Тьютор: кто это такой, чем занимается и где учиться на тьютора?

Вы узнаете и научитесь

В рамках программы профессиональной переподготовки будущим тьюторам предстоит изучить вопросы:

  • Своевременное выявление нарушений в развитии, помощь в их преодолении как цель специальной педагогики.
  • Взаимосвязь коррекционной педагогики и психологии. Значение специальных психологических приёмов и методик в решении образовательных задач педагогов.
  • Правовые основы организации обучения лиц с ОВЗ.
  • Роль и особенности включения тьюторства в современный образовательный процесс.
  • Расширение образовательных возможностей учащихся как задача тьюторской деятельности.
  • Инструменты тьюторства для достижения цели индивидуализации образования.
  • Методики и порядок проведения психолого-педагогической оценки особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ.
  • Приёмы сотрудничества тьюторов и родителей.
  • Условия разработки и реализации индивидуальных подходов к обучению и развитию детей.

Кому подходит

Работа тьютора подходит людям, которые любят детей и умеют найти к каждому индивидуальный подход, выявить сильные и слабые стороны подопечного и разработать уникальную методику для достижения конкретного результата и общего развития человека.

Tutor должен знать:

  • действующее законодательство в образовательной сфере;
  • основы возрастной психологии и педагогики;
  • особенности отношения детей с окружающими в зависимости от возраста и иных факторов;
  • способы мониторинга обучения подопечного;
  • методики обучения и воспитательной работы;
  • все, что касается поиска актуальной информации по всем направлениям знаний (где найти учебники, веб-сайты и базы данных);
  • варианты организации свободного времени ученика;
  • методы мотивации к обучению.

Личностные качества педагога имеют особенное значение, поскольку от них в значительной мере зависит налаживание контакта с воспитанником. Тьютору нужно обладать такими чертами:

  • самоорганизованность и ответственность;
  • психологическая устойчивость;
  • искренний интерес к успехам и проблемам подопечного;
  • тактичность и толерантность;
  • способность анализировать и применять выводы на практике;
  • спокойствие и рассудительность;
  • высокая культура и творческие способности.

Наставник для подопечного должен быть авторитетным человеком, на которого стоит равняться и которому можно довериться.

К положительным сторонам профессии можно отнести возможность реализации своего творческого и педагогического потенциала в работе с детьми, перспективу дальнейшего развития этого направления деятельности и неплохую оплату труда при высокой квалификации педагога и успехах подопечного.

Минусы заключаются в том, что необходимо осваивать огромный массив разнообразной информации, трансформировать ее и передавать ребенку в понятном для него виде. Также нередки стрессовые ситуации, особенно в случае неудач, когда на наставника оказывается давление со стороны педагогических работников, медиков или родственников ребенка. А чтобы выйти на определенный уровень дохода, нужно искать клиентов и вести одновременно сразу несколько учащихся.

Откуда появились тьюторы и при чем здесь dual teaching

Тьюторство — не новый термин, и, по некоторым данным, его корни уходят в Древнюю Грецию. То, что хотят ввести в московских школах, в зарубежной практике называют dual teaching (а еще two teacher model и co-teaching). И это тоже про тьюторство, но немного другое.

Сильных и опытных преподавателей всегда дефицит, такие профи, как правило, живут в больших городах, и доступ к ним имеют ограниченное количество учеников, что порождает неравенство. В dual teaching-системе опытные преподаватели ведут свои занятия онлайн в режиме реального времени на большое количество классов. На местах (в каждом конкретном классе) находятся преподаватели-ассистенты, которые следят за выполнением задач, помогают с практическими заданиями и способствуют вовлечению учеников в процесс.

Понятно, что проблема неравенства в образовании появилась не вчера. Например, в Китае и 20 лет назад была нехватка преподавателей высокого уровня. Сначала ее пытались решить в рамках офлайн-занятий, когда в огромную аудиторию с одним учителем приходили более 200 учеников. Примерно в 2010 году эти уроки в формате «один учитель — много учеников» перевели в онлайн. С эволюцией онлайн-образования подходы к онлайн-обучению совершенствовались — появились форматы 1х1 (ученик — учитель), 1х5 (учитель — пять учеников), 1х10, 1х100, 1х1000 и в качестве одной из моделей появился dual teaching, объединяющий в себе офлайн- и онлайн-обучение.

Экономика образования

Экономика ушей: как полмиллиарда китайцев учатся с помощью подкастов

С точки зрения бизнеса данная модель помогала решить проблему нехватки квалифицированных кадров при сохранении качества образования. Также это помогало образовательному бизнесу выйти за пределы больших городов и начать экспансию в города третьего-четвертого уровней, где наблюдалась критическая потребность в хороших преподавателях.

На государственном уровне dual teaching работает в более чем пяти провинциях Китая: в 2013 году Chinese Normal University, например, внедрил практику «один лектор + один ассистент на месте» для учеников из сельской местности.

Кто такой тьютор

Практика тьюторства находится на этапе становления в нашей стране и наблюдается очень много попыток дать свою, удобную интерпретацию, наделить тьютора различными функциями, которые выполняют другие специалисты помогающих профессий. Сегодня тьюторами называют и психологов, и вожатых, и сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья и даже задают вопрос:  «тьютер или тьютор как правильно пишется?».

Кстати, когда я в 2008 году защищала свой первый диплом и в его названии уже звучало данное слово, всё-таки в приложении к диплому в университете умудрились сделать ошибку и написать «тьютер».

Правильное написание: тьютор. Слово происходит от английского  tutor и переводится как «домашний учитель, опекун» или как глагол – «обучать, давать уроки, наставлять».  Профессия тьютор пришла к нам из Великобритании и этот факт очень важен для понимания сущности тьюторской деятельности. Итак, первые представители профессии появились в Оксфорде и Кембридже примерно в XIV веке.  На тот момент система университетского обучения была максимально направлена на самообразование студентов, а именно: не смотря на наличие лекторов, профессоров, студент мог сам выбирать, какие лекции посещать, в каких университетах и в каком количестве. По итогам конечно же, сдавали экзамены, но, чтобы к ним качественно подготовиться, студент должен был соориентироваться в тех ресурсах (лекциях), которые имеются, выбрать из них нужные, соотнести с требованиями к экзамену и самостоятельно подготовиться к ним. В этом им и помогали тьюторы. Ключевой (но не единственной) функцией специалиста было сопровождение процесса самообразования. Кто такие тьюторы в университете Великобритании XIV века – мы разобрались.

Много с тех пор воды утекло, да и Россия не Великобритания, но давайте обсудим, что есть тьюторская деятельность сегодня.  В этом нам помогут принятые официальные документы. С 2008 года в нашей стране официально данная позиция закреплена в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Благодаря профессиональному сообществу под руководством Ковалёвой Татьяны Михайловны, в январе 2017 года был принят  стандарт, в котором, в качестве одной из трудовых функций специалиста в области воспитания, указано «тьюторское сопровождение обучающихся».

Из ЕКСД, в котором прописаны требования к тьюторам:

Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве, координирует поиск информации обучающимися для самообразования, сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

А вот определение, которое даёт Межрегиональная тьюторская ассоциация:

 Тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации, сопровождает разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы.

Если мы возьмём, казалось бы, близкие профессии (которыми часто называют тьютора), такие как: психолог, репетитор, вожатый, то увидим, что в отличие от них, тьютор – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу. У него не стоит задача работать с эмоциональными трудностями (как у психолога), он не является держателем какой-то предметной области и не передаёт знания (как репетитор или учитель), он не сопровождает группу детей в лагере, не выступает координатором или модератором группы, хотя иногда со стороны может показаться именно так. В своей статье «Почему тьютор, а не психолог?»  я описывала несколько принципиальных отличий тьюторской деятельности и подробнее описывала то, что остаётся «за кадром».

А здесь вы можете посмотреть моё видео о сопровождении трёх семей, в котором на доступном языке объясняется,  кто такой тьютор.

Специфика

Основная цель работы тьютора – воплощать в жизнь идею поддерживающего образования. Если учитель и преподаватель передают учащимся необходимые знания, а психолог помогает разобраться с какой-то трудной ситуацией, то наставник работает с подопечным на протяжении длительного времени, выступая в роли своеобразного мостика между ним и другими педагогами. Среди основных задач тьютора можно отметить:

  • определение интересов и способностей ребенка;
  • составление для него индивидуальных образовательных программ;
  • помощь в процессе обучения, привитие навыков самообразования;
  • поддержка в вопросах формирования личности (целеполагание, анализ своих ошибок и достижений, профориентация);
  • помощь в выборе своего жизненного пути, развитии творческого потенциала, преодолении негативных тенденций развития и др.

Тьютор может трудиться в самых разных образовательных учреждениях: школах, вузах, колледжах, детских садах. Кроме того, он нужен для работы с проблемными семьями со сниженным воспитательным потенциалом, где родители не способны организовать полноценную поддержку своих детей в процессе обучения. Актуальным направлением сейчас становится помощь школьникам при переходе на дистанционное образование.

Частично роль тьюторов на себя брали репетиторы, однако они работали исключительно в направлении повышения знаний своих подопечных. Сейчас в услугах наставников больше всего нуждаются учащиеся, которые не справляются со школьной программой, имеют проблемы в межличностном общении или отличаются девиантным поведением. Отдельно следует отметить работу с детьми с ОВЗ, требующими постоянной поддержки и внимания. Нередко хорошего тьютора нанимают для сопровождения очень талантливых учеников и студентов с целью максимального раскрытия всего их потенциала.

Лучшие вузы и краткосрочные курсы для обучения

Для получения профессии тьютора лучше всего поступать в классические или педагогические университеты. Среди столичных вузов можно выделить:

  • Московский государственный педагогический университет – в своем составе имеет ряд подразделений, которые обучают специалистов по работе с различными категориями детей. В частности, в Институте детства есть магистерские программы «Тьюторство в сфере образования» и «Психологическое сопровождение семей особенных детей». Также интересным направлением для сторонников поддерживающего образования будет профиль «Семейное воспитание».
  • Московский государственный гуманитарно-экономический университет – дает психолого-педагогическое образование за 4 года очно и за 5 лет заочно. Первые 2 года студенты проходят фундаментальную подготовку, затем в течение 2 лет концентрируются на особенностях инклюзивного обучения.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет – предлагает абитуриентам различные виды подготовки, в частности в сфере социальной и образовательной психологии. Уровень полученных умений и знаний позволяет выпускникам работать во всевозможных детских учреждениях.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) разработал программы бакалавриата и магистратуры, ориентированные на изучение психологических особенностей образовательного процесса. На тьютора учиться лучше всего в институтах педагогики или психологии, входящих в структуру вуза.
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова предлагает направление «Психология развития и обучения».

В региональных вузах также есть широкий выбор специальностей, получив которые можно работать тьютором, к примеру:

  • Сибирский федеральный университет (г. Красноярск) – один из немногих в стране имеет направление подготовки «Тьютор» в Институте педагогики, психологии и социологии. Основной упор при подготовке делается на изучении особенностей развития человека и формирования личности.
  • Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. В вузе есть возможность получить глубокие познания в психологии обучения школьников. С этими навыками и определенным опытом работы в сфере образования можно пробовать себя в качестве личного наставника ребенка.
  • Воронежский государственный педагогический университет на гуманитарном факультете предоставляет студентам возможность фундаментально изучить профиль «Социальная педагогика и психология».

Даже дипломированным педагогам, намеренным заниматься индивидуальным сопровождением детей или взрослых, стоит окончить курсы переподготовки. Так, в Столичном институте профессионального образования можно пройти программу «Специфика профессиональной тьюторской деятельности в системе образования» за 72 или 144 академических часа в очном и дистанционном формате. Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы за предлагает 340-часовую программу «Тьюторское сопровождение обучающихся», после окончания которой присваивается соответствующая квалификация.

Исследование индивидуализации в работе тьютора

Процесс реализации тьюторского сопровождения в начальной школе воплощаются педагогами через систему деятельностных проектов в учебном и внеучебном пространстве школы. Причем, педагоги начальной школы принимают основания тьюторского подхода и реализации его в практике, но и им самим часто необходима тьюторская поддержка и особый тип сопровождения, организованный, целеполагаемый и управляемый процесс, направленный не только на конечный результат, но и на саму деятельность. Следовательно, нужно организовать управление процессом, то есть создавать деятельность, а это во власти управленческой компетентности.

Ж.Е. Абдыхалыкова в своей статье отмечает, что «…тьютор, владеющий разными формами индивидуальной работы, такими как наставничество, обучение, коучинг, психологическое консультирование, должен четко понимать, что тьюторское сопровождение – это особого рода педагогическая деятельность, в основе которой лежит ориентация на «частный, внутренний и осознанный заказ студента на собственный процесс образования». Одним из основных инструментов коучинга является диалог в форме последовательной постановки коучем перед своим клиентом вопросов, позволяющих второму самостоятельно, «здесь и сейчас», находить решения на тех или иных проблем. Отсюда и появляется задача для тьютора: развитие своего подопечного до готовности брать на себя ответственность за процесс своего становления и обучения. Задача тьютора – перевод отношений педагога и студента из категории «субъект – объект» в категорию «субъект – субъект».

Сравнивая позиции учителя и тьютора, необходимо отметить, что учитель делает акцент на обучении, в то время как тьютор – на процессах социальной практики и образовательной рефлексии. Этот процесс обеспечивает взрослый, а именно – тьютор. Я. Р. Иванова, Д. В. Сувернева отмечают: «Тьютором в системе школьной образовательной среды можно назвать человека, который занимает особую педагогическую должность, обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуализации в школе.

Остановимся подробнее на понятии индивидуализации. Индивидуализация в образовательной среде – это новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика – он становится субъектом, а не объектом образования; это построение индивидуальных образовательных программ».

Я. Р. Иванова, Д. В. Сувернева разработали авторскую программу «Шаг к успеху». Эта программа предполагает работу с одаренными на уроке, углубленное изучение предмета в рамках факультатива и индивидуальных консультаций, закрепление материала посредством различных информационных порталов и ее реализацию в «Виртуальной сокровищнице», представляющей собой интерактивный сайт для обмена опытом и информацией. Программа разработана для одаренных учащихся 6-9-х классов и предполагает отсутствие возрастного деления неординарных, творческих, интеллектуально-развитых детей.

 Е. И. Миркина в своей статье выделяет ключевые составляющие, которые необходимо внедрять в современный образовательный процесс:

«1. Взаимосвязь практического опыта и самостоятельной (без контроля за процессом) деятельности с последующей рефлексией как самого процесса, так и полученного результата для понимания себя.

  1. Создание всевозможных ситуаций выбора и осмысления его оснований.
  2. Создание пространства для проявления инициативы, свободного творчества и совершения ошибок.
  3. Обучение через проблемные задачи и многовариантность решений.
  4. Работа с персональными смыслами и способами реагирования».

Исходя из этого, не сложно понять, почему индивидуализация и тьюторство все чаще и основательнее обсуждаются в сфере образования. В этих реалиях ясно, что просто не может и речи быть об универсальном учебном плане для всех. А также об обучении без образовательного запроса. Каждый человек – носитель собственных смыслов, способностей, намерений, и следовательно – каждому для реализации нужен индивидуальный образовательный маршрут (план, программа и т. д.). 

Что мешает студентам обратиться к тьютору?

Студенты часто говорят “За помощью к тьюторам не обращался, мне все было понятно”. Хорошо, если это действительно так. Но часто за этой фразой прячется стеснение или боязнь показаться некомпетентным специалистом.

Тут важно помнить, что вы пришли учиться. Естественно, что-то может не получаться с первого раза и будут возникать вопросы

Тем более, повышение квалификации и получение диплома — это большая цель, к которой стоит двигаться поэтапно и лучше с поддержкой опытного тьютора.

Используйте каждую возможность (промежуточные контроли, вебинары и домашние задания), чтобы пообщаться с вашим куратором. Наши эксперты-практики всегда готовы поделиться своими знаниями и опытом, и с радостью ответят на все ваши вопросы.

Как проходит первая встреча с тьютором

Занятия с тьютором называются тьюториалами. Они проводятся по видеосвязи. Это удобно, потому что ребёнок находится в комфортной атмосфере, а ещё не нужно тратить время на дорогу. 

Ещё до первого видеосеанса тьюторант (тот, кто проходит тьюторскую программу) получает ссылку для прохождения теста, разработанного партнёром домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Диагностика Skillfolio — это фундамент для дальнейшей работы тьютора. 

Первый тьюториал можно условно разделить на несколько этапов.  

Знакомство с тьютором

Тьютор устанавливает контакт с ребёнком, узнаёт, чем тот увлекается, что ему нравится. Обычно этот этап длится не больше пяти минут.   

Выявление сильных сторон ребёнка

Для этого тьютор использует японскую философию икигай и «паутинку навыков». 

Икигай — понятие, которое довольно сложно перевести на русский язык. Обычно под ним подразумевается главный интерес человека, то дело, которое приносит ему радость. Во время консультации тьютор вместе с ребёнком рисует «цветок икигай» и заполняет «лепестки»: в чём он силён, что любит и так далее. 

«Паутинка навыков» — тест, во время которого ребёнок отвечает на вопрос «что я умею хорошо».

Эти и другие техники позволяют тьюторанту получить конструктивную развивающую обратную связь от тьютора, расширить знания о самом себе и узнать свои «зоны роста».

Обсуждение образовательного маршрута

Ключевую роль на первой консультации с тьютором играет исследование его «радара интересов» и знакомство с возможным маршрутом обучения.


«Радар интересов» показывает области, которые наиболее близки подростку‍

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно выбрать один из шести готовых предметных маршрутов: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, социально-гуманитарный, естественно-научный.

В результате этого этапа тьюторант может либо скорректировать намеченную траекторию развитию, либо утвердиться в ней. 

Завершение

В течение 5–10 минут в конце встречи тьютор подводит итоги и даёт ребёнку несколько практик на дом, чтобы он смог продолжить работу над своими сильными сторонами. 

Результаты встречи тьютор фиксирует в специальном отчёте, который отправляется родителям на электронную почту.   

Общие критерии выбора программ обучения

А в заключительный раздел мы собрали основные критерии, которые, на наш взгляд, должны быть основопологающими при выборе программы обучения для тьюторов:

Образовательная программа должна отражать принцип индивидуализации и вариативности. Это значит, что в программе вы должны иметь возможность выбирать, выстраивать свой маршрут её освоения. Для этого в курсе должны быть различные модули, возможно, варианты аттестации и оценки, выбор которых осуществляется на основе ваших личных запросов.
Программа должна иметь, так называемые, продуктные формы, т.е. предлагать участникам возможность разработать проект (например, тьюторский или проект профессионального развития).
Преобладание практических, интерактивных форм обучения. Поскольку напрямую быстрый перенос теоретических принципов и схем в свою практику скорее невозможен, требуется практика

Важно, чтобы в обучающей программе были практические задания, лаборатории, анализ кейсов и т.д.

Тьюторство в обычной школе

Тьюторство проникает в разные сферы образования: дошкольное, школьное, высшее, семейное. Рассмотрим, кому положен и как получить тьютора в школе.

Работа тьютора чаще всего заключается в том, что он курирует развитие назначенных учеников на протяжении нескольких лет учёбы, часто — с первого класса до выпуска.

Многие наслышаны про работу школьных тьюторов в учебных организациях для особых детей: гениальных или с проблемами со здоровьем. Тьюторы сопровождают их, обсуждают проблемы, корректируют образовательный путь.

Если ребёнок одарённый или нуждается в индивидуальной помощи из-за состояния здоровья, то добиться назначения тьютора будет легче. В школе тьютор должен быть выделен каждому учащемуся, который получил соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). При наличии таких рекомендаций родители могут направить в администрацию школы заявление в письменном виде с просьбой организовать тьюторское сопровождение. Хорошая организация будет заинтересована в том, чтобы пойти навстречу. 

Если в школе отсутствует тьюторство, можно выступить с предложением организовать такую практику на родительском собрании, ведь специализация тьютора не ограничивается взаимодействием с ребятами, которые отличаются от остального коллектива. 

Кто такой тьютор и чем он занимается

Тьютор – это специалист, который сопровождает (фигурально или буквально) ребенка во время его процесса обучения или адаптации к новым условиям.

Пример: малыш, переходящий из детского садика и школу. Ему сложно понять, в чем заключаются изменения, но учителя практически сразу ждут от него усидчивости, полного послушания и т.д. Большинство педагогов рассчитывает на появление у ученика внутренней мотивации к обретению знаний. Такая мотивация обычно построена на личных желаниях и определенности ребенка, которому нужно четко понимать цель обучения. Это не всегда появляется «само по себе», и тут на помощь приходит тьютор.

Другой пример: ребенок вынужден перейти в другую школу. Чтобы обучение проходило эффективно, ему нужно разобраться в нюансах нового места: как здесь все устроено, какие есть новые возможности и ограничения

Важно в быстрые сроки «перестроиться», подкорректировать поведение, привычки, внести изменения в образовательную стратегию. Тьютор – это профессионал, помогающий в таком переходе

В задачи специалиста входит и работа с детьми, имеющими особенности здоровья или особые потребности в период обучения. Нередко они работают с ребятами, больными аутизмом или ДЦП, и эффективность такой поддержки не единожды доказана практикой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector