Категории и группы должностей государственной гражданской службы

Чем отличаются госслужащие от бюджетников

Бюджетниками в России называют людей, которые работают в бюджетных учреждениях — тех, финансирование которых полностью или частично обеспечивается со стороны федерального или регионального бюджета. Так, наиболее часто бюджетниками являются сотрудники системы здравоохранения, образования, коммунальных служб, заведений культуры. Однако необходимо понимать, что между госслужащими и бюджетниками есть ряд важных отличий:

  • Госслужащие являются именно служащими, что предполагает особое правовое регулирование их статуса. Бюджетные работники трудятся по трудовому договору, а не контракту, и являются обычными трудящимися со всеми причитающимися правами и обязанностями.
  • Госслужащие получают денежное довольствие и содержание, размеры которого строго зафиксированы государственными или ведомственными нормами и имеют четкие критерии изменения. Бюджетники получают зарплату, которая зависит от финансирования и решений бухгалтерии и руководства заведения.
  • Госслужащие имеют широкий спектр дополнительных социальных гарантий, но также на них возложены и дополнительные обязательства, и ответственность.
  • Бюджетники получают страховую пенсию, а в отношении госслужащих предоставляется государственное пенсионное обеспечение по выслуге лет.

Кто не относится к госслужащим в Российской Федерации

Учитывая, что диапазон возможных профессий государственных служащих чрезвычайно широк, а также наличие многих схожих концепций, часто возникает различная путаница в отношении того, кто все еще является участником системы и органов государственной службы, а кто нет это с точки зрения закона. И во многом легче заранее определить, кто в России не является государственным чиновником в принципе. И это:

  • Сотрудники региональных и муниципальных органов власти. Хотя муниципальные служащие имеют практически идентичный статус государственным служащим, с точки зрения правовой системы они не являются государственными служащими, поскольку, в первую очередь, представляют не все государство в целом, а отдельные регионы.

  • Рабочие госпредприятий. В Российской Федерации есть много стратегических предприятий, управление которыми осуществляется посредством владения контрольным пакетом акций Российской Федерацией как государством. При этом сотрудники таких компаний не имеют дополнительных социальных гарантий и в принципе не считаются государственными служащими.
  • Сотрудники бюджетных учреждений. Вы можете узнать больше о том, чем государственные служащие отличаются от государственных служащих и почему они не совпадают. В целом следует понимать, что работа в бюджетном учреждении не делает человека государственным служащим.
  • Судьи. Лица, участвующие в отправлении правосудия в Российской Федерации, не являются государственными служащими. Они относятся к отдельной категории людей с разными принципами правового регулирования. Однако те, кто оказывает услуги судебной системе, уже считаются государственными служащими.

Статус людей на выборных должностях в России довольно неоднозначен. Таким образом, в контексте действующего законодательства и судебной практики они могут как признаваться государственными служащими в одних случаях, так и не признаваться таковыми в других.

Перспективы профессии

Государственная служба продолжает оставаться престижной и востребованной, а уровень стабильности и социальной защищенности работников дает ей преимущество перед работой в бизнесе.

Вопрос.

Является ли сотрудник, работающий в центре социальной защиты, государственным служащим?

Ответ.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также — федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также — гражданская служба субъектов Российской Федерации).

ст. 3, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» {КонсультантПлюс}

Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

ст. 13, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» {КонсультантПлюс}

В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

ст. 9.2, Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О некоммерческих организациях» {КонсультантПлюс}

Центр социальной защиты является бюджетным учреждением и не относится к государственным органам. Таким образом, сотрудник центра социальной защиты не является госслужащим.

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, ноябрь 2015 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).

Государственный служащий — работник (служащий), исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе.

Описание и характеристика профессии

Итак, кто такие госслужащие? Это сотрудники федеральных и региональных органов власти, выполняющие государственные функции в различных сферах. Вся гражданская служба страны делится на военную и гражданскую. Основная особенность чиновника — это выплата ему заработной платы из государственного или регионального бюджета. Военнослужащие получают зарплату из бюджета Министерства обороны.

Основными рабочими местами государственных служащих являются:

  • Администрация Президента;
  • Госдума;
  • правоохранительные органы (прокуратура, ФСБ, суд, полиция).
  • государственные организации;
  • Совет Федерации;
  • органы местного самоуправления;
  • министерства и различные федеральные агентства;
  • Правительство РФ;

Чаще всего граждане в своей жизни встречаются с обычными чиновниками, то есть с сотрудниками государственной гражданской службы. Их должности могут создаваться на основании федерального законодательства, указов Президента или актов субъектов Российской Федерации.

Все должности госслужащих в России разделены на 5 групп. Чтобы понять, что это за группы и кто в них входит, рассмотрите этот регистр в порядке возрастания:

  • Самый молодой. Сюда входят сотрудники, поддерживающие работу госорганов (курьеры, секретари). Этим сотрудникам присвоено звание «Секретарь государственной службы РФ».
  • Старейшина. Помимо подсобных рабочих, в нее входят также ведомственные специалисты. Здесь сосредоточены руководители среднего класса в ранге «референт госслужбы».
  • Выше. В эту группу входят высшие руководители государства, а также их помощники. Они имеют звание действительных статских советников.
  • Дом. В эту группу входят специалисты центральной власти и руководители. Чин — статский советник.
  • Первый. В эту группу, помимо специалистов, входят руководители, их заместители и помощники. Этим сотрудникам присваивается звание советника.

В зависимости от того, какое место занимает та или иная должность в этой иерархии, для сотрудника фиксируется заработная плата.

Список профессий госслужащих в России очень обширен, в него, помимо должностных лиц органов исполнительной власти и муниципальных органов, входят также сотрудники полиции, судов, МЧС и санитарно-эпидемиологической службы. Все эти сотрудники обеспечивают выполнение функций государства в рамках действующего законодательства.

Иерархия должностей

Государственная служба разделяется на 2 основных вида:

  • военная;
  • гражданская.

Военнослужащие получают оплату труда за счет средств из бюджета Министерства обороны. А гражданские служащие — из федерального или регионального бюджета страны.

ГГС – это сокращенная аббревиатура, обозначающая гражданскую государственную службу. Данные сотрудники должны обеспечить исполнение переданных им полномочий на федеральном или региональном уровне.

Кроме этого, ГГС подразделяется на следующие уровни:

  1. Должности, которые утверждаются федеральным законодательством или непосредственно указом Президента. Данные сотрудники обеспечивают надлежащее исполнение возложенных полномочий на федеральные органы, а также на индивидуальные государственные посты.
  2. Должности, которые утверждаются законами и другими законодательными актами субъектов РФ. Эти сотрудники осуществляют надлежащее исполнение всех органов власти в определенном субъекте.

Это основное деление государственных служащих, которое предусмотрено в Российской Федерации.

Категоризация

Помимо деления между федеральной и региональной категоризацией всех должностей, также существуют и более мелкое деление на группы в зависимости от выполняемых функций. Существует следующая категоризация:

  1. Руководители и их заместители, которые являются главным звеном госорганов и их подразделений. Эти должности могут быть выборными на определенный срок, а также постоянными без ограничения. Для них предоставлены самые большие полномочия, в том числе право издавать определенные нормативные акты, обязательные для других.
  2. Помощники являются личными заместителями каждого руководителя. С ними заключается срочный контракт, на основании которого с уходом руководителя заканчивается срок этого контракта. Их основная функция — осуществлять всестороннюю помощь своим руководителям.
  3. Специалисты — это те люди, которые имеют специализированное образование в определенной отрасли. И они должны обеспечить надлежащее выполнение поставленных перед ними приоритетных задач. У них нет ограничений по времени сотрудничества. А работа предоставляется на основании конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты — это те профессии людей, которые занимаются непосредственно организационным, информационным, документационным обеспечением деятельности государственных органов. Они выполняют вспомогательные функции. Их срок деятельности также не ограничен.

На основании установленной категоризации предъявляются определенные требования к сотрудникам, их занимающим, а также к тем, кто временно их замещают.

Льготы

Важно знать, что кроме престижа и возможного быстрого карьерного роста данные сотрудники имеют определенные привилегии и льготы. Законодательством предусмотрены следующие виды льгот:

  1. Бесплатное лечение в государственных специализированных центрах, при этом виды лечения не ограничены. Все услуги будут оказаны на бесплатной основе.
  2. Компенсация затрат на топливо, если он исполняет служебные обязанности на своем личном авто, то ему обязаны компенсировать затраты на ГСМ.
  3. Повышение квалификации на бесплатной основе с сохранением заработной платы на период обучения. Если повышение уровня знаний требуется для присвоения нового звания, то сотруднику должно быть предоставлено это обучение.
  4. Субсидии на приобретение личного жилья. Государством могут быть компенсированы определенные суммы из бюджета для своих сотрудников.
  5. Предоставление мест без очереди в детских дошкольных учреждениях при оформлении в них своих детей. Также этим правом могут пользоваться и некоторые другие родные служащего.
  6. Постоянное увеличение положенного оплачиваемого отпуска.
  7. Получение дополнительных премий.
  8. Реальная возможность быстрого продвижения по работе.

Помимо этого, льготы предоставляются и тем, кто собрался выходить на пенсию. Им положено следующее:

  1. Пенсионер имеет право получать доплату к обычной пенсии 55-80% от каждой выплаты в месяц.
  2. В случае смерти гражданина все расходы, связанные с погребением, оплачиваются из бюджета.
  3. Неиспользованные путевки в профилактории и санатории можно поменять на денежные выплаты.
  4. Пенсионер сохраняет свое право на получение всех медицинских услуг бесплатно.
  5. Все гарантии, предоставляемые госслужащему при выполнении им своих обязанностей, сохраняются впоследствии на пенсии.

Помимо федеральных льгот, каждый субъект РФ имеет право устанавливать дополнительные меры поддержки госслужащих. Их нужно уточнять в администрации региона.

Покупка жилья

Госслужащие имеют право получить единовременно определенную субсидию в виде конкретной суммы денежных средств для покупки собственного жилья. Это право имеют следующие категории служащих:

  • работники администрации Президента и некоторых других структур, непосредственно связанных с ним;
  • лица, работающие в аппарате, занимающиеся государственной безопасностью;
  • судебные работники;
  • сотрудники прокуратуры, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты.

Для получения положенных средств необходимо обращаться с заявлением в Федеральный государственный орган. При этом в первой очереди будут стоять сотрудники, имеющие трех и более детей.

Государственный служащий. Понятие и виды

Государственный служащий — гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральными законами, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета соответствующего субъекта Федерации.

В зависимости от квалификационных разрядов систему должностей можно разделить на следующие группы:

  • высшие государственные должности государственной службы — 5-я;
  • главные — 4-я;
  • ведущие — 3-я;
  • старшие — 2-я;
  • младшие — 1-я.

В зависимости от вида государственной власти, в органах которой замещают должности государственные служащие, можно различить работающих:

  • в представительных органах;
  • в судебных органах;
  • в органах исполнительной власти;
  • в иных органах.

В зависимости от функционального назначения государственные служащие делятся на три категории:

  • служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятия, учреждения, организации;
  • служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием, учреждением, организацией;
  • служащие, совмещающие выполнение данных функций.

В зависимости от характера и объема полномочий:

  • представители административной власти — должностные лица, имеющие право предъявлять юридически-властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (напр., санитарные врачи);
  • оперативный состав (функциональные работники) — государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов государственных органов, наделенных полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми (напр., юрисконсульт);
  • вспомогательный состав — служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (напр., технические секретари);
  • граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (напр., нотариус).

Нормативная документация и законодательные акты

На текущий момент в РФ существует целый перечень документов, которые определяют деятельность служащих. Рассмотрим 2 основных закона:

  • 79-ФЗ. Законодательный акт регулирует вопросы относительно организации службы, где работают государственные служащие, определяют экономические, финансовые и социальные аспекты;
  • 58-ФЗ. Считается вторым законом федерального значения, из которого разрабатывался 79-ФЗ. Здесь представлен порядок осуществления деятельности ГС по всем видам деятельности. В представленном документе разобраны вопросы управления системой.

Статья 13 Федерального закона №79

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Профессия «государственный служащий» требует высшего образования по направлению работы чиновника. Однако для того чтобы стать профессиональным госслужащим, можно пройти и обучение чисто управленческим специальностям: «государственное и муниципальное управление», «региональное управление», «муниципальное управление», «государственное регулирование экономики» и др.

В идеале, чтобы стать высококлассным профессионалом и претендовать на высокие должности, сотруднику желательно закончить профильный вуз, а затем еще и получить образование государственного менеджера. Например, получив диплом экономиста, а затем управленца, можно претендовать на работу в профильном министерстве.

Программы подготовки муниципальных и государственных служащих сейчас есть во многих высших учебных заведениях страны. Остановимся на некоторых их них:

  • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, имеющий целый ряд филиалов по стране (Липецк, Тула, Омск и др.);
  • Государственный университет управления (г. Москва);
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации имеет Институт государственной службы и управления в Москве и ряд филиалов в регионах страны (Челябинск, Волгоград, Нижний Новгород, Тамбов и др.);
  • Новосибирский государственный университет экономики и управления;
  • Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики.

Направления подготовки управленцев также вводятся в программы региональных вузов с учетом их специфики и потребности в кадрах.

Обучение

То, что госслужащим платят достаточно много, мотивирует многих стремиться стать ими. Однако это невозможно без проведения периодических аттестаций, первая из которых проводится уже при поступлении на должность. Цель аттестации — проверка соответствия исполняемым обязанностям. Итогом ее является подготовка мотивированного отзыва за контролируемый период. К этому акту добавляют информацию о выполненных проектах и решенных задачах.

По умолчанию аттестационная проверка проходит 1 раз в 36 месяцев. Иное предусматривается специальными распоряжениями. Она может быть организована, если есть основания полагать, что компетентность сотрудника госоргана утрачена досрочно, либо при переводе на новый уровень, либо при реорганизации структуры

При любых аттестациях обращают внимание на уровень подготовки оцениваемых лиц. Теоретически можно пройти подготовку по специализации «государственное и муниципальное управление» в любом вузе

Но наилучшие перспективы открыты перед выпускниками:

  • МГУ;
  • МГИМО;
  • РАНХиГС;
  • ВШЭ;
  • академии ФСБ;
  • финансового университета при правительстве;
  • РЭУ имени Плеханова;
  • ДвФУ;
  • УрФУ;
  • ОмГУ;
  • Тихоокеанского государственного университета;
  • СКФУ;
  • ТУСУР.

Крупные чиновники часто имеют юридическую подготовку. Довольно многие из них также получили образование по:

  • экономическим специальностям;
  • социологии;
  • международным отношениям;
  • военному профилю;
  • иностранным языкам.

Что такое гражданская служба

Законодатель определяет это как профессиональную служебную деятельность граждан России, направленную на обеспечение исполнения полномочий федеральных и региональных госорганов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов. Такое определение содержится в статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79. Другими словами, это профессиональная деятельность в органах власти различных уровней. Например, Федеральной налоговой службе или Федеральной службе судебных приставов.

Выделяют два вида гражданской госслужбы: федерального и регионального уровня. Отличаются они друг от друга принадлежностью учреждений к федеральному или региональному органу власти.

У тех, которые относятся к федеральным структурам, более широкие полномочия, круг вопросов для принятия решений носит глобальный характер или затрагивает как федеральные, так и региональные интересы. Если вопрос касается также и региональной деятельности, то по ним решения принимаются совместно со структурами, относящимися к субъектам РФ.

Региональные подразделения полномочны принимать решения, касающиеся деятельности отдельных регионов, или же действовать совместно с вышестоящими органами при решении общих вопросов.

В статье 8 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 говорится, что должности федеральной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом президента, а должности гражданской службы субъектов Российской Федерации учреждаются законодательными актами регионального уровня, которые разрабатываются на основании требований этого закона.

Однако все они, независимо от уровня, делятся следующим образом:

  • категории: руководители, помощники (советники) специалисты, обеспечивающие специалисты;
  • группы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие;
  • классные чины: действительный государственный советник, государственный советник, советник-референт, секретарь 1, 2 или 3 класса и т. д.

Классификация группы должностей государственной гражданской службы, таблица

Категории и группы должностей государственной гражданской службы также различаются между собой присвоенным классным чином. Классные чины присваиваются госслужащим в пределах группы соответственно занимаемой должности. Если гражданские служащие приняты на определенный срок, то для получения классного чина они должны сдать квалификационный экзамен. Исключением из этого правила являются руководители и помощники (советники), относящиеся к высшей и главной группам. Назначение и освобождение по ним производится напрямую президентом или правительством РФ.

В пределах ведущей старшей и младшей групп классный чин присваивается руководителем организации (представителем нанимателя), к которой относится должность.

Последовательность присвоения классных чинов и их соответствие и сохранение при переходе из одной структуры госвласти в другую на региональном уровне определяется субъектом РФ самостоятельно на основании положений, изложенных в ст 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79.

На федеральном уровне данный порядок, а также соотношение классных чинов госслужащих, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции и прокурорских работников определяется указами президента РФ.

Эти положения также устанавливаются в вышеуказанной статье.

Деление на категории должностей государственной гражданской службы, группы и чины нужно учитывать при составлении штатного расписания и планировании фонда оплаты труда, а также при разработке и внедрении служебного регламента госслужащего.

Полный перечень наименований с указанием кодов и делением на группы содержится в «Реестре должностей государственной гражданской службы», утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 23.08.2017).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector