Структура, пример и оформление научно-исследовательской работы
Содержание:
- Введение к научно-исследовательской работе (НИР)
- Оглавление / содержание
- Научно-исследовательская деятельность
- Научно-исследовательская деятельность
- План научной работы
- Общие требования к оформлению научной работы
- Общепринятый план исследовательской работы
- Научно-исследовательская деятельность
- Этапы НИР
- Структура
- Что такое научно-исследовательская работа
- Темы проектов про растения
- Требования к структуре научно-исследовательских работ
Введение к научно-исследовательской работе (НИР)
Вступительная часть по объему значительно меньше основной, но занимает крайне важное место в структуре всей работы. Именно введение наглядно демонстрирует, насколько хорошо студент умеет ставить задачи, определять цель, формулировать актуальность, применять научные методы
Также во введении показывают практические навыки и умения обучаемого.
Во введении прописывают:
- цель работы;
- задачи;
- актуальность;
- объект и предмет исследовательской научной работы;
- место, на базе которого проводится практика;
- описание проблематики;
- сроки проведения студенческой практики.
Правильное введение является отправной точкой для написания остальной работы. Поэтому каждый пункт необходимо тщательно прорабатывать и анализировать.
Оглавление / содержание
В оглавлении даются названия всех разделов и подразделов работы, каждое из которых пишется с новой строки. В конце строки через отточие ставится номер страницы, на которой напечатан заголовок данного раздела. Номера страниц печатаются вблизи правого поля, все на одинаковом расстоянии от края страницы.
Главы, параграфы и подпараграфы нумеруются арабскими цифрами. После номера, как правило, точка не ставится. Первой главе присваивается номер 1. Параграфы нумеруются в пределах главы; номер параграфа состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой (например: 1.2). Номер подпараграфа состоит из номера главы, параграфа и подпараграфа, разделенных точками (например: 2.3.1).
Введение
Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-практической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы. Введение предполагает описание ситуации, которая побудила студента приступить к исследованию данной темы. Здесь содержится четкое и краткое обоснование темы исследования, ее актуальность и новизна, степень разработанности проблемы исследования на современном этапе, объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи, строятся гипотезы (основная и частные, рабочие).
Введение начинается с обоснования актуальности исследования
Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач. Актуальность может определяться и большой распространенностью изучаемого явления
Здесь приводится краткая характеристика состояния интересующей области исследований (что уже сделано в науке в этом направлении и что осталось нераскрытым) с последующим формулированием проблемы в форме явного противоречия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний.
Вслед за этим определяются объект и предмет исследования . Объект – это та часть практической деятельности или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается? Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект , какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование.
На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель . Цель – это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы.
Важным является определение новизны исследования, которая определяется отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки задачи, цели, гипотезы
Одним из самых важных моментов в исследовании является построение гипотезы . Гипотеза – это научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. Гипотеза требует доказательства и поэтому не может быть тривиальной. Гипотеза обосновывается в ходе теоретического анализа и формулирует в лаконичной форме предполагаемые результаты исследования.
Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют его задачи , которые необходимо решить для достижения поставленной цели . В научном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования.
Объем введения обычно не превышает 2 страниц.
Научно-исследовательская деятельность
Нир является обязательным разделом образовательной программы учащихся, а также важной частью подготовки будущих специалистов. Это вид учебно-научной деятельности, который ориентирован на профессиональную практическую подготовку учащегося
Исследователь должен уметь грамотно использовать информацию, логически выстраивать текст, применять терминологию, излагать мысли и делать выводы.
Цель Нир – развитие знаний, научного мышления, освоения новой информации и ее закрепления, получение навыков ведения научной работы
Это умение собирать информацию, анализировать ее и вычленять только самое важное, находить оригинальные идеи и решения. Кроме того путем такого проекта учащийся развивает способности ставить задачи и находить быстрые оптимальные пути решения
Нир предусматривает несколько классификаций:
- фундаментальный вид – автор получает теоретические знания, работает с научными данными, находит закономерности в рассматриваемой теме;
- поисковой – в ходе проекта находят и разрабатывают новые прогнозы формирования в науке и технике, поиск не существовавших ранее закономерностей;
- прикладной вид – определение научных проблем, создание новых путей их решения, а именно, разработка уникальных методик и рекомендаций, пошаговых инструкций.
Для чего необходим такой вид работы? В первую очередь для развития интереса к научно-исследовательской деятельности, умения самостоятельно исследовать разные темы и проблемы, осваивать информацию, анализировать и систематизировать ее.
Научно-исследовательская деятельность
Нир является обязательным разделом образовательной программы учащихся, а также важной частью подготовки будущих специалистов. Это вид учебно-научной деятельности, который ориентирован на профессиональную практическую подготовку учащегося
Исследователь должен уметь грамотно использовать информацию, логически выстраивать текст, применять терминологию, излагать мысли и делать выводы.
Цель Нир – развитие знаний, научного мышления, освоения новой информации и ее закрепления, получение навыков ведения научной работы
Это умение собирать информацию, анализировать ее и вычленять только самое важное, находить оригинальные идеи и решения. Кроме того путем такого проекта учащийся развивает способности ставить задачи и находить быстрые оптимальные пути решения
Нир предусматривает несколько классификаций:
- фундаментальный вид – автор получает теоретические знания, работает с научными данными, находит закономерности в рассматриваемой теме;
- поисковой – в ходе проекта находят и разрабатывают новые прогнозы формирования в науке и технике, поиск не существовавших ранее закономерностей;
- прикладной вид – определение научных проблем, создание новых путей их решения, а именно, разработка уникальных методик и рекомендаций, пошаговых инструкций.
Для чего необходим такой вид работы? В первую очередь для развития интереса к научно-исследовательской деятельности, умения самостоятельно исследовать разные темы и проблемы, осваивать информацию, анализировать и систематизировать ее.
План научной работы
Перед тем как приступить к исследованию темы, надо составить план, который отразит основные этапы НИР:
- Постановка задачи.
- Анализ уже проведенных работ по выбранной теме.
- Конкретизация направления. Отобранные материалы изучаются более глубоко. Это нужно, чтобы сформировать, описать, оценить все возможные пути решения поставленной на первом этапе задачи и определиться, какой из них будет применяться в работе, при этом надо научно обосновать выбор.
- Проведение эмпирических или теоретических исследований. Они состоят из: разработки гипотез, моделирования ситуации, научного обоснования методик, эксперимента, получения и обобщения данных.
- Оценка результата, выводы, перспективы. На этом этапе анализируются все предыдущие шаги, обобщаются полученные данные, выявляется полнота решения задач, а также делается прогноз дальнейшего изучения темы.
Общие требования к оформлению научной работы
Далее нужно кратко обозначить требования для каждого пункта. Требования касаются как содержания пунктов, так и внутренней последовательности их элементов.
Титульный лист
Как правило, каждое учебное заведение имеет собственный шаблон или ряд шаблонов титульных листов для НИР, найти которые не составляет труда
Но важно знать об основных требованиях к оформлению титульного листа
Он должен содержать полное название учебного заведения, жанр работы (курсовая, дипломная, диссертация), фамилию, имя и отчество исполнителя, рецензента и научного руководителя (для последних двоих нужно указывать ученую степень и звание), факультет, номер группы, название работы, год выполнения и город.
Требований к содержанию не так много — самое главное, чтобы его пункты полностью повторяли заголовки внутри основной части, это касается и последовательности, и формулировок.
должно давать наиболее полное представление о работе. Номера страниц присутствовать должны обязательно.
Реферат
По сути, реферат — это краткий пересказ введения, заключения и основной части.
В нем должны присутствовать, разумеется, в краткой форме, основные пункты введения, и последовательно излагаться содержание исследования, отображаться основные выводы и результаты. Реферат обязательно должен содержать историю вопроса.
Введение
Введение — это лицо любой научно-исследовательской работы
Уже куда более требовательная часть научной работы. Ведь по сути введение — это ее лицо. В нем должна быть сформулирована тема исследования.
После этого необходимо последовательно раскрыть следующие пункты:
- Проблема — конкретная задача, которую исследователь должен решить. Формулирование проблемы определяет облик всей работы.
- Объект исследования — более общая категория. Это то тематическое поле, в рамках которого осуществляется исследование.
- Предмет исследования — частная категория, которая отображает тот или иной аспект объекта.
- Гипотеза — умозрительное предположение. Проще говоря, это тот результат, который должен быть достигнут теоретически.
- Актуальность — нужно ответить на вопрос, почему данное исследование необходимо, насколько оно отвечает потребностям той отрасли научного знания, в рамках которого существует.
- Новизна — предполагается, что исследование или рассматривает уже изучению проблематику с другого ракурса, или изучает ранее не затрагиваемые аспекты какого-либо явления.
- Цель исследования —категория, которая отображает общую направленность работы.
- Задачи исследования — частные задачи, которые нужно выполнить, чтобы исследование достигло своей цели.
- Обзор источников и история вопроса — нужно сформулировать, по каким источникам будет проводится исследование, также обозначить, кто затрагивал данную тему до этого и какие результаты получил.
- Методология — этот пункт отображает, какими методами будет руководствоваться исследователь.
- Структура работы — Краткое изложение структуры основной части. Этот пункт достаточно вариативен. В зависимости от требований учебного заведения и научного руководителя может представлять собой или просто план работы, или более развернутый план, который затрагивает содержание исследования.
Введение должно предельно четко очерчивать тематику научной работы, обосновывать ее необходимость и показывать, насколько хорошо автор разбирается в выбранной теме.
Грамотно простроить введение важно и потому, что работа будет целиком и полностью построена на указанных в нем предпосылках
Основная часть
Непосредственно основной текст исследовательской работы, разбитый на главы, разделы и подразделы. Каждый сегмент должен содержать краткое вступление, буквально на абзац, и такое же краткое заключение.
Технически содержание должно быть оформлено с отточием. Рекомендуется формировать его автоматически, на основе стилей заголовков Word. В итоге должен получиться ряд смысловых блоков, которые логически связаны между собой.
В основной части могут содержаться изображения, графики, таблицы, диаграммы и другой иллюстративный материал. Однако для удобства его чаще всего выносят в приложение, делая соответствующие ссылки.
Общепринятый план исследовательской работы
Общепринятый план НИР в целом должен оставаться неизменным
Общераспространен следующий план:
- Титульный лист.
- Реферат — обычно присутствует в диссертациях или других крупных исследовательских работах. В нем кратко пересказывается содержание основной части.
- Список и расшифровка терминов, сокращений, аббревиатур. Присутствие этого блока вариативно — это зависит от специфики самой работы и требований внутри образовательного учреждения.
- Введение в научно-исследовательскую работу.
- Основная часть, разделенная на главы. В некоторых случаях основная часть может быть поделена на теоретическую, где излагается общая информация по теме, и практическую, где описывается то, как апробируется сформулированная гипотеза и теоретические обобщения из предыдущей главы.
- Заключение. В нем обобщаются результаты проделанной работы и формулируются перспективы дальнейшего исследования.
- Список использованной литературы. При этом наличие сносок не отменяет списка в конце. Количество требуемой литературы, структурные особенности оформления данного списка могут варьироваться в зависимости от типа работы (курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д.) и требований конкретного образовательного учреждения, факультета или научного руководителя.
- Приложение. В приложении помещаются дополнительные данные, на которые исследователь ссылается в основной части. Это могут быть графики, таблицы, изображения, статистические исследования и многое другое.
Этот план может меняться только в частностях. В зависимости от типа работы и требований образовательного учреждения, некоторые пункты могут быть удалены.
Приложение может не потребоваться. Но в целом — это общепринятый шаблон, который нельзя менять по своему усмотрению.
Научно-исследовательская деятельность
Исследователь должен логически написать работу, грамотно пользуясь необходимой терминологией, а во время защиты ясно излагать свои мысли и приводить конкретные доводы. НИР имеет несколько классификаций:
Составляя научную работу, учащийся должен самостоятельно проводить исследования, которые смогут решить конкретные задачи. Работа должна полностью раскрывать все накопленные знания и умения студента
НИР ставит перед учащимся определенные цели, которые важно учитывать при исследовании и написании всего материала:
Как только учащийся получает задание, он должен с ним ознакомиться и при необходимости, не стесняться задавать вопросы. Не нужно откладывать работу на потом, так это может затянуться. Над научной работай необходимо трудиться регулярно, качественно выполняя все задания и рекомендации руководителя. НИРом нужно заниматься регулярно и уделять ему много времени, но это того стоит, так как только за несколько семестров можно получить по настоящему качественную работу
Важно не расстраиваться если, что-то не получается, так как все учатся и в этом нет ничего страшного. Учащемуся необходимо запомнить четыре основных правила, которые помогут успешно справиться с поставленной задачей:
Нужна работа? Есть решение!
Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.
Этапы НИР
- Результатом НИР на первом этапе является: утвержденная тема выпускной квалификационной работы и план; постановка целей и задач исследования; определение объекта и предмета исследования; обоснование актуальности выбранной темы и характеристика современного состояния изучаемой проблемы; характеристика методологического аппарата, который предполагается использовать.
- Результатом НИР на втором этапе является подробный обзор литературы по теме исследования, который основывается на актуальных научно-исследовательских публикациях и содержит анализ основных результатов и положений, полученных ведущими специалистами в области проводимого исследования, оценку их применимости в рамках исследования, а также предполагаемый личный вклад автора в разработку темы.
- Результатом НИР на третьем этапе является сбор фактического материала для дипломной работы, включая разработку методологии сбора данных, методов обработки результатов, оценку их достоверности и достаточности для завершения работы над диссертацией, а также подготовка выпускной квалификационной работы.
Структура
НИР рассчитана на то, что ее будут читать и изучать. В связи с этим, каждый такой научный труд должен быть написан и оформлен по требованиям ГОСТ.
Структура НИР содержит следующие разделы:
- Титульный лист – первая страница исследовательской работы. Она заполняется в соответствии с правилами конкретного учебного заведения.
- Содержание – вторая страница с подробным описанием глав, параграфов, подразделов и так далее, с указанием страниц на которых они находятся.
- Введение содержит обоснование актуальности исследовательской работы, цель и поставленные задачи, описание использованных методик и практической значимости.
- Основная часть детально раскрывает суть проблемы, излагает ход исследования, обосновывает и анализирует как промежуточные, так и итоговые его результаты. Главные требования к этому разделу – поиск доказательств высказанных предположений и раскрытие последовательности этапов проведенного исследования.
- Выводы – краткий, лаконичный обзор результатов проведенного исследования.
- Заключение подразумевает соединение всех полученных выводов, их соотношение с целью и задачами проекта, а также выявление практической значимости исследования и обозначение проблем и задач на будущее.
- Список использованных источников.
- Приложение – перечень иллюстрированных материалов (графики, таблицы, формулы и так далее), относящихся к НИР.
Грамотно структурированная и оформленная работа поможет избежать двусмысленности, упростит восприятие написанного и облегчит понимание того, что автор хотел сказать.
Что такое научно-исследовательская работа
Итак, в узком смысле НИР – это описание исследований, предпринятых с целью обобщения имеющейся информации, проведения опытов и экспериментов, установления закономерностей, вытекающих из собранных данных. Общие требования к написанию унифицированы федеральными и межгосударственными стандартами. Так, порядок осуществления прикладных НИР, выполняемых по техническим заданиям предприятий или других организаций, регулируется ГОСТом 15.101-98, а оформление отчета – ГОСТом 7.32-2001.
Научно-исследовательские работы делятся на три категории:
Прикладные научно-исследовательские работы решают конкретную, узкую проблему. Обычно это разработка нового изделия, материала или программного продукта.
Поисковые НИР служат для пополнения багажа знаний студента, помогают углубиться в предмет. В работах этого типа обобщаются уже имеющиеся научные данные по определенной проблеме, намечается направление дальнейших разработок.
Задача фундаментальных исследований – выявление новых для предметной области научных данных. В ходе работы студенты проводят эксперименты или опыты, обобщают полученные сведения, апробируют нестандартные методы, принципы изучения – словом, пополняют академическую базу конкретной дисциплины.
Чаще всего научно-исследовательская работа студентов бывает прикладной или поисковой – ярким примером могут служить курсовые. Фундаментальные изыскания проводятся обычно уже состоявшимися «светилами» – докторами и профессорами.
Темы проектов про растения
Темы исследовательских работ начальных классов о растениях:
Комнатные растения
Темы проектных работ начальной школы о комнатных растениях
Выращивание кактусов в домашних условиях.
Зелёный подоконник в школе
Кактус – колючий друг
Кто ты, кислый лимон?
Лечат ли комнатные растения простуду?
Мир кактусов
Мир растений на подоконнике.
Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?
Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?
Мои зеленые друзья
Мой любимый цветок — бегония.
Мой цветник
Мой сад
Мой чудо-цветок
Моё увлечение — кактусы.
О комнатных растениях.
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Секреты «бабушкиной герани».
Удивительные кактусы.
Фиалка для мамы
Фиалки в подарок бабушке.
Что мы знаем о лимоне?
Огород
Аптека на грядке: бабушкина капуста
Ах, картошка, картошка!
Ах, морковка, объедение!
Без окон, без дверей полна горница людей.
«Весёлая фасоль»
Где лучше растет лук?
Где растут мочалки?
Загадки про овощи и фрукты.
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
Любимая картошка в жизни нашей семьи.
Лук от семи недуг
Наблюдение за развитием лука.
Наш друг — лук порей
Нужна ли подкормка рассаде кабачков?
Обитатели приусадебного участка.
Опыт с фасолью. Проращивание
Органическое земледелие
Откуда к нам пришли помидоры и почему их так назвали.
Подбор растений для альпинария.
Польза картофеля для здоровья человека.
Помидор — плод здоровья
Праздник картофеля — Бульба.
Сеньор-помидор
Фасоль — хороший или плохой сосед на грядке?
Раз горох, два горох…
Что наша жизнь? Игра? Нет – кабачковая икра!
Ступеньки жизни. История жизни фасолевого семечка.
Требования к структуре научно-исследовательских работ
Необходимо понимать, что на сегодняшний день существует стандарт оформления научно-исследовательских работ, которого следует четко придерживаться. Он касается всех типов НИР – поисковых, научно-исследовательских и фундаментальных, независимо от области техники и науки. Исключая только гуманитарный профиль.
Стандарт используют в своей работе производственные и промышленные предприятия и объединения, частные организации, акционерные общества и другие. Он формулируется в полной мере ГОСТ 7.32-2001.
К общим требованиям относят:
- Следование определенной структуре.
- Стиль изложения.
- Требования к оформлению отчета.
Если говорить о структуре научно-исследовательской работы, то в 2020 году к ней предъявляются такие же общие требования, как и в предыдущие периоды. План выглядит следующим образом:
- Титульный лист с данными об авторе, названием работы и той организации, в которой выполнялась и планируется защита НИР.
- Содержание, включающее в себя пункты работы.
- Список используемых сокращений (аббревиатур) и специфических терминов. В зависимости от работы этот пункт может присутствовать или быть исключен из общего плана НИР.
- Введение, в котором автор ставит перед собой цель исследования и те задачи, которые необходимо будет раскрыть в ходе работы. Также здесь могут быть отражены методы, при помощи которых будет реализовано достижение цели.
- Основная часть, разбитая на главы. Здесь отражается, как правило, теоретическое исследование по поставленной проблеме. Во второй – подводится общая доказательная база. Тогда как в третьей части решаются конкретные задачи, с возможностью их применения на практике. В преобладающем большинстве случаев этот раздел ограничивается тремя главами, хотя при более серьезных исследовательских работах количество разделов может быть в основной части увеличено.
- Заключение содержит основные выводы по работе. Также в этой части дается дальнейшая перспектива исследований в данной области. А также практическое применение и ценность проделанных исследований.
- Список использованной литературы. Здесь должны быть представлены в алфавитном порядке все публикации, которые использовались в работе.
- Приложение оформляется в том случае, когда работа сопровождается дополнительными графиками, таблицами, диаграммами, чертежами и прочим.
В преобладающем большинстве случаев выдерживается именно такая последовательность изложения материала исследования.
Помимо основной части, большинство работ (кроме студенческих курсовых и дипломов бакалавров) сопровождается еще авторефератом. Он применяется для диссертаций, как магистерских, так и кандидатских и докторских. Этот документ кратко отражает суть всей проделанной работы с сохранением ее структуры.