
- принцип отражения и лемма о баллотировке;
- задача о разборчивой невесте;
- принцип Дирихле;
- инверсии, игра в 15.
- перечисление цветов, группы симметрии.
Раздел №2 Рекурсия и производящие функции
- рекуррентные отношения
- конечные разности;
- факториальные многочлены;
- числа Стирлинга первого рода и числа Стирлинга второго рода;
- суммирование разностей;
- производящие функции, сущность подхода;
- производящие функции, рекуррентные отношения и комбинаторные подсчеты.
Раздел №3 Теория графов
- основные определения теории графов;
- ориентированные графы
- деревья;
- пути и циклы Эйлера;
- игра “Мгновенное безумие”;
- алгебраические свойства графов;
- планарные графы;
- пути и циклы Гамильтона;
- алгоритм поиска кратчайшего пути.
Раздел №4 Логика
- исчисление предикатов;
- основные положения теории доказательств;
- математическая индукция;
- сравнения.
Боевой листок
Лекции
Лекция 1: Метод максимального правдоподобия: точечные и интервальные оценки.
Лекция 2: Тест отношения правдоподобия и тест Вальда.
Лекция 3: Тест множителей Лагранжа и энтропия.
Лекция 4: EM-алгоритм.
Лекция 5: EM-алгоритм и Bootstrap.
Лекция 6: Регрессия и нормальное распределение.
Лекция 7: Распределение хи-квадрат и F-распределение. F-тест.
Лекция 8: Повтор про F-распределение, t-распределение.
Конспект от руки
Лекция 9: Гетероскедастичность и бутстрэп
Лекция 10: разбор задач из контрольной
Лекция 11: Гостевая лекция: метрики, MDE, бутстрэп.
Лекция 12: Байесовский подход
Лекция 13: Байесовский подход: продолжение
Лекция 14: Алгоритм Метрополиса-Гастингса
Лекция 15:
Семинары
Семинар 1: Метод максимального правдоподобия.
Семинар 2: Тесты LR, LM и Wald.
Семинар 3: Энтропия и дивергенция Кульбака-Лейблера.
Семинар 4: EM-алгоритм.
Семинар 5: EM-алгоритм и Bootstrap.
Семинар 6: Геометрия МНК.
Семинар 7: Распределения.
Семинар 8: Тестирование гипотез в линейной регрессии.
Семинар 9: Гетероскедастичность.
Семинар 10: Мультиколлинеарность. Отбор регрессоров.
Семинар 11: Эндогенность.
Семинар 12: Множественное тестирование. Байесовские методы.
Семинар 13: Байесовские методы.
Семинар 14: Байесовские методы.
Домашние задания
Домашнее задание 1. Метод максимального правдоподобия.
Дедлайн: 11.10.2020, 23:59 МСК
Домашнее задание 2. EM-алгоритм. Линейная регрессия.
Дедлайн: 01.12.2020, 23:59 МСК
Домашнее задание 3. Тестирование гипотез. Байесовский подход.
Дедлайн: 17.12.2020, 23:59 МСК
Бонусное домашнее задание
Дедлайн: 17.12.2020, 23:59 МСК
Задания для подготовки
Квиз 2. Дивергенция Кульбака-Лейблера. EM-алгоритм.
Квиз 3. Проверка гипотез в линейной модели. Гетероскедастичность.
Квиз 4. Тестирование гипотез. Байесовский подход.
Домашние задания
Домашние задания загружаются в личный репозиторий в GitHub Classroom.
Правила оформления решений находятся на первой странице каждого домашнего задания.
Контрольная работа
Контрольная работа состоится онлайн 7-го ноября с 18:00 до 21:00. В контрольную работу войдут задачи по темам лекций и семинаров.
Экзамен
Экзамен состоится онлайн 21 декабря с 13:00 до 16:00. По формату экзамен будет похож на контрольную работу. Вопрос об автоматах уточняется.
Написание пропущенных работ
19 декабря (время уточняется) можно будет:
- Написать неограниченное число пропущенных по уважительной причине квизов или контрольную.
- Написать один любой пропущенный по любой причине квиз.
- Переписать один любой квиз со штрафом: максимум можно будет получить 8 баллов (выставляется минимум из количества набранных баллов и 8).
14 апреля | Среда
16:20 К.С. Яковлев: «Робототехника и искусственный интеллект — вместе или раздельно?»
6 лекций о компьютерных науках
Робототехника и искусственный интеллект часто воспринимаются как единое целое. С одной стороны, это неверно, потому что спектр вопросов, изучаемых в рамках каждой дисциплины чрезвычайно широк и многие из них совершенно не связаны между собой. С другой стороны, пересечение все же есть, и в последнее время вопросы интеграции и создания «интеллектуальных» роботов выходят на первый план. Мы поговорим о том, каких роботов можно считать интеллектуальными, что нужно для их создания, и почему мы всё ещё не скоро встретимся с «Терминатором, который поработит человечество».
Константин Яковлев — доцент базовой кафедры «Интеллектуальные технологии системного анализа и управления».
Здание
С шестиэтажного дома № 3 на Кочновском проезде началась Вышка. Именно здесь в 1992 году базировался факультет экономических наук, с которого, собственно, и начался университет. До этого здание занимало одно из подразделений Госплана СССР, здесь на всех дверных проемах до сих пор сохранились характерные печати. Сейчас здесь на факультете компьютерных наук готовят разработчиков и исследователей в области хранения и обработки больших данных, а также программных инженеров.
Изначально здание не было учебным, поэтому с приходом Вышки пришлось его заметно реконструировать, из кабинетов научных сотрудников сделать аудитории, залы для семинарских занятий и многое другое. Отделения, вошедшие в состав факультета, собрались на Кочновском в августе 2014 года: «Программная инженерия» переехала с Кирпичной, а «Прикладная математика и информатика» — с Большого Трехсвятительского.
Как и в 1992 году, в 2014-м здание претерпело изменения, обычные лекционные аудитории превратились в компьютерные классы, кабинеты — в семинарские аудитории, а читальный зал со следующего года станет лекционной аудиторией.
Факультет был создан при участии компании «Яндекс», что отразилось не только в образовательной программе и научной деятельности, но и на дизайне факультета. Яндекс подсказал идеи для оформления холла факультета. Первое, что здесь бросается в глаза — это красные скамейки и роспись на стенах в виде «облака тегов» с ключевыми понятиями в современной Data Science. Также первый этаж украшает картонная ворона с ноутбуком и чашкой кофе — неофициальный символ факультета. Это работа студентки образовательной программы «Прикладная математика и информатика» Екатерины Баталовой.
По аналогии с большими ИТ-компаниями, где все переговорные имеют оригинальные названия, на факультете четыре большие лекционные аудитории носят имена известных математиков — Евклида, Ньютона, Лейбница и Декарта
В одной из самых больших аудиторий Вышки — «Евклид» — проходят не только занятия, но и главные события — день рождения факультета, вручение стипендии имени Ильи Сегаловича, дни открытых дверей, конференции по информатике, и множество других весьма серьезных научных мероприятий.
«Еще у нас есть 11 компьютерных классов, часть из них оборудована стационарными компьютерами, которые обновили совсем недавно, часть — ноутбуками. Один класс оборудован компьютерами Apple, там проводятся занятия по разработке мобильных приложений под операционные системы iOS и OS X. У меня, например, здесь проходил предмет „Разработка облачных мобильных предложений“, причем полностью на английском языке, — рассказывает Мария Горденко. — Если у нас окно, или же возникла необходимость в коллективной подготовке к контрольной или экзамену, то двери наших кабинетов всегда открыты, кстати, компьютерных классов тоже. Можно сидеть в аудиториях с момента открытия здания и до самого закрытия, если это не мешает учебному процессу, конечно».
На каждом этаже в коридоре висят меловые доски. Это сделано для того, чтобы студенты, готовясь к коллоквиуму, семинару или просто лекции, могли быстро что-нибудь на ней вычислить, пересчитать и так далее. Доски пользуются большой популярностью.
«Еще у нас есть большая библиотека, в которой хранятся книги не только нашего факультета, но и других факультетов Вышки. Мои соседи по квартире и с факультета права, и с факультета экономических наук нередко в конце года просят завезти в библиотеку их учебники, ведь мне все равно по пути», — рассказывает Валентин. В холле библиотеки стоят компьютеры, с которых можно получить доступ ко всем электронным изданиям НИУ ВШЭ.
«На первом этаже находится университетская столовая. Совсем рядышком есть две кофейни, что тоже очень удобно. Также около метро «Аэрпорт» расположен торговый центр «Галерея», в котором есть фудкорт», — говорит Мария.
Люди
Факультет
Изначально Вышка подавала заявки на гранты для приглашения иностранных ученых, которые, особенно в начале истории вуза, обладали большим опытом, чем местные специалисты. По состоянию на 2016 год около 11% от общего числа иностранных специалистов составляли профессора со степенью доктора философии.
Благодаря сотрудничеству с Министерством экономического развития университет пригласил министров экономики и политиков для проведения занятий и чтения лекций. В 1990-е годы средний возраст преподавателей составлял 33 года, к 2011 году их число увеличилось до 43 лет. Большинство молодых ученых приехали из Российской академии наук и МГУ. В НИУ ВШЭ действует конкурентоспособная система поиска специалистов. В 1990-е годы из-за в целом низкой заработной платы большинство профессоров работали по несколько раз. Так, в НИУ ВШЭ был введен «эффективный контракт» — финансовая система, побуждающая профессоров рассматривать Высшую школу экономики в качестве основного места работы. Тем, кто долгое время проработал в университете, присваивается статус «Заслуженный профессор».
Выпускников
Высшая школа экономики заняла высокие места по уровню трудоустройства выпускников. В 2016 году издание The Future Today поместило НИУ ВШЭ в список лучших вузов России, выпускники которых являются наиболее вакантными на рынке с уровнем трудоустройства 85%. Опрос внутри вуза также показал, что 93% выпускников трудоустраиваются в течение первого года после выпуска. Некоторые из них устраиваются на внештатную работу или продолжают образование.
Среди известных выпускников ВШЭ — Максим Орешкин, который впоследствии будет назначен министром экономического развития Российской Федерации, и Константин Носков, который станет министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.