Орфоэпические нормы
Содержание:
- Подготовка
- Суффиксальные
- Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)
- Правописание приставок
- Вспомогательный краткий конспект
- ↑ Список наречий меры и степени
- Как решать задание 4 ЕГЭ по русскому языку
- Первая часть
- Задание 11
- Что нужно знать, чтобы получить высокий балл?
- БУКВЫ Е/Ё/О В СУФФИКСАХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
- Структура ЕГЭ по русскому языку
- Художественные средства создания образов (портрет, пейзаж, речевая характеристика и пр.), формы речи
- Новые задания 9 из ЕГЭ по русскому с ответами
Подготовка
Многомудрый Литрекон подготовил Вам рекомендации, чтобы получить высокий балл при сдаче ЕГЭ по русскому языку 2022. Есть несколько основных направлений подготовки, которые нужно проработать, чтобы на экзамене не было мучительно больно за впустую потраченное время.
Теория
Вся теория, которая понадобится для получения ста баллов на ЕГЭ, размещена в кодификаторе. Для успешного выполнения заданий на ЕГЭ по русскому языку по русскому языку нужно повторить теоретические знания по таким вопросам:
- Ударения и паронимы. ФИПИ подготовили сборник, где собраны только те слова, которые будут на ЕГЭ. Это касается и паронимов. Ваша задача запомнить эти слова.
- Лексические нормы. Изучите лексические нормы, чтобы видеть некорректные формулировки.
- Морфологические нормы. Внимательно изучите правила, чтобы не было сложностей в образовании формы слов.
- Синтаксические нормы. Главное — разберитесь, что такое синтаксические ошибки и какие подсказки помогут обнаружить их.
- Орфография. Необходимо четко понимать, что такое чередующиеся корни и какие они бывают, разбираться в группах приставок, выучить все правила для правописания суффиксов. А также нужно вспомнить про спряжение, глаголы-исключения, правило написания двух НН. Нужно уметь отличать отглагольное прилагательное от причастия.
- Пунктуация. Стоит вспомнить правила постановки запятых, двоеточий и тире в предложениях.
- Типы речи. Нужно понимать классификацию типов речи и иметь навыки анализа текста.
- Языковые средства выразительности. Повторите языковые средства выразительности.
План сочинения
План сочинения на ЕГЭ по русскому языку, пример и описание каждого элемента этой работы Вы найдете в гайде от учителя «Как написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку». Универсальный алгоритм написания сочинения ЕГЭ по русскому языку выглядит так.
- Знакомство с текстом (стоит прочесть несколько раз, выделяя в тексте ключевые слова).
- Определение проблемы и главного вопроса, который поднимает автор в тексте.
- Подбор двух примеров-иллюстраций в исходном тексте. Они должны проиллюстрировать проблему, выбранную Вами, а Вы должны дать свой комментарий.
- Краткое описание позиции автора текста.
- Описание и аргументация своей позиции. Она может не совпадать с мнением автора. Подкрепить ее можно литературным аргументом, но дополнительные баллы за это Вы не получите.
- Подвести итог сочинения, а не исходного текста.
Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку 2021 года по демоверсии ФИПИ находится тут.
Другие примеры по текстам прошлого года и из сборника Цыбулько Вы можете найти у Многомудрого Литрекона, используя поиск по сайту. Если чего-то нет нигде, но очень хочется, можете написать ему на почту или в вк группе. Он напишет!
Ваше сочинение не должно быть полностью пересказанным текстом. А также размышления ученика должны соответствовать предложенной проблеме. Если нарушить эти два условия, можно получить ноль за сочинение.
Самый главный совет всех педагогов — это как можно больше практики. Для получения высокого балла на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году не стоит надеяться только на просмотр заданий. Поверхностное ознакомление с примерами идеального сочинения не сильно поможет выпускнику получить максимальный балл. Главная Ваша задача — научиться писать сочинения, выделять главное из предложенного текста.
Передовые педагоги всегда дают полезные советы для успешного написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку:
- Сначала выполните задания No24—26, что поможет лучше понять предложенный текст.
- Выпишите в черновик все зафиксированные проблемы и выберите ту, которую легче всего комментировать. Все популярные проблемы в сочинениях кратко описаны в этой работе.
- Эксперты рекомендуют оставить 70 минут для написания сочинения. Чтобы уложиться в этот срок, нужно освоить алгоритм написания сочинения на ЕГЭ как свои пять пальцев. Поэтому практика, и еще раз практика.
- Объем текста должен быть 200—250 слов, но не более 400: чем дольше Вы затягиваете, тем больше шансов допустить лишние ошибки. Минимизируйте в тексте содержание «стоп-слов» (неправильных оборотов, излишних обобщений, ошибочного применения местоимений и др.). Помните: если не знаете, как писать слово или фразу, замените их тем, в чем Вы точно уверены.
- Написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку правильно помогают клише и шаблоны. Нужно больше формализма и зауми, чтобы покорить сердца проверяющих и преуспеть в этом деле не хуже песен Стаса Михайлова!
Суффиксальные
(смотрим на буквенные сочетания)
Н-ВЕНН
- Бедный — бедственный
- Безответны безответственный
- Благодарный — благодарственный
- Великий — величественный
- Единичный — единственный
- Искусный — искусственный
ЧЕСК-ЧН
- Артистический — артистичный
- Гармонический — гармоничный
- Демократический — Демократичный
- Дипломатичный — дипломатический
- Драматический -драматичный
- Иронический — ироничный
- Микроскопический — микроскопичный
- Органический — органичный
- Практический — практичный
- Публицистический — публицистичный
- Романтический — романтичный
- Сценический — сценичный
- Технический — техничный
- Фактический — фактичный
- Хищнический — хищный
- Экономический — экономичный — экономный
- Эстетический — эстетичный
- Этический — этичный
НН — СК
- Враждебный — вражеский
- Звериный — зверский
- Жизненный — житейский
- Зрительный — зрительский
- Изобретательный — изобретательский
- Популярный — популистский
- Просвещенный — просветительский
- Ритмичный — ритмический
- Соседний — соседский
- Конный — конский
ИСТ-Н
- Болотистый — болотный
- Глинистый — глиняный
- Каменистый — каменный
- Лесистый — лесной
Прил. на ТЕЛЬ
- Благотворительный — благотворный
- Сравнительный — сравнимый
- Унизительный — униженный
- Желательный — желанный
- Длительный — длинный
- Обвинительный — обвиненный
- Представительный — представительский
- Признательный — признанный
ТН
- Высокий — высотный
- Скрытый — скрытный
ОВОЙ — ЧН
- Вековой — вечный
- Звуковой — звучный
ОВАНН
- Гарантированный — гарантийный
- Лакированный — лаковый
ОСТН — Н
- Личностный — личный
- Целостный — цельный (целый)
Материал на — ЯН
- Костный — костяной
- Ледовый — ледяной
Существительные на — ОСТЬ
- Выгода — выгодность
- Наличие — наличность
- Гордыня — гордость
- Гуманизм — гуманность
- Раздражение — раздражительность
- Эффективность — эффектность
- Сопротивление — сопротивляемость
ЧИВ, ЛИВ, ТИВ (прилагательные)
- Дождливый — дождевой
- Доверчивый — доверительный
- Неудачливый — неудачный
- Памятливый — памятный
- Удачливый — удачный
- Продуктивный — продуктовый
- Эффективный — эффектный
- Пугливый — пуганый
Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)
Например:
Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).
Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ. Например:
Например:
Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.
Примеры неправильного употребления деепричастного оборота:
- Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием).
- Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).
Правописание приставок
Неизменяемые приставки
о- | обежать, остановка, одуматься |
у- | увести, убежал, успокоиться |
до- | дожить, дойти, доставка |
по- | побежать, подворье, посмотреть |
про- | прокатить, пробел, просмотр |
пра- | «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык |
на- | нападки, накрыть, надавить |
за- | закрыть, заключенный, запутать |
над- (надо-) | надкусить, надпись, надорваться |
под- (подо-) | подплыть, подсказать, подождать |
от- (ото-) | отдать, отодвинуть, открыть |
об-(обо-) | облететь, обтереть, обойти |
в- (во-) | вдоволь, вверх, вовлечь |
вы- | вылавливать, выход, выстоять |
с- (со-) | сдвинуть, сойти, сгибать (есть только приставка с-, нет приставки з-) |
дез- | дезинформировать |
контр- | контраргумент |
транс- | трансатлантический |
пост- | постмодернизм |
суб- | субкультура |
супер- | супергерой |
пан- | панъевропейский |
пред- (предо-) пере- |
предпочтение, предрешать, предостеречь перерыв, перелить, перекос |
Изменяемые приставки
1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующей согласной. Если после приставки из этой группы мы видим звонкий согласный, то на конце приставки пишем -з, а если глухой, то, соответственно -с.
Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:
- без-/бес- безработный, бессмертный
- раз-/рас- разрозненный, распустить
- воз-/вос- (вз-/вс-) возврат, восход
- из-/ис- избежать, испуг
- низ-/нис- низвергать, нисходить
- через-/черес- (чрез-/чрес-) чрезмерный, чересчур
2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.
Значения приставки ПРЕ: значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень. Например: прекрасный, преувеличивать, превосходить, преспокойный
значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений). Например: прервать, преступник, преподаватель, преобразовать, преграда
Слова которые нужно запомнить беспрекословный преимущество преклонный прелестный пренебречь, пренебрежение знаки препинания преподнести Значения приставки ПРИ: «приближение» Например: приходить, приезжать. «присоединение» Например: пришить, приклеить. «недодействие» Например: прикрыть, присесть. «завершенное действие» Например: придумать, приготовить. «близость к чему-либо» Например: прибрежный, придорожный. Слова которые нужно запомнить: прибаутка прибор привереда привидение привычка пригодный придирчивый
3. Приставки, правописание которых зависит от ударения
рас-/рос (раз-/роз-)
- Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания -з/-с.
- Без ударения в них пишется буква А, а под ударением… — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О. Например: роспись, расписание, разговор, розыск. Исключение: розыскной
- Решай задание 10 по русскому языку с ответами
- Решай с ответами.
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.
Вспомогательный краткий конспект
ПРИСТАВКА
Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Приставка выделяется
ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ
Гласные и согласные в приставках независимо от произношения всегда пишутся одинаково. Например: подписать – подпись. есть приставка под-, но нет приставки пот-. и т.д.Исключения составляют приставки на з(с), а также пре- и при-.
ПРИСТАВКИ НА З(С)
В приставках на з(с) (без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, через- и пр.) перед звонкими согласными и гласными пишется З, а перед глухими С. Например: разбить, разобрать, расписаться
Безводный – бесклассовый возбуждение – воспитание ВНИМАНИЕ: Иногда на стыке приставки и корня появляется удвоенные ЗЗ и СС. Например: беззаветный – бессовестный воззвание – восстание Надо запомнить: перед корнем –чет- пишется одна С, а перед корнем –чит- пишется две буквы СС: расчет, расчесть – рассчитать, рассчитывать
Надо запомнить: в словах низкий, низший, близсидящий пред глухими З не переходит в С, так как З входит в состав корня и не подчиняется этому правилу. Надо запомнить: разевать, разинуть, разор, разорить всегда пишется одна З. Надо запомнить: в слове рассориться пишется удвоенная СС (хотя рас-ссориться = приставка рас- и корень –ссор-), так как в русском языке не принято писать три одинаковые согласные подряд. Приставка с- пишется неизменно, потому что приставки з- в русском языке нет.
Приставки ПРЕ-/ПРИ-
Написание приставок пре- и при- зависит от смысла.
Пишется ПРЕ-: 1) если можно приставку заменить словами ОЧЕНЬ или ВЕСЬМА: преинтересный – очень интересный преуспевать – весьма успевать 2) если можно заменить приставкой ПЕРЕ-: преступить – переступить Пишется ПРИ-: 1) в значении пространственной близости или смежности: прибрежный, пришкольный 2) в значении ПРИБАВЛЕНИЯ, ПРИСОЕДИНЕНИЯ, ПРИБЛИЖЕНИЯ: приделать, прибить, приклеить 3) в значении НЕПОЛНОТЫ ДЕЙСТВИЯ: приоткрыть, привстать 4) в значении доведения ДЕЙСТВИЯ ДО КОНЦА: придумать, пристукнуть 5) в значении СОВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНО В ЧЬИХ_ЛИБО ИНТЕРЕСАХ: приберечь, припрятать. 6) в значении действияСВЕРХУ ВНИЗ:
Надо запомнить:
Кроме данного правила есть еще большой список слов исключений, а также слов иностранного происхождения в которых правописание ПРЕ-/ПРИ- нужно запомнить.
ПРАВОПИСАНИЕ Ы-И В КОРНЯХ СЛОВ ПОСЛЕ ПРИСТАВОК
После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением, например:
играть – подыграть, разыграть, сыграть искать – отыскать, подыскать, разыскать.
Надо запомнить: пединститут, Профиздат, спортинвентарь. Надо запомнить: взимать.
После приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется И: межинститутский, межимпериалистические, сверхизысканный, двухимпульсный и пр.
После иноязычных приставок ДЕЗ-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН-. Например: дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, трансиорданский, панисламский.
СУФФИКС
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Суффикс обозначается острой крышечкой
Словообразовательные суффиксы – это такие суффиксы, с помощью которых образуются новые слова. Например: дом – домашний, учитель – учительская и т.д.
Словоизменительные (формообразующие) суффиксы – это такие суффиксы, с помощью которых образуются формы слов. Например: сделать – сделал (суффикс л образует прошедшее время глагола), великий – величайший ( суффикс айш образует превосходную степень прилагательного) и т.д.
↑ Список наречий меры и степени
Очень, весьма страшно, удивительно, исключительно, слишком, много, гораздо, прямо, абсолютно, совершенно, чересчур, крайне, необычно, , совсем, настолько, вдвое, впятеро; едва, едва-едва, еле, еле-еле, чуть-чуть, немного, несколько, капельку, крошечку, в высшей степени очень, весьма, крайне, совершенно, совсем, слишком, почти, немного, чуть-чуть, дважды и т.п, вдвоём и т.п, пополам, много, мало, вдвойне и т.п. , абсолютно и т.д.
Значение степени может быть заключено и в качественном наречии: абсолютно, необыкновенно, невероятно, необычайно, фантастически, чрезвычайно, бешено, чудовищно, невыразимо, несказанно, неслыханно, божественно, бесконечно, беспредельно, безмерно, безумно, смертельно, ослепительно, нестерпимо, невыносимо, блестяще, феноменально, гениально, сверхъестественно, сравнительно, относительно.
Как решать задание 4 ЕГЭ по русскому языку
Алгоритм выполнения (план работы):
- Внимательно прочитайте все слова.
- Среди предложенных в тесте слов выберите те, которые можно объяснить правилом, вспомните правила орфоэпии. Самые маленькие группы слов: прилагательные, деепричастия, наречия. Самые простые (практически не содержат исключений: причастия и деепричастия.
- Если после этого все еще остались варианты, то вспомните слова, которые не подчиняются правилам или являются исключениями (такие слова как клАла, послАла, откУпорить и другие)
Как запомнить ударения для 4 задания ЕГЭ?
Самое важное – выучить правила, данные ниже. Слова нужно учить не вперемешку, а группами, объединенными общим звучанием
Быстрее всего запоминается ударение в словах, если их произносить. Если какие-то слова никак не получается запомнить, попробуйте записать их на диктофон и прослушивайте в свободное время. Достаточно включить аудиозапись в свой привычный плейлист.
Первая часть
Вся первая часть экзамена – это 26 вопросов с коротким ответом. Они делятся на 3 типа:
- несколько вариантов ответа, и только один правильный;
- несколько вариантов ответа, и несколько из них – правильные;
- вариантов ответа нет, нужно написать его самостоятельно.
Все задания первой части, кроме последних двух, – базового уровня сложности. Они охватывают следующие разделы: орфография, пунктуация, языковые нормы, выразительность речи, а также речь и текст, лексика, фразеология.
Разбор заданий, алгоритмы выполнения, шпаргалки
Чтобы получить наглядное представление о заданиях ЕГЭ по русскому языку, можно посмотреть демонстрационный вариант. Разбор предложенных в нем вопросов и выработка алгоритмов решений поможет уверенней чувствовать себя на экзамене.
Задания №1–3
Вопросы с 1 по 3 очень просты и привязаны к одному небольшому тексту. Последовательность выполнения этой группы заданий – на рисунке ниже.
Задания №4-5
Они настолько элементарны, что некоторые выпускники вообще не считают их заданиями. В №4 требуется исправить ударение, а в №5 – найти лексическую ошибку и подобрать пароним к выделенному слову. Для подготовки достаточно заучить несколько страниц из орфоэпического словника и словарика паронимов, которые прилагаются к контрольно-измерительным материалам.
В заданиях №4-5 экзамена по русскому языку используется только лексика, опубликованная в словниках ФИПИ. Однако пользоваться этими материалами на испытании не разрешается. Поэтому их содержимое нужно выучить наизусть.
Задание №6
Здесь требуется прочитать предложение и найти в нём лексическую ошибку. При подготовке можно использовать шпаргалку, приведенную на рисунке.
Задание №8
Оно считается очень сложным, пугает многих одиннадцатиклассников, зато «ценится» выше всех остальных в первой части. Его суть в том, чтобы прочитать предложения и определить, какие виды грамматических ошибок в них допущены. В самом задании таких видов будет 5, но чтобы хорошо подготовиться к экзамену, нужно разобрать 10.
Тип ошибки
Пример ошибки
Исправление
Нарушение в построение предложений с причастными оборотами
«Поражающий парк в Павловске своей красотой привлекает внимание туристов»
«Парк в Павловске, поражающий своей красотой, привлекает внимание туристов»
Нарушение в построении предложений с деепричастными оборотами
«Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа»
«Проезжая мимо станции, я потерял шляпу»
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
«По истечению восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде»
«По истечении восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде»
Ошибка в построении сложного предложения
«Учитель объяснил то, как важно писать грамотно»
«Учитель объяснил, как важно писать грамотно»
Неверное употребление числительных
«Двое тигров охотились на антилоп»
«Два тигра охотились на антилоп»
Неверное построение предложений с косвенной речью
«Пушкин говорил про себя, что я великий поэт»
«Пушкин говорил про себя, что он великий поэт»
Неправильное построение предложений с однородными членами
«Наука опирается и изучает законы природы»
«Наука опирается на законы природы и изучает их»
Неправильное построение предложений с несогласованным приложением
Я читаю книгу «Войну и мир»
Я читаю «Войну и мир»
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
«Те, кто умеют ждать, достигают цели»
«Те, кто умеет ждать, достигает цели»
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
«Он берёт косу и пошёл на луг»
«Он берёт косу и идёт на луг»
Задания №9–15
- чередование безударных гласных в корне;
- правописание приставок и суффиксов;
- спряжение глаголов;
- слитное и раздельное написание «НЕ»;
- приставки и предлоги в наречиях;
- правописание -Н- и -НН- в частях речи.
Задания №16–21
Эта категория вопросов – на знание правил пунктуации. При подготовке, помимо обычных разборов заданий и тренировок, есть смысл использовать такой лайфхак:
- взять любую книгу, газету или журнал, открыть на любой странице;
- произвольно выбрать предложение или целый абзац;
- прямо в тексте карандашом сделать схемы выбранных предложений.
Как ни странно, именно построение схем, которое практикуется в начальной школе, а дальше будто бы забывается, лучше всего помогает выпускникам при разборе заданий ЕГЭ на пунктуацию.
Задания №22–26
Эта группа вопросов привязана к довольно объемному отрывку текста. Во второй части по нему же будет писаться сочинение. Для выполнения заданий №22–26 можно воспользоваться алгоритмами, которые показаны на рисунках ниже.
Задание 11
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. Эмал..вый Милост..вый Юрод..вый Забывч..вый Рассыпч..тый Ответ:____________________
Данное задание рассчитано на знание правописания суффиксов прилагательных.
Однако, как мы уже отмечали ранее в этих заданиях, а особенно в 10 и 11 правописание суффиксов не исчерпываются приведенными примерами. Чтобы подготовиться к выполнению данных заданий нужно хорошо разбираться в правописании суффиксов после шипящих, а также в правописаний окончаний и суффиксов глаголов, причастий и деепричастий. Ниже мы предоставляем краткий конспект тем.
Что нужно знать, чтобы получить высокий балл?
На ЕГЭ по русскому есть несколько основных тем, которые нужно выучить, чтобы хорошо сдать экзамен. О них мы и поговорим.
Ударения (орфоэпия) и паронимы
Не пугайтесь, не нужно знать ударения во всех 30 тысячах слов русского языка. ФИПИ подготовили для вас сборник, где собраны только те слова, которые попадутся на ЕГЭ. С паронимами то же самое. Наша задача — выучить эти слова, тогда баллы за 4 и 5 задания обеспечены.
Лексические нормы
«Лично я считаю» — видите ошибку в этой фразе? Если нет, 6 задание вам пока не под силу. Там необходимо либо исключить лишнее слово, либо заменить некорректное. Изучите лексические нормы, чтобы некорректные формулировки сразу резали вам глаз.
Морфологические нормы
Какое окончание у существительного во множественном числе или родительном падеже? Как склонять числительное? Почему «самый лучший день» — это грубая ошибка? Седьмое задание проверяет, насколько хорошо вы знаете правила, умеете ли образовывать формы слов.
Синтаксические нормы
Выпускники уважительно называют 8 задание «то самое, в рамочке». В левом столбике 5 ошибок, в правом 9 предложений, нужно найти соответствия. Это очень дорогое задание — за него можно получить сразу 5 первичных или 10 вторичных баллов. Поэтому оно стоит усилий. Главное — разберитесь, что такое синтаксические ошибки и какие подсказки нам помогут их найти. А подробнее о том, как справиться с этим заданием, читайте здесь.
Орфография
Вы получите за задания 9-15 целых 7 баллов, если выучите нужные правила. Здесь необходимо четко понимать, что такое чередующиеся корни и какие они бывают, разбираться в группах приставок, выучить все правила для правописания суффиксов. Если вам в школе рассказывали про спряжения, но вы не понимали, зачем — тут они точно пригодятся. Самое время вспоминать, что там за 11 глаголов-исключений! И, конечно, без правил на одну и две Н никуда. Если не научиться отличать отглагольное прилагательное от причастия, балл за 15 задание не получить.
Пунктуация
Умеете выделять грамматическую основу? Знаете правила постановки запятых при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах, вводных словах и придаточных частях? Тогда вы отлично справитесь с заданиями 16-21. Звучит устрашающе, но на практике все не так плохо, главное — знать правила. Одно из самых сложных — 21 задание. Рекомендуем уже сейчас вспоминать правила постановки запятых, двоеточий и тире в предложениях.
Типы речи
Задание 23 — самое сложное на ЕГЭ по русскому, его решает минимальный процент выпускников. Чтобы его решить, нужно понимать классификацию типов речи и навыки анализа текста.
Языковые средства выразительности
Метонимия, синекдоха, перифраз, оксюморон — знакомые слова? Это небольшая часть языковых средств выразительности. В задании 26 нужно попросят вставить термины в пропуски, поэтому придется выучить их значения.
БУКВЫ Е/Ё/О В СУФФИКСАХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
«Пишется Ё»
1. В суффиксах глаголов –ёва-, -ёвыва- под ударением всегда пишется Ё после шипящих. Например: перекочёвывать, затушёвывать, заночёвывать и пр.
2. В суффиксах причастий –ённ- (-ён-) под ударением всегда пишется Ё после шипящих. Например: затушеванный, затушёван
3. Ё пишется в существительных и прилагательных образованных от глаголов и причастий. Например: тушёный – тушёнка, сгущённый – сгущёнка.
4. В отглагольных существительных пишется Ё. Например: корчёвка – корчевать, межёвка – межевать, рустушёвка – растушевать и пр.
«Пишется О/Е»
1. В существительных образованных от прилагательных пишется О. Например: грушовка – грушевый, ножовка – ножевой, алычовка – алычовый и пр.
2. В существительных, наречиях, полных и кратких прилагательных мужского рода под ударением пишется О. Например: слушок. дьячок, моржовый, чесучовый, горячо, княжон, смешон. Без ударения пишется Е. Например: сережек, грешен, страшен, нужен, должен, пуншевый, грушевый, неуклюже и пр.
СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ
ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Изменение глаголовпо лицам и числам называется спряжением.
СПРЯГАЮТСЯ глаголы только в изъявительном наклонении в форме настоящего и будущего времени.
СУФФИКСЫ ПРИЧАСТИЙ
ПРИЧАСТИЕ — особая форма глагола, кот. обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?читающий мальчик, читавший; читаемая книга, прочитанная.
СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Суффиксы –ИВ- и –ЕВ-
Под ударением –ИВ-: красивый, игривый, льстивый
Без ударения –ЕВ-: дождевой, сиреневый, краевой
Искл.: милостивый, юродивый.
Суффиксы –ЛИВ- и –ЧИВ-, -ЕВ
Только с И: совестливый, опрометчивый
Запомнить:гуттаперчевый (= упругое вещество, как каучук), эмалевый – образованы при помощи суф. –ЕВ-
! Суф. –ЛЕВ- и –ЧЕВ- в рус.яз. нет
Суффиксы –ИЙ-
Сущ. к// ч + ИЙ: извозчик – извозчичий, перевозчик – перевозчичий
В Им.п мягкого знака нет, а в косвенных падежах – пишется Ь:извозчичий – извозчичьего, извозчичьему
Суффиксы –ОВ- , –ОВАТ-, -ОВИТ-
Пишутся после твердых согласных (кроме Ц): деловой, беловатый, домовитый.
Под ударением после шипящих и Ц: ежовый, грошовый, перцовый
Суффиксы –ЕВ- ,–ЕВАТ- , -ЕВИТ-
Пишутся после мягких согласных, после шипящих и Ц:речевой, рыжеватый, глянцевитый
Без ударения: плюшевый, ключевой, ситцевый
Суффиксы –ОНЬК- ,–ЕНЬК –
-ОНЬК- пишется после г, к, х: высоконький, лёгонький, сухонький
-ЕНЬК- после других согласных: зелененький, дешёвенький, тёпленький
Суффиксы –ИНСКИЙ ,–ЕНСКИЙ
Прилаг. заканчиваются на–ИНСКИЙ:
1) от сущ. на –А, -Я, -Ы, -И: Ельня – ельнинский, Мытищи – мытищинский
2) от сущ, от которых возможно образование притяжательных прилаг:Мария – Маиин- мариинский,сестра – сестрин – сестринский
3) от сущ на –ИН: воин – воинский
В остальных случаях на –ЕНСКИЙ:Керчь – керченский,нищий – нищенский
Следует обратить внимание на написание:Коломна – коломенский, Крапивна – крапивенский, Ливны – ливенский, Инза – инзенский, Лопасня – лопасненский, Пенза – пензенский, Пресня — пресненский
Суффиксы –ЧАТ-, -АТ-, -АН-
Перед суф. –ЧАТ- Ц // Т :ресница – реснитчатый, черепица – черепитчатый.
Различается написание согласных перед суф. –АТ-, -АН- в прилаг. — дощатый, брусчатый
-Щ- пишется, когда обозначаемые ею звуки относятся к одной морфеме:
Доска – дощ-ат-ый, воск– вощ-ан-ой
Но:брус – брус-ок – брус-к-а – брус-ч-ат-ый (слышится бру/щ,/ атый, но писать нужно брусчатый).
СУФФИКСЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Структура ЕГЭ по русскому языку
Экзамен состоит из 27 заданий, на выполнение которых даётся 210 минут: 24 вопроса относятся к базовому уровню сложности, а 3 — к повышенному. На ЕГЭ проверяется знание норм орфографии и пунктуации, лексики и фразеологии, а также умение работать с текстом.
За выполнение всех заданий можно получить максимум 59 первичных баллов, которые будут переведены в стобалльную систему. За самое сложное задание — сочинение — можно получить максимум 25 первичных баллов. Для получения аттестата за все задания необходимо набрать минимум 36 баллов. Допуском к Единому государственному экзамену является «зачёт» за декабрьское итоговое сочинение.
Художественные средства создания образов (портрет, пейзаж, речевая характеристика и пр.), формы речи
Портрет | Описание внешности (Это был человек небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с чёрной бородой чуть не по пояс; вышла из-за перегородки растеплённая, с пеленой слезы в неярких своих глазах). |
Интерьер | Описание обстановки помещения, где живёт герой произведения; служит для социальной и психологической характеристики персонажа. |
Пейзаж | Изображение природы (Кто видеть мог? Лишь тёмный лес Да месяц, плывший средь небес! Озарена его лучом, Покрыта мохом и песком, Непроницаемой стеной Окружена, передо мной Была поляна) |
Речевая характеристика | Использование элементов книжной речи или просторечий, профессионализмов для характеристики героя. |
Просторечия (разговорные слова) | Слова, не соответствующие литературной норме, принадлежащие к сниженной разновидности разговорного языка. (Завсяко-запросто, помирай, колотной, житёнки, куды др.) |
Говорящая фамилия | Фамилии, отражающие особенности характеров и мировоззрение персонажей (Простакова, Скотинин, Правдин, Стародум, Башмачкин, Кутейкин, Вральман, Цыфиркин) |
Психологизм | Способ раскрытия особенностей внутренней жизни героев, её динамики, смены душевных состояний (Глухой крик исторгает Григорий и просыпается, сроду в жизни не испытывал такого страха, сколько ни приходилось бывать в переплётах!) |
Деталь (художественная деталь) | Элемент художественного образа, несущий смысловую и эмоциональную нагрузку; выразительная подробность, служащая для характеристики персонажа (Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель Оттого-то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель) |
Формы речи
Монолог — развернутое законченное высказывание одного героя, обращённое к слушателю и не зависящее от реплик других персонажей (монолог Кулигина, рассуждения Чичикова)
Диалог — обмен репликами двух людей.
Реплика — ответные слова в диалоге.
Ремарка — авторское пояснение пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе, указание на жесты, мимику, темп речи, паузы, обстановку действия, сопровождающее действие на сцене (например, входит Трофимов в поношенном студенческом мундире, в очках, смеётся; глядя в сторону, молчание).
Новые задания 9 из ЕГЭ по русскому с ответами
Задание 9 (1). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня.
1) гористый, перелистать (журнал), роскошный
2) обязательный, мятежный, пощадить
3) горизонтальный, лабиринт, континент
4) лицевой, авиационный, развеваться (на ветру)
5) проредить (морковь), заблокировать, тяжёлый
145
Задание 9 (2). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня.
1) жемчужина, возгордиться, волнистый
2) опекунский, выдержанный, недоказуемый
3) радиатор, квалификация, тротуар
4) уникальный, инженерный, салютовать
5) хлопотливый, загромоздить, нормативный
125
Задание 9 (3). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня.
1) поликлиника, абонемент, палисадник
2) сварливый, справедливый, добираться
3) сокращение, зарасти, вынимать
4) остановиться, отраслевой, вымокнуть (до нитки)
5) абитуриент, квитанция, интеллигентный
15
Задание 9 (4). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня.
1) взрастить, возгорание, расстилаться
2) атмосферный, проглотить, прецедент
3) избирательный, придираться, разжигать
4) зарница, заблестеть, отпереть
5) водоросли, занимать, поплавок
1345
Задание 9 (5). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня.
1) апелляция, ингредиент, винегрет
2) оглянулся, очарование, вычет
3) претендент, колоннада, палисадник
4) сжимать, дилетант, выпечка
5) генеалогия, даровитый, поднимать
13
Задание 9 нового формата (6). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня.
1) эквивалент, ветеринар, вернисаж
2) обогащать, запереть, занимать
3) академия, каталог, бетонировать
4) замирать, наслаждение, предлагать
5) вентиляция, компановка, обоняние
135
Задание 9 (7). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня.
1) заседание, пловчиха, коснуться
2) эстакада, каморка, вестибюль
3) интеллигенция, иждивенец, батарея
4) костёр, ворсистый, свидетель
5) росистый, озаряемый, примирение
23
Задание 9 (8). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня.
1) интенсивный, конспектировать, преподавание
2) касательная, загорелый, расположение
3) разгорающийся, сдирать, постелить
4) выбирать, прикоснуться, предположить
5) деликатес, гористый, росистый
234
Новое задание 9 (9). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня.
1) экспонат, зарисовка, президент
2) очарование, сигнальный, монолитный
3) прикосновение, предполагать, заблистать
4) экономический, инициатива, привилегия
5) пробираться, росточек, касательная
35
Задание 9 (10). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня.
1) лабиринт, палитра, абонемент
2) экспонат, интеллектуал,барельеф
3) загораться, блистать, перевозить
4) постелить, ответвление, украшать
5) аттракцион, облако, эксперимент
125