Кинорежиссер

Профессия режиссер.

Если разговор заходит о кино, мы все интересуемся кто режиссер, кто играет и о чем. Но знаете ли вы что это за профессия, режиссер? Начнем с того, какими качествами должен обладать человек, который хочет работать в этой профессии. Режиссура предполагает: 

Хороший организатор 

Коммуникабельность 

Разносторонне развитая личность, начитанность, не мешает хорошая физическая подготовка. Режиссер с плохим здоровьем — это беда для всего коллектива.

  Индивидуальность, не путать с самодурством и неадекватностью. 

Это начальный набор для любого человека, который хочет посвятить себя этой профессии. А вот дальше начинается образование. 

 Невозможно представить себе человека в профессии режиссер, если он не знает основ, сценического мастерства, не имеет понятия о том, как пишется синопсис, разрабатывается сценарий, не умеет и не знает основ монтажа или мизансценирования и т. д. 

Это все ремесло, без которого невозможно стать великим художником. А я так думаю, что в этой профессии должны быть только великие, ну на крайний случай выдающиеся)) 

Почему-то принято считать, что режиссеры, как правило — это неудавшиеся актеры. Это абсолютная чушь. Режиссер не только хороший актер, но и как правило педагог и психолог.(пример Никита Михалков) Это входит в его профессиональный набор. Я вам это рассказываю потому, что я сама режиссер и отработала на ТВ не один год. Имею за плечами два высших образования и стала лауреатом Всероссийского конкурса “Моя провинция” (телевизионные программы и документальное кино). Так что эту профессию я знаю не  понаслышке, а изнутри. Современный режиссёр должен разбираться в маркетинге и сейчас этому учат в первую очередь.  

Режиссёры зачастую становятся продюсерами своих же фильмов. Это становится смежной профессией. А куда деваться?

Какие направления в режиссуре существуют сегодня 

оператор

  1. Режиссер кино 
  2. Театра 
  3. Рекламы 
  4. Клипмейкер 
  5. Телевидения 
  6. Сериалов 
  7. Массовых праздников и театральных представлений 
  8. Предвыборных компаний (движки), это вообще отдельная область в политологии и режиссуре, и так далее 

Заканчивая академию рекламы ВГИКа, я и не предполагала, что это только начало. Режиссеры учатся всю жизнь. 

В наше время не существует “чистого” направления в режиссуре, как и нет “чистого” жанра. Эклектичность (смешение жанров), зачастую дает совершенно новое направление в искусстве. Но, какой бы вы не занимались режиссурой, вам, придётся всегда работать с музыкой, звуком и изображением. 

Что еще нужно сдавать на режиссера после 11 класса?

При поступлении на любую творческую специальность и, в том числе, на специальность режиссера, особое значение приобретают специальные испытания, которые определяют потенциал будущих студентов.

В качестве творческих экзаменов на режиссера абитуриенты проходят несколько отборочных туров, каждый из которых оценивается на максимально возможные 100 баллов.

При получении меньше необходимого количества баллов, абитуриент к следующему испытанию не допускается и даже если результаты ЕГЭ хорошие, про поступление на режиссера можно будет забыть.

На испытаниях соискатели должны продемонстрировать запас знаний, культурный уровень и подтвердить склонность к выбранной профессии.

Классическим для обучения на режиссера будут этапы:

  1. Собеседование. Оно определит познания абитуриента не только в области театра и кинематографа, но и музыки, живописи, истории, политики и философии. Для прохождения этого тура следует подготовить портфолио — «Творческую папку», в которой должна быть подтверждена творческая деятельность, если молодой человек занимался ею до поступления в вуз. Это могут быть фотографии, статьи, дипломы и отзывы. Если вы планируете учиться на режиссера, лучше подумать о «папке» заранее.
  2. Творческое испытание. Поступающим предлагают письменно раскрыть предложенную тему. Как правило, за основу берется не какое-либо литературное произведение, а банальная жизненная история. Этот вступительный экзамен при поступлении на режиссера имеет серьезное значение. Задача абитуриента — продумать дальнейшее развитие событий. На такое сочинение отводится около 6 часов.
  3. Профессиональное испытание. Здесь будущему режиссеру предстоит продемонстрировать свой творческий потенциал, нестандартное мышление и безграничную фантазию. Для этого потребуется рассказать и, возможно, показать, каким мог бы стать фильм на предложенную экзаменаторами тему. Кроме того, будущему режиссеру, наравне с будущими актерами, предстоит прочесть отрывки из прозы, басню и стихотворение.

Вот, если говорить кратко, какие экзамены надо сдавать на режиссера и какой путь предстоит пройти абитуриенту на творческих испытаниях. А совокупность баллов по ЕГЭ и творческих испытаний определит, кто из кандидатов поступил.

Описание

В наши дни режиссура имеет колоссальное развитие. Теперь это не один человек, а целый спектр специалистов, которые подчиняются режиссеру-постановщику. В зависимости от типа работ определяется суть профессии. Существуют такие направления режиссуры:

  • Режиссер-постановщик. Это глава всей команды. Именно он отвечает за результат и принимает все ответственные решения. Данный специалист с легкостью может внести свои авторские коррективы в сценарий. Подбор актеров и контроль их игры – тоже его работа.
  • Режиссер. Обычно это человек, который помогает постановщику. Он задействован в крупных проектах. Специалист занимается подбором актеров массовки и съемкой второстепенных сцен. Данный специалист учится у постановщика.
  • Ассистент режиссера. Это самая низшая цепь режиссуры. Все выпускники мечтают попасть на данную должность. Она открывает возможности обзавестись необходимыми связями для дальнейшего развития карьеры.
  • Режиссер монтажа. Это гений, сидящий за пультом и просматривающий отснятый материал. Именно от него зависит та картинка, которая предстанет перед зрителем. Часто в данной процедуре принимает участие и постановщик.
  • Звукорежиссер. Озвучка всех сцен для улучшения качества голосов проходит отдельно в студии. Звукорежиссер говорит, как и что нужно говорить. Это эксперт в интонациях. Он позволяет умело соединить звуковую дорожку с картинкой так, чтобы вызвать максимум переживаний у зрителя.
  • Театральный режиссер. В театре все совсем не так, как в кино. Это абсолютно другая специфика игры актеров. Данный вид искусства требует абсолютно другой передачи эмоций. Соответственно, режиссер обучается и мыслит иным способом.

Сутью профессии режиссера является управленческая работа съемочными процессами. Он видит картинку в целом и четко понимает, каким должен быть каждый персонаж. Режиссер является интерпретатором сценария, который доносит задумку автора до актеров и следит за ее выполнением.

На каких специальностях учиться

Для того чтобы получить шанс устроиться на работу режиссером, следует выбрать одну из таких специальностей:

  • Режиссура театра.
  • Режиссура игрового кино.
  • Режиссура неигрового кино.
  • Режиссура анимационного фильма.
  • Кинорежиссура.
  • Режиссура неигрового кино- и телефильма.
  • Режиссура театрализованных представлений и праздников.
  • Режиссура шоу-программ.
  • Режиссура эстрады.
  • Режиссура цирка.
  • Режиссура.

Все выше перечисленные специальности позволят работать режиссером. Выбирать следует исходя из того, в какой сфере вы бы хотели проявить свой талант: кино, театр, телевидение, цирк, эстрада и т.д.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Каждый режиссер выполняет целый спектр управленческих обязанностей:

Режиссер во всем спектре своих обязанностей выступает связующим звеном между всеми составляющими съемочного процесса. Хорошая режиссура – гарантия успеха любого фильма или шоу.

Кому подходит данная профессия

Данная профессия подходит сильным и волевым людям. Режиссер должен быть прирожденным лидером и уметь управлять огромным количеством персонала одновременно. Он должен быть профессионалом своего дела и обладать огромным творческим потенциалом

Режиссер беспристрастен и не заводит любимчиков – это важно в творческом коллективе. Данный специалист должен быть начитанным, артистичным и интеллектуально развитым

Широкий кругозор – лучший помощник постановщика.

Важные личные качества

  1. Желание узнавать что-то новое на протяжении всего времени работы.
  2. Умение анализировать и давать оценку, как сценариям, так и литературным произведениям.
  3. Наличие связей и умение подобрать специалистов, которые будут задействованы в творческом процессе.
  4. Усидчивость и коммуникабельность.

  5. Отлично развитая фантазия.
  6. Способность генерировать новые идеи, отсутствие шаблонного мышления.
  7. Художественный вкус, приветствуется знание иностранных языков.
  8. Умение работать в коллективе, организаторские способности и коммуникабельность, ведь у режиссера в подчинении минимум 3 человека со своим видением творческого процесса.
  9. Желание искать новые темы и направления, которые заинтересуют потенциального зрителя.
  10. Умение слушать как коллег, так и заказчиков, готовность исправить практически готовую работу из-за того, что заказчик видит картину по-другому.

Где учиться за пределами России

Если хочется учиться на режиссера за границей, то здесь выбор в разы шире. Преимуществом обучений за границей, как ни странно, является не лучшее образование, а перенятие духа конкретной страны.

К наиболее ярким можно отнести:

  1. George Mason University (USA). Университет расположен в Вирджинии, округе Фэрфакс. Помимо изучения основы программы – режиссуры, студентам также преподают основы визуального и компьютерного дизайна. В сравнении с Россией наибольшее сходство у данного университета с ГИТИСом ввиду наличия специальной дисциплины – коммуникация.
  2. University of Edinburgh (SCT). Построенный в столице Шотландии университет предоставляет возможность получения степеней MA и MFA для кинорежиссуры. Особенностью является то, что преобладает в нем больше практический подход, нежели теоретический. Студентам также дают индивидуальные проекты и сотрудничество с уже работающими режиссерами.
  3. University of the Arts London (UK). Один из лучших вузов Англии, расположенный в Лондоне. Преимуществом вуза является наличие обширного количества дисциплин на одном факультете, что на выпуске дает режиссеров с большим кругозором и универсальностью. Присутствует также работа над индивидуальным проектом и совмещение теории с практикой. Выпускники, что окончили этот университет, имеют больше других шансов на карьеру в пределах Англии.

Это позволяет делать не одного универсального режиссера, а несколько, но лучших в определенной области.

Особенности профессии

Художник-постановщик – участник творческой группы, работающей над фильмом. По существу, он переводит сценарий (литературную основу фильма) в изобразительный ряд. Он разрабатывает эскизы, чертежи декораций, мебели, подбирает реквизит, помогает при составлении сметы, в выборе мест для натурных съёмок, в изготовлении декораций. Когда фильм снят, участвует в отборе дублей, в создании графического оформления фильма (титры, заставка и пр.).

Декорации, реквизит, их расположение на съёмочной площадке – из всего этого складывается предметная реальность, в которой будет разворачиваться действие. От мастерства художника зависит эмоциональный строй фильма, а также доверие или недоверие зрителей. Например, чтобы снять фильм о юном Петре I, нужно передать атмосферу царских хором XVII века, воссоздать предметы быта.  И чем больше художник знает, чем больше предметов  того времени он видел, тем достовернее будет созданный им мир.

Приступая к работе над картиной, художник-постановщик сначала читает сценарий, беседует с режиссёром, и в это время вырисовывается концепция будущего оформления. Не всегда художник отталкивается от эпохи, в которой разворачивается действие, в некоторых случаях он полагается на свою фантазию и фантазию режиссёра-постановщика. Например, эскиз пепелаца для фильма «Кин-дза-дза» (вышел на экраны в 1986 г.) нарисовал режиссёр  Георгий Данелия, еще когда вместе с Резо Габриадзе работал над сценарием. Однако переводили этот эскиз в чертежи и готовую конструкцию художники-постановщики Теодор Тэжик и Александр Самулекин. Папелац соорудили из частей самолёта Ту-104, найденных на свалке.

Но даже работая над историческим фильмом, не всегда можно представить, как выглядела ушедшая эпоха. Что можно сказать о жизни в IV веке? Какими предметами пользовались люди? Какую одежду они носили? Из исторических свидетельств можно найти черепки глиняной посуды в музее, а всё остальное художнику приходится додумывать самому.

Художник-постановщик работает под руководством режиссёра и второго режиссёра. В работе ему  помогают ассистенты. Также в группу  художника-постановщика входят декораторы, бутафоры, реквизиторы, художники по костюмам, художники-гримёры.  В некоторых случаях, художник-декоратор сам выполняет многие функции: занимается и декорациями, и костюмами, и поиском реквизита. Единственный, кого он не может заменить на профессиональном уровне, – художник-гримёр.

После института молодой специалист работает сначала в качестве ассистента, позже, набравшись опыта, может претендовать на самостоятельную работу в качестве художника-постановщика.

Профессия художника-постановщика считается мужской, потому что требует физической выносливости: приходится работать с тяжелыми декорациями, ездить в съёмочные экспедиции, выдерживать ненормированный рабочий день. Однако женщины в этой профессии всё же есть.

Важные качества

Коммуникабельность;
умение сосредоточиться одновременно на нескольких задачах и объектах;
внимание к мелочам;
педантичность, склонность к порядку в делах;
умение находить выход из трудных ситуаций, авралов и форс-мажоров;
способность импровизировать, так как ни на одной съёмке не бывает, чтобы всё шло по плану;
стрессоустойчивость;
умение найти подход к разным типам творческих людей с яркой индивидуальностью;
психотерапевтический подход по налаживанию отношений внутри большого коллектива;
лидерские способности;
широкий кругозор;
творческое воображение.

Второй режиссер должен конкретно знать, чем занимается каждый работник на съёмочной площадке, какие ресурсы и средства ему нужны для качественной работы и сколько времени это займет.

В целом, это люди с амбициями, авантюристы, живущие вне правил, движущие эту жизнь, делая ее интересной и неожиданной.

Где можно получить профессию режиссер?

Профессию режиссера невозможно освоить самостоятельно или при помощи специальных курсов. Хотя изучение основных принципов режиссуры посредством самообразования вреда не принесет, настоящим специалистом можно стать, только получив соответствующее высшее образование.

Сегодня в большинстве городов России есть как минимум один ВУЗ, осуществляющий подготовку режиссеров. Многие университеты являются коммерческими, но и государственных ВУЗов, где можно получить эту профессию, тоже хватает. Все учебные заведения предлагают обучение преимущественно на платной основе, с минимальным количеством бюджетных мест, и поступить в них очень сложно. Абитуриентов отбирают по жестким критериям, основным среди которых, все же, остается талант.

От выбора университета во многом зависит и дальнейшее трудоустройство, поскольку в этой профессии престижность ВУЗа играет не последнюю роль. К наиболее популярным среди работодателей учебным заведениям относятся:

  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов.
  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК).
  • Российский университет театрального искусства (ГИТИС).
  • Театральный институт им. Б. Щукина.
  • Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ).

Источники изображений: macdigger.ru, tvkinoradio.ru, vnews.agency, severinform.ru

Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная не указано
Бакалавриат Очная не указано
Бакалавриат Очная не указано
Бакалавриат Очная не указано
Бакалавриат 240 000,00 ₽

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Санкт-Петербург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очно-заочная 160 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 230 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 230 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 230 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 230 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 230 000,00 ₽

Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очно-заочная 155 400,00 ₽
Бакалавриат Заочная 90 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 225 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 155 400,00 ₽
Бакалавриат Очная 225 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 90 000,00 ₽

Московский городской психолого-педагогический университет

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 210 000,00 ₽

Челябинская государственная академия культуры и искусств

Челябинск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 174 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 42 000,00 ₽

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Омск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 163 440,00 ₽

Краснодарский государственный университет культуры и искусств

Краснодар

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 160 600,00 ₽

Орловский государственный институт искусств и культуры

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 30 000,00 ₽

Северо-Кавказский государственный институт искусств

Нальчик

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная не указано
Бакалавриат Заочная 4 000,00 ₽

Казанский государственный университет культуры и искусств

Казань

Что нужно знать о профессии

Кроме этого он:

  • занимается отбором сценария или пишет его самостоятельно, если его не устраивают предложения сценаристов;
  • будет определять, какой будет стиль у фильма;
  • осуществляет руководство работой различных специалистов, в том числе художников, которые занимались костюмами и декораторов;
  • проводит кастинги для актеров;
  • осуществляет руководство актерами во время съемок, заставляя их выполнять определенные действия согласно сценария и необходимости рабочего момента;
  • осуществляет руководство работой всех задействованных операторов;
  • может выполнять монтажом снятого фильма.

Причем они могут частично отличаться от более распространенного продюсерского.

Режиссеры могут выбирать в каких жанрах им работать. На сегодняшний день выделяется следующие направления:

  • игровое;
  • документальное;
  • анимационное или мультипликационное кино.

Исходя из этого, специалист будут заниматься в своей сфере, совершенствуя свое мастерство и делая свое имя известным не только среди профессионалов, но и среди зрителей.

В зависимости от выбранного места работы, режиссер будет иметь возможность только заниматься творчеством или еще выполнять роль продюсера, продвигая фильм на рынке, ища спонсоров и выполняя роль администратора.

Оплата труда

Важные качества

Профессия режиссёра-постановщика предполагает артистизм, образное мышление, хороший интеллект, широкий кругозор, воображение, самодисциплину, высокую трудоспособность и лидерские качества

И ещё одно важное качество – чувство современности. Режиссёр должен чувствовать, насколько актуальна та или иная тема, идея в современном мире

Знания и навыки

Режиссёр должен владеть теорией и практикой режиссуры, актерского мастерства, основами сценического и музыкального оформления, операторского искусства, понимать законы драматургии. Очень важны познания в области истории литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Необходимо знание классических и современных  произведений драматургии, кинематографа. Желательно знание иностранных языков.

Обучение на Режиссера-постановщика

Драматический и музыкальный театр

  • Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры драмы
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Факультет искусств. Специальность «Режиссура театра»
  • Театральном институте им. Б. Щукина. Режиссёрский факультет. Специальность «Режиссура театра»

И др. вузы театрального искусства.

Цирк, шоу-программы

  • Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры цирка. Специальность «Режиссура цирка»
  • Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Театрально-режиссерский факультет. Специальность «Режиссура театра». Специализация «Режиссура эстрады». Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Специализации: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и  «Режиссура шоу-программ».
  • Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Направление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Кино и телевидение

  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Режиссерский факультет. Специальности: «Режиссура игрового кино», «Режиссура неигрового кино», «Режиссура анимационного фильма»;
  • Высшие курсы кино и телевидения ВГИК. Профессии: «Кинорежиссура», «Режиссура неигрового кино- и телефильма»;
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР). Факультет режиссуры ТВ и мультимедиа.

Академия анимации для детей

Университет «Синергия» совместно с киностудией «Союзмультфильм» запустили образовательные онлайн-программы для школьников в Детской академии анимации.

Дети в возрасте 8−12 лет проходят обучение по пяти направлениям: комиксы и графическое искусство, анимационный блоггинг, студийная звукозапись, мультипликация, анимационное продюсирование.

— Занимаясь в детской академии анимации, ребенок сможет понять профессию и определить, что ему интересно и близко, в каком направлении он дальше хотел бы развиваться», — объясняет декан факультета анимации, доцент, кандидат педагогических наук Татьяна Ашутова (на фото).

Занятия в Детской академии анимации проводят практики-эксперты студии «Союзмультфильм».

Идея создания Детской академии весьма любопытна, поскольку позволяет профессионально сориентировать заинтересованного темой анимации ребёнка в тот момент, когда тот способен хорошо усваивать большие объёмы информации.

Полученные в детстве знания помогут ребенку заниматься интересным и полезным хобби, а в дальнейшем, возможно, и определиться с будущей профессией.

Куда поступать на актера?

Учиться на актера в родной стране возможно как в высших, так и среднеспециальных учебных заведениях. В основном, для поступления в один из вузов или училищ необходимо пройти отбор среди огромного количества поступающих.

Кроме привычных экзаменов, по русскому языку и литературе, всем абитуриентам предстоит творческий конкурс – прослушивание. Это то, что нужно сдавать на актера в обязательном порядке. По результатам творческого испытания выносится заключение о профессиональных способностях будущего артиста.

Для успешной подготовки к прослушиванию можно пройти курсы обучения актеров по актерскому мастерству, искусству декламации, профессиональному вокалу. При этом, по статистике, многие абитуриенты все равно поступают в театральный не с первого раза.

Куда еще поступать на режиссера?

Колледжи или техникумы, куда можно поступить на режиссера после 9 класса без экзаменов абитуриент найти не сможет. Но высшее образование – не единственный способ получения образования.

Никакие вступительные экзамены и предметы сдавать на режиссера не нужно на режиссерских курсах. Курсы – это всегда коммерческие проекты. Поступить на них не так и сложно. Не нужно иметь на руках диплом о высшем или среднем специальном образовании, не нужен даже аттестат.

Куда поступать на режиссера? Если говорить о наиболее популярных, то поступить на режиссера на курсы можно, например, в:

  • В УЦ «Культурная платформа «Синхронизация» предлагает обучение от одного дня. В среднем, подобные курсы рассчитаны на 2 месяца посещений.
  • Киношколы Александра Митты
  • «Свободное кино»
  • Культурно-просветительский центр «Архэ».

Выучиться на режиссера на курсах не означает получить работу. Трудоустройства, а тем более серьезного образования на курсах вам никто не гарантирует. Тем ни менее, это быстрое погружение в профессию мечты за минимальное время.

Если цель – это получение максимально хорошего образования, тогда на режиссера нужно сдавать экзамены, поступать в вуз и учиться несколько лет.

Особенности профессии

Каждый кино- или телефильм после съёмок проходит через монтажно-тонировочный период, когда все элементы картины (отснятый материал, озвучку, музыку, титры и пр.) соединяют в единое целое. Специалисты обычно называют этот процесс простым словом «монтаж». В англо-американской терминологии – «пост-продакшн».

Работа над художественным фильмом начинается с создания сюжета и сценария. А когда завершены съёмки и озвучка, записана музыка, проработаны титры, будущая картина представляет собой скопище отдельных материалов. Всё это нужно собрать воедино в соответствии со сценарием, чтобы все визуальные и звуковые образы сложились в целостное произведение.

Весь отснятый материал монтажёр делит на фрагменты, а потом монтирует в нужной последовательности. Если фильм снят на киноплёнку, монтаж происходит на монтажном столе вручную. Цифровые записи монтируются на компьютере.

Советский кинорежиссёр и теоретик кино Лев Кулешов сравнивал фильм с человеческой речью

Когда человек хочет высказать что-то для него важное, он выстраивает из слов фразы таким образом, чтобы собеседник проникся его мыслями и чувствами. А кадры, образы, сцены, звуки фильма – это те же слова

И от того, как они будут сопоставлены друг с другом, зависит, насколько фильм затронет чувства зрителей.

Конечно, в воображении кинорежиссёра фильм существует ещё до начала съёмок. И монтажёр лишь следует режиссёрскому замыслу. Кинорежиссеры часто сами разрабатывают план монтажа.

На документальных фильмах и телепрограммах монтажёр обычно пользуется большими свободами. Структура таких фильмов часто формируется уже в процессе монтажа, потому что живая жизнь (а документалисты снимают невымышленную реальность) в заготовленные сценарии не вписываются.

Сначала режиссёр фильма излагает свой замысел, объясняет задачи, которые ставил перед собой во время съёмок. Режиссёр монтажа вникает в описанную концепцию и, исходя из неё, «собирает» первый черновой вариант фильма.

Когда «черновик» сделан, начинается тщательная доработка: совместное обсуждение каждого кадра, каждого акцента, исправления и пр. При таком стиле работы монтажёра можно по праву назвать вторым режиссёром.

Каким бы образом ни проходил киномонтаж – это всегда творческое сотрудничество между кинорежиссёром-автором фильма и режиссёром монтажа.

Как говорят телевизионщики, хороший монтажёр может из неизвестно чего сделать конфетку, т.е. даже из минимума отснятого материала создать отличный сюжет.

Монтаж отснятых материалов – это так называемый нелинейный монтаж. А специалист, который им занимается, – это режиссёр нелинейного монтажа (нелинейный монтажёр).

Но на телевидении существует и другой вид монтажа – линейный. Часто он используется прямо в режиме реального времени, т.е. в прямом эфире. Видеосигнал поступает на эфирный транслятор с разных телекамер, а режиссёр монтажа определяет, какой именно сигнал пойдёт в эфир в каждый конкретный момент.

Например, в прямом эфире транслируется теннисный матч. В какой-то момент имеет смысл показать корт общим планом, затем – удар по мячу, вслед за этим – лицо соперника и т.д. Или выпуск новостей: сначала – общий план студии, затем – крупным планом лицо диктора, новостной сюжет, снова лицо диктора… Таким монтажом в режиме реального времени занимается режиссёр линейного монтажа (линейный монтажёр).

В прямом эфире работать приходится сразу набело, и у линейного монтажёра нет права на ошибку. Притом что график работы — очень насыщенный. Такие монтажёры обычно работают посменно, и рабочий день в среднем длится около 10 часов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector