Эссе по истории: пишем на отлично
Содержание:
Пример и план эссе по истории
В перечень требований к эссе входит также его правильная структура, которая подразумевает использование 4 абзацев:
- В 1-м абзаце вам необходимо доказать, что выбранный исторический период действительно важен, подтвердив это несколькими достоверными фактами;
- 2-й абзац предназначен для раскрытия роли определенных исторических личностей в анализируемом периоде;
- Причинно-следственные связи явлений описываются в 3-м абзаце;
- В 4-м абзаце необходимо дать итоговую оценку выбранному историческому периоду.
В любом случае конкретный пример исторического сочинения всегда поможет вам лучше понять план и структуру работы. Например, вы хотите описать период раздробленности Киевской Руси (1125-1237 гг.) и в начале свой работы обозначаете, почему это государство было таким важным для последующего развития истории (торговля с другими государствами, упадок власти князя).
Дальше следуют ключевые события, среди которых можно указать поход Андрея Боголюбского на Киев или первое письменное упоминание города Москвы. Теперь остается только рассказать о том, какие результаты имели эти события (установка Золотых ворот и назначение Москвы столицей), а также подвести итоги всего описанного.
Теперь вы знаете, как написать эссе по истории так, чтобы оно обязательно получило высокую оценку
Однако для того, чтобы еще лучше разбираться в этом вопросе, важно изучать примеры таких работ и постоянно практиковаться в их написании. В этом случае вы быстро разовьете все необходимые навыки
Алгоритм работы с сочинением
Для того, чтобы правильно написать данный вид письменной работы следуйте приведённым ниже пунктам:
Выберите тот временной период, который вы знаете наиболее хорошо и для которого с большей вероятностью сможете привести два события.
Определите чей период правления затрагивают выбранные временные рамки.
Вспомните какие наиболее значимые исторические события произошли в это время. Их должно быть не меньше двух.
Вспомните какие исторические личности жили в то время, как они повлияли на написанные вами события и на ход истории России в целом.
Выявите связь между двумя приведёнными вами событиями.
Объясните причины возникновения этих событий.
Составьте себе план, по которому будете писать сочинение
В нём должны быть четыре абзаца (найти его можно выше).
Напишите черновой вариант эссе на основе вашего заготовленного плана и написанной информации.
Напишите заключение вашего исторического сочинения, дав оценку произошедшим событиям и пояснив их последствия.
Перечитываем своё сочинение, проверяем его на наличие ошибок (особое внимание уделить фактическим) и переписываем в чистовик.
Используйте для сочинения заранее заученные клише (найти их можно ниже).
Используйте различные исторические термины и понятия, подходящие под выбранный период.
Пишите аккуратным и разборчивым почерком, так вы поможете эксперту быстрее и правильнее проверить вашу работу.
Не искажайте исторические факты.
Сочинение 2
Что же такое история? Обычно, в учебных пособиях и книгах, мы встречаем очень короткие определения, в которых говорится о том, что история является наукой о прошлом, о том, что происходило на нашей земле сотни, тысячи и миллионы лет назад. История передается как в письменном, так и в устном виде, она говорит нам о событиях происходивших в мире, в разных странах и даже в нашем маленьком городе очень много лет назад. События, свидетелями которых являемся мы сейчас, также когда-нибудь станут историей, описанной на страницах школьных учебников.
Нужно ли ориентироваться в истории? Конечно, как минимум для того, чтобы не повторить те ошибки, которые совершали предшествующие поколения людей. Существует множество положительных и отрицательных примеров в истории, которые могут дать необходимую основу для нашего с вами будущего. Видя опыт предыдущих поколений, мы может улучшить мир. Еще один пример, для чего нам нужно знать историю, заключается в познании большого количества информации, взятой из прошлого. Так, мы узнаем законы и обычаи разных обществ и народов, что дает нам шанс познать культуру разных стран.
История очень интересна и полезна. Историческая память о революциях, войнах, героях и подвигах происходивших на нашей земле, дает нам позволение в уважении и гордости к собственной стране. Итак, для начала, само понятие история заключается в судьбах людей, а не только в политических событиях перечисленных выше. Каждая личность несет в себе свою собственную маленькую историю, и совершенно не имеет значения, попадает ли она на страницы учебных пособий или остается только в памяти родных и самых близких для нее людей. О времени, в котором мы сейчас живем, будьте уверены, тоже будет написано на страницах учебников, и следующие поколения будут воспринимать его как далекое прошлое, как историю. Они смогут узнать от том, какой была жизнь до их появления, даже какую одежду раньше носили, какую ели еду, узнают какие были средства передвижения, и о сотрудничестве и вражде разных стран. Используя опыт прошлых лет, они смогут усовершенствовать свой мир.
Ирек Биккин сказал, что люди, не знающие своего прошлого, лишены будущего. С этими словами невозможно не согласиться. Люди, не знающие историю, не способны верно оценивать свое настоящее, вполне возможно, что именно они совершат ошибки прошлого поколения. События, происходящие каждый день, могут оказаться в истории и только мы ответственны за оставленную память для будущего поколения. Это могут быть научные открытия или преодоление границ, разделивших человечество. Для нынешнего поколения главная задача это оставить память для будущего, которой можно будет гордиться.
`
СОЧИНЕНИЕ 1
Тема сочинения март 1801 — май 1812
Период с марта 1801 – май 1812 гг. является первый периодом правления Александра I. Он характеризуется проведением либеральных реформ во всех сферах жизни общества, реформами в сфере образования и системе государственного управления, а также активной внешней политикой. К важным событиям данного периода можно отнести: создание министерств в 1802 г. и создание Царскосельского лицея 1810 г, а также другие реформы в сфере образования.
Александр I с самого начала своего правления понимал, что созданные, ещё во времена Павла I, коллегии, больше не могли решать важные проблемы общества, т.к. они не были до конца разработаны и не имели чёткой организованности. Государству нужен был высший орган, который лично был бы ответственным за принятие решений. Для этого в 1802 г. Александр I проводит Министерскую реформу, суть которой заключалась в том, что все министерства будут подчиняться одному человеку-министру. Особую роль в указанном событии сыграл Н.Н.Новосильцев, т.к. именно его проект лёг в основу реформы. Следствием данной реформы стало создание 8 министерств, которые смогли более чётко организовать систему государственного аппарата.
Немалое внимание Александр I уделял образованию в стране, т.к. сам был высокообразованным человеком, воспитанным в век Просвещения
В 1810 г. Александр издаёт указ об открытии Царскосельского лицея, также инициатором данного указа был М.М.Сперанский. По программе Сперанского Царскосельский лицей был направлен в первую очередь на подготовку государственных служащих. Помимо создания лицея Александр проводит и другие реформы в области образования. В 1802 году Александром был издан указ, по которому провозглашались новые принципы в системе образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ. Следствием данных реформ, был выросший уровень образования в стране, а также формирование высококвалифицированных специалистов.
В целом период правления Александра I с марта 1801- май 1812 год во многом повлиял на дальнейшее развитие нашей страны. В стране повышается уровень образования, проводятся реформы государственного аппарата. Внешняя политика данного периода во многом стала причинами столкновения Российской Империи с Францией(например, нарушение континентальной блокады Англии, стало одной из причин Отечественной войны 1812г.) Несмотря на все реформы, они носили не законченный характер. Всё более остро в стране становился вопрос о решение крестьянского вопроса.
Комментарий эксперта:
К2 снижен так как в сочинении упомянуты исторические личности но об их роли в событиях указано недостаточно, засчитано только про Александра 1.
К3 снижен так как недостаточно прослежены ПСС открытия Лицея. Исключительно желание Александра 1 и его воспитание не могут быть единственными причинами, было бы выгоднее расширить это, например- стране требовалось все больше образованных людей, можно было бы подчеркнуть преемственность в вопросах организации системы образования, инча получается что все зависело только от Александра. К6 снижен из за наличиня фактических ошибок
К7 снижен из-за недостаточно связного изложения материала, сочинение в ряде случаев представляет собой набор рассуждений общего характера.
Рекомендации: Было бы выгоднее упоминать 1 событие из внешней политики 1 из внутренней. Более точно следует проследитьва ПСС, не бросать их на половине пути, формулировать до конца
К4 моджет быть в данной работе снижен до 0 баллов, так как ни одно из описанных событий и ПСС не указано достаточно полно, до конца, который позволил бы оценить уровень знания автором истории. Автору при описании событий было бы полезно руководствоваться четким планом написания, и уделять внимание проверке работы на предмет фактических ошибок
ИТОГО 6 баллов
Популярные сочинения
- Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно сочинение Предки – это наше начало, наши истоки. Славянский народ за период своего существования пережил многие трудности, лишения и войны. Многое менялось за период существования нашего народа.
- Сочинение Наталья Дмитриевна в комедии Горе от ума (образ и характеристика) Одним из второстепенных персонажей произведения является Наталья Дмитриевна Горич, представленная в образе супруги Платона Михайловича, приходящегося другом главному герою
- Сочинение Образ бесприданницы в пьесе Островского Александр Николаевич Островский за свою жизнь написал большое количество произведений, которые потрясли не только Матушку-Россию, но и целый мир культуры и искусства. Пьеса «Бесприданница» появилась
Периоды правления:
- 862-879 – Рюрик (Новгород)
- 882-912 – Олег (Киев+объединение с Н.)
- 912-945 – Игорь
- 945-969 – Ольга
- 945-972 – Святослав (сын Ольги и Игоря)
- 980-1015 – Владимир I (Киев)
- 1019-1054 – Ярослав Мудрый (сын Влад 1; Киев)
- 1113-1125 – Владимир II Мономах (Киев)
- 1125-1132 – Мстислав (сын Влад II; Киев)
- 1136 – изгнание Всеволода, образование Новгородской республики (до 1478)
- 1125-1157 – Юрий Долгорукий (Ростов-Суздаль)
- 1157-1175 – Андрей Боголюбский
- 1176-1212 – Всеволод II Большое Гнездо
- 1252-1263 – Александр Невский (Владимир)
- 1276 и 1282-1303 – Даниил
- 1303-1325 – Юрий Даниилович
- 1325-1340 – Иван I Калита (Москва; с 1328 – вел. князь владимирский)
- 1340-1353 – Семен Гордый
- 1353-1359 – Иван Красный
- 1359-1389 – Дмитрий Донской (Москва; с 1362 – князь владимирский )
- 1389-1425 – Василий I
- 1425-1462 – Василий II Темный
- 1462-1505 – Иван III
- 1505-1533 – Василий III
- 1533-1583 – Иван IV Грозный
- 1584-1598 – Федор Иванович (последний из династии Рюриковичей)
- 1598-1605 – Борис Федорович Годунов
- 1605-1606 – Лжедмитрий I
- 1606-1610 – Василий IV Шуйский
- 1610-1612 – правление семибоярщины во главе с Мстиславским
- 1613-1645 – Михаил (начало династии Романовых)
- 1645-1676 – Алексей Михайлович
- 1676-1682 – Федор Алексеевич
- 1682-1696 – Иван V и Петр I совместно
- 1682-1689 – регентство Софьи Алексеевны (фактическая власть)
- 1696-1725 – Петр I (после смерти Ивана V)
- 1725-1727 – Екатерина I
- 1727-1730 – Петр II (сын царевича Алексея)
- 1730-1740 – Анна Иоанновна (дочь царя Ивана V; «бироновщина»)
- 1740-1741 – Анна Леопольдовна и Антон-Ульрих Брауншвейгский
- 1741-1761 – Елизавета Петровна (дочь Петра I)
- 1761-1762 – Петр III
- 1762-1796 – Екатерина II
- 1796-1801 – Павел I Петрович
- 1801-1825 – Александр I
- 1825-1855 – Николай I
- 1855-1881 – Александр II (Николаевич) Освободитель
- 1881-1894 – Александр III Александрович Миротворец
- 1894-1917 – Николай II (дата отречения Николая II от престола – 2 марта 1917 года)
- 1917 – образование временного правительства
- 1917 – образование Советского правительства
- 1917-1924 – Ленин В.И.
- 1922-1953 – Сталин И.В.
- 1953-1955 – Маленков Г.М. (фактический руководитель аппарата)
- 1953-1964 – Хрущев Н.С.
- 1964-1982 – Брежнев Л.И.
- 1982-1984 – Андропов Ю.В. (фактический руководитель)
- 1984-1985 – Черненко К.У. (фактический руководитель)
- 1985-1991 – Горбачев М.С.
- 1991-2000 – Ельцин Б.Н.
- 2000-2008 – Путин В.В.
- 2008 – 2012 Медведев Д.А.
- 2012 – Путин В.В.
Добавить комментарий
Историческое сочинение. 1598-1613
1598-1613 гг. — период социально-политического, экономического и династического кризиса в России, известный как Смута.
Смута произошла по целому ряду причин. Страна еще не оправилась после разорительной Ливонской войны, обострилась социальная ситуация вследствие процессов закрепощения крестьян. Пресеклась мужская ветвь династии Рюриковичей, вследствие чего усилилась борьба бояр за власть и появились самозванцы, выдававшие себя за царевича Дмитрия Ивановича.
Смута началась во время царствования Бориса Годунова. Падению его популярности способствовали неудачные действия властей во время голода 1601-1603 гг., репрессии против бояр. В октябре 1604 г. из Польши в Россию вторглись отряды Лжедмитрия. Посланное против них царское войско, узнав о смерти Бориса Годунова, перешло в мае 1605 г. под Кромами на сторону Лжедмитрия, и он вскоре вступил в Москву.
Царствование Лжедмитрия I продолжалось с июня 1605-го по май 1606 г. Недовольство из-за нарушения русских обычаев в одежде и быту, его расположения к иностранцам, женитьбы на полячке и затеваемой войны с Турцией привело к восстанию в Москве и убийству Лжедмитрия I.
Правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.) было временем дальнейшего ослабления России, погружения ее в Смуту. Недовольство Василием Шуйским привело к восстанию И. И. Болотникова в 1606-1607 гг. В августе 1607 г. в России появился Лжедмитрий II. 1 мая 1608 г. царские войска были разбиты армией самозванца под Волховом. В Тушине возникла альтернативная столица с правительством Лжедмитрия II. Во время правления Шуйского Швеция и Речь Посполитая захватили большие территории на северо-западе и западе России. Страна разорялась бандитскими шайками и интервентами. В результате в 1610 г. Василий Шуйский был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи.
Правительство из семи бояр («семибоярщина») во главе с Ф. И. Мстиславским, правившее в 1610-1612 гг., 17 августа 1610 г. подписало договор с гетманом Жолкевским, согласно которому королем России становился Владислав IV, и пустило поляков в Москву. Это вызвало недовольство народа. В результате в 1611 г. возникло первое народное ополчение во главе с П. П. Ляпуновым, попытавшееся изгнать поляков из Москвы. После неудачи первого ополчения в Нижнем Новгороде образовалось второе народное ополчение во главе с К. 3. Мининым и Д. М. Пожарским, которое в октябре 1612 г. освободило Москву от поляков. В январе-феврале 1613 г. состоялся Земский собор, на котором был избран царем Михаил Федорович Романов.
Историки, в частности А. Н. Сахаров, оценивают период Смуты неоднозначно. С одной стороны, Смута привела к хозяйственному разорению центра страны, потере территорий на западе (Смоленск) и северо-западе (выход в Балтийское море). С другой стороны, Смута привела к подъему национального самосознания и патриотизма русского народа и сохранению национальной независимости и государственности России.
Критерии оценивания
2 балла | |
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель | 2 балла. |
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель | 1 балл. |
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно | 0 баллов. |
2 балла | |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 2 балла. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 1 балл. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов). ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно |
0 баллов. |
2 балла | |
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2) | |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 2 балла. |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 1 балл. |
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны | 0 баллов. |
1 балл | |
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти | 1 балл. |
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано |
0 баллов. |
1 балл | |
При изложении корректно использована историческая терминология | 1 балл. |
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы |
0 баллов. |
3 балла | |
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | 3 балла |
Допущена 1 фактическая ошибка | 2 балла. |
Допущены 2 фактические ошибки | 1 балл. |
Допущены 3 или более фактические ошибки | 0 баллов. |
1 балл | |
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | 1 балл. |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | 0 баллов. |
Максимальный балл — 12
Решай по истории.
Вариант 3
Все исторические эпохи полны значительными событиями и выдающимися людьми. Новые поколения восхищаются искусством и архитектурой прошедших веков, пытаются сохранить культурное наследие предков. Люди помнят о том, что было в прошлом, для того чтобы построить светлое будущее. Лично для меня интереснее всего эпохи, в которые происходили перемены. Ведь именно тогда менялся мир, создавая наше настоящее.
Одним из произведений, в которых описывается время перемен, является роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор на примере конфликта между представителем старшего поколения Павлом Петровичем Кирсановым и представителем новых людей Евгением Базаровым продемонстрировал противостояние либеральных дворян и революционных демократов.
Дядя Аркадия был типичным представителем дворянства. В спорах с Базаровым он рьяно защищает аристократию, потому что не мыслит своей жизни без неё. Кроме того, он считает, что новое поколение разрушает общественные традиции, поэтому негативно относится к их идеям и стремлениям. А Базаров, будучи приверженцем философии нигилизма, отрицает сложившееся государственное устройство, считает, что аристократия уже давно изжила себя и только тормозит развитие. Взгляды «отцов» и «детей» совершенно противоположны. Это показано и на примере их отношения к искусству, природе, воспитанию и человеческим чувствам. У противостоящих сторон разные позиции даже в этих вещах. Именно эти противоположные мировоззрения и лежат в основе центрального конфликта романа.
И.С. Тургенев говорил, что его произведение «направлено против дворянства как передового класса». Это означает, что он был сторонником общественных изменений, необходимых государству, по его мнению. Но в то же время он не верил в действенность революционных способов, поэтому в романе происходит развенчивание теории нигилизма. Автор показывает несовершенство взглядов не только Петра Павловича Кирсанова, но и Евгения Базарова, представителя нового поколения, которое должно совершать преобразования.
Другим произведением, где описывается эпоха перемен, является пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад». В ней изображается конец 19 – начало 20 века, когда многие дворянские поместья приходили в упадок, и продавалась на аукционе в счёт долгов. Для дворян наступили неблагоприятные времена после отмены крепостного права, потому что ранее за них всю работу выполняли крестьяне, беспрекословно подчиняющиеся своим хозяевам. Знатные люди не были приспособлены к труду, они не знали, как преодолевать трудности и самостоятельно решать свои проблемы. Именно из-за этого помещики были настроены против перемен, они не понимали, что теперь им необходимо работать и беречь свои сбережения.
В пьесе дворяне представлены в первую очередь Раневской и Гаевым. В прошлом это была богатая семья, которая ездила в Париж и устраивала шикарные балы, на которых присутствовало всё светское общество, а теперь они медленно, но уверенно шли ко дну. Лопахин предложил способ спасти усадьбу: разделить вишнёвый сад на разные участки и сдавать в аренду под дачи. Но для Раневской это средство оказалось недопустимым, порочащим её дворянскую честь. Ей было проще лишиться всего имущества, чем поставить под сомнение свою репутацию. Любовь Андреевна характеризуется как безвольная, неприспособленная и легкомысленная натура, нежелающая думать о своём будущем. Она жила прошлым, и не собиралась менять мировоззрение, продолжая беспечно сорить деньгами.
Особенным персонажем в пьесе является слуга Фирс. Он необходим для более полного освещения поднятой автором проблемы. Фирс привык жить в крепостном государстве, любил предаться воспоминаниям о счастливом прошлом, потому что свободу, полученную после отмены крепостного права, он считал настоящим несчастьем. Его неизбежная смерть в заколоченном доме очень символична, вместе с гибелью вишнёвого сада она символизирует окончание целой эпохи.
Подведя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что во все исторические эпохи находились люди, которые стремились изменить свою действительность. Иногда это приводило к войнам, иногда происходило мирным путём, тем не менее мир неизбежно менялся. Именно поэтому я считаю, что эпохи перемен – самое интересное время в истории человечества.
Из чего состоит эссе по истории
Перед тем, как написать историческое сочинение, важно определиться с периодом, который будет в нем освещаться. Начать свое эссе лучше всего с характеристики этого периода, разбора его особенностей и специфики
Завершающим этапом этой части будет подбор конкретных фактов с указанием точных дат и имен.
Исторические факты
В момент отбора фактов очень важно не просто перечислить какие-то события, а обозначить самые главные явления, которые в полной мере раскроют специфику периода. При этом вы должны понимать, что существуют как сугубо исторические, так и научно-исторические факты
Первые действительно имели место в определенный промежуток времени. Они обладают объективностью, временными рамками и пространственным обозначением. Научно-исторические факты – это в первую очередь умозаключения историков и ученых, которые были сделаны на основе анализа определенных источников информации.
Оценочные знания
Для того, чтобы предоставить определенную оценку описываемому периоду, важно обладать знаниями о различных версиях описания исторических событий и фактов, а также знать, какие существуют точки зрения на этот счет
При оценивании таких знаний в эссе по истории (шаблон вы сможете увидеть ниже) берется во внимание глубина раскрытия вопроса, а также сила предоставляемых аргументов и фактов
Характеристика исторической личности
Даже если вы предоставите развернутое описание какой-то конкретной исторической персоны, этого будет недостаточно для высокой оценки ваших стараний. Задание, представленное в эссе, подразумевает описание роли исторической личности в конкретном периоде ее деятельности, а также подкрепление всего написанного достоверными фактами. Если серьезно отнестись к этому требованию, ваше эссе будет оценено на гораздо более высокий балл.
Причинно-следственные связи
Любые явления, которые когда-либо имели место, вызваны какими-то другими событиями, а также влекут за собой новые происшествия. Определение таких причинно-следственных связей является еще одним из важных критериев оценки исторического сочинения. Вы должны уметь анализировать предоставленные факты, а также делать на их основе соответственные выводы
При этом также очень важно выстраивать все события в хронологической и логической последовательности
Требования к сочинению по истории в ЕГЭ
Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему.
В 2021 г. у школьников появился выбор, писать ли сочинение по историческому процессу (относится к определённому периоду, например, «Внешняя политика Ивана Грозного») или по исторической личности (пример тем: «Ярослав Мудрый», «Александр Меншиков»). Требования к этим двум видам сочинение различаются, хотя и есть много пересечений.
Сначала разберём требования к сочинению по историческому процессу.
Сочинение по историческому процессу
В демо-версии 2021 г. на сайте разработчиков ЕГЭ www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):
Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах)
Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России;
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.. Сочинение по деятельности исторической личности
Сочинение по деятельности исторической личности
Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель.
Назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность. Охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах)
Внимание! При характеристики роли, каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности в значительной степени, повлиявший на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и или названной Вами).
Используя знание исторических фактов и (или) мнение историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины и понятия.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины понятия.
Сочинение №5
Декабрь 1825 – март 1855
Декабрь 1825 – март 1855 гг. – это период правления Николая I. Он характеризуется укреплением бюрократического аппарата, борьбой с вольнодумством и революционными настроениями, кодификацией российского законодательства, реформой Киселева в государственной деревне, финансовой реформой Канкрина, началом Крымской войны.
Одним из важных событий данного периода стала реформа государственной деревни. Причиной её проведения являлась необходимость улучшения положения государственных крестьян, облегчения и упорядочения сбора налогов в деревне, показа помещикам примера обращения с крестьянами. Важная роль при проведении реформы принадлежит Киселеву. Сначала он лично отправился в некоторые российские уезды и губернии, чтобы ознакомиться с положением крестьян, затем он представил Николаю 1 проект будущих преобразований, в котором разработал основные направления реформы. Следствием данного события стало улучшение положения государственных крестьян: было введено самоуправление в деревне, малоземельным крестьянам дали земли, были построены новые школы и больницы, сбор налогов облегчен.
Другим важным событием этого периода стало издание Свода законов Российской империи. Причиной его издания стала необходимость упорядочить прежнее запутанное российское законодательство вследствие его архаичности и громоздкости, ведь еще до этого делались попытки его систематизации (Уложенная комиссия при Екатерине II и др.), а также обеспечить порядок в стране. Ключевую роль в кодификации законодательства сыграл Сперанский. Для этой цели было создано II отделение СЕИВК, работу в которой и курировал Сперанский. Также он лично участвовал в работе отделения, для чего изучил прошлые законы, изданные после Соборного уложения, и обобщил их. Эти законы и вошли в Свод законов, который Сперанский представил Николаю I. Следствием этого события стала, с одной стороны, кодификация и упорядочивание российского законодательства, что способствовало становлению правовой системы России, а с другой стороны, была закреплена традиционная крепостническая структура государства, ведь Сперанский не имел возможности вносить принципиальные изменения в Свод законов.
Также в этот период в ходе начавшейся Крымской войны происходила оборона Севастополя, вызванная необходимостью отразить нападение турков, англичан и французов на город. Важную роль в этом событии сыграл Нахимов. Он сумел организовать оборону Севастополя: собрал войска и скоординировал их действия, принимал активное участие в строительстве осадных сооружений, поднимал своими действиями боевой дух солдат. Однако противники сумели занять Севастополь, что способствовало ускорению окончания войны и подписанию мирного договора.
Период правления Николая I нельзя оценить однозначно. С одной стороны, была ужесточена цензура («чугунный устав»), подавлено восстание декабристов, усилен государственный контроль (III отделение СЕИВК). Но с другой стороны, были проведены мероприятия по решению крестьянского вопроса («указ об обязанных крестьянах»), реформа государственной деревни Киселева, благодаря чему накоплен опыт решения крестьянского вопроса, использованный Александром 2 при отмене крепостного права. Наказанные при Николае I декабристы были амнистированы при Александре 2. В Крымской войне, начавшейся в этот период и закончившейся при следующем правителе подписанием Парижского мира, Россия потерпела поражение. Оно было вызвано недостаточными мерами Николая 1 по реформации страны, технической и экономической отсталостью России. Всё это подготовило основу для правления Александра 2 и дало толчок к проведению им «великих реформ».