В какой срок и каким работникам учреждения нужно проходить курсы повышения квалификации по оказанию первой медицинской помощи?

Нормативное регулирование

Трудовое законодательство

Трудовое законодательство во множестве своих статей применяет термин «квалификация» сотрудника:

  • Ст. 65 обязывает его предъявлять дипломы об окончании школы, колледжа, ВУЗа, или любые официальные подтверждения имеющихся у него знаний, аттестаций или учебной переподготовки для работы по определенной специальности.
  • Ст. 74 регламентирует наличие у сотрудника специфической квалификации, определенных профессиональных навыков или рабочего разряда для исполнения своих должностных обязанностей. Во многом именно эти данные влияют на размер заработной платы.

Соответствующая трудовой деятельности квалификация сотрудника позволяет снизить показатель выпуска бракованной продукции, повысить производительность производственных процессов и не допускать непростительные ошибки в ходе трудовой деятельности на производстве.

Весь процесс обучения новым профессиональным навыкам регламентируется Федеральным Законодательством «Получение образования…» от 29.12.2012 за номером 273 – им определено, что это комплекс учебных мероприятий, направленных на получение необходимых теоретических и практических знаний, определенного опыта в исполнении того или иного производственного задания (гл.9 ФЗ -273).

Однако изменить свой образовательный уровень прохождением квалификации нельзя, то есть если изначально у него было только среднее профессиональное образование, то диплома о высшем образовании на этом основании ему никто не выдаст.

Весь перечень специфической терминологии, применяемой для определения профессионального образования, указаны в ст. 76 Закона:

  • В 4 ст. 76 дано разъяснение, в чем заключается смысл повышения квалификационных навыков – в получении сотрудником другой компетенции по своей специальности, либо ее совершенствование, позволяющее исполнять производственные задания на совершенно другом уровне профессионализма.
  • В ст. 5 Закона констатируется необходимость в профессиональной переподготовке – это мероприятие дает ему недостающие знания в трудовой деятельности по новым технологическим разработкам либо открывает ему возможность осуществления абсолютно незнакомой ему работы до прохождения обучающих курсов. В итоге он сможет получить другую, дополнительную квалификацию.

Регулирование термина

Трудовым Законодательством России в ст. 195.1 регламентируется понятие термина «квалификация сотрудников», иными словами статья определяет степень профессиональных навыков, имеющихся знаний и умения исполнять свою работу, согласно требованиям работодателя. Для определения стадии квалификации разработан отдельный правовой акт – стандарт профессионализма, в котором даны перечисления, что конкретно должен уметь сотрудник для точного исполнения производственных задач и достижения определенных целей.

Текст стандартизации квалификационных навыков разработан Правительством РФ, документ называется «О Правилах…», он действует с 22.01. 2013 его номер – 23.

Подтверждением имеющейся квалификации сотрудника, исходя из положений ст. 60 п. 10 ФЗ-273, будет являться удостоверение, выданное образовательным учреждением, об имеющихся квалификационных навыках, того или иного разряда или степени, либо диплом об успешном окончании курсов переподготовки по другой специальности.

По сути, повышение имеющегося профессионального опыта позволит сотруднику найти другие подходы к решению новых технологических задач производства, сделать свою трудовую деятельность наиболее эффективной и продуктивной.

Сведения, которые должны быть отображены в документе

В приказе должно содержаться следующее:

  • полное название организации;
  • заголовок документа;
  • где был составлен приказ;
  • регистрационный номер;
  • дата, когда был составлен документ;
  • указание на статью ТК РФ и причину, почему возникла производственная надобность;
  • ФИО человека, которого собираются отправить;
  • его должность;
  • срок обучения (дата начала и дата окончания);

  • полное наименование учебного заведения;
  • аргументация необходимости обучения;
  • условия прохождения обучения;
  • сумма оплаты за обучение;
  • размер компенсации;
  • ФИО человека, несущего ответственность за учебу;
  • регистрационный номер трудового договора или доп. соглашения, на основании которого проводится направление;
  • подпись того, кого направляют;
  • подпись директора;
  • подпись специалиста отдела кадров;
  • подпись главного бухгалтера.

Если организация планирует отправить на повышение квалификации несколько сотрудников, то тогда оформляется единый документ с перечнем всех фамилий. Если работник должен отправиться на обучение в другой регион/город, то дополнительно издается приказ о его командировке.

Формы

Учеба может проходить в разных формах:

  • очно;
  • дистанционно;
  • очно-заочно (по вечерам);
  • в смешанном формате – с сочетанием очной части и заочного обучения с использованием:
    • дистанционных технологий (когда слушатель курсов контактирует с преподавателями через интернет и другие каналы связи);
    • и/или электронного обучения (в этом случае занимающийся на курсах повышения квалификации пользуется для самостоятельной учебы цифровыми ресурсами образовательной организации – виртуальной библиотекой и тренажерами, обучающими видео, тренировочными тестами и т. д).

Соответственно, повысить квалификацию можно:

  • с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы;
  • без отрыва от трудовой деятельности;
  • с частичным отрывом от трудовой деятельности.

Варианты

Процесс повышения квалификации может проходить по модульным программам, в которых информация подается предметными блоками, после каждого из которых проводится промежуточная аттестация. Поэтому обучение может быть организовано не только непрерывным курсом, но и поэтапно (с небольшими перерывами между изучением модуля определенных дисциплин).

Повышение квалификации образовательные организации могут проводить своими силами, на собственной материально-технической базе или с использованием сетевой формы обучения. Ее суть состоит в том, что учебное заведение по договору о взаимодействии сотрудничает с одной или несколькими другими организациями – научными, культурными, спортивными, медицинскими, производственными – и использует их ресурсы для обучения, проведения производственной практики, стажировки и любой другой учебной деятельности, предусмотренной программой повышения квалификации.

  • самостоятельно работать с учебной литературой;
  • участвовать в планировании работы предприятия, совещаниях, деловых встречах, чтобы приобрести организаторские навыки;
  • изучать технологию производства;
  • составлять техническую и нормативную документацию;
  • выполнять функциональные обязанности сотрудника предприятия как дублер или врио – временно исполняющий обязанности.

По окончании стажировки выпускник курсов проходит итоговую аттестацию и получает удостоверение о повышении квалификации – такое же, как и после завершения обучения по программам, построенным иначе.

Кому нужно профессиональное обучение

Технологии развиваются в быстром темпе, постоянно создается нечто новое в рамках каждой профессии, поэтому дополнительное периодическое профессиональное образование может понадобиться любому специалисту:

  • Педагогу или психологу – появляются новые эффективные методики, которые дают хороший результат при работе с людьми.
  • Программисту – они вообще постоянно учатся и получают новые знания, чтобы удерживаться в профессии. Пойти на курсы какого-то нового языка кодирования информации означает пройти профессиональное обучение.
  • Врачу для освоения новых методов лечения.
  • Инженеру – для знакомства с новым оборудованием, которое в несколько раз эффективнее предыдущего старого.
  • Бухгалтеру или юристу в связи с выходом новых законов, с которыми придется работать в дальнейшем.

В экономически развитых странах есть программы непрерывного обучения специалистов. В их рамках человек любой профессии может раз в год подавать заявление для повышения квалификации, которая оплачивается государством или предприятием. Это позволяет постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки практической работы.

Профессиональная переподготовка – это тоже вид профессионального обучения, при котором человек с дипломом среднего специального или высшего образования имеет право получить другую профессию, затратив на это меньше времени, чем потребовалось бы для окончания вуза. Здесь играет роль мотивация – дополнительный заработок, смена места работы по определенным причинам. В этом случае слушатель учебных программ получает только самые необходимые теоретические знания и практические навыки, которые пригодятся для работы.

Диплом о присвоении квалификации не выдается, только свидетельство о прохождении профпереподготовки, дающее право работать по новой профессии. В интересах слушателя хорошо усвоить материал и сдать экзамены. Как сложится в дальнейшем его карьера – зависит от него самого.

Повышение квалификации в рамках профессии также можно отнести к профессиональному обучению. В этом случае человек не меняет профессию полностью, но нарабатывает новые навыки. Например, для работы на более высокой должности, с новым оборудованием. Часто данным видом обучения пользуются юристы, имеющие диплом о высшем образовании, но которые хотят сменить направление деятельности – с гражданского права на уголовное или хозяйственное, на адвокатскую деятельность или нотариальные услуги.

Люди, имеющие высшее или среднее специальное медицинское образование, могут получить дополнительную профессию фармацевта и открыть собственную аптеку. Врач-физиолог может пройти курсы для получения специальности техника по обслуживанию медицинской аппаратуры и получать больше зарплату, работая на двух должностях.

Нюансы обучения на курсах профессиональной переподготовки

Дополнительное образование отличается от классической подготовки меньшимколичеством теории, продолжительностью, приемными требованиями.

Кто может реализовывать программы переподготовки

Правом обучать работников обладают лицензированные организации:

  • Государственные аккредитованные ВУЗы.
  • Многопрофильные учебные центры.
  • Частные университеты.

При выборе образовательной площадки, нужно проверить лицензию. А также формат аттестации, проверки знаний. Уточнить, выдают ли сертификаты, удостоверения, дипломы по результатам обучения. Официальные документы удостоверяют квалификацию, котируются на рынке труда, подтверждают полученные знания, навыки, готовность к практической деятельности.

Кому доступно прохождение профессиональной переподготовки

Условия поступления по направлениям профессиональной переподготовки два:

  • У потенциального слушателя есть оконченное образование (высшее или среднее специальное).
  • Слушатель — студент ВУЗа или колледжа. Закон не запрещает получать специальность и обучаться дополнительной профессии.

Повышение квалификации нужно действующим сотрудникам. Требование — наличие высшего или среднего специального образования. Характер программы должен быть смежным. Врач не может повышать квалификацию как маркетолог. А юрист — как менеджер.

В каких случаях нужна переподготовка

Профессиональная подготовка становится выходом, если человек не способен работать по специальности. Виной могут быть житейские ситуации, объективные факторы:

  • Состояние здоровья.
  • Особенности рынка труда конкретного региона, города. Когда вакансий недостаточно или нет.
  • Сокращение штата компании, организации, где человек работал.
  • Банальное нежелание продолжать прежнюю деятельность.
  • Переезд.

Существуют более сложные случаи. Например, сотрудник работает проектировщиком конструкторского бюро, имеет высшее образование по направлению экономика. Чтобы повысить квалификацию проектировщика, сотруднику придется пройти переподготовку по смежной программе. Диплом экономиста для этой цели не подойдет. Это вопрос сохранения рабочего места, карьерного роста.

Кто разрабатывает программы, и по каким направлениям можно пройти обучение

Стандарты утверждают профильные органы исполнительной власти. Зависит от конкретного направления. Это положение закреплено п. 7 ст. 76 Закона об образовании. Разработка учебных планов ложится на плечи образовательной организации, университета или центра на месте. Закон оставляет за ними право корректировать образовательные программы (п. 6 ст. 76). Количество специальностей подготовки зависит от размеров центра или ВУЗа, на базе которого проводится обучение.

Наш университет предлагает более 200 программ ДПО по 10 направлениям:

  • Менеджмент.
  • Реклама и PR.
  • Индустрия гостеприимства.
  • Производство.
  • Проектная деятельность.
  • Игровая индустрия, киберспорт.
  • Программирование.
  • Бухгалтерский учет и налогообложение.
  • Интернет и IT-технологии.
  • Управление персоналом.

Формат обучения — дистанционный. Работник может получить дополнительную специальность, повысить квалификацию без отрыва от практической деятельности. Обучающийся смотрит лекции, выполняет практические задания. Нарабатывает необходимые навыки. А постоянный контакт с преподавателем, обратная связь по результатам позволяет закрепить знания.

Какие документы выдаются после прохождения курсов

По результатам профессиональной переподготовки, слушатель курса получает диплом государственного образца. С ним можно найти работу по новой специальности.

Обучающиеся, закончившие программы повышения квалификации, получают удостоверение, которое также служит формальным подтверждением профессионального уровня.

Дополнительное образование повышает мобильность работника, востребованность, актуализирует знания и навыки

Это важно в условиях жесткой конкуренции, постоянного наплыва молодых выпускников ВУЗов

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

5 отличий двух видов дополнительного профобразования

Так, с высоты описанной выше информации уже можно вывести 5 главных отличительных качеств между двумя видами дополнительного последипломного образования:

  • длительность;
  • документ, удостоверяющий окончание курсов;
  • цели обучения;
  • результат учебы;
  • источник финансирования профессиональной подготовки специалиста.

Так, переобучение всегда занимает больше времени — от 6 месяцев до 2 лет. Причем дольше длится не только сам курс, но и каждое занятие (потому что человек осваивает новый для себя профиль, что требует более глубокого погружения).

Квалификационные курсы проходят за 1−2 месяца, а конкретные занятия длятся не больше часа. С этим, кстати, связан еще один отличительный момент — цена. Профподготовка обойдется дороже.

Выпускники курсов повышения квалификации получают удостоверение — подтверждение факта, что они информацию усвоили и готовы применять на практике. Результат переподготовки — диплом государственного образца.

Цели учебы тоже разные: в первом случае человек обновляет и актуализирует знания в имеющейся сфере, во втором — осваивает новую специальность. Соответственно, после квалификационного курса можно подняться по карьерной лестнице, не меняя профиля, но нельзя перейти работать в другую нишу. А переобучение дает возможность сменить и направление, и место работы.

В связи с чем, кстати, во втором случае учебу часто оплачивает сам учащийся. Или работодатель, но с закреплением гарантий того, что его сотрудник отработает потраченные средства. А за повышение квалификационного уровня обычно платит наниматель. Он же обязан следить за периодичностью такого обучения своих кадров.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Учёт расходов

Затраты на обучение работника должны приниматься к налоговому учёту согласно нормам ст. 264 Налогового кодекса РФ. Но учёт может быть выполнен, только если расходы соответствуют следующим условиям:

  • образование сотрудников оплачивается в интересах предприятия, то есть затраты являются экономически обоснованными;
  • обучение персонала производится в организации, имеющей все необходимые разрешения и лицензии;
  • у работника с нанимателем заключён трудовой договор.

Для правильного учёта необходимо подтвердить все понесённые затраты. Сделать это можно при наличии таких документов, как:

  • договор, заключённый нанимателем с учебным заведением;
  • распоряжение руководителя предприятия о направлении сотрудника на обучение;
  • образовательная программа с указанием количества часов учёбы;
  • акт об оказании услуги;
  • копия документа, подтверждающего прохождение работником обучения, например, диплом или аттестат.

Если повышение образования специалиста производится в интересах самого человека, а не для увеличения экономической прибыли организации, то затраты, сопровождающие этот процесс, не должны учитываться при расчёте налога на прибыль. То есть уменьшать таким образом налогооблагаемую базу нельзя.

Чтобы налогооблагаемая база была снижена законно, необходимо доказать, что в учёбе работника присутствует экономическая выгода для организации и существует связь между образовательной услугой и производственной деятельностью предприятия. Например, если компания занимается оказанием транспортных услуг, а работник обучается на визажиста, то расходы на его учёбу не могут влиять на размер налогооблагаемой базы.

Чтобы предприятие успешно функционировало и развивалось, ему необходимы квалифицированные специалисты. Для этого наниматель оплачивает различные учебные программы для персонала, но обучение работников за счёт работодателя по ТК РФ предполагает либо последующую отработку потраченных средств, либо их компенсацию.

В каких случаях повышение квалификации обязательно?

Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности. В настоящее время законодательно закреплена обязанность по повышению квалификации:

  • водителей. Она установлена ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В соответствии с п. 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27 (действовавшим до 28.03.2011), повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Никаким другим нормативным актом сроки повышения квалификации водителей не установлены;
  • научно-педагогических работников. В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Соответствующие гарантии для научно-педагогических работников муниципальных высших учебных заведений и муниципальных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, могут устанавливаться органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов. Повышение квалификации научно-педагогических работников может осуществляться также по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц;
  • государственных гражданских служащих. В силу ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями;
  • медицинских и фармацевтических работников. Перечни специальностей и периодичность проведения повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием учреждений здравоохранения приведены в Приказе Минздрава России от 05.06.1998 N 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием». В свою очередь, правила повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, окончивших образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по специальностям группы «Здравоохранение», занимающихся или претендующих на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью, установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 N 705н «Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников»;
  • специалистов в области физической культуры и спорта. Обязательность повышения квалификации указанной категории лиц закреплена в Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
  • судей. Повышение квалификации судей федеральных судов осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года с сохранением на этот период заработной платы в форме обучения в учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации судей, и стажировки в суде, а также в иных формах (ст. 20.1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»);
  • прокуроров. Повышение квалификации является служебной обязанностью прокуроров. Отношение к учебе и рост профессионализма учитываются при решении вопросов о соответствии прокурора занимаемой должности, его поощрении и продвижении по службе (ст. 43.4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Приказ Минобрнауки № 499 от 01.07.2013

Этот документ конкретизирует положения 76-й статьи закона об образовании:

  • устанавливает общий порядок повышения квалификации и профпереподготовки – условия приема на программы, требования к уровню образования слушателей курсов;
  • определяет минимальные объемы программ повышения квалификации (16 ч.) и профпереподготовки (250 ч.);
  • прописывает стандарты структуры и требования к содержанию программ допобразования;
  • регламентирует возможные формы повышения квалификации;
  • уточняет вид документов, которые выдаются после курсов.

Еще более подробные разъяснения законодательного и нормативно-правового обеспечения повышения квалификации и профессиональной переподготовки содержатся в письме Минобрнауки № 06-735.

Как его организовать

Обучающий процесс сотрудников производственного коллектива может быть организован различно, исходя из поставленной задачи и получения необходимого объема новых навыков:

  • Краткосрочное обучение, по продолжительности не превышающее 72 ч., обычно оно проходит без отрыва от работы и оканчивается сдачей профессионального теста или защитой научной работы.
  • Семинары по определенной тематике или проблеме производства, они проходят в пределах 100 ч., обычно на них раскрываются новые технологии, научные разработки, экономические и другие вопросы, касающиеся конкретной компании или отрасли в целом.
  • Длительная переподготовка. Для этого вида получения новых навыков необходим отрыв от производства, курсы организуются на базе специализированного учебного заведения.

Форма прохождения повышения уровня квалификации может различаться:

  • Сотрудник прерывает трудовую деятельность по специальности.
  • Обучение в условиях производственного цеха, подразделения или компании без отрыва от трудовой деятельности.
  • Частичным перерывом от своих должностных обязанностей.
  • По форме индивидуального учебного курса.

Учебный процесс может быть организован как в условиях самого предприятия, так и учебных лицензированных заведениях, к которым можно отнести:

  • Академию, как высшее звено получения знаний.
  • Институт отраслевого либо регионального значения.
  • Специализированные обучающие курсы, школа или центр.
  • Либо по программе личного обучения у конкретного специалиста подразделения.

Для направления работников в учебные подразделения необходимо оформление следующей документации:

  • Производственного учебного плана, в котором обоснована необходимость в повышении уровня профессионализма сотрудников.
  • Издание руководством предприятия приказа, в котором присутствует обоснование необходимости в ином уровне профессиональных знаний сотрудников – расширение производственных мощностей, приобретение нового технологического оборудования и т.п. Также необходимо в нем отметить, то направление проходит по распоряжению руководства компании или предприятия.

Необходимые документы

Основным документом будет являться заключаемый с учебным заведением договор на оказание конкретных услуг. В нем следует отразить:

  • Тип обучения: по очной, заочной или комбинированной форме будет проходить переподготовка.
  • Цену договоренностей.
  • Срок действия соглашения.
  • Название документа подтверждающего прохождение курсов повышения квалификации.

В качестве приложения следует отметить вид учебной программы и количество часов обучения, а также копию лицензии на осуществление подобной деятельности.

Образец приказа на обучение сотрудника вы можете скачать здесь, а тут — договор о повышении квалификации, на образовательные услуги по ПК — здесь.

Договор о повышении квалификации (семинар)

Договор на образовательные услуги

Образец приказа на обучение сотрудника

Ответственные органы

Контроль над проведением обучающих курсов может осуществляться как самим руководством компании, так и контролирующими органами, например, органами исполнительной власти в сфере образования РФ.

Алгоритм оформления

Руководство хозяйствующего субъекта заключает с работником дополнительное соглашение, в котором оговаривается специфика будущей трудовой деятельности по окончанию курсов. Кроме этого, в нем также указывается ответственность работника перед руководством, если им не будут выполнены основные условия договора по обучению, например, возмещение понесенных работодателем убытков, если курсы не будут надлежащим образом окончены, по причине отстранения от занятий в связи нарушением установленного учебного порядка.

Сроки и особенности

Срок учебного курса заранее обговаривается во время подписания соглашения с учебным заведением, если это краткосрочные курсы, то длительность учебы может продолжаться до 100 учебных часов. К особенностям можно причислить сдача тестирования, подготовка реферата по теме обучения или профессиональных экзаменов.

По окончанию переподготовки на руки сотрудник может получить:

  • Удостоверение об окончании учебного процесса по повышению профессиональных навыков.
  • Свидетельство, если длительного учебного процесса превышала 100 учебных часов.
  • Диплом о прохождении переподготовки и обучению другой профессии, при условии, что на занятия отводилось более 500 ч.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector