Что делает режиссер и как им стать?
Содержание:
- Кто такой режиссер?
- Кто такой режиссер монтажа и что он делает?
- Что еще нужно сдавать на актера?
- Телевидение: как расти в профессии
- Кто такой актёр?
- Где можно выучиться на режиссера?
- Какие предметы нужно сдавать на художника-аниматора?
- Где учиться на режиссера театра и кино в России
- Чем отличается режиссер видеомонтажа и видеомонтажер
- Обучение на режиссера в Москве
- Специальность «режиссёр» в колледжах Беларуси
- Оплата труда
- Важные качества
- Знания и навыки
- Обучение на Режиссера-постановщика
- Где учиться
- Какой нужен компьютер для работы режиссером видеомонтажа
- Требования к режиссерам
Кто такой режиссер?
Режиссер – это главный человек в любом творческом коллективе. Он работает со сценарием, подготовленным сценаристом, ему подчиняются осветители, актеры, звукорежиссеры – все участники творческой команды. Режиссерами мечтают стать многие ребята, однако успеха в этой профессии добиваются лишь единицы. Самые талантливые режиссеры заняты в съемках кинофильмов, также они могут реализовать свой потенциал в следующих сферах:
- театральные постановки;
- цирковые представления;
- анимационное и короткометражное кино;
- рекламные ролики;
- видео для влогов;
- телевизионные программы, новостные сюжеты и т. д.;
- клипмейкерство;
- компьютерные, мобильные, онлайн-игры, а также игры для приставок.
Существуют режиссеры, которые занимаются постановкой сборных и моноконцертов, различных мероприятий: свадьбы, выпускные, корпоративы и другие. Режиссер, читая сценарий или корректируя его, видит то, как в итоге будет выглядеть та или иная постановка. Он определяет типаж актеров, работает с цветовой гаммой, ракурсами – делает все, чтобы сценарий «ожил» на экране, театральной сцене, в реальной жизни.
Кто такой режиссер монтажа и что он делает?
Это специалист, который создает готовые фильмы, клипы, передачи из ранее отснятого материала. Например, при съемках кино общая продолжительность видео может достигнуть 200 часов. Из них потребуется оставить 1,5 часа.
В отличие от видеомонтажера, который является больше техническим специалистом, режиссер – это творческая специальность. Он не просто выбирает удачные кадры и монтирует из них ленту, но и может вмешиваться в сюжет. Решать, что и каким образом показать, какие фрагменты оставить в картине, а какие – убрать, чтобы усилить эффект от сцен и сделать фильм интереснее для зрителей. Такие решения он принимает не единолично, после обсуждения с руководством.
Он отвечает за основные монтажные решения, придумывает творческие приемы. В его обязанности входит чистовая сборка картины. Работа режиссера видеомонтажа обычно начинается еще до старта производства. Он может советовать, какие сцены и каким образом снять, чтобы потом оптимально их смонтировать. Поэтому данному специалисту необходимо разбираться в сценарном мастерстве и драматургии.
Что еще нужно сдавать на актера?
Помимо результатов государственной итоговой аттестации, на актера сдать нужно будет и дополнительные экзамены внутри учреждения – творческие испытания.
Обычно это три задания, которые раскрывают все навыки будущего актера: речь, актерское мастерство, вокал и танцы.
Речь. Для этого типа задания нужно выучить подготовленное стихотворение, пьесу, басню или отрывок из прозы, который нужно будет прочитать приемной комиссии. Подготовленные фрагменты могут не понравиться экзаменаторам, так что к этому пункту экзамена, который актеру нужно сдать, стоит подготовиться как следует
Важно подготовить и несколько запасных вариантов, если комиссия попросит заменить текст. В этом испытании проверяют дикцию, способность выражать главную идею, постановку голоса и дыхания.
Актерское мастерство
Эта часть экзамена для поступления на актера, представляет из себя этюд, обычно из 2-3 человек. Смысл в том, что комиссия задает тему для постановки короткой сценки (ситуация из жизни или произведения искусства). Нужно проявить креативность и уже имеющиеся актерские навыки.
Вокал и танцы. Для вокального выступления желательно взять классическое вокальное произведение или отечественную песню (эстрадную или кино). В большинстве своем, комиссия скептически относится к современному репертуару. Но в то же время некоторые вузы ценят оригинальность и способность экспериментировать, так что в этом случае понадобится интуиция. Помимо песен, нужно заранее приготовить танцевальный номер. Если существуют проблемы с пластикой и умениями создавать танцевальные связки, то можно обратится к хореографу за помощью заранее.
Такие же правила поступления подходят и тем, кто собирается после 9 классов в театральное училище. Понадобится ОГЭ по тем же предметам, аттестат об общем образовании подготовленные номера на творческое испытание.
Помимо знания того, что сдавать на актера, нужно обладать определенными способностями и особенностями: возраст, внешность, обаяние и чувство ритма.
Возраст. Пусть точных ограничений по возрасту среди поступающих нет, многие экзаменаторы предпочитают набирать на курс молодое поколение. Это нельзя назвать правилом, поэтому при наличии таланта и большого желания, существует возможность поступить несмотря на возраст.
Внешность. Существует мнение, что актеры должны обладать конвенциональной красотой. Но это не правда. Пожалуй, главное в актере – яркая запоминающаяся внешность. Важны, скорее, не красота лица, а мимика и умение правильно и уместно выражать эмоции.
Обаяние
Бесспорно, у актера должна быть сильная энергетика и харизма, которая поможет сохранять на нем внимание и стать перспективным актером.
Чувство ритма. Как было сказано, на творческих экзаменах, актеру может потребоваться сдавать танец, а в этом случае без чувства ритма не обойтись
Умение прочувствовать правильную дикцию, темп и динамику постановки – важный актерский навык.
Как и любое другое дело, актерское мастерство требует трудолюбия и внимания. И, пожалуй, важнейшее – это не то, какие предметы сдавать на актера, не количество баллов на ЕГЭ, а страсть к любимому делу. Если следовать своей страсти, стараться и преодолевать любые испытания, результат будет стоить всех сил.
Телевидение: как расти в профессии
Телепроизводство развивается сегодня достаточно быстрыми темпами, и отрасль нуждается в квалифицированных специалистах. Профессионалы, имеющие знания в смежных областях, ценятся на рынке выше, ведь от кадров современные реалии требуют универсальных умений. Корреспондент должен без труда понимать оператора и знать особенности работы с «картинкой». Редактор, умеющий дать задание и оператору, и журналисту, может рассчитывать на быстрый карьерный рост и уважение коллектива. Даже обычный телеведущий, понимающий, как правильно следует ставить свет, в большей степени может рассчитывать на карьерный рост, чем ведущий, который умеет лишь читать текст с экрана. Разумеется, многое зависит от профессионализма того или иного сотрудника. Но однозначно можно сказать, что на телевидении присутствует карьерный рост, и добиться высот в этой сфере может каждый, кто прикладывает усилия и готов приобретать новые умения.
На телевидении работает огромное количество самых разных специалистов. Каждый из них, прежде чем получить ту или иную должность, учился определенной профессии и совершенствовал свои навыки на практике.
Кто такой актёр?
Актер (от фр. acteur, от лат. actor — исполнитель; женский род — актриса) — это профессиональный исполнитель разноплановых ролей в спектаклях, кино, рекламных роликах, видеоклипах.
Профессия актер является одной из самых древних. Еще шаманы устраивали представления для всего племени. Как искусство, актерство зародилось в Древней Греции и считалось очень престижным. Однако Средневековая Европа считала игру актеров бесовской, а на Руси быть актером было даже опасно. Церковь преследовала лицедеев, шутов, скоморохов. Церковные служители могли уничтожить музыкальные инструменты, а исполнителей избить или посадить в тюрьму. Лишь в эпоху Возрождения отношение к актерству изменилось.
Актёрское искусство постоянно эволюционирует. До начала XX века в игре актёров преобладала шаблонность, одноплановость характеров и типажей. Революцию в профессии актера совершил основатель МХАТа К.С. Станиславский (1863 – 1938). Он является создателем знаменитой актерской системы, так называемой Системы Станиславского, целью которой является достижение максимальной психологической достоверности игры актеров. Станиславский призывал актеров чувствовать то, что чувствует герой, испытывать подлинные переживания для передачи достоверных эмоций на сцене. Уже более ста лет знаменитая актерская система Станиславского имеет огромную популярность в России и во всем мире, а высказанная им фраза “Не верю!” стала крылатой.
Многих манит известность, богатство и интересная жизнь. Однако мало кто понимает, как тернист путь к достижению своей цели, и никто не может гарантировать, что именно ты добьешься успеха на этом поприще. Как много выпускников театральных вузов, и лишь небольшой процент из них становится известными и высокооплачиваемыми актерами. Молодым актерам приходится пробивать себе место под солнцем, постепенно зарабатывая известность. Есть, конечно, и счастливчики, которых заметили и они в одночасье проснулись знаменитыми. Для них постепенно начнет сбываться то, ради чего они учились и к чему стремились.
Основой актерского мастерства является принцип перевоплощения. Это перевоплощение может быть внешним и внутренним. В первом случае, актер использует грим, костюмы, маски, вырабатывает интонацию, мимику, жесты. Во втором же случае актеру необходимо раскрыть духовный мир своего героя, показать его характер, передать мысли и переживания. Актер, не зависимо от места работы, создает определенный художественный образ и вносит что-то свое в героя, изображает его по-своему. Главной целью любого актера является желание воздействовать на зрителей, вызвать у них ответную реакцию, эмоции, чувства.
Где можно выучиться на режиссера?
Поступление на режиссуру – серьезный процесс, требующий соответствующей подготовки. И наиболее верный путь в профессию режиссера – окончание 11 классов в школе, сдача ЕГЭ и поступление в профильный вуз.
Специальностей, которые должны заинтересовать абитуриента и которые направлены на обучение режиссуре множество.
Например, выучиться на режиссера можно по направлениям подготовки:
- Руководство любительским театром
- Режиссура театрализованных представлений и праздников
- Режиссер драмы
- Режиссер телевизионных фильмов и программ
- Режиссер эстрады
- Режиссура театра
Обучение на режиссера не всегда имеет четкую театральную или телевизионную специфику, некоторые направления универсальны.
Где выучиться на режиссера в России и какой вуз профильный? Высшие учебные заведения есть во всех крупных городах страны. Смотреть нужно в сторону специализированных театральных и кинематографических институтов и академий, а также институтов культуры.
Например, выучиться на режиссера в России можно в вузах:
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры – один из известных театральных вузов западной столицы страны, где можно выучиться на режиссера разных направлений деятельности.
- Волгоградский государственный институт искусств и культуры – Волгоградский ВГИК, а точнее ВГИИК, где творческие личности тоже могут найти интересные себе специальности.
- Самарский государственный институт культуры (СГИК) — учащиеся смогут пройти обучение на режиссера театрализованных представлений и праздников.
- Кемеровский государственный институт культуры (КемГИК) – для поступления на режиссуру театрализованных представлений и праздников.
Это лишь небольшой перечень вузов. Всего по стране почти 100 учебных заведений, где можно выучиться на режиссера.
Какие предметы нужно сдавать на художника-аниматора?
Работа аниматором подойдет людям с творческим мышлением и способностями к рисованию. Что надо сдавать на мультипликатора? Это зависит от того, куда поступать.
Возможности для обучения широки: учиться можно в вузе, техникуме, колледже или курсах для аниматоров.
Если в качестве базы ориентироваться на высшее образование, то для выбора доступен большой перечень вузов, где обучают профессии аниматора-мультипликатора. Сдавать на художника-аниматора нужно будет ЕГЭ.
Окончания 11 класса можно не дожидаться, поступив учиться на аниматора после 9 класса в колледж или техникум. В ссузах такая специальность тоже есть. Вместо ЕГЭ сдавать на аниматора будет нужно ОГЭ. Но по окончанию ссуза, вместо диплома о высшем образовании студенты получат диплом о среднем профессиональном.
Где учиться на режиссера театра и кино в России
Получить образование режиссера в России сейчас можно везде, однако рассматривать стоит только действительно грамотные варианты, где научат всему. Например, в тройке лучших московских вузов:
Вряд ли найдется человек, никогда не слышавший о ВГИКе
- ВГИК им. С.А.Герасимова. Этот институт является лучшим в стране для обучения. Здесь обучают режиссуре кино и телевидения. Выдающимися выпускниками этого заведения являются: Л.И.Гайдай, Ф.Бондарчук, С.С.Говорухин и другие. Карьера эти людей подтверждает качество образования в полной мере.
- Театральный институт им. Б.Щукина. Институт предоставляет обучение режиссуре театра. Находится он, как и ВГИК, в Москве, будучи основанным в 1914 году. В пример выпускников вуза можно поставить С.В.Ходченкову, Н.С.Михалкова и В.А.Этуша. Особенностью же данного училища является то, что все преподаватели в нем являются его же лучшими выпускниками. Других к преподавательской деятельности там не допускают.
- ГИТИС. Хоть университет больше подходит для актеров ввиду того, что там вырабатывают лучшую сценическую речь. Примером тому могут быть А.Б.Пугачева, Ч.Н.Хаматова и А.Г.Абдулов. Режиссерский же факультет в ГИТИСе старейший, а сам вуз содержит порядка 9-ти мастерских. Благодаря столь тесной деятельности будущих актеров и режиссеров они учатся лучше понимать друг друга на съемочной площадке.
Указанные вузы являются лучшими в стране. Однако не стоит зацикливаться на престижном учебном заведении. Существует много примером того, как режиссеры из никому неизвестных училищ становились культовыми.
Чем отличается режиссер видеомонтажа и видеомонтажер
И режиссер видеомонтажа, и видеомонтажер — создают качественное видео. Но название профессии зависит от того, с кем специалист работает и какими навыками владеет.
Режиссер видеомонтажа более широкая профессия. Специалист должен уметь взаимодействовать со съемочной командой, знать основы режиссуры, понимать работу на съемочной площадке. Тогда он может сам прописывать техническое задание для съёмочной команды — в каких ракурсах снять, что нужно для будущего монтажа, какой свет поставить. Также режиссер видеомонтажа может давать советы и помогать режиссёру-постановщику, отходить от технического задания, если у него возникла креативная идея. Ещё режиссер видеомонтажа может управлять командой видеомонтажеров и помогать им в работе над монтажем.
А видеомонтажеру уже приносят готовый материал — специалист работает с тем, что есть. Видеомонтажер создает из отснятых кадров сюжет — добавляет то, что полностью изменить характер, настроение готового видео.
Обучение на режиссера в Москве
Столица России славится своей культурной направленностью и это бесспорный лидер по количеству вариантов, где можно выучиться на режиссера.
Большая часть абитуриентов, поступающих на режиссуру рассматривает в качестве учебных заведений, в первую очередь, именно московские вузы.
Куда пойти учиться на режиссера в Москве? Как минимум в один из театральных или кинематографических вузов. Наиболее известные из них на слуху у каждого.
Если идти на высшее образование, будущему режиссеру на обучение стоит поступать в:
- Всероссийский государственный университет кинематографии имени Герасимова — готовит режиссеров кино;
- Российский университет театрального искусства и театральный институт при Государственном академическом театре имени Вахтангова – здесь обучают театральных режиссеров;
- Московский государственный психолого-педагогический университет — предлагает получить профессию режиссера мультимедиа;
- Московский институт кино и телевидения — выпускает в жизнь режиссеров телефильмов и телепрограмм.
Поступить учиться на режиссера на бюджет – большая удача. Но бюджетные места имеются не во всех вузах. Стоимость обучения режиссуре на контрактной основе за год колеблется от 100 000 до 300 000 рублей.
Какие предметы нужно сдавать на режиссера на ЕГЭ при поступлении в столичные вузы? Ключевые дисциплины все те же. На ЕГЭ максимальные баллы нужно набрать по русскому языку и литературе.
Нужно в столице сдавать на режиссера и другие экзамены — испытания. Без прохождения собеседования, творческого и профессионального испытания поступить вряд ли получится.
Теоретических проблем для этого нет, но поскольку по данной специальности столичные вузы, как правило, переполнены, возможно перевестись не получится. Также не стоит забывать, что при переводе на обучение режиссуре в другой вуз может возникнуть разница в учебном плане и велика вероятность поступления на курс ниже.
Специальность «режиссёр» в колледжах Беларуси
Освоить профессию можно после 11 класса в четырёх колледжах искусств. МГКИ специализируется на подготовке режиссёров народных обрядов и праздников (дневная и заочная формы). Зачисление происходит по результатам ЦТ по языку и внутреннего экзамена. Чтобы поступить в ВГККИ, ГГКИ, ПГКИ на эту же специальность, нужно сдать только экзамен. Срок обучения — 2 года 10 месяцев. Проходные баллы за 2019 год большинство ссузов уже опубликовало. Известно, что в МГКИ в прошлую вступительную кампанию поступали с 15,6 баллами на дневную бюджетную и с 24,3 баллами на заочную бюджетную формы. За год очного обучения студенты платили 1654 BYN.
Надеемся, мы сориентировали тебя, где можно учиться на режиссёра в Беларуси и что необходимо сделать для поступления. Хочешь узнать, подходит ли тебе эта профессия? Тогда пройди профориентационные тесты на сайте Адукар, чтобы убедиться в этом, и дерзай.
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях , Instagram, , ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by
Оплата труда
Важные качества
Профессия режиссёра-постановщика предполагает артистизм, образное мышление, хороший интеллект, широкий кругозор, воображение, самодисциплину, высокую трудоспособность и лидерские качества
И ещё одно важное качество – чувство современности. Режиссёр должен чувствовать, насколько актуальна та или иная тема, идея в современном мире
Знания и навыки
Режиссёр должен владеть теорией и практикой режиссуры, актерского мастерства, основами сценического и музыкального оформления, операторского искусства, понимать законы драматургии. Очень важны познания в области истории литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Необходимо знание классических и современных произведений драматургии, кинематографа. Желательно знание иностранных языков.
Обучение на Режиссера-постановщика
Драматический и музыкальный театр
- Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры драмы
- Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Факультет искусств. Специальность «Режиссура театра»
- Театральном институте им. Б. Щукина. Режиссёрский факультет. Специальность «Режиссура театра»
И др. вузы театрального искусства.
Цирк, шоу-программы
- Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры цирка. Специальность «Режиссура цирка»
- Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Театрально-режиссерский факультет. Специальность «Режиссура театра». Специализация «Режиссура эстрады». Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Специализации: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и «Режиссура шоу-программ».
- Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Направление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»
Кино и телевидение
- Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Режиссерский факультет. Специальности: «Режиссура игрового кино», «Режиссура неигрового кино», «Режиссура анимационного фильма»;
- Высшие курсы кино и телевидения ВГИК. Профессии: «Кинорежиссура», «Режиссура неигрового кино- и телефильма»;
- Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР). Факультет режиссуры ТВ и мультимедиа.
Где учиться
В театральных вузах и колледжах воспитывают будущих . Там они учатся актерскому мастерству, сценическому движению и речи, акробатике, вокалу, танцу и многим другим профессиональным навыкам. Для успешного воплощения роли актеру нужно научиться ее анализировать, прочувствовать и буквально прожить жизнь своего персонажа.
Чтобы попасть в «мастерскую талантов», нужно будет пройти огромный конкурс — до 450 человек на место. Художественный руководитель, который в этот год набирает курс, разглядывает в будущем студенте не знания по школьным предметам, а, в первую очередь, талант. Абитуриента могут взять, даже если он никогда не занимался в театральной студии и у него низкие баллы ЕГЭ.
Самые известные творческие колледжи страны для будущих актеров, артистов и музыкантов: Российская академия музыки им. Гнесиных Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Московская государственная академия хореографии Московский театральный колледж при Московском театре под руководством О. Табакова Московский государственный театральный колледж (техникум) имени Л.А. ФилатоваТеатральные вузы есть в большинстве городов Российской Федерации. К самым известным и престижным относятся: Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК) Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России (ВТУ им. Щепкина) Российский университет театрального искусства — ГИТИС (ГИТИС) Театральный институт им. Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова (ТИ им. Щукина) Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского
Как найти призвание >>Как раскрыть талант у ребенка >> |
Какой нужен компьютер для работы режиссером видеомонтажа
Основное рабочее место видеомонтажера — его компьютер. Вы можете монтировать как на стационарном компьютере, так и на ноутбуке
Вот что важно в технике, на которой монтировать получится быстро:
Мощный процессор. 4 ядра + 4 потока — это необходимый минимум, а лучше, чтобы был запас. Но дело не только в ядрах. Например, выбирая ноутбук для монтажа видео с Intel, не стоит ориентироваться исключительно на цифры — i5 или i7. Поколение тоже значимо. Старички i7 могут по мощности и скорости работы проигрывать свежим i5.
Совет: поклонникам AMD подойдет Ryzen 5 или Ryzen 7. Эти процессоры дешевле интеловских, а в производительности не уступают конкурентам.
Оперативная память. Тут работает правило: чем выше параметры, тем лучше. Ниже — минимальные характеристики оперативки, которая должна быть в хорошем ноутбуке для видеомонтажа.
-
Объем ОЗУ — 8 Гб при FHD разрешении и 16 Гб при 4К.
-
Прирост в производительности может дать и двухканальный режим. В материнских платах с четырьмя слотами две планки ОЗУ вставляются через один. Лучше взять 2 планки по 4 гига, чем одну на восемь.
-
Скорость и версия DDR тоже имеют значение. DDR4 с частотой 2666 Мгц — то, что надо.
Видеокарта. У современных ЦПУ приличная интегрированная графика. Ее можно рассматривать как временное решение, но рендеринг видео и подобные операции будут выполняться медленно, что не очень удобно. Видеокарты Nvidia уровня 1650 и 1650 super могут вполне подойти.
Большой монитор. Монитор должен быть большим, с высокой четкостью, реалистично отображающем всю сочность оттенков, в идеале с IPS матрицей. Монтажеры рекомендуют пользоваться ноутбуком во время поездок и командировок. А для постоянной работы советуют обзавестись дополнительным монитором с большой диагональю.
Комментарий эксперта — Оли Храпчевской, преподавателя Бруноям и видеомонтажера с опытом 8 лет
Требования к режиссерам
Чаще всего к режиссеру предъявляются следующие требования:
- профильное образование;
- понимание принципов работы в своей отрасли;
- техническая подготовка (знание принципов работы камер, специального оборудования для съемок, специальных программ для монтажа и записи).
Так как стать режиссером сразу после обучения практически невозможно, то молодой специалист начинает работу в качестве помощника или ассистента, постепенно постигая особенности рабочих процессов и деятельности режиссера.
Нередко режиссерами становятся бывшие операторы, сценаристы и актеры, у которых есть практический опыт работы с постановкой.