Оформление научно-исследовательской работы: параметры

Как нужно оформлять приложения?

При оформлении приложений следует соблюдать следующие ­несложные правила 4 :

  1. Приложения всегда оформляются на стандартных листах бумаги, а не на бланках документов.
  2. Так как приложения отдельно не регистрируются, на них не должны оформляться реквизиты «Дата документа» и «Регистрационный номер документа». Ведь дату и регистрационный номер документа, к которым относится приложение, можно посмотреть в верхнем правом углу на первой странице приложения в надписи «Приложение…» (см. Пример 5) или в реквизите «Гриф утверждения документа» (см. Пример 9).

Там же можно узнать об авторе приложения. Именно поэтому на приложении не оформляется реквизит «Наименование организации».

Заголовок к тексту приложения печатается центрованным способом, в конце заголовка точка не ставится. Наименование вида приложения (первое слово заголовка приложения) выделяется прописными буквами и может быть напечатано в разрядку (П О Л О Ж Е Н И Е, П Е Р Е Ч Е Н Ь, С П И С О К и т.д.). Межстрочный интервал между первой строкой заголовка и последующими строками может быть увеличен на 6 пт.

Заголовок приложения располагается под надписью «Приложение…» или реквизитом «Гриф утверждения документа» и отделяется от них двумя — четырьмя межстрочными интервалами.

Размеры полей, шрифты и межстрочные интервалы при печатании приложений идентичны размерам, применяемым при печатании текстов документов.
Листы приложения нумеруются самостоятельно, начиная со второго листа. Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа. При этом номер пишется арабскими цифрами без знаков препинания (точки), без указания слова «страница», его сокращенных вариантов «стр.» или «с.» и знаков тире.
Организационно-правовые документы — инструкции, правила, положения, регламенты, утверждаемые распорядительными документами и являющиеся приложениями к ним, — в обязательном порядке должны быть подписаны руководителем структурного подразделения, разработавшим данное приложение. Другие приложения при необходимости также могут быть подписаны уполномоченным на это должностным лицом. Если приложение не подписывается, то целесообразно его заканчивать горизонтальной чертой, расположенной по центру текста на расстоянии примерно 3 межстрочных интервалов. Длина черты должна составлять несколько сантиметров. Этот нехитрый прием застрахует от добавления какого-либо текста в конец приложения после подписания основного документа (см. Пример 5).

Приведем образец правильного оформления первой страницы Положения о структурном подразделении, которое является приложением к распорядительному документу (см. Пример 9).

Заканчивая статью, хотелось бы отметить, что при возникновении вопросов, связанных с оформлением документов или организацией работы с ними, лучше искать ответы сразу в нескольких нормативных документах или источниках, а не останавливаться на одном. Только так можно получить максимально полный ответ на возникший вопрос.

Источник статьи: http://delo-press.ru/journals/documents/oformlenie-dokumentov/34678-nekotorye-tonkosti-oformleniya-prilozheniy/

Виды научно-исследовательских работ

Студенты вовлечены в исследовательскую работу с начала учебы. Уровень сложности НИР растет вместе со студентами. Назовем виды НИР.

Реферат

Письменный доклад или аналитический обзор, для подготовки которого автор изучает литературу на заданную тему. Студент осмысляет информацию, высказывает свою позицию, делает выводы. 

Реферат представляет собой чисто теоретическую работу. При этом студенты учатся не только поиску и анализу источников, но и аккуратности в плане оформления — реферат, как и любую НИР, оформляют и защищают по правилам. На этот счет даются методические указания.

Эссе

Рассуждение студента по определенному вопросу. Тоже предполагает изучение литературы по теме, но здесь уже центр тяжести не чужое мнение, а соображения автора, собственные впечатления и мысли. 

В эссе автор самовыражается, но при этом показывает, что разобрался в теме: четко изложил проблему, ориентируется в профессиональных понятиях и терминах, выдает факты и цифры, предоставляет аргументы, умеет ответить на вопросы. 

Проект

Научные разработки студента во время самостоятельных занятий вне аудитории. Учащийся задействован в прикладном или исследовательском проекте.  

Цель прикладного проекта — создание продукта, который решает проблему в профессиональной области. Например, приложение, сервис или  аппарат. Разработку можно внедрить во «взрослой» компании.

Цель исследовательского проекта — подробный анализ проблемной или неизученной темы. Например, для подготовки научных выступлений на конференциях или прикладного проекта.

Курсовая

Итог работы студента за время курса. Предполагается, что он сумел погрузиться в интересующую тему. 

В зависимости от года учебы, курсовые усложняются. Первокурсники занимаются теоретическими исследованиями. Студенты постарше, кроме анализа литературы, добавляют в НИР методы научных изысканий, практические наработки, объяснение научных данных. 

В идеале студент несколько лет корпит над одной темой. Курсовые по этой теме объединяются в выпускную квалификационную работу.

Диплом

Заключительная работа студента-выпускника за время учебы в вузе, результат всего научно-исследовательского труда. Показатель готовности нового специалиста, демонстрация полученных навыков и знаний по выбранной профессии. 

В дипломной НИР автор рассказывает, как всесторонне изучал интересующую проблему и какое решение предлагает.

НИР в аспирантуре

Некоторые выпускники идут в аспирантуру, где продолжают заниматься наукой. Следующая НИР в этом случае — кандидатская диссертация. Это труд, по итогам которого автор получает ученую степень кандидата или доктора наук. 

За время учебы вузе студент сосредоточен на познании профессии. В  аспирантуре исследователи углубляются в научную работу, стараясь решить современные проблемы своей области. Результаты изысканий аспиранты регулярно показывают научному сообществу — пишут статьи, выступают с докладами и презентациями.

Принципы планирования исследований

Важнейшие принципы планирования исследования представлены на рисунке.

Рассмотрим данные принципы подробней:

  1. Принцип конкретности формулирования заданий. Означает, что план должен содержать четко сформулированные и конкретные задания. Желательно, чтобы задания были без уточнений и дополнений.
  2. Принцип организационной значимости. Исследовательский план должен отражать организацию  деятельности исследовательских групп.
  3. Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости.  Работа исследователя может быть успешной только когда задания  соответствуют трудоемкости их выполнения.
  4. Принцип интеграции деятельности. Исследовательский план должен соответствовать на уровне взаимодействие различных его исполнителей и подразделений для избежания конфликтной ситуации.
  5. Принцип контролируемости. Все пункты плана должны подвергаться контролю исполнения, а сама контролирующая система должна быть заложена в исследовательский план.
  6. Принцип ответственности. План должен содержать список ответственных за его выполнение. Все задания должны исполняться кем-то, кто сможет ответить в случае возникновения вопросов.
  7. Принцип реальности. Не рекомендуется включать в план задания, исполнение которые невозможно. Реальность выполнения исследовательского плана должна быть обоснована имеющимися ресурсами, расчетом времени и квалификацией исследователей, наличием соответствующего оборудования и т.д.
  8. Принцип временной определенности. Этот принцип необходим для разработки и дальнейшей реализации плана. Здесь нужен правильный расчет времени исследования, экономия времени на различных этапах исследования.

Таким образом,  разработка исследовательского плана является одним из главных  факторов успеха, требующего внимания и необходимых знаний. Управление довольно непростая сфера исследования, т.к. здесь действуют факторы круговой поруки, дозирования информация, амбициозности и т.д.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Общие требования к оформлению научной работы

Далее нужно кратко обозначить требования для каждого пункта. Требования касаются как содержания пунктов, так и внутренней последовательности их элементов.

Титульный лист

Как правило, каждое учебное заведение имеет собственный шаблон или ряд шаблонов титульных листов для НИР, найти которые не составляет труда

Но важно знать об основных требованиях к оформлению титульного листа

Он должен содержать полное название учебного заведения, жанр работы (курсовая, дипломная, диссертация), фамилию, имя и отчество исполнителя, рецензента и научного руководителя (для последних двоих нужно указывать ученую степень и звание), факультет, номер группы, название работы, год выполнения и город.

Требований к содержанию не так много — самое главное, чтобы его пункты полностью повторяли заголовки внутри основной части, это касается и последовательности, и формулировок.

должно давать наиболее полное представление о работе. Номера страниц присутствовать должны обязательно.

Реферат

По сути, реферат — это краткий пересказ введения, заключения и основной части.

В нем должны присутствовать, разумеется, в краткой форме, основные пункты введения, и последовательно излагаться содержание исследования, отображаться основные выводы и результаты. Реферат обязательно должен содержать историю вопроса.

Введение

Введение — это лицо любой научно-исследовательской работы

Уже куда более требовательная часть научной работы. Ведь по сути введение — это ее лицо. В нем должна быть сформулирована тема исследования.

После этого необходимо последовательно раскрыть следующие пункты:

  1. Проблема — конкретная задача, которую исследователь должен решить. Формулирование проблемы определяет облик всей работы.
  2. Объект исследования — более общая категория. Это то тематическое поле, в рамках которого осуществляется исследование.
  3. Предмет исследования — частная категория, которая отображает тот или иной аспект объекта.
  4. Гипотеза — умозрительное предположение. Проще говоря, это тот результат, который должен быть достигнут теоретически.
  5. Актуальность — нужно ответить на вопрос, почему данное исследование необходимо, насколько оно отвечает потребностям той отрасли научного знания, в рамках которого существует.
  6. Новизна — предполагается, что исследование или рассматривает уже изучению проблематику с другого ракурса, или изучает ранее не затрагиваемые аспекты какого-либо явления.
  7. Цель исследования —категория, которая отображает общую направленность работы.
  8. Задачи исследования — частные задачи, которые нужно выполнить, чтобы исследование достигло своей цели.
  9. Обзор источников и история вопроса — нужно сформулировать, по каким источникам будет проводится исследование, также обозначить, кто затрагивал данную тему до этого и какие результаты получил.
  10. Методология — этот пункт отображает, какими методами будет руководствоваться исследователь.
  11. Структура работы — Краткое изложение структуры основной части. Этот пункт достаточно вариативен. В зависимости от требований учебного заведения и научного руководителя может представлять собой или просто план работы, или более развернутый план, который затрагивает содержание исследования.

Введение должно предельно четко очерчивать тематику научной работы, обосновывать ее необходимость и показывать, насколько хорошо автор разбирается в выбранной теме.

Грамотно простроить введение важно и потому, что работа будет целиком и полностью построена на указанных в нем предпосылках

Основная часть

Непосредственно основной текст исследовательской работы, разбитый на главы, разделы и подразделы. Каждый сегмент должен содержать краткое вступление, буквально на абзац, и такое же краткое заключение.

Технически содержание должно быть оформлено с отточием. Рекомендуется формировать его автоматически, на основе стилей заголовков Word. В итоге должен получиться ряд смысловых блоков, которые логически связаны между собой.

В основной части могут содержаться изображения, графики, таблицы, диаграммы и другой иллюстративный материал. Однако для удобства его чаще всего выносят в приложение, делая соответствующие ссылки.

Обработка полученных результатов

На данном этапе осуществляют обработку всех собранных материалов, используя статистический анализ, математическое моделирование. Полученные сведения группируют, оформляя диаграммы, графики, таблицы. Этап теоретической интерпретации является самым важным шагом в работе исследователя. Он должен владеть отличной теоретической подготовкой по выбранной дисциплине. Именно в этот период автор обращается к гипотезе, делает вывод о ее подтверждении либо опровержении. Анализ проведенных экспериментов дает возможность сформулировать рекомендации по рассматриваемой проблеме.

Что такое научно-исследовательская работа

Итак, в узком смысле НИР – это описание исследований, предпринятых с целью обобщения имеющейся информации, проведения опытов и экспериментов, установления закономерностей, вытекающих из собранных данных. Общие требования к написанию унифицированы федеральными и межгосударственными стандартами. Так, порядок осуществления прикладных НИР, выполняемых по техническим заданиям предприятий или других организаций, регулируется ГОСТом 15.101-98, а оформление отчета – ГОСТом 7.32-2001.

Научно-исследовательские работы делятся на три категории:

Прикладные научно-исследовательские работы решают конкретную, узкую проблему. Обычно это разработка нового изделия, материала или программного продукта.

Поисковые НИР служат для пополнения багажа знаний студента, помогают углубиться в предмет. В работах этого типа обобщаются уже имеющиеся научные данные по определенной проблеме, намечается направление дальнейших разработок.

Задача фундаментальных исследований – выявление новых для предметной области научных данных. В ходе работы студенты проводят эксперименты или опыты, обобщают полученные сведения, апробируют нестандартные методы, принципы изучения – словом, пополняют академическую базу конкретной дисциплины.

Чаще всего научно-исследовательская работа студентов бывает прикладной или поисковой – ярким примером могут служить курсовые. Фундаментальные изыскания проводятся обычно уже состоявшимися «светилами» – докторами и профессорами.

Общепринятый план исследовательской работы

Общепринятый план НИР в целом должен оставаться неизменным

Общераспространен следующий план:

  1. Титульный лист.
  2. Реферат — обычно присутствует в диссертациях или других крупных исследовательских работах. В нем кратко пересказывается содержание основной части.
  3. Список и расшифровка терминов, сокращений, аббревиатур. Присутствие этого блока вариативно — это зависит от специфики самой работы и требований внутри образовательного учреждения.
  4. Введение в научно-исследовательскую работу.
  5. Основная часть, разделенная на главы. В некоторых случаях основная часть может быть поделена на теоретическую, где излагается общая информация по теме, и практическую, где описывается то, как апробируется сформулированная гипотеза и теоретические обобщения из предыдущей главы.
  6. Заключение. В нем обобщаются результаты проделанной работы и формулируются перспективы дальнейшего исследования.
  7. Список использованной литературы. При этом наличие сносок не отменяет списка в конце. Количество требуемой литературы, структурные особенности оформления данного списка могут варьироваться в зависимости от типа работы (курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д.) и требований конкретного образовательного учреждения, факультета или научного руководителя.
  8. Приложение. В приложении помещаются дополнительные данные, на которые исследователь ссылается в основной части. Это могут быть графики, таблицы, изображения, статистические исследования и многое другое.

Этот план может меняться только в частностях. В зависимости от типа работы и требований образовательного учреждения, некоторые пункты могут быть удалены.

Приложение может не потребоваться. Но в целом — это общепринятый шаблон, который нельзя менять по своему усмотрению.

Структура НИР

Согласно ГОСТу 7.32–2001 все отчеты по проведению НИР включают в себя:

  1. Титульный лист – на этой странице пишется название вуза, тема работы, имена студента, научного руководителя.
  2. Оглавление – перечисляются названия всех частей и разделов отчета с указанием номера страниц.
  3. Реферат – должен содержать обзор литературы и описание приложений. Обязательно надо изложить цель, указать объект изучения, применяемые методы, текущую степень внедрения (для прикладных исследований) и ее эффективность, а также перспективы разработки темы.
  4. Введение.
  5. Основная часть.
  6. Заключение.
  7. Библиография – перечисление литературы, использованной в работе. В список включаются книги и другие печатные издания, а также ссылки на интернет-ресурсы, к которым обращался автор. Составляется, как правило, в алфавитном порядке.
  8. Приложения – в разделе могут содержаться протоколы опытов и исследований, графики, диаграммы, карты, таблицы, расчеты, прочая вспомогательная документация.

Введение

Во вступлении описывается предметная область, актуальность, новизна выбранной темы, цели и задачи НИР. Рекомендуемый объем вводной части – 10 % от всей работы. Примерный план введения:

  • значение темы исследования для предметной области;
  • анализ существующих исследований;
  • новизна;
  • указание предмета и объекта исследования;
  • формулирование целей, задач, основной гипотезы;
  • описание всех применяемых способов сбора и анализа данных;
  • обзор использованных источников.

Основная часть

Объем основной части составляет примерно 60–70 % всей работы. Обычно она занимает около 20–40 листов А4. Текст разбивается на главы и параграфы, содержание которых должно передавать ход исследования.

В следующих главах поисковых работ могут быть проанализированы уже проведенные другими авторами исследования, уточнены формулировки, перечислены существующие методики и подходы, оценены перспективы развития направления и так далее. В прикладных работах нужно дать подробную характеристику изучаемого объекта, описать предлагаемые решения, обосновать их эффективность.

Для каждого раздела нужно сделать краткие выводы. Компактные таблицы, схемы, графики, рисунки и другие вспомогательные элементы можно включить в основной текст, большие – надо вынести в приложения.

Заключение

Рекомендуемый объем – примерно 5–10 % от всего текста. В нем подводится итог работы, перечисляются результаты решения поставленных задач, описывается их научная или практическая ценность, даются рекомендации по применению.

Как сделать титульный лист для доклада

Первая страницы любого проекта, проведенного студентом, всегда предусматривает уникальное оформление. Если ему не следовать, работа будет неоднократно возвращаться на коррекцию и доработку. Помните, что показывает грамотность студента оформление доклада титульный лист. Правила и требования изложены в двух государственных стандартах:

  1. ГОСТ 7.32-2001 – «Отчет о НИР». Здесь речь идет о научно-исследовательских работах и рефератах студентов. В разделе подробно описаны все правила составления и редактирования титульника.
  2. ГОСТ 2.105-95 — «Единая система конструкторской документации» (ЕСКЕД). Это, можно сказать, международный стандарт, так как его придерживаются учащиеся не только в России, но и Беларуси, Украине и Казахстане. Общие требования касаются любых текстов.

Давайте для начала рассмотрим, каким должен быть правильный титульник и его структура. Он всегда содержит следующие сведения:

  • страна (необязательный пункт);
  • наименование кафедры целиком или сокращенно;
  • тип проведенного проекта (доклад, реферат, сообщение, курсовая работа и т. п.);
  • дисциплина, по которой проводится доклад;
  • тематика;
  • сведения о студенте – ФИО, группа учебного заведения и курс;
  • форма обучения дневная, заочная или вечерняя;
  • сведения о кураторе или преподавателе;
  • город, дата написания.

Далее обозначим основные моменты форматирования текста:

  1. Отступы. Они необходимы для того, чтобы правильно сшивать листы с рамкой в единый документ. Слева предусмотрено 30 мм, справа 10 мм, снизу и сверху по 20 мм.
  2. Шрифт. Стандартным признан Times New Roman, для указания учебного заведения применяется размер 12, для остального текста 14, название типа проекта 28 полужирный шрифт, тема -16 полужирный шрифт.
  3. Межстрочный интервал. В любом текстовом документе используется полуторный межстрочный интервал, в противном случае работа будет возвращена на доработку.
  4. Ориентация листа. Для красивого титульника приемлема книжная ориентация, альбомное положение практикуется только для изображения наглядных материалов.
  5. Расположение текста. Текст печатается только с одной стороны, двусторонняя печать практикуется сегодня только в контексте книг.
  6. Нумерация. Никакой формат ученической работы не подразумевает нумерацию титульного листа. Если это доклад, реферат, курсовик и др., нумерация начинается с введения, где ставится арабская цифра 3.

Пошаговая инструкция по оформлению титульного листа

Правильно и без ошибок выстроить текст можно, если следовать следующему пошаговому плану:

На листе формата А4 следует выставить традиционные поля, которые соответствуют отступам и по всей работе: верхний и нижний отступ – по 2 см, правый – 3 см, левый 1,5 см.
По всему титульнику используется шрифт Time New Roman 14 кегля, кроме отдельно указанных моментов.
Вверху посередине заглавными буквами пишется наименование министерства или профильного департамента.
Ниже без пробела посередине размещается полное название учебного заведения – школы, колледжа или университета.
Следующий пункт актуален для средних профессиональных и высших учебных заведений: следует указать кафедру, по которой выполняется НИР.
Далее через несколько пробелов указать название НИР – реферат, курсовая или дипломная работа, магистерская диссертация или НИР; шрифт для обозначения типа работы, как правило, делается больше и выделяется полужирным шрифтом.
Следующей строкой пишется «по дисциплине:» и в кавычках указывается предмет; этот пункт актуален для рефератов и курсовых работ.
Далее следует указать тему

Важно заметить, что при написании темы следует очень внимательно относиться к точному ее воспроизведению в соответствии с ранее написанным заявлением, с темой приказа и другими смежными документами.
Блок с названием работы, дисциплиной и темой исследования располагается или по центру листа или чуть выше.
Следующий блок оформляется с правой стороны в нижней трети листа.
Пишется слово «Выполнил», после чего указываются данные исполнителя: класс, группа, факультет, после чего его фамилия и инициалы.
 Написать «Научный руководитель:», после чего указать научную степень, должность и фамилию, имя, отчества научного руководителя.
Через несколько отступов вниз посередине указать город и год исследования.
После оформления необходимо взглянуть на страницу целиком – она должна смотреться гармонично.

Научно-исследовательская деятельность

Нир является обязательным разделом образовательной программы учащихся, а также важной частью подготовки будущих специалистов. Это вид учебно-научной деятельности, который ориентирован на профессиональную практическую подготовку учащегося

Исследователь должен уметь грамотно использовать информацию, логически выстраивать текст, применять терминологию, излагать мысли и делать выводы.

Цель Нир – развитие знаний, научного мышления, освоения новой информации и ее закрепления, получение навыков ведения научной работы

Это умение собирать информацию, анализировать ее и вычленять только самое важное, находить оригинальные идеи и решения. Кроме того путем такого проекта учащийся развивает способности ставить задачи и находить быстрые оптимальные пути решения

Нир предусматривает несколько классификаций:

  • фундаментальный вид – автор получает теоретические знания, работает с научными данными, находит закономерности в рассматриваемой теме;
  • поисковой – в ходе проекта находят и разрабатывают новые прогнозы формирования в науке и технике, поиск не существовавших ранее закономерностей;
  • прикладной вид – определение научных проблем, создание новых путей их решения, а именно, разработка уникальных методик и рекомендаций, пошаговых инструкций.

Для чего необходим такой вид работы? В первую очередь для развития интереса к научно-исследовательской деятельности, умения самостоятельно исследовать разные темы и проблемы, осваивать информацию, анализировать и систематизировать ее.

Что такое научно-исследовательская работа

Итак, в узком смысле НИР – это описание исследований, предпринятых с целью обобщения имеющейся информации, проведения опытов и экспериментов, установления закономерностей, вытекающих из собранных данных. Общие требования к написанию унифицированы федеральными и межгосударственными стандартами. Так, порядок осуществления прикладных НИР, выполняемых по техническим заданиям предприятий или других организаций, регулируется ГОСТом 15.101-98, а оформление отчета – ГОСТом 7.32-2001.

Виды

Научно-исследовательские работы делятся на три категории:

  • прикладные;
  • поисковые;
  • фундаментальные.

Прикладные научно-исследовательские работы решают конкретную, узкую проблему. Обычно это разработка нового изделия, материала или программного продукта.

Поисковые НИР служат для пополнения багажа знаний студента, помогают углубиться в предмет. В работах этого типа обобщаются уже имеющиеся научные данные по определенной проблеме, намечается направление дальнейших разработок.

Задача фундаментальных исследований – выявление новых для предметной области научных данных. В ходе работы студенты проводят эксперименты или опыты, обобщают полученные сведения, апробируют нестандартные методы, принципы изучения – словом, пополняют академическую базу конкретной дисциплины.

Чаще всего научно-исследовательская работа студентов бывает прикладной или поисковой – ярким примером могут служить курсовые. Фундаментальные изыскания проводятся обычно уже состоявшимися «светилами» – докторами и профессорами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector