Сочинение егэ: выделяем проблему

Формулируем проблему

Перед формулировкой проблемы определите тему текста: о чем он? о чём размышляет или рассказывает автор? Проблема же — это те вопросы по теме, которые автор ставит перед собой и перед читателем.

В тексте чаще всего несколько проблем. Лучше выбрать ту, которая более очевидна, бросается в глаза. Если вы подойдете к заданию излишне оригинально и опишете проблему, которая, может, и присутствует в тексте, но которой нет в списке ответов у экзаменатора, вам могут снять все баллы по первым 4 критериям (8 баллов!).

Чтобы сформулировать проблему, можно представить ее в виде формулы, где X — это тема, которую мы определили. Тогда проблема — это:

Например, тема текста — материнская любовь. Мы можем: А) порассуждать о том, что такое материнская любовь и зачем она нужна; Б) поговорить о недостатке материнской любви в современном мире; В) высказаться о роли материнской любви в жизни человека; Г) указать на серьёзные последствия нехватки любви для человека или общества.

Читаем задание

В формулировке задания уже содержатся подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Например, чётко обозначена структура эссе:

При этом очень важно соблюдать разбивку на абзацы. Ошибочное разделение текста на абзацы обязательно приведёт к снятию баллов (эта ошибка называется нарушение абзацного членения)

Лучше всего следовать схеме — один абзац на каждый пункт плана. Но допускаются и некоторые отступления от этой логики. Например, вы можете разделить вступление и формулировку проблемы, поставленной в исходном тексте на два абзаца, или отделить своё отношение к позиции автора от своей аргументации. Также вы можете определить смысловую связь между двумя примерами-иллюстрациями из исходного текста не после второго примера, а после первого.

В задании указано, чего делать не надо — пересказывать текст или переписывать его, — и определена нижняя планка объема — 150 слов. Если слов меньше, баллы снимут. Больше слов написать можно и даже желательно, но не забывайте о том, что вы ограничены по времени. Так что лучше выражайтесь кратко, но ёмко. Идеальный абзац состоит из 4–5 предложений.

Определим проблему вместе

Давайте попробуем вместе определить проблему текста Н. Соколовой из открытого банка ЕГЭ «Выросла рябинка при дороге…». Следуем предложенному выше алгоритму:

  1. В тексте говорится о рябинке. Это тема текста.
  2. Можно подчеркнуть следующе ключевые слова: она выросла случайно, тонкие ветки согнулись, ветки рябины так и трещали, прихвачу две-три ветки, хорошая рябинка, на рябинке горела одна-единственная яркая кисть, что за уродец, убрать, срубить, рябинки нет.
  3. Из этого текста мы видим, что люди сами уничтожили рябинку, которая росла около дороги и радовала их своей красотой. Также мы видим, что автор называет дерево рябинкой. Следовательно, он его жалеет, сочувствует горю деревца. Автор никого конкретно не обвиняет, но по его словам видно, что он против такого отношения к природе, частью которой является это «незаконно растущее» деревце. Получается, что автор хотел призвать читателя к тому, что природу нужно беречь, что человек должен осознавать свою ответственность за сохранение природы.
  4. Задаем вопрос к тексту: как нужно относиться к природе? Это и есть проблема текста.

Видеть проблему с первых строк можно научиться. Для этого необходимо постоянно практиковаться. Даже при чтении параграфа по истории или географии вы можете готовиться к сочинению. Как? Очень просто: задавайте к нему вопросы, определяйте тему и основную мысль. И вы обязательно станете профессионалом в нахождении проблемы текста.

Что такое проблема текста?

Всем известно простое правило: если у нас возникают проблемы, их необходимо решить. То же самое и с проблемой текста. Проблема представляет собой злободневный вопрос, требующий решения. Чтобы верно определить проблему, необходимо понять текст. Еще в начальной школе учителя задавали вам вопросы: О чем прочитанный текст? Что хотел нам сказать автор? Позднее, в основном звене, вас познакомили с такими понятиями как тема текста и основная мысль. Давайте вспомним, что это такое.

  • Тема текста — это то, о чем говорится в тексте. Например, о животных, о памятнике, о празднике.
  • Основная мысль текста — это то, для чего автор написал текст, что он хотел донести до читателей. Например, автор хотел нам сказать, что необходимо заботиться о животных, сохранять памятники культуры, чтить обычаи и традиции празднования какого-либо праздника.

Затем вы сталкиваетесь с понятием позиция автора. Что это такое? А это и есть основная мысль текста.

Вы спросите, зачем столько лишней информации, если нужно говорить о проблеме, а не о теме и основной мысли текста? Дело в том, что проблема текста тесно связана с авторской позицией. Проблема есть вопрос, который можно задать к тексту. И на этот вопрос в тексте должен быть ответ, которым является авторская позиция.

Начинаем и заканчиваем

Важные части вашего сочинения — это первый и последний абзац, вступление и заключение. Как правило, для вступления и заключения достаточно одного-двух предложений.

Писать и вступление, и заключение лучше всего в самом конце, когда основная работа над сочинением завершена.

Во вступлении можно говорить об актуальности проблемы, истории вопроса. Вступление должно вызывать интерес к теме и желание прочитать ваше сочинение.

В заключении вы подводите итоги. Можно написать, как повлиял на вас прочитанный текст, какой опыт вы приобрели, подчеркнуть ещё раз основную мысль, в которой вы хотите убедить читателя. Допускаются призывы к решению проблемы или позитивный взгляд на разрешение проблемы сейчас или в будущем.

Разновидности проблем

Как говорится, что победить врага, нужно его хорошо знать. Эти слова можно отнести и к проблеме текста: чтобы уметь ее находить, нужно знать, какие бывают проблемы. Рассмотрим разновидности проблем. 

Нравственные проблемы

Духовная сфера общественной жизни. Моральная оценка поступков человека, подлинные и мнимые ценности, проблема конфликта поколений.

Примеры проблем:

  • Влияние любви на человека.
  • Что делает человека жестоким?
  • Долг и ответственность в жизни человека.
  • Причины одиночества человека.
  • Нуждаются ли старики в заботе?
  • Проблема нравственного выбора.
  • Истоки непонимания между отцами и детьми.

Эстетические проблемы

Восприятие человеком прекрасного, умение видеть не только внешнюю красоту, но и внутреннюю.

  • Роль красоты в жизни человека.
  • Важна ли внешняя красота?
  • Что делает душу красивой?
  • Роль чтения в жизни человека?
  • Эстетический вкус.
  • Нужен ли интернет школьнику?
  • Проблема восприятия искусства.

Социальные проблемы

Это проблемы, связанные с социальной сферой жизни человека: права человека, общественный прогресс, роль науки в жизни общества.

Примеры проблем:

  • Социальная несправедливость.
  • Проблема экстремизма.
  • Место человека в обществе.
  • Влияние компьютера на человека.
  • Что может сплотить людей?
  • Толерантное отношение к окружающим.
  • Проблема воспитания.

Философские проблемы

Философские проблемы затрагивают вопросы взаимоотношения человека и общества, сохранения исторической памяти, мировоззрения человека, религиозных убеждений.

Примеры проблем:

  • В чем заключается смысл жизни?
  • Роль мечты в жизни человека?
  • Что делает человека счастливым?
  • Что такое доброта?
  • Когда человек чувствует себя любимым?
  • Выбор жизненного пути.
  • Сила веры.

Политические проблемы

Государственное устройство, политические взгляды, война и мир, революционные взгляды, политические реформы.

Примеры проблем:

  • Проблема взяточничества.
  • Ущемление человеческих прав.
  • Нужны ли реформы в государстве.
  • К чему может привести недовольство властью.
  • Роль политики в жизни человека.
  • Проблема бюрократизма.
  • Проблема международных конфликтов.
  • Как избежать политических конфликтов?

Экологические проблемы

Взаимоотношение человека и природы, красота и богатство природы, экологические кризисы, влияние природы на человека.

Примеры проблем:

  • Нужно ли беречь природу?
  • Что может сделать человек для сохранения природы?
  • Место человека в природе.
  • Может ли природа повлиять на душу человека?
  • Ответственность за братьев наших меньших.
  • К чему может привести небрежное отношение к природе?
  • Природа как источник прекрасного.

↑ Типичные ошибки при формулировке проблемы:

1) В проблеме указывают авторскую позицию.  

Например: проблема хорошего отношения к книгам — НЕЛЬЗЯ («хорошего» — это уже оценочная лексика)Проблема отношения к книгам — МОЖНО

2) Проблема слишком широкая.

Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать. Также так бывает, когда путают проблему и тему текста. Поэтому запомните: тема — это скорее направление мысли, то о чем текст. Например, текст о войне, значит тема: война. А проблема : роль героев на войне.

3) Сужение проблемы.

4) Проблема, которой нет в тексте.

Чтобы не допустить ошибки, ознакомьтесь с материалом «Примеры формулировок проблем»Ну и самая распространенная ошибка уже связана не с формулировкой проблемы, а с дальнейшим содержанием вашего сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. Но об этом позже.

Семья, детство, юношество

  1. Роль семьи в формировании личности ребенка
  2. Роль окружающих в формировании личности человека
  3. Проблемы воспитания
  4. Проблема взаимоотношений в семье
  5. Проблема материнской любови
  6. Проблема слепой материнской любви
  7. Материнская любовь как подвиг
  8. Проблема отцов и детей
  9. Проблема преемственности поколений
  10. Роль детства в формировании личности человека
  11. Проблема детского мировоззрения
  12. Проблема детской жестокости
  13. Проблема детской бескорыстности
  14. Бескорыстность детской дружбы
  15. Воспоминания из детства
  16. Проблема отношения детей к родителям
  17. Проблема детской доверчивости
  18. Проблема детской искренности
  19. Проблема первой любви
  20. Проблема юношеской неопытности
  21. Утрата связи с отчим домом

Как найти позицию автора?

Для того чтобы правильно найти авторскую позицию, используют следующие вопросы:

  1. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
  2. Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию поступки героев?

Ответы на эти вопросы и будут авторской позицией.

Чтобы получить эти ответы, важно особенно внимательно прочитать начало и конец экзаменационного текста, так как чаще всего основная мысль текста, а следовательно, и позиция автора находятся либо в вначале, либо в конце исходного текста

1. Дедуктивный способ

Основная мысль может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами.

Например:

В позиция автора по проблеме смены эпох в жизни человечества заявлена в самом начале текста (предложения 1-4): «Жизнь человеческая делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох. Но внезапно среди этого течения земного времени возникает нечто потрясающе новое, рождается то великое событие, с которого люди начинают счёт нового времени на своей старой и всё же доброй Земле. Двенадцатого апреля 1961 года началась новая эра в жизни человечества».

2. Индуктивный способ

Основная мысль может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале.

Например:

В позиция автора по проблеме роли воображения в жизни человека выражена в конце текста (предложения 66-68): «… человек отличается от животного способностью к воображению. Воображение создало искусство. Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией».

Он не всегда выражает авторское мнение, более того, его взгляд на мир может резко отличаться от позиции автора исходного текста.

Чтобы не допускать ошибок в определении позиции автора, необходимо знать способы выражения авторской позиции.

Проблемы из текста песни

Если отойти от темы ЕГЭ по русскому, то текст песни и проблемы, поднимаемые в нем, могут стать еще одной из причин, по которой необходимо научиться вычислять основные вопросы. Песни в этом случае — не столь популярный вариант, поскольку они часто имеют не столь высокие требования к содержанию и могут быть, по сути, бессмысленными

Например, если уделять особое внимание анализу, то можно даже найти проблемы в тексте песни Фараона или другого исполнителя. Особенно актуальны в этом зарубежные рок-певцы, поскольку у них, кроме сильного смыслового содержания в тексте, может иметься хороший видеоряд, благодаря которому легко понять заложенный смысл

Внутренний мир и сущность человека

  1. Проблема бессердечности и черствости человека
  2. Проблема человеческой жестокости
  3. Проблема духовной деградации (утрата духовных ценностей)
  4. Проблема зависти
  5. Разрушительное влияние денег на человека
  6. Проблема жадности
  7. Проблема ненависти
  8. Корысть
  9. Проблема стыда
  10. Роль мечты в жизни человека
  11. Проблема ревности
  12. Проблема трусости
  13. Проблема отсутствия силы воли
  14. Проблема эгоизма
  15. Проблема самокритичности
  16. Проблема неуверенности в себе
  17. Проблема зависимости от чужого мнения
  18. Проблема принципиальности
  19. Проблема ответственности (безответственности)
  20. Проблема мужества и героизма
  21. Внутриличностный конфликт

Какие факты можно использовать в качестве обоснования собственного мнения?

Несколько лет назад в качестве обоснования своей позиции можно было использовать только литературные источники. Но изменения в ЕГЭ дали простор фантазии школьников: примеры могут быть взяты не только из литературы. С одной стороны, это облегчило жизнь выпускникам. С другой  возникли новые вопросы: что  же писать, о чем говорить? На самом деле, использовать в качестве аргументации можно абсолютно любые сведения.

Общеизвестные факты

Просто расскажите о реальных событиях, произошедших в жизни. Рассуждая над проблемой сохранения памяти приведите пример того, как многие семьи участвуют в акции «Бессмертный полк», где рядом со взрослыми шагают и малыши. На их лицах читается гордость за своих предков. Родители привили им это чувство, рассказав о судьбе прадедушки. Так в семьях хранится память о событиях той войны.

Жизненный опыт

Можно сказать о том, что вы были в похожей ситуации, что вы когда-то пережили такое же. Например, автор считает, что нельзя оставлять стариков одних, они нуждаются в заботе близких. Расскажите о своей бабушке, о том, как вы помогаете ей, как звоните, навещаете ее.

Литературные произведения

В литературе есть аргументы на все случаи жизни. Если ваш читательский опыт позволяет, лучше использовать именно литературные аргументы

Например, в подтверждение позиции автора о важности служения Родине можно привести рассказ М. А

Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов остался верен своей Родине даже в той ситуации, когда на кону стояла его жизнь.

Фильмы

У каждого из нас есть любимые кинокартины. Они также могут служить основой для рассуждения

Например, о важности самовоспитания  неустанной работы над собой, повествует Фильм «Лед», героине которого пришлось научиться ходить заново

Научные данные

Если в тексте, к примеру, затрагивается экологическая проблема, прекрасно подойдут научные исследования в этой области. Например, рассказать об исследованиях качества воздуха на нашей планете и его результатах.

Народная мудрость

Веками народ передавал из поколения в поколение свой опыт и знания. И нам есть чему поучиться у предков. Говоря о роли чтения в жизни человека, можно прибегнуть к пословицам о его пользе, о силе и мудрости книги.

Логические рассуждения

Если же вы прекрасно разбираетесь в рассматриваемой проблеме, предложите свои размышления относительно нее. В подтверждение точки зрения о том, что добро должно жить в каждом из нас, поразмышляйте над тем, каким бы был мир, полный злобы.

Мнения авторитетных людей

Вспомните известную фразу ученого, писателя, философа, которая имеет отношение к рассматриваемой проблеме. Можно даже прибегнуть к цитированию

Здесь важно быть осторожным: если дословный текст не сохранился в голове, лучше используйте косвенную речь, чтобы избежать фактических ошибок. Рассуждая о человечности, можно прокомментировать фразу А

П. Чехова: «Берегите в себе человека». 

Шаблон сочинения ЕГЭ

1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.

Клише для вступления:

  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…

2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.

Клише для формулировки проблемы:

Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)… Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)… В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)… Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО)

Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО)

3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.

Клише для комментариев:

Примеры – иллюстрации В качестве примера автор рассматривает… Проблема раскрывается автором на примере… Автор обращает внимание читателя на … Пояснение к примерам Этот пример показывает, что… Этот пример убедительно доказывает, что… Эти события(факты, примеры) помогают понять… Связь между примерами Размышляя над проблемой, автор противопоставляет…. Для сравнения автор обращается к … Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…

4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.

Клише для отображения авторской позиции:

  • Автору удалось убедить читателя в том, что…
  • В произведении доказана мысль о…
  • Позиция автора такова…
  • «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»

5. Ваше отношение к позиции автора(К4)— своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.

Клише для выражения собственного мнения:

Твое отношение к позиции автора
  • Я согласен с мнением автора.
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Безусловно, автор прав.
  • Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
  • Трудно не согласиться с автором.
  • Я полностью разделяю позицию автора.
Обоснование собственной позиции
  • Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
  • Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
  • Известный ученый/ писатель/ деятель/… об этом говорил так…

6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.

Клише для вывода:

После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь… Автор стремился показать..

Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

Смотри также:

  • План
  • Критерии оценивания от ФИПИ
  • Речевые клише
  • Цитаты
  • Требования к оформлению
  • 10 важных советов при написании сочинения

Как найти проблемы текста

ЕГЭ по русскому языку и трудности его сдачи известны всем. В экзамене самым важным и максимально оцениваемым является последнее задание с написанием сочинения. Максимальные баллы за его выполнение составляют 24, или более 40, если переводить в итоговые значения. Однако выполнить его на максимум удается не всем. Трудности могут возникнуть с орфографией, пунктуацией, тавтологией и многими другими деталями, за которые могут снять баллы.

Однако задание не будет оценено вовсе, если ученик не найдет проблему или укажет её неверно. Чтобы с этим не возникло проблем, в первую очередь следует понять смысл текста. Учитывая, что он достаточно объемный, проблемы равномерно распределены по всем его частям. Однако легче всего выделить основную, прослеживающуюся от начала и до конца. Понять, что это за проблема, весьма просто, поскольку она заложена в смысле текста. При этом отдельные его части могут содержать намеки на другие проблемы, близкие к основной.

Как писать сочинение ЕГЭ: выделяем проблему

Внимание: эта статья является логическим продолжением вот этой статьи. Потому начать надо с неё

Для удобства напоминаю пересказ отрывка:

Помните: проблема — это какой-то скрытый вопрос. Позиция автора — ответ на него. Именно так и строим своё сочинение. Какие же скрытые вопросы поднял здесь автор?

Чтобы выделить проблему, обратимся к темам. Какие вообще понятия, темы, абстрактные предметы присутствуют в тексте?

Сразу вспоминается основной предмет их разговора —

Какая проблема этой большой темы здесь освещена? О чём именно из «детства» говорят герои? Один жалеет, что оно прошло, и жизнь теперь скучна. Его противник — Дагир — считает, что надо жить настоящим, а прошлое видится ему немного постыдным. Остался один штрих — как обозвать эту проблему красиво и коротко? Слово «детство» тоже должно фигурировать в названии проблемы с ещё одним или несколькими словами.

Ещё что? Обратимся снова к нашему пересказу. Почему Кир предлагает друзьям эту опасную авантюру? Наверное, потому что ему скучно и он недоволен реальной жизнью. И перед нами возникает образ знакомой по русской литературе проблемы «лишнего человека» (да, здесь в кавычках, потому что «лишний человек» — сугубо литературоведческий термин).

Последнее: обычно проблему в художественном тексте можно найти в длинных монологах, авторских отступлениях, когда герои начинают рассуждать. Рассуждает здесь Кир. Найдём его монолог с предложения 56.

К чему он призывает? Наверное, добавить в жизнь капельку безумства, забыть условности и прочее. А для чего? Конечно, чтобы найти частичку счастья. Вот оно — поиски счастья! Или по-другому: жизненные ценности.

Знаете, если копаться в тексте, там можно много разного обнаружить. Главное, не переборщить. Например… Да, в тексте присутствуют друзья, но проблемы значимости дружбы нет.

Спросите, а как узнать точнее?

Проблема подразумевает какое-то обязательное утверждение, вопрос или две стороны конфликта (спора), даже пускай одной из сторон будет потенциальный читатель или воображаемый оппонент («обычные люди»). Смотрите: «идеализация детства». В тексте Кир идеализирует, Дагир — нет. Проблема «лишнего человека»: Кир как «лишний человек» считает, что взрослая жизнь скучна, потому что в ней всё решает выражение «время — деньги», в ней нет места фантазии и безумствам. Это его тезис. А кто-то другой может спокойно жить настоящим, погружаться в суету будней. Третья проблема — «жизненные ценности». Она тесно связана с предыдущей. Кир считает, что истинными ценностями в жизни являются не деньги, а возможность жить интересно каждую минуту. И снова: кто-то другой может думать, что истинные ценности — хорошее жалованье и социальный статус.

Видите? Везде тезисы. А вот на проблемы из темы «дружба» в тексте тезисов не найдётся. Потому что мы не обладаем информацией, какими друзьями они были раньше, какими стали сейчас и так далее…

Значит, мы можем написать первый абзац сочинения примерно так:

проблема 1:

проблема 2:

проблема 3:

Последнее предложение первого абзаца должно обязательно содержать следующую фразу: «Так и в предложенном тексте А.Лишний затрагивает проблему идеализации детства/»лишнего человека»/жизненных ценностей». 

Первый абзац готов. Долго? А так и должно быть: дальше пойдёт легко.Если вы написали первый абзац, считайте, что вы написали сочинение», — наверное, сказал бы какой-нибудь восточный мудрец. Но так как восточные мудрецы не сдавали ЕГЭ, запишем эту мудрость себе в архив.

Устали? Если нет, переходите к следующей странице.

Главная → Cочинение ЕГЭ  →  Выделяем проблему

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector