Кто такой ректор и что он делает
Содержание:
- Особенные российские вузы
- Топ-30 лучших вузов России 2020
- Как стать ректором
- Сотрудники деканата
- Кто кем в ВУЗе управляет
- Обязанности и полномочия
- Чем отличаются дипломы
- Бакалавр
- Задачи факультета
- Сколько получают
- Личностные качества ректора
- Ученые степени
- Обязанности
- Личностные качества ректора
- Что главнее: кафедра или факультет
- Высшее образование
- Должностные обязанности ректора кратко
- Откуда взялся исследовательский университет
- Должности на кафедре в университете
Особенные российские вузы
Московский
государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский
государственный университет занимают особые места в структуре отечественного
образования. Их деятельность регулируется
Главные отличие МГУ и СПбГУ
от всех прочих вузов России:
-
Для них не
являются обязательными федеральные государственные образовательные стандарты
(ФГОС). Статья 4 упомянутого ФЗ разрешает им внедрять программы по собственным
образовательным стандартам. -
Они вправе
проводить свои вступительные испытания. -
Они самостоятельно
утверждают формы дипломов, которые приравниваются к документам о квалификации
государственного образца. -
Диссертационные
советы этих вузов не зависят от ВАК. Присужденные ими ученые степени не
нуждаются в утверждении.
К тому же МГУ и СПбГУ
могут выполнять государственные заказы по определенным видам деятельности.
Топ-30 лучших вузов России 2020
Место в рейтинге |
Название |
1. | Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова |
2. | Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) |
3. | Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
4. | Санкт-Петербургский государственный университет |
5. | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» |
6. | Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ |
7. | Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) |
8. | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
9. | Национальный исследовательский Томский политехнический университет |
10. | Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ |
11. | Новосибирский национальный исследовательский государственный университет |
12. | Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина |
13. | Университет ИТМО |
14. | Финансовый университет при Правительстве РФ |
15. | Национальный исследовательский Томский государственный университет |
16. | Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова |
17. | Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» |
18. | Казанский (Приволжский) федеральный университет |
19. | Российский университет дружбы народов |
20. | Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ |
21. | Сибирский федеральный университет |
22. | Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина |
23. | Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) |
24. | Национальный исследовательский университет «МЭИ» |
25. | Дальневосточный федеральный университет |
26. | Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения РФ |
27. | Южный федеральный университет |
28. | Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения РФ |
29. | Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ |
30. | Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского |
Ознакомиться с полным списком Топ-100 лучших вузов РоссииRAEX
Как стать ректором
Возглавить университет или институт можно несколькими способами:
- быть избранным конференцией или общим собранием педагогов, научных и других сотрудников и студентов заведения;
- получить это назначение от учредителя вуза;
- быть назначенным Президентом страны;
- быть назначенным Правительством Российской Федерации (для федеральных вузов).
Чаще всего ректоры получают свою должность первым способом. Каждый, кто желает стать участником выборов, подаёт необходимые документы:
- заявление о том, что он намерен поучаствовать в выборах;
- протоколы заседаний коллективов учебного заведения, которые выдвигают кандидатуру и поддерживают её;
- автобиографию с перечислением научных достижений и трудов;
- другие важные бумаги, необходимые по мнению кандидата.
Ещё до выборов каждый претендент обязательно должен пройти аттестацию в Комиссии по аттестации кандидатов.
Сотрудники деканата
Деятельность факультета координирует деканат. Чем больше студентов и кафедр на факультете, тем больше работников в деканате.
Методист
Сотрудники деканата чаще всего называются методистами (иногда инженерами). Эти люди участвуют в организации учебного процесса: формируют группы, работают со старостами, составляют списки на стипендию и пр.
А еще они самые осведомленные сотрудники факультета и, если с ними подружиться, охотно поделятся нужной информацией.
Секретарь
Функции секретаря могут пересекаться с функциями методиста, но его главная задача – выполнять распоряжения декана:
- готовить документы;
- визировать их у начальства;
- доносить информацию до кафедр и пр.
Декан
Он решает административные вопросы, отвечает за набор студентов и должен присутствовать на общевузовских мероприятиях (дни открытых дверей, конференции, праздники и пр.).
Чаще всего на эту должность назначают профессора, но иногда деканом может стать и доцент с хорошими организаторскими способностями и активной позицией. Декан – это менеджер, который умеет организовать работу кафедр факультета.
У декана есть несколько заместителей: по учебной, воспитательной, научной и методической работе. Эти люди ходят на профильные совещания и несут ответственность за свой сектор деятельности (организовывают мероприятия, готовят отчеты и пр.)
Обычные студенты с деканом почти не пересекаются. Он работает с активом и профоргами или разбирается с «проблемными» учащимися.
Чаще всего студенты сталкиваются с лаборантами кафедры или методистами деканата. Эти люди помогают решать текущие вопросы: готовят расписание, выдают справки и пр. Кроме них, у студента есть и другие помощники. Например, студенческий сервис, эксперты которого готовы оперативно помочь с любой учебной работой.
Кто кем в ВУЗе управляет
Современный ВУЗ представляет на сегодняшний день своего рода образовательное государство, с особой системой ветвей власти.
Структура университета довольно сложна, и поначалу в ней легко запутаться
Главой данного государства является ректор, именно он является главным юридическим и физическим лицом, обеспечивающим качественную образовательную деятельность и создаёт оптимальные для этого условия.
Непосредственными помощниками ректора являются его замы — проректоры, как правило количество их варьируется от трех до пяти (в зависимости от учебного заведения).
Одними из основных являются помощник по учебной работе, по воспитательной и по научной деятельности.
Сейчас в большинстве ВУЗов нашей страны данные должности упразднены, и ректор стал директором, а проректор — начальником отдела по чему-либо.
Кстати, все выше перечисленные персоны могут также являться членами кафедр и преподавательского состава, а значит, кроме непосредственной административной работы, как и остальные педагоги, они ведут лекции, готовят дипломников и аспирантов.
Весь институт состоит из факультетов, подразделений, которые объединяют группы родственных по своей специфической деятельности кафедр.
Факультеты находятся в непосредственной власти ректората.
Управленческая деятельность на факультете принадлежит декану, который также является и председателем ученого совета факультета.
Кафедра входит в состав факультета и отвечает за подготовку выпускников узкого профиля деятельности.
У каждого факультета имеется своя символика, особая форма документов и отличительная печать.
Воспитательную и учебную работу на факультете помогают осуществлять заместители декана по учебной и воспитательной работе.
В составе каждого факультета представлено определенное число кафедр — подразделений, которые занимаются подготовкой выпускников узкого профиля деятельности.
Для простоты понимания факультет можно грубо сравнить с общим понятием «мебель», а кафедры в данном случае будут отдельными её представителями: мебель для спальни, для кухни, для гостиной и т.д..
У каждой кафедры есть свой руководитель, который непосредственно и занимается организацией всех рабочих вопросов между преподавательским составом и студентами.
Кроме того, в каждом ВУЗе существуют:
- библиотека;
- лаборатории;
- отдельный отдел, занимающийся хозяйственной деятельностью;
- издательский отдел;
- научно-методический отдел;
- бухгалтерия
Большинство должностей в ВУЗе являются выборными, их избрание осуществляется путем тайного голосования, как правило, сроком на пять лет (декан, начальник кафедры, заместитель декана, проректор).
Что касается ректора, это лицо, назначаемое на должность государственными структурами высшего уровня власти.
Обязанности и полномочия
У старосты группы в образовательных учреждениях всегда есть определенные обязанности и полномочия, которые он должен выполнять. Они могут сильно отличаться в зависимости от вуза и факультета, тем не менее, есть общие моменты, характерные для всех высших учебных заведений.
Это:
сотрудничество с деканатом по учебному процессу;
знание расписания пересдач и консультаций;
доведение в срок важной для одногруппников информации;
отслеживание порядка в группе;
организация мероприятий среди одногруппников;
разрешение конфликтных ситуаций.
Именно через старосту деканат передает студентам важную информацию: о переносе или отмене лекций, назначении дополнительных занятий, о сдаче зачетных книжек и т. п. Лидер группы должен держать в голове огромное количество информации: начиная от актуального расписания занятий и заканчивая правилами оформления титульного листа курсовой работы.
Часто в обязанности старосты входит ведение журнала посещений студентов группы. Журнал выдается деканатом в начале учебного года. Старосте нужно выполнять несложную деятельность — отмечать присутствие одногруппников на лекциях и семинарах. В конце занятия необходимо предоставлять журнал на подпись преподавателю. Раз в месяц из журнала на специальном бланке делается выписка о пропуске занятий студентами — табель посещаемости. Причем в нем отмечается, по какой причине — уважительной или нет — занятие было пропущено. Уважительной причиной является болезнь студентов, больничные листы учащиеся также должны передавать старосте. Журнал в конце учебного года сдается в деканат.
Естественно, что конфликты у старосты чаще всего возникают именно с прогульщиками, которые всегда просят не отмечать их отсутствие на лекциях. Лидеру группы необходимо обладать дипломатичностью и сильным характером, чтобы гасить эти конфликты на корню
Важно доходчиво объяснить однокурсникам, в каких ситуациях вы будете стоять за них горой, а в каких случаях просить вас о медвежьей услуге бесполезно. Единственное, что на законных правах может сделать староста, — это помочь однокурсниками с оформлением свободного посещения, если того требуют обстоятельства
Чем отличаются дипломы
В дипломе бакалавра будет указано БАКАЛАВР такого-то направления. В дипломе специалиста будет указана определенная специальность: инженер, эколог, юрист.
Кроме того, отличается программа подготовки и глубина освоения материала. Выпускникам специалитета открывается больше возможностей для начала карьеры. Выпускник бакалавриата сможет перегнать специалиста только после окончания магистратуры.
Покажем разницу подготовки и компетенций на примере на популярных направлениях – юриспруденции и экономики.
Юридическое образование
Бакалавриат – Юриспруденция
Вы будете в общем и целом подкованы в законодательстве и сможете работать с документами, вести юридические консультации, сопровождать компанию или частное лицо в суде. Но получать какие-то специальные знания вам придется на практике или с помощью следующей ступени образования.
Специалитет – Судебная экспертиза
Здесь уже есть знания по узкому профилю. Вы можете сразу заниматься расследованием преступлений и проведением судебных экспертиз, ваш уровень образования это позволяет.
Экономическое образование
Бакалавриат – Экономика
Вы сможете осуществлять базовые экономические операции, вести бухгалтерский учет, разрабатывать бизнес-планы, планировать бюджет, проводить аудит компании и работать с финансовой отчетностью.
Специалитет – Экономическая безопасность
Это уже специалист более высокого уровня. Вы сможете выявлять и расследовать экономические правонарушения, проводить налоговые проверки и обеспечивать правопорядок в сфере экономики.
В дипломе бакалавра указано общее направление
Бакалавр
Диплом бакалавра — это диплом, подтверждающий успешное освоение второй ступени высшего профессионального образования.
Первой ступенью высшего профессионального образования является неполное высшее образование, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам не менее двух лет. После завершения обучения по данному уровню высшего профессионального образования студент может продолжить высшее образование (обычно это подразумевается по умолчанию) или, по желанию, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Объем и содержание неполного высшего образования отражаются в приложении к диплому.
Следует отметить, что редкий работодатель придаст серьезное значение факту получения вами неполного высшего образования.
«Бакалавр» должен изучить не только общеобразовательные, но и общепрофессиональные дисциплины, а также специальные дисциплины и практику, имеющую профессиональное значение. Изучение программы завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации «бакалавр» и выдачей диплома.
Квалификация «бакалавр» дает полное право претендовать на должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего профессионального образования.
В действительности руководитель задумается о том стоит ли брать «недоученного» специалиста. Основания для отказа в приеме на работу всегда можно найти. Конечно, гораздо лучше принять дипломированного специалиста или магистра, которые прошли полный курс обучения в вузе.
Задачи факультета
К подразделениям ВУЗа относится факультет. Он выделяется на основе административных и научно-учебных критериев, там подготавливаются учащиеся на несколько смежных профессий. Состоит он из кафедр. В его задачи входит координация их взаимосвязанной деятельности. Во главе факультета находятся научный совет и декан. Лицо, претендующее на последнюю должность, обязано иметь:
- большой опыт административной работы;
- звание профессора;
- степень доктора наук.
Научный совет решает многочисленные вопросы, включая определение срока защиты дипломных работ и диссертаций, проведение научной конференции и аналогичных мероприятий, организацию выступления ВУЗа по России, награждение авторов научных работ. Факультет вручает дипломы и документы, подтверждающие повышение квалификации. Процесс их оформления и выдачи входит в задачи канцелярии.
Факультет в качестве составной единицы присутствует не только в университетах, но и в колледжах. Количество отделений зависит от масштаба и типа учебного заведения. В специализированном, но небольшом ВУЗе насчитывается до десяти факультетов. В структуру крупного классического университета входят более 20 подобных отделений.
Так как институты готовят специалистов для разных отраслей и сфер деятельности, факультеты бывают разные. Их названия в любом ВУЗе отражают направления подготовки:
- юридический;
- экономический;
- исторический;
- математический.
В различных ВУЗах на одну специальность могут готовить различные факультеты. Сфера деятельности выпускника в будущем определяется выбранной специальностью и программой подготовки, но не факультетом, указанным в дипломе.
Сколько получают
Заработная плата педагогов в российских университетах – это самое слабое место в системе высшего образования. В среднем обычный преподаватель получает 15–17 тысяч рублей в месяц. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и отдаленных регионах можно рассчитывать на 23–30 тысяч рублей. Доход профессора иногда достигает 30–45 тысяч рублей. Также работник вуза получает надбавки за стаж работы и, если достаточно финансирования, премии.
Время от времени могут быть единовременные доплаты за исследовательскую деятельность, обучение контрактников или гранты, но это не меняет ситуацию в корне. Многие педагоги, чтобы свести концы с концами, берут дополнительную ставку или занимаются административной работой, что увеличивает и без того немалую нагрузку. Также можно подзаработать репетиторством, кураторством или организацией научных мероприятий.
Личностные качества ректора
Личностные качества ректора высшего учебного заведения влияют на его возможность грамотно организовать работу вуза. Специалист данного профиля должен быть:
-
стрессоустойчивым;
-
коммуникабельным;
-
ответственным;
-
требовательным.
Помимо этого ректор должен обладать аналитическим складом ума, уметь одновременно решать множество разноплановых задач, иметь организаторские способности, владеть грамотной устной и письменной речью.
Ректор часто выступает на различных конференциях и собраниях, и является главным представителем своего вуза. Поэтому специалист данного профиля должен иметь опыт выступлений и ораторские способности.
Ученые степени
Какова же целесообразность получения ученой степени кандидата и доктора наук? По большему счету они абсолютно ничего не меняют, за исключением вашего авторитета и политического веса в рамках науки и образования.
Кандидат наук
Прежде чем решиться на защиту кандидатской диссертации, у вас на руках должна быть готовая работа, в обязательном порядке имеющая научную новизну. Иными словами, попытайтесь изобрести то, что еще не реализовал Google, Amazon, Samsung или Apple. Работа должна быть научно-квалификационной, логически законченной с точки зрения науки и практики.
Помимо хорошей, качественно написанной диссертации, которая соответствует паспорту специальности, вы должны иметь:
- ряд публикаций в научных изданиях;
- несколько выступлений на международных, всероссийских, научных, научно-практических конференциях;
- две публикации (как минимум) из перечня изданий, рекомендуемых ВАК при Министерстве науки и высшего образования.
Защита проходит в диссертационных советах. В настоящее время Министерство науки и высшего образования предлагает два пути развития событий для защиты кандидатской диссертации:
- Выбрать диссертационный совет при ВАКе (высшей аттестационной комиссии).
- Воспользоваться услугами диссертационных советов на базе университетов, которые имеют право самостоятельно присуждать ученые степени и звания.
Следует отметить некоторые нюансы, которые свойственны сегодняшним реалиям. С момента поступления в аспирантуру до вашей защиты может пройти 15 и более лет, так что не стоит ориентироваться на 4 года
Второе, на что следует обратить внимание – кандидатскую защищать гораздо проще, чем докторскую. Это связано с тем, что с ученой степенью доктора наук вы можете претендовать на ректорат, должность ректора и в определенных ВУЗах это вызывает некоторую озабоченность.
Доктор наук
После получения кандидата наук вам предоставляется возможность подняться по иерархической лестнице и получить ученую степень доктора. Следует отметить, что в большинстве европейских стран кандидат наук признается как PhD, то есть доктором и профессором. Однако на территории РФ, если у вас есть потребность в продолжении роста по карьерной лестнице, вы можете защитить докторскую диссертацию двумя способами:
- Поступить непосредственно в докторантуру и отучиться некоторое количество лет. При этом следует отметить, что в отличие от аспирантуры, ее можно закончить раньше.
- Получить разрешение от кафедры и ВУЗа защищаться самостоятельно, взять выписку и заключение по вашей работе.
Процедура защиты докторской диссертации аналогична той, которая проходит при защите кандидатской. Изначально нужно выбрать диссертационный совет. Следует также отметить, что количество требований формально выше. Например, кандидатам технических специальностей требуется от 10 ваковских публикаций, ряд объектов интеллектуальной собственности и так далее.
Кроме того, диссертационные советы, имеющие право самостоятельно присуждать ученые степени и звания, вправе отклоняться от требований ВАК. Также Министерство образования и науки дополнительно не рецензирует любые диссертации, которые защищаются в данных советах. Соответственно, формально они выставляют более высокие требования и ориентируются не на статьи Высшей аттестационной комиссии, а непосредственно на Scopus и Web of science первых, вторых квартилей.
Сам процесс защиты в диссертационных советах при ВАКе обычно состоит из нескольких этапов. На завершающей стадии вы выступаете перед членами диссертационного совета в составе 20-22 человек. Если речь идет о диссертационных советах с самостоятельным правом присуждения степени, то комиссия может состоять буквально из 5 членов.
Обязанности
Ректор отвечает за осуществление всех видов деятельности в учебном заведении. В его обязанности входит:
- руководство образовательной и научной сферами вуза;
- управление финансовыми операциями;
- ведение административно-хозяйственных дел;
- определение задач развития университета;
- разработка структуры вуза;
- утверждение педагогического состава и штата других работников;
- организация и руководство деятельностью ректората, учёного совета, научно-исследовательской и учебной отраслей;
- издание приказов;
- создание приёмной и государственной аттестационной комиссии;
- составление ежегодных отчётов для учёного совета;
- планирование деятельности учреждения на будущий год;
- представление своего вуза на мероприятиях государственного уровня.
Ректор обладает обширными познаниями в своей научной отрасли и педагогике. Ему также необходимы знания менеджмента и экономики. Руководитель вуза должен хорошо разбираться в законах и правовых нормативах, которые касаются высшего и послевузовского образования.
Ректор лично отвечает за качество образования выпускников, ведение научной деятельности сотрудниками и финансовую стабильность всего учебного заведения.
Личностные качества ректора
Личностные качества ректора высшего учебного заведения влияют на его возможность грамотно организовать работу вуза. Специалист данного профиля должен быть:
-
стрессоустойчивым;
-
коммуникабельным;
-
ответственным;
-
требовательным.
Помимо этого ректор должен обладать аналитическим складом ума, уметь одновременно решать множество разноплановых задач, иметь организаторские способности, владеть грамотной устной и письменной речью.
Ректор часто выступает на различных конференциях и собраниях, и является главным представителем своего вуза. Поэтому специалист данного профиля должен иметь опыт выступлений и ораторские способности.
Что главнее: кафедра или факультет
Поступая в ВУЗ, студент задается вопросом, куда же он зачислен: на факультет или на кафедру?
Зачислены вы будете на факультет (это будет написано даже в так называемой «шапке» листа о зачислении), а внутри факультета вы автоматически будете определены под «юрисдикцию» отдельной кафедры, работа которой отвечает подготовке вас по специальности.
В вашем итоговом документе об образовании зачастую может совпасть наименование факультета и направления или специальности.
В дипломе будет стоять подпись не начальника кафедры, а декана факультета, равно как и на каждой странице зачетной книжки в качестве свидетельства о переводе на курс выше.
На практике декан также стоит выше по административной лестнице, нежели руководитель кафедры.
Высшее образование
Высшее образование дает возможность выбрать хорошее место работы. Например, если обучение происходило на педагогическом факультете университета, то студент будет преподавателем определённого предмета, но не сможет занимать другие должности.
Если же обучение было на таком же факультете, но уже в институте, тогда можно работать не только преподавателем, но и быть экспертом в той области, в которой есть специализация. Специалист по психологии может быть не только учителем, но и психологом в крупной компании.
Теперь стоит сравнить заработную плату эксперта с институтским дипломом (например, психолога) на большом предприятии и учителя, окончившего университет. Поскольку уровень оплаты в Российской Федерации различен, у выпускника есть возможность получать 40 тыс. р. в крупной компании и максимум 12 тыс. р. в школе. Возрастание в доходах очевидно. Теперь становятся понятны различия между вузами.
Должностные обязанности ректора кратко
Обязанности ректора вуза перечислены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС).
Чтобы обеспечить качественным образованием студентов вуза, ректору требуется решать множество задач. Кратко в должностные обязанности ректора входит:
-
организация финансово-хозяйственной и производственной деятельности вуза (установка оклада сотрудников, размера стипендии учащихся и пр.);
-
руководство образовательной деятельностью;
-
выработка стратегии развития вуза;
-
руководство работой всех подразделений вуза, включая учебную и научно-исследовательскую часть;
-
издание приказов, утверждение правил приема абитуриентов в вуз;
-
прием и увольнение сотрудников, определение их должностных обязанностей;
-
утверждение расписания, структуры вуза;
-
обеспечение охраны труда и пожарной безопасности;
-
подготовка финансовых и иных отчетов о работе вуза и пр.
Деятельность ректора контролируется законом и не должна перечить Законодательству РФ, уставу вуза и должностной инструкции. Ректор несет ответственность за невыполнение или некачественное выполнение своих должностных функций и полномочий.
Откуда взялся исследовательский университет
Еще одна проблема, давно набившая оскомину историкам, — появление так называемого исследовательского или «классического» университета, которое с начала ХХ века было принято ассоциировать с Вильгельмом фон Гумбольдтом и открытым при его участии Берлинским университетом. Согласно распространенному заблуждению, этот университет стал первым в мире местом, где исследовательское творчество стало неотъемлемым элементом образования, то есть где студенты не только ходили на занятия и сдавали экзамены, но и ставили эксперименты, производили вычисления, выращивали растения и наблюдали за звездами, иначе говоря, усваивали готовое знание и вместе с тем создавали новое. Тем самым Берлинский университет рассматривался как «историческое чудо» — начало новой эпохи в высшем образовании.
Должности на кафедре в университете
На кафедре работают преподаватели с разными должностями и званиями, а также вспомогательный и административный персонал.
Лаборант на кафедре в университете
Лаборанты — не педагогический, а учебно-вспомогательный персонал. На кафедре они занимаются организацией учебного процесса:
- готовят к работе лабораторные и компьютерные классы;
- оформляют документы;
- работают в библиотеке кафедры.
Их функции зависят от вуза: в некоторых универах лаборанты ведут сайт, готовят к публикации сборники, занимаются профориентационной работой с абитуриентами и т. д.
Ассистент кафедры
Это первая должность, которую получают молодые преподаватели. Для того, чтобы ее занять достаточно лишь иметь профильное образование уровня магистратуры или специалитета.
На кафедре ассистенты ведут лабораторные и практические занятия, лекции по которым читают доценты и профессора. В некоторых вузах могут руководить курсовыми работами.
Старший преподаватель
Старший преподаватель — следующая карьерная ступенька на кафедре. Чтобы стать им, необходимо иметь определенный стаж работы и пройти повышение квалификации.
Они выполняют те же обязанности, что и ассистенты, но если на кафедре не хватает доцентов или профессоров, могут проводить лекции или руководить курсовыми.
Кто такой доцент кафедры в институте
Это человек, который имеет степень кандидата наук и выполнил условия, необходимые для получения звания доцента (стаж работы, определенное количество публикаций, знание английского языка и пр.). Он ведет лекции, руководит курсовыми и дипломными работами, также может заниматься с аспирантами.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Профессор
Профессор — следующая в ученом мире ступень после доцента. Чтобы получить это звание, нужно защитить докторскую диссертацию и соответствовать жестким требованиям (например, стаж и число научных статей должны быть больше, чем у доцента).
Обычно профессора ведут лекции на старших курсах и в магистратуре, являются научными руководителями дипломников и аспирантов.
Доценты и профессора не только преподаватели, но и ученые: они готовят публикации, участвуют в конференциях и семинарах
Заведующий кафедрой
Должность заведующего — административная. На нее назначается один из преподавателей кафедры (профессор или доцент), который должен координировать работу подразделения:
- Организовывать учебный процесс;
- Обеспечивать выполнение распоряжений декана и ректора;
- Проводить совещания с педагогическим коллективом;
- Координировать работу подчиненных.
При этом у заведующего также есть учебная нагрузка.
Другие должности на кафедре
Кроме перечисленных выше, на кафедре также могут работать инженеры (занимаются обслуживанием техники, станков, компьютеров и пр.) и научные сотрудники (не задействованы в учебном процессе, занимаются только научной работой).