Школы по регионам
Содержание:
Как не ошибиться с выбором профильного класса
Убедитесь, что профиль подходит ребенку
Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.
Изучите все варианты
Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.
Оцените предстоящую нагрузку
В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.
Главная
«Для нас важно создать многопрофильную образовательную среду, где будет максимально раскрываться интеллектуальный и личностный потенциал одаренного ребенка в обучении и, что особенно ценно, практической деятельности, в том числе, в процессе реализации проектов, востребованных в современном мире». Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова,
академик В.А
Садовничий28 июня – 9 июля, 2021
13-я Международная исследовательская школа пройдет онлайн
С 28 июня по 9 июля Международная исследовательская школа (МИШ) впервые пройдет онлайн. МИШ – это международный образовательный проект для старшеклассников, увлекающихся наукой. Ребята из разных стран со всего мира на 12 дней объединятся в интернациональные команды для того, чтобы подружиться и реализовать исследовательские экспресс-проекты на онлайн платформе. Молодые ученые из ведущих вузов разных стран будут сопровождать исследовательские группы в качестве тьюторов.
МИШ 2021 организуется Межрегиональным общественным движением творческих педагогов «Исследователь», Университетской Гимназией МГУ имени М. В. Ломоносова, проектом Кружкового движения «Практики будущего», а тажке в партнерстве научно-образовательным проектом «Экологический патруль».
За 12 дней проекта участники пройдут все этапы ведения исследовательской работы: выдвижение гипотезы, постановка целей и задач, эксперимент, обработка полученных данных, защита результатов перед коллегами и экспертами. Кроме этого, МИШ – это еще и интерактивные игры, тренинги, концерты, которые в этом году будут впервые организованы на онлайн-платформах. Руководители делегаций из разных стран также получат возможность познакомиться друг с другом, обменяться опытом, в особенности, в применении практик исследовательского обучения, – специально для этого на МИШ организован семинар для руководителей делегаций.
В 2021 году Международная исследовательская школа пройдет уже в 13-й раз. До этого МИШ проходила в офлайн-формате в Калужской, Московской и Калининградской областях, а также в Республике Саха (Якутия). Всего с 2008 года было проведено 12 Школ, в которых приняли участие 23 региона России и 36 стран. Было реализовано 118 исследовательских проектов в 44 сферах.
В МИШ 2021 примут участие делегации из Чили, Таиланда, Мексики, Турции, Ирана, Туниса, Филиппин, Испании, Сербии, Боснии и Герцеговины, Канады, Германии, Словении, а также нескольких регионов России: Республики Саха (Якутия), Республики Бурятия, Ямало-Ненецкого автономного округа, Пермского края, Москвы, Московской, Липецкой и Калининградской областей.
Чтобы охватить все интересы участников, командные проекты посвящены проблемам в самых разных областях: от когнитивной психологии и биоинформатики до численного моделирования и программирования. В этом году участники проектных групп будут одновременно находиться в разных странах и регионах, что даст им возможность параллельно замерять одни и те же показатели в разных географических точках планеты, а затем сравнивать между собой полученные данные. Так, например, участников ждут такие проекты, как «Горные породы в архитектуре разных стран» — проект, предлагающий по-новому взглянуть на строения своего родного города, и «Оценка качества воды и почв по инструментальным показателям» — проект, позволяющий создать домашнюю мини-лабораторию с помощью нескольких молодых луковиц и пары стаканов воды. Другой вариант дистанционной работы в проектной команде – это распределение задач проекта между участниками проекта и их «сборка» в финале.
Работа команд над проектами будет реализована на удобной цифровой платформе. Ежедневно команды будут встречаться в режиме видеоконференций – обсуждать и анализировать процесс и результаты исследований.
Предуниверсарии Москвы
Сейчас в проекте участвуют 16 университетов, при которых открыты предуниверсарии с профильными классами по разным направлениям.
Университет |
Профили в предуниверсарии |
НИУ ВШЭ (Лицей) |
Экономика, психология, математика, социальные науки, дизайн, информатика, естественные науки, инженерия, гуманитарные науки, востоковедение, юриспруденция |
МГМУ им. Сеченова (Медицинский сеченовский предуниверсарий) * |
Медицина |
МИФИ (лицеи № 1511 и 1523) |
Физика, информатика, математика, химия |
МГУ (Университетская гимназия) |
Математика, экономика, инженерное дело, гуманитарные, естественные, социальные науки |
Финуниверситет (Лицей) |
Социальные, гуманитарные науки, технологии (информатика) |
Физика, информатика, математика |
|
Русский и иностранные языки, обществознание, история, литература |
|
Романо-германская филология: английский, французский, немецкий, испанский, итальянский языки. Редкие восточные языки: японский, китайский, корейский. Базовая классическая филология: латинский язык и античная культура |
|
МПГУ (Лицей) |
Технологический (информатика, физика) профиль, филология и лингвистика, история, журналистика, естественные науки (биология, химия), педагогика, социально-экономический (география, общество) профиль, художественно-эстетический профиль |
ГУУ («Школа будущих цифровых управленцев») |
ИТ, социально-экономические науки (право, общество, экономика, английский язык) |
РАНХиГС (Лицей) |
Общественные науки, иностранный язык |
РЭУ им. Плеханова (Экономический лицей) |
Социально-экономические науки (финансы, маркетинг, менеджмент), информационно-технологический профиль, предпринимательство (бизнес, финансы) |
РГУ им. Косыгина (Гимназия) |
Химико-технологический, социально-гуманитарный, физико-технологический, информационно-технологический, художественно-эстетический профили |
Социально-экономический профиль |
|
МГУТУ им. Разумовского (Лицейские классы) |
Технологии (физика, математика, химия, биология, информатика) |
Хотя подразделение РУТ для работы со школьниками называется «Предуниверсарий», фактически это курсы подготовки к олимпиадам и ЕГЭ по математике, физике, информатике, русскому языку и обществознанию. Учеба платная (стоимость – по запросу с сайта), занятия в клубе «Юный железнодорожник» бесплатные |
*В 2019 году МГМУ открыл сеченовский предуниверсарий в Брянске.
Проект развивается, инициативу поддерживают и университеты, и школьники, поэтому со временем в перечень могут добавиться новые учебные заведения, ведь начиналось все с пяти вузов. Актуальный полный список предуниверсариев есть на официальном сайте проекта.
Педагогический коллектив
Педагогический коллектив 1908-1918 г.г.
- И. Г. Манохин, директор, окончил Петербургский технологический институт;
- Е. Н. Чунихина, преподаватель арифметики и географии, окончила высшие Петербургские женские курсы;
- Н. П. Алеев, преподаватель естествознания, выпускник Казанского университета;
- З. Н. Алафузова, преподаватель труда, рисования, черчения, закончила художественную школу барона Щтиглица в Петербурге;
- О. С. Ведрова, преподаватель английского языка, выпускница Московской гимназии фон Дервида;
- К. М. Беляева, преподаватель гимнастики, закончила курсы Лесгафта;
- А. И. Столбов, преподаватель рисования и лепки, окончил Петербургскую школу поощрения художеств и художественную школу барона Щтиглица в Петербурге;
- А. Н. Смирнов, преподаватель закона Божьего, выпускник Костромской духовной семинарии.
Иван Григорьевич Манохин (1869 – 1942)
Иван Григорьевич Манохин
Файл:Кабинет директора.jpg Кабинет директора
Строгий в школе, Манохин И.Г. был веселым и жизнерадостным в неформальной обстановке, интересным собеседником и талантливым чтецом. Не было дела, в котором бы любимый директор не принимал участия.
Манохин И.Г. был одержимым человеком, настойчивым в достижении своих целей: добивался получения нового здания для училища, привлекая и объединяя купечество Вятки; если необходимо было оснастить лаборатории химии и физики современными приборами, обращался в Лондон к своему студенческому другу Красину Л.Б., дипломату, который присылал уникальные приборы и необходимые географические карты для уроков географии.
Стоит отметить, что имя Красина Леонида Борисовича долгое время носило наше образовательное учреждение. В настоящее время в гимназии учреждена специальная премия имени Красина Л. Б.
И.Г. Манохиным была воспитана целая плеяда учеников, которые пошли по различным отраслям народного хозяйства страны: крупные работники кожевенной промышленности – Парамонов, Башкиров, Шишкин и другие.
Среди любимых преподавателей училища был Алексей Иванович Столбов (1874-1937). Двадцать лет (с 1908 по 1928) он проработал в Вятском восьмиклассном коммерческом училище, преподавал историю искусств, рисование, лепку. Метод его обучения строился на пристальном наблюдении и изучении натуры – с одной стороны, с другой – на развитии творческого воображения. Самым важным Алексей Иванович считал «развитие в юношестве влечения к искусству». Дети сначала рисовали цветными карандашами, тушью, углем, итальянским карандашом, а потом переходили к рисованию акварелью, масляными красками. Несколько уроков отводилось сочинению рисунков, что особенно способствовало развитию фантазии, наблюдательности. Дети готовили иллюстрации для уроков литературы, географии, естествознания, истории, русского языка; сочиняли орнаменты каймы, делали обложки для книг, календари.
Вместе с детьми Алексей Иванович готовил спектакли. Сам он любил театр и называл его «разумным развлечением», практиковал со своими учениками так называемое «оживление» картин, чем тогда увлекалась интеллигенция в Москве и в Петербурге.
Занятия Столбова по теории искусств служили облагораживанию вкусов учащихся и вырабатывали уважение к чужому творчеству. Алексей Иванович знакомил учеников с достижениями мировой культуры. Доказательством неоспоримых преимуществ программы А. И. Столбова может служить то, что многие его ученики впоследствии связали свою жизнь с художественным творчеством: Евгений Чарушин стал автором и иллюстратором детских книг о животных, Юрий Васнецов известен своими полотнами. Его наработки в области педагогики, созданная им система обучения и эстетического воспитания актуальны и по сей день.
Чунихина Елизавета Никаноровна (1876 -1955) преподавала в училище арифметику и географию. За антиправительственную пропаганду среди учителей школ вместе с З. Н. Алафузовой она была выслана в Вятку. В Вятском частном восьмиклассном коммерческом училище заведовала учебной частью: отвечала за разработку учебного плана, согласование программ всех дисциплин, постановку практических работ, за весь распорядок школьной жизни, составление расписания занятий. Премией имени Чунихиной Е.Н. с 1992 года награждают учителей гимназии, преподающих математику, физику, основы экономики и основы информатики и достигших наиболее значимых успехов в обучении гимназистов.
Резюме
Нередко приходится слышать пренебрежительные высказывания о гуманитарных специальностях. Чаще всего они сводятся к тому, что из-за большой конкуренции работу по гуманитарному профилю трудно найти, гуманитарные профессии не престижны и низко оплачиваются.
Однако престиж должности и уровень зарплаты определяются не профессией, а компетенцией работника. По-настоящему классный специалист с отличными знаниями гуманитарных наук всегда сможет получить хорошо оплачиваемую должность в респектабельной компании.
Чтобы стать таким специалистом, нужно, чтобы работа была интересна и приносила удовлетворение
Поэтому важно как можно раньше определить склонности ребёнка и помочь ему выбрать направление для развития. . В «Домашней школе Фоксфорда» ребёнок может выбрать индивидуальную программу обучения уже с пятого класса.
В «Домашней школе Фоксфорда» ребёнок может выбрать индивидуальную программу обучения уже с пятого класса.
В рамках гуманитарного профиля существуют сразу два направления: гуманитарно-лингвистический маршрут, позволяющий лучше овладеть языками, и социально-гуманитарный маршрут с углублённым изучением истории и правоведения.
Индивидуальные образовательные маршруты помогают детям получить больше знаний по интересующим предметам, подготовиться к олимпиадам и хорошо сдать экзамены, чтобы поступить в престижный вуз с углублённым изучением гуманитарных наук.
Предуниверсарии и СУНЦы в российский университетах
В формате предуниверсариев учат не только столичных 8–11-классников. Возможность получить профессионально ориентированную подготовку к поступлению в вуз есть у школьников в разных регионах. Такой способ организации учебы старшеклассников предлагают:
- СПбГУ – Академическая гимназия им. Фаддеева – направления: биология, история, науки о земле, химия, математика, механика, физика.
- ТюмГУ – Гимназия вуза набирает в 10–11 классы шести профилей: математический, физико-математический, естественно-научный, социально-гуманитарный, экономический, лингвистический.
- СПбПУ (Политех Петра Великого), Естественно-научный лицей набирает в физико-математические и химико-биологические классы. Учеба платная – 121 300 рублей год.
- НГУ (Новосибирский госуниверситет). Его Физико-математический школа им. Лаврентьева – одна из старейших в России (открыта в 1963 г.). Новосибирские физматовцы изучают естественные и точные науки по программам повышенного уровня сложности.
- СГМУ им. Разумовского. Медицинский предуниверсарий Саратовского государственного медуниверситета – это первая ступень подготовки врачей в классах биологического и химического профиля.
- УГНТУ (Уфимский государственный нефтяной университет) открыл на базе Республиканского инженерного лицея-интерната классы трех профилей: физмат, химико-технологический и биологический. Дополнительные к базовой программе элективные (по выбору) курсы: прикладные математика, химия, физика; дизайн среды; программирование; робототехника; 3D-моделирование и печать Tinkercad; подготовка к олимпиадам по информатике.
К предуниверсариям, причем «высшей лиги», относятся СУНЦы (специализированные научно-учебные центры). В них образование строится по тем же принципам: глубокая предметная подготовка и много дополнительных курсов профессиональной направленности. Статус СУНЦев есть у подразделений восьми вузов:
- МГУ (Школа им. Колмогорова).
- СПбГУ (Академическая гимназия).
- НГУ (Физмат-школа им. Лаврентьева).
- МГТУ им. Баумана (лицеи № 1580, 1581).
- УрФУ – Уральский федеральный университет (СУНЦ).
- ЮФУ – Южный федеральный университет (СУНЦ ЮФО).
- СКФУ – Северо-Кавказский федеральный университет (СУНЦ).
- СВФУ – Северо-Восточный федеральный университет (Университетский лицей).
В 2021 году СУНЦ откроется при ННГУ им. Лобачевского в Нижнем Новгороде. Школа-интернат с двумя профилями: физико-математическим + ИТ и биолого-химическим – будет работать на базе филиала университета в Балахне. На учебу ждут школьников Приволжского ФО. До 2024 года Минобрнауки планирует создать еще два СУНЦа в разных регионах.
Как поступить
Поступление во все предуниверсарии и СУНЦы проходит по результатам вступительных экзаменов. Общего регламента нет, вузы разрабатывают собственные системы отбора кандидатов, поэтому надо внимательно изучать правила приема на сайтах учебных заведений. Например, РАНХиГС проводит собеседование, тестирование по русскому, математике, английскому (эссе) и учитывает результаты ОГЭ. В лицей Политеха Петра Великого сдают два письменных экзамена по математике и физике или химии. При отборе в Сеченовский предуниверсарий надо выдержать три вступительных испытания: по русскому, химии и биологии.
Отбор кандидатов начинается в разные сроки – примерно в половине учебных заведений заявления надо подавать в январе-феврале, в остальных – в марте-апреле. Точные даты надо искать на сайтах вузов. Поступают в предуниверсарии обычно после 9 класса. Есть и программы для учеников 7-8 классов – их называют предпрофильными.
Для поступления в московские предуниверсарии нужна столичная регистрация, подойдет и временная. На период учебы общежития в Москве не предоставляются. Школы-интернаты (как правило, это СУНЦы) иногородних жильем обеспечивают.
В московских предуниверсариях (кроме РУТ) образование бесплатное. Его финансирует правительство столицы. С 2019 года учеба в самых известных учебно-научных центрах – при МГУ, СПбГУ и НГУ – стала тоже бесплатной.
Профильное образование: вылавливаем подводные камни
С организацией обучения по профильной системе нередко возникают различные трудности, часть из которых мы рассмотрели выше. Хотите, чтобы ребенок оставался в любимой школе и не чувствовал дискомфорта? Не стоит отчаиваться, мы найдем решение проблем.
- Профильный класс не набирается. Зачастую в школах, чтобы открыть один из профильных классов, требуется определенное количество учащихся, которые выберут это направление. К примеру, ваша дочь собирается стать фармацевтом, а другие дети из параллели собираются в технические и экономические ВУЗы. Как быть, если желающих учиться в классе с естевеннонаучным направлением слишком мало? Многие родители переводят детей в другие школы, где есть подходящий профиль, однако такой перевод может сопровождаться дополнительным стрессом. Лучшим вариантом станут индивидуальные занятия и введение элективных курсов для желающих.
- Смежные специальности. Ваш сын собирается поступить на психолога, куда требуется углубленное знание биологии и обществознания. При этом больше биологию изучают те, кто выбирают естественнонаучный профиль, а обществознание – гуманитарный или социально-экономический. В этом случае стоит сделать выбор в пользу направления, которое сложнее дается, а тонкости другой дисциплины останутся для самообразования. Также при профильном образовании услуги репетитора не перестают быть актуальными.
- Изменение курса. Нередко в последний год многие ученики выбирают не ту профессию, которую хотели получить вначале. К примеру, школьник учился в физико-математическом классе, собираясь в политех, но в последний год решил стать экономистом. При этом перевод в 11 классе практически невозможен. Решить проблему можно при помощи введения в школе дополнительных занятий для непрофильников. Например, уроки обществознания для классов с математическим и естественнонаучным уклонами.
- Нехватка квалифицированных кадров. Если в школе не хватает учителей, которые смогут дать глубокие знания по профильным предметам, можно пригласить педагогов из ВУЗов. К примеру, в гуманитарном классе усиленно даются русский, иностранный и литература, а преподавание истории оставляет желать лучшего. Приглашенные педагоги или запись на специальные курсы помогут решить проблему.
Профильное образование – инновационная модель обучения, которая помогает во множестве вопросов. Она позволяет школьникам, получая необходимый объем общих знаний, сосредоточиться на дисциплинах, которые пригодятся ему в будущем. Она развивает самостоятельность и стимулирует желание учиться. Во всем мире и в России разделение на профили становится все более популярным и актуальным.
x
x
Что дает учеба
Цель учебы в предуниверсариях и СУНЦах – выстроить непрерывную цепочку образования «школа – университет», чтобы вуз дал возможность старшеклассникам «примерить» будущие профессии и мог подготовить студентов «под себя». Но это не значит, что выпускники получают какие-то особые права при поступлении или их зачисляют без экзаменов. Чтобы стать первокурсником вуза, при котором работает предуниверсарий или СУНЦ, им все равно приходится сдавать ЕГЭ, если только они не выигрывают Всероссийскую олимпиаду школьников или в составе российской сборной не становятся чемпионами международных предметных олимпиад.
Тем не менее такую глубокую, всестороннюю и бесплатную (крайне редко учеба платная) подготовку к ЕГЭ не дают ни одни курсы. 85–90 % выпускников предуниверсариев и СУНЦев сдают Единый госэкзамен на очень высокие баллы, которых хватает, чтобы пройти по конкурсу на бюджет. Кроме того, «своим школьникам» вузы обычно дают дополнительные баллы за личные достижения, которые суммируются с отметками за ЕГЭ (РУТ МИИТ – 7 выпускникам некоторых программ клуба «Юный железнодорожник» при предуниверсарии; МИФИ, МГУТУ им. Разумовского – до 10 баллов по результатам предпрофессионального экзамена), или предоставляют право приоритетного зачисления (РГУ им. Косыгина и другие вузы).
Если все-таки на бесплатную учебу не получается попасть, ведь конкурсы в топовых вузах, при которых открыты предуниверсарии и СУНЦы, просто фантастические, университеты делают их выпускникам большие скидки на оплату контрактного образования (РАНХиГС – 50 %, ВШЭ – до 80).
Предуниверсарий – что это такое
Предуниверсарий (или предуниверситарий) – это старшие классы школы (как правило, 10–11-й) при университете. Учеба проходит по профильным для вуза направлениям, занятия ведут университетские преподаватели.
В предуниверсариях школьники осваивают программу средней школы и параллельно глубоко погружаются в профильные предметы – для медицины это биология, химия; для инженерии – математика, физика; для филологии – русский, иностранные языки. К углубленному изучению школьной программы обязательно добавляется проектная и исследовательская работа, участие в олимпиадах, интеллектуальных и предпрофессиональных конкурсах. Школьники могут посещать университетские лекции, практикумы, участвовать в общественной и научной жизни вуза.
По большому счету в предуниверсариях готовят сначала победителей олимпиад, дающих право на поступление в высшие учебные заведения без экзаменов, а затем мотивированных студентов вузов. Неслучайно победителями Всероссийской и международных олимпиад школьников чаще всего становятся ученики предуниверсариев.
Формат школы (или гимназии, лицея) при вузе далеко не новинка. Самые настоящие предуниверсарии при известных университетах работают уже минимум полвека: например, знаменитые еще в Советском Союзе школа имени Колмогорова при МГУ, ФМШ (физико-математическая школа) при Новосибирском университете, академическая гимназия Санкт-Петербургского университета. Более массовыми предуниверсарии стали после того, как в 2013 году правительство Москвы запустило проект профильного обучения в старших классах «Московский предуниверсарий».
Здание училища
Первое здание Вятского частного восьмиклассного коммерческого училища
«Училище до сих пор помещается в двух наёмных домах – правда, разделённых только улицей, но частные дома крайне неудобны, мало приспособлены и плохо соответствуют требованиям достаточного кубического содержания воздуха в классах, соответствию числу учащихся. Вследствие тесноты помещения нет особого рисовального класса, не говоря уже об особых кабинетах истории, географии, химии и естествознания; есть класс для практических работ по естествознанию, но он проходной; есть особый класс, где стоит эпидиаскоп, но этот ценный помощник должен иметь свою комнату, чтобы там можно было давать уроки с демонстрацией на экране». Эта жалоба на неудобства при организации учебного процесса помещена в Кратком отчёте коммерческого училища за 1913 – 1914 учебный год.
Действительно, первоначально училище размещалось в маленьком деревянном одноэтажном доме с мансардой на Стефановской улице в доме 24 (ныне ул. Молодой Гвардии). Вокруг здания располагался большой сад, где на переменах учащиеся отдыхали.