Проблемы в текстах егэ. тематический список проблем, встречающихся на экзамене

Любовь

Проблема любви — многогранная и сложная, ведь в ЕГЭ по русскому языку встречается множество текстов, где описываются нестандартные и непростые чувства

В сочинении важно понять, какие именно чувства находятся в центре внимания автора. Вот весьма показательный пример задания 27, где раскрывается проблема любви

Книг для описания данной темы найдется великое множество, но нужно выбрать именно ту, что ближе всего именно к Вашему случаю.

  1. «Гранатовый браслет» (А. Куприн) . Здесь в центре внимания платонические чувства Георгия Желткова к Вере Шеиной. Чиновник всю жизнь писал письма княжне и любил ее, не надеясь на взаимность. Когда ее родственники попросили его прекратить, он покончил с собой и прислал женщине прощальное письмо с просьбой послушать сонату Бетховена, которая раскрыла его возвышенную страсть.
  2. «Олеся» (А. Куприн) . Героиня произведения беззаветно любит Ивана, но понимает, что ее чувство обречено. Им не быть вместе из-за сословных преград и общественного мнения. Простая девушка — не пара дворянину. Сам мужчина проявил слабость в любви и не смог удержать Олесю, которая взяла на себя всю тяжесть разлуки.
  3. «Горе от ума» (А. Грибоедов) . Софья ошиблась в любви и приблизила к себе лицемерного и эгоистичного мужчину, который любил не ее, а высокое положение Фамусова. Это ненастоящая «книжная» любовь, в которой нет места подлинному знанию человеческой души. Сама героиня предпочла покорного и заискивающего Молчалина гордому и умному Чацкому. Александр тоже ошибся в любви, не найдя в Софье того, что сблизило бы его с женщиной. Он нашел в Москве лишь иллюзии, которые разбились о реальность.
  4. «Бедная Лиза» (Н. Карамзин) . Несчастная крестьянка стала жертвой несчастной любви — утопилась, узнав об измене жениха. Несчастная девушка отдала всю себя дворянину, который не сдержал слова и не женился на ней. Он предпочел брак по расчету, но о своем обмане всю жизнь жалел.
  5. «Анна Каренина» (Л. Толстой) . Здесь немало любовных линий. Мать безумно любит Вронского, поэтому не может простить Анне самоубийства. Сама Анна страстно влюбилась в Алексея и бросила мужа, но привязанность к сыну, с которым ее разлучили, не давала ей почувствовать душевую гармонию в новой семье. Каренин любил жену, но не умел выразить своего чувства. Левин любил и ревновал Кити, которая не сразу ответила ему взаимностью. Кознышев так и не смог сделать предложения Вареньке. Вот здесь подробное краткое содержание по главам, которое поможет Вам с аргументами.

Комментарий о проблеме любви лучше делать по средствам выразительности, отмечая слова, которыми автор выражает чувства. Пример: Любовь в тексте ощущается в каждой интонации. Так, Анна называет Якова «любимым», «нежным», «красивым» и «ярким» человеком. Ее чувства окрашены прилагательными «ласковые», «заботливые», «искренние». Эмоции Якова более скупы, но не менее глубоки. Он «нежно» обвивает талию возлюбленной, «дрожащим голосом» говорит, что разлука их ненадолго. Таким образом, автор не говорит о любви, но читатель и так понимает, что связывает героев.

Средства выражения отношения автора к проблеме

Понять то, о чем же говорит автор, что он хочет выделить, на что обратить внимание, можно  с помощью анализа текста. Не смогли найти позицию, не отчаивайтесь. Обратите внимание на то, как автор говорит о героях своего текста, с каким чувством он описывает случай, произошедший с ним

Всмотритесь в эти конструкции:

Обратите внимание на то, как автор говорит о героях своего текста, с каким чувством он описывает случай, произошедший с ним. Всмотритесь в эти конструкции:

Оценочная лексика

С помощью слов автор может выражать оценку конкретным явлениям: как положительную, так и отрицательную. Слова замечательный, чудесный, прекрасный и др. указывают на положительную оценку.

Слова плохой, нелепый, пугающий и другие дают понять, что автору это не нравится.

Вводные слова

Как известно, вводные слова подразделяются на несколько групп по своему значению. Среди них есть группа слов, выражающих отношение говорящего к определенным явлениям. Если автор употребляет такие слова как к сожалению, к несчастью, то он негативно относится к тому, о чем говорит. Если же в тексте встречаются вводные слова ко всеобщей радости, к счастью, то автор положительно смотрит на проблему.

Средства выразительности

Если в тексте употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, значит автору симпатизируют описываемые явления и предметы. Использование тропов может свидетельствовать о восторженности автора. Если же в тексте наблюдаются многоточия, автор, скорее всего, недоумевает, или не может найти решение проблемы. 

Побудительные предложения

Побудительные предложения содержат призыв к действию. Если они присутствуют в тексте, значит автор обеспокоен сложившейся ситуацией и призывает нас к участию в решении проблемы (Берегите природу. Звоните и пишите родителям чаще! Помогайте нуждающимся).

Популярные сегодня темы

Мою старшую сестру зовут Катя. Ей уже целых 16 лет. Несмотря на это, папа и мама до сих пор считают, что она не вполне самостоятельная. Это ее очень огорчает. Катя невысокого роста, у нее длинные рыжие волосы (почти до пояса) и веснушки.

В.Э. Борисов-Мусатов – российский художник, писавший свои картины на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Его полотна отличает необыкновенная чувственность и эмоциональность

Схожесть Ларры и Данко в рассказе «Старуха Изергиль» в том, что оба они — молодые, красивые, смелые и гордые юноши. Каждый из них является лидером, оба они противопоставляют себя обществу.

Жил в одном селе одинокий старик. Пришел он в село давно, и жителям не понаслышке было известно, что испытал он много горя. Волосы старика были седые, пожилой человек был слаб и хром

Сложно найти человека, который не любил бы лето. Яркое палящее солнце и цветущая природа – все это ассоциируется у нас лишь с положительными эмоциями. А что насчет зимы? Неужели найдется человек, которому были бы по душе зимние стужи

Источник

Сочинение №12 — 16 баллов

Какие изменения в общественном строе повысят нравственную сущность человека? Влияние сложившихся устоев на человека является частой темой в художественных произведениях, и предложенный для анализа текст А.П. Чехова не является исключением. В данном отрывке поднимается проблема о нахождении способа прекращения духовного упадка в обществе.

Данный вопрос раскрывается в диалоге двух персонажей: рассказчика и Лиды. Первый высказывает пространное мнение о том, что всё, сделанное для повышения благосостояния человека, только усугубляет жизнь из-за увеличения за счёт этого потребностей и требования наличия для их использования денег, которые зарабатываются непосильным трудом. Этот пример показывает, что рассказчик скептически относится к увеличению такого вида возможностей. Размышляя над проблемой, автор противопоставляет данной точке зрения взгляд Лиды на эту проблему. Она считает, что сидеть сложа руки тоже нельзя и надо стремиться улучшать жизнь окружающих, а мнение рассказчика считает несостоятельным и ничтожным. Этим автор показывает другую точку зрения на данную проблему.

Позиция А.П. Чехова не является чётко выраженной в данном отрывке, поэтому можно предположить, что он разделяет оба мнения в той или иной степени.

Я считаю, что эти две точки зрения имеют место быть, особенно в дореволюционной России, но они обе не доведены до конца. Рассказчик говорит об увеличении потребности к услугам во время массового упадка благосостояния людей, о наличии на них неподъёмной цены, но не говорит как это можно побороть. Лида же, на первый взгляд, говорит как с этим справиться, но умалчивает, смогут ли потом простые люди себе это позволить.

Существование данной проблемы в России того времени подтверждает пьеса Максима Горького “На дне”, которую сначала пытались даже запретить в некоторых театрах страны. В данном произведении ярко показана жизнь простых людей и подчёркнуто, что они не могут начать жить по-другому из-за отсутствия к этому условий, которые должно было предоставить государство.

Обсуждаемая проблема также отчасти является актуальной и по сей день. По ней продолжают выходить фильмы и книги, так как наше общество не является совершенным и вряд ли таким в ближайшем будущем станет. Нам остаётся только стараться приближать его к такому состоянию, ища к этому пути и пытаясь их реализовать.

Комментируем проблему

В 2019 году требования к комментарию стали более высокими и серьёзными. Теперь комментарий к проблеме — это основная часть вашего сочинения, и он оценивается 5 баллами.

Чтобы извлечь из исходного текста два примера-иллюстрации, которые помогают автору раскрыть проблему, задайте один или несколько вопросов по тексту из следующего списка:

На каком материале раскрыта проблема?

Автор может использовать цитаты, примеры из жизни или истории известных людей. В художественном произведении таким материалом становятся герои, их мысли и действия. Вы можете выделить в тексте две разных иллюстрации — двух героев, два события, эпизод из жизни автора и ссылку на авторитетное мнение или исторический пример.

Какие типы речи использует автор?

Три типа речи — рассуждение, описание и повествование. Если вы определили в тексте несколько типов речи, значит, вы можете взять примеры-иллюстрации из повествования автора и из его рассуждений.

Какие крупные смысловые части есть в тексте и как это помогает раскрыть проблему?

В разных смысловых частях текста вы найдёте две разные иллюстрации, которые помогают автору раскрыть проблему. Например, в начале текста он вспоминает случай из своей жизни, а в конце рассказывает о своих наблюдениях за другими людьми. Это и будут ваши два примера-иллюстрации.

Какие два фрагмента в тексте наиболее важны для раскрытия проблемы?

Укажите на эти фрагменты (но не надо пересказывать их подробно) и объясните, почему он показался вам ключевым.

Какие образы или аргументы из текста показался вам наиболее убедительным?

Выделите в тексте самые яркие элементы — самый впечатляющий эпизод, самый эмоциональный момент, убедительный аргумент, яркую метафору — и постройте комментарий вокруг этих элементов текста, расскажите, почему они, по вашему мнению, так важны.

Важно обратить внимание на то, что вы должны не только привести два примера-иллюстрации из исходного текста, но и объяснить, какова их роль в раскрытии проблемы, а также установить смысловую связь между этими примерами. Это новые элементы в задании

Чтобы определить значение найденного вами примера-иллюстрации, задайте себе вопрос: как этот эпизод (образ, пример, цитата, антитеза и т.п.) помогает автору раскрыть суть проблемы? Для чего автор ввел этот эпизод/этот пример в свой текст?

Пример ответа

Ниже представлен образец текста из ЕГЭ и сочинения, в котором ученик верно определяет проблему и, комментируя ее, строит свои рассуждения.

«Чтобы преуспеть в жизни, достаточно одного лишь таланта или трудолюбие тоже необходимо? Именно этот вопрос и ставит перед читателем Николай Михайлов. Его текст посвящен феномену одаренного человека. Автор подчеркивает, что наука пока не в силах отыскать источник гениальности и познать ее природу. В качестве подтверждения приводится феномен так называемых детей индиго. Никто не знает, откуда берется их одаренность: одни считают ее результатом генетических мутаций, другие высказывают совсем уж невероятные предположения о том, что эти талантливые дети – потомки инопланетных существ. Михайлов упоминает о восьмилетней девочке, которая, будучи инвалидом от рождения, проявляет удивительные способности к живописи и изучению языков. Автор задается вопросом: смогла бы она реализовать собственные задатки, если бы родители не занимались ее развитием? А что было бы, откажись она сама учиться и каждый день работать над собой?

Михайлов приходит к выводу, что хоть гениями и рождаются, проявить талант человек сможет лишь в том случае, если ему помогут родители и педагоги, а сам он будет трудиться в поте лица. С этим можно согласиться. В качестве аргумента хотелось бы привести эпизод из биографии великого Моцарта. Известно, что музыкой он начал заниматься благодаря отцу – скрипачу и композитору придворной капеллы. Именно Иоганн Георг Леопольд и пристрастил сына к игре на клавесине. Впоследствии Моцарт почти без его помощи научился играть еще и на скрипке. Чтобы освоить инструменты и обрести возможность создавать собственные сочинения, Вольфгангу Амадею пришлось приложить колоссальные усилия. Если бы не трудолюбие, в историю бы он вряд ли вошел.

Анализируя текст Н. Михайлова, я пришел к выводу, что заложенная природой гениальность не сможет развиться без труда и помощи извне. Хочется, чтобы все родители старались разглядеть в своих маленьких детях ростки таланта и всеми силами способствовали их развитию.»

Список тем для сочинения/изложения ОГЭ по русскому языку 2020

Если же вы готовитесь к сдаче ОГЭ по русскому, обязательно изучите список предложенных тем, чтобы понимать, какие могут попасться на изложении и сочинении:

  • жизненные ценности
  • дружба
  • любовь
  • материнская любовь
  • доброта
  • взаимовыручка
  • выбор
  • нравственный выбор
  • настоящее искусство
  • драгоценные книги
  • неуверенность в себе
  • внутренний мир человека
  • счастье
  • сила духа

Внимательно изучите эти темы, тогда вы будете готовы к любым поворотам судьбы на едином государственном экзамене. Ну а в будущем вас уже никто не сможет загнать в тупик, будь то написание эссе или лабораторной: рядом всегда будет сервис студенческой помощи, который подстрахует и поддержит в трудную минуту.

Семья, детство, юношество

  1. Роль семьи в формировании личности ребенка
  2. Роль окружающих в формировании личности человека
  3. Проблемы воспитания
  4. Проблема взаимоотношений в семье
  5. Проблема материнской любови
  6. Проблема слепой материнской любви
  7. Материнская любовь как подвиг
  8. Проблема отцов и детей
  9. Проблема преемственности поколений
  10. Роль детства в формировании личности человека
  11. Проблема детского мировоззрения
  12. Проблема детской жестокости
  13. Проблема детской бескорыстности
  14. Бескорыстность детской дружбы
  15. Воспоминания из детства
  16. Проблема отношения детей к родителям
  17. Проблема детской доверчивости
  18. Проблема детской искренности
  19. Проблема первой любви
  20. Проблема юношеской неопытности
  21. Утрата связи с отчим домом

-Как сформулировать проблему текста?

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий
решения, исследования
, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема
смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т. п.

            Такие
вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь
природы и общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различныекатегории (виды) проблем.

            Философские проблемы затрагивают самые
общие особенности развития природы, общества, мышления.

            Социальные проблемы касаются устройства
и жизни общества.

            Политические проблемы связаны с
деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

            Экологические проблемы отражают
взаимодействие человека и окружающей среды.

            Нравственные
(этические) проблемы
связаны с внутренними духовными качествами, которыми
руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

 Работа с текстом

Легенда

            Эту
легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.

            Однажды
пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа.

Толпа весёлых, подвыпивших  моряков съехала на берег.

Вошли в лес, стали разводить
костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое  дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они
услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки
не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался  судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

            А
когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы
сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как
перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный
лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в
волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни
листочка.

            Весёлые
моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они
никогда уже больше не улыбались.

            Мне
представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так
себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко
и сильно. Мы ударим топором, ждём – побежит бесцветный, холодный сок, а
начинает  хлестать красная, горячая
кровь…  Как  всё это сложно, глубоко и таинственно!
Да,  в
жизнь нужно входить не весёлым  гулякою,
как в приятную рощу, а с благоговейным
трепетом,  как в священный лес,  полный жизни и тайны.
(В.Вересаев)

Проблема текста:

            (Проблема  смысла жизни, 
затрагивающая  нравственные  стороны человеческой жизни) 

         Каким образом  содержание текста касается  других людей, всего человечества?

            (
Нравственные (этические) нормы   обеспечат гармоничные отношения между людьми и
природой)

            -Какая
абстрактная идея  рассматривается автором?

 (Идея гуманизма, человеколюбия, милосердия)

Формулирование проблемы

Два простых способа формулировки проблемы

I. 1.Автор
размышляет над проблемой
  смысла
жизни;

  
2.В тексте поднимается проблема   смысла
жизни;

  
3.Текст автора заставил меня
задуматься над  проблемой
смысла
жизни.

II.Формулировка
в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт
больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему
текста  невозможно.

Бонус! Транскрипция сочинения 2020 года на максимальный балл


Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2020 года на максимальный балл

Какова роль искусства на войне? Именно над этим вопросом задумывается известный русский советский писатель Константин Георгиевич Паустовский.

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор рассказывает о советских людях, которые бесстрашно сражались в годы войны на свою Родину. В их числе были актеры и музыканты, которые днем воевали на фронте и работали в тылу (предложения 7,8), а ночью «устраивали концерты» и «разыгрывали спектакли»

Откуда они брали силы на всё это? Из истории, рассказанной К.Г. Паустовским, мы можем для себя понять, что именно искусство служило для них источников энергии, вдохновляющей на ночные представления, которые так нужны были уставшим от войны людям. Но главный акцент автор делает на скрипаче Егорове, который смог сыграть мелодию Чуковского на изуродованном инструменте так, что казалось, «от нее томительного напева… разорвется, не выдержит сердце». Тем самым Паустовский показывает нам, насколько важна сила искусства, какое влияние оно способно оказать на людей.

Позиция автора ясна: искусство способно творить с людьми невероятные вещи: оно дает им силы даже в самые трудные минуты жизни, даруя веру в себя.

Я полностью согласна с мнением К.Г. Паустовского. Роль искусства на войне огромна. Именно оно (искусство) поднимало дух бойцов и работников тыла в годы Великой Отечественной войны. Музыка, поэзия, театр давали людям силы и дарили надежду на светлое будущее. Советская армия победила благодаря «Ленинградской симфонии», «Смуглянке», стихам Ахматовой и многим другим произведениям искусства, которые поднимали дух советскому народу, побуждая его на подвиги. Все это навсегда останется в нашей памяти.

Подводя итог всему вышесказанному, мне бы хотелось еще раз подчеркнуть, что искусство – это неотъемлемая составляющая в годы войны, так как именно в нем таятся жизненные запасы энергии, так сильно необходимые людям.

Научим решать ЕГЭ на сотку.

Записывайся на пробный урок

Записаться бесплатно

Еще одно сочинение на максимальный балл

Что можно назвать настоящим шедевром?

Отвечая на этот вопрос, К.Г. Паустовский рассуждает о литературном гении Лермонтова. По мнению автора, поэт оставил потомкам множество стихотворных и прозаических шедевров, наполненных «жаром души», каждую строчку которых любит не одно поколение. Читатель понимает, что истинные шедевры остаются в сердцах людей надолго, «почти навсегда», рождают новые мысли, образы, чувства, духовно обогащают.

Однако, по мысли автора, шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. К.Г

Паустовский обращает внимание читателя на описание осенних пейзажей, отмечая детали окружающего мира: «каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью». Таким образом, люди окружены шедеврами, которые осветляют жизнь, рождают высокие стремления и открывают «величайшее хранилище сокровищ» — землю

К. Г. Паустовский убежден: шедевр – это совершенное творение природы и человеческого гения, в котором заключается то, что никогда не может примелькаться – «совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на все, что нас окружает».

Я согласна с мнением писателя. Думаю, что настоящий шедевр открывает новые грани личности человека, вызывает изумление и радость, напоминает о том, как прекрасна жизнь. Так, в очерке Г.И. Успенского «Выпрямила» главный герой ощущает на себе воздействие силы скульптуры Венеры Милосской. Это великое произведение мирового искусства оказалось способно «выпрямить» скомканную человеческую душу, подарить давно забытое ощущение счастья, поэтому статую можно считать истинным шедевром.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что шедевры наполняют жизнь человека, содержат в себе то, что может сделать его счастливее.

Необходимость образования

  1. Некоторые люди любят задаваться вопросом: а нужна ли вообще учеба? Зачем это образование? И зачастую предпочитают достигать более привлекательные цели. Так же считал и Митрофанушка, один из героев комедии Д. Фонвизина «Недоросль». Его знаменитая реплика «Не хочу учиться, хочу жениться», к сожалению, для многих становится стимулом отложить учебу, но Фонвизин только подчеркивает, какой персонаж на самом деле невежда. Во время урока и на экзамене он показывает лень и безграмотность, и даже в семейных отношениях демонстрирует неумение и нежелание налаживать контакт и понимать собеседников. Автор высмеивает невежество молодого человека, чтобы читатель понял, насколько актуально образование.
  2. Многие люди просто не хотят учиться чему-то новому и зациклены лишь на традициях, хотя в любое время актуально жить настоящим. Именно эту мысль пытается донести единственный «новый человек» в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий. Герой стремится доказать обществу Фамусова, что жизнь не стоит на месте, он пытается побудить персонажей узнавать новые тенденции стремительно развивающегося мира. К сожалению, Чацкий сталкивается лишь с непониманием, да еще и признан сумасшедшим. Однако автор подчеркивает именно его передовые взгляды против чинопочитания и крепостничества, так как перемены уже давно назрели. Остальные герои просто предпочитали жить прошлым, хотя весь подтекст комедии в том, что правым остается только непонятый обществом Чацкий.

Как найти проблему текста?

Проблему текста найти не так сложно, как это кажется поначалу. Достаточно следовать предложенному алгоритму:

  1. Внимательно прочитать текст, попытаться понять, о чем он. Сформулировать это одним-двумя словами.
  2. Подчеркнуть главную информацию, исходя из темы, которую вы уже определили.
  3. Найти авторскую позицию: что же автор хотел донести до читателей своим текстом, для чего он рассказал об этом?
  4. Задать вопрос к позиции автора. Это и будет являться проблемой текста.

Во многих текстах затрагивается не одна проблема, а две и даже три

На какой из них остановить внимание? Какую взять в качестве источника размышления? Обратите внимание на ту, которая:

  • Находится в центре внимания автора, является основной. Ей буде посвящена большая часть текста;
  • Более подробно раскрыта и прокомментирована автором, примеры из текста не нужно выискивать, они на поверхности;
  • Знакома вам лучше других, вы можете говорить на эту тему свободно. К тому же вам нужно будет выразить свое отношение к авторскому, прокомментировав его примером. Если проблема хорошо знакома, с этим не будет сложностей.

Внутренний мир и сущность человека

  1. Проблема бессердечности и черствости человека
  2. Проблема человеческой жестокости
  3. Проблема духовной деградации (утрата духовных ценностей)
  4. Проблема зависти
  5. Разрушительное влияние денег на человека
  6. Проблема жадности
  7. Проблема ненависти
  8. Корысть
  9. Проблема стыда
  10. Роль мечты в жизни человека
  11. Проблема ревности
  12. Проблема трусости
  13. Проблема отсутствия силы воли
  14. Проблема эгоизма
  15. Проблема самокритичности
  16. Проблема неуверенности в себе
  17. Проблема зависимости от чужого мнения
  18. Проблема принципиальности
  19. Проблема ответственности (безответственности)
  20. Проблема мужества и героизма
  21. Внутриличностный конфликт

Внутренний мир и сущность человека

  1. Проблема бессердечности и черствости человека
  2. Проблема человеческой жестокости
  3. Проблема духовной деградации (утрата духовных ценностей)
  4. Проблема зависти
  5. Разрушительное влияние денег на человека
  6. Проблема жадности
  7. Проблема ненависти
  8. Корысть
  9. Проблема стыда
  10. Роль мечты в жизни человека
  11. Проблема ревности
  12. Проблема трусости
  13. Проблема отсутствия силы воли
  14. Проблема эгоизма
  15. Проблема самокритичности
  16. Проблема неуверенности в себе
  17. Проблема зависимости от чужого мнения
  18. Проблема принципиальности
  19. Проблема ответственности (безответственности)
  20. Проблема мужества и героизма
  21. Внутриличностный конфликт

Значение термина

Во все времена язык и речь считались признаком цивилизации, становления общества. Это средство коммуникации, которое является отражением уровня культуры и образованности нации. Изучение и совершенствование его — вовсе не добровольное занятие филологов, а насущная необходимость.

На фоне популярных сегодня проблем, связанных с охраной окружающей среды во всем мире, сбережению национальных ценностей уделяется недостаточно внимания. В последнее время появилось отдельное направление в науке, которое посвящено чистоте русской речи. Оно называется эколингвистикой.

По отношению к речи этот термин впервые ввел в оборот Эйнар Хауген в 1975 году. Он сформулировал суть проблемы, вывел положения о том, что все языки, как и отдельные биологические виды, способны зарождаться и погибать, расти и трансформироваться, переплетаться между собой и даже загрязняться. Существует вполне реальная угроза полного вымирания, поэтому вопрос сохранения экологической чистоты стоит особо остро. Бережное отношение к народному достоянию позволит защитить его от полного уничтожения.

Таким образом, экологией языка называется сохранение его богатства и разнообразия, целостности и связи с национальной культурой. Кроме того, термин включает:

  • изучение энергетики слова;
  • определение духовного значения выражений и фраз;
  • исследование взаимосвязи с личностью и обществом в целом;
  • соблюдение правил словообразования и построения предложений.

В докладах и эссе специалистов можно встретить две составляющие: литературный язык (художественные книги, вещание телевидения и радио, представления в театре, преподавание в учебных заведениях и составление любых документов) и разговорный (форма общения, исторически сложившаяся в ходе становления национальной культуры и традиций). Для первого характерны нормированность и сдержанность, корректное произношение и правописание, соблюдение общепринятого образца составления грамматических форм. Второй характеризуется наличием жаргонов, неполных предложений, а также специфических слов, свойственных той или иной эпохе.

↑ Клише для комментария

АвторЧтобы найти ответ на поставленный вопрос, / понять авторскую позицию, обратимся к тексту ФИО.Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли…Для того, чтобы лучше раскрыть эту проблему, ФИО повествует о …Автор начинает рассуждения с того, что…Чтобы раскрыть проблему, автор рассуждает о …Автор раскрывает проблему, рассказывая …Чтобы найти ответ на интересующий вопрос, автор изображает /рассказывает нам о …Раскрывая проблему, /размышляя о данной проблеме, автор описывает/рассказывает/показывает/вспоминает/приводит в пример/ анализирует/ противопоставляет…Важной для понимания проблемы является следующая мысль/или ситуация:Исследуя проблемный вопрос, ФИО….вспоминает/ приводит в пример/ рассказывает/ обращается к …Автор раскрывает понятие … через описание …Анализируя …, следует обратить особое внимание на слова автора: «…».Дополняя свой рассказ, ФИО говорит о том, что…Также автор упоминает о…Также значимыми для раскрытия проблемы произведения являются следующие слова:Также нельзя не обратить внимание на слова…В продолжении текста мы узнаем, что …. Обратим внимание на следующую мысль:Развивая эту тему, писатель утверждает, что Рассуждая так, писатель обращает наше внимание на то, чтоКроме того, автор рассказывает оНе менее важными в раскрытии проблемы являются слова автора оАвтор рассказывает историю, произошедшую с ним/в его жизни….В центре внимания автора….Особого внимания заслуживает…Автор не случайно описывает…Далее автор повествует о …Эти рассуждения подводят нас к выводу о том, чтоНа этом примере видно, как …Это пример убедительно доказывает, что …Благодаря этому мы понимаем, чтоИз этого описания мы понимаем, …Этим примером автор показывает/доказывает нам, что…Данные строки помогают читателю понять…Данным примером автор показывает…Это свидетельствует о том, чтоВот почему…ФИО убеждает читателя в том, что…Данный фрагмент важен тем, что напоминает читателю о…С помощью данного эпизода ФИО показывает, как….Оба примера, дополняя друг друга, помогают нам понять, что …Оба примера показывают…Контраст между этими ситуациями/примерами помогает понять:Эти отрывки текста помогают нам полностью понять позицию автора.Иначе поступает … (имя героя)… автор противопоставляет …… автор сравнивает …Сравним две ситуации/ двух героев…Как и в предыдущем примере здесь прослеживается /обнаруживается …Оба примера являются ярким доказательством мысли:

Зачем формулировать проблему

Как я уже писал, формулировка проблемы определяет ход работы над содержанием текста. Эта работа предполагает:

  • запись комментариев проблемы. Каждый комментарий основывается на 2 примерах, взятых из оригинального текста;
  • отражение авторской позиции;
  • обозначение своего отношения к авторской позиции.

Ваша задача — четко и емко сформулировать проблему, к которой можно привести аргументы (примеры-иллюстрации) с указанием их авторства.

Важно понимать, что в оригинальном тексте может быть и чаще всего есть сразу несколько проблем. Для написания сочинения нужно выбрать только одну. Как это сделать — тоже большой вопрос

Как это сделать — тоже большой вопрос

Прежде всего нужно определить, какой из них уделяется большее внимание

↑ Клише для вывода (заключения)

Таким образом, можно сделать вывод, что…В заключение хотелось бы сказать, что…В заключение хочется выразить надежду на то, что …Таким образом, ФИО стремится убедить нас в следующем: …Проанализировав текст ФИО и произведение ФИО, я пришла к следующему выводу: Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы: …Таким образом, на примере этой темы мы увидели…В заключение хотелось бы отметить, что текст ФИО заставил задуматься о том, что …Итак, исходя из вышеприведенных рассуждений, можно сделать следующий вывод: …Таким образом, мы доказали, что …Итак, текст ФИО еще раз заставил меня убедиться в том, что …

  • Теория ЕГЭ по русскому языку 
  • Все о сочинении ЕГЭ по русскому языку 
  • Шаблоны для написания сочинения ЕГЭ 
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector