Задание 4. орфоэпические нормы (постановка ударения). егэ 2022 по русскому языку
Содержание:
- Наиболее затруднительные случаи постановки ударения
- Теория: словосочетание и типы связей
- III.
- Как решать задание 4 ЕГЭ по русскому языку
- Более сложный пример
- Алгоритм
- Правописание приставок
- Структура ЕГЭ по русскому
- ↑ Теория к заданию к 15
- ↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2022
- ЕГЭ. Русский язык. Задание 8. ШПАРГАЛКА. Примеры – ответы.
- ЕГЭ: ударение в существительных
Наиболее затруднительные случаи постановки ударения
Их необходимо выучить наизусть!
Банты, новостей, бороду, местностей, бухгалтеров, кремень, гражданство, дефис, дешевизна, корысть, диспансер, конусы, договорённость, сантиметр, километр, документ, квартал, досуг, монолог, еретик, некролог, каталог, иксы, значимость, эксперт, намерение, контролёр, нарост, шофёр, свёкла, сироты, поручни, ненависть, недруг, недуг, отрочество, приданое, отзыв (на книгу), созыв и призыв;
Верна, ловка, мозаичный, оптовый, прозорлива, болтлива, прожорлива;
Дозировать, житься, жилось, закупорить, откупорить, опломбировать, опошлить, плодоносить, принудить, черпать, щёлкать, убыстрить, углубить;
Принятый, понявший, приручённый, согнутый, проживший, закупорив;
Вовремя, надолго, ненадолго.
В существительных, заимствованных из французского языка, ударение стоит на последнем слоге: кашпо, жалюзи, квартал, каталог и др.
В отглагольных существительных оно совпадает с постановкой в исходном глаголе: обеспечение – обеспечить, вероисповедание – исповедать, нефтепровод – проводит.
Некоторые слова сохраняют ударение в корне при изменении числа: аэропорт – аэропорты, торт – торты, лектор – лекторы, шарф – шарфы, кран – краны.
В прилагательных, образованных от существительных, положение ударения не изменяется: слива – сливовый, кухня – кухонный.
В глаголах женского рода в прошедшем времени ударение стоит на последнем слоге: поняла, воссоздала, отняла, переняла, загнала, отобрала, ворвалась.
Теория: словосочетание и типы связей
Зачем идти по сложному пути, если есть классный алгоритм – простой и понятный?
Я обязательно поделюсь им с вами, но начнем с теории!
В словосочетании есть главное и зависимое слово. Главное слово — то, от которого задаём вопрос, зависимое слово — то, к которому задаём вопрос.
Например: кожаная куртка. Куртка (какая?) кожаная.
Куртка – главное слово.
Кожаная – зависимое.
Между этими словами может быть три типа связи: согласование, управление и примыкание.
В чем разница?
Согласование: в словосочетании при склонении меняются оба слова, зависимое слово – прилагательное (на ОГЭ будет так).
кожаная куртка, нет кожаной куртки
Управление: при склонении изменяется только главное слово, зависимое слово – существительное, между словами может быть предлог (фишка управления).
куртка из кожи, куртки из кожи
Примыкание: зависимое слово – неизменяемая часть речи (наречие).
готовила вкусно, готовят вкусно
Это всё, что вам нужно знать, чтобы выполнять задание! Честно-честно!
III.
Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:
1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.
После приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется Ы, если эта приставка русского происхождения.
Например: безЫдейный, подЫскать, разЫграть, обЫндеветь (от слова иней)
Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.
После приставки нерусского происхождения, то есть заимствованной (чаще всего из латыни), в корне сохраняется буква И.
Например: контрИгра, трансИндийский, панИсламизм, суперИдея.
! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня. Пишем, например: сЫмпровизировать, предЫнфарктный (приставка русская, хотя корень заимствованный, поэтому Ы).
Пишем, например: сЫмпровизировать, предЫнфарктный (приставка русская, хотя корень заимствованный, поэтому Ы).
2. Выбор Ъ после приставок.
После приставок, оканчивающихся на согласный, пишется Ъ перед гласными корня Е, Ё, Ю, Я.
Например: сЪехать, подЪём, подЪюбник, разЪярённый.
Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-
Например: адЪютант, инЪекция, конЪюнктура, обЪект, субЪект, трансЪевропейский, панЪевропейский, конЪюнктивит
! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.
! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п
Как решать задание 4 ЕГЭ по русскому языку
Алгоритм выполнения (план работы):
- Внимательно прочитайте все слова.
- Среди предложенных в тесте слов выберите те, которые можно объяснить правилом, вспомните правила орфоэпии. Самые маленькие группы слов: прилагательные, деепричастия, наречия. Самые простые (практически не содержат исключений: причастия и деепричастия.
- Если после этого все еще остались варианты, то вспомните слова, которые не подчиняются правилам или являются исключениями (такие слова как клАла, послАла, откУпорить и другие)
Как запомнить ударения для 4 задания ЕГЭ?
Самое важное – выучить правила, данные ниже. Слова нужно учить не вперемешку, а группами, объединенными общим звучанием
Быстрее всего запоминается ударение в словах, если их произносить. Если какие-то слова никак не получается запомнить, попробуйте записать их на диктофон и прослушивайте в свободное время. Достаточно включить аудиозапись в свой привычный плейлист.
Более сложный пример
Разберём хитрый случай:
Замените словосочетание «грустно сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.Идем по алгоритму!
- Сказал (как?) грустно
- СКАЗАЛ
- Грустно (наречие) превращаем в существительное – грусть. Без предлога здесь не обойтись – добавляем!
- СКАЗАЛ С ГРУСТЬЮ
Надеюсь, теперь вы согласны с моими учениками, что 4 задание ОГЭ по русскому простое и классное! Главное – пользоваться нашим замечательным алгоритмом. Готовьтесь к ОГЭ с удовольствием! И обязательно прочитайте наш гайд для ОГЭ по русскому, чтобы разобраться с остальными темами этого экзамена и сдать его на высокий балл
Алгоритм
А теперь тот самый алгоритм, который позволит вам без проблем решать 4 задание ОГЭ по русскому.
Выписываем главное слово БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ!
А теперь самое интересное.
Шаг 3
Трансформируем зависимое слово в нужную нам часть речи.
Если нас просят заменить связь на согласование, превращаем наше слово в прилагательное (какой? какая?).
Просят управление – ставим существительное (кто?что?).
Просят примыкание – превращаем в наречие (как?)
Итого:
- согласование – прилагательное
- управление – существительное
- примыкание – наречие
Важно! Порядок главного и зависимого слова может измениться:
родительский дом – дом родителей
Важно! Если мы работаем с управлением, может добавиться/пропасть предлог:
кожаная куртка – куртка из кожи
Правописание приставок
Неизменяемые приставки
о- | обежать, остановка, одуматься |
у- | увести, убежал, успокоиться |
до- | дожить, дойти, доставка |
по- | побежать, подворье, посмотреть |
про- | прокатить, пробел, просмотр |
пра- | «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык |
на- | нападки, накрыть, надавить |
за- | закрыть, заключенный, запутать |
над- (надо-) | надкусить, надпись, надорваться |
под- (подо-) | подплыть, подсказать, подождать |
от- (ото-) | отдать, отодвинуть, открыть |
об-(обо-) | облететь, обтереть, обойти |
в- (во-) | вдоволь, вверх, вовлечь |
вы- | вылавливать, выход, выстоять |
с- (со-) | сдвинуть, сойти, сгибать (есть только приставка с-, нет приставки з-) |
дез- | дезинформировать |
контр- | контраргумент |
транс- | трансатлантический |
пост- | постмодернизм |
суб- | субкультура |
супер- | супергерой |
пан- | панъевропейский |
пред- (предо-) пере- |
предпочтение, предрешать, предостеречь перерыв, перелить, перекос |
Изменяемые приставки
1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующей согласной. Если после приставки из этой группы мы видим звонкий согласный, то на конце приставки пишем -з, а если глухой, то, соответственно -с.
Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:
- без-/бес- безработный, бессмертный
- раз-/рас- разрозненный, распустить
- воз-/вос- (вз-/вс-) возврат, восход
- из-/ис- избежать, испуг
- низ-/нис- низвергать, нисходить
- через-/черес- (чрез-/чрес-) чрезмерный, чересчур
2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.
Значения приставки ПРЕ: значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень. Например: прекрасный, преувеличивать, превосходить, преспокойный
значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений). Например: прервать, преступник, преподаватель, преобразовать, преграда
Слова которые нужно запомнить беспрекословный преимущество преклонный прелестный пренебречь, пренебрежение знаки препинания преподнести Значения приставки ПРИ: «приближение» Например: приходить, приезжать. «присоединение» Например: пришить, приклеить. «недодействие» Например: прикрыть, присесть. «завершенное действие» Например: придумать, приготовить. «близость к чему-либо» Например: прибрежный, придорожный. Слова которые нужно запомнить: прибаутка прибор привереда привидение привычка пригодный придирчивый
3. Приставки, правописание которых зависит от ударения
рас-/рос (раз-/роз-)
- Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания -з/-с.
- Без ударения в них пишется буква А, а под ударением… — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О. Например: роспись, расписание, разговор, розыск. Исключение: розыскной
- Решай задание 10 по русскому языку с ответами
- Решай с ответами.
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.
Структура ЕГЭ по русскому
ЕГЭ по русскому языку традиционно состоит из двух частей.
- Первые 26 заданий с кратким ответом, которые рассматривают все области школьной программы: орфография, пунктуация, языковые нормы, работа с текстом базового и повышенного уровня сложности. Заданий базового уровня сложности 24, повышенного — 3.
- Вторая часть — это сочинение-рассуждение, оно показывает умение ученика делать выводы на основе исходного текста.
Более детально специфика заданий ЕГЭ по русскому языку обозначена в таблице баллов:
Проверяемые элементы содержания и виды деятельности | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания |
Задание 1. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров | Б | 1 |
Задание 2. Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения | Б | 1 |
Задание 3. Лексическое значение слова | Б | 1 |
Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения) | Б | 1 |
Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) | Б | 1 |
Задание 6. Лексические нормы | Б | 1 |
Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова) | Б | 1 |
Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления | Б | 5 |
Задание 9. Правописание корней | Б | 1 |
Задание 10. Правописание приставок | Б | 1 |
Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | Б | 1 |
Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | Б | 1 |
Задание 13. Правописание НЕ и НИ | Б | 1 |
Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов | Б | 1 |
Задание 15. Правописание -Н- и -ННв различных частях речи | Б | 1 |
Задание 16. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами | Б | 2 |
Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) | Б | 1 |
Задание 18. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | Б | 1 |
Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | Б | 1 |
Задание 20. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | Б | 1 |
Задание 21. Пунктуационный анализ | Б | 1 |
Задание 22. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста | Б | 1 |
Задание 23. Функционально-смысловые типы речи | Б | 1 |
Задание 24. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению | Б | 1 |
Задание 25. Средства связи предложений в тексте | П | 1 |
Задание 26. Речь. Языковые средства выразительности | П | 4 |
Задание 27. Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации | П | 25 |
Подробный разбор каждого задания с примером выполнения Вы найдете здесь.
↑ Теория к заданию к 15
Причастия и прилагательные. Признаки и различия. Примеры.
Важно знать о прилагательных и причастиях!Прилагательное:
- отвечает на вопросы (какой, какая…) и обозначает признак предмета;
- может быть образовано от существительного и от глагола несовершенного вида;
- имеет краткую форму, отвечает на вопрос «каков(а,о,ы)?»
Причастие:
- совмещает признаки прилагательного и глагола, отвечает на 2 вопроса: какой? + вопросы причастия;
- имеет краткую форму, отвечает на вопрос: «что сделан (а,о,ы)?»;
- бывает действительным и страдательным.
Действительные причастияНапример: читающий человек (человек сам читает)Страдательные причастияНапример: прочитанная книга (кто-то прочитал книгу, т.е. над книгой совершается действие.)
Как отличить отглагольное прилагательное от причастия:
Отглагольные прилагательные — это прилагательные, образованные от глагольной основы суффиксальным способом, сохраняющие только генетическую связь с глаголами (можно заменить прилагательным синонимом).
Примеры:
Дубильный, копировальный (с суффиксом -льн-ый).
Восклицательный, гадательный (с суффиксом -тельн-ый).
Бывалый, вялый, горелый (с суффиксом -л-ый, восходят к древнерусским причастиям).
Висячий, горючий, гремучий, -уч- (-юч-), восходят к древнерусским причастиям.
Отпричастные образования, (тоже относим к прилагательным) т.е. причастия, утратившие видовременное и залоговое значения, а также глагольное управление (адъективированные причастия).
Вареный, граненый, дареный, драный, жареный.
Причастия
1) сохраняют свою глагольность (можно заменить на конструкцию с глаголом);
2) могут образовываться от глаголов совершенного вида;
3) могут иметь зависимые слова.
Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий
Н |
НН |
1. В отыменных прилагательных (образованы от существительных), в основе которых нет н, и в непроизводных прилагательных.Юбилей-юбилейныйСиний, зеленый2. В отыменных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин-:Песок-песчаныйКожа-кожаныйИскл: оловянный, стеклянный, деревянный | 1. В отыменных прилагательных с основой на -н.Сон – сонныйДлина – длинный2. В отыменных прилагательных с суффиксами -енн- , -онн-Искусство-искусственный,Лекция-лекционныйУтро-утренний |
3. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок, кроме не-) и зависимых словКрасить (гл НВ без приставки) — крашеныйПугать – пуганыйЗвать-званыйНе меняется их написание в составе сложных слов (гладкокрашеный, свежемороженый, но гладкоокрашенный, т.к. есть приставка о)Искл: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, нежданный, негаданный, священный, жеманный, медленный, долгожданный, недреманный, окаянный | 3. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, с приставками (кроме не-) и/или с зависимыми словами:Выкрашенный (но: некрашеный), крашенный (чем?) масляной краской; разношенный (но: неношеный), ношенный (кем?) братом костюм.Искл: названый брат, посажёный отец, смышленый ребенок, приданое невесты, прощеное воскресенье, конченый человек В некоторых бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида:Данный, брошенный, купленный, решенный, лишенный |
4. В кратких причастиях:Засеянный -засеян(а,о,ы)Отраженный — отражен(а,о,ы) | 4. В полных причастиях (прилагательных) на -ованный, -ёванный:Балованный, циклеванныйИскл: кованый, жёваный |
5. В кратких прилагательных, если в полных было одно -н-Юная девушка – девушка юнаЗеленые деревья – деревья зелены | 5. В кратких прилагательных, если в полных было -нн-Ценная вещь – вещь ценнаДлинная дорога – дорога длинна |
Запомните. В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных пишется столько же -н-, сколько было в слове, от которого они образовались:Воспитать – воспитанник – воспитанно; путать – путаный след, путаник, путано отвечал; запутать – запутанных, запутанность, запутанно объяснил. | |
Масленый (=пропитанный маслом) блин, каша, но замасленная тканьМасляный (=на масле) насос, двигательВетреный (=с ветром) день, человек, но обветренный, безветренныйВетряной (=приводимый в движение ветром) двигательРаненый солдатРаненный в ногу солдат |
Правописание Н и НН в существительных
НН |
Н |
Если корень оканчивается на Н, а суффикс начинается с Н.Например: конница, бесприданница, малинник | Если существительное образовано от основы прилагательного (отыменного) с одним Н.Например: песчаник, пряности, юность |
↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2022
Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Основное правило: Большинство существительных имеют неподвижное ударение на основе. Неподвижное ударение на окончании есть примерно у 7% слов: у существительных с суффиксами -Ак, -Арь, -Ач, -Ич, -Ун, -ствО, -ьЁ, -изнА, -отА, -отнЯ.
1) В существительных И.п. множественного числа ударение падает на -А: бЕрег — берегА, -Ам; вЕчер — вечерА, -Ам.
2)В заимствованных из других языков существительных (из французского, немецкого языков) ударение падает на последний слог:
жалюзИ, партЕр, эксперт, диспансЕр, дефИс, квартАл, портфЕль, цемЕнт, докумЕнт.
3) В существительных, оканчивающихся на
пОртывОд: лОг: НО: анАлог мЕтр:зЫв:Яр:
4) Слова с Ё и с суффиксом ЁР: : свЁкла, договорЁнность, стажЁр, шофЁр.
5) Неподвижное ударение в списке существительных от ФИПИ:бАнты, шАрфы, тОрты, срЕдства
Ударение в существительных: таблица
1 СЛОГ | 2 СЛОГ | 3-4…СЛОГИ |
бАнты тОрты тОртов шАрфы пОрты срЕдства Иксы крАны кОнусы кОнусов лЕкторы лЕкторов пОручни мЕстностей пОчестей чЕлюстей (НО:новостЕй) бОроду знАчимость нЕдруг нЕнависть нОгтя Отрочество свЁкла стАтуя цЕнтнер | анАлогбухгАлтеровграждАнстводосУгнедУГкорЫстькремЕньлыжнЯнамЕрениенарОстпридАноесирОтытамОжняцепОчка | вероисповЕданиеновостЕйеретИк |
Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1)лИваИ(только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ)НО: прожОрлива.
2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва
Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных:Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва — красИвее.
Примеры:
Остальные прилагательные: таблица с ударениями
В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам.
1 СЛОГ | 2 СЛОГ | 3-4… СЛОГИ |
кУхонныйслИвовыйзнАчимый | оптОвыйпрожОрлива | мозаИчный |
Правила ударения в ГЛАГОЛАХ
Ить, Ать, Ять, ировАтьИсключения , в которых ударение НЕ падает на ИТЬ:опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИроватьИсключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ:чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать.
2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт и др.
-лА:Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.
Остальные глаголы: таблица с ударениями
В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.
1 СЛОГ | 2-3 СЛОГИ |
чЕрпатьщЁлкатьклЕитьпрИбылпрИбылопрИнялпрИнялизАнялзАнялозАняли | клАлапослАлакрАласьукрАлаопОшлитьозлОбитьоклЕитьосвЕдомитьсяоткУпоритьзакУпоритьпринУдитьдозИроватьжилОсьисчЕрпатьдозвонЯтся |
Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ
1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.
2) В кратких причастиях с суффиксом Т ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА
3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)
4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ: нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший
5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,
Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный
Правила ударения в НАРЕЧИЯХ
1 СЛОГ | 2-3…СЛОГИ |
зАсветлозАтемнозАгодя(НО: завИдно)дОверхудОнизудОсуха(НО: донЕльзя, добелА)вОвремя | завИднодонЕльзядобелАкрасИвеенадОлгоненадОлго |
ЕГЭ. Русский язык. Задание 8. ШПАРГАЛКА. Примеры – ответы.
Примеры – ответы.
Предлагаю таблицу с наиболее часто встречающимися типами грамматических ошибок на ЕГЭ.
Внимательно вдумайтесь в каждое предложение, поймите, в чём ошибка, посмотрите, как ВЕРНО нужно было составить предложение, прочитайте комментарий, в которых объясняется ошибка.
Думаю, что данная таблица поможет при подготовке к ЕГЭ.
Грамматические ошибки.
Предложения с ошибками. | Предложения без ошибок + комментарии. |
Она очень любит и заботится о своём четвероногом друге. | Она очень любит своего четвероногого друга и заботится о нём.
(Любит кого? Забоится о ком?) |
Писатель изобразил не только зрелые годы героя, а и его детство. |
Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство. Запомните двойные союзы, в которых нельзя заменять слова: не только…, но и; как…, так и; не столько …, сколько. |
Писатель не только изобразил зрелые годы героя, но и его детство. | Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.
(Первая часть двойного союза должна стоять перед первым однородным членом. Здесь это «зрелые годы»). |
Те, кто знал Павла, не мог не заметить, как он изменился. |
Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился. |
Те, кто знали Павла, не могли не заметить, как он изменился. | Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.
При подлежащем КТО сказуемое всегда в ед. числе). |
Молодёжь города приняли активное участие в субботнике. |
Молодёжь города приняла активное участие в субботнике. (Слово «молодёжь» — ед. числа, хотя с лексической точки зрения это много людей). |
Н.А. Некрасов писал о том, что «я лиру посвятил народу своему». | Н.А. Некрасов писал о том, что он «лиру посвятил народу своему»
(В косвенной речи местоимения употребляются в 3-ем лице). |
Солнце осветило всё вокруг и открывает необыкновенную красоту. |
Солнце осветило всё вокруг и открыло необыкновенную красоту. (Однородные сказуемые должны стоять в одном и том же времени и виде). |
Ирина не могла подобрать слов, передававшие всю глубину её чувства. | Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.
(Слов каких? передававшИХ). |
Ирина не могла подобрать передававших слов всю глубину её чувства. |
Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства. (Определяемое слово должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота, а не в середине оборота). |
В романе «Войне и мире» автор изобразил большой исторический период в жизни России. |
В романе «Война и мир» автор изобразил большой исторический период в жизни России.
(Если есть нариц. сущ, то название употребляется в им, падеже). |
Вопреки ожидания, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью. |
Вопреки ожиданию, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью.
(Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются со словами в дат. падеже- чему?) |
По приезду в город, он сначала поселился в местной гостинице. |
По приезде в город, он сначала поселился в местной гостинице.
(При предлоге ПО слова ставятся в предложном падеже: о чём? О приезде). |
Дети спросили, что нужно ли брать с собой тёплые вещи. | Дети спросили, нужно ли брать с собой тёплые вещи.
(Если есть частица ЛИ, что подчинительный союз не употребляется). |
Она так была рада встрече, что словно они не виделись целую вечность. |
Она так была рада встрече, словно они не виделись целую вечность. (В СПП в придаточном не должно быть разу два подчинительных союза). |
Создавая проект детской площадки, дизайнером не были учтены особенности местности. | Создавая проект деткой площадки, дизайнером не были учтены особенности местности.
(Подлежащее — особенности, этот предмет не может создавать проект). Верно. Создавая проект деткой площадки, дизайнер не учёл особенности местности. |
Двое подружек были очень рады встрече. |
Две подружки были очень рады встрече.
Собирательное числительное не употребляется с женским родом). Вспомните, когда можно употреблять собирательные числительные: Двое котят (детёныши животных). Двое ножниц (с сущ., которые имеют только мн. число). Трое мальчиков (со словами в мужском роде). |
Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать трое суток. |
Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать три дня. Запомните собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе. Других не бывает. |
По обоим сторонам дороги росли могучие деревья. |
По обеим сторонам дороги росли могучие деревья. (Сторона- сущ. ж. рода, поэтому употребляется числительное женского рода). |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ
ЕГЭ: ударение в существительных
Чтобы запомнить произношение существительных, рифмуем их с другими словами или фиксируем неподвижное ударение.
- тОрты, тОртов (=шОрты, тОрт)
- бАнты (=фАнты, бАнт)
- бОроду (=смОлоду)
- свЁкла (=ФЁкла)
- знАчимость (=знАчить)
- Иксы (=фИксы, Икс)
- кОнусов (=бОнусов, кОнус)
- крАны (=рАны, крАн)
- пОручни (=сбОрочный)
- срЕдства (=дЕтство)
- стАтуя (=хвостАтая)
- цЕнтнер (=цЕнт)
- шАрфы (=у МАрфы, шАрф)
-
экспЕрт (=десЕрт)
- дефИс (=нарцИсс)
- досУг (=барсУк)
- квартАл (=сверкАл)
- корЫсть (=грЫзть)
- кремЕнь, кремнЯ (=ремЕнь, ремнЯ)
- лыжнЯ (=малышнЯ)
- нарОст (=рОст)
- недУг (=вдрУг)
- цемЕнт (=момЕнт)
-
сирОты (= в рОте)
- тамОжня (=мОжно)
- цепОчка (у дОчки)
- граждАнство (=прострАнство)
- докумЕнт (=момЕнт)
- еретИк (=велИк)
- новостЕй (=у гостЕй)
- договорЁнность (=вовлечЁнность)
Фиксируем неподвижное ударение в следующих существительных:
- аэропОрты (=пОрт)
- бухгАлтеров (=бухгАлтер)
- киломЕтр (=мЕтр)
- лЕкторов (=лЕктор)
- мЕстностей (=мЕстность)
- намЕрение (=мЕра)
- нОгтя (=нОготь)
- Отрочество (=Отрок)
- придАное (=дАть)
Запомните, что в существительных французского происхождения ударение падает на последний слог:
- диспансЕр
- партЕр
- жалюзИ
В неодушевлённых существительных, оканчивающихся на -лог, ударение падает на последний слог (кроме анАлог).
- каталОг
- диалОг
- монолОг
- некролОг
В существительных, оканчивающихся на -зыв, ударение падает на последний слог. Ударение в существительном ОтзЫв зависит от контекста.
- призЫв
- созЫв
- отзЫв (жалобы) НО Отзыв (на публикацию)
В сложных существительных, имеющих второй корень -вод, ударение падает на последний слог (на корень -вОд). Кроме электропрОвод.
- мусоропровОд
- газопровОд
- нефтепровОд
- водопровОд
В существительных на -яр ударение падает на последний слог.
- столЯр
- доЯр
- школЯр